Печать PDF

novomuchВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляю всех с воскресным днем, с памятью все новомучеников и исповедников Российских, которые согласно постановлению Поместного Собора 1918 года, совершается в ближайшее воскресенье к 25 января. Потому что в этот день был убит первомученик Российский Владимир митрополит Киевский. Он убит был большевиками, которые по наводке националистов хотели устранить себе препятствие к национализации Украины.

Начиная со священномученика Владимира, и многих других святых мучеников 1918 года, русская Церковь озарилась бесчисленным множеством святых, которые пролили свою кровь, прошли через тяжелейшие пытки и муки на протяжении всего XX века, вплоть до падения большевистского режима 1991 году. Потому что еще в 80-х годах многие христиане за имя Господне были в тюрьмах и концлагерях, но они сохраняли веру в Христа Спасителя.

В этот день мы празднуем наш, православный день победы над большевизмом, над коммунистической мифологией, которая нагло восстала против Бога и была ниспровергнута, не убийствами и злобой, а любовью мучеников, которые возлюбили Христа даже до смерти. Они возлюбили Его больше собственной жизни, они возлюбили Христа до самого конца и за это были прославлены Богом Всемогущим. Чем новомученики отличались от христиан до эпохи гонений. Христиане до гонений очень резко изменялись во время этого огня, пожирающего пламени, искушения, которое пришло на них. Многие люди менялись. Мне самому пришлось общаться с людьми, прошедшими концлагеря за имя Иисуса Христа.

Те люди, которые казались праведными, святыми, упали. Они гордились, они высокомерничали, они считали себя праведными, рассчитывали на свою праведность и оказались не способными справиться с сатанинским валом ненависти, который на них обрушился. Мы даже не представляем себе, какой кошмар дал коммунизм России. Коммунизм стоил для нас пяти Отечественных войн, никак не меньше. Потому что за четыре первых года революции погибло 28 млн. человек. Это просто убыль населения, а реально, сколько погибло, мы даже не знаем. И сколько было убито позже, мы тоже представить себе не можем. Происходили совершенно чудовищные вещи, т.е. человек заживо превращался в дьявола. Срывало все хорошее, что было на человеке, вылезала страшная ненависть и злоба человека, преступившего Творца.

В этой ситуации оказалось, что человеческими силами с этим валом злобы и ненависти справиться невозможно. Люди убедились в этом уже в 1917-1918 годах, злоба и ненависть которая сжигает и истребляет абсолютно все, преодолима лишь нечеловеческой силой. Силой Бога. Поэтому мгновенно, в 1918 году, возникает появление общины вокруг святого Причастия. Не просто общины, клуба по интересам, как сейчас пытаются создать общину, которая собралась вокруг какого-то батюшки, что конечно хорошо, но не достаточно. Или вокруг какой-то идеи. Идейные общины и в начале революции тоже возникали. И они все вылились в обновленческий раскол. Истинные общины возникали вокруг Господа Иисуса Христа Сына Божия. Вокруг Него, вокруг Его силы, вокруг Его святой Чаши, Его святого Евангелия вырастает настоящая община и благодаря этому новомученики и устояли.  Сразу же после революции люди начали очень часто причащаться, не реже раза в неделю.

Был резкий скачок, если до революции причащались раз в год, а многие и раз в год не причащались, то после революции начали причащаться раз в неделю и даже чаще. Даже возник вопрос об отмене в некоторые дни Великого поста Литургии Преждеосвященных Даров, чтобы люди могли причащаться. И причащались они не просто так, а для того, чтобы укрепиться и получить силу и взаимную поддержку. Все люди, которые прошли через эти общины, например, община святого праведного Алексия Мечева – Московского чудотворца и другие общины, например отца Павла Троицкого, они все отличались тем, что люди в этих общинах собирались во имя Христа.

Они пели акафисты, изучали слово Божие, читали Евангелие, но это не было подменой церковного собрания. В церквах это было уже невозможно, потому что власти за это преследовали. Это было то, что восполняло недостаток поддержки, которая была раньше обычным путем. Люди поддерживали друг друга, интересовались друг другом, собирали помощь сосланным в лагеря, собирали помощи тем людям, которых изувечили коммунисты и которые умирали от голода. И люди, сами умирающие, поддерживали тех людей, которые страдали больше их.

Это выражение любви вырастало не из чего иного, как из чаши Господа Иисуса Христа. Потому что похожего ничего раньше не было до революции. Только отдельные светильники светили на земле русской и казалось, что еще чуть-чуть и постепенно все угаснет. Но произошел резкий скачок – люди разделились перед лицом этого воинствующего зла. Люди поняли, что Бог их посетил таким образом, и те люди, которые остались верны Богу, стали гораздо лучше, чем были раньше. Читал в дневниках Николая Японского, который умер за пять лет до революции, что в Японии как-то говорили, «вот бы нам сейчас небольшое гонение, чтобы христиане в себя пришли». В этих словах есть здравый смысл. Человек, которого гонят, понимает, что он здесь не навсегда. Ему нельзя здесь обустраиваться. Представьте себе, можно ли обустраиваться в Советской России в 1918 году, когда могут ночью прийти и расстрелять. Таким образом, человек вспоминает, что он здесь странник и пришелец. То, о чем мы теоретически знаем, но забываем.

Человек понимает, что есть с кем ему идти, это его братья-христиане, которых он любит, которые любят его и которые готовы поддержать его. Позднее многие эти общины были разгромлены, сократились до нескольких человек, а некоторые вообще были полностью уничтожены, были расстреляны вместе со всеми своими семьями. Но они не исчезли, их сила не пропала. Наоборот, эти общины положили начало нашему современному общению. Во времена гонений христиан отличало чувство того, что все христиане братья, где бы они не находились.

Такой партийности, как есть сейчас, что эта церковь хорошая, эта похуже, к этому батюшке надо ходить, к этому батюшке не надо ходить, такого не было. Те христиане знали, что они единая Церковь Иисуса Христа Сына Божия, они знали, что у них Родины на земле нет, а есть Родина на Небе. Они знали, что здесь на земле мы должны сражаться и победить во враждебном мире, быть верными Христу до смерти, получая силы от святой Чаши. Это было ощущение, которое царило в этих христианах до самого падения коммунизма. Поэтому многие люди, которые вышли из старых христиан, которые сохранили веру со времен гонений, они сохранили этот дух, и может быть, благодаря им Церковь сейчас не раскололась.

Какой был натиск в 90-х годах, сколько было националистических движений, да и сейчас их сколько посмотрите. Об Украину уже не говорю. Тем не менее, Церковь сохранилась. Расколы проходили только на окраинах, которые меньше всего были затронуты гонениями. Эта закваска любви, заложенная во время революции новомучениками российскими, проросла. Она и сейчас дает нам силы жить нормально хорошо и служить Богу, и видеть удивительное возрождение Церкви Божией в нашей стране. Удивительное возрождение России, которое уже произошло, чтобы сейчас не говорили.

Потому что, то время, в которое мы живем сейчас – удивительное время. Мы должны каждый день вставать и благодарить Бога, что нас не расстреливают и не обыскивают, и слава Богу у нас есть что покушать, и во что одеться. Сейчас если мы не учтем опыта новомучеников, если мы не начнем в хорошее время организовывать это чувство локтя, поддержки во Христе Иисусе, если мы не будем интересоваться друг другом, если мы будем в храм приходить, как прихожане (в смысле зашел, пришел, постоял, помолился, меня никто не трогает, я никого не трогаю и мне никто не интересен), то мы вряд ли устоим во время испытаний, которые наверняка придут.

Потому что Господь Церковь без гонений обычно надолго не оставляет, чтобы Церковь Его слишком к земле не привязывалась, чтобы не приклеивалась к этому миру, который неизбежно сгорит. Мы должны учиться этой взаимной поддержке и этой непартийности. В Церкви нет места партии. Апостол Павел сказал: «Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1:12).

Таким образом, мы должны помнить, что никаких разделений в Церкви Божией быть не должно, а все разделения от врага рода человеческого. Нам братья – все православные христиане, живущие посреди всех морей, где бы они ни находились, в Москве, на Украине, в Африке, в Америке – везде наши братья. Это братство, это чувство, которое превосходит патриотизм, национализм, превосходит все, потому что в нем источник жизни. Оно должно быть в нас, если его не будет, мы с вами упадем, или упадем от сытости, как многие падали до революции, или упадем от испуга, как многие падали во время революции. От чего да избавит нас Господь Бог молитвами святых новомучеников и исповедников Российских.

Спаси вас Господь!

Купить книгу отца Даниила Сысоева "Проповеди"

 

 

2 февраля 2015 г.
Источник: БФ "Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева"