Печать
Монастырь (Аладжа)


Aладжа монастырь является наиболее известным скальным монастырем болгарского Черноморья и одной из многочисленных скальных монашеских обителей, существовавших в XIII-XIV веках. Эти уникальные культовые памятники встречаются часто на обширной территории, охватывающей Балканы и Ближний восток. В исторической литературе утвердилось мнение о том, что их возникновение связано с появлением и распространением христианства - известно, что пещера - основной символ самых важных из таинств христианства - Рождество и Воскресения. Это объясняет присутствие пещерных обителей в жизни и практике отшельников и ранних монашеских братств IV-VI веков, а скальные монастыри периода Средновековья являются продолжением этой традиции. Существуют мнения о том, что скальный монастырь около Варны представлял собой часть огромного комплекса, включавшего свыше 500 подобных обителей на территории Северо-восточной Болгарии и связанного с распространением в XIII-XIV веках в Византии и Болгарии учения о божественной энергии - исихазма. Впервые имя монастыря упоминается в литературе в 1832 г., в книге русского писателя Виктора Теплякова “Письма из Болгарии”. Начало систематических исследований этого древнего христианского памятника было положено в конце прошлого века первыми болгарскими археологами - братьями Карелом и Герминегильдом (Гермином) Шкорпил. Еще в начале века основанные ими Варненское археологическое общество и музей берут на себя заботы по его поддерживанию и сохранению. По инициативе братьев в 1912 г. Аладжа монастырь объявлен памятником старины, а в 1957 г. по научно обоснованному предложению Национального института памятников культуры - памятником культуры национального значения.

Аладжа монастырь принадлежит к немногочисленным скальным обителям в Болгарии, с отчетливым разделением основных помещений - монастырский храм, часовня, церковь для отпевания, склеп, кухня, трапезная, монашеских кельи и хозяйственные помещения. Они расположены на двух ярусах в известняковой скале высотой почти в 40 м. В самой западной части первого яруса, рядом с лестницей для посетителей, расположена церковь монастыря. В центре ее восточной стены выдолблена небольшая алтарная ниша. Подобно другим православным церквям Средневековья, и эта была украшена фресками, но ее доступность определила их судьбу. Сохранились лишь отдельные фрагменты которые едва видны на стенах. Чуть больше информации о фресках дают нам заметки Карела Шкорпила и одна сохранившаяся акварельная копия художника Милена Сакызова, сделанная в начале века. Центральное место на восточной стене (в алтаре) занимало изображение Богородицы. Как показано на акварельной копии, Богородица сидит на высоком троне, на коленях у нее Младенец, которого она придерживает правой рукой. По краям изображения, особенно в нижней его части, отчетливо виден другой пласт стенописи. Проведенный сравнительный анализ датировки верхнего пласта позволяет датировать его XIII - началом XIV века. В таком случае нижного пласта, на котором просматривается только одна рука, придерживающая книгу (вероятно, изображение Иисуса Вседержителя) можно отнести по крайней мере к XI-XII векам. В полу церкви высечена каменная лестница, которая через узкий проход ведет в остальные помещения первого яруса. В конце лестницы начинается узкий коридор, на северной стороне которого сохранились шесть монашеских келий. Они были отделены одна от другой и от коридора деревянными перегородками. В стенах заметны небольшие ниши, в которых, вероятно устанавливались иконы или хранились другие различные вещи монахов.

Коридор ведет в обширное помещение неправильной формы. В его северо-западной стене выдолблена небольшая полукруглая ниша. Маленькие отверстия в центре потолка свидетельствуют о том, что и здесь использовалась деревянная перегородка, разделявшая помещение на две части. В западной половине (с нишей) располагалась кухня, а в восточной - трапезная. Трапезная является одно из самых важных помещений любого монастыря. Она несет в себе определенную символику, корни которой можно искать в “Тайной вечере” и в общих трапезах ранних христиан. На восток от трапезной, короткая рампа ведет в маленькое помещение, большая часть которого разрушена. Уцелевшая полукруглая апсида на восточной стене и ориентация восток - запад свидетельствуют о том, что помещение представляло собой маленькую церковь. Ее близость с находящимся внизу склепом подсказывает, что это церковь была предназначена для отпевания. Она исполняла также и еще одну - коммуникативную функцию. Деревянная винтовая лестница, вела из нее через похожее на трубу отверстие, в часовне второго яруса. В самой низкой части первого яруса разположен склеп. Остатки каменной кладки свидетельствуют о том, что он был отделен глухой каменной стеной от внешнего мира и входной площадки. В средневековом склепе было всего три места для захоронения. Их небольшое количество дает основание предполагать, что и в Аладжа монастыре существовала широко распространенная в монастырях средневековья практика через семь лет после захоронения вынимать из могилы кости умерших монахов и, после проведения соответствующего ритуала, помещать их в общую гробницу. Где находится эта общая гробница скального монастыря - неизвестно. Еще две могилы выдолблены на входной площадке. Они датируются более поздним временем, о чем свидетельствует найденный там серебряный перстень с печаткой  XVIII века.

Второй ярус скального монастыря представляет собой одну большую нишу, в восточном конце которой расположена часовня. Это единственное сохранившееся помещение монастыря построенное из камня. Часовня использовалась для второстепенных по важности, ежедневных церковных служб, в то время как в главной церкви монастыря проводились более важные и праздничные литургии. Из-за более трудного доступа к помещению в связи с расположением часовни и разрушением еще в период средневековья деревянной лестницы, ведущей к ней с первого яруса, здесь сохранилась часть оригинальных средневековных фресок. В самом хорошем состоянии находится композиция на потолке, представляющая один из основных сюжетов христианства - “Вознесение Христа”. Стиль рисунка отдельных фигур, цветовая гамма и орнаментация дают возможность отнести фрески часовни к XIII-XIV в.в., что однозначно определяет период расцвета монашеской обители. Приблизительно в 800-ах метрах к северо-западу, в пышной растительности скрыта еще одна группа расположенных на трех уровнях пещер. Братья Шкорпил назвали их “Катакомбами” по аналогии с культовыми центрами ранних христианских общин на территории Римской империи. Здесь лучше всего сохранился второй ярус. Он состоит из одного более просторного помещения неизвестного предназначения и одного поменьше - с 5-ю могильными камерами. На западной стене большего помещения и на восточной стене меньшего видны два врезанных креста ранней христианской эпохи. Дата их создания уточняется врезанными в нижних междурамиях буквами “альфа” и “омега” . Смысл их состоит в следующем: “Я (Христос) есть первый и последний, начало и конец”. На внешней площадке этого яруса есть еще одно место для захоронения и небольшой вход, который почти полностью завален сползшей вниз скальной массой. Остальные два яруса представляют собой естественные пещеры, в которых обитали монахи.

Склеп, два врезанных креста и обнаруженные находки, датируемые IV-VI в.в. (фрагменты керамики, монеты императора Юстиана I Великого (527-565 г.г.), части металлического кадила) дают основание предполагать, что Катакомбы были обитаемы в раннюю христианскую эпоху (IV-VI в.в.). К этому же периоду относятся и расположенные к востоку от Аладжа монастыря развалины раннехристиянской базилики, небольшое укрепление и несколько поселений. Неизвестно, какая связь существует между этими тремя группами памятников, расположенных на небольших расстояниях одна от другой. Возможно, Катакомбы, базилика, укрепление и поселения (а может быть и пещерные помещения самого Аладжа монастыря) являлись одним из ранних христианских центров Черноморья IV-VI веков, о которых упоминается в хрониках византийского императора Константина VII Багрянородного (913-959 г.г.). В этом случае средневековый скальный монастырь XIII-XIV в.в. являлся продолжением здесь старой христианской традиции и образовывал вместе с Катакомбами более крупный монастырский комплекс. После завоевания Болгарии турками в конце XIV в., Аладжа монастырь, как и многие другие болгарские монастыри, опустел. Но местное христианское население продолжало чтить и посещать это место и в годы рабства, о чем свидетельствует обнаруженный в склепе серебряный перстень с печаткой XVIII века. Настоящее христианское имя монастыря неизвестно. Название “Аладжа” имеет персидско-турецкое происхождение и означает “пестрый, разноцветный”. Вероятно, оно возникло из-за сохранившихся до более поздних времен фресок часовни. В конце прошлого века К. Шкорпил записал одно предание, которое гласит, что монастырь носил имя “Святого Спаса”. Оно происходит от “Христоса - Спасителя”. Не обнаружено никаких письменных свидетельств, в которых бы упоминалось об Аладжа монастыре и остальных памятниках. Остались только легенды о блуждающих среди развалин призраках монахов и лесных божествах, о бесконечных подземных лабиринтах, в которых укрыты несметные сокровища,  а может быть и свидетельства прошлого этого красивого и таинственного места.


Источник: www.bulgarian-tourism.com