Скачать бесплатно
Вы помогли!
Внешняя миссия
Слово Патриарха

Проповеди Патриарха Кирилла

Подробнее...

Пожертвовать
для России и Европы:

Donation

For USA with PayPal or credit card:



PostHeaderIcon Литва

История христианства в Литве


Христианство в языческую Литву пришло извне. В 988 году, как известно, крестилась, т.е. приняла христианство, соседка Литвы Киевская Русь. Крещение Руси не означало, конечно, что вся Древняя Русь в одночасье стала христианской, но именно с этого момента началось интенсивное распространение христианства в пределах страны и вскоре большая часть древнерусских земель озарилась светом Христова учения. В литовских землях ситуация была несколько иная. Языческие традиции были более развиты и стойки, поэтому язычество оказало здесь значительное сопротивление христианству.

Кроме того, ко времени проникновения христианства в литовские пределы произошло печально известное разделение Церкви на православную и католическую, а вместе с разделением стало появляться и соперничество. Исторически сложилось так , что христианство в Литву шло именно из этих уже соперничающих христианских Церквей - из православной Древней Руси и из католической Польши и Ливонии. Все это и предопределило развитие и дальнейшую судьбу Православия в Литве.

По свидетельству известного историка Г.Я. Киприяновича, который ссылается на летописи епископа Петра Камеранского, православная христианская вера была занесена в Литву уже в XI столетии. Известно, что русские князья с тех незапамятных времен предпринимали походы в глубь литовских земель и строили там для собирания дани различные укрепления. И наоборот - литовские дружины неоднократно совершали набеги на русские земли. По словам профессора истории М.О. Кояловского, "задолго до татарского нашествия литвины сближались с белорусами и проходили в восточную Россию через их страну, как свои люди".

Таким образом, в те далекие времена имелись постоянные военные, торговые и бытовые контакты языческой Литвы и православной Руси, что и способствовало проникновению и распространению Православия в литовских землях.

До XIII века Литва была раздроблена на отдельные земли, управляемые князьями, нередко враждовавшими друг с другом. Этой раздробленностью литовских князей воспользовались немецкие и тевтонские рыцари, подчинившие своей власти большую часть литовских земель. В этой ситуации земли, оставшиеся свободными, поспешили объединиться в единое государство, чтобы совместными усилиями отстоять свою независимость. Основателем объединенного Литовского государства, первым королем Литвы стал великий князь Миндаугас (Миндовг).
 
Миндаугас был могущественным правителем. Русские же земли в то время находились под татаро-монгольским игом (или под угрозой завоевания) и кроме того были ослаблены междоусобицами, поэтому дружинам Миндаугаса не стоило большого труда подчинить Литве соседние восточные земли. На этих землях проживало славянское население, уже давно принявшее Православие. В покоренных городах были многочисленные православные храмы и свои епископы. Это обстоятельство способствовало знакомству с Православием и его распространению в Литовском государстве. Сам великий князь Миндаугас, как свидетельствует Гусынская летопись, в 1246 году принял православие. Правда, сделано это было скорее по расчету, чем по зову сердца. Оно потребовалось великому князю для того, чтобы сблизиться с русскими князьями и найти в их лице союзников в борьбе с Тевтонским орденом, который надвигался на Литву с запада. Потом, когда возникла необходимость сблизиться с орденом, Миндаугас принял католичество, оставаясь, при всем этом, привязанным к язычеству.

Сын Миндаугаса Вайшвилкас (Войшелк) в молодости прославился своей жестокостью. Но затем в его жизни произошел коренной поворот: познакомившись в православном городе Холме с игуменом Григорием, Вайшвилкас стал христианином. Новая вера вскоре превратила сурового язычника в смиренного монаха - крестившись, Вайшвилкас, принял затем монашеский постриг и даже посетил Афон. Вернувшись на родину, он в 1261 году основал в Лавришево, на берегах реки Неман, монастырь, где и стал проводить строго аскетическую жизнь. Обстоятельства в стране требовали, однако, чтобы в период с 1264 по 1267 год этот православный монах покинул Лавришевский монастырь и занял великокняжеский престол, став великим князем Литовским.

После Вайшвилкаса Литовским государством правили: Шварна - сын Галицкого князя Даниила, усыновленного Войшелком, который способствовал распространению христианства в Литве; Тройден - суровый язычник, преследовавший христиан; Римунд - сын Тройдена, не только принявший православие, но и монашеский постриг с именем Елисей. Он подвизался в упомянутом уже Лавришевском монастыре под Новогрудком и воздвиг там православный храм Вознесения Господня. При великом князе Гядиминасе (1316 - 1341), после присоединения к Литве значительной части белорусских и украинских земель, Литва стала называться "Великим княжеством Литовским, Жмудским и Русским", а сам князь - "князем Литвы и многих русских земель". Русское население, исповедавшее православие, составило две трети этого княжества. Сам Гядиминас в течение всей своей жизни оставался язычником, но, не желая раздражать своих многочисленных подвластных, проявлял полную терпимость к православию, разрешал строить и украшать православные храмы в своих владениях, дозволял креститься своим сыновьям, выдавал своих дочерей замуж за русских князей и сам во втором и третьем браке был женат на русских княжнах Ольге и Еве.

Вообще следует отметить, что в те времена брачные союзы литовских князей с русскими православными княжнами не являлись чем-то необычным, равно как и русских князей с литовскими княжнами. И очень часто такие брачные союзы были связаны с переходом из язычества в православную веру. Подсчитано, что русских княжен, выданных замуж за литовских князей, было 16, и 15 литовских княжен вышли замуж за русских православных князей. Всего же в Литве было 56 православных князей. Великий князь Альгирдас (1345 - 1377), будучи достойным преемником своего великого князя Гядиминаса, еще больше расширил пределы Великого княжества Литовского, создав тем самым еще большие возможности для контактов неправославных литовцев с православным населением присоединенных территорий. Следствием таких контактов было все большее распространение Православия в Литве. Сам Альгирдас, родившийся от русской матери, еще до того, как стать великим князем, вступил в брак с витебской княжной Марией Ярославной и переехал на постоянное местожительство в Витебск. Есть предположение, что "живя в Витебске, Ольгерд принял там святое Крещение с именем Александр". Здесь он в полной мере овладел русским языком, усвоил русские понятия и привычки. Возвратившись затем в Вильну и сделавшись великим князем Литовским, Альгирдас все так же благосклонно относился к христианству и к русской народности. При нем в столичном граде, заботами его супруги Марии Ярославны, был построен православный храм святой Параскевы-Пятницы, в котором Мария после смерти была погребена.

Вскоре после смерти Марии Ярославны, которая при жизни была "великою защитницею христиан русской веры", Альгирдас вынужден был уступить настоянию языческих жрецов и предал смерти своих придворных Нежило, Кумеца и Круглеца, крестившихся в православную христианскую веру с именами Антоний, Иоанн и Евстафий, и отказавшихся, в силу своих христианских убеждений, совершать жертвоприношение "священному" огню. Придворные язычники и жрецы, видя в укрепляющемся христианстве угрозу своим верованиям и своему положению при дворе, потребовали у великого князя или вразумить отступников, или сурово наказать, с тем, чтобы "дурной" пример не был заразителен для других. Но ни темное заключение, ни увещевания самого князя, ни жестокие мучения не сломили стойкости исповедников Христовой веры, и тогда Альгирдас вынужден был принести их в жертву, чтобы не настроить против себя так называемую "старую Литву". Антоний, Иоанн и Евстафий были повешены.

Казнь состоялась в 1347 году в дубовой роще, находившейся в южной части города, там, где сейчас расположен собор бывшего Троицкого монастыря. В силу данного обстоятельства это место мученической кончины исповедников православной веры очень дорого и современным православным жителям нашего города. Жестокая казнь Антония, Иоанна и Евстафия не только не остановила обращения язычников в православную веру, но даже способствовала ему, ибо стойкость и мужество мучеников за веру сделали ее еще более притягательной. Более того, мученическая кончина исповедников веры Христовой ввела их в сонм святых Православной Церкви, а нетленные их останки стали предметом благоговейного почитания для последующих поколений. Канонизация (причисление к лику святых) литовских мучеников совершилась в Константинополе по инициативе патриарха Филофея в период между 1354 и 1374 гг., при Киевском митрополите Алексие. Это очень редкий, а может быть и беспрецедентный, случай в истории Церкви, когда столь скоро после кончины мученики, ввиду чудотворений, исходящих от их цельбоносных останков и глубокого их почитания, были причислены к лику святых. Нетленные мощи святых в настоящее время почивают в пещерном храме Свято-Духова монастыря, привлекая и в наше время многочисленных богомольцев, прибывающих из разных мест, чтобы выразить свое благоговение к святыне и вознести здесь свои молитвы с верой и упованием на небесное предстательство святых мучеников.
 
Как уже отмечалось выше, великий князь Альгирдас относился к православным весьма благосклонно; случай с Антонием, Иоанном и Евстафием, несомненно, был исключением, вызванным особыми обстоятельствами. В целом же во время его правления православная вера в литовских землях заметно расширилась и укрепилась. В столичном городе было воздвигнуто несколько православных храмов; большим почитанием среди литовского населения пользовались православные святые - Антоний, Иоанн и Евстафий, Кирилл Туровский, преподобная Ефросиния Полоцкая, литовская княжна Евпраксия Псковская и др. В 1397 году великий магистр Кондрат Юнгинген перед всем европейским двором свидетельствовал, что в Литве незаметно успеха латинства, литовцы больше обращаются в русскую веру. Вот как объясняет такое положение польский историк Литвы Юзеф Ярошевич: "Известно, - пишет он, - как мало отвечало своим целям вооруженное миссионерство крестоносцев. Силой навязанная религия, а вместе с ней чужое господство, не ослабили язычество литовцев, наоборот, придали ему больше силы и упорства в сопротивлении. Напротив, слова Евангелия, распространявшиеся мирным путем, находили более легкий доступ. Русь первая стала направлять в Литву проповедников учения Христова, проникнутых таким духом. И в самом деле, христианство восточного исповедания с самого начала делало здесь значительные успехи".
Для Православия обстоятельства полностью изменились в худшую сторону при сыне и преемнике Альгирдаса Ягайле (1377 - 1392). Будучи с детства православным, но стремясь получить руку польской королевы Ядвиги и корону польского королевства, он, изменив православию, принял католичество и, вступив в 1386 году в брак с Ядвигой, обязался ввести среди своих подданных католическую веру. Именно при короле Ягайле в литовскую государственную, общественную и церковную жизнь, медленно, но все шире, начинают проникать католические начала. В 1387 году в Вильнюсе было объявлено о крещении Литвы, разумеется в католическую веру, и с этого времени Католичество стало государственной религией. Приверженцев Православия стали склонять к принятию Католичества путем ограничительных мер и лишения многих прав.

Во время правления великого князя Витаутаса (1392 - 1430), в связи с оформлением в 1413 году в Городле предполагаемой унии Великого княжества Литовского с Польшей, была предпринята попытка к соединению Православной церкви с Католической посредством унии. Московская митрополия в то время, равно как и Литовско-Русская особая митрополия, учрежденная еще при Альгирдасе, находилась в церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата. Литовско-Русская митрополия управлялась Киевским митрополитом Киприаном, который после смерти Московского митрополита Алексия был перемещен в Москву, и под его управлением оказались обе митрополии. Князь Витаутас, не желая видеть своих подданных в какой-либо зависимости от Москвы, с которой находился в недружественных отношениях, настоял, чтобы был избран и поставлен отдельный митрополит в его владениях. Им в 1416 году стал Григорий Цамвлак. Далее, ориентируясь на Горольдскую унию, великий князь Витаутас решил достичь и вероисповедного единства, чему, по его мнению, могла бы послужить созданная по образцу государственной, уния Православной церкви с Католической. Однако, вызванный на Констанцский собор Римско-католической церкви, митрополит Григорий не согласился на такую унию, и первая попытка ее введения окончилась неудачей.

При преемнике Витаутаса Швитригайле (1430 - 1432) положение православных вновь улучшилось, но это было кратковременное облегчение, так как вскоре против князя был организован заговор, и он лишился правления. Характерно, что заговорщики вменяли ему в вину распространение православия. В 1432 году при помощи Польши Великим князем Литовским стал Жигимантас (Сигизмунд) Кястутович. Его политическая ориентация на католическую Польшу не замедлила сказаться и на положении Православной церкви в Литве. Особенно печальные для Православия времена наступили после Люблинского сейма 1569 года, когда Литва и Польша объединились в одно государство. Вновь, как и после Горольдской унии, стал подниматься вопрос о церковном объединении, или унии.
 
Уния была провозглашена на соборе в Бресте в 1596 году. Но после провозглашения унии ее надлежало ввести и распространить в среде православных. А это было делом более трудным, чем найти несколько епископов, согласных подписать унию. Пришлось то и дело прибегать к силовым, административным мерам, ибо православный народ унию не хотел принимать. Еще на Брестском соборе представители Православия организовали контрсобор, на котором единогласно и торжественно отвергли унию с Римом и дали обет твердо и ревностно защищать свою веру. Эта борьба за чистоту своей веры продолжалась почти 250 лет. Лучшие представители православного духовенства и мещан не щадили при этом ни своего достояния, ни своих сил, ни даже своей жизни. Особенно успешное сопротивление оказывали объединения, именуемые братствами. Деятельность братств заключалась в том, что они скрепляли и сплачивали православных, благоустраивали храмы, занимались просветительской деятельностью, изданием книг, благотворительностью. Прочную опору имела Православная церковь в монастырях. Особое место здесь занимает Свято-Духов монастырь, который воистину был оплотом Православия в то трудное для нашей церкви время. Достаточно сказать, что в Вильнюсе, после насильственного обращения православных церквей в униатские, храм Свято-Духова монастыря оставался единственным православным храмом во всем городе. При монастыре действовало, и весьма плодотворно, Виленское Свято-Духовское братство, возникшее на базе вытесненного униатами из Троицкого монастыря церковного братства Святой Троицы. Другие, менее значительные православные монастыри нередко отдавали себя под надзор и руководство Свято-Духова монастыря и перенимали его порядки.

Хотя со временем Уния и получила известное распространение, но популярности и авторитета, несмотря на все усилия, не снискала. Униаты существовали презираемые как православными, так и, довольно часто, католиками. Их вера, как впрочем и православная, считалась холопской верой: дворянство и шляхта, изменяя православию, стыдились Унии и старались переходить в т.н. "панскую" веру - Католичество. Само правительство тоже не очень ценило Унию: сенаторских мест униатская иерархия, несмотря на все обещания, так и не получила и, по сравнению с католической иерархией, постоянно оставалась в обидном, приниженном положении. Уния нужна была правительству не сама по себе, а лишь в качестве переходной ступени для обращения православных в Католичество. Многие православные, став униатами не по убеждению, а по принуждению, хранили в глубине души привязанность к вере отцов и были готовы при первой же возможности вернуться к ней. Попытки возвращения в лоно Православия предпринимались неоднократно, но окончательный уход из Унии был осуществлен лишь в 1839 году, когда изменилась политическая ситуация и в Православие возвратилось более полутора миллионов униатов.

Инициатором воссоединения униатов с Православной церковью был выходец из среды самих униатов, знаменитый Иосиф Семашко. Он и его ближайшие помощники епископы Антоний Зубко и Василий Лужинский созвали 12 февраля (старого стиля) 1839 года в Неделю торжества Православия в Полоцке собор униатских архиереев и высшего духовенства, на котором составили торжественный Акт о присоединении Униатской церкви к Православной и прошение на имя императора с приложением 1305 подписей. Радость воссоединения выразилась торжественными Богослужениями во многих городах и селах. В память этого знаменательного события была отчеканена специальная медаль с надписью: "Отторженные насилием (1596) воссоединены любовью (1839)". Иосиф Семашко занимал Литовскую кафедру с 1833 года и почил в сане митрополита в 1867 году. Его останки покоятся под ракой с мощами святых Литовских мучеников в, им же устроенном, пещерном храме Свято-Духова монастыря.

Обозревая историю Православия в Литве с момента возникновения и упразднения Унии, не трудно убедиться, что Православие имеет здесь очень древние исторические корни, и в своем прошлом было довольно широко распространено в литовских землях. Очевидно и то, что оно не навязывалось насильственным, административным путем, а пленяло сердца воплощением в жизнь света Христова учения. В этом - его сила и слабость. Времена Унии прекрасно иллюстрируют это: перед силовым напором не выдержало, в количественном отношении многое потеряло, но веру свою все же соблюло, несмотря на 250-летнее испытание, и при первой же возможности возродилось.

Нынешняя православная епархия в Литве продолжает испытанную веками традицию православного свидетельства и видит свою миссию в том, чтобы хранить в чистоте и святости свою веру, учить добру и любви, сеять мир и тишину в сердцах людей и вести их ко спасению. На принципах братской любви мы стремимся создать и наши отношения с другими христианскими церквями, в частности с Римско-католической церковью Литвы. Не на путях искусственной унии надлежит нам искать заповеданного Христом единства, а в союзе мира и любви. Находить и хранить общее наследие, а не акцентироваться на том, что разделяет - вот путь, которым все мы должны идти сегодня.

PostHeaderIcon Марие-Магдалинский женский монастырь (Вильнюс)

Марие-Магдалинский женский монастырь (Вильнюс)

 

Смуты в 1860–1863 годах в Северо-Западном крае, вдохновителем которых во многом было католическое духовенство, побудили правительство упразднить ряд католических монастырей. В их числе был закрыт в 1864 году монастырь ордена «визиток». На месте упраздненного католического Высочайшим императорским повелением от 9 ноября 1864 года был учрежден православный женский монастырь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, который был открыт 22 июля 1865 года. При обители действовала школа для девочек-сирот и иконописная мастерская. Во время Первой Мировой войны насельницы Мари-Магдалинского монастыря были эвакуированы в Петроград. В 1919 году, по возвращении, они были поселены в бывший Свято-Троицкий монастырь. С 1938 года сестры жили при храме святого благоверного князя Александра Невского. Но в 1960 году они были вынуждены переселиться в один из корпусов Свято-Духовского монастыря, где и пребывают поныне. В Марие-Магдалинском монастыре проживает двенадцать насельниц. Благочинная – инокиня Архелая.


Адрес монастыря:

г.Вильнюс, ул.Аушрос Варту, 10–15, 01129
Тел. монастыря: +370-5-262-84-05

Источник: http://www.orthodoxy.lt

 

PostHeaderIcon Свято-Духов мужской монастырь (Вильнюс)

Свято-Духов мужской монастырь (Вильнюс)

Виленский Свято-Духов мужской монастырь формировался на рубеже XVI–XVII веков. После заключения Брестской Унии в 1596 году, существующий до того православный Виленский Свято-Троицкий мужской монастырь оказался под властью униатов-базилиан. Из обители стали изгонять братию, которая к 1609 гόду постепенно образовала новый монастырь при построенном в 1597 году Свято-Духовом храме. Сюда же были перенесены из отнятого униатами монастыря типография, училище и богадельня. Среди насельников новой Свято-Духовской обители были иноки и из других православных монастырей, захваченных униатами. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Леонтий (Карпович), известный своим исповедническим подвигом: в 1610 году он был заточен в темницу. Монастырь первоначально был подчинен Константинопольскому Патриарху. Но с 1686 года – в юрисдикции Московского Патриарха. Главный Престол монастырского собора освящен в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Собор имеет два предела: правый – во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, левый – во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены. Внизу под главным алтарем собора – пещерный храм во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, причисленных к лику святых в конце ХIV столетия. В пещерном храме погребен митрополит Виленский и Литовский Иосиф (Семашко) († 23 ноября 1868 года).

В настоящее время в монастыре проживает десять насельников:
1.   Архимандрит Ефрем (Иодо)
2.   Архимандрит Ермоген (Климов) – эконом монастыря
3.   Игумен Антоний (Гуринович) – благочинный монастыря
4.   Иеромонах Иоанн (Ковалев)
5.   Иеродиакон Мелетий (Грущенко)
6.   Иеродиакон Тихон (Фокин)
7.   Иеродиакон Никита (Васильев)
8.   Монах Богдан (Калашник)
9.   Монах Евстафий(Никулин)


Монастырем управляет митрополит Виленский и Литовский Хризостом.

Адрес монастыря:
г.Вильнюс, ул.Аушрос Варту, 10
Тел. монастыря: +370-5-212-78-81    

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (Рокишкис)

Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (Рокишкис)

Первоначально небольшой деревянный храм в городе Рокишкис был построен в 1895 году на казенные средства. Но постоянный приход при храме образован только в 1903 году. Во время Первой Мировой войны в помещении храма немцы оборудовали госпиталь. В 1921 году с апреля по май совершались богослужения, но потом МВД передало храм католикам. Об этом радели католические епископ П.Карявичюс и священник М.Янкаускас еще с 1919 г. Православный храм был реконструирован в костел св.Августина для школьников. Епархиальный Совет просил вернуть храм и его собственность. С 1933 года священник Григорий Высоцкий совершал богослужения у себя дома. В мае 1939 года была освящен небольшой, занимающий часть дома священника, новый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (приход получил компенсацию за старую церковь). По данным Епархиального Совета в 1937 году постоянных прихожан было 264 человека. В 1946 году было 90 прихожан. Советской властью Александро-Невский приход был официально зарегистрирован в 1947 году. В костеле св.Августина был оборудован властями спортзал, а в 1957 году здание костела было снесено. В настоящее время настоятелем Александро-Невского храма является священник Сергий Кулаковский.
 
Адрес храма:
г.Рокишкис, ул.Гядимино, 15

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм в честь Животворящей Троицы (Швенчёнис)

Храм в честь Животворящей Троицы (Швенчёнис)

Православный приход в городе Швенчёнис был создан в 1842 году. Просторный каменный храм в честь Животворящей Троицы был воздвигнут в 1898 году на средства, выделенные российской царской властью, а также на добровольные пожертвования прихожан. В 1928 году здание храма капитально отремонтировано. В 1946 году было 158 постоянных прихожан. Советской властью Свято-Троицкий храм был официально зарегистрирован в 1947 году. Была попытка со стороны властей закрыть приход, но решение было аннулировано. По данным Епархиальной власти в то время постоянных прихожан было 85 человек. В настоящее время настоятелем храма является священник Димитрий Шляхтенко.

Адрес храма:
г.Швенчёнис, ул.Вильняус, 20

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Ужпаляй)

Храм во имя святителя Николая Чудотворца (Ужпаляй)

Просторный каменный храм в местечке Ужпаляй был воздвигнут для русских колонистов, переселенных на места сосланных участников восстания 1863 года. Генерал-губернатор М Н.Муравьев выделил средства для строительства храма из фонда контрибуции сосланных. Во время Первой Мировой войны богослужения были прерваны, здание храма не пострадало. В 1920 году богослужения в Никольском храме возобновились. Сначала Ужпаляйская община была приписана к Утенскому приходу. С 1934 служил постоянный настоятель. По данным Епархиального Совета в 1937 году было 475 постоянных прихожан. В 1944 году из-за военных действий здание повреждено. В 1945 году было около 200 прихожан. В советские времена храм был официально зарегестрирован в 1947 году. Но уже летом 1948 года решением Утенского Исполкома приход был закрыт, в здание храма было складировано зерно. Но из-за протестов верующих и уполномоченного Совет Министров это закрытие несанкционировал. В декабре Никольский храм был возвращен верующим. В настоящее время настоятелем храма является священник Сергий Кулаковский.

Адрес храма:
местечко Ужпаляй, Утенского района

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм в честь Покрова Божией Матери (Интурки)

Храм в честь Покрова Божией Матери (Интурки)

 

Каменный храм в честь Покрова Божией Матери в местечке Интурки был построен в 1868 году на средства царской власти (10 000 рублей), выделенные ею после подавления польского восстания в 1863 году. По данным Епархиального Совета в 1937 году было 613 постоянных прихожан. В Покровском храме в 1934–1949 годах служил исповедник о.Петр Соколов, отбывавший срок в лагерях с 1949 по 1956 год. 1946 году было 285 прихожан. Советской властью храм был зарегистрирован в 1947 году. В настоящее время настоятелем храма является священник Алексий Смирнов.


Адрес храма:

местечко Интурки, Молетского района

Источник: http://www.orthodoxy.lt

 

PostHeaderIcon Храм во имя священномученика Никандра (Лебенишки)

Храм во имя священномученика Никандра (Лебенишки)

Деревянный храм в местечке Лебенишки был воздвигнут в 1909 году на средства купца Ивана Маркова, который пожертвовал на строительство 5000 рублей. Тогда в Лебенишках жило около 50-ти русских семей, которые выделили под храм около двух десятин земли. Царской властью был дан лесоматериал. В 1924 году 150 православных окормлял священник из Гегобрасты. В 1945 году было около 180 постоянных прихожан. Советской властью приход был официально зарегистрирован в 1947 году. Настоятелем до своей смерти в 1954 году был священник Николай Круковский. После чего священник раз в месяц приезжал из Рокишкиса. В настоящее время настоятелем храма является священник Алексий Смирнов.

Адрес храма:
местечко Лебенишки, Биржайского района

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм во имя святителя Николая (Гегобросты)

Храм во имя святителя Николая (Гегобросты)

Храм во имя святителя Николая в местечке Гегобросты построен в 1889 году для русских колонистов, которым еще в 1861 году было роздано около 563 гектар земли (поселение было названо Никольское). По данным Епархиального Совета в 1937 году было 885 постоянных прихожан, приход имел настоятеля. В 1945 г. было около 200 прихожан. Советской властью приход был официально зарегистрирован в 1947 году. В 1945–1958 годах настоятелем был протоиерей Николай Гурьянов, позже священник приезжал из Рокишкис и Паневежиса.  В настоящее время настоятелем является священник Алексий Смирнов.

Адрес храма:
местечко Гегобросты, Пасвальского района

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм в честь Рождества Богородицы (Рагува)

Храм в честь Рождества Богородицы (Рагува)

Небольшой каменный храм в местечке Рагува был воздвигнут в 1875 году на казенные средства. В 1914 году было 243 постоянных прихожан. После Первой Мировой войны церковное хозяйство в Вельжисе отнято: земля была отдана школе, молочной фабрике и местной администрации, а в церковном доме поселились учителя. Храм был приписан к Паневежису. По данным Епархиального Совета в 1927 году в окрестностях было 85 православных. Советской властью храм был официально зарегистрирован в 1959 году. Тогда число прихожан было всего 25–35 человек. Священник раз в месяц приезжал из Паневежиса. В 1963 году местные власти предлагали закрыть приход. Храм не закрыли, но богослужения велись нерегулярно, иногда раз в несколько лет. В настоящее время настоятелем храма является священник Алексий Смирнов.

Адрес храма:
местечко Рагува, Паневежского района

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (Аникщяй)

Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (Аникщяй)

Первый деревянный храм в городе Аникщяй был построен в 1867 году. В 1873 году неподалеку от него был воздвигнут новый каменный храм в честь святого Александра Невского, который был построен на пожертвования и оборудован на казенные средства. Во время Первой Мировой войны храм был разграблен. В 1922 году управление района просило Департамент вероисповеданий передать здания, принадлежащие приходу, школе. Но эта просьба не была полностью удовлетворена. Было отобрано только 56 гектар земли и церковный дом, в котором оборудован школьный класс, поселились учителя. По данным Епархиального Совета в 1937 году в приходе было 386 человек. В 1946 году – около 450 человек. Советской властью приход был официально зарегистрирован в 1947 году. В настоящее время настоятелем храма является священник Алексий Смирнов.

Адрес храма:
г.Аникщяй, ул.Билюно, 57

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм в честь Воскресения Господня (Паневежис)

Храм в честь Воскресения Господня (Паневежис)

Небольшой деревянный храм в честь Воскресения Господня в городе Паневежис был воздвигнут в 1892 году. По данным Епархиального Совета в 1937 году постоянных прихожан в Воскресенском храме было 621 человек. В 1925-1944 годах настоятелем и благочинным был о.Герасим Шорец, усилиями которого Паневежских приход стал важным центром церковной и общественной жизни. В Воскресенском храме с марта по ноябрь помещалась Сурдегская икона Божией Матери. При храме действовали благотворительное общество, которое содержало приют. Выпускались апологетические листки и т. п. В 1945 году было около 400 прихожан. В советские времена Воскресенский приход официально был зарегистрирован в 1947 году. В настоящее время настоятелем храма является священник Алексий Смирнов.

Адрес храма:
г.Паневежис, ул.Тильвичё, 6

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм в честь Всех Святых (Зарасай)

Храм в честь Всех Святых (Зарасай)

Первый деревянный храм в городе Зарасай был воздвигнут в 1838 году на казенные средства. В 1885 году он был перенесен на кладбище и освящен в честь Всех Святых. В начале ХХ столетия в Зарасай были, кроме православного, старообрядческий и единоверческий храмы. В 1877 году в Зарасай был воздвигнут каменный Преображенский храм также на казенные средства. В 1936 году горсовет решил перенести этот храм из центра города на ул.Бугос. Министерство Просвещения для этого выделило средства. Храм был перенесен около 1938 года. В 1941 году Преображенский храм сгорел. Богослужения совершались в храме Всех Святых на кладбище. В 1946 году было около 300 постоянных прихожан. В советские времена Всехсвятский приход был официально зарегистрирован в 1947 году. В настоящее время настоятелем храма является священник Сергий Кулаковский.

Адрес храма:
г.Зарасай, ул.Кауно, 16

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм в честь Вознесения Господня (Утена)

Храм в честь Вознесения Господня (Утена)

Православная община в городе Утена была зарегистрирована в ноябре 1989 года и начала ходатайствовать перед государственными властями о возвращении церковного дома. Протоиерей Иосиф Затеишвили совершил первое богослужение в молельном помещении в марте 1995 года. Полностью здание передали общине в 1997 году, которое было отремонтировано с помощью спонсоров.  В приходе постоянных прихожан - 30 человек.  В настоящее время настоятелем Вознесенского храма города Утена является священник Сергий Кулаковский.

Адрес храма:
г.Утена, ул.Майронё, 6

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм в честь Рождества Пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна (Висагинас)

Храм в честь Рождества Пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна (Висагинас)

Приход в поселке строителей АЭС в Снечкусе зарегистрирован в 1990 году. Первые Литургии и требы совершались на квартире. 7 июля 1991 года о.Иосиф Зетеишвили провел первое богослужение в выделенном АЭС кирпичном здании. Через год по благословению владыки Хризостома церковь была освящена во имя святого Иоанна Предтечи. С 15 сентября 1999 года по настоящее время настоятелем прихода служит священник Георгий Саломатов. При материальной поддержке епархии совершено обновление церкви. В приходе – 200 человек.

Адрес храма:
г.Висагинас, ул.Седулинос аллея, 73-а

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм во имя великомученика Пантелеимона (Висагинас)

Храм во имя великомученика Пантелеимона (Висагинас)

Подготовительные работы по возведению храма начались весной 1996 г. на цоколе так и не построенного 14-этажного дома, безвозмездно переданного приходу руководством Игналинской Атомной станции (АЭС) по просьбе настоятеля  о.Иосифа. 9 августа  2000 г. Митрополит Хризостом освятил храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, где стали регулярно совершаться богослужения. Строительство второго этажа храма, как вначале и первого, осуществляется благодаря финансовой поддержке епархии, АЭС, Висагинского Самоуправления, а также частным пожертвованиям.        В храме во имя святого великомученика Пантелеимона в городе Висагинас служат три клирика: настоятель протоиерей Иосиф Затеишвили, благочиннный Висагинского благочиннического округа, священник Димитрий Шляхтенко и диакон Игорь Решетько.


Адрес храма:
г.Висагинас, пр.Тайкос, 4
Тел. храма: 8-38-670-658

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм во имя архистратига Божия Михаила (Шилуте)

Храм во имя архистратига Божия Михаила (Шилуте)

Молитвенный дом в стенах средней школы. Богослужения здесь совершались с 1989 года священниками, приезжающими из Каунаса и Таураге. С осени 1996 года по настоящее время настоятелем в Михаило-Архангельского храма в Шилуте является игумен Алексий (Бабич). В приходе - 20 человек постоянных прихожан.

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (Векшняй)

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (Векшняй)

Первоначально в местечке Векшняй в 1867 году на средства Никольского Братства (г.Каунас) православная церковь была оборудована в жилом доме. В 1875 году был воздвигнут новый каменный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Царской властью переданы церкви мельница и 5 гектар земли, которые в 1924–1925 годах были изъяты. В сороковых годах прошлого столетия при храме действовали сестричество имени преподобного Сергия и молодежный культурно-просветительский кружок. В 1937 году постоянных прихожан Сергиевского храма было 1297 человек. В 1944 году здание храма сильно пострадало, поэтому богослужения совершались в частном доме. В 1947 году храм был вновь отстроен, торжественно освящен и зарегистрирован. Настоятель окормлял православных в Мажейкяй. В настоящее время настоятелем Свято-Сергиевского храма является иеромонах Нестор (Шмидт).

Адрес храма:
Векшняй, Н.Акмянского района, ул.Витауто

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Свято-Троицкий храм (Мариямполе)

Свято-Троицкий храм (Мариямполе)


Адрес храма:
г.Мариямполе, ул.П.Армино 38а
Настоятель священник Игорь Ринкевич

Источник: http://www.orthodoxy.lt

 

PostHeaderIcon Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (Кибартай)

Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (Кибартай)

Каменный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского в городе Кибартай был воздвигнут в 1870 году для железнодорожников. Средства (15 000 рублей) и земля для постройки храма были выделены царскими властями. Во время немецкой оккупации в здании храма был склад. В начале 1919 года МВД здание хама, здание школы и 2 приходских дома с землей передало в ведение Сейнайского католического епископа. Был оборудован костел. Около 420 православных верующих в те времена собирались на молитву в арендуемых помещениях. Они много раз просили разные министерства, президента, Сейм вернуть церковь. Для здания был необходим капитальный ремонт (накануне войны начато расширение, разобраны боковые стены позднее заколочены досками). В 1929 году католический приход испросил займ у Министерства финансов на постройку нового костела. А полуразрушенное здание бывшего Александро-Невского храма по решению Кабинета Министров было возвращено православным верующим. Они за свои средства его отремонтировали. В 1935 году митрополитом Елевферием (Богоявленским) восстановленный храм был торжественно освящен. По данным Литовского православного епархиального совета в 1937 году постоянных прихожан в Александро-Невском храме было 1431 человек. При нем действовало Покровское Братство. Приход все церкви Литвы обеспечивал свечами. В 1945 году было около 280 прихожан. В советские времена приход официально был зарегистрирован в 1947 году. Настоятель Кибартайского прихода духовно окормлял православных Вилкалишкиса, Виштитиса, Науместиса. В Кибартай приезжали верующие и из Калининградской области. В настоящее время настоятелем Кибартайского храма является священник Игорь Ринкевич.

Адрес храма:
г.Кибартай, ул.Басанавичяус, 19

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (Таураге)

Храм во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (Таураге)

 

Первый храм в честь Виленских мучеников в городе Таураге был построен еще в 1853 году в здании бывшей таможни. В 1875 году был воздвигнут новый каменный храм на средства МВД. Во время Первой Мировой войны и позднее здание храма использовалось под склад. Православные не раз просили МВД, Сейм вернуть церковь. Но все же в 1925 году здание храма было продано на аукционе и снесено. На его месте построен дом стрелков. Православные верующие свои богослужения совершали в лютеранском молитвенном доме и на частных квартирах. Только в 1933 году они смогли воздвигнуть новый небольшой деревянный храм на кладбище. Для этого было выделено правительством 5000 литов, которых вначале не хватило. Епархиальным Советом был организован сбор средств по храмам епархии. В 1937 году постоянных прихожан в таураге было 608 человек. Советской властью приход был официально зарегистрирован в 1948 году. В 1958 году здание храма было расширено. В том же году количество прихожан было 170 человек. В настоящее время настоятелем Таурагского храма является игумен Алексий (Рискин).


Адрес храма:
г.Таураге, ул.Санделю, 1

Источник: http://www.orthodoxy.lt

 

PostHeaderIcon Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (Каунатава)

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (Каунатава)

Небольшой деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в местечке Каунатава был воздвигнут на средства некоего купца из Санкт-Петербурга, добровольно пожертвовавшего на строительство 5000 рублей, в 1894 году. Самостоятельный приход при храме был учрежден в 1895 году. Храм был построен на земле, некогда принадлежащей католическому приходу. Летом 1921 года по приказу МВД здание храма с землей было передано Католической Церкви. В то время Скорбященский приход был довольно большим: постоянных прихожан насчитывалось около 500 человек, которые воспротивились передаче католикам здания храма и подали прошение Кабинету Министров. 21 декабря того же года было решено оставить храм православным. По данным Епархиального Совета в 1937 году постоянных прихожан в Скорбященском храме в Каунатава было 981 человек. В советские времена приход был официально зарегистрирован в 1947 году. Тогда только раз в месяц приезжал священник из Колайняй и Тельшяй. В настоящее время настоятелем в м.Каунатава является иеромонах Нестор (Шмидт).

Адрес храма:
м.Каунатава, Тельшяйского района

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 

PostHeaderIcon Храм в честь иконы Божией матери «Смоленская» (Колайняй)

Храм в честь иконы Божией матери «Смоленская» (Колайняй)

До семидесятых годов XIX столетия в селении Колайняй действовал костел католического монастыря кармелитов, который в 1867 году был переустроен в православный храм в честь Преображения Господня. Внутренней реконструкцией здания храма занималось Каунасское Свято-Никольское православное Братство, а деньги для этого пожертвовало Братство Виленского Свято-Духова монастыря. Название местности переименовано в Благовещенское. В 1922 году храм и 44 гектар земли возвращены Католической Церкви. Преображенский храм был реконструирован в костел. В те времена в Колайняй католиков почти не было, но жило много православных колонистов (в 1921 году численность их составляло1342 человека). Они писали прошения в разные инстанции с просьбой возвратить храм. Богослужения в это время совершались в молитвенном доме. В 1940 году был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери храм, устроенный из деревянного жилого дома. По данным Епархиального Совета в 1937 году постоянных прихожан этого храма было 1753 человек. В 1945 году в округе жило 845 православных прихожан. В советское время Смоленский храм был официально зарегистрирован в 1947 году. В настоящее время настоятелем храма в Колайняй является иеромонах Нестор (Шмидт).

Адрес храма:
с.Колайняй, Кельмского района

Источник: http://www.orthodoxy.lt
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 3

 

03
Новинки издательства

2017jun

 

 

(июнь 2017 г.)

 

 

 

Авторизация



Гонения христиан на Украине

Гонения христиан на Украине

Подробнее...