Скачать бесплатно
Вы помогли!
Внешняя миссия
Слово Патриарха

Проповеди Патриарха Кирилла

Подробнее...

Пожертвовать
для России и Европы:

Donation

For USA with PayPal or credit card:



PostHeaderIcon Эстония

ЗАРОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В ЭСТОНИИ

История не сохранила подробных сведений о том, как и когда зародилось в Эстонии и вообще в Прибалтийском крае христианство. Близость Руси, таких городов как Новгород, Псков, Полоцк и других, оказывало просветительное влияние на пребывавших в язычестве и идолопоклонничестве жителей побережья Балтийского моря. Первые письменные свидетельства о появлении православия на эстонской земле относятся к ХII веку, но, несомненно, оно уже утвердилось с основанием в 1030 году князем Ярославом Мудрым города Юрьева (Тарту). "Сем лете иде Ярослав на чудь, и победи я, и постави град Юрьев", - гласит Лаврентьевская летопись. По какому поводу русскими был предпринят поход в летописи не говорится, вероятнее всего, он был совершен с целью обложить данью чудь, как тогда называли эстонские племена. Русские князья неоднократно предпринимали такие походы, но, налагая дань, они не затрагивали религиозной и внутренней жизни эстов.

Православие распространялось не насильно, оно всегда оставалось тем учением, которое несло мир и братство, к нему присоединялись только те местные жители, кто сам изъявлял желание принять Святое Крещение. Известно, что уже в первой половине ХII века в Новгородской и Псковской епархиях существовали правила, какими следовало руководствоваться при оглашении новокрещенных эстов. Так епископом Новгородским Нифонтом (1130-1156) предписывалось начать оглашение чудина за 40 дней до крещения. Распостранению православия в южной Эстонии способствовало возникновение в Латвии, на берегу Даугавы поселений с постоянным православным населением, не только купцов и дружинников, но и местных жителей. Генрих Латвийский упоминает, что в 1210 году русские крестили в Оденпе ("Медвежья голова", современное название - Отепя) некоторых эстов и обещали прислать священников для крещения других жителей, но обещания по какой-то причине не выполнили.

Развитие тесных добрососедских отношений между эстонцами и русскими и распостранение православной веры в Прибалтике были прерваны вторжением в начале XIII века немецкиx рыцарей. Среди местного населения крестом и мечем стал насаждаться католицизм. Для захватчиков было важно не обращение язычников к христианству, а захват земель и власти. Об этом свидетельствуют и методы, к которым прибегали миссионеры: публичные казни, насильственное крещение, зачастую даже тех, кто уже был крещен в православии. Религиозное насилие стало неотъемлемой частью политики немецких рыцарских орденов. Именно это оказало решающую роль через три столетия, когда идеи реформаторства одержали убедительную победу и установилось господство евангелическо-лютеранского вероисповедания, более близкого и понятного простому народу.

Но все же православие не могло совершенно исчезнуть. Во второй половине XIII века начали устанавливаться торговые связи между востоком и западом. Русские купцы оседали в городах Ливонии, устраивали свои конторы. Непременным условием при заключении торговых договоров было строительство православных храмов.

В Ревеле русский конец с православным храмом находился на Морской улице у малых Морских ворот. В начале XV века, в связи с оживлением торговли, численность русского населения в городе значительно выросла, и купцы из Пскова и Новгорода селились в районах улицы Вене, где был построен храм во имя святителя Николая.

В Дерпте было две православные церкви: св. Николая и вмч. Георгия, одна для новгородцев, другая для псковичей. Георгиевский храм, несмотря на противодействие немецких властей и католического духовенства, сохранил свое самоуправление и стал центром церковной жизни православного населения города. Но преследования католиков не прекращались, и в 1472 году в реке Омвжа (Эмайыги) были утоплены в проруби священник Исидор и 72 православных за отказ принять католичество. "Не можешь ты отклонить нас от истиной веры христианской; твори над нами, что хочешь; вот мы перед тобой и повторяем тебе то же, что и прежде". Тогда епископ "располившись яростию" велел всех бросить в реку.

Священник церкви вмч. Георгия Победоносца Иоанн избежал участи своих единоверцев. Он удалился из города и основал Псково-Печерский монастырь, став его игуменом с именем Иона. Обитель оказывала в дальнейшем большое влияние на распостранение православия в юго-западной части Эстонии, особенно при игумене Корнилии. Слава о подвижниках Псково-Печерского монастыря приводила жителей побережья Чудского озера в обитель. По возвращении домой рассказывали о Святой вере, чудесах и строгой жизни отшельников. Некоторые крестьяне убегали от жестокости и произвола своих господ, находили здесь свое убежище и приют, принимая православие оставаясь при монастыре.

В середине XVI века разразилась Ливонская война: Российское государство пыталось выйти к Балтийскому морю. В результате военных действий почти вся территория Эстонии попала под власть русских. На захваченных землях устраивались новые храмы. В Нарве было построено два: в крепости и в городе, и в 1570 году была учреждена епископская кафедра с центром в Юрьеве (Тарту). "Приехал в Новгород владыка с Москвы Корнилий новый с города Юрьева Ливонского". Эти сведения сохранились как в Новгородской летописи, так и записках легата папы Григория ХIII иезуита Антония Поссевина. Неизвестно сколько лет пробыл на кафедре епископ Корнилий. В синодике Псково-Печерского монастыря указан день его преставления - 5 февраля, с титулом священноепископа Юрьевского и Вельядского (Феллинского или Вильяндиского). Приемником его считают епископа Савву.

Итоги Ливонской войны были неудачны для России. Ливонский орден прекратил свое существование и его земли были поделены между Швецией и Польшей. Русское население, согласно мирным договорам, покинуло Ливонию. С поселенцами и войсками уезжало и духовенство, увозя иконы и утварь. Епископ Юрьевский и Вельядский покинул Дерпт в 1582 году, а его кафедра была упразднена. Православные храмы пришли в запустение и к началу XVIII века на территории Эстонии практически остался только храм св. Николая в Ревеле, да и тот действовал с перерывами, в основном его посещали русские купцы и те немногие православные, которые жили в это время в городе.

В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Северная война сыграла огромную роль в жизни Прибалтийского края и привела к большим переменам. Еще до заключения мирного договора 1721 года начали вновь устраиваться православные церкви для нужд как коренного населения, так и для военных. К моменту взятия Тарту русскими войсками в 1704 году православных храмов в городе не оставалось, и по приказу графа Шереметева была передана кирха св. Иоанна, где было совершено торжественное богослужение в присутствии императора Петра I по случаю победы русского оружия. В Ревеле по распоряжению генерал-губернатора Эстляндии и Лифляндии фельдмаршалa Александра Даниловича Меньшикова была передана шведская гарнизонная кирха св. Михаила, располaгавшаяся в бывшем женском цистерцианском монастыре. В храм был поставлен образ вмч. Феодора Стратилата и церковь стала именоваться Феодоровская.

Для сухопутных частей в 1721 году в Таллинне была построена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В храм были перенесены из Санкт-Петербурга список с чтимой Казанской иконы Божией Матери и древний воинский складень с тем же изображением. По наименованию иконы храм в народе стал именоваться Казанским. Для военных моряков в порту по указу императрицы Анны Иоанновны была построена деревянная церковь. Ее освятили в честь небесной покровительницы императрицы свв. Анны пророчицы и Симеона Богоприимца. Средства на строительство собирались матросами, и по преданию храм был поставлен на днище корабля, выброшенного на берег моря.

Казалось, что после присоединения Эстонии к Российской империи Православие должно было стать, опираясь на поддержку православного государства, господствующей религией, но и сама Церковь не стремилась к насилию, ни государство не оказывало зачастую даже и необходимой помощи Православной церкви. Напротив, в угоду политическим целям прибалтийскому немецкому дворянству были даны исключительные привилегии.

Православные храмы в первые годы после Северной войны подчинялись Патриаршему местоблюстителю митрополиту Стефану (Яворскому), однако в марте 1725 года управление приходами Лифляндии и Эстляндии было передано псковской епархии, во главе которой в то время стоял архиепископ Феофан (Прокопович), но отдаленность епархиального центра и особенности положения православных в среде иноверных сильно осложняло руководстово отдаленными приходами. В Прибалтике ощущался острый недостаток священнослужителей, знающих местные языки. Уровень подготовки тех, кто служил в храмах, был весьма низким. Псковские архиереи часто, во избежание недоразумений были вынуждены писать подробные инструкции по самым разнообразным вопросам, а иногда и специально выезжать на места для наставлений.

В 1764 году приходы Эстляндской губернии были переведены в подчинение Петербургского митрополита. Для непосредственного руководства было создано Эстляндское духовное правление. Санкт-Петербургские митрополиты, занятые столичными делами, бывали в Эстляндии только дважды: в 1783 году митрополит Гавриил (Петров) и в 1863 году митрополит Исидор (Никольский), который 8 сентября освятил новый храм в Вейсенштейне (Пайде) и 10 сентября совершил литургию в Преображенском соборе Ревеля.

В 1817 году было учреждено Ревельское викариатство Санкт-Петербургской епархии. Викарные архиереи непосредственно управляли православными приходами в северной Эстонии, но они постоянно проживали в столице и посещали викариатство крайне редко.

Из ревельских преосвященных хотелось бы выделить таких выдающихся иерархов как святитель Филарет (Дроздов), впоследствии митрополит Московский, проповедник и ученый богослов, государственный деятель и подвижник благочестия, митрополиты Санкт-Петербургские Григорий (Постников) и Никанор (Клементьевский), а также архиепископ Японский святитель Николай (Касаткин).

ОБРАЗОВАНИЕ РИЖСКОГО ВИКАРИАТСТВА

С восшествием на престол императора Николая I правительство России стало проявлять большое внимание к активной деятельности в Прибалтике старообрядческих общин. Члену Святейшего Синода митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Серафиму (Глаголевский) было поручено рассмотреть вопрос об образовании на территории Лифляндской и Курлянской губерний новой епархии с архиерейской кафедрой в Риге. У Псковского архиерея епископа Нафаила были запрошены сведения о положении и количестве православных в губерниях. Из-за небольшого числа православных приходов, отсутствия монастыря и недостатка денежных средств Св.Синод через своего обер-прокурора Н.А.Протасова обратился к царю с просьбой учредить в Риге не самостоятельную кафедру, а только Рижское викариатство Псковской епархии, на что Николай I дал свое согласие.
Первый Рижский епископ Иринарх (Попов, 1790-1877) был широко эрудированным человеком: знал несколько иностранных языков, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия. Служил при российских посольствах в Милане, Флоренции, Риме и Афинах. При назначении на кафедру архиерея Святейший Синод обычно подготавливал специальную инструкцию - руководство для дальнейшей деятельности. Была написана такая инструкция и для епископа Иринарха. В ней были выделены те параграфы, которые касались старообрядцев, а также общению с иноверцами: рижский викарий должен был стать главным миссионером.

Епископ Иринарх прибыл в Ригу 6 ноября 1836 года, и после официальной части приема на новом месте началась деятельность Рижского викариатства. В первую очередь самое пристальное внимание владыка уделил совершению богослужений, требовал ревностного отношения к своим обязанностям, считая, что проповедь и молитва могут убедить колеблющихся. По отношению к старообрядцам архиерей вел осторожную политику, считая, что излишний шум и радикальные меры могут только усилить отрицательное отношение к Православной церкви. При преосвященном Иринархе началось и первое движение из лютеранства в православие крестьян - латышей и эстонцев. Основной причиной этого движения было тяжелое положение в крае из-за неурожаев 1838-1840 гг. Безучастное отношение к голодающим помещиков и местных властей, слухи о возможности переселения в другие губернии России привело к тому, что люди стали обращаться к епископу Иринарху за помощью. Владыка выслушивал просителей, помогал неимущим. Видя ласковый прием православного архиерея, число крестьян-просителей увеличилось. Они начали подавать ему прошения о желании переселиться и присоединиться к православию. Все это было настороженно встречено местным начальством, во главе с генерал-губернатором бароном Паленом. Действия крестьян были восприняты как бунт, и генерал-губернатор Пален обвинил в подстрекательстве к этому епископа Иринарха и в 1841 году начал ходатайствовать о перемещении владыки из Риги, видя именно в нем угрозу лютеранству и власти немецкого дворянства в Прибалтийском крае. Ходатайство было удовлетворено, и епископ Иринарх покинул Ригу.
4 октября 1841 года епископом Рижским был назначен ректор Московской духовной академии архимандрит Филарет (Гумилевский, 1805-1866).

Несмотря на осторожность в своих действиях епископа Филарета напряженность в отношениях с властями появилась сразу. Генерал-губернатор Пален и шеф корпуса жандармов Бенкендорф боялись повторения событий 1841 года. Рижский викарий, учитывая возможность расширения своей паствы, выступил с инициативой перевода ряда богослужебных книг на латышский и эстонский языки. Знание местных языков священнослужителями находилось под самым пристальным вниманием владыки. В самые сжатые сроки их надо было изучить и уметь совершать богослужения. Несомненно епископ Филарет сам овладел эстонским и латышским: он лично участвовал в редактировании переводов богослужебных книг, принимал участие в проверке знаний священниками. В 1846 году Николай I утвердил решение Св.Синода об учреждении в Риге духовного училища, которое должно было готовить кадры для Рижского викариатства.

В 1844 году Лифляндию и Эстляндию постиг очередной неурожай. Это подтолкнуло крестьян к переходу из лютеранства в православие. В 1845-1846 гг. епископ Филарет и духовенство викариатства действовали решительно и, как-только в какой-то местности появлялись просители о переходе, сразу же туда отправляли походную церковь, священника, чтеца и певчих. С октября 1845 года центром присоединения крестьян стал город Дерпт (Тарту), где контроль со стороны местных властей был значительно ниже, чем в Риге. С 19 сентября по 11 октября 2533 эстонских крестьянина подали прошения на присоединение к православию. С прибытием в Дерпт второго священника о. Павла Невдачина начались богослужения на эстонском языке. Движение крестьян в православие охватило многие районы и на местах начали совершать богослужения на эстонском языке: в 1845 году в Ряпино и Мустве, в 1846 году в Выру, Сангасте, Пыльтсамаа и Вильянди. Всего в Лифляндской губернии в 1845 году перешло в православие 9519 крестьян. Епископ Филарет предпринимал меры для поисков подходящих кандидатов для священнослужения среди эстонцев. Первыми такими священниками стали Иоанн Колон и Киприан Сарнет.

К ноябрю 1848 года действовало 48 православных приходов. За период 1845-1848 гг. в православие перешло почти 64 тыс. крестьян или 17% населения эстонской части Лифляндской губернии. В то рже время движение в православие крестьян южной Эстонии не распостранилось на ее северную часть - Эстляндскую губернию. Напуганные событиями в Лифляндии помещики и пасторы приняли меры по улучшению положения крестьян. Под давлением местных властей Санкт-Петербургский митрополит не разрешил переход в православие в подвластной ему в церковном отношении губернии.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ КАНОНИЧЕСКОЙ ЮРИСДИКЦИИ ЭСТОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В соответствии с секретным протоколом между Советским Союзом и Германией о разграничении "сфер интересов" в состав СССР вошли Прибалтийские республики. 10 ноября 1940 года Синод Эстонской Православной Церкви Эстонии обратился к Патриаршему Местоблюстителю Блаженнейшему Сергию, митрополиту Московскому и Коломенскому, с прошением о восстановлении Эстонской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата. По определению Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского, Эстонская Православная Церковь 28 февраля 1941 года была воссоединена с Матерью - Русской Православной Церковью. В кафедральном Богоявленском соборе в Москве была совершена Божественная литургия и все присутствующие подписали акт о воссоединении с Матерью-Церковью.

Вскоре митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), назначенный экзархом Прибалтики, прибыл в Таллинн и кульминацией его визита стала Божественная литургия, совершенная в Симеоновском храме митрополитом Сергием, митрополитом Александром и епископом Нарвским Павлом (Дмитровским).

Через несколько месяцев началась война и митрополит Александр заявил о своем разрыве с Матерью-Церковью и о повторном переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Епископ Нарвский Павел остался верен Матери-Церкви. После оккупации Эстонии немецкие власти не препятствовали ни митрополиту Александру руководить жизнью приходов, оставшихся в его подчинении, ни епископу Павлу управлять русской Нарвской епархией и многими другими приходами, сохранившими верность Русской Православной Церкви.

Незадолго до освобождения Таллинна от немецкой оккупации митрополит Александр покинул Эстонию, а Синод ЭАПЦ обратился к Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) с прошением клира и мирян о возврате в каноническое подчинение Московского Патриархата.

ЭСТОНСКАЯ ЕПАРХИЯ В СОСТАВЕ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

После воссоединения Православной Церкви в Эстонии с Московским Патриархатом перед правящим архиереем архиепископом Павлом (Дмитровским) и его преемниками по Таллиннской и Эстонской кафедре епископом Исидором (Богоявленским) и Романом (Тангом) встала задача упорядочения церковной жизни в епархии, восстановления и реставрации разрушенных войной храмов. Большим подспорьем было освобождение епархии от установленных священноначалием денежных взносов на общецерковные нужды, введение бесплатного обучения в духовных семинариях и академиях для кандидатов из Эстонии, по окончании принимавших священный сан, а также выплаты пенсий из центрального пенсионного фонда Церкви.

В декабре 1955 года на Таллиннскую кафедру был назначен настоятель Таллиннского Александро-Невского собора протоиерей Георгий Алексеев, принявший в монашестве имя Иоанн. Архипастырское служение преосвященного епископа Иоанна в Эстонии проходило в период гонений на Русскую Православную Церковь, развернутых властями под руководством Н.С.Хрущева. Под любыми предлогами власти стремились распускать органы управления приходами, запрещали крестить и причащать детей, не допускали проведения крестных ходов. Все это относилось и к Эстонской епархии: здесь также закрывались и разрушались храмы, недвижимое имущество было национализировано. Угроза нависла над Александро-Невским кафедральным собором и Пюхтицким женским монастырем.

Архипастырское попечение владыки Иоанна о Таллиннской и Эстонской епархии продолжалось до 14 августа 1961 года, когда Священный Синод переместил его на Горьковскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а епископом Таллиннским и Эстонским был назначен архимандрит Алексий (Ридигер) (позднее - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II).

PostHeaderIcon Пюхтицкий Успенский женский монастырь (Куремяэ)

Пюхтицкий Успенский женский монастырь (Куремяэ)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм свт. Николая (Яама)

Храм свт. Николая (Яама)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм святого благоверного князя Александра Невского (Хаапсалу)

Храм святого благоверного князя Александра Невского (Хаапсалу)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм Святой Троицы (Тюри)

Храм Святой Троицы (Тюри)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм вмч. Георгия Победоносца (Тарту)

Храм вмч. Георгия Победоносца (Тарту)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм Иоанна Предтечи (Тапа)

Храм Иоанна Предтечи (Тапа)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм во имя иконы Божией Матери "Скоропослушница" (Таллинн)

Храм во имя иконы Божией Матери "Скоропослушница" (Таллинн)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" (Таллинн)

Храм во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" (Таллинн)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм Иоанна Предтечи (Таллинн)

Храм Иоанна Предтечи (Таллинн)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм свт. Николая в Копли (Таллинн)

Храм свт. Николая в Копли (Таллинн)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм свт. Николая (Таллинн)

Храм свт. Николая (Таллинн)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Таллинн)

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Таллинн)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского (Таллинн)

Кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского (Таллин)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм Казанской иконы Божией Матери (Силламяэ)

Храм Казанской иконы Божией Матери (Силламяэ)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Раквере)

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Раквере)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм великомученицы Екатерины (Пярну)

Храм великомученицы Екатерины (Пярну)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм великомученика и целителя Пантелеимона (Палдиски)

Храм великомученика и целителя Пантелеимона (Палдиски)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Нина)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Нина)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм св. кн. Владимира (Нарва-Йыэсуу)

Храм св. кн. Владимира (Нарва-Йыэсуу)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм Нарвской иконы Божией Матери (Нарва)

Храм Нарвской иконы Божией Матери (Нарва)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Собор Воскресения Христова (Нарва)

Собор Воскресения Христова (Нарва)

Подробнее...

 

PostHeaderIcon Храм Святого Духа (Мыйзакюла)

Храм Святого Духа (Мыйзакюла)

Подробнее...

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 2

 

03
Новинки издательства

2017jun

 

 

(июнь 2017 г.)

 

 

 

Авторизация



Гонения христиан на Украине

Гонения христиан на Украине

Подробнее...