Скачать бесплатно
Вы помогли!
Внешняя миссия
Слово Патриарха

Проповеди Патриарха Кирилла

Подробнее...

Пожертвовать
для России и Европы:

Donation

For USA with PayPal or credit card:



PostHeaderIcon Грузия

Православие в Грузии

Грузия, соседствующая с Арменией, по преданию, получила христианскую веру из рук Святой Нины, каппадокийской проповедницы, в начале IV столетия. Тогда же появились первые христианские храмы, очень небольшие по площади и простые по конструкции. Однако обстановка была не очень благоприятна для монументальных форм: власть над Грузией оспаривали друг у друга Византия и Персия. В VI в. Восточную Грузию покорили персы, и правителем её стал персидский наместник-марзпан. Мощным толчком для развития грузинского зодчества стало образованное в 70-е гг. VI в. самостоятельное государство. Грузинская архитектура VI—VII вв. была очень близка к архитектуре Армении с её центрально-купольными четырёх- и восьмилепестковыми храмами. К такому типу принадлежит прославленный Джвари в древней столице Грузии Мцхете (586 или 587—604 гг.). Согласно легенде, этот храм был воздвигнут над источавшим благовонное масло (миро) пнём того кедра, под которым молилась просветительница Грузии Святая Нина. Сходство раннегрузинских и армянских построек вполне понятно, поскольку до конца VI столетия в Восточной Грузии преобладало монофизитство и контакты с армянскими единоверцами представлялись более важными, чем связи с Византийской Церковью. Но в дальнейшем Грузия стала союзницей Византии и в отличие от Армении воссоединилась со Вселенской Церковью. С середины VII в. Грузия оказалась под тяжким гнётом Арабского халифата. Из-за бесконечных поборов арабов и карательных экспедиций строительство в центре страны прекратилось; художественная жизнь теплилась в основном на окраинах — в Кахетии, Тао, Кларджети, Абхазии. Масштабы и качество периферийных построек не могли сравниться с предшествующими, тем не менее это обеспечило непрерывность строительной традиции и подготовило расцвет грузинского зодчества X—XIII вв.

В IX в. на территории Грузии образовались независимые царства, к следующему столетию достигшие политической и экономической стабильности. Архитектура откликнулась на это появлением больших торжественных крестово-купольных храмов. Выдающимся примером такой постройки был собор Светицховели в Мцхете (1010— 1029 гг.), построенный зодчим Арсукисдзе. Конструктивно он не был чем-то неизвестным для Византии: четыре мощных устоя несли купол, завершённый обычным для архитектуры Закавказья коническим покрытием. Но центральный объём был расширен к западу, поскольку храм был местом служения патриарха Грузинской независимой Церкви и на богослужения стекались массы народа. Таким образом, здание как бы состояло из двух половин, причём каждая из них по размеру могла бы быть самостоятельным храмом. Грузинские зодчие полюбили монументальные формы, ступенчато нарастающие к центру объёмы. Храмы этого времени, сдержанно украшенные орнаментом и скульптурой, выглядят такими же незыблемыми и вечными, как окружающие их горы. Таковы, например, постройки монастыря в Гелати, заложенного объединителем Грузии Давидом Строителем в начале XII столетия. Монастыри в Грузии, так же как и в Армении, а отчасти и в Византии, выполняли очень важную культурную роль: в периоды иноземного и иноверного господства они служили очагами религии и искусства. В Гелати в XII в. существовала академия, устроенная по образцу константинопольского университета; на грузинский язык переводились сочинения греческих философов и даже древнегреческие мифы и поэмы Гомера. Неудивительно, что мозаика, украшающая апсиду собора в Гелати, также имеет немало общего со столичным византийским искусством. Историки предполагают, что эта мозаика — работа византийских живописцев. Фрески в западной части храма, значительно более скованные и как бы застывшие, принадлежат местным мастерам, а может, и монастырским художникам.

В 40-е гг. XIII в. Грузию завоевали монголы. Однако уровень художественной культуры, достигнутый к тому времени, позволил грузинскому искусству сохраниться и продолжить развитие по однажды избранному пути. В монументальной живописи XIV столетия заметны родство с константинопольской школой, воздействие «палеологовского ренессанса». В конце столетия мастер из Константинополя Кир Мануил Евгеник по заказу грузинского правителя Вамека Дадиани расписал храм в Цаленджихе, продемонстрировав виртуозное мастерство и дав образец для подражания будущим грузинским художникам. Некоторые местные живописцы тем не менее ориентировались не на изыски столичного мастера, а на грузинские росписи X—XI вв. и даже на более ранние образцы. Таким образом они старались сохранить собственную православную традицию.

PostHeaderIcon Храм Богородицы (Атени)

Храм Богородицы (Атени)

Посвященный Богородице храм в Атени был построен в начале VII века и расположен в ущелье р. Тана, в 12 км от Гори. Это выдающийся архитектурный памятник - четырехапсидный крестово-купольный храм Атенский Сион, копия мцхетского Джвари, т.е. тетраконх, внутреннее пространство которого расширено посредством угловых ниш. Построен он архитектором Тодосом. Фасады храма украшены сложными рельефами с изображениями пьющих из источника вечной жизни оленей, сцен охоты, святых и ктиторов; имеют место также надписи на грузинском и армянском языках. Часть рельефов выполнена позднее – в X в., это был один из лучших фресковых ансамблей Грузии в 1080 г. Внутренние стены богато оформлены росписью XI века, в том числе портретами исторических деятелей. Предположительно в XI были поновлены старые росписи, так как Атенский Сион вряд ли мог оставаться нерасписанным на протяжении четырёх столетий. Иконописцы из Давидо-Гареджийского монастыря (первые пещерные храмы там появились уже в VI веке) приносили свои традиции во многие другие храмы и обители - Удабно, Бертубани, Колагири... В храме можно увидеть изображения Рождества Богородицы и связанных с праздником сюжетов, что типично для фресок грузинских храмов, начиная с девятого века (более ранних не сохранилось). Каждая апсида имеет свой цикл – евхаристический, эсхатологический, богородичный и евангельский. В монастырском комплексе также сохранились: купольная церковь Орбелиани (VIII-IX века), церковь Цминда Гиорги (XI век), средневековая крепость Атенисцихе.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Монастырь Ахали Шуамта (Телави)

Монастырь Ахали Шуамта (Телави)

Действующий женский монастырь построен в XVI веке недалеко от Телави. Изначально монастырский храм был покрыт изнутри богатыми фресками, но после отмены грузинской автокефалии в XIX веке стены храма были закрашены белой краской и только в XX веке краску попытались снять, но восстановить удалось лишь отдельные фрагменты фресок. По преданию, обитель была построенна кахетинской царицей Тиной, дочерью гурийского князя. Ещё в детстве она увидела сон, что ей предстоит построить православный храм. Было показано ей во сне и место, где он должен быть, но не было открыто где оно находится. И только будучи уже женой кахетинского князя Левана, царица Тина узнала виденное ей во сне место во время путешествия по Грузии. Там и был основан монастырь, где впоследствии приняла монашеский постриг сама Тина.



Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Монастырь Рождества Богородицы Бетания (Верэ)

Монастырь Рождества Богородицы Бетания (Верэ)

Бетания (XII-XIII вв.), т.е. Вифания, действующий мужской монастырь в честь Рождества Божией Матери. Обитель расположена в лесистом ущелье реки Верэ, далеко от мирской жизни, в 20 км от Тбилиси. Называется он в память о той веси близ Иерусалма, где жили Марфа и Мария и где Господь совершил чудо над их умершим братом. Сюда, в Бетанию часто на летний отдых приезжала царица Тамар. Главный храм, напоминает перламутровую жемчужину своим нежно розоватым оттенком. Это купольное сооружение типа вписанного креста. Здесь прекрасные фрески 1207 г., изображающие царя Георгия III и его дочери царицы Тамар. Программа росписи необычная – так в конхе вместо привычного "Величия Богоматери" помещен "Спас на престоле", под которым ряд пророков. Предполагают, что эта роспись более древняя (X в.) и связана с прежним посвящением храма Спасителю. История этой обители описана ее архимандритом Лазарем (Абашидзе) в книге "Бетания – дом бедности". Молитвенная лампада не угасала в Бетании никогда. В советское время здесь оставались два монаха, переименованных в музейных работников и в таком сане продолжавших свой аскетический подвиг. Они тайно совершали таинства – причащали, крестили, отпевали. После их смерти в храме прочно осели реставраторы, от которых Церковь в 1978 г. получила "темную и сырую пещеру, уставленную лесами и захламленную". Сейчас, не зная, сложно этому поверить, потому что Бетания — один из самых уютных и приведенных после лихолетья в порядок монастырей Грузии.



Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Монастырь Бодбе (Кведели)

Монастырь Бодбе (Кведели)

Действующий женский монастырь расположен недалеко от деревни Кведели, регион Сигнахи. Главное здание монастыря - кафедральный собор освящённый в честь Святой Нины. Данный собор был построен в 850 году на месте храма св. Нины, который не сохранился. Он представляет собой трёхнефную базилику с продолговатым усечёным верхом, типичным для грузинских храмов, в следствии чего имеет внутри несколько поддерживающих колон. Собор построен из цельного кирпича, в целом несвойственного материала для Грузии в IX веке. Интерьер украшен росписями девятого века и фрагментами картин датированными от двенадцатого до семнадцатого столетий. Собор пережил отчаянные войны, землятрясения и перестройки. Однако, покрытие цементом выполненное во время профилактических работ в 80-х годах вызвали конденсацию влаги, которая повредила фрески внутри храма. Кроме того, в угрожающем состоянии находится стена XVII века окружающая храм с трёх сторон. В настоящее время собор нуждается в правильно проведённой реставрации.



Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Монастырь Вардзиа (ущелье р. Кура)

Монастырь Вардзиа (ущелье р. Кура)

Вардзиа - пещерный монастырь (построен в 1156-1205) в ущелье р. Кура, в 70 км к югу от г. Боржоми. Несколько сотен высеченных в скале помещений, соединенных ходами. В главной церкви - роспись с портретами Георгия III и Тамары. Пещерный монастырский комплекс - 12 -13 век, построен при поддержке царицы Тамары. Расположен около села Вардзия, в долине реки Кура, 70 километров от Боржоми, в Аспиндзском районе Грузии. Свыше 600 жилых, культовых и хозяйственных помещений высечено в отвесной труфовой скале на уровне 9 этажей. Пещерный комплекс выполнял несколько функций: Защитную - для обороны границ Грузинского царства, Духовную - как христианский монастырь, Продовольственную. В долине монахи выращивали виноград и сельскохозяйственные культуры. Христианский храм сохранил отдельные фрески. В Грузии при реставрации стараются как можно больше сохранить оригинал, как можно меньше вмешиваясь в авторский замысел. Поэтому грузинские памятники архитектуры аскетичны. Здесь так же молилась царица Тамара. Монастырь был предназначен только для мужчин, но в виде исключения, как царице, Тамаре были отведены отдельные аппартаменты.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Монастырь Вачнадзиани (Вачнадзиан)

Монастырь Вачнадзиани (Вачнадзиан)

Вачнадзианский монастырь расположен в 8 километрах от деревни Вачнадзиан (регион Гурджаани). Из храмовых зданий него входит базилика и купольная церковь, причём первая находится в критическом состоянии. От неё сохранилась только восточная стена. Апсида разрушена от земли до уровня окна. Состояние сохранившейся части северной стены и большего фрагмента южной стены также со временем ухудшается. Вачнадзианская церковь Святой Троицы это маленькое помещение (3,88 на 5,5 метров) XVI-XVII в.в. построенное из булыжников. Она покрыта керамической плиткой, которая в некотрых местах осыпалась. Кое-где в храме сохранились также фрагменты фресок того же периода.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Монастырь Гелати (Кутаиси)

Гелати (Кутаиси)

Монастырь Гелати основан и построен царём Давидом Агмашенебели (Строителем) в 1106 году на холме, возвышающемся над долиной реки Цкал-Цитела, неподалеку от резиденции в Кутаиси (после освобождения Тбилиси от турок царский престол был перенесен туда). От монастырского комплекса сохранились кафоликон (XII в.), церкви вмч. Георгия и свт. Николая (обе XIII в.), здание Академии, трапезная, колокольня. Кафоликон, посвященный Богоматери, построен в 1106–1130 гг. Стенам этой обители выпала честь принять и благоговейно сохранять останки величайшего грузинского правителя-христианина, умного, образованного и при жизни не расстававшегося с Евангелием. Он представляет собой хорошо сохранившийся комплекс богатый мозаиками и фресками.
На стенах роспись XII и XVI вв. В конхе апсиды мозаика XII в. – Богоматерь с Младенцем между двумя Архангелами. Фрески и мозаики в Грузии отличаются от привычных византийских огромными размерами и иными типами ликов. На протяжении многих лет Гелатский монастырь был культурным и просветительским центром Грузии и имел свою собственную академию. В этой академии было занято множество учёных-богословов, философов, ораторов и перводчиков, которые прежде работали в различных монастырях заграницей, в том числе в Манганской Академии в Константинополе. Среди сотрудников Гелатской Академии работали такие выдающиеся учёные как Иоанн Петрици и Арсен Икалтоели. В течении того времени, пока из стен Гелатской Академии распространялась обширная просветительская работа, современники называли Академию "новый Хеллас" или "второй Афон".
Гелатский монастырь принадлежит к тем немногим архитектурным ансамблям Грузии, которые сохранили свою принципиальную конструкцию параллельно с информацией об их строителях и основателях. В XIV веке Гелати был разрушен монголами, но в XV веке грузинский царь Георгий VI перестроил его. В течении VII века Гелатский монастырь потерял свою былое назначение, а в XVIII веке царь Имеретии (часть Западной Грузии) Соломон I востановил храмовый комплекс. Со дня своего основания Гелати выполнял также фунцию некрополя для царей Грузии. Гелатский монастырь сохранил великое множество настенных росписей которые датируются XII-XVIII веками. И поэтому самое чудесное в архитектуре Гелатского комплекса состоит в его фресках и мозаиках, которые возвращают ушедшие дни и напоминают нам о его создателях. Очаровывающая красота Гелатского монастыря привлекает множество гостей. Тысячи людей посещают его ежегодно.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Давидо-Гареджийский монастырский комплекс (грузинско-азербайджанская граница)

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс (грузинско-азербайджанская граница)

Давид Гареджа, комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Древнейшие монастыри Д. Г. — лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели — основаны в 1-й половине 6 в., в 10—13 вв. образовались другие монастыри. Во многих церквах и трапезных фрески 8—14 вв. с портретами исторических лиц. Монастырский комплекс Давид-Гареджа по своим, грандиозным, масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи. Этот пещерный комплекс находится в Гаре Кахети; он простирается на 25 километров вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Как выдающийся образен, строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей. По дошедшим до нас литературным источникам, историческое начало комплекса относится к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджа и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида. В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. С именем, видного деятеля IX века Иллариона Картвели связаны сооруженные южнее Лавры на склоне кельи, церковь и трапезная. Он же расширил и перестроил сооруженную Давидом церковь, которою затем благоустраивает сын Давида Строителя Дмитрий — автор гениального песнопения "Ты есть лоза виноградная", вляющегося и сейчас шедевром грузинской музыки. Архитектурная форма этой церкви, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена.
В XI веке нашествие турок-сельджуков задержало развитие монастыря, хотя жизнь в нем. и не прекращалась. Наибольшего расцвета Давидгареджа достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри - Удабно, Бертубани и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. Священной реликвией становится единственный в этой местности источник "слезы Давида''. у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники. К этому же периоду, который совпадает с объединением Грузии и подчинением монастыря Гареджа царскому двору, относится роспись церквей и трапезных. В монастыре Удабно возникает гареджийская школа живописи, которая достигает творческой зрелости в росписях Бертубани. Фрески монастырей Давид-Гареджа в своем историческом развитии связаны с монументальной живописью средневековой Грузии, и в то же время их характеризует своеобразие, выражающееся в новом решении религиозных сюжетов, в особенности графики, в повышенной экспрессии и совершенно оригинальном колорите. Гареджийская школа живописи представляет собой одно из наиболее выдающихся явлений в культурной жизни средневековой Грузии. Значение росписей Давидгареджа заключается еще и в том, что некоторые из них представляют собой портреты исторических лиц - Давида IV Строителя в Натлисмцемели, царицы Тамары и Георгия Лаша в Бертубани, Димитрия Саможертвователя и ряда ктиторов в Удабно. В XII веке, когда во главе монастырей становится Онуфрий Гареджели, Давид-Гареджа превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии.
В XIII веке, во время монгольских нашествий, монастыри были разгроблены и разрушены. Огню были преданы рукописи, образцы искусства. Замерла жизнь в Бертубани, в развалины были превращены монастыри Лавра Давида, Натлисмцемели, Додос Рка. Лишь через несколько веков, при непосредственной поддержке народа Картли и Кахети, начинается возрождение монастырей, хотя феодальная раздробленность Грузии этого периода не дает им возможности достигнуть былой силы и славы. На грани XIV-XV веков Тамерлан (Темурленг - Б.С.) подверг Грузию огню и мечу. Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давидгареджа. Еше более экономически ослабленные, они теряют свое культурное значение. В это время прекращает свое существование гареджийская школа живописи. В 1615 году полчища Шах-Аббаса за одну ночь истребили всех монахов и разграбили монастыри. С конца XVII века царь Теймураз, а затем Арчил пытаются восстановить Давидгареджийский коллплекс. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджа был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные. В XVIII веке в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ интерес к Давидгареджа постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели, и лишь в Натлисмцемели осталось несколько монахов. На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид-Гареджа много раз претерпевал погромы и разорения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии страны. Сегодня его руины говорят о былой духовной силе грузинского народа и призывают к покаянию нас, доведших эти монастыри до запустения и разрушения.



Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Монастырь Джвари (Мцхета)

Джвари (Мцхета)

Джвари (храм Креста) – знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо напротив него в Мцхете был построен кафедрал Светицховели). Он построен правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, и в честь него в грузинской церкви было установлено празднование. Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари. В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной оболочкой для национальной святыни – креста св. Нины. Строительство было закончено в 604 году , и храм дошел до нас почти без изменений. Храм Джвари – одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый популярный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на самом краю скалы, которую он продолжает и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и активно участвует в окружающем ландшафте. Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с 4 примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов. К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).
Невозможно представить себе мцхетский пейзаж без Джвари – он как бы связал окружающие горы. Мцхетский Джвари – гениальное творение грузинского культового зодчества, исполненное простоты, спокойствия, строгости и гармонии. Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Исключительную художественную ценность имеют рельефы Джвари, особенно надо отметить «Вознесение Креста» в тимпане южного входа. После всего сказанного неудивительно, что именно эти гармония и таинственность привлекли в свое время внимание Лермонтова к этому месту, «где, сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и именно сюда им было перенесено место действия поэмы «Мцыри».
Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их ок. 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Монастырь Иоанна Зедазенского (Зедазени)

Монастырь Иоанна Зедазенского (Зедазени)

Монастырь, в его нынешнем виде, был возведен в VII-VIII вв. вблизи устаревшей крепости. Монастырь Иоанна Зедазенского – трехнефная базилика, сложенная из тесанного камня и грузинского кирпича. Длина и ширина монастыря – 13х13 метров, высота – 10,7 метра. Северная стена монастыря – глухая, в западной стене выход заложен, двери храма выходят на юг. В восточной части храма расположен алтарь, над которым имеются три оконца, толщина стен – 0,8 метра, ширина южных ворот – 1,35 метра, высота – 2,2 метра; ширина западной калитки – 0,95 метра. Колокольня монастыря Иоанна Зедазенского сложена из кирпича. В восточном пределе храма под подковообразным каменным пологом погребен настоятель монастыря с 501 – 531 г. Иоанн Зедазенский, в центре храма – Гиви Заалович Гурамишвили – дядя жены Ильи Чавчавадзе – Ольги. На северной стене храма до наших дней сохранилась картина неизвестного живописца VII века – «Единоборство святого Георгия с драконом». Внутри храма на сравнительно высоких столбах установлена каменная мрежа, такая же как и в Шуамтийском монастыре (в данное время Зедазенская мрежа экспонируется в Государственном музее Грузии). Там же погребен преемник Иоанна Зедазенского дьякон Илья (531-542). У Зедазенской церкви бьет источник, воды которого скопляются в каменном бассейне. Верующие считали источник целебным. «Из-под фундамента этой церкви, - пишет царевич Вахушти, - струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась, когда ее черпают чем-либо, и этой водой лечат недуги». Для монахов Зедазенского монастыря «целебный» родник служил в прошлом источником немалых доходов.
В 1705 г. верхняя Зедазенская церковь была разрушена иноземными захватчиками. С той поры на Зедазенской горе осталось два церковных строения: часовня у подножия горы и монастырь Иоанна Зедазенского, расположенный в средней части горного склона. С 1479 года Зедазенский и Шио-Мгвимский монастыри являлись фамильными усыпальницами владетельных феодалов Зедгенидзе- Гурамишвили. В последующие годы Зедазенский монастырь пришел в запустение и в 1849 году был обновлен. Долгое время Зедазенский монастырь оставался без настоятеля. 10 января 1888 года Зедазенскую обитель, по повелению экзарха Грузии Паладия, принял настоятель Шио-Мгвимского монастыря епископ Александр Окропиридзе. Об этом газета «Иверия» писала: «Епископ Александр пожаловал в Сагурамо и принял монастырь Иоанна Зедазенского. Собранные трудами верующих 21 тысячу сто рублей епископ Александр передал Шио-Мгвимскому монастырю, на эти средства по распоряжению духовных властей в обитель были приняты 10 монахов – грузин, в торжественном слове епископ пообещал также содействовать возрождению Зедазенского монастыря». В 1889 г. епископ Александр Окропиридзе полностью реставрировал монастырь Иоанна Зедазенского, но поскольку обитель не владела земельными угодьями или какими-либо другими источниками доходов, да и богомольцы шли сюда неохотно, а так как Зедазенские леса служили прибежищем для разбойников, то и монахи вскоре покинули Зедазенскую обитель. С 1932 по 1946 год смотрителем Зедазенского монастыря был монах Эквтиме, в миру Эстате Соломонович Кереселидзе (1866-1946 гг), в прошлом владелец типографии и издатель многих книг. До 1932 года монах Эквтиме некоторое время был смотрителем Мцхетского кафедрального собора Светицховели.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Монастырь Икалто (Телави)

Монастырь Икалто (Телави)

Монастырь основан преподобным Зеноном Икалтийским в VI веке рядом с селом Икалто, что в 7 км от Телави. В этом комплексе в настоящее время имеется действующая церковь, где для поклонения выставлены мощи её основателя - прп. Зенона Икалтийского. Также как и в Гелати, монастырь имел собственную академию построенную в XII веке Давидом Строителем и потому являлся одним из культурных центров Грузии. В ней преподавал знаменитый философ Арсен Икалтоели, одним из учеников которого являлся великий поэт Шота Руставели. Монастырский ансамбль состоит из нескольких строений возведённых в разные времена - в нём находится маленькая купольная церковь VI в. Самеба (Святой Троицы), купольная церковь IX в. Хвтаэба (Святого Духа), однонефная зальная церковь XII-XIII вв. и развалины знаменитой Академии. Академия представляла собой образец гражданской архитектуры, но до настоящего времени не сохранилась - она была разрушена полчищами шаха Абаса I в 1616 году. Храм же претерпел множество реконструкций, последняя из которых завершилась в XIX веке.



Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Монастырь Кватахеви (Гори)

Монастырь Кватахеви (Гори)


Храм возведён в XII веке в зелёной долине недалеко от Гори.

Источник: georgia.orthodoxy.ru

 

PostHeaderIcon Монастырь Кинцвиси (Карели)

Монастырь Кинцвиси (Карели)

Средневековый монастырь расположен в живописном ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели (Грузия). Монастырь действующий, мужской. В настоящий момент он состоит из трёх храмов, колокольни и руин различных второстепенных построек. В главном, купольном прямоугольном кирпичном храме св. Николая (рубеж 12-13 вв.) множество знаменитых фресок того же времени. Среди сохранившихся росписей можно увидеть изображения ангела из "Благовещения", жен-мироносиц, прп. Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнели, св. Нины, вмч. Георгия, ктиторские портреты - царя Георгия III, царицы Тамар, царевича Георгия, Антония Сагирисдзе, первого министра царицы Тамар.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Монастырь (Мартвили)

Монастырь (Мартвили)

Монастырь состоит из главного храма VII века, церкви Мцире Чиквани (X век), столпа (XI века) и ограждающей стены со второстепенными постройками. Церковь Мцире Чиквани это двухярусный храм, первый этаж которого служил местом захоронения. Через просторную арку этого этажа есть проход во внутренний двор. В церковь можно войти по каменным ступенькам с западной стороны. Сооружение построено из обтёсанного желтоватого камня и покрыто черепицей, фасад украшен декорированой аркадой. Позже храм стал местом погребения для семьи Чиквани, именно по этой причине церковь носит их имя.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Монастырь Моцамета (Гелати)

Монастырь Моцамета (Гелати)

Недействующий монастырь Моцамета является памятником грузинской архитектуры. Главный храм построен в память о братьях Давиде и Константине Мхеидзе, погибших от пыток арабского захватчика - Мурвана Ибн Мухамеда в VII веке и причисленных к лику святых Грузинской Церкви. Их мощи лежат в одной гробнице, подножием которой служат деревянные львы. В праздник Давида и Константина к монастырю стекаются богомольцы из всех концов Западной Грузии, и гробницу мучеников окружает народ более многочисленный, чем боевая дружина, когда они вступили в бой с Мурваном.
Царь Баграт III перестроил церковь в X веке. Настоящее здание было ещё раз реконструировано в XIX столетии.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Некреси (Кварельский район)

Некреси (Кварельский район)

Недействующий монастырь расположенный за рекой Алазани в Кахетии Кварельского района. Состоит из нескольких зданий построенных в разное время. Сохранились небольшая трехнефная базилика (конца IV в.), построенная во время правления царя Трдата, старшего сына царя Мириана. Церковь построена из грубо отёсаного камня и стоит на фундаменте, преобразованном в гробницу. Это строение называется базиликой только исходя из её внешних форм. Центральный неф завершающийся формой подковы и формировавший апсиду на востоке узок и высок. Он связан с проходами через широкие подковообразные арки. В VI-VII веках здесь был возведён также главный храм Пресвятой Девы тоже базиликового типа, который имел несколько важных настенных надписей и фресок XVI века. В комплекс входили ещё купольная квадратная церковь (IX в.) и епископский дворец XVI в. Маленькая базилика монастыря на протяжении веков функционировала как один из важных культурных центов Кахетии. Она была построена вскоре после провозглашения Христианства официальной религией государства. Во второй половине VI Авив (один из знаменитых 13 сирийских Святых Отцов) стал главной некресской епархии. Монастырь подвергался множеству атак со стороны мусульман. Существует одна такая легенда: Некреси был атакован мусульманами, и в качестве защиты монахи выпустили наружу свиней. Когда исламские воины увидели свиней на своём пути, они оставили свою враждебность и покинули монастырь с миром. В память об этом спасении свиньи были провозглашены защитниками Некресского монастыря и до настоящего дня Богородичный храм Некреси единственная церковь в Грузии, для которой свинья оказалась как бы жертвенным животным.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Мужской монастырь (Новый Афон)

Мужской монастырь  (Новый Афон)

Мужской монастырь в Новом Афоне был основан в 1875 году русскими монахами из Пантелеймонова монастыря со святой горы Афон в Греции. Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Расположен он на берегу Черного моря, к северу от Сухуми. Здесь, по преданию, в I веке проповедывали Андрей Первозванный и Симон Канонит. Неподалеку от храма также находится пещера, в которой уединялся и молился св. Симон, мученически погибший близ Севастии (нынешний Сухуми). Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен. Монастырь также известен фактом участия в его строительстве императора Александра III в 1888 году. Православная церковь празднует 23 мая память одного из 12 апостолов Христа - Святого апостола Симона Кананита. Святыней монастыря является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня.
В 1875 сюда прибыли иноки русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне в поисках места для новой обители, куда могла бы отселиться часть афонской братии. Восставшие в 1877 во время русско-турецкой войны абхазы разрушили первоначальные постройки, но в 1879–1900 годы они были реконструированы и дополнены новыми (архитектор Н.Н.Никонов). Древнейшим из них является храм Симона Кананита, восходящий к 6 в. Новые же храмы (церкви Покровская, Вознесенская, Андреевская, Афонских преподобных, а также величественный собор во имя св. Пантелеймона), выстроенные в стиле «неовизантийского» историзма, составили живописный ансамбль на фоне гор – со спускающейся вниз «царской тропой» (названной в память о визите Александра III).
Еще дальше к северу на морском побережье находился принадлежащий Новому Афону Пицундский Успенский скит (на месте античного Питиунта). Главная его достопримечательность – византийский крестово-купольный Софийский храм 10 в. с мозаиками 16 в. После октябрьского переворота монастырь был закрыт и превращен в санаторий, войдя в состав городка Ахали-Афони. Близ бывшего Успенского скита, на месте древнего Питиунта, с 1952 велись раскопки, открывшие, в частности, базилику 5 в. с фрагментами замечательного мозаичного пола. Попытки возобновления иноческой жизни на Новом Афоне затруднены в силу политической нестабильности в Абхазии.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Монастырский комплекс Питарети (Тетрицкаро)

Монастырский комплекс Питарети (Тетрицкаро)

Монастырский комплекс Питарети построен в 1216-1222 г. во время царствования Лаша-Георгия, который привёл Грузию в золотой век политического объединения и художественного расцвета, и находится в районе Тетрицкаро, в удалённом относительно населённых пунктов месте. Ктитором Питарети был царь Амиреджиб Кавтар, сын Каджипай. Главным строением комплекса является Пресвятой Богоматери - один из лучших образцов грузинской культовой купольной архитектуры в период царствования царя Георгия. Он украшен великим числом мастерски изогнутых каменных орнаментов, а в его интерьере сохранились фрески различных периодов.
Храм был заброшен ещё очень давно, но в настоящее время фрески находятся в отреставрированном и защищённом состоянии. Выдающийся монастырь на протяжении всего начала XVIII-го столетия был закрыт насовсем в 1731 году после многочисленных вторжений. Здание тогда впало в постепенный распад. Землятрясения и неровное проседание фундамента было причиной разрушения каменной кладки и важных фресок XV-го века, уязвимым к протеканиям воды. Разрушительное землетрясение в 1988 повредило купол, монолитное строение крыши, и каменные мемориальные доски. Политический переворот 1990-х повлёк за собой оставление деревни и потерю постоянного человеческого присутствия в этих местах. Сейчас грузинское правительство надеется привести Питарети в прежнее состояние.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Ркони (Ркони)

Ркони (Ркони)

Рконский монастырь был построен в седьмом столетии, но как следует из мемориальной доски на базилике монастыря, в VII веке строительство только началось, но продолжалось оно уже на протяжении XI-XII веков. В настоящее время монастырь находится в критическом состоянии и нуждается в срочной реставрации.  


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Преображения женский монастырь (Самтавро)

Преображения женский монастырь (Самтавро)

Самтавро (первая половина XI в.) в честь Преображения Спасителя действующий женский монастырь. Находится в Мцхете. Выстроен на месте небольшой деревянной церкви IV в. Тип центральнокупольного сооружения. Купол и отдельные части храма были перестроены после землетрясения в XIII-XIV вв., тогда же сооружена алтарная преграда. Фресковая роспись датируется XVI-XVII вв. В этом храме похоронен царь Мириан, крестивший свою страну, и его жена Нана. В церковной ограде монастыря покоится старец Гавриил , один из самых любимых грузинских святых. Даже в будний день могилка не бывает пустой, приходят люди – женщины, мужчины, дети, садятся на коленочки перед могилой, на нее раскладывают кошельки, драгоценности, фотографии дорогих людей, записные книжки и молятся о горестях, разговаривают со старцем.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Сапара (Месхетия)

Сапара (Месхетия)

Сафарский монастырь расположен в горах недалеко от Месхетии в южно-восточном направлении. Он основан св. Саввой в XIII веке. Монастырь действующий, мужской. В настоящее время это обитель для 20 монахов и послушников которые живут сельским хозяйством и пожертвованиями от населения.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Тимотес Убани (Цагвери)

Тимотес Убани (Цагвери)

Монастырский комплекс основан в XIII веке недалеко от курорта Цагвери в Боржоми. Состоит он из замкового типа церкви построенной в X веке и большого купольного храма. Монастырь действующий, мужской.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 3

 

03
Архив наших новинок
Авторизация



Гонения христиан на Украине

Гонения христиан на Украине

Подробнее...