image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Православная женщина должна быть образцом для подражания

Матушка Параскева Звегинцева человек довольно известный в православной среде. Вместе со своим супругом отцом Павлом Звегинцевым она воспитала пятерых родных и 14 приемных детей


01Матушка Параскева Звегинцева человек довольно известный в православной среде. Вместе со своим супругом отцом Павлом Звегинцевым она воспитала пятерых родных и 14 приемных детей. Хотя, «воспитала» — неверно сказано. Потому что они продолжают воспитывать, и каждый год в семье появляются новые дети их детских домов и приютов. А еще матушка ведет активный социальный образ жизни.

Она с батюшкой входят в общественный совет Республиканской Ассоциации приемных семей,  в консультативную группу регионального Центра содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, отец Павел руководит клубом приемных родителей нашего города.

Их родительский подвиг был высоко оценен Правительством республики Татарстан и Правительством России: в 2009 году эта семья получила звание “Гордость Татарстана”, а в 2010 году матушка Параскева была награждена медалью “Материнская слава”. А еще вся семья матушки занимается аэродизайном — создает украшения из воздушных шаров для праздничного оформления помещений.

Мы решили побеседовать с матушкой о детях, о жизни и о православных женщинах. 

— Матушка, расскажите, пожалуйста, о себе.

— Мне 41 год. С ним мы будущим супругом познакомились на работе, служебный роман так сказать: мы оба работали на местном телевидении. С тех пор вместе почти 20 лет. В мае будет 18 лет дьяконской хиротонии мужа, а в ноябре — священнической.

— В вашей семье уже давно воспитываются приемные дети. Сколько приемных детей прошло через вашу семью? Расскажите о них, как они попали к вам? Как уживались друг с другом?

— Первые приемные дети появились у нас в 2002 году. было это во время устройства летнего православного лагеря. Местный житель, дедушка, привел к нам своих трех внучек и попросил помочь пристроить их в интернат.  И вот тогда мы с отцом Павлом решили взять этих девочек к себе. В интернате ведь тоже детям не сладко.

04— Были мысли, что не справитесь?

— Конечно, были. Детки были довольно большими, младшей было тогда 11 лет, а старшая была старше моего старшего ребенка. Было, о чем задуматься.

— Ну и как? Трудности были с приемными детьми?

— Конечно, были. Трудности есть всегда со всеми детьми, и с  приемными, и с родными. Не бывает с детьми легко. Всякое бывало. А еще надо учесть их количество — в нашей семье в одночасье количество детей увеличилось вдвое!

— Но, несмотря на трудности, вы не остановились и потом взяли еще детей?

— Да. Когда девочки стали подрастать, стали покидать наш дом, уходить в самостоятельную жизнь, у нас в квартире стало как-то пусто. Стояли пустые детские кроватки, игрушки, которые уже никому не были нужны… И стало понятно, что надо брать еще детей. Хотя к тому времени у нас кровных уже было пять. И мы пошли еще за дочками и сыночками.

— Вы своих родных называете кровными, а не родными, почему?

— А они все родные. Они все для нас стали родными. Когда несколько лет каждый день воспитываешь ребенка, заботишься о нем, держишь за ручку, когда он болеет, разделяешь с ним все его горести и радости, то как иначе будешь его чувствовать? Конечно, родным. 

— Сколько всего приемных детей у вас было и есть?

— Через нас прошло 14 детей, трое из них были временно, так называемый патронат. Четверых мы уже выпустили во взрослую жизнь. Три дочери замужем, от них у нас уже 5 внуков, они все приезжают к нам в гости, у трех внучек я крестная. Сын – студент, приезжает к нам на все каникулы. Кровная дочь также студентка. Сейчас дома несовершеннолетних приемных семеро и четверо кровных. Двое приемных с нами 8 лет, двое – 2 года и троих мы взяли перед Новым 2016 годом. Все приемные дети – социальные сироты, т.е. их кровные родители лишены родительских прав, у одной девочки оба родителя находятся в местах лишения свободы. Все дети дружны между собой, считают друг друга братьями и сестрами. Бывало, что за новыми приемными приезжали всей семьей. Дети вообще радуются, когда у нас появляется новый ребенок. Если и случались конфликты, то из разряда обычных, которые случаются в любой семье между детьми. И никто никогда никого не попрекал тем, что он не кровный.

02— Какое у Вас образование? Вы работали по специальности?

— Я училась на бухгалтера, по специальности почти не работала. Вышла замуж и на мирской работе больше не работала. 4 года отучилась в ПСТГУ. Проходила курсы преподавателей православной культуры при МДА.

— Потом вы ушли в бизнес. Небольшой, но, тем не менее, свой бизнес. Что Вас подвигло  на это?

— Нет, мы не уходили никуда, бизнес пришел в нашу жизнь. Наш бизнес – это наше хобби, наше творчество, которое еще приносит и дополнительный доход, а главное, огромное удовольствие всем членам семьи. Мы занимаемся оформлением воздушными шарами, дарим людям праздник.

А познакомились с аэродизайном благодаря участию в семейных конкурсах. Кроме этого еще пеку торты на заказ, покрываю их сахарной мастикой. Наши дети тоже постепенно овладевают навыками и аэродизайна, и выпечки. Им это интересно, и они уже учатся .

— Как супруг отнесся к Вашей идее?

— Мы с супругом единодушны во всём. Всегда и во всём мы вместе, в том числе и в аэродизайне. Мы оба входим в сотню лучших аэродизайнеров России.

— Не сталкивались ли вы с осуждением в среде прихожан, знакомых, дескать, матушка, а свое дело открыла, вместо того, чтобы у плиты с тряпкой стоять?

— Нет, не сталкивалась. Почему-то об этом спрашивают только корреспонденты.

— Как вы все успеваете? Управляться с детьми, с хозяйством, заниматься бизнесом?

— Я большое значение придаю правильной организации времени — тогда  можно успеть очень много. Мне помогают освоенные мною система Флайледи и тайм-менеджмент, соблюдение режима дня. И, конечно же, дети с малолетства приучаются к труду, к самообслуживанию и самостоятельности. Все это при правильном подходе помогает управиться с делами даже при большом количестве детей.

— Какой, на Ваш взгляд, должна быть православная женщина?

03— Отвечу не своими словами, лучше, чем в этих цитатах, я не скажу. Святейший Патриарх Кирилл, еще будучи Митрополитом, поделился с журналистами тем, что был потрясен, получив от зрителей своей программы “Слово пастыря” письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят. Тогда владыка подверг критике тех верующих, которые с чрезмерным пренебрежением относятся к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом:

«Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие – это не убожество, это красота жизни!»

Надо признать, что мы самолично проложили тропу последовательной маргинализации образа современной православной женщины. Вопрос в том, как сойти с протоптанной колеи и во всеуслышание заявить, что женщина, находящаяся в церковной ограде, оказалась тут не из-за убогости, а наоборот.

Православная женщина должна быть образцом для подражания. Она может не только “молиться, поститься и слушать радио Радонеж”. Стать православной женщиной не так-то просто, а, следовательно, почетно. Что воцерковленность, патриархальная семья и дети (не один и даже не два), соблюдение традиций и постов не мешает ей иметь хорошее образование, прекрасную работу и ухоженную внешность. Она счастлива. Сейчас много каких-то спекулятивных высказываний о значении многодетности в жизни, основанных на словах послания апостола Павла к Тимофею, что женщина «спасется через чадородие» (1 Тим. 2: 15).

Однако как-то забывается, что через весь Новый Завет проходят главные условия спасения: наличие в человеке духа любви, смирения, кротости и т.д. Забывают то, что говорится через запятую после этих слов: «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». То есть чадородие само по себе не спасает! Это не билет в Царствие Божие. А спасает в том случае, когда естественно приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости». Из-за неправильного понимания этих слов некоторые многодетные мамы считают себя чуть ли не наполовину спасенными и презирают при этом малодетных и бездетных! Удивительно, как Священное Писание ничему нас не учит!

Достаточно вспомнить ветхозаветные примеры праведных Авраама и Сарры, 20-летнюю бездетность Исаака и Ревекки, Анну – мать пророка Самуила, а также новозаветных праведных Иоакима и Анну, Захария и Елисавету, чтобы понять, из какого русла проистекает это фарисейское осуждение. Из церковной истории мы видим, что Господь одинаково благословляет и малодетных, и многодетных, и вовсе бездетных. Иоанн Златоуст был единственным ребенком в семье. Василий Великий – один из 9 детей. А в семье Иоанна Кронштадтского не было детей вовсе, потому что они с супругой дали обет целомудрия. И его подвиг – выше многодетности или невольной бездетности, потому что жить бок о бок с женщиной, со своей женой, и при этом соблюдать девство и целомудрие – это поистине пребывание в печи Вавилонской!

05И я хочу рассказать историю из своей жизни. Вскоре после рукоположения мужа мы с ним пошли в ателье и заказали там пошив и отделку нескольких платков для меня. И мой мастер, наша знакомая, сказала тогда слова, которые мне показались странными:

— Красивые у вас будут платки.
— Пошейте себе тоже такие, — ответила ей я. — Вам заказывать не нужно, ткань и отделка под рукой, сами себе всё сошьете.
— Нет, мы недостойны носить такие.
— Почему??
— Ну, мы же обычные люди, а вы матушка.

Мне это запомнилось на всю жизнь. Если я православная, если я матушка, то я должна быть такой, чтобы люди, глядя на меня, хотели стать православными, а не смотрели бы на меня с сожалением. Я всегда слежу за своей внешностью, т.к. считаю себя ответственной за то, чтобы православных женщин не считали убогими и забитыми существами.
В подтверждение выше процитированных слов также могу сказать следующее. Летом ездили в Псково-Печерский монастырь. Убого выглядевших женщин среди прихожан стало меньше, среди паломниц примерно также и осталось. Это и правда смотрится тоскливо. Я этого никогда не понимала. Зачем одевать какую-то старую темную длинную юбку и серую мешковатую блузу? Сейчас и за бюджетные средства можно приобрести приличного вида макси-юбку, классическую женскую рубашку, в которых можно выглядеть и стильно, и не нарушать церковные традиции. До революции в церковь на службу одевали самые лучшие наряды, об этом даже в Домострое написано. Вера не должно делать из человека изгоя, забитую, не реализовавшую себя личность. Мы, верующие, должны показывать себя с лучшей стороны перед обществом.

— Большое спасибо вам за интервью, матушка Параскева.  Желаем вашей семье благополучия и помощи Божией.

Беседовала Лилия Малахова

 

10 февраля 2016 г.
Источник: БФ «Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева»