Печать PDF

День подготовительный 29 октября
По приезду в Москву поехал на встречу в Владыкой Марком которому еще раз рассказал про план предстоящей поездки и уточнил некоторые детали. Владыка благосвил предстоящую поездку и благословил дать интервью о миссии в Индии в газету "Православня Москва".
На встречу с Владыкой Марком пришел также диакон Георгий Максимов с которым мы после поехали на общение с кореспонденоткой газеты Ольгой. Пообщавшись за обедом с Ольгой мы поехали в православный магазин докупить кое что для поездки.
На 18 часов была назначена орг. встреча будущего миссионерского братства св.Апостола Фомы и мы поехали туда.
На следующий день мы с Сергеем (руководитель одного из мисионерских центров Москвы) поехали в аэропорт где нас ждал рейс Москва - АбуДаби.

31 октября день первый
В пять утра прибыли в Мумбаи из АбуДаби. Сразу же поехали в отель.
После завтрака необходимо было оформить местные телефонные номера, как оказалось не так просто и в сумме заняло у нас около двух часов за время которых пообщались с менеджером мусульманином, мне другой менеджер сказал что я похож на Христа, я ответил ему на языке тамил чем его несколько удивил. После обеда позвонили из Ген.консульства России в Мумбаи и пригласили для знакомства и общения.

16.30
Мы с Сергеем взяли такси и отправились в Ген.консульство там нас любезно встретили сотрудники ген.консульства во главе с  самим консулом. За время общения обсудили много вопросов и интересных тем. По итогам договорились быть на связи.
По приезду из консульства наши местные номера были активированы и мы начали обзванивать всех кого надо было пригласить на службу и по орг. вопросам поездки. В это время из дома получил весьма печальные извстия о некоторых изменениях жизни в приходе.
До ужина встретились с Элизабет, одной женщиной из Маланкарской церкви Индии. Она занимается производством фильмов и я привез ей фильм "Остров" с английскими субтитрами, но когда я открыл коробку чтобы переписать диск....оказалось что диска там нет. Я взял пустую коробку и не проверил наличие диска. Но Сергей быстро нашел ссылки на фильм и мы дали их Элизабет. Она рассказала про Маланкарскую церковь в Мумбаи, свой приход и особенности жизни в Индии. Мы рассказали о нас, о русской православной церкви и подарили й иконки Воскресения Христова с тропарем на английском и маратхи.

1 ноября день второй
На этот день в этом году выпало начало индуистского праздника Дивали, который будет продолжаться еще шесть дней.
После завтрака созвонились с Милицей (местной сербкой живущей в Мумбаи) и она выслала за нами своего водителя и  мы поехали к ней в гости. Необходимо было окончательно решить вопрос с местом служения завтрашней литургии. Была идея служить в старой армянской церкви которая уже давно не используется, но контактных данных не было и мы вместе с Милицей поехали в Русский культурный центр, где познакомились с Татьяной, которая дала нам адрес армянской церкви и мы поехали туда. С трудом мы нашли эту церковь, но она была закрыта. Позвонив по телефонам у церкви выяснили что служить завтра там не получится. Милица отвезла нас обратно в отель. Созвонившись с ген.консульством там гостеприимно предложили совершить литургию у них.
На обед к нам в отель для общения пришел один интересный человек. Его зовут Сергей и он уже много лет работает в Индии. Обсудили много тем от особенностей индийской культуры до сотворения мира. Так же подняли много вопросов духовной жизни.
До ужина с Сергеем разбирали завтрашнюю литургию. Ее особенности и последование, репетировали что и как будем петь.
Позвонил Ананд (индийский друг одной знакомой из России) и сказал что хотел бы завтра встретиться и пообщаться. Договорились что еще спишемся и уточним где и во сколько.
За ужином произошла интересная история. Когда мы вошли, в ресторане сидели две пожилые женщины европейской внешности, мы с Сергеем подошли к столикам с едой одна из женщин подошла и спросила у меня с акцентом:
"вы говорите по-русски?",
я ответил "немного :)",
 она: "я подумала, что вы Поп".
Я ответил: "я он и есть" (надо отметить что на ужин я пошел без подрясника, но моя внешность меня выдала).
Она (дословно):  а у вас что тут колония...?
Я: (у меня перед глазами сразу поплыли тысячи индийцев работающие на плантациях и угнетаемые русскими попАми) колонии нет , но есть православные люди.
Она сказала что из Франции и много лет не говорила по-русски, я сказал, что в Париже есть наш приход.
Она ответила, что еврейка. Я уточнил еврейка только по национальности или также исповедует иудаизм? Она ответила, что практикующая. Я сказал "Барух Ашем!" Мы также чтим праотца нашего Авраама и пророка Моше. Она улыбнулась, на том и разошлись.
После ужина под грохот салютов дивали с Сергеем подготовились к литургии и собрали чемоданы т.к. утром рано надо уезжать из отеля, а днем уже лететь в следующее место пребывания город Чандрапур.

Размышления
Некоторые в России наверное думают "зачем так далеко ехать с проповедью?  Делать больше нечего что ли ? Что у нас мало дел для миссии? Мало таджиков  и прочих неправославных? Или своих же русских, которые живут без Христа?".
Да...хорошие вопросы и я скажу, что дел в России действительно много, но есть большая разница. У нас, например, в Петрозаводске  не так много храмов но они есть! И любой желающий в течении 20 минут может до них добраться. Каждый день служится литургия, можно исповедаться и поговорить со священником, а тут в Индии даже если православный человек сильно захочет он не сможет сделать это месяцами! Нам живущим в России понять это сложно...мы немного зажирели и привыкли к хорошему. В России и в Индии разные проблемы. У нас в России "переполненный стол еды" духовная лень многих  и нежелание  напрягаться (об этом подробнее напишу позже...), а Индию можно сравнить с огромной свалкой где много всего но все очень грязное и плохого качества и люди стараются в этом всем найти хоть что-то съедобное для души, но и там и там люди голодают, но причина их голода как видно разная.

2  ноября день третий
С утра приехали в ген.консльство пораньше, чтобы все приготовить к литургии. Помещение было просторное, хорошо подходящее для службы. Первой и раньше всех пришла Милица с детьми, за ней стали подтягиваться остальные. Всего было около 20 человек, во основном работники консульства и несколько русских женщин, которые живут в Мумбаи с мужьями индийцами. причастников было 11 человек, все кто хотел исповедовались, были даже те для кого исповедь была впервые. Сама литургия прошла хорошо. Сергей читал и пел все сам. Символ веры и Отче наш пели все вместе. После литургии пообщались на разные темы, было много вопросов личного характера. Оказалось что в Бангалоре уже восемь лет живет одна русская женщина которая ищет приход, я дал все свои контакты и рассказал , когда буду там служить.
После литургии в консульстве Милица пригласила нас с Сергеем на обед, на этот день так же приходился День Славы ее рода, и она попросила освятить и разрезать специально приготовленный хлеб. Во время обеда пришел ее муж, и как то плавно беседа перетекла на духовную тему, обсудили много вопросов от бытия Бога до оправдания гейства в совресеннном немецком лютеранстве.
После общения с семьей Милицы поехали в аэропорт , где сели на самолет Мумбаи-Нагпур
К 18.00 прибыли в Нагпур, где нас уже ждала машина. Сразу же по «лучшим индийским дорогам» отправились в Чандрапур. Дорога заняла почти четыре часа. Приехав, поужинали с семьей Рохана и обсудили планы на предстоящие дни.

3 ноября день четвертый
Встали рано и сразу начали готовить помещение часовни для литургии. Разобрали кто что будет петь и читать. Я совершил проскомидию.
9.15 Стали подходить люди. Рохан сказал, что два человека хотят присоединиться к Церкви. Я провел чин присоединения через миропомазание двух новых членов общины Чандрапура. Так же в гости на службу приехали старосты соседних общин. Всего на службе было 23 человека, причастников было 20.
Служили на английском, маратхи и частично на славянском языках. Рохан и прихожане пели антифоны, Символ веры, Отче наш и все повторяющиеся песнопения. Мы с Сергеем пели на славянском Херувимскую и Евхаристический канон. Ектении и возгласы были на английском. Евангелие читали на славянском и маратхи, апостол только на маратхи.
Во время чтения часов я исповедал всех. Кто мог исповедовался на английском, а кто его не знает - на маратхи, я конечно ничего не понимал, но Господь видит сердца людей и принимает любое покаяние на каком бы языке оно не звучало.
В конце службы я сказал проповедь на притчу о богаче и Лазаре.
Одна девушка, ее зовут Трупти, попросила рассказать всем свидетельство из ее жизни. История ее одновременно трагичная и ободряющая. Несколько лет назад она получила страшный химический ожег тела, более 65%  поверхности кожи было выжжено. Она лежала одна (все родственники жили далеко на тот момент) в больнице и понимала что только Господь рядом с ней. Когда родители поехали к ней они воскликнули что это не наша дочь! Так сильно ожег изменил ее внешность. Врачи сказали родителям, что она точно умрет в течении нескольких дней. Она продолжала молиться Богу. Рядом с ней лежал мужчина с 40% ожогов и умер... ей предрекали очень скорую смерть. Шел день за днем, а она все молилась и не умирала. Врачи отказались лечить ее и предложили родителям забрать ее умирать домой. Но нашелся один врач, который решил попытаться помочь ей.
Через несколько месяцев, когда она уже шла на поправку, он сказал ей "это не я тебе помог, а твой христианский Бог". Она рассказывала это со слезами на глазах безмерно благодаря Бога за данную ей возможность пожить еще на земле для Него. Год назад она присоединилась к православной церкви и говорит, что ее жизнь теперь наполнена смыслом и радостью к никогда раньше, несмотря на то, что кожа ее еще не до конца восстановилась, она уверена ,что Бог исцелит ее полностью.
Я обещал ей что обязательно поделюсь этой историей со своим приходом в России , что я сейчас и делаю.
После ее свидетельства все приложились ко кресту, всем мы подарили иконки Воскресения христова с тропарем на маратхи.
Пока ждали чая, нам спели несколько традиционных индийских песен. Потом я решил, чтобы время зря не терять, попробовать научить всех петь антифоны обихоным распевом. Схватывали достаточно быстро, но им тут конечно не хватает знающего церковное пение человека, который бы мог им показывать постоянный пример. Потом попробовали спеть тоже самое, но в индийском стиле «кавали» с хлопаньем и пошли пить чай и общаться.
Когда основной народ разошелся, мы сели обедать со старостами приходов. Обсудили много вопросов развития миссии.
Вечером началась просто "война"...весь город грохочет, взрывается, в воздух летят салюты. Началась самая главная ночь праздника «дивали». Почти каждый дом украшен свечами , рисунками и разноцветными огнями. Я смотрел и думал вот бы у нас на Пасху было так же...когда это праздник для всех был бы, но мечты...мечты...
Завтра планируется поехать в деревню Мул, куда съедутся люди из трех соседних общин.

4 ноября день пятый
Выезжать в деревню Мул планировали в 10 часов, т.к. сама встреча назначена на 11 ввиду того, что сегодня съехались люди из четырех общин разных деревень и некоторые живут далеко от места сбора. Оказалось что чудесным образом наш водитель умудрился посадить аккумулятор в машине и она не заводилась. Провозившись около часа машину все таки завели. В Мул мы прибыли в 12.15. Народ почти весь съехался. В этот раз решили крестить полным погружением, для этого приготовили большую бочку (у меня были опасения насколько сложно будет так крестить  взрослых, особенно женщин) и спросили самих людей, они ответили что это нормально. Всего с четырех общин крещаемых было 20 человек, трое присоединились через миропомазание. Всего было больше 60 человек.
Пока готовили воду на крещение я совершил проскомидию и исповедал всех кто готовился к Причастию.
Сегодня на крещении были уже двое детей (Иоиль и Мария) старост которые родились уже в православной индийской семье, то есть появилось второе поколение православных в Индии.
Литургию служили на маратхи. Славянском и английском. Большую часть Рохан и община пели на маратхи, часть мы с Сергеем на славянском и английском. Причастников на литургии было больше 50 человек.
Литургию закончили только к 14.30 я сказал проповедь о важности постоянства в духовной жизни. После была совместная трапеза для всех. Я много общался со старостами, решая некоторые вопросы будущего миссии в районе Чандрапура.
В сам Чандрапур вернулись только к 19 часам, по дороге нас встречали салюты и грохот фейерверков дивали.
Завтра в планах посетить общину деревни Котари.

Размышления "Магия чисел"
Сегодня после литургии староста общины деревни Мул горячо благодарил нас за то, что  мы принесли им знание об истинной вере и что не забываем их и навещаем хоть не очень часто. Я подумал интересная ситуация получается. Православные тут в меньшинстве, но каждый из них сделал осознанный выбор среди такого огромного множества религий и христианских конфессий быть православным. Само собой, что им еще многому надо учиться и крепнуть как общине, но их движение души не по инерции не по традиции не по моде.
 У нас же в России есть очень успокаивающая вещь - это статистика. Она показывает, что (по разным данным) от 60% до 75% считают себя православными. Это несомненно хорошо. Таким "флагом" цифр хорошо махать перед другими странами и народами их можно говорить по телевизору, и более того статистика может быть очень даже положительной. Сколько людей крестится, сколько венчается, сколько причащается...а правда сколько же? И вот тут статистика оказывается не столь утешительной. Если чуть-чуть углубиться в этот вопрос, окажется что не все так гладко как хотелось бы.
Начать стоит с того, чтобы выяснить, а кого вообще можно считать православным человеком. Есть простой ответ "православным можно считать того, кто был крещен в православной церкви", таких как раз у подавляющее большинство, а как быть со Христом? Ведь крестились то люди во Христа, в Него облеклись, Его кровью омылись, а знают ли они (крещеные) Его? Хотят ли они творить Его волю в своей жизни? Ответ можно найти как ни странно в храме. Сколько человек в среднем приходит в на службу в воскресение? Не более 1% от общего числа населения, а остальные что? Поэтому вывод очевиден остальные тоже  дети Церкви...но дети из которых большая часть была просто брошена своими крестными и родителями на духовный произвол судьбы, другая часть нашла себе удобную суррогатную замену, третьей просто на все наплевать лишь бы от дивана не отрывали и интернет работал. Вот и выходит что вопрос (если быть до конца честным) надо ставить не о том какое количество крещенных у нас в стране, а о том , какое количество из них  хочет идти за Христом и творить Его волю.
Конечно, в душу к каждому не залезешь, да это и не нужно. Просто не стоит себя успокаивать удобной статистикой, а то скоро считать будет некого.

5 ноября день день шестой
С утра у водителя была та же проблема что и вчера...аккумулятор чудесным образом разрядился за ночь. Решив ситуацию с помощью соседей, мы отправились в деревню Котари, что примерно в 40 км от Чандрапура. Как только отъехали водитель стал делать странные жесты целовать свои пальцы а потом ими прикасаться к рулю машины и так несколько раз. Я спросил, в чем суть его ритуала. Рохан пояснил, что так он просит благословения у своих богов на поездку. Вот в чем дело то! А я то думал аккумулятор виноват... видимо боги не очень хотели чтобы наша поездка состоялась. Кто знает, тот поймет :-)  
В Котари прибыли к 11.30 все люди уже собрались и все было готово ко крещению. Крестились сегодня 5 человек, все женщины. Я спросили, а как же мужья? Они вообще знают что вы креститься будете? Они ответили что да, только у одной муж не знает. Я спросил, готова ли она потом быть гонима от своей семьи за Христа? Она ответила , что готова.
Часы сегодня читали на маратхи. Во время часов я совершил проскомидию и исповедал всех.
Литургия прошла хорошо. Сегодня первый антифон я пел на маратхи чтобы показать обиходное пение, остальные, как могли, подпевали. Остальное как обычно английский, славянский и маратхи. Причастников было двадцать четыре. После литургии пообедали с семьей старосты и отправились в Чандрапур.
В Чандрапур прибыли к 16.30 . По приезду домой Рохан сказал , что один молодой человек по имени Гянеш который к своим 24 годам сменил много христианских конфессий... был англиканином, католиком, сейчас он пятидесятник. Рохан сказал, что она заинтересовался православием. Мы дождались его ,но уже в начале беседы стало ясно что его интерес очень поверхностный да и знания в целом крайне малы. Я решил оставить их с Роханом беседовать после вопроса "почему первая заповедь говорит что одному Богу покланяйся, а мы молимся и покланяемся также и Христу?" Стало ясно что элементарного понимания сути христианства нет. Рохан говорил с ним еще около часа, объясняя ему многое. Я сказал что он может писать мне если у него будут вопросы в будущем, но сначала посоветовал изучить основы вероучения и историю христианской Церкви.
Завтра вечером вылетаем в Бангалор. Днем планируем встертиться еще раз со старостами общин.


6 ноября день седьмой
После завтрака пришла  девушка Трупти, ее свидетельство исцеления и описал выше, и мы послужили специальный молебен о болящих для нее и Игнатия (старшего брата Рохана).
Перед обедом Рохан сказал, что один пятидесятнический пастор хочет прийти пообщаться со мной, ему неудобные вопросы стал задавать накануне парень Гянеш, который так же приходил для общения. Пастор пришел с Гянешом и еще каким то молодым человеком. Пастора зовут Давид, он рассказал что с детства пятидесятник, закончил библейскую школу, а сейчас открывает миссию своей церкви в Чандрапуре, тут он только два месяца и в его общине пока только три семьи. Я коротко рассказал о себе и спросил, что он бы хотел узнать о православии? Тот ответил что слышал о православной церкви в Нагпуре (но как и ожидалось он имел ввиду Маланкарскую церковь Индии).
Началась совершенно типичная дискуссия...что такое Церковь? Откудв взялась Библия? Кто сказал что Библия священна? (На этот вопрос он ответил оригинально: "В библейской школе так сказали  :-) ") и т.д. Все было совершенно типично для местных протестантов...полное отсутствие каких-либо знаний об истории не только Вселенской церкви но и самого пятидесятничества, неспособность объяснить и понять текст Библии на основе только текста и т.д. Когда он понял что зашел в полный тупик сказал " расскажите мне как верите вы". Тогда я насколько смог пояснил ему во что я верю и как Православная Церковь смотрит на те или иные вопросы которые мы поднимали. В итоге он признал, что очень многого не понимал и  рассказал историю как в библейской школе когда он спросил учителя "а где сейчас древняя христианская церковь? тот не дал ему ответа. В итоге я сказал что у него есть только  два варианта или продолжать то, что он делает, но обманывая самого себя или начать изучать православие и присоединиться к нему. Тот сказал что хочет изучать. Я дал ему свой адрес почты, чтобы он мог задавать вопросы и предложил всей его общине приходить по воскресеньям к Рохану на службу и учиться.
Напоследок последовал обычный вопрос о том, почему я ношу черное облачение...ведь это же цвет сатаны на что я спросил его "у тебя черная кожа значит ты  его служитель?" Тот сразу все понял...но я все таки объяснил символику и историю черного цвета.
После обеда выехали в аэропорт с небольшим запасом времени, ничто не предвещало беды...но через 30 минут после старта лопнуло заднее колесо и мы встали среди полей. Я думаю ничего страшного, сейчас водитель все быстро поменяет и едем дальше... снять колесо у водителя получилось только минут через 15.. еще десять он доставал и ставил запаску но..... запаса оказалось так же лопнувшей (welcome to India). Как такое может быть нам было трудно понять. Водитель начал судорожно показывать на заправку вдалеке и говорить дословно " тэн минитс босс, тен минитс! Гаранти ол гуд, ол гуд, гаранти!" Всем было ясно что ни за какие десять и даже двадцать минут он ничего не сделает и мы опаздаем на самолет. Сергей предложил голосовать на дороге, время подходило к критической точке. Остановилась одна машина...не по пути. Вторая остановилась и едет в Нагпур! Ну что едем?! Я сомневадся, но решили ехать. Я, Сергей и Ашиш быстро перетащили все вещи и кое-как уместили их в маленькую Октавию и продолжили путь в Нагпур.
В машине сидели два приличных мужчины, средне говорящих по-английски. Они спросили, когда вылет, до него оставалось 2 часа и 130 км отборных индийских дорог. Водитель заметно ускорился и сказал не беспокойтесь будем вовремя.
Очень скоро в нас чуть было не врезался в лоб  груженый дальнобой (вывернул на последних секундах и проехал сантиметрах в десяти от нас.). Жизнь пролететь перед глазами не успела, но было близко к тому. Остаток пути прошел в целом хорошо. Водитель и его друг немого спрашивали по Россию, ее экономику, религию , мистера Путина и автомобили. Сами они занимались бизнесом в сфере горнодобывающего оборудования. Заходили темы и на предмет веры в Бога, о несправедливости и мире и т.д. После я подумал, может и промыслительно мы сломались, чтобы сесть к ним в машину.
На самолет мы успели и благополучно прилетели в Бангалор, где нас встретил Силуан со своим отцом. Домой приехали к полуночи, решили все разговоры отложить на завтра.

 7 ноября день восьмой.

После завтрака меня повезли к зубному врачу, т.к. два дня назад у меня сломался зуб, и было больно кушать, и откладывать этод о дома было уже нельзя, ведь еще почти две недели быть в пути. Доктор-китаец отлично и быстро мне все сделал. До обеда много разговаривали с Силуаном на разные темы. К сожалению, с работы его не отпустили на дни нашего приезда, и он уехал на работу. До обеда мы пытались дозвониться до брата Джона, но не получилось. Битту , который уже второй месяц живет в Бангалоре и ждет поступления в семинарию, был также на работе. До брата Джона удалось дозвониться только к 16 часам, он был очень рад меня слышать, и договорились что завтра мы приедем к нему в гости в Morning Star Ashram. К этому же времени пришел Битту. Он рассказал, что начал учить русский для учебы в семинарии. Вечером за ужином продолжили общение с Битту на тему его будущей учебы.

 

8 ноября день девятый.

2922После завтрака пришел Силуан (с утренней пробежки) и сказал, что встретил пятидесятнического пастора Дилип Кумара, с которым я общался летом. Тогда я дал ему время, чтобы осмыслить принятие православной веры. Дилип пришел скоро, и мы сели в часовне общаться. Он сказал ,что хотел бы продолжить свое обучение православной вере у Силуана и принять православие. Я снова спросил ег,о а знает ли его община и семья о его решении. Он сказал , что семья знает, а община- еще нет. Лично у меня взгляд такой, что если обращается глава общины, то он должен сделать это публично в присутствии своей общины, предварительно подготавливая их к этому. И об этом я ему сообщил.

Говорили мы часа два. Поднимали самые разные темы... иконопочитание, говорение иными языками, понимание и важность опыта жизни Церкви и т.д. Дилип честно спрашивал, что его волновало и что было не до конца понятно. Например, естественно для протестантского сознания возник вопрос иконопочитания. Для него они виделись идолами. Я сказал, что это естественно для него сейчас, т.к он не знает, ни православного взгляда на этот вопрос, ни имеет личного опыта. Я привел ему такой пример: Если аборигены впервые увидят вертолет, что они будут думать о нем? Скорее всего, что это типа дракона или еще кто-то, ужасный зверь , который хочет их поглотить и поэтому очень опасен и от него надо держаться подальше. Их ощущения искренне и истинны, исходя из имеющегося опыта, но так ли это на самом деле? Думаю очевидно, что если им все объяснить...дать самим прокатиться на вертолете и т.д. то страх уйдет, и они смогут не боятся его ,а им пользоваться.

Я предложил Дилипу подумать сегодня, помолиться, поговорить с семьей и придти завтра и продолжить общение. Также я честно предупредил его ,что если он все таки примет решение стать православным, то его будут ждать новые испытания и искушения, ему надо будет некоторые вещи принять, даже если он их до конца не поймет. Но Бог даст ему все для того, чтобы он мог расти духовно и преодолеть все.

После обеда у нас было заказано еще с утра такси, чтобы ехать в приют к брату Джону, но такси просто не приехало (welcome to India), ничего не сообщив. Час ушел на то, чтобы заказать новое и его дождаться. В итоге мы приехали в приют с опозданием. Брат Джон показал Сергею приют, рассказал, как он все это начинал. После общения с Джоном и Джоем (его помощником), я немного поиграл с детьми в футбол. Времени у нас было мало, т.к на вечер еще была предварительно назначена встреча с отцом Иаковом из Маланкарской церкви.

С Джоном договорились, что по возможности приедем завтра вместе с Силуаном. На обратном пути я еще раз позвонил отцу Иакову, он сказал, что перезвонит мне, если договориться о встрече с митрополитом Серафимом. Позвонил он только в 19.30 и назначил встречу на завтра после обеда. На завтра день расписан очень плотно. Постараемся все успеть.

 

9 ноября день десятый
Планировалось, что день будет сильно загружен всевозможными встречами, но как всегда Господь внес свои коррективы. Рано утром брат Джон прислал смску , что ему необходимо быть сегодня в госпитале с одним своим воспитанником, и он сожалеет , что не сможет нас принять. Отец Иаков, который вчера собирался позвонить до обеда и назначить время встречи позвонил только в 17.30, но оставалось мало времени до вечерни, поэтому я решил ,что лучше не спешить и встретиться с ним в следующий раз. Единственный кто пришел вовремя был пастор Дилип Кумар. Он снова сегодня сказал, что готов и желает присоединится, и его семья готова так же. Я все же считал что ему необходимо лучше подготовиться и присоединится в присутствии своей общины и быть для них первым исповедником православия.

Некоторые в России меня бы явно не поняли... бытует мнение, что если человек пришел, креститься, например, то его надо обязательно крестить или как в данном случае присоединить, а то мало ли что....передумает или что случится, даже если умрет, зато можно будет за него молиться. Мне такая позиция не совсем близка т.к. важен не только факт присоединения ,но и намерение человека, его готовность измениться и начать жизнь заново, а если у человека какие-то свои мотивы для крещения, то он будет искать их и дальше. Несомненно бывает так, все сильно меняется после...но исходя из моего скромного опыта происходит это у одного из ста, а то и реже. в 19 часов послужили с семьей Силуана вечерню, на которую пришли также Битту и Неха. После вечерни была исповедь и подготовка к Причастию.

 

10 ноября день одиннадцатый.
С самого утра с Силуаном убрали помещение часовни и приготовили все для литургии. Я совершил проскомидию. После исповедал тех, кто не был вчера на вечерни. В 9.30 начали часы, которые Силуан читал по-английски. Сразу после литургию. Служили полностью на английском языке. Евангелие читали на английском и тамил. Причастников было 16 человек. Проповедь я сказал в конце литургии о духовной пустыне, которую часто нам Господь попускает, чтобы мы могли укрепиться и духовно возрасти. После литургии все задавали много вопросов и общались. Особенно надо было поговорить с Нехой и Битту насчет некоторых вопросов будущего. После обеда мы с Сергеем поехали в аэропорт, чтобы отправиться в следующую точку нашего путешествия - город Ченнай. В Ченнае мы планируем встретиться с русским консулом, посетить место, где был убит апостол Фома, а также посетить его могилу.

 

11 ноября день двенадцатый
2933Встали пораньше, чтобы успеть сделать все задуманное до наступления темноты. Первым делом поехали на место, где расположен храм над могилой апостола Фомы. Место интересное, большой храмовый комплекс с музеем и подземным храмом, где престол расположен над тем местом, где святой апостол был похоронен. Там же есть крест с частицей мощей. В это время позвонил ген. консул и обговорили время встречи.Ген. консульство России было рядом от храма, и мы дошли до него пешком. Нас очень гостеприимно принял сам генеральный консул, человек очень начитанный, как выяснилось позже специалист- востоковед. Много обсудили интересных тем , мы с Сергеем рассказали о нашей поездке и дальнейших планах. Генконсул рассказал интересную историю, что в одном католическом приходе были споры в вопросе, на каком языке служить. Тамильский перевод был не согласован с Ватиканом, но за него стояли местные жители, в итоге глава прихода подал в светский суд , чтобы решить этот вопрос и суд постановил (со знанием дела), что служить на тамил нельзя... вот так интересно тут решаются внутрицерковные споры.

После общения с генконсулом, мы отправились в место "гора апостола Фомы", надо отметить, что в Ченнаи очень много, что с ним связано и названо в его честь. Это место, где по преданию апостол был убит копьем. Сейчас на этом месте большой храмовый комплекс, который был построен армянами в 18 веке, там даже надписи на иконах до сих пор сохранились на армянском. Так же в этом месте собрано огромное количество мощей святых, из которых большинство - древние, то есть общие с Римскими католиками. Паломников там очень много...пока мы ходили множество людей подходили ко мне и просили сфотографироваться, говорили, что я похож на Иисуса. Подошла бабуля попросила благословение и спросила откуда мы? Я ответил, что из России и из Русской православной церкви, сразу объяснив, что это за церковь т.к. само собой о ней она ничего не слышала.

Чуть позже подошли молодые ребята лет по 20-25 так же просили сфотографироваться, слово за слово и выяснилось, что они пятидесятнические миссионеры из соседнего штата. Я спросил, можно ли вам, как миссионер миссионерам, пару вопросов задать? Они с радостью ответили "конечно!". Но после пары простых вопросов о том, "кто сказал, что Библия это истинное слово Божие?" И "почему на свете так много разных протестантов?" У них вдруг стало мало времени отвечать....они попросили мою почту и обещали написать.... на том и разошлись.

Следующим местом нашего паломничества был храм над пещерой, где молился апостол Фома, где он совершил чудо и рассек скалу, и из нее пошел источник, который является до сих пор загадкой для ученых.Вход в пещеру весьма узкий...приходится изгибаться, чтобы туда попасть. Место, конечно, интересное, вода из источника не такая как обычно в Индии, без глинистых привкусов. Так же в этом месте в скале давно был вырублен крест , который кровоточит каждый год в один и тот же день.В каждой точке паломничества мы с Сергеем пели тропарь и кондак святому апостолу Фоме и молились Богу о развитии православной миссии в Индии.

296313 ноября день четырнадцатый
В 10 часов за мной заехал Рави , местный тур агент, который работает с русской компанией Екатерины. По пути к офису компании мы разговорились на разные темы, и речь зашла о вере. Рави сказал, что был индуистом, но теперь он пятидесятник (интересно, что их движение тут называется believers).

Я начал задавать типичный ряд вопросов для такой ситуации...Рави не знал, что ответить и просил меня объяснить, что к чему. Я сколько успел поделился. В офисе мы забрали Екатерину и Глеба и поехали в столицу штата Гоа на встречу с почетным консулом Рф Виктором Альбукерком. Почетным консулом избирается обычно кто-то из местных, кто пользуется уважением в обществе.

Почетный консул встретил нас со своей женой и сыном. Мы представились, и после пары дежурных вопросов он прямо спросил "в чем разница между Римской-католической церковью и православной церковью?". Я обстоятельно объяснил православную позицию на счет трех догматов РКЦ, с которыми мы не согласны, в разговор включилась жена консула, она оказалась очень верующей католичкой с хорошими знаниями. С ней мы обсудили даже вопросы по истории церкви, раскол 1054 года и тд. Коснулись темы сектантства, формализма в церкви и современного европейского упадка христианства. Виктор Алббукерк много спрашивал о России, особенно о вере. Рассказал, как он ездил в Троице-Сергиеву лавру.

Потом мы перешли к основной теме встречи - положение русских в Гоа и развитие культурного и духовного потенциала для постоянно живущих тут наших граждан и приезжающих туристов, которых в последние годы стало больше в разы. Кроме юридических моментов почетный консул обратил особое внимание на отношения наших граждан с местным населением, потому как часто можно видеть пример, когда наши люди за границей ведут себя очень некорректно, и это (естественно) вызывают недовольство местных граждан. Ни для кого не секрет, что на Гоа часто наши граждане едут не только за морем и солнцем, но и за сомнительными удовольствиями. И местные, конечно, все это видят.

"Ленин в Индии". На эту тему Екатерина рассказала один курьезный случай (с ее слов). Несколько лет назад наши русские открыли в северном Гоа кафе с названием "Наша Раша" и поставили у входа памятник Ленину шутки ради...очень скоро местное население вышло на настоящий митинг с лозунгами "забирайте своих богов в Россию!" В итоге Ильича сломали, а кафе пришлось закрыть. В чем то местные были проницательны, конечно...

Поэтому прежде чем строить храм, надо чтобы с местными жителями был мир, и они увидели достойный пример русского православного человека. Я сказал почетному консулу, что приход сможет быть тем костяком и примером, на который будут равняться остальные, он будет ломать мифы о хамском и пьяном русском человеке.

Вернулись часам к четырем. Дмитрий привез мне обед и сказал ,что одна женщина - Вирджинья- очень хотела со мной встретиться и пообщаться. Договорились ,что он закончит свои дела на стройке и после мы пойдем вместе к Вирджинии в гости.

Дмитрий задержался на стройке, говорит, часа полтора пытался объяснить индийцам как ставить столбы в одну линию. В итоге решили к Вирджинии идти завтра,чтобы пообщаться не спеша. Дмитрий приехал ко мне уже под вечер, обговорили планы на завтра.


14 ноября день пятнадцатый
Рано утром поехали с Дмитрием на его стройку послужить молебен перед началом всякого доброго дела. У него работает группа строителей из Непала, когда мы пришли, некоторые из них попросились посмотреть на необычное для них действо. После молебна я завязал с ними разговор, спросил какой религии они? Все ответили , что индуисты, спросил какой школы индуизма придерживаются? Ответь не смогли, я спросил ,а знаете ли вы религию, которая была в Непале и Тибете до буддизма и индуизма? Этого они тоже не знали.

Я коротко рассказал им про то как буддизм перешел через Гималаи и смешался с религией Бон. Рассказал также очень коротко и о том, во что верим мы - православные христиане. После завтрака Дмитрий сказал, что один из ребят заинтересовался нашим разговором и был удивлен тем , что православный священник знает о его религии больше, чем он сам. Я сказал, чтобы он дал ему мои контакты и, если тот захочет, пусть пишет.

После завтрака мы с Дмитрием поехали к одной католической женщине- Вирджинии. Ей около 70 лет, она живет с семьей своего сына и у нее есть своя маленькая часовня, где она каждый день молится. Вирджиния встретила нас очень благодушно, как все старые люди рассказывала много о своем прошлом и настоящем, как и за кого она переживает. При всех ее тяготах она несколько раз сказала ,что благодарит Бога за все, что у нее есть. Она подарила мне четки, мы с Дмитрием подарили ей настенный крест.

После Вирджинии мы пошли в гости к Дмитрию, где за чаем очень долго говорили с его женой и ее подругой на разные духовные темы.

После обеда я поехал встретиться с группой ребят из Петрозаводска, которые как раз в то же время отдыхали недалеко от Морджима, чтобы показать им дорогу к месту , где будет завтрашняя литургия. Вечером у нас было запланировано общение, и я пригласил и наших Петрозаводчан на него тоже. Однако время для них было не очень удобное, и они просились в гости пораньше, еще до захода солнца, чтобы им возвращаться домой не по темноте.

Общая встреча была назначена на 19 часов, Петрозаводчане пришли к 17.30 и около часа мы с ними обсуждали самые разные темы, особенно коснулись вопроса исповеди, т.к. многие хоть и были крещены,но никогда не исповедовались и не причащались ( увы... обычное дело для России...). Некоторые решили после беседы завтра впервые в жизни исповедоваться.

Где -то к 19.15 приехал Дмитрий, его знакомая Диана и знакомый Рафаэль. Больше никто не пришел, но наверное это было промыслительно, т.к. в таком узком кругу мы подняли очень глубокие и личные темы, обсуждение которых в более широком кругу было бы вряд ли уместно. В общем, наше общение длилось более четырех часов. К сожалению, я не могу описать все, о чем мы говорили. Часа через два Диане позвонили, и она засобиралась уходить, но не могла сделать этого еще почти час, т.к. всякий раз прощаясь, она возвращалась, услышав что-то интересное и важное для себя. После ухода Дианы я , Дмитрий и Рафаэль говорили еще час, пока я не намекнул ,что завтра рано вставать на литургию.


15 ноября день шестнадцатый
Я встал рано и приготовил все к литургии и совершил проскомидию. Самыми первыми пришли петрозаводчане. Я попросил их чуть-чуть подождать , пока мы с Дмитрием разберем литургию и все чтения, а заодно за это время подойдут остальные. Исповедь сегодня была подольше, чем обычно, тк многие были впервые и приходилось попутно много объяснять. После окончания исповеди начали литургию. К этому времени приехал почетный консул со своим сыном,а так же журналисты и представители местных тур. фирм.

Литургия прошла хорошо. Повторяющиеся песнопения пели все, также вместе пели Символ веры и Отче наш. Иногда я обращался к почетному консулу объясняя, что сейчас будет происходить. К моменту причастия подошло много мамочек с малышами. Причастников было 16 с малышами, всего на литургии было около 25 человек. В конце литургии я сказал проповедь и пожелал всем особенно тем,кто живет в Гоа постоянно - не унывать и держаться вместе, начинать строить приходскую общину.

После литургии немного пообщались с консулом и журналистами.

После обеда я собрал чемодан, обговорили с Дмитрием некоторые результаты поездки и наметили цели на будущее.

В 20.05 прилетел в столицу Индии город Дели, меня встретил водитель и отвез в место, где я буду жить. Там меня встретила местная прихожанка Анна. Она рассказала мне немного о приходе и о том, что и как будет во время моего пребывания в Дели.


16 ноября день семнадцатый
Первая половина дня была свободна. Я успел почитать и посмотреть последние (по большей части не утешительные) новости с Родины.

После обеда мне позвонила Ольга (регент местного прихода), и мы договорились о времени и месте, где она меня заберет , чтобы ехать на вечернюю службу.

Вечерня была назначена на 17 часов, Ольга со своим водителем заехала за мной в 16, и мы отправились в Посольство Рф в городе Дели, т.к. помещение, где расположен храм находится на его территории. Посольство в Дели - это городок, войдя в который попадаешь как бы на островок России в Индии. Гуляют мамы с колясками, русские дети играют на поле в футбол, слышна везде русская речь.

То, что помещение храма находится на территории посольства оказывает некоторые трудности для его церковной значимости. Ведь храм должен быть открыт для всех желающих, а положение посольского городка предусматривает строгий пропускной режим, и если вдруг православный человек со стороны захочет внезапно посетить богослужение, ему сделать это будет не просто. Поэтому первостепенной задачей стоит строительство православного храма вне территории посольства, чтобы доступ туда был всем желающим, тогда туда можно приглашать и греков, и болгар, и украинцев - всех православных людей.

До начала службы разобрали с Ольгой некоторые тонкости. Ольга предупреждала ,что вечером будет не очень много народу - всего было 8 человек. После службы я исповедал тех, кто хотел сделать это с вечера.

После исповеди немного посидели в трапезной и поговорили с Ольгой и Екатериной (приходской старостой), и меня отвезли обратно домой.


17 ноября день восемнадцатый
С утра за мной заехала Ольга, и мы отправились в городок Посольства Рф на литургию. По приезду я все приготовил и совершил проскомидию. Начали приходить люди к исповеди, после того, как я исповедал большую часть, начали читать часы. Литургию служили на славянском языке (лишь одну ектению я сказал на английском из-за нескольких англоговорящих прихожан). Ко времени причастья принесли много детей. Взрослых причастников было человек 10, детей около 15. Всего на службе было около 30 человек.

Интересен состав прихожан. Сегодня была одна бабушка, ее зовут Любовь, она живет в Индии уже пять лет со своим сыном и его семьей на севере, и каждый раз целую ночь едет в Дели специально на службу. Еще живя в Москве, она помогала при храме, и было видно что дело свое она знает.

Как только она вошла, сразу взялась за подсвечники, и быстро привела их в порядок. Другой интересный прихожанин - Дэвид (Давид по-нашему). Он англичанин, был католиком , а к православию пришел живя в Болгарии, тут он работает в международной школе учителем и посещает единственный в Дели православный приход.

После литургии все вместе пошли обедать. Очень много говорили на всякие разные темы. Я рассказал о себе, о миссии среди коренных индийцев и их трудностях. Подняли и многие другие темы духовной жизни: о грехе, индуизме, семье и воспитании детей и т.д.

После службы Ольга отвезла меня домой. Она хотела пригласить меня сегодня к себе на ужин, чтобы пообщаться с ее мужем, если тот будет себя хорошо чувствовать после дороги.

Ольга позвонила и сказала, что к сожалению встретится не получится,тк муж приболел. Я собрал чемодан. Завтра утром вылет в Дакку столицу Бангладеш, в последнее место этой поездки.

18 ноября день девятнадцатый
С утра за мной заехал водитель Ольги и отвез меня в международный аэропорт Дели. Мой рейс в Дакку задержали на полтора часа, поэтому в столицу Бангладеш я прилетел только к 16.30. Меня встретили из Российского посольства и помогли на месте получить визу. В 17.30 я вступил на землю одной из самых нищих и опасных стран мира.

