Печать PDF

Священник Даниил Сысоев.

ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ

Начиная с первых дней существования Церкви Христовой на нашей несчастной земле враг рода человеческого не перестает отторгать от Ее спасительной ограды чад Божиих, но делает он это страшное дело всегда двумя, как бы взаимоисключающими способами. С одной стороны, он обольщает людей соблазном прогрессизма — следования духу времени (здесь мы условно называем его искушением левизны), а с другой ловит тех, кто шарахается от первого искушения на приманку мнимой ревности и фальшивого традиционализма — следования преданиям человеческим (так же условно будем именовать его искушением правизны). Обе эти крайности приводят к одному и тому же плачевному результату — пленившийся ими человек лишается вечной жизни и ввергает себя so тьму внешнюю. Однако для многих наших современников болезнь "правизны" кажется чем-то вполне безобидным и простительным, если носитель ее борется с обновленчеством и либерализмом. Если человек именует Церковь Вавилонской блудницей, говорит, что в Святой Чаше сатана, но при этом обличает экуменизм и модернизм, то все эти "мелочи" прощаются ему,

Почему-то считается, что главная опасность для нас — это левые заблуждения. Да, действительно, история Церкви учит нас, что прогрессизм может породить страшные ереси. Примерами таких "левых" заблуждений могут служить гностицизм, арианство, несторианство, иконоборчество, протестантизм, униатство, обновленчество, экуменизм. "Правые" разделения зарождаются в самом церковном теле как результат неправильного благочестия (прелести). Этот вид заблуждений можно сравнить с раковыми клетками, сперва притворяющимися здоровыми, а потом быстро губящими весь организм. Преодоление этих схизм возможно лишь по особому действию Всемогущего. Примеры этих "правых" отпадении есть почти в каждом веке. Во времена апостолов это иудействующие, во втором веке монтанисты, в третьем новацианство и раскол Фелициссима в Карфагене, в четвертом донатизм, мелетианство, раскол в Антиохии, в пятом страшнейшая ересь, отторгшая от Господа целые народы — монофизитство, в седьмом монофелитство, в девятом раскол Игнатия, в тринадцатом арсенит-ская схизма, в семнадцатом старообрядчество. В наш век ужасных потрясений Церкви число этих отпадении увеличилось безмерно и затронуло несколько Поместных Церквей, В Греции возникло 12 "старостильных" организаций, в Сербии зарубежная церковь (этот раскол преодолен), В России начиная с 20-х годов зародились такие организации как Катакомбная церковь (сейчас семь взаимно проклинающих группировок, не имеющих апостольского преемства) и Русская Зарубежная церковь (карловчане), кроме того, получили лжеиерархию старообрядцы - беглопоповцы. В дальнейшем изложении мы будем опираться на современный вариант этой древней ереси, живущей и в нашей стране, причем часто даже в недрах Церкви.

Многие русские православные христиане считают, что нет никаких различий между Русской Православной Церковью и карловчанами и лишь нечестивые экуменисты, боясь обличения, всячески препятствуют давно ожидаемому объединению "двух ветвей русского Православия". (Часто к этим "ветвям" причисляют еще и старообрядчество, пытающееся выдать себя за исконно русскую веру). Однако нужно помнить, что православное богословие не знает протестантской теории ветвей и посему подобное мнение не имеет никакого смысла. Да и сами карловчане вовсе не жаждут воспринимать нашу Церковь как одну из ветвей. Приведем лишь несколько примеров их высказываний о Ней. В недавно изданной книге российских раскольников, которая и послужила поводом для написания данной статьи, книге, весьма популярной в среде некоторых горе - ревнителей (Священник Тимофей, иеромонах Дионисий. О Церкви, православном Царстве и последнем времени) наша Церковь именуется так: "на святом месте — мерзость запустения (то есть вместо Невесты Христовой, истинной Церкви — вавилонская блудница, лжецерковь)".

Если рассматривать православность нашей Церкви с точки зрения верности Ее Божественному Откровению, то можно засвидетельствовать, что источником нашего вероучения являются Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (в том составе канона как он был принят Вселенскими Соборами) и Священное Предание. Мы принимаем все постановления Семи Вселенских Соборов, каноны святых апостолов, десяти поместных Соборов и 13 святых Отцов. Также мы принимаем постановления Константинопольских Соборов 843, 879, 881, 1156, 1341, 1347, 1351 годов, Иерусалимского Собора 1640 года, Большого Московского Собора 1666-1667 гг. (кроме анафемы на старые обряды) и Послание Восточных Патриархов (1848 г.). В понимании Откровения мы руководствуемся учением святых Отцов в том, в чем они не противоречат тому, чему учили все, всегда и всюду. Если у раскольников есть какие-то вопросы относительно нашего вероучения, то пусть они обращаются к этим источникам чистой воды Христова учения и пытаются найти в них нечто могущее повлечь за собой 1ютерю нами спасительной благодати.

Если касаться вопроса об апостольском преемстве в Московской Патриархии, в котором сомневаются некоторые схизматики (см. например слова свящ. Тимофея в той же книге: "Сегодня в глазах многих бескомпромиссных верующих неповрежденное и несомненное епископское преемство сохранилось только в зарубежной части Русской Церкви, поэтому в последние годы we ревнители Православия в России и организационно стали стягиваться к Зарубежному Синоду", а также недавнее интервью митрополита Виталия канадскому радио, где он усомнился в нашем апостольском преемстве), то надо сказать, что большинство наших архиереев в своем рукоположении так или иначе восходят к патриарху Алексию I (Симанскому), хиротонисанному в 1913 году патриархом Антиохийским Григорием IV, и все без исключения они имеют апостольское преемство от епископов Синодального постановления.

Итак, у нас нет реальной возможности усомниться в том, что истинной Церковью Христовой является лишь Вселенская Православная Церковь, включающая в себя Поместные Церкви: Константинопольскую, Александрийскую, Антиохийскую, Иерусалимскую, Русскую (Московский Патриархат). Грузинскую, Сербскую, Румынскую. Болгарскую, Кипрскую, Элладскую. Албанскую, Польскую, Чешских земель и Словакии, Американскую. Все остальные церкви, не имеющие евхаристического общения с этими Церквами — еретические

или раскольнические сообщества, О членах этих церквей можно со слезами сказать словами св. Киприана Карфагенского: "Всякий, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене прелюбодеице и делается чуждым обетования Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределённых Христом: он для Неё чужд, непотребен, враг Её. Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет Матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноя, Господь так говорит в поучение наше: кто не со Мною, на Мя есть; иже не собирает со Мною, расточает (Мф.12.30), Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа - Собирающийся в другом месте, а не в Церкви, расточает Церковь Христову".

О ВЛАСТЯХ И ОБ УДЕРЖИВАЮЩЕМ Попробуем нащупать один из главных нервов, связанных с тем, в чем обычно оправдывают раскольников в их вражде против Церкви, Читая их сочинения, видишь, что в их умах складывается стройная система, строго логически "объясняющая", почему вся Церковь потеряла дары Духа. Первым и основным пунктом их построения является доктрина, что "православное самодержавие — единственное богоданное устройство общества", а Удерживающим, про которого говорил ап. Павел, является только миропомазанный православный император, Соответственно, падение православного царства является тем самым "взятием удерживающего" о котором пророчествовал апостол, вслед за чем власть переходит непосредственно к силам зла (к сатанократии), "На самом деле, удержания в апостольском смысле сейчас npocmo нет", - читаем в том же сочинении. По утверждению раскольников, Церковь, Которая посчитал;

для себя возможным сотрудничать с этими властями (по их мысли, с самим сатаной) являете? Вавилонской блудницей, отступницей, красно! патриархией: "Я как. Церковь истинная стоит Hi Петровом исповедании Иисуса Христом (Мф.16,16 18). так получилось и здесь с точностью до наоборот, Сказал некто большевикам: благодарю за внимание . нуждам верующих, — и услышал в ответ: блажен ты, Сергий, ибо воистину не плоть и кровь, но сам отец наш открыл тебе это. И на сем песке исповеданы твоего воздвигнет он церковь свою и врата райские не отверзнутся ей. И дам тебе ключи преисподней, всех. Кого свяжешь соучастием в своих делах на земле будут связаны и во аде..." Как следствие, возникаю такие смелые богословские построения как

"Антихрист есть порождение духовного блуда Церкви с синагогой"; "Антихрист будет порождением всей отступившей Церкви".

Однако попробуем на прочность всю цепочку рассуждении. Посмотрим, соответствует ли она Преданию Вселенской Церкви. Можно ли сказать вместе с раскольниками (а в этом утверждении с карловчанами едины и катакомбники), что единственной богоустановленной властью является православная монархия? За ответом обратимся к свету Божественного Откровения. Читая его священные строки, мы не найдем ни одного подтверждения этой гипотезы. Напротив, мы услышим песнь Даниила, благословляющею Создателя, "ибо у Него премудрость и сила; Он изменяет времена и лета; низлагает царей и поставляет царей" (Дан. 2, 20-21) и далее возвещающего великую тайну преемствующих друг другу мировых языческих монархий, которые будут существовать по воле Всемогущего вплоть до конца мира и наступления вечного царства Иисусова.

Мы не услышим от пророков, что власти могут назначаться диаволом. Исаия пророчествует, что Сам Господь воздвигнет язычника Кира для того, чтобы возвратить плен Израиля, Этот нечестивец, незнающий своего Властелина, тем не менее называется помазанником, которого Бог держит за правую руку, чтобы покорить ему народы (Ис.45,1). И далее. Сам Вседержитель взывает против раскольников, пытающихся ограничить Его могущество лишь православным царством: Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты (Кир) не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца до запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я Господь делаю это (Ис.45,6-7). Только Он управляет всеми царствами, республиками и народами, и Его рука поднимает правителей в соответствии с Его планами. По Его повелению, Илье было сказано помазать Азаила в Царя Сирии (3 Цар. 19,15) хотя тот был далеко не православный.

Навуходоносор, Царь Вавилонский, разрушивший Иерусалим и сжегший храм и уничтоживший Иудейское правоверное царство, называется рабом Господа Саваофа (Иер.25,9) и его поход был совершен по повелению Бога, поэтому патриотизм защитников Иудеи был грехом. Более того, пророк Варух повелел взятым в плен иудеям послать в Иерусалим серебро и на развалинах храма принести жертву и молитву за Навуходоносора и его сына Валтасара, чтобы дни их были как дни неба (Вар.1,10-13). Учитель же Варуха, пророк Иеремия также повелевал заботиться о благосостоянии народа, в который Господь переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир (Иер.29,7) вот источник мысли митрополита Сергия, говорившего, что радости Советского Союза как нашей гражданской родины наши радости! Современные раскольники считают верхом кощунства молиться о язычниках, разрушителях храма, врагах беззаконных, ненавистнейших отступниках и царе, неправосудном и злейшем на всей земле (Дан.3,32), Но таково повеление Бога, которому следовал и митрополит Сергий, и св. Поликарп Смирнский, и сонмы мучеников всех веков, молившихся о врагах креста. Ведь и апостол Павел, когда повелевал молиться за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим.2,2), говорил это не о благочестивых самодержцах, а о Нероне, который к тому времени (послание было написано в 65 году) уже отличался как лютый гонитель христиан и страшный нечестивец.

Итак, мы видим, что богоустановленной является любая форма власти, ибо нет пределов Всемогуществу и Вседержительству Бога. Писание не дает нам права расширительно толковать принцип различения между произволением и попущением Господа в истории. Напротив, Сам Он самовластно наводит на нечестивый народ тиранов и завоевателей, дабы они через наказание раскаялись во всех злых делах своих или же были уничтожены. Конечно, это не означает, что Бог непосредственно влияет на свободную волю царей (или президентов и генсеков), заставляя их делать зло, но Он так мудро устраивает, что их зло служит добрым целям, самих же их Он наказывает за их беззакония. Напротив, всякий властитель, пресекающий зло и поощряющий добро, получает благословение от Господа, А раскольники, отвергающие начальства, подпадают под осуждение апостола, обещающего им огонь Содома (Иуд.7-8), Сама их идея о возможности сатанократии основана на неоправданном доверии к словам отца лжи (Лк.4,6). Напротив, по словам Писания, Единым самовластным Правителем истории является лишь Бог, и сам сатана служит лишь секирой или пилой в Его руке (Ис.10,12-15), ибо сами злодеяния врага не выступают за пределы положенные Создателем и служат к исполнению Его всемогущей воли.

Перейдем к рассмотрению того, являются ли православные цари тем Удерживающим, о котором пророчествовал an, Павел. Для начала приведем слова Откровения: И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время; ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь; и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих (2 Фее. 2, 6-8). Рассматривая священный текст, мы заметим, что, во-первых, "удерживающий" настолько мощен, что может сдерживать развитие тайны мировою зла, во-вторых, очевидно, что апостол не лает нам возможности втиснуть какое-либо значительное время между взятием “удерживающего” и явлением антихриста.

Но рассмотрим святоотеческие толкования этого пророчества. Для начала должно развеять одно заблуждение, распространенное среди раскольников и им сочувствующих: у святых отцов нет общего толкования этих строк, а то толкование, которое лают архиепископ Аверкий и архимандрит Константин (что удерживает антихриста именно православный миропомазанный царь) и вовсе неизвестно древней Церкви. Все толкования можно условно разделить на три группы.

Последователи первого мнения утверждают, что удерживающим является Римская империя, боязнь силы которой не дает возможности воцариться узурпатору антихристу. Само это понимание основывается на видении пророка Даниила (Дан. 7, 7-8). По мысли толкователей, само существование Империи является удерживающим лишь потому, что при помощи грубой силы не даст возможности для утверждения узурпаторов. Тут нет места для мистики миропомазания на царство, необходимого для симфонии царства и священства, но не являющегося необходимым для удерживания. Нужно сказать, что такое понимание этого апостольского пророчества никогда не было общепринято на Востоке (в отличие от Запада, где оно стало таковым, начиная с Тертуллиана), Из толкователей так понимал этот стих св. Иоанн Златоуст (с оговорками склоняясь к данному толкованию, зная при этом и о существовании другого мнения) и блаж. Феофилакт Болгарский,

Второе понимание этого места было известно Златоусту и принималось блаж. Феодоритом, Сепиром (у Экумения) и св. Фотием. Согласно ему, приход антихриста сдерживается Божиим определением о времени его явления и благодатью Святого Духа, которая отойдет (хотя и не вполне) от людей за их грехи, особенно же за оскудение любви (о чем особенно радеют современные раскольники). Этого же мнения как основного придерживается и свт. Феофан Затворник, допуская в качестве дополнительного и первое толкование,

Третье понимание раскрывает второе. Согласно ему, Божиим определением, сдерживающим приход врага, являются слова Христа; И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24, 14). Этого толкования придерживались прп. Ефрем Сирии, блаж. Феодорит, св. Иоанн Дамаскин.

Святитель Феофан так связывает два последних толкования. Когда Евангелие пройдет по всем народам, обитающим на земле и соберет всех, способных принять его и переродиться благодатью Духа, то не останется смысла в существовании мира в этом виде и тогда наступит конец. И добро, и зло уже засеменено, развивается, растет. Созреет и то, и другое в свое время. Раньше определенного срока сему быть нельзя. Мир стоит затем, чтобы вложенная Господом в род наш — как квас в тесто — сила спасения произвела свое дело. Ходит Слово Божие по земле, возбуждает усыпленных и приводит их к источникам благодати. Этого рода явления повсюду — и среди неверных, и среди заблудших, и среди правоверующих. Мир стоит потому, что еще не все, гожие в царство Христово, вступили в него, или еще не столько их вступило, сколько нужно. Сила спасения, вложенная Господом в род наш, действием своим удерживает явление антихриста. Перестанет она действовать, тогда и он выступит на среду. Разложив это общее на части, составляющие его, получим: мешает явиться антихристу то, что еще не всеми слышано, не всеми принято Евангелие, и что благодать Духа Святого еще пребывает и еще имеет дело в роде человеческом.

ВЫИСКИВАЮЩИЕ АНТИХРИСТА

Удивительно, что история всех консервативных расколов повторяется — та же аргументация, что каноны преходящи, что ими должно пожертвовать, если речь идет о благе Церкви (как они сами его представляют), та же ссылка на злодейскую роль спецслужб, то же обвинение Вселенской Церкви в святопродавстве (непрерывно выдвигаемое еще со времен донатистов и стригольников) и сотрудничестве с властями, тот же поиск ересей в “Господствующей” Церкви производимый по принципу презумпции виновности. Повторяется тенденция к бесконечному дроблению раскольнических сообществ на все новые и новые толки. Повторяется даже практика "рукоположения" епископа одним архиереем (у карловчан, у белокрыницкого согласия). Очевидно, схизмы эти имеют в основе своей одну и ту же гордость, не дающую видеть в других ничего доброго из-за того, что сердца раскольников порабощены духом противления и осуждения. Главное обвинить Мать Церковь в каком-либо грехе, настоящем или выдуманном (а для этого можно использовать лаже клевету "Московского комсомольца"), выискивать всюду признаки пришествия антихриста, чтобы против своей воли случайно не получить его печать (которой, по их мнению, может быть все что угодно и паспорт, и деньги, и ваучеры, и кредитные карточки).

Есть поучительная история, характеризующая такой стиль мышления, присущий, к сожалению, не только раскольникам, но и членам Апостольской Церкви. Некие архиереи приехали на Афон к одному духоносному старцу и стали, как сейчас принято, расспрашивать его, когда придет антихрист. На это он резонно спросил: "А вы что, очень его ждете?" Так же можно спросить и ультраправославных: Что же вы так выискиваете во всем признаки антихриста? Если вы считаете себя христианами, то почему вы не радуетесь тогда скорому пришествию Господа? Ведь всегда члены Церкви молили Небесного Отца; да приидет Царствие Твое, а не "пусть оно как можно дольше не является", как предлагают ныне маловеры. Если для вас настолько важно видеть во всем признаки антихриста, что под предлогом их поисков вы можете поступиться единством Церкви, то можно точно сказать, что вы, в конце концов, примите врага. Потому что Христос вам не нужен.

Из такого ложного эсхатологизм проистекает у раскольников и непомерная их ревность в борьбе с экуменизмом как с каким-то небывалым заблуждением и одним из признаков апостасии. На деле же попытки воссоединиться с инославными были всегда, К сожалению, часто они происходили в ущерб кафолической Истине. Можно вспомнить в этой связи "Энотикон" Зенона, монофелитство Ираклия, согласительные полуарианские формулы и многое другое. Конечно, все попытки соединиться на основе лжи отвергались церковным сознанием, руководимым Утешителем, но само это явление говорит лишь о том, что людям часто свойственно по слабости своей променивать драгоценный дар Истины на побрякушки каких-то политических выгод. Здесь нет ничего, что могло бы послужить действительным признаком конца (тем более что и Христос не открыл нам, что перед Его пришествием будет какое-то экуменическое объединение христиан с еретиками). Сами по себе попытки присоединения заблудших к Церкви всегда были и будут, и должно лишь следить, чтобы они не искажали апостольской веры. На этом пути возможны и снисхождения к немощи присоединяемых, и принятие их неточных вероопределений, если их смысл не противоречит исконной вере (например, V Вселенский Собор использовал выражение "одна природа Бога Слова воплотившегося", разъяснив ее в смысле Халкидонского догмата; св. Василий не требовал от ариан исповедания Святого Духа Богом при условии, что они признают Его несотворенным). Возможна и снисходительная форма допущения их до Причастия (например, св. Василий Великий причастил арианина Валента и сам получил рукоположение от полуарианина Акакия), если это возвратит их к Церкви. Всегда были и не в меру православные, которые лишь мешали миру церковному (такие как монахи, отложившиеся от св. Василия Великого или Павлин, не признавший св. Мелетия Антиохийского) — их увещевали и призывали к снисхождению, но если они упорствовали, то их нещадно отлучали от Тела Христова как сотрудников древнего змея.

Ведь они умеют лишь обличать попытки присоединения отпавших, не делая ничего от себя, что могло бы помочь этому. В их сердцах царит лишь гордыня своей мнимой праведностью, с которой не могут ужиться жалость и милосердие к погибающим в пагубных ересях. Почти нет сведений, чтобы зарубежники, старостильники или старообрядцы обратили кого-либо ко Христу (если кто-то сам не приходил к ним) и в этом они удивительным образом сходятся с обновленцами, также не желающими или не могущими нести благовестие погибающим. Но наш Бог — Бог любящий миловать и спасать, и Его Истинная Церковь не отступит от проповеди своей, несмотря на все грехи горе-объединителей и крики человеконенавистников - раскольников.

Хотелось бы обратиться ко всем ревностным православным христианам с просьбой. Ради Христа Искупителя, будьте честны с собою, не судите по двойному стандарту: если кто-то отпал от. Церкви, то нет ему за это прощения, какие бы ни были на то причины; если нарушаются каноны, скажите об этом нелицеприятно, сделали ли это обновленец иди консерватор, нет значения; если преступается присяга, объявите что сделавший это клятвопреступник, какими бы соображениями он не прикрывался (ведь прекращать общение с епископом можно лишь тогда, когда он или осужден церковным судом или с амвона проповедует ересь, осужденную святыми отцами на Соборах). Будем помнить заповедь и страшное проклятие Господа: В доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая... Ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду (Втор. 25, 14, 16). Тем большему осуждению мы подпадаем тогда, когда попускаем раскольникам хулить Мать Церковь и Се тайны. В этом случае в день Господа Вседержителя Сам Христос постыдится нас пред Отцом и ангелами и мы унаследуем участь Хама.

Самих же раскольников мы призываем к осознанию того, что без единства с Вселенской Церковью нет никакой возможности достигнуть спасения, ибо лишь Ей даны все обетования и дары Отца и Сына и Святого Духа. Потому и Дух, и Невеста зовут раскольников; покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

В этой статье цитируется книга: Священник Тимофей, иеромонах Дионисии. О Церкви, православном Царстве и последнем времени. -М.: Русская идея, 1998.

 

Чтобы оставлять комментарии на сайте - пройдите регистрацию и авторизуйтесь.