Скачать бесплатно
Вы помогли!
Внешняя миссия
Слово Патриарха

Проповеди Патриарха Кирилла

Подробнее...

Пожертвовать
для России и Европы:

Donation
For all countries with PayPal or credit card:
 
Наш фонд в соц. сетях

fbvkyoutube

 inst

PostHeaderIcon Грузия

Православие в Грузии

Грузия, соседствующая с Арменией, по преданию, получила христианскую веру из рук Святой Нины, каппадокийской проповедницы, в начале IV столетия. Тогда же появились первые христианские храмы, очень небольшие по площади и простые по конструкции. Однако обстановка была не очень благоприятна для монументальных форм: власть над Грузией оспаривали друг у друга Византия и Персия. В VI в. Восточную Грузию покорили персы, и правителем её стал персидский наместник-марзпан. Мощным толчком для развития грузинского зодчества стало образованное в 70-е гг. VI в. самостоятельное государство. Грузинская архитектура VI—VII вв. была очень близка к архитектуре Армении с её центрально-купольными четырёх- и восьмилепестковыми храмами. К такому типу принадлежит прославленный Джвари в древней столице Грузии Мцхете (586 или 587—604 гг.). Согласно легенде, этот храм был воздвигнут над источавшим благовонное масло (миро) пнём того кедра, под которым молилась просветительница Грузии Святая Нина. Сходство раннегрузинских и армянских построек вполне понятно, поскольку до конца VI столетия в Восточной Грузии преобладало монофизитство и контакты с армянскими единоверцами представлялись более важными, чем связи с Византийской Церковью. Но в дальнейшем Грузия стала союзницей Византии и в отличие от Армении воссоединилась со Вселенской Церковью. С середины VII в. Грузия оказалась под тяжким гнётом Арабского халифата. Из-за бесконечных поборов арабов и карательных экспедиций строительство в центре страны прекратилось; художественная жизнь теплилась в основном на окраинах — в Кахетии, Тао, Кларджети, Абхазии. Масштабы и качество периферийных построек не могли сравниться с предшествующими, тем не менее это обеспечило непрерывность строительной традиции и подготовило расцвет грузинского зодчества X—XIII вв.

В IX в. на территории Грузии образовались независимые царства, к следующему столетию достигшие политической и экономической стабильности. Архитектура откликнулась на это появлением больших торжественных крестово-купольных храмов. Выдающимся примером такой постройки был собор Светицховели в Мцхете (1010— 1029 гг.), построенный зодчим Арсукисдзе. Конструктивно он не был чем-то неизвестным для Византии: четыре мощных устоя несли купол, завершённый обычным для архитектуры Закавказья коническим покрытием. Но центральный объём был расширен к западу, поскольку храм был местом служения патриарха Грузинской независимой Церкви и на богослужения стекались массы народа. Таким образом, здание как бы состояло из двух половин, причём каждая из них по размеру могла бы быть самостоятельным храмом. Грузинские зодчие полюбили монументальные формы, ступенчато нарастающие к центру объёмы. Храмