Печать PDF

Согласно Учебному пособию для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов, подготовленному Синодальным отделом по религиозному образованию и катехизации и Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи (г. Москва), результатом катехизации является вхождение новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхристической чаши и формирование христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, явленных прежде всего в Символе веры.
Исходя из целей огласительного процесса, сформулированных в данном документе, становится понятным, что катехизация – достаточно длительный по времени процесс, так как добиться столь серьёзных изменений человеческой личности, включая ценностную ориентацию, за одну-две беседы в принципе невозможно. При этом конкретный срок оглашений не столь принципиален – важно, чтобы он оказался достаточным для того, чтоб крещение стало для человека актом сознательного и серьёзно обдуманного выбора.
Впрочем, всё больше современных священников и даже высших иерархов Церкви склоняются к тому, что оглашения должны носить продолжительный характер независимо от категорий оглашаемых. В частности, аргументируя необходимость серьёзной предкрещальной подготовки, руководитель Миссионерского отдела Калужской епархии иерей Георгий Казанцев в своей книге «Мёртвые души» пишет:
«Для многих общественных организаций нашего времени «погоня за клиентом» оправдана меркантильными соображениями. С чичиковским размахом они зачисляют в свои ряды практически любого, кто проявил маломальский интерес. В Церкви подобные явления недопустимы, как противоречащие ее природе. Христианская жизнь не подчиняется законам диамата: тут количество в качество не переходит. Духовные изменения, как в жизни одного человека, так и целого общества не зависят от количества совершенных впустую Крещений, Венчаний, освящений, молебнов и прочих обрядов».
В результате, как отмечает отец Георгий, «получается, что у нас целый ряд священнодействий совершается вне зависимости от принадлежности к Церкви… Современный церковный обычай допускает широкое употребление священнодействий по ложным, суеверным мотивам».
«Крещение – это венец миссионерской работы. И вся миссионерская работа должна быть сориентирована на сознательное Крещение. При этом статус крещеного человека должен быть чрезвычайно ценным. Крещение и участие в сакраментальной жизни Церкви должно быть желанным. Человек должен стремиться заслужить его своей жизнью. Только при таком подходе он сможет во спасение воспринять Таинство и захочет продолжать христианскую жизнь», – заключает о. Георгий.
В самом деле, «мёртвых душ» в современной церкви довольно много. Согласно результатам социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в феврале 2009 года, хотя 72,6 % россиян определили себя как православные, из них только у 15,4 % есть дома Евангелие, у 15,6 % – молитвослов, а 39,5 % вообще не имеет дома книг религиозного содержания. Лишь 6,4% «православных» знает наизусть Символ веры, 49,2 % – «Отче наш». Ежегодно (с разной периодичностью) причащается только 14,7%, а 55% вообще не причащается. На вопрос о мировоззрении 11,8% (опять же из 72%, считающих себя православными) ответили, что не верят в Бога, но верят в некую высшую силу.
В Древней Церкви ситуация была принципиально иной. Как отмечается в Учебном пособии для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов, тогда каноническая огласительная практика включала в себя следующие основные элементы:
«Предоглашение. Первое знакомство язычника с христианством по случайным беседам, рассказам, книгам.
Предварительное собеседование. Предварительное собеседование с теми, кто пришел в церковь впервые. Будущие катехумены рассказывали о себе и о том, что их побудило прийти в Церковь. Представитель Церкви читал им краткую проповедь о христианском пути и отличительных сторонах христианства.
Посвящение в катехумены. Выражающие свое согласие встать на путь христианства посвящались в катехумены первого этапа. Обряд посвящения состоял в благословении и возложении рук. На Западе включалось экзорцистское «дуновение» с чтением молитвы и вкушение соли.
Первый этап мог продолжаться неопределенно долго и во многом зависел от желания и готовности катехуменов принять Крещение. Оптимальным сроком считалось три года. Особых занятий с катехуменами первого этапа в большинстве случаев не проводили. Им позволялось присутствовать на всех богослужениях за исключением Литургии верных. Они читали Священное Писание, пели гимны, участвовали в общих молитвах и слушали проповеди.
Собеседование с епископом. Желающие креститься должны были пройти собеседование, которое чаще всего проводил епископ. Об образе жизни катехуменов, их добрых делах и об искренности их мотивов свидетельствовали не только они сами, но и их крестные родители, игравшие роль поручителей.
Второй этап. Прошедшие собеседование записывались в особую книгу и отделялись от общего числа катехуменов. Большинство взрослых крестилось в канун главных христианских праздников. Интенсивный подготовительный период длился около сорока дней. Предпасхальный период подготовки послужил возникновению и закреплению практики Великого поста.
Предкрещальная катехизация. Специальные занятия с катехуменами на этом этапе нередко проводились ежедневно. На них могли обсуждаться главные события истории спасения, центром которой было Боговоплощение. В этом свете изучалась история Израильского народа.
Моральная подготовка имела свободную форму и во многом зависела от инициативы катехизатора. В ее основе лежало объяснение «пути спасения» и «пути погибели», десяти заповедей закона Моисея и заповедей Нагорной проповеди.
Изучение Символа веры. Определенный период катехумены изучали основы веры, сообразуясь с Символом веры. Все кандидаты к крещению должны были прочесть его на память перед епископом. В Западной Церкви этот обряд совершался в присутствии верных.
Практическая сторона катехизации. Занятия были нераздельно связаны с жизнью в церковной общине, молитвенной, покаянной и аскетической практикой поместной Церкви.
Токование молитвы Господней. После изучения Символа веры следовало изучение молитвы Господней и ее прочтение на память накануне Крещения.
Отречение от сатаны и сочетание со Христом. Отречение было отрицательно-очистительным итогом катехизации и подчеркивало радикальность разрыва с языческим греховным прошлым. За ним обязательно следовало сочетание со Христом, поклонение Христу как Царю и Богу.
Крещение. Объяснение обряда Таинства Крещения в одних поместных Церквах совершалось перед, а в других – после самого Таинства. После Крещения и Миропомазания неофиты принимали полноценное участие в Евхаристии.
Тайноводство. Состояло в объяснении обряда отречения от сатаны, Таинства Крещения, Евхаристии и в некоторых случаях — всей Литургии верных. Эту часть могли проводить частично до, а частично после Крещения, в зависимости от местных обычаев. О Евхаристии рассказывали только неофитам».
Если говорить об этапах и условиях доступа ко Крещению, в текстах святого Иустина Философа (II век) можно выделить три критерия, которые должны были выполнить готовящиеся ко Крещению:
1. Искреннее раскаяние в своих прошлых грехах, в своей прошлой нехристианской, языческой жизни.
2. Вера в Церковь как учительницу истины и, следовательно, принятие полноты церковного учения.
3. Изменение образа жизни в соответствии с Евангелием.
Клирик храма Вознесения Господня г. Екатеринбурга Александр Сандырев в своей дипломной работе «Оглашение в Древней Церкви и его осмысление в современной жизни» анализирует этапы огласительного процесса и условия принятия на каждый этап в Древней Церкви в зависимости от подходов к сути оглашений. Так, он выделяет два подхода к понимаю смысла длительной подготовки ко Крещению. Смысл первого подхода в том, чтобы не пропустить зло в Церковь, удалить его из среды своей. Тогда оглашение оказывается просто древней формой церковного контрольно-пропускного пункта. Во втором же случае само оглашение и его опытно выверенная структура нужны не для защиты от людей, но для их спасения (с.20-21).
Исходя из этого, отец Александр выделяет критерии, необходимые для начала оглашения, а именно, «некая первичная прозрачность для Духа, для призывающей благодати Божией, а в области ума и человеческого сознания — понимание необходимости покаяния и изменения своей личности» (с. 31). К концу первого этапа оглашения человек должен был осознать свой выбор и свою ответственность. Условиями допуска на второй этап оглашений были, во-первых, осознание необходимости исправления своей жизни, и практическое осуществление этой задачи, т.е. достижение нравственности; во-вторых, осознание смысла, который был выбран и следование ему. Как отмечает о. Александр Сандырев, «несомненно, эти два аспекта неразрывно связаны между собой. Этическое поведение исходит из того смысла, который человек выбирает в качестве мировоззренческой основы… Поэтому, в процессе принятия на второй этап, этическая составляющая играет основную проверяющую функцию. Внешним критерием, который надлежит увидеть и выявить, является поведение оглашаемого, то, как он исправил свою жизнь» (с.37-38).
Характеризуя огласительную практику в Древней Церкви, отец Александр указывает: «Чужестранец не может легко креститься, пока не представит свидетелей, знающих его». Из приведенного текста следует, что добрая жизнь, которую могут засвидетельствовать другие, является решающим критерием принятия в разряд готовящихся к Святому Просвещению».
Правильность столь серьёзного подхода ко крещению сегодня постепенно осознаётся в Церкви.
– У нас сегодня получается довольно интересная вещь: люди пришли, даже прослушали N-ное количество разных бесед, посидели, отбыли срок выслушивания лекций катехизатора – и идут креститься. А потом ничего не меняется. Эти люди как не ходили в храм, так и не ходят. И детей своих крещеных тоже не приводят, – сетует руководитель Миссионерского отдела Курской епархии иерей Тигрий Хачатрян в интервью порталу «Православие и мир».
Аналогичную точку зрения на принятие крещения выразил Святейший Патриарх Кирилл в своём докладе на Епархиальном собрании Москвы 22 декабря 2010 года.
– Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять Святое Крещение, откликались на него незамедлительно. – Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви; надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения, – заявил Предстоятель Церкви.
В качестве общего руководства к действию Патриарх Кирилл предложил следующие условия допуска к принятию таинства:
«Оглашение следует проводить со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения. Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного). В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники. При оглашении необходимо:
– проведение не менее двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа;
– проведение исповедальной беседы со священником перед совершением Таинства (для взрослых);
– наставление новокрещеного к последующей церковной жизни после Крещения, которое должно содержать конкретные предложения по его участию в жизни прихода.
Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещения следует признать его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения: намерение оставить греховную жизнь и искреннее исповедание веры»

Во многом в соответствии с этими требованиями и была выстроена система оглашений в Екатеринбургской епархии. В конце лета 2009 года, по завершении V Епархиального съезда православных законоучителей был издан циркуляр правящего архиерея архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, согласно которому Крещение во всех уральских храмах должно совершаться только после специальной подготовки крещаемого: цикла огласительных бесед, групповых занятий или индивидуальных бесед со священником или катехизатором. Именно тогда на епархиальном собрании священству был представлен основной документ для организации подготовки ко Крещению на всех приходах Екатеринбургской епархии «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко Крещению». Во исполнение циркуляра правящего архиерея во многих благочиниях Екатеринбургской епархии сейчас проводятся совещания о внедрении во всех приходах благочиния единой огласительной системы.
Впрочем, даже вновь введённый документ, ставший основой общеепархиальной катехизаторской практики, не устанавливает чётких сроков огласительного процесса. О том, как долго и в какой именно форме должны проводиться беседы, в Екатеринбургской епархии существуют самые различные мнения, подтверждённые достаточно долгим опытом проведения оглашений на различных приходах.
Как пояснил настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца города Екатеринбурга иерей Алексий Яковлев, у него на приходе оглашения длятся в среднем не менее года, а иногда и около двух лет. Крестить без прохождения подобной катехизации он отказывается. Данная практика, как сообщил отец Алексей, заимствована им из опыта прихода во имя Владимирской иконы Божией Матери. Огласительный процесс проходит по следующей схеме. Слушателям выдаётся диск с записью лекций, к которому составлены 150 вопросов. Люди приходят на беседу с уже готовыми ответами – или вопросами, которые возникли у них после прослушивания. Это и является основной для предметной беседы. По ответам настоятель судит, насколько человек готов принять Крещение. Беседы по предложенным вопросам и можно выделить в качестве первого этапа оглашений.
Если человек правильно ответил на них, параллельно начинается подготовка к исповеди, на которой проверяется, насколько человек вообще понимает суть покаяния и способен видеть свои грехи. Таким образом, исповедь оказывается здесь своего рода экзаменом, по результатам которого оглашаемому назначается какое-то молитвенное правило и выясняется, исполняет его человек или нет. Как правило, до Крещения у оглашаемого совершается несколько исповедей. Затем человек должен начать ходить в храм. Если он не впадает в смертные грехи и уже ведёт христианский образ жизни, настоятель решает, что он готов креститься.
В храме во имя Владимирской иконы Божией Матери подготовка ко Крещению проходит ещё сложнее. В частности, там впервые была введена практика ведения так называемого «Дневника кающегося». Вот как описывает его возникновение настоятель храма священник Андрей Канев:
«Взяли творение знаменитое, известное, много раз публикуемое ныне покойного отца Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди», и те проявления грехов, которые он обозначает, мы просто распределили по страстям, наложив на святоотеческую сетку. И добавили еще те грехи, которые нас окружают, и о которых отец Иоанн, может быть, говорил, но в книге это не зафиксировано. У нас появился таким образом «Дневник кающегося». Потом «Дневник» у нас претерпел несколько редакций, и сейчас в нем описаны страсти, проявления этих страстей в колоночке сбоку, чтобы человек мог себя проверить: что у него проявляется. В итоге, после всех этих занятий у нас к крещению приступает человек, проверенный опытом христианской жизни. Он не просто знает, что грех — что не грех, а его учат покаянию, его учат молитве, его учат замечать грехи и бороться с ними. То есть на сегодняшний момент к крещению подходят совершенно готовые христиане. Она крестятся и уже абсолютно точно становятся членами общины».
Тем не менее священники не отрицают, что при такой системе из лиц, приходящих креститься, на оглашения остаются очень немногие, несмотря на «миссионерскую приветливость» и попытку мотивировать пришедших на длительную подготовку. «Часть людей в принципе не мотивируема в том духовном состоянии, в котором они приходят креститься», – объясняет отец Алексий.
В связи с этим стоит отметить, что в епархии есть священники, резко отрицательно относящиеся к подобной практике. Например, священник из Свято-Троицкого кафедрального собора Вадим Тейхриб отзывается о долгих оглашениях резко негативно. В ряде храмов длительные оглашения долгое время были не обязательной, а факультативной процедурой. Именно такая система применялась священником Александром Салаутиным в Храме-на-Крови. «Официально у нас проходит всего одна беседа, на которой мы отговариваем оглашаемых креститься без достаточного понимания сути вероучения и предупреждаем, что такое Крещение не поможет ему на Страшном суде», – пояснял отец Александр в одном из интервью за 2008-й год. По его глубокому убеждению, было бы неправильно лишать человека возможности начать жить духовной жизнью, если он не готов проходить долгую катехизацию, и этот вопрос должен решаться добровольно.
«Я по опыту знаю взрослых состоявшихся людей, которые просто никогда не придут на долгий цикл оглашений. Есть люди, которые могут исповедаться и причаститься всего один раз в жизни. Я не знаю, будет ли этого достаточно, чтобы они вошли в Царство Божие. Может быть, кто-то спасётся именно благодаря этому моменту своей жизни. Нельзя всё сводить только к интеллектуальной составляющей, и тем более делать её критерием допуска ко Крещению и к получению благодати. Получается, что мы дерзновенно решаем за Бога, кому спастись, а кому нет, тем более некоторые вещи, в том числе подлинное покаяние и изменение своей жизни возможно достичь только с помощью Божьей благодати. Я часто говорю, что нельзя зауживать для людей путь к спасению», — утверждает священник. Как добавляет Т.И. Заболотнова, выпускники предыдущих групп часто приглашают на катехизацию своих знакомых.
Эта точка зрения является самой распространённой. Например, священник Свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга протоиерей Александр Рыков также считает, что после нескольких огласительных бесед человек уже может креститься и продолжать катехизацию параллельно с духовной жизнью. В Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе долгое время всего одна беседа перед Крещением, а дальнейшее образование человек может получить уже только посредством дополнительных бесед со священником по желанию. Сейчас этот срок несколько увеличен.
Однако многие священники признают, что в то время, когда подготовка ко Крещению ограничивалась всего одной беседой, возникал ряд серьёзных проблем. «Тот час-полтора, что отводится на оглашения – всё это формально. Я провожу эти беседы с ноября, и за это время у нас по их результатам появилось только пять постоянных прихожан. Если человек не верит, Крещение проходит для него бесполезно», – рассказывал дьякон Вячеслав Дмитриевский, проводящий оглашения в храме св. целителя Пантелеимона.
К тому же нельзя забывать, что Крещение – это акт свободного волеизъявления, а свобода воли предполагает некий момент согласия с вхождением в Церковь и её учением. Здесь же в ряде случаев очень трудно определить, произошло ли это согласие. «Я рассказываю людям, что такое Крещение, зачем оно нужно, потому что многие этого не знают. Они приходят, чтобы получить какую-то ауру, ангела-хранителя, который бы уберегал от аварий. Редко кто скажет, что хочет креститься, чтобы стать ближе к Богу и спастись» – сетовал отец Вячеслав.
Многие представители духовенства считают, что перед Крещением целесообразно проводить несколько бесед в течение двух-трёх недель. Например, в приходе во имя святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца города (г. Тавда) оглашение и до принятия циркуляра длилось около месяца и включало в себя как теоретическую, так и практическую часть. «Я вначале приглашаю их на службу, чтобы люди посмотрели, как проходят богослужения, и не считали потом, что от них что-то скрыли. К тому же, человека лучше сразу предупредить, что звание христианина обязывает ещё и молиться, поститься. Крещение налагает на человека определённые обязательства. От того, готов ли человек их выполнять, и зависит, сколько я с ним работаю», – рассказывал отец Сергий Циммер.
Настоятель прихода во имя Святой Троицы (г. Полевской) иерей Илия Кожевников считает, что оптимальным сроком являются три беседы, а дальнейшая катехизация может проходить факультативно. «Огласительные беседы перед Крещением должны продолжаться школой для взрослых, чтобы познание у человека шло параллельно с духовной жизнью. У Кирилла Иерусалимского, например, были как подготовительные беседы, так и тайноводственные – уже после Крещения», – отмечает он.
В приходе во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Полевского катехизация перед крещением на данный момент на протяжении уже многих лет занимает месяц. «Когда человек приходил с желанием креститься, мы предлагали ему читать Евангелие. Когда он его прочитывал, у него возникали вопросы, которые и обсуждались на последующих встречах. Беседы эти проходят по вторникам, в 17.00. Когда люди приходят на эти встречи, мы выясняем у них причину, по которой они хотят креститься. Мы объясняем, что для христианина Священное Писание и слово Божье – это основа основ. Показываем им Библию, объясняем, что значат разные её части, Откровение Божие. То есть какая-то вводная часть всё равно предполагается. Потом мы пытаемся заинтересовать человека, вызвать у него желание прочитать хотя бы самую короткую часть этой книги – Евангелие от Марка. В следующий вторник он приходил уже со своими вопросами», – поясняет настоятель прихода протоиерей Сергий Рыбчак. Работа с так называемым «вторым потоком» – уже крещёнными людьми, в том числе пациентами реабилитационного центра для наркоманов, совершается отдельно.
Многие священники считают, что оптимального срока оглашений не существует, и к каждому необходим индивидуальный подход. Именно такой точки зрения придерживается настоятель прихода во имя преподобного Марка Киево-Печерского иерей Дионисий Белоглазов. «Я думаю, здесь не нужно устанавливать какой-то формальный срок, а надо подходить к человеку индивидуально. Главное, чтобы человек действительно всё осознал. Иногда нужно, чтобы человек попробовал попоститься. По крайней мере, я рекомендую поститься, объясняю человеку, что Крещение будет обязывать к исполнению заповедей. В любом случае, подход не должен быть формальным», – говорит отец Дионисий.

Материал подготовила Ксения Кириллова

Источник: http://pravural.ru