Печать PDF

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня день памяти святого Антония Великого отца монашества, первого святого монаха основавшего монастырь в пустыни. В этот день вспоминаешь, то самое место, куда он был веден Духом Божиим. Антоний Великий является примером подлинной надежды и полного абсолютного доверия создателю. Он был достаточно богатым жителем Египта – коптом, у которого был свой сельскохозяйственный участок.

Но однажды он идя работать на поле, решил по дороге зайти в храм, где в этот момент читалось Евангелие и он услышал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Антоний вышел и говорит: «Господь мне Говорит следую за мной, как же я сейчас пойду обрабатывать поле?». Он тут же пошел и продал все поле, и решил часть денег оставить на пропитание своей сестры. Зашел еще раз в храм и слышит слова Божии: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).

После этого он раздал абсолютно все, что имел, а сестру отвел в женский монастырь, при епископской кафедре (в то время монастырей еще не было). Но монахи были всегда начиная с самого Господа, Иоанна Крестителя и некоторых апостолов: Иоанна Богослова, Андрея Первозванного. После этого Антоний пошел к епископам-девственникам, которые его научили основам монашества и духовному деланию. Побыв немного у них, он решил уединиться, чтобы справиться со своими страстями. И таким местом уединения он выбрал гробницы идолопоклонников, он по простоте своей душевной пошел в самое логово диавола.

Египетские гробницы идолопоклонников – это языческие склепы, украшенные изображением языческих богов – бесов, которые все исписаны заклинаниями. В таких местах всегда находилось куча бесов в качестве «охранников». И вот там поселяется Антоний Великий и местные «охранники» - злые духи, были очень недовольны таким соседством. Они его сначала избивают и говорят, что он может быть монахом столько сколько он хочет, только здесь ему жить нельзя, так как это их старое место. Приходят поселяне с ближайшей деревни видят избитого и обессиленного Антония, приносят его к себе кормят, поят, отхаживают. После этого он встает и сразу же идет обратно. Бесы с еще большей яростью нападают на него, рычат, кричат, вызывают подкрепление – бесовских князей, которые его еще больше избивают.

Позже сам Антоний Великий рассказывал, что бесы грозили его убить, и ходили как великаны высотою до неба, с огненными глазами, со страшными клыками, черного цвета как эфиопы. На это Антоний им отвечает, что «Если вы меня запугиваете, то значит у вас власти нет, а театральные постановки передо мной ставить не нужно, и ничего у вас не получиться». Бесы его еще раз избивают, его опять выхаживают поселяне. Он третий раз приходит к тому месту, и как позже рассказывал ученикам, встречался с самим люцифером (он несколько раз встречался с диаволом).

И в первую встречу диавол предстал перед ним в том виде как описано в сороковой и сорок первой главах книги Иова, в виде двух чудовищных зверей – бегемота и левиафана. Бесы на него снова нападают и избивают его страшно, и он в этот момент кричит: «Иисусе, Господи помоги!». Тут же является ему Господь в сиянии славы, бесы в панике разбегаются. Антоний у Христа спрашивает: «Господи где же Ты был?». Иисус ему отвечает: «Я смотрел как ты сражаешься ради Меня». Господь здесь как опытный тренер, когда ученик сражается Он не вмешивается, как только просит о помощи тут же является.

После этого Господь повелевает ему идти в глубокую пустыню. И Антоний первый из монахов (на самом деле второй, но об этом он узнал лишь к концу жизни), слушая Господа уходит в глухую пустыню в пятнадцати километрах от Красного моря – отрог в пустыне Сахара, с другой стороны Нила. Довольно страшное место – красные скалы, практически нет воды. Как известно в пустынях в основном водятся бесы, а города считались наиболее защищенными всегда, потому что там храмы Божии, мощи святых, приносится жертва – Евхаристия.

Туда приходит Антоний, начинает подвизаться, побеждает в себе страсти, обучается доброделанию, изучает священное Писание, и Откровение Божие. Известно, что он знал всю Библию наизусть. Если у него возникал какой-либо вопрос он не доверял себе, отправлялся в путь иногда по пятьсот-шестьсот километров, чтобы найти ответ у какого-нибудь епископа или священника. Постепенно вокруг него начинает собираться община монахов, которые хотят служить Богу. На вопрос одного из учеников как спастись? Он отвечал, что не нужно без нужды менять места жительства, не нужно никого осуждать, и на все, что делаешь имей свидетельство священного Писания, и тогда спасешься.

Когда Антоний Великий узнал, что в городе Александрии начала распространяться ересь Ария, который выступал против законного епископа Афанасия, который был духовным другом Антония, то он решил отправиться в Александрию. Это было в 346 году, Антоний Великий стал ходить по городу и прямо на улицах говорить, что истина там, где Афанасий. Он также призывал не слушать ариан, а слушать законного епископа. На этом примере мы видим, что в Церкви старчество не противоположено епископству, а наоборот поддерживает его. У Антония учились многие великие ученики, такие как Макарий Великий. Благодаря ему пустыня стала заселена как город. Здесь сбылось великое пророчество пророка Исаии, который предсказывал, что пустыня превратится в город, и там где раньше обитали шакалы, будут славить имя Бога. И действительно Египетские пустыни стали родоначальником монашества для всех стран. Из этого корня выросло монашество и Палестинское, и Сирийское, и Афонское, и Русское.

Какой он имел особый дар, что смог сделать такое великое дело для Церкви? Потому что он всегда надеялся на Господа, не доверял себе, и не боялся никого кроме Бога Всемогущего. Как и говорил апостол Павел: «Надежда переходящая в любовь, должна быть свойственна и нам, если мы хотим стяжать нечто великое». А спасение души – это самая великая вещь, которую мы можем достигнуть. Надеждой на Бога строится все христианство, если человек не надеется на Бога, то он не может называться христианином.

Надежда на Бога основана на том, что Бог создатель, управитель и судья мира. И если мы искренне верим в это, то мы никого кроме Бога бояться не должны. Настоящее православие – это, то, что Бог с нами и нам ничего не страшно. Наша надежда связана с воскресеньем мертвых, жизнью будущего века, участниками которого мы можем начинать быть уже сейчас. Дух Божий доступен человеку всегда и делает его свободным, где бы он не находился.

К Антонию Великого однажды пришел диавол в виде простого человека и спрашивает его, может ли Бог его помиловать? Антоний помолился Богу и Он ему передал условия помилования денницы: простоять на высокой горе перед всем миром три года и просить у Бога прощение, и тогда Он простит и помилует денницу, и вернет ему все достоинства. На это диавол рассмеялся и ответил, что я имеющий власть над миром, еще буду просить у Кого-то прощения, развернулся и ушел.

 Антоний не боялся диавола, и слуг его, он служил Богу и надеялся на Него. И надежда его не подвела, он оказался победителем, и проложил дорогу для других, которые продолжают сокрушать врага рода человеческого. Поэтому и нам боятся ничего не нужно, так как с нами Бог. С нами Дух Божий, помазавший нас в день искупления, с нами спасение, которое мы уже получили в спасении, с нами благодать Святого Духа и Православная вера, которая сильна для сокрушения всякого врага.

Нам нужно учиться поселять надежду в своем сердце. А кто не верит православным, тот не будет иметь настоящую надежду. И о какой надежде можно говорить, если человек не верит, что его после смерти что-то ждет. А мы знаем, что будет в конце, и что нас ждет. Мы знаем с чего мы начались, мы знаем, кто наш Отец, кто наш Творец, как нас создали, мы знаем как мы пали, знаем как восстановлены. Мы знаем что нас спасает, Кто наш Спаситель, где у нас Родина, как туда пройти, имеем силы и возможность, чтобы туда дойти, имеем Того, кто у нас является поводырем на этой дороге. Нам бояться нечего, у нас есть твердые основания для надежды.

Если мы научимся нашу священную веру, кратко изложенную в Символе использовать в нашей жизни, то мы станем переполнены Христовой надеждой. И будем непобедимы в этом мире ни для людей, ни для антихриста, ни для сатаны и слуг его. А наоборот станем могучими победителями. Давайте учиться у святого Антония надежде, вере и любви, и по молитвам Антония Дух Божий да будет с нами!

Спаси вас Господь!

 

Эта проповедь отца Даниила Сысоева, приведена из книги "Уроки святости"

 

26 января 2015 г.
Источник: БФ "Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева"