Печать PDF
Архиепископ Гурий Карпов (1814-1882 г.) Таврический и Симферопольский. Родился в 1814 году в г. Саратове в семье священника. В 1836 году окончил курс Саратовской духовной семинарии. В 1837 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 12 июля 1838 года пострижен в монашество, 4 августа рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября 1839 года — во иеромонаха. В 1839 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 23 декабря того же года назначен членом Пекинской духовной миссии. 21 февраля 1851 года возведен в сан архимандрита; 12 октября того же года назначен смотрителем Александровского духовного училища. 17 августа 1855 года удостоен степени магистра богословия. 25 августа 1856 года назначен начальником Пекинской духовной миссии и пребывал в этой должности до 1864 года. С 13 сентября 1865 года — настоятель Московского Симонова монастыря. С 26 января 1866 года — настоятель посольской церкви в Риме. 5 июля 1866 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 15 декабря 1867 года — епископ Таврический и Симферопольский.
С 1876 года — почетный член Церковно-археологического общества и Киевской духовной академии. 21 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа. Скончался 17 марта 1882 года в г. Симферополе. Сразу после окончания академии иеромонах Гурий был направлен в Русскую духовную миссию в Китай. Живя в течение 18 лет в Китае сначала в качестве члена, а потом начальника миссии (отчасти заменявшей посольство), он затратил много сил и энергии для достойного выполнения порученного ему дела. Трудности встречались постоянно, но он любил свое дело и был настойчив, терпелив в успешном завершении его. Ему пришлось самому изучить печное мастерство и научить других класть русские печи, чтобы зимой не страдать от холода. От печной кирки и лопаты приходилось браться за смычок и скрипку, чтобы из албазинцев создать певческий хор для богослужения, и он создал пекинский хор, который был если не лучше, то и не хуже архиерейского. Отец Гурий в совершенстве изучил китайский язык, свободно говорил и писал на нем. Он перевел на китайский язык Евангелие, а затем и весь Новый Завет, Псалтирь, Священную историю и ряд других книг, относящихся к православному богослужению. Кроме того, он усиленно изучал эту многовековую и многомиллионную страну, характер наших сношений с ней. Не раз он говорил, что из собранного им материала составятся два огромных тома и что в них найдется немало такого, что никому неизвестно. Но этот огромный материал так и не увидел свет. Уже находясь в сане епископа в России, владыка Гурий мечтал уйти на покой в монастырь, чтобы обработать собранный материал и привести в систему, но не смог осуществить своей мечты.
После его кончины этот огромный материал, записанный на отдельных клочках бумаги, был выброшен, как сор. В период архипастырской деятельности преосвященный Гурий проявил себя необычайно хозяйственным и мудрым в управлении. В то же время он отличался и прекрасными личными качествами: незлобием, бескорыстием, добрым отношением к людям, любовию к правде. Преосвященный Гурий был образованнейшим человеком своего времени, он прекрасно знал не только китайский язык, но и ряд других языков. По воспоминаниям профессора Новороссийского университета И. И. Палимпсестова, "он был одним из лучших собеседников. Сведения его были самые разносторонние, сердце отзывчивое на все доброе. На слова вообще он был скуп, но зато каждое выражение его было, так сказать, отлито в отчетливую форму. Таков он был и на письме. Он советовал мне сохранять всю переписку. Уничтожить можно во всякое время, но восстановить уничтоженное?.. Посмотрите, как в чужих краях собирают старину и как ценят каждую крупицу, упавшую от нее". С первых же дней управления Таврической епархией он заботился о воспитании духовенства. Результатом его трудов было открытие духовной семинарии и двух духовных училищ — мужского и женского. Он добился улучшения материального положения духовенства своей епархии. Как архипастырь он оставил о себе прекрасную память.
По своим высоким качествам души, разностороннему образованию, огромным общественным трудам преосвященный Гурий должен быть поставлен в ряду достопамятных иерархов Русской Православной Церкви. Труды: О Богоучрежденности епископского сана. (Магистерская диссертация). 17 августа 1853 г. Беседы священника с прихожанами о достойном приготовлении к принятию Святых Тайн. Письма из Пекина об успехах Православия в Китае // Иркутские епархиальные ведомости. — 1863. Отчет о состоянии и действиях Пекинской миссии // Христианское чтение. — 1864, ч. 1. Исповедание веры молокан донского полка. — 1875. О скопческом учении. — 1877. Слова и речи // Таврические епархиальные ведомости. — 1882, № 8. Письма о переводе Нового Завета на китайский язык // Русский архив. — 1893, кн. 2, с. 394. Письма к преосвященному Иакову о Русской и Греко-Российской церкви в Китае в XVII—XIX вв. // Русская старина. — 1884, т. 43. Литература: Палимпсестов И. И. Гурий, архиепископ Таврический: из воспоминаний // Русский архив. — 1888, 3, с. 165—170. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401, 1413. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 388. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 291, 490. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891, 1883, с. 453. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 125—126. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 50, 78. Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. — Сергиев Посад, 1897—1911, т. 3, с. 377, пр. 2,522; т. 4, с. 11, пр. 1; т. 5, с. 256, 275, 291, 323, 327, 659, 677, 682; т. 6, с. 248, 249, 378, 532, 596, 618, 619, 622, 654. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 388. Высокопреосвященный Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий. (По поводу 25-летия его епископства) // Русский паломник. — 1910, № 9, с. 141. Краснов А. Высокопреосвященный митрополит Киевский и Галицкий Флавиан. (Воспоминания) // Русский паломник. — 1915, № 52, с. 831, 832. Труды Киевской духовной академии. — 1873, август, с. 346; сентябрь, с. 426—427. — 1874, январь, с. 20—21; апрель-июнь, с. 125—127. — 1877, март, с. 653; июль, с. 240. — 1878, ноябрь, с. 444. — 1879, январь, с. 266, 273, 275; апрель, с. 54. — 1882, июнь, с. 6; июль, с. 327. Самарские епархиальные ведомости. — 1868, № 2, с. 28. — 1874, № 3, с. 50. Известия по Казанской епархии. — 1868, № 2, с. 33; № 3, с. 92—95. — 1869, № 4, с. 98. — 1882, № 8, с. 186—187. — 1887, № 5, с. 111—112. Христианское чтение. — СПб., 1875, июль, с. 539. Исторический вестник. — 1884, ноябрь, с. 476. — 1885, ноябрь, с. 20. — 1888, ноябрь, с. 6. Православное обозрение. — 1868, ноябрь, с. 140. — 1871, январь, с. 313—314. — 1873, январь, с. 593—594. — 1875, май, с. 10—20. — 1878, май, с. 711. — 1879, сентябрь, с. 198—203. — 1882, апрель, с. 787—789. Русская старина. — 1888, январь, с. 84. Русский архив. — 1912, № 9, с. 86. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 7, с. 724, 725. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 7, с. 748. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 9-а, с. 912. Гурий Карпов (Григорий Платонович) — еписк. чебоксарский, викарий казанский, 5 июля 1866, 28 ноября 1867 г. архиеп. таврический и симферопольский; р. 1811, † 17 апр. 1882 г., писатель.


Источник: http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=31536