На данной странице представлены жития святых, почитаемых Православной Церковью.  В памятниках первоначальной христианской древности, до половины IV в. и даже до V в., как у восточных, так и у западных христиан слово святой — греч. ἅγιος, лат. sanctus — по мнению Мартиньи («Dictionnaire des antiquites») ещё не было усвоено так называемым ныне канонизованным святым, то есть ни апостолам, ни мученикам, ни вообще лицам, которые позже стали, под именем святых, предметом особого почитания церкви, а при упоминании их называли просто по имени, например, Павел (не прибавляя «апостол» или «святой»).

Римский календарь, изданный Бухером, а потом Рюинардом при его «Acta Sinсеrа», доводит список особо чествуемых в церкви лиц до IV в. включительно (до папы Либерия), при чём ни разу не даёт им названия sanctus. Лишь в календарях церкви карфагенской, в III—V вв., при поминовении умерших, особенно чтимых церковью, слово sanctus встречается часто.

Первый календарь, в котором постоянно встречается слово sanctus при имени того или иного особо чтимого церковного лица, это — календарь Полемия («Acta Sanctorum»; т. 1). В менее отдаленную эпоху это слово встречается иногда в мозаиках при изображении апостолов, но его ещё нет при изображении св. Иоанна Предтечи даже в 451 г., и встречается оно при имени Предтечи не раннее, как в 472 г., на изображении св. Агафии in Suburra, в Риме.

По исследованию Чиампи, оно встречается также при изображении Козьмы и Дамиана в 531 г. Слова sanctus и sanctissimus на мраморных погребеньях, бесспорно древних, имеют, по мнению Мартиньи, значение carissimus. Причина, по которой христиане древнейших времён избегали эпитетов: Sanctus, Sanctissimus, заключается, по мнению некоторых учёных, в том, что слово Sanctus часто употреблялось в надписях несомненно языческих, которым не хотели подражать христиане. На эпиграфических документах V в. встречается при именах, в некотором отдалении, одна буква S, которая может быть принята за начальную букву слова Sanctus, но также и за нач. букву слова Spectabilis. Вместо названия «святой» (лат. Sanctus) или вместе с ним часто стояло, при имени почитаемого церковью лица, другое название — dominus, domina.

Мартиньи склонен думать, что слова dominus и domina означали в древности специально «мученик и мученица». Из рассказов о погребении почивших христиан видно, что распоряжавшиеся погребением провозглашали: ad sanctos! ad sanctos! (или ad martyres, ad martyres), то есть приказывали нести умершего на специально христианское кладбище. Кроме обозначения личной святости или высокого благочестия лица, слово sanctus, (agioV;), как некогда в язычестве, прилагалось и в христианстве для обозначения, что то или иное лицо или место посвящено какому-либо священному служению. Христиане in согроге в древней церкви (напр. в посланиях апост. Павла) именовались святыми. В Евангелии святость, освящение представляются везде как свойство христианства, во всех его проявлениях: да святится имя твоё (Mф. VI, 9), отче святый, святи их во истине твоей (Иоан. XVII, II, 17).


Почитание и призывание святых

Православная церковь почитает праведников не как богов, а как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святых, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов)

Св. Писание решительно запрещает оказывать кому-либо Божеское поклонение и служение, кроме единого истинного Бога (Второе. VI, 13; Исвятых XLII, 8; Матф. IV, 10; 1 Тим. 1, 17), но вовсе не возбраняет воздавать надлежащее почтение (doulexa) верным слугам Бога, и притом так, чтобы вся честь относилась к Нему же единому, как «дивному во святых своих» (Псал. LXVII, 36).

Царь Давид взывал: «мне же зело честни быша друзи Твои, Боже» (Псал. CXXXVIII, 17); сыны пророческие торжественно «поклонились до земли верному рабу и другу» Божию — Елисею (4 Цар. II, 15). В Новом Завете сам Иисус Христос, подтвердив закон: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Матф. IV, 10), сказал ученикам своим: «вы друзья мои, если исполните то, что Я заповедую вам» (Иоан. XV, 14), и засвидетельствовал пред ними: «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня» (Матф. X, 40), показывая, что честь, воздаваемая верным слугам Его и друзьям, относится к Нему самому, также и в Откровении устами Иоанна Богослова: "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его" (Апок. III, 21) .Апостол Павел также говорит: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. XIII, 7).


О святых

Возникнув в христианской Церкви на первых же порах её. существования, вера в богоугодность и спасительность достодолжного чествования святых выразилась в установлении в память мучеников и других святых особых праздников, по примеру воскресного и других праздничных дней, с совершением соответствующих молитвословий и литургии (свидетельства Тертуллиана и св. Киприана; Постановления апостол. кн. VI, гл. 30; кн. VIII, гл. 33). Начиная с IV в. везде открыто и торжественно происходит чествование святых, узаконенное двумя поместными соборами того же века: гангрским и лаодикийским. Вместе с тем развивается и определяется самое учение о почитании святых (Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Способствовало этому появление разных еретических лжеучений.

Были, например, еретики, которые не только чествовали Богоматерь подобающим ей почитанием, как святейшей всех святых, но и воздавали ей божеские почести, поклонялись и служили ей наравне с Богом. Это вызвало св. Епифания как на обличение заблуждающихся, так и на выяснение истинного церковного учения о почитании святых. В начале V века появились еретики которые стали упрекать церковь в том, что будто бы ею допускается божеское чествование святых с таким же поклонением им и служением, и этим восстанавливается древнеязыческое идолопоклонство и ниспровергается вера в истинного Бога, которому одному нужно поклоняться и служить. Во главе этого рода лжеучителей, состоявших по преимуществу из евномиан и манихеев, стал испанец Вигилянций. Против него выступили блаж. Иероним и Августин.

Вера в обязательность и спасительность достододжного чествования святых неизменно сохранялась в церкви и в последующие века; подтверждением чему служат свидетельства как отдельных пастырей церкви (Сальвиан, Кирилл Александрийский, Григорий Великий, Иоанн Дамаскин), так и целых соборов — поместного карфагенского (419−426) и в особенности седьмого вселенского (никейского II). Противниками этого учения в средние века являются альбигойцы, павликиане, богомилы, вальденсы и виклефиты, в новейшие века — вообще протестанты.

Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божих, церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах, не как богов каких, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям (Иак. 1, 17) и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, который «един (есть)» в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. II, 5−6)

Начало молитвенного призывания святых видно ещё в церкви ветхозаветной: царь Давид взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших» (1 Парал. XXIX, 18). Апостол Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к этому прибавляет: «много может усиленная молитва праведного» (Так. V, 16). Апостол Пётр обещал верующим и после своей смерти не прерывать попечения о них (2 Пётр. 1, 15). Апостол Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои на небе молитвы пред Агнцем Божим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (см. Апокал. V, 8; VIII, 3−4).

На основании Свящ. Писания и вместе свящ. предания, церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом. Это учение и верование церкви содержится во всех древнейших литургиях, например апостола Иакова и иерусалимской церкви, появившиеся в IV в. и вошедшие в церковнобогослужебную жизнь чины литургии св. Василия Великого и Иоанна Златоуста ясно доказывают, что призывание святых в это время было явлением всеобщим. На седьмом вселенском соборе отцы, рассуждая о почитании и призвании святых, между прочим, постановили: «кто не исповедует, что все святые…. досточтимы пред очами Божиими…. и не просит молитв у них, как у имеющих, согласно церковному преданию, дерзновение ходатайствовать о Мире, — анафема».

Учение о призывании святых сохранилось и доныне сохраняется в отделившихся издревле от вселенской церкви христианских обществах, как то: несторианском, абиссинском, коптском и армянском.Противниками этого учения явились выделившиеся из западной церкви в средние века рационалистические и мистические секты. Лютер отверг почитание и призывание святых на том, главным образом, основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось его личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже и прославленные святых своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому, как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание святых является унижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом и людьми. святых, по мнению Лютера — это только замечательные исторические лица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвой.


Святые в православии

 

Cвятые, размещённые в небесах по ликам святости (икона «Страшный суд», Польша, XVII в.) Во все времена православное учение сочетало в себе две принципиальных особенностей духовной жизни, во-первых, это постоянное стремление к святости, к безгрешной жизни: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха ... он не может грешить, потому что рожден от Бога" (1 Ин. 3, 9), с другой стороны это осознание своеё греховности и упование только на милость Божию в деле своего спасения: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5, 3), "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).

Это сочетание выражается, к примеру словами Апостола Павла "Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия..."(Еф. 3, 8) - фраза, в которой сочетается и осознание призвания всех верующих во Христа к святости и в то же время уничижение самого Первоверховного Апостола, встречающееся ещё к примеру, в 1 Кор. 15, 8-9: "...а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию". Так или иначе стремление к святости - это естественное стремление каждого православного христианина. Апостолу Иоанну Богослову было открыто, что «теплохладные» христиане будут извержены из уст Божиих (Откр. 3,15-16)

Апостол Павел в своих посланиях называет всех членов Церкви святыми, в том числе адресуя их "призванным святым" (Кор., 1, 2; Рим. 1,7) или просто "святым" (Ефесвятых 1,1; Фил. 1,1; Кол. 1,1) а Апостол Пётр говорит христианам: "вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел" (1 Пет. 2, 9). В то же время святость в православии это не статус, а как бы состояние человеческого духа: "не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 20-21), "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48).

В целом же святость в Православии имеет синонимичные аналоги, слова Богообщение и Боговидение. Они основываются на православном учении о том, что Святые в Царствии небесном постоянно находятся в общении с самим Богом и иллюстрируется, к примеру, такими словами из Писания:

"И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим" (Исх, 33, 11)
"Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его" (Псвятых 26, 4)
"Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас" (Ин. 14, 8)
"Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14, 21)
"но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем" (Ин. 16, 22-23)
"наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом" (1 Ин. 1, 3)
Во время чинопоследования православного отпевания Церковь (по древнему обычаю) многократно упрашивает Бога причислить умершего к лику святых: «Со святыми упокой Христе душу усопшего раба твоего!». Те же самые слова поются во время прославление святого перед пением величания уже как новому святому.

В православии по лику святости различают следующих святых:

Апостолы - ученики Христа
святители - святые архиереи (епископы)
преподобные - постники, отшельники и т.п., как правило, монахи
блаженные - Христа ради юродивые
мученики
страстотерпцы (пострадавшие от нечестивых единоверцев)
новомученики (пострадавшие за веру в годы гонений на религию в XX веке)
священномученики
преподобномученики
преподобноисповедники
исповедники
равноапостольные (крестители) и др.
святые праведные
из Ветхого Завета:

Особое место среди православных святых занимает Пресвятая Богородица!

Святость - это состояние переживаемое верующим по слову Апостола Иакова "Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам" (Иак. 4, 8). Но также сказано "Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы" (Мф. 5, 14). Таким образом с одной стороны единственным сердцеведцем знающим угодников своих является сам Господь. Но Он Сам прославляет святых своих чудесами: даром языков (в первые века), пророчествований, исцелений, чудотворений при жизни, нетленными мощами, исцелений по молитвам святому.

Чудеса не являются обязательным условием почитания, по слову Апостола Павла о высшем даре: "Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1 Кор. 13, 8) -, но являются как бы указанием самого Господа на почитание его верного служителя. Например как описано сразу после прославдлении Святителя Московского Ионы об исцелении одной женщины:

Приведённая во храм, она усердно молилась пред чудотворными иконами, Владимирской и Великогорецкой, но не получила желаемого; припадала потом ко гробу чудотворца Петра и много скорбела, что труд её был напрасен; тогда послышался ей таинственный голос: «Иди ко гробу Ионы, чудотворца». «Не знаю, Господи, где он» — смиренно отвечала слепая, и, когда привели её к честной раке, стала осязать её руками с тёплою молитвой о прозрении, но как только приникла к мощам, чтобы приложиться, почувствовала как бы тёплое дуновение из уст святительских, прямо в очи свои, и в ту же минуту прозрела.

Православные церкви признают святыми, как правило, только православных или христиан, живших до разделения церквей. Впрочем, существуют исключения, например, в 1981 году собор РПЦЗ причислил к лику святых всех слуг царской семьи, погибших вместе с ними в Ипатьевском доме, в том числе католиков и протестантов.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, член Священного Синода, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви:

Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание, чудотворения, и если таковые есть, нетленные мощи.

Выделить более «авторитетных» и менее «авторитетных» святых невозможно, но в православной русской традиции, особенно среди мирян, наиболее чтимыми святыми являются Иоанн Креститель, Николай Чудотворец (Николай Угодник), Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Невский, князь Владимир а также местночтимые святые.

Жития святых

Фильтр по заголовку     Количество строк:  
Заголовок материала
1 Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский
2 Преподобный Григорий Декаполит
3 Святитель Григорий, епископ Нисский
4 Святитель Григорий, епископ Омиритский
5 Святитель Григорий Палама
6 Преподобный Григорий Вологодский, чудотворец
7 Преподобный Григорий, чудотворец Печерский, в Ближних пещерах
8 Преподобный Григорий, иконописец Печерский
9 Преподобный Григорий, затворник Печерский, в Дальних пещерах
10 Преподобный Григорий Синаит
11 Преподобный Григорий Хандзтийский
12 Святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский
13 Святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский
14 Святой благоверный Давид III Возобновитель
15 Мученики Давид и Константин
16 Мученики Давид и Таричан
17 Преподобный Давид Ермопольский
18 Святой царь и пророк Давид
19 Преподобный Давид Серпуховский
20 Преподобный Давид Солунский
21 Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский и чада его Давид и Константин
22 Мученики Дада, Максим и Квинтилиан
23 Преподобные Исаакий, Далмат и Фавст
24 Священномученик Дамаскин, епископ Стародубский
25 Святой священномученик Дамаскин
26 Святые бессребреники Косма и Дамиан Ассийские
27 Святые бессребреники Косма и Дамиан Аравийские
28 Преподобный Дамиан Есфигменский
29 Преподобные Дамиан, Иеремия и Матфей Печерские
30 Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан
31 Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский
32 Пророк Даниил
33 Святитель Даниил, архиепископ Сербский
34 Святой благоверный князь Даниил Московский
35 Преподобный Даниил Переяславский
36 Преподобный Даниил Столпник
37 Преподобный Даниил Шужгорский
38 Мученик Дасий Доростольский
39 Преподобный Дий Антиохийский
40 Мученик Дим (Димос)
41 Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и Димитриан, сын их
42 Мученик Димитрий Филадельфийский
43 Священномученик Димитрий Михайлович Беневоленский
44 Мученики Симеон и Димитрий (Воробьёвы)
45 Священномученик Димитрий (Троицкий)
46 Преподобный Димитрий Басарбовский
47 Благоверный великий князь Димитрий Донской
48 Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий, вологодский чудотворец
49 Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
50 Святой благоверный грузинский царь Димитрий Самопожертвователь
51 Праведная Мариамна
52 Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский)
53 Святые мученики Хрисанф и Дария и с ними мученики Клавдий трибун, Илария, жена его, Иасон и Мавр, сыновья их, Диодор пресвитер и Мариан диакон
54 Мученик Диомид
55 Священномученики Дионисий Ареопагит
56 Мученики Лукиллиан, отроки Клавдий, Ипатий, Павел и Дионисий и Павла дева
57 Преподобный Дионисий Глушицкий
58 Преподобный Дионисий Олимпийский
59 Мученики Феодор, мать его Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
60 Преподобный Дионисий, затворник Печерский
61 Преподобный Дионисий Радонежский
62 Святитель Дионисий Суздальский
63 Священномученики Емилиан епископ и с ним Иларион, Дионисий и Ермипп
64 Святой благоверный князь Довмонт Псковский
65 Преподобный Дометиан, епископ Мелитинский
66 Преподобный Дометий
67 Святитель Донат
68 Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт
69 Преподобный Дорофей, пустынник Египетский
70 Преподобный авва Дорофей
71 Преподобный Досифей Верхнеостровский
72 Преподобный Досифей
73 Святой Стефан Милютин, король Сербский, брат его Драгутин и мать их Елена
74 Преподобный Дула, страстотерпец
75 Святая мученица Феодулия и мученики Елладий, Макарий и Евагрий
76 Преподобный Еварест Студит
77 Священномученик Евгений, митрополит Нижегородский
78 Священномученик Евгений (Ивашко)
79 Преподобные исповедники Евгений и Макарий
80 Преподобная Мария, именовавшаяся Марином, и отец её Евгений
81 Мученики Мина, Ермоген и Евграф Александрийские
82 Праведный Евдоким
83 Мученики Евдоксий, Зинон, Макарий и их дружина
84 Святая мученица девица Фавста и с нею Евиласий и Максим
85 Мученики Трофим и Евкарпий
86 Мученики Евлампий и Евлампия
87 Преподобный Евлогий, архиепископ Александрийский
88 Святые пресвитеры Евлогий и Протоген
89 Преподобный Евмений Гортинский
90 Апостол от 70-ти Евод
91 Великомученица Анастасия Узорешительница. Мученики Хрисогон, Феодотия, Евод, Евтихиан и иные
92 Мученик архидиакон Евпл
93 Мученик Евпсихий
94 Мученики Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и 40 иных
95 Священномученик Евсевий, епископ Самосатский
96 Преподобный Евсевий пустынник
97 Мученик Евсигний
98 Святитель Евстафий, архиепископ Сербский
99 Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский
100 Святитель Евстафий исповедник, епископ Вифинийский
101 Святой мученик Евстафий Мцхетский
102 Мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий
103 Преподобномученик Евстратий Печерский
104 Преподобный Евстратий чудотворец
105 Мученики Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан
106 Святитель Евтихий, архиепископ Константинопольский
107 Преподобные Евтихий и Флорентий
108 Священномученик Тигрий пресвитер и мученик Евтропий чтец
109 Священномученик Евфимий (Тихонравов)
110 Преподобный Евфимий Великий
111 Преподобные Евфимий, Антоний и Феликс Карельские
112 Преподобный Евфимий Новгородский, архиепископ
113 Преподобный Евфимий Новый, Святогорец, Иверский (Афонский)
114 Преподобный Евфимий Новый, Солунский
115 Преподобный Евфимий, схимник Печерский
116 Священномученик Евфимий, епископ Сардинский
117 Преподобный архимандрит Евфимий, Суздальский чудотворец
118 Преподобный Евфимий и его ученик преподобный Харитон
119 Преподобный Евфимий Сянжемский, Вологодский
120 Преподобный Евфросин Псковский
121 Преподобный Евфросин Синозерский
122 Преподобный Евфросин Тверской
123 Праведный Езекия
124 Преподобные Елеазар и Назарий Олонецкие
125 Святые мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и бабка их Леонилла и с ними Неон, Турвон и Иовилла
126 Святой мученик Елевферий
127 Священномученик Елевферий, мать его мученица Анфия и мученик Корив епарх
128 Блаженный Елезвой, царь Ефиопский
129 Пророк Елисей
130 Преподобный Елисей Лавришевский
131 Преподобный Елисей Сумский, Соловецкий
132 Священномученик Елладий епископ
133 Преподобный Еллий
134 Святой мученик Емилиан Доростольский
135 Мученик Епимах Новый
136 Святой мученик Епимах
137 Святитель Епифаний, епископ Кипрский
138 Преподобный Еразм Печерский
139 Святой Еразм исповедник, епископ Формийский
140 Апостолы от 70-ти: Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт (Кварт) и Тертий
141 Святой Ерм (Ерма), апостол от 70-ти
142 Мученики Ерм, Серапион и Полиен
143 Священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер
144 Мученик Ермий Команский
145 Святые мученики Ермил и Стратоник Белградские
146 Мученик Ерминингельд, царевич Готфский
147 Священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ
148 Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси
149 Мученики Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин
150 Мученики Еспер, его супруга Зоя и их сыновья Кириак и Феодул
151 Святитель, Ефрем, архиепископ Ростовский
152 Священномученик Ефрем, епископ Селенгинский
153 Святитель Ефрем, Патриарх Сербский
154 Святитель Ефрем, Патриарх Антиохийский
155 Преподобный Ефрем Новоторжский и брат его святой Георгий
156 Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский, игумен
157 Преподобный Ефрем Печерский, Переяславский
158 Преподобный Ефрем Сирин
159 Преподобный Захария, патриарх Иерусалимский
160 Священномученик Захария, епископ Коринфский
161 Преподобный Захария Постник, Печерский
162 Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета
163 Пророк Захария Серповидец
164 Апостол от 70-ти Зина
165 Святые мученики Зинон и Зина
166 Cвященномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия
167 Мученики Пелий, Нил, епископы Египетские, пресвитер Зинон, Патермуфий, Илия и другие мученики числом 151
168 Священномученик Зинон, епископ Веронийский
169 Преподобный Зинон
170 Преподобный Зинон Печерский, постник
171 Священномученик протоиерей Зосима Васильевич Трубачёв
172 Мученик Зосима Аполлониадский
173 Преподобный Зосима, епископ Вавилонский
174 Преподобный Зосима Ворбозомский
175 Мученик Зосима Калутинский (Калитский)
176 Мученик Зосима пустынник
177 Преподобная Мария Египетская
178 Праведная Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева, жена-мироносица
179 Мученики Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Фотий, Петр, Леонтий, Мария патрикия, протоспафарий Григорий и прочие
180 Преподобный Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн
181 Равноапостольная Мария Магдалина
182 Преподобная Мария Радонежская
183 Преподобный Аврамий затворник и блаженная Мария
184 Преподобный Симеон Столпник и его мать Марфа
185 Святые мученики Марин, Марфа, Авдифакс, Аввакум, Кирин, Валентин пресвитер, Астерий и иные многие с ними в Риме
186 Преподобная Мастридия
187 Преподобная Матрона
188 Мученица Матрона Солунская
189 Преподобная Мелания Римляныня
190 Мученица Мелитина Маркианопольская
191 Святая Милица, княгиня Сербская
192 Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора
193 Мученица Миропия Хиосская
194 Блаженная Муза Римляныня
195 Мученики Адриан и Наталия
196 Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Царь Иверский Мириан и царица Нана
197 Мученица Нина (Кузнецова)
198 Святая Нонна
199 Святая пророчица Олдама
200 Святая Олимпиада диаконисса
201 Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга
202 Мученица Ольга (Масленникова)
203 Преподобная Параскева Сербская
204 Преподобномученица Параскева
205 Преподобная Пелагия Антиохийская
206 Мученица Пелагия Тарсийская
207 Святая мученица Перпетуя, мученики Сатир, Ревокат, Саторнил, Секунд и мученица Филицитата
208 Преподобная Пиама дева
209 Преподобная Платонида Сирская
210 Мученица Поплия Антиохийская
211 Благоверная царица Пульхерия
212 Мученица Ираида (Раиса) Александрийская
213 Мученик Мамант, отец его Феодот и матерь Руфина
214 Священномученики Пионий и Лин, пресвитеры Смирнские, святые мученицы Савина и Македония и святой мученик Асклипиад
215 Преподобная Фотиния (Светлана) Палестинская
216 Мученица Севастиана Гераклейская
217 Мученица Серафима Римская, дева
218 Святая мученица Синклитикия и две ее дочери
219 Мученица Сира
220 Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар
221 Мученица Сосанна
222 Преподобная София
223 Мученики Виктор и Стефанида
224 Святая праведная Тавифа
225 Преподобная Таисия Египетская
226 Святая Тамара, царица Грузии
227 Сщмч. Димитрий (Добросердов), архиеп. Можайский, викарий Московской епархии, и др...
228 Священномученик Владимир (Медведюк) и преподобномученица Татиана (Фомичева)
229 Святая мученица Татиана
230 Святая мученица девица Фавста и с нею Евиласий и Максим
231 Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы
232 Преподобномученица Феврония дева
233 Мученики Тимофей, Агапий и Фекла
234 Первомученица Фекла
235 Мученики Феодора девица и воин Дидим
236 Преподобная Феодора Александрийская
237 Праведная царица Греческая Феодора
238 Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора
239 Преподобная Феодора Кесарийская
240 Преподобная Феодора Цареградская
241 Преподобная Феодора Нижегородская
242 Преподобная Феодора Солунская
243 Преподобномученица Феодосия Константинопольская
244 Мученица Феодосия Тирская
245 Мученица Феодотия Никейская
246 Святая мученица Феодотия
247 Святая мученица Феодулия и мученики Елладий, Макарий и Евагрий
248 Мученица Феоктиста (Ченцова)
249 Преподобная Феоктиста
250 Великомученик Евстафий Плакида, жена его Феопистия и чада Агапий и Феопист
251 Блаженная Феозва диакониса
252 Блаженная царица Феофания
253 Мученица Фервуфа с ее сестрой и рабыней
254 Мученики Авкт, Таврион и Фессалоникия
255 Святая Фива диакониса
256 Святая мученица Филицата и семь её сыновей: Ианнуарий, Феликс, Филипп, Сильван, Александр, Виталий и Марциал
257 Преподобномученица Филофея Афинская
258 Мученица Фомаида Александрийская
259 Преподобный Авраамий Смоленский
260 Мученица Фотина (Светлана) Самаряныня, Римская
261 Мученики Иустин, Харитон, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан, Иуст и мученица Харита
262 Преподобная (благоверная княгиня) Харитина Литовская
263 Великомученица Злата Могленская
264 Священномученик Тихон и исповедница Хиония (Архангельские)
265 Священномученик Ипполит, мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников
266 Великомученица Шушаника
267 Священномученик Вавила и с ним три отрока
268 Мученица Христина
269 Преподобный Климент Песнописец
270 Святой мученик Василия Анкирского
271 Преподобный Косма Яхромский
272 Апостол и евангелист Лука
273 Пророк Аввакум
274 Мученик Або Тбилисский
275 Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец
276 Святитель Тихон, патриарх Московский
277 Святой Апостол Фома
278 Преподобный Серафим Саровский
279 Аристоклий афонскй московский чудотворец
280 Петр и Феврония Муромские
281 Преподобный Сергий Радонежский
282 Святая блаженная Ксения Петербуржская
283 Святой благоверный князь Александр Невский
284 Святой Василий Великий. Его жизнь и деятельность
285 Святая Блаженная Матрона Московская