Что такое Бангладеш? Чтобы это понять получше представьте 163 миллиона человек (для сравнения в России около 150) живут на территории меньшей чем наша республика Карелия... из них 70% живут по данным ООН за чертой бедности, а 88% населения исповедуют ислам... Дакка- столица Бангладеш занимает предпоследнее место (перед современным Дамаском) в списке самых непригодных в мире городов для жизни.

В посольстве меня очень гостеприимно встретили местные верующие люди (как всегда в основном женщины). После небольшого ужина мы собрались вместе попить чаю у Татьяны, местной старосты общины. Обговорили планы на ближайшие дни моего пребывания ,а потом очень долго говорили на самые разные темы духовной жизни. После общения мне показали территорию посольства: часовню и киот, бассейн, волейбольную площадку (жаль на время волейбола у нас было назначено соборование, а то бы тряхнул стариной) и немного рассказали о его жизни.

Решили все остальные разговоры отложить на завтра.

19 ноября день двадцатый
В 9 утра все собрались в часовне на водосвятный молебен, после которого было решено освятить помещение школы, мед пункт и несколько квартир. Все это заняло у нас часа два. Наше хождение по посольству не осталось незамеченным и по пути много общались с людьми, кое -что объясняя и приглашая на вечернее соборование и общение.

После освящения многие ушли на работу, а мамы с малышами остались гулять, и мы сели у бассейна и продолжили наше общение на темы для них интересные. В основном конечно их волновали вопросы воспитания детей. Проговорили часа полтора.

Во время этого общения выяснилось, что у одной женщины муж очень давно хочет креститься, но в связи с работой и командировками у него это не получается. Я спросил, а что мешает ему креститься сегодня? Она радостно удивилась "а что это возможно?" Я ответил , что вот перед ней сидит священник и вот перед нами бассейн, что мешает ему креститься? Она побежала звонить и спрашивать. Муж (Алексей) согласился.

После обеда я встретился с Алексеем для беседы перед крещением, чтобы убедиться в серьезности его намерения. Он был серьезен и принял это решение осознанно. Мы все подготовили. Алексей крестился в детском бассейне. Он был очень рад и в конце сказал, что это было действительно нужное время для этого серьезного шага. Мы еще немного поговорили , и я отправился чуть чуть отдохнуть перед вечерним соборованием.

Только прилег и сразу зазвонил телефон. Один работник очень хотел поговорить на личную тему. Я пригласил его к себе и мы с ним говорили около часа.

Соборование было назначено на 18.30, к шести часам приехало пять женщин с города, которые живут постоянно в Бангладеш. Соборовалось семнадцать человек. После соборования была исповедь, которая закончилась только к девяти вечера. Сразу после было запланировано еще общение, которое решили организовать в местном кафе (на территории посольства).

В кафе собрались разные люди. За чаем я рассказал по миссию в Индии, спел пару песен под гитару, и почти случайно речь зашла на духовные темы...о которых говорили часа два (для миссионера детское время). Многие были в явном удивлении, и этого не скрывали, что общение было таким открытым и в какой-то степени честным.

20 ноября день двадцать первый
С самого утра пришел в часовню и все приготовил для литургии. Совершил проскомидию, поговорили с Татьяной об особенностях службы. До начала литургии были еще желающие исповедоваться, кто не смог сделать это накануне. Литургия прошла очень спокойно и хорошо. Большую часть мне пришлось петь самому. Символ веры и Отче наш пели все вместе (Татьяна заранее распечатала тексты и раздала всем).

Причастников было около 30 с малышами, всего на службе было около 35 человек. Сразу после литургии все вместе пошли освятить недавно построенный силами самих людей киот. После освящения киота послужили заупокойную литию об отце Данииле Сысоеве ( сегодня 4 года со дня его гибели). Я коротко рассказал о служении отца Даниила, оказалось что и тут слушают его лекции и читают его книги.

К 11.40 меня позвали провести урок для местной школы. Я говорю школы т.к. в ней всего 8 учеников, поэтому беседа была впервые на моей памяти со всей школой сразу, включая директора и учителей. С ребятами говорили о разном, о мире вокруг нас, о справедливости, смысле жизни и т.д. но самое интересное началось, когда детей после часа беседы отпустили, и мы еще час говорили с учителями. Был просто шквал вопросов, которые видно копились годами. Увести меня смогли только пригрозив тем,что останемся без обеда...

На обед с несколькими семьями поехали в город, по дороге и там много общались на самые разные темы.

Как приехали я собрал чемодан и пошел переписать фото, которые сделал тут для прихожан.

В 18.20 надо было уезжать в аэропорт, меня вышло проводить много народу, пришли дети. Все попросили благословения и просили скорее возвращаться. Атмосфера была очень теплая и доброжелательная. В аэропорт со мной поехал Алексей (который вчера крестился) по пути много разговаривали, он довел меня до самой границы и мы попрощались.

Время 20.27 сижу жду посадки на рейс Дакка - Шарджа, там пересадка и самолет в Москву.

Эпилог
Поездка была очень интересна и насыщенна событиями, я открыл для себя много интересного, многое увидел с совершенно иной стороны и в себе и в других, о которой даже не думал. Кое -что даже меня "отрезвило", и я стал понимать многие вещи яснее.

К сожалению, формат дневника не позволяет в полноте передать картину, да и многое, о чем я говорил с людьми не для публичного распространения, но надеюсь, что основную нить передать удалось. Главным результатом, конечно, я считаю то, что люди получили радость Богообщения, двадцать пять человек присоединились к Вселенской церкви.

Конечно впереди еще годы и годы кропотливой работы, но надеюсь, что те кирпичики которые закладываются сейчас будут прочным фундаментом в деле возрастания Православной Церкви по всему миру. Аминь.

 

Источник: БФ "Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева"

 

Чтобы оставлять комментарии на сайте - пройдите регистрацию и авторизуйтесь.