Печать PDF

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас всех с днем памяти одного из великих святых и одного из отцов монашества Макария Великого! В житие этого святого есть одна вещь, которую нам очень полезно помнить. У Макария Великого умерла жена, он ушел в пустыню и стал жить отшельником в пещере недалеко от одного селения.

В этой деревни одна девица, согрешила с юношей. До этого они хотели пожениться, но юноша был беден и родители девушки ей запретили. Девушка забеременела и когда это стало известно, то они решили оклеветать Макария, сказав, что это он обесчестил девицу. После этого рассказа разъяренные селяне напали на Макария, стали его избивать и обвинять в этом грехе.

Макарий в свою защиту не говорил не слова. От смерти его спас один друг носивший ему еду. Он сказал себе: «Теперь у меня есть жена и дети, и я должен еще больше работать». И принялся с еще большим трудом плести корзины, чтобы его друг-поручитель продавал его корзины, а деньги относил этой девице. Когда пришло время рожать, она не могла родить, и тогда созналась, что оклеветала святого, и только после этого благополучно родила. Его друг стал радоваться, но Макарий заплакал, сказав, что много духовных трудов пропало, и ушел в другое место.

Таких эпизодов в житиях святых очень много, и когда мы это слышим или читаем, то все ясно и прекрасно, но как только начинаем прикладывать к своей жизни, то возмущаемся. Как же это так? За правду не поборолся, не отстоял свою поруганную деловую репутацию, свое достоинство. Если так все будут поступать, то всех растопчут. Зачем же так нужно делать? Это было проявление заповеди Господней: «Злом за зло не воздавать».

Если Бог не управляет миром, то так поступать нельзя, если мы оставлены только на свои силы, то остается только на них и надеяться. Но если Бог правит миром, то все по-другому. Есть и еще один аспект, если главное в этом мире найти себе место, то нужно к нему пробиваться, а если наша цель не в этой жизни, то возникает вопрос, зачем все это происходит? Для святых жизнь на земле была школой, а все эти ситуации были тренировкой для души. Душа тренировалась не обращая внимания на людскую славу, воздавать добром за зло, и таким образом она усиливалась в добре. Люди знали, что ничего без воли Божией не происходит, и зло которое пришло к нам, пришло не просто так, а по воли Божией.

Это зло было не по воли Божией для того, кто его делал. Когда эта девица оклеветала Макария, то ее клевета Богу была не угодна. Макария эта клевета коснулась, потому что так Бог захотел, для него вынести эту клевету, воздать добром за зло было для него лучше. Именно поэтому Макарий и переносил эту клевету и скорбь, потому что хотел быть похожем на Бога, и усилить свою душу, чтобы его чувства были сильны благодаря добру.

Он не хотел, чтобы через него зло усилилось в этом мире, он напротив хотел, чтобы через него усилилась слава Божия. Он прекрасно знал, что если вас бесчестят несправедливо, то вы блаженны, и слава пребывает в вас. Макарий Великий, как и другие святые, в таких же ситуациях свидетельствовали, что когда человек переносит несправедливые нападки с благодарностью Бога, и не ожесточаясь против злодеев, то в такой ситуации их дух усиливается, и они чувствуют в себе некую немыслимую, таинственную силу Божию, которая в них реально действует.

Макарий показал как можно победить, как можно пробиться сквозь тьму и клевету к Богу. Это как спортивная тренировка, на которой можно и ушибиться и растянуть себе что-то, и устать сильно. Но тренировки приводят к тому, что человек становится физически сильней. Также и духовные тренировки приводят к тому, что человек становится духовно крепким. Он таким образом, поднимается духом к вершинам, к небесам. Макарий Великий знал, что все это нужно воспринимать от руки Божией, для нашей пользы. Бог Сам восстановит где правда, а где неправда. Он передал все это в руки Божии.

Поэтому и говорят у нас на Руси: «Бог ему судья!». Это не простая поговорка, а передача нашего дела в руки судьи Бога, который непременно восстановит справедливость. Но если мы будем озлобляться, биться за свои права, то мы превратимся в самый невыносимый тип человека, склочника, который со всеми скандалит и ругается, и в результате становится человеком, которого все избегают. Если человек умеет жизнь воспринимать как школу, как тренировку, то тогда его душа растет, тогда он понимает, что все эти скорби кратковременные, а радость вечная. Все наши усилия не остаются только здесь на земле, но и откладывают венцы на Небесах. Именно поэтому, ради этих венцов, они и подвязались, мы должны научиться этому же.

Господь дает подвиги по силам всем. Если нам дать такое испытание как у Макария Великого, то мы просто не выдержим. Если с участием нас начался скандал, то его нужно нести как подвиг, то есть в нем не участвовать, даже если нас несправедливо оскорбляют, или клевещет на нас. Если что-то поломалось, то тоже это нужно нести как подвиг, что-то не получается нужно это нести как подвиг, если вас высмеяли, то это нужно воспринимать как подвиг, и помнить, что поругание как вода вычищает.

Если человек терпит ради Христа, то он участвует в страданиях Христовых. Тогда человек становится совершенно иным существом, он преображается, переделывается и становится совершенным сверхчеловеком. Давайте по примеру преподобного Макария научимся этому удивительному сверхжитию, силой Господа Бога и Духа Святого, который поселился в нас при миропомазании, который живет в нас и действует тогда, когда мы призываем Его на помощь. Пусть милость Божия пребывает со всеми вами!

Храни вас Господь!

 

Эта проповедь отца Даниила Сысоева, приведена из книги "Уроки святости"

 

28 января 2015 г.
Источник: БФ "Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева"