Скачать бесплатно
Вы помогли!
Внешняя миссия
Слово Патриарха

Проповеди Патриарха Кирилла

Подробнее...

Пожертвовать
для России и Европы:

Donation

For USA with PayPal or credit card:



PostHeaderIcon Болгария

Болгарская Православная Церковь

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться уже в I веке. По преданию Болгарской церкви, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий. Евсевий Кесарийский сообщает, что во II веке, на болгарской земле, имелись епископские кафедры, в городах Дебелт и Анхиал. Участником Первого вселенского собора, 325 года, был Протогон, епископ Сардики (нынешняя София). В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа. После четырёхлетней унии с Римской церковью, в 870 г. Болгарская церковь стала автономной в юрисдикции Константинопольского патриархата. В 886 г. принимает учеников свв. Кирилла и Мефодия, которые были изгнаны немецким духовенством из Моравии. Византийцы штурмуют Преслав, хроника XI века, Иоанн Скилица При царе Симеоне І в 919 г., на Поместном церковном соборе в Преславе, провозглашается автокефалия. Собор также заявил о возведении Болгарской церкви в ранг Патриархата. Таковой статус Вселенская патриархия признала только в 927 г., во время наследника Симеона — св. царя Петра 927-969, который был женат на византийской принцессе. Во время оккупации Византией Восточной Болгарии, Болгарская патриархия перенесла свой центр в Дристр (Силистра), а затем и в различные города Македонии. После полного поражения Болгарии в 1018 г., император Василий Болгаробоец упразднил автокефалию Болгарской церкви, сделав её архиепископией с центром в Охриде. Первый Охридский архиепископ был поставлен из болгар, все же последующие епископы были греками. После восстания братьев Петра и Асеня в 1185 г. Болгария освободилась от византийского господства и восстановила церковную независимость.
В 1204 г., при царе Калояне, подписана вторая уния с Римской курией, которая длилась до 1235 г., когда Всеправославный собор в Лампсаке восстановил статус Тырновской патриархии. В XIV веке Болгария стала центром исихазма, во главе с св. Патриархами Феодосием, Евфимием Тырновскими и их учениками. В конце XIV века Болгария оказалась под властью турок и снова попала в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Этот период связан с появлением болгарских мучеников за веру — Злата Могленская, Анастасий Струмицкий и другие. 3 апреля 1860 года, в день святой Пасхи, с амвона болгарского храма в Константинополе епископ Иларион (Стоянович) вместо имени Вселенского Патриарха помянул всё православное епископство, что означало односторонний выход Болгарской Церкви из юрисдикции Патриархата. 28 февраля 1870 года был оглашён султанский фирман об учреждении автономного Болгарского Экзархата для епархий болгарских, а также тех епархий, православные жители которых в своем большинстве (две трети) пожелают войти в его юрисдикцию при сохранении канонической зависимости от Константинопольского Патриарха. Избранный в феврале 1872 года Экзарх Анфим I, вопреки запрещению Патриархии, 11 мая 1872 года совершил в болгарском храме Константинополя литургию, во время которой был торжественно прочитан акт о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной. В ответ, Константинопольский Патриарший Синод объявил Экзарха Анфима лишённым священства, а прочих единомысленных ему архиереев отлучёнными от Церкви. В сентябре 1872 года на Соборе в Константинополе болгары были обвинены в «филетизме» (преобладании национального начала) и осуждены как схизматики (См. греко-болгарская схизма). В 1945 году осуждение было снято, а в 1953 году Болгарская церковь стала Патриархатом.

Новейший раскол
В 1992 году при содействии политической власти в Болгарской церкви начался раскол. Часть иерархов выступила против Патриарха Максима, которого они обвиняли в связях с бывшей коммунистической властью, а его интронизацию считали неканонической. Раскольники составили альтернативный Синод. Большинство священнослужителей не присоединилось расколу, однако канонические иерархи официально не признавались государством, а почти все имущество церкви, кроме большинства храмов, было передано в распоряжение раскольникам. В 1996 г., бывший Неврокопский Митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом. Группировка Пимена объявила о канонизации иеродиакона Игнатия (Васила Левского). Для решения сложившегося кризиса, в 1998 г., в Софии, состоялся Всеправославный Собор, с участием представителей 13 автокефальных церквей, в том числе и семи Патриархов. В результате проведения собора представители альтернативной «Болгарской Патриархии» заявили, о своём раскаянии и выразили желание о возвращении в единение православной церкви. Собор постановил, что каждый раскол в святой поместной церкви представляет величайший грех и лишает пребывающих в нем освящающей благодати Святаго Духа и сеет соблазн среди верующих. Поэтому православные пастыри всяким образом и с приложением полной икономии должны устранять расколы и восстанавливать единство в каждой поместной церкви. Собор постановил принять покаяние раскольников. Анафема, провозглашенная Болгарской церковью, бывшему Митрополиту Пимену была снята, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские рукоположения были признаны действительными. Кроме того «совершенные ими противоканонические чинодействия объявляются аутентичными, действенными и преподающими благодать и освящение». Болгарская церковь должна признать и принять в свою иерархию неканонически рукоположенных епископов. Так же Собор постановил, что раскол 1992 года, «устраняется от жизни и памяти Святейшей Болгарской церкви, а соответственно и от всей Соборной православной церкви для славы и чести человеколюбивейшему небесному Отцу, для укрепления и славы святой Болгарской церкви и её иерархов, для спасения и искупления и освящения христолюбивого её народа». Некоторые представители альтернативной церкви не принесли покаяния, но после Всеправославного Собора их количество и влияние значительно уменьшилось. В 2003 г. иерархия Болгарской церкви получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 г. раскольнические храмы были переданы Болгарской церкви, что и можно считать концом раскола.

PostHeaderIcon Монастырь святого благоверного князя Александра Невского (Ямбол)

Монастырь святого благоверного князя Александра Невского (Ямбол)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм-памятник Рождества Христова (Шипка)

Храм-памятник Рождества Христова (Шипка)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Церковь святителя Николая Чудотворца (София)

Церковь святителя Николая Чудотворца (София)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Монастырь св. Архангела Михаила (Дряново)

Монастырь св. Архангела Михаила (Дряново)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы (Своге)

Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы (Своге)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Монастырь св. пророка Илии (Горна-Брезница)

Монастырь св. пророка Илии (Горна-Брезница)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Троян)

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Троян)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Клисурский монастырь свв. Кирилла и Мефодия (Стара-Планина)

Клисурский монастырь свв. Кирилла и Мефодия (Стара-Планина)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Монастырь Св. Троицы (Устрем)

Монастырь Св. Троицы (Устрем)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Монастырь св. Димитрия Басарбовского (Русе)

Монастырь св. Димитрия Басарбовского (Русе)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Монастырь свв. ап. Петра и Павла (Пасарел)

Монастырь свв. ап. Петра и Павла (Пасарел)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Рильский монастырь (Рила)

Рильский монастырь (Рила)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Монастырь (Аладжа)

Монастырь (Аладжа)


Aладжа монастырь является наиболее известным скальным монастырем болгарского Черноморья и одной из многочисленных скальных монашеских обителей, существовавших в XIII-XIV веках. Эти уникальные культовые памятники встречаются часто на обширной территории, охватывающей Балканы и Ближний восток. В исторической литературе утвердилось мнение о том, что их возникновение связано с появлением и распространением христианства - известно, что пещера - основной символ самых важных из таинств христианства - Рождество и Воскресения. Это объясняет присутствие пещерных обителей в жизни и практике отшельников и ранних монашеских братств IV-VI веков, а скальные монастыри периода Средновековья являются продолжением этой традиции. Существуют мнения о том, что скальный монастырь около Варны представлял собой часть огромного комплекса, включавшего свыше 500 подобных обителей на территории Северо-восточной Болгарии и связанного с распространением в XIII-XIV веках в Византии и Болгарии учения о божественной энергии - исихазма. Впервые имя монастыря упоминается в литературе в 1832 г., в книге русского писателя Виктора Теплякова “Письма из Болгарии”. Начало систематических исследований этого древнего христианского памятника было положено в конце прошлого века первыми болгарскими археологами - братьями Карелом и Герминегильдом (Гермином) Шкорпил. Еще в начале века основанные ими Варненское археологическое общество и музей берут на себя заботы по его поддерживанию и сохранению. По инициативе братьев в 1912 г. Аладжа монастырь объявлен памятником старины, а в 1957 г. по научно обоснованному предложению Национального института памятников культуры - памятником культуры национального значения.

Аладжа монастырь принадлежит к немногочисленным скальным обителям в Болгарии, с отчетливым разделением основных помещений - монастырский храм, часовня, церковь для отпевания, склеп, кухня, трапезная, монашеских кельи и хозяйственные помещения. Они расположены на двух ярусах в известняковой скале высотой почти в 40 м. В самой западной части первого яруса, рядом с лестницей для посетителей, расположена церковь монастыря. В центре ее восточной стены выдолблена небольшая алтарная ниша. Подобно другим православным церквям Средневековья, и эта была украшена фресками, но ее доступность определила их судьбу. Сохранились лишь отдельные фрагменты которые едва видны на стенах. Чуть больше информации о фресках дают нам заметки Карела Шкорпила и одна сохранившаяся акварельная копия художника Милена Сакызова, сделанная в начале века. Центральное место на восточной стене (в алтаре) занимало изображение Богородицы. Как показано на акварельной копии, Богородица сидит на высоком троне, на коленях у нее Младенец, которого она придерживает правой рукой. По краям изображения, особенно в нижней его части, отчетливо виден другой пласт стенописи. Проведенный сравнительный анализ датировки верхнего пласта позволяет датировать его XIII - началом XIV века. В таком случае нижного пласта, на котором просматривается только одна рука, придерживающая книгу (вероятно, изображение Иисуса Вседержителя) можно отнести по крайней мере к XI-XII векам. В полу церкви высечена каменная лестница, которая через узкий проход ведет в остальные помещения первого яруса. В конце лестницы начинается узкий коридор, на северной стороне которого сохранились шесть монашеских келий. Они были отделены одна от другой и от коридора деревянными перегородками. В стенах заметны небольшие ниши, в которых, вероятно устанавливались иконы или хранились другие различные вещи монахов.

Коридор ведет в обширное помещение неправильной формы. В его северо-западной стене выдолблена небольшая полукруглая ниша. Маленькие отверстия в центре потолка свидетельствуют о том, что и здесь использовалась деревянная перегородка, разделявшая помещение на две части. В западной половине (с нишей) располагалась кухня, а в восточной - трапезная. Трапезная является одно из самых важных помещений любого монастыря. Она несет в себе определенную символику, корни которой можно искать в “Тайной вечере” и в общих трапезах ранних христиан. На восток от трапезной, короткая рампа ведет в маленькое помещение, большая часть которого разрушена. Уцелевшая полукруглая апсида на восточной стене и ориентация восток - запад свидетельствуют о том, что помещение представляло собой маленькую церковь. Ее близость с находящимся внизу склепом подсказывает, что это церковь была предназначена для отпевания. Она исполняла также и еще одну - коммуникативную функцию. Деревянная винтовая лестница, вела из нее через похожее на трубу отверстие, в часовне второго яруса. В самой низкой части первого яруса разположен склеп. Остатки каменной кладки свидетельствуют о том, что он был отделен глухой каменной стеной от внешнего мира и входной площадки. В средневековом склепе было всего три места для захоронения. Их небольшое количество дает основание предполагать, что и в Аладжа монастыре существовала широко распространенная в монастырях средневековья практика через семь лет после захоронения вынимать из могилы кости умерших монахов и, после проведения соответствующего ритуала, помещать их в общую гробницу. Где находится эта общая гробница скального монастыря - неизвестно. Еще две могилы выдолблены на входной площадке. Они датируются более поздним временем, о чем свидетельствует найденный там серебряный перстень с печаткой  XVIII века.

Второй ярус скального монастыря представляет собой одну большую нишу, в восточном конце которой расположена часовня. Это единственное сохранившееся помещение монастыря построенное из камня. Часовня использовалась для второстепенных по важности, ежедневных церковных служб, в то время как в главной церкви монастыря проводились более важные и праздничные литургии. Из-за более трудного доступа к помещению в связи с расположением часовни и разрушением еще в период средневековья деревянной лестницы, ведущей к ней с первого яруса, здесь сохранилась часть оригинальных средневековных фресок. В самом хорошем состоянии находится композиция на потолке, представляющая один из основных сюжетов христианства - “Вознесение Христа”. Стиль рисунка отдельных фигур, цветовая гамма и орнаментация дают возможность отнести фрески часовни к XIII-XIV в.в., что однозначно определяет период расцвета монашеской обители. Приблизительно в 800-ах метрах к северо-западу, в пышной растительности скрыта еще одна группа расположенных на трех уровнях пещер. Братья Шкорпил назвали их “Катакомбами” по аналогии с культовыми центрами ранних христианских общин на территории Римской империи. Здесь лучше всего сохранился второй ярус. Он состоит из одного более просторного помещения неизвестного предназначения и одного поменьше - с 5-ю могильными камерами. На западной стене большего помещения и на восточной стене меньшего видны два врезанных креста ранней христианской эпохи. Дата их создания уточняется врезанными в нижних междурамиях буквами “альфа” и “омега” . Смысл их состоит в следующем: “Я (Христос) есть первый и последний, начало и конец”. На внешней площадке этого яруса есть еще одно место для захоронения и небольшой вход, который почти полностью завален сползшей вниз скальной массой. Остальные два яруса представляют собой естественные пещеры, в которых обитали монахи.

Склеп, два врезанных креста и обнаруженные находки, датируемые IV-VI в.в. (фрагменты керамики, монеты императора Юстиана I Великого (527-565 г.г.), части металлического кадила) дают основание предполагать, что Катакомбы были обитаемы в раннюю христианскую эпоху (IV-VI в.в.). К этому же периоду относятся и расположенные к востоку от Аладжа монастыря развалины раннехристиянской базилики, небольшое укрепление и несколько поселений. Неизвестно, какая связь существует между этими тремя группами памятников, расположенных на небольших расстояниях одна от другой. Возможно, Катакомбы, базилика, укрепление и поселения (а может быть и пещерные помещения самого Аладжа монастыря) являлись одним из ранних христианских центров Черноморья IV-VI веков, о которых упоминается в хрониках византийского императора Константина VII Багрянородного (913-959 г.г.). В этом случае средневековый скальный монастырь XIII-XIV в.в. являлся продолжением здесь старой христианской традиции и образовывал вместе с Катакомбами более крупный монастырский комплекс. После завоевания Болгарии турками в конце XIV в., Аладжа монастырь, как и многие другие болгарские монастыри, опустел. Но местное христианское население продолжало чтить и посещать это место и в годы рабства, о чем свидетельствует обнаруженный в склепе серебряный перстень с печаткой XVIII века. Настоящее христианское имя монастыря неизвестно. Название “Аладжа” имеет персидско-турецкое происхождение и означает “пестрый, разноцветный”. Вероятно, оно возникло из-за сохранившихся до более поздних времен фресок часовни. В конце прошлого века К. Шкорпил записал одно предание, которое гласит, что монастырь носил имя “Святого Спаса”. Оно происходит от “Христоса - Спасителя”. Не обнаружено никаких письменных свидетельств, в которых бы упоминалось об Аладжа монастыре и остальных памятниках. Остались только легенды о блуждающих среди развалин призраках монахов и лесных божествах, о бесконечных подземных лабиринтах, в которых укрыты несметные сокровища,  а может быть и свидетельства прошлого этого красивого и таинственного места.


Источник: www.bulgarian-tourism.com
 

PostHeaderIcon Монастырь свв. Константина и Елены (Варна)

Монастырь свв. Константина и Елены, Варна

История монастыря
По побережью Черного моря возведены церкви и часовни, некоторые из которых существуют и сегодня, а другие разрушены в течение веков. Они построены церковными благодетелями в знак благодарности к святым. Одна такая обитель средних веков – монастырь Св. Константина и Елены, в 11 километрах к северу от Варны. Варна расположена в заливе, образовавшийся от соединении двух мысов. На северо–восточном мысе когда-то находился монастырь Св. Дмитрий, а дальше находится монастырь Св. Константина и Елены. Сегодня монастырь Св. Дмитрий уже не существует, на его месте раскинут парк дворца Евксиноград. Со второго монастыря осталось совсем мало – церковь и здание с двумя, тремя кельями, а вокруг стоят модные гостиницы курорта Св. Костантина. Не существуют сведения когда был создан монастырь. В одной из версий говорится, что это произошло в начале ХVІІІ века. К этому заключению нас приводит надпись на самой древней сохранившийся храмовой иконы в старом иконостасе храма. Между двумя фигурами существует поврежденная надпись, в которой говорится ... из–за сильного страха христиане ... в Константинополе 1713 году ... По воспоминаниям жителей Варны, до середины ХХ века в храме хранилась икона с образами двух святых. Наверное, икона была написана в Константинополе и потом была перенесена и поставлена в иконостас церкви при монастыре. Это только предположение, потому что самые старые сведения о создании православной часовни, а позже и самого храма около которого обособилась обитель – монастырь, существуют со времен болгарского царя Ивана Асена (1331 – 1371.

Возвращаясь назад во времени видим, что Венеция и Генуа хотят от Болгарии приобрести право на доступ к болгарским пристаням на Черном море. Венеция первая заключила договор с Болгарией и ее жители остаются на болгарском рынке с центром Варна. В городе поселяются многие из них и обособляется жилой район недалеко от пристани. Сразу после Венеции, республика Генуа успела договориться с Болгарией. Несмотря на то, что не отказывают доступ, болгарские власти не имеют благосклонное отношение к ним, они уже связаны с Венецией. Поэтому генуэзцы создают пристань и поселение за стенами города. Называют его Кастрици. Район этот нынешний дворец Евксиноград и курорт Св. Константин, а пристань в северной части Варненского залива, место естественно защищенное от ветра. Вся местность заросла густым вековым лесом. Недалеко от пристани на севере, в лесу есть минеральные источники и чудотворный источник (агиазма), о чьей воде говориться, что имеет лечебные свойства. Благодаря новому жилому району, все вокруг оживает. Здесь приходят рыбаки, моряки, торговцы, много людей, которые лечатся в минеральных источниках. В это время (ХІІІ–ХІV вв.) христианство в Болгарии находится в подъеме. Болгарская аристократия щедро дарит средства на создание самостоятельных храмов, также и на целые монастырские комплексы. Еще в ХІV в. жители Варны построили маленькую церковь около чудотворного источника, недалеко от жилого района. Скоро вокруг церкви начали строить кельи, так постепенно обособляется святая обитель монастырь. Кроме монахов в этом районе поселяются и много отшельников. Местность превращается в центр духовной жизни. С тех пор по наши дни обширная местность на севере от Варненского залива называется Манастирски Рид (Монастырский холм).

В ХV в. генуэцы покинули болгарскую землю. Болгария падает под удары османцев. Монастырь продолжает жить в тяжелых условиях в Османской империи. В ХVІІ – ХVІІІ вв. жизнь монастыря постепенно прекращается. Монастырь уничтожали и поджигали много раз. Людей гоняли или уничтожали. Само название “монастырь” было опасно произносить и было забыто. Но для жителей региона этот лес священ. Снова приходили новые люди или возвращались прогнанные раньше. Они приезжали сюда, чтобы служить, жить, лечиться или на поклонение. Так просуществовала обитель “Св. Костантин и Елена”! В старом генуэзском поселении построена маленькая церковь в честь святого Дмитрия, на месте храма разрушенного в ХІХ в. турками. О создании монастыря Св. Дмитрия существует предание о спасенных кораблей капитана Дмитрия в заливе на юг от мыса Сованлык. В знак благодарности, что совершилось это чудо построена часовня святому Дмитрию. Произошло это во второй половине ХVІІІ века, согласно датировки икон монастыря, самая старая из которых с 1717 года. Во время Русско–турецкой войны в 1828–29 гг. часть русского войска размещено в районе монастыря Св. Константина и Елены. Вместе с войсками приехал и русский историк Виктор Тепляков, в своей книге “Письма из Болгарии”, изданная в Москве в 1833 году, он пишет о монастыре: Монастырь Св. Константин бедная обитель ... Храм монастыря также бедный, мрачный и узкий, как и все болгарские церкви. В 1828 году русские восстановили церковь Св. Дмитрия и построили военную полевую больницу. После оттягивания войск, больничные постройки превратили в кельи и вместе с церковью становятся монастырем. После войны монастырь возвращается к жизни. В 1832 году сюда приезжают двое преподобных брата иеромоха (монах в сане священника) – Теодосий и Агапий Кантарджиевы из города Велико Тырново. Они превращают монастырь в святую обитель. Наступают годы духовного и материального процветания. Отец Теодосий организует и основывает Св. Дмитрий. Церковь, которая несет имя святого Дмитрия вместе с построенной возле нее военной полевой больницей становятся центром. Его брат Агапий восстанавливает почти разрушенный монастырь Св. Константина и Елены. Оба монаха зажиточные люди и собственными средствами начинают строительство. Строят кельи, ограды, чешмы, начинают сажать виноградники и разбивать сады.

Позже братья организуют компанию по всей стране, чтобы собрать средства от патриотичных болгар. В это время осознанная национально болгарская общность в Варне очень маленькая и бедная. Местные греки, гагаузы и другие этнические группы не хотят помогать и даже мешают разными способами. Вопреки многочисленным конфликтам с греческой общиной, нападениям и грабежам разбойников, в протяжении тридцати лет братья монахи дают всю свою энергию и усилия и монастыри достигают благосостояние.  Интересный, но мало известен факт, что во время Крымской войны (1853–1856), когда в Варне вспыхнула эпидемия холеры, население искало убежище в этом святом месте! Что застали оба брата, преподобные Агапий и Теодосий в 1832 году? По крепостническому акту с 1822 года, имущество монастыря Св. Константина и Елены достигли 32 декара (декар - квадратный километр), а Св. Дмитрия – 10 декаров, это – двор возле церкви. 34 года позже, в 1866 году, монастырь Св. Дмитрий уже имеет нивы в 460 декаров, сады, виноградники, водяную мельницу и другое имущество. А монастырь Св. Константина и Елены с игуменом иеромонахом Агапием становится еще богаче. В имущество монастыря входят нивы свыше 1000 декаров, виноградники - 100 декаров, сады и другое имущество в участке землепользования деревни Кестрич (сегодня жилой квартал Варны – Виница), от которых получает годовую прибыль. В 1909 году измерили земельные участки специально для хозяйства монастыря Св. Константина и Елены. В имущество монастыря входили 1600 декаров нивы, сады, виноградники, жилые и дворовые места, парки, леса и пустые места.
До начала жестокого греческого владычества в 60-ые годы ХІХ века, монастырь является собственностью христианского населения Варненской околии не имея значение разницы в народности, так как поддерживается общими средствами. Для создания имущества, как и для его пользования, выбраны настоятели – болгары и греки.

Зимой 1866 года умирает иеромонах Агапий, игумен монастыря Св. Константина и Елены, a летом 1867 г умирает игумен монастыря Св. Дмитрий, иеромонах Теодосий. После их смерти, место занимает священник Константин Дыновски, он служит в двух монастырях. Но очень скоро болгарофобы прогнали его. До этого богослужение совершается на церковнославянском и греческом языках, в зависимости от нужд и присутствии одних или других богомольцев. После этого с 1867 г. в монастыре Св. Константина и Елены отслуживают богослужение только на греческом языке, а в Св. Дмитрий вообще не служат – устраивают для нужд города увеселения и для постоялого двора (гостиницы). Каждый год сдают его в аренду. В середине 60 (шестидесятых) годов ХІХ века борьба болгар за церковную независимость от Константинопольской патриархии в своем разгаре. Тогда начали отделять церковное имущество – церкви, монастыри и прилежащие к ним земли. Но Патриархия, в управлении которой греки, наносит болгарам тяжелый удар. Циркулярным письмом с 1 ноября 1865 года она обязывает митрополитов обеспечить все недвижимое имущество, которое принадлежит монастырям, церквям, школам, читалиштам и митрополиям необходимыми документами доказывающие собственность.

Болгары в Варне, так как они малочисленны, одна десятая часть жителей, не имеют возможность победить в борьбе за храмы и монастыри с греческой метрополией. Так все христианское имущество, включая монастырь и его недвижимое имущество остаются под владением греческой митрополии за долгое время, даже после Освобождения. Болгарская община в Варне поставила вопрос о незаконном их владении греками, но он так и не был решен.  С 1867 по 1880 гг. греческая метрополия в Варне владеет монастырскими виноградниками, нивами и недвижимым имуществом и каждый год сдает их в аренду. Павел Калянджиев – издатель и адвокат в Варне, посчитал годовую прибыль недвижимости монастыря Св. Дмитрия 150 турецких лир, а монастыря Св. Константина и Елены - 250 турецких лир. На эти средства содержались только греческие культурные институции и школы в Варне, как и больница, где принимали только греков и тех которые выдавали себя за греков. 1870 году является апогеем греческого духовного владычества – в монастырском настоятельстве выбраны двое греков, один болгарин и один представитель турецкой власти, они располагают с прибылью от хозяйства и монастыря. Монастырь является банком, который дает средства деревням и общинам на строительство церквей и школ. Двое греков быстра принимают решение давать в займы и помогать своим греческим культурным институциям. Представитель власти обычно не противопоставляется этим решениям, а болгарин не может сделать ничего, потому что он один. Постепенно настоятельство монастыря уступает место совету греческой духовной общины в Варне. Так все остается и после Освобождения... В 1957 году начинается расширенное строительство комплекса, после построения гостиницы Роза и ресторана Черноморец. В последующие годы, в результате масштабной строительный деятельности, построены десятки новых гостиниц и ресторанов. До 1992 года курорт называется Дружба, а церковный комплекс превращен в музей, только во время туристского сезона проводятся богослужения. В 1972 году за храм отвечает эконом Симеон Василев. Тогда сделан и последний ремонт часовни – поставили новый иконостас, сделали реконструкцию и обставили. В это время митрополитом является дед Иосиф. В 1992 году комплекс переименован достойным для этого места именем Св. Константин и Елена. В 1999 году, после 50 лет забвения восстановлен статут монашеской обители, начинается восстановление монастыря.

Адрес:
Епархийски манастир „Св. св. Константин и Елена”
Курортен комплекс “Св. св. Константин и Елена”
Телефон +359 52 362 076
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Источник: www.varnamonastery.bg
 

PostHeaderIcon Храм св. прп. Параскевы (Бяла-Слатина)

Храм св. прп. Параскевы (Бяла-Слатина)

История храма
Строителството на храма е окончателно завършено през 1887 година. През същата година е осветен на храмовия празник Петковден от Врачанския Митрополит Константин. Изграден е от дялан лицев камък с централен купол. Камбанарията е отделно от храма и е построена през 1901 г. По това време свещеник тук е о. Марин поп Андреев (1840-1916 г.). Основен ремонт е направен през 1938 г. Откъм западната част притворът е удължен с четири метра и дървеният балкон е заменен със стоманобетонен. Мазилката отвътре е подменена. Художници и резбари от София изработват нов иконостас, архийерейски трон, два аналоя, клирос, и престоли за сядане, които опасват цялата средна част на храма. Стенописите са направени до 1940 г. от художника Пефев. В един период от 26 – 27 години зографията е била доста повредена и опушена, през 1967 г. художникът Марин Начев от гр. Кнежа я преработва и реставрира. През 1978 г. е извършен външен ремонт, като са поставени улуци, водосточни тръби и всички стъкла на храма и кубето са подменени със стъклопласт в различни цветове. През 1995 година с дарения и доброволен труд на художника Васил Габровски са направени цветни витражни стъкла на прозорците в наоса и на апсидата. Храмовата икона над входа е подменена с нова, рисувана върху ламарина пак от Габровски. През 2001 и 2002 г. храмът получава дарение две красиви обковани икони от гръка Янис кум на едно белослатинско младо семейство. През есента на 2003 г. в едната от прицърковните сгради е устроено неделно училище по вероучение. През 2004 година със средства отпуснати по проект “Красива България” е направен ремонт на покрива и улуците, върху старото дюшеме е положено ново, лакирани са престолите и са боядисани проскинитариите. Храмът се сдобива и с отоплителна печка тип камина – дарение, на следнвощата година е подарена още една камина. През лятото на 2006 година в двора е издигната чешма със стенопис "Св. Богородица живоприемен източник". Автор на проекта е младият иконограф Марио Беров.
Чешмата е изградена с пари от дарения, с доброволен труд на М. Беров и Светослав Цветанов. Праз 2007 година Васил Габровски с пари от дарения изгражда втория голям витраж в наоса на храма. През 2008 година с пари дарени от общинската администрация В. Габровски продължава работата по витражите и изгражда още 6 витража в притвора, откъм фасадата и на горните фасадни прозорци. През есента на 2008 година в навечерието на храмовия празник Марио Беров поставя новата храмова икона над входа - мозайка на света Параскева, като прототипът е взет от храма в град Яш, където се съхраняват мощите на преподобната. Осветена е на храмовия празник 14 октомври 2008 година. През лятото на 2009 година е открита нова канцелания на архиерейския наместник в стаята на бившето неделно училище. През есента на 2009 година, в навечерието на храмовия празник е направен ремонт на камбанарията - на покрива , както и цялостно външно боядисване. Храмът разполага с две прицърковни сгради: Едната е построена през 1884 година с размери 5,60 на 12 м. със салон за събирания и канцелария, тя е долепена до камбанарията. Втората сграда е строена през 1952 година с коридор и две стаи, а през 1966 г. е продължена с още две стаи без коридор. По късно и двете прицърковни килии са благоустроени с течаща вода, баня и санитарен възел, а втората е разделена на две стаи и коридор. Последното е извършено в края на 90-те години.  


Адрес:
ул. "Климент Охридски" № 77;
обл. Враца;
гр. Бяла Слатина
тел. 0915/ 8 33 57

Источник: svparaskeva.dveri.bg
 

PostHeaderIcon Храм Святой Троицы (Кнежа)

Храм Святой Троицы (Кнежа)

 

Адрес:
град Кнежа, обл. Плевен
ул: "Св.св. Кирил и Методий", N:14
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Источник: www.ock.hit.bg

 

PostHeaderIcon Храм св. апостола Иоанна Богослова (София)

Храм св. апостола Иоанна Богослова, София


Адрес:
Православен храм " Свети Апостол Йоан Богослов"
София, ЖК "Левски-Г", Tel.: 441-66-57

Источник: joanbogoslov.hit.bg

 

 

 

PostHeaderIcon Храм Святой Троицы (Свиштов)

Храм Святой Троицы (Свиштов)

История храма
Уста Кольо Фичето е безспорно една от най-интересните строителни личности на нашето Възраждане, автор на много оригинални форми и конструкции на обществени и частни сгради, мостове и църкви. Към 1865 г. видни свищовлии замислят построяването на нов величествен храм, който да отговаря на общественото им положение, на нивото на тяхната култура и образование. През същата година Майстор Кольо започва строежа на беленският мост на р. Янтра. Свищовските граждани се обръщат към него с молба да оглави строежа на новата църква. В летописната книга на "Св. Троица" е отбелязано следното: "1856 г. априлъ 14 денъ, сряда се тури темелъ на новата църква на Унъ пазаръ". Но докато стотиците строители работят безспирно, по същото време свищовци се включват в друго дело - народно, велико, свято. На 15 май 1867 г. Филип Тотю превежда четата си от Зимнич близо до Свищов на път за Балкана. Мнозина свищовски младежи се присъединяват към смелия войвода. Когато четата е разбита, в града турците започват кървава разправа. Три бесилки се издигат на площада пред строящата се църква. Най-храбрите свищовски четници са обесени с надписи на гърдите за вината им. В разстояние на две години и четири месеца църквата е завършена и наречена "Света Троица". За построяването й свищовските енориаши заплатили 461 613 гроша. Резултатът е поразителен - високо над града се извисява величествен трикорабен, четирикупулен храм с камбанария-кула над придверието. За да оживи грамадното тяло на църквата, Кольо Фичето въвежда ритмично вертикално членение на фасадите чрез стройни полуколонки, свързани с фриз от малки слепи арки. За първи път в църковното строителство майсторът нарушава канона и превръща цялата източна фасада в огромна абсида с огъната вълнообразна форма.
Иконостасът на църквата е дело на майстор Антон Пешев, родом от Крушево, Македония, и е изработен в периода 1870-1872 г. Дължината му е 16 м., а височината - средно над 10 м. Върху близо 100 кв.м., при безупречна симетрия, Антон Пешев оставя обширни плоскости, на които знаменитият свищовски художник и иконописец Николай Павлович нанася своите 73 икони. За рисуването на някои от тях позират близките му - неговата снаха и сестрите му. През 1872 г. първият български екзарх Антим І посещава храма и служи в него. Същата година в Свищов пристига първият търновски митрополит Иларион Макариополски и отслужва тук Света литургия. На 28 юни 1877 г., след освобождението на града, руският император Александър ІІ присъства на молебен в църквата "Св. Троица" в памет на падналите първи жертви за Освобождението. По случай черакуването си в храма, императорът подарява 6 камбани, които са монтирани на построената от 1883 - 1886 г. камбанария от Уста Генчо Новаков. На 29 май 1889 г., по случай храмовия празник на църквата, от Търново пристига епархийсткият архиерей Климент (В. Друмев). В края на Светата литургия високият гост произнася проповед, която по-късно е използвана като претекст за последвалите събития около него - гонен, преследван и наказан заради откритото си русофилство. Строена с широк замах, погълнала големи материални средства, църквата "Света Троица" увековечава сплотеността на възрожденските свищовци, техният сговор и топлотата на религиозното им чувство в предосвобожвенската епоха.


ДСК храм "Св. Троица" - гр. Свищов
30004100/1000142310

Источник: www.hram.hit.bg
 

PostHeaderIcon Храм Святой Троицы (Добрич)

Храм Святой Троицы (Добрич)

От 1997 г. председателя на храма отец Стоян започва поетапно възстановяване на сградата. Най-неотложен е ремонта на покрива на храма, след това вътрешно и външно боядисване. Не след дълго започва реставрацията на намиращите се в храма стенописи. Към днешна дата храма е изцяло подновен. За осъществяването на идеите си отец Стоян получава подкрепата на миряните. Гражданите на Добрич, виждайки резултатите от извършеното, изразяват желание да помогнат кои с каквото може. И така малко по-малко църковния живот в общината се обогатява. Вдъхновен от постигнатото отец Стоян започва най-мащабния си проект -- изграждането на Духовния център. Въпреки трудностите и пречките, благодарение отново на щедри спонсори, Духовния център е официално открит на 19 януари 2004 г. На този ден получава одобрение и идеята на отец Стоян за създаване на Дом за деца без родители. Благословията си за осъществяването на тази идея дава и Негово Високопреосвещенство Варненския и Великопреславски митрополит Кирил. Отец Стоян има и още много идеи за организирането на редица помощни дейности, които да помагат за издръжката на децата от дома, но за успешното им осъществяване са необходими още средства.



Адрес:
ул. "Цар Иван Асен ІІ" № 2
гр. Добрич
пощенски код: 9300
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
тел: (+359) 058/ 604683

Источник:www.sveta-petka.com
 

PostHeaderIcon Храм св. великомученика Георгия (Долни Лозен)

Храм св. великомученика Георгия (Долни Лозен)


Контакты:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
дом. тел. 992 69 79

Банкова сметка
Банка ДСК ЕАД, 2112 “Христо Ботев” – “Младост 1”
Банков код: 300 2112 5, Сметка: 100 010 5913

Источник: www.de-zorata.de
 

PostHeaderIcon Храм свв. Константина и Елены (София)

Храм свв. Константина и Елены (София)

Адрес:
бул. "инж. Иван Иванов" № 70Б
(на ъгъла с ул. Пиротска, до Национален център по наркомании)
гр. София
Телефони:
GSM: 0885 300 091
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Источник: www.sv-sv-konstantin-i-elena.net
 

PostHeaderIcon Храм св. Пимена Зографского (Бургас)

Храм св. Пимена Зографского (Бургас)

Молба за помощ
Можете да помогнете и със закупуване на материали/бетон, желязо. За всеки изразходван лев Църковното настоятелство е готово да дава отчет с документи и нагледен материал.При въпроси от ваша страна сме отворени за разговор.

Райфайзен банк гр. Бургас;
BIC:RZBBBGSF
IBAN:BG51RZBB91551023017317
тел. за връзка: 0895 361 544;
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

www.newlevels.bg ,
Бургас ул. Вардар 26, ет. 5, офис1,
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , GSM: 0899918362,
тел: 056/ 530749

Источник: sv-pimen.hit.bg
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 2

 

03
Архив наших новинок
Авторизация



Гонения христиан на Украине

Гонения христиан на Украине

Подробнее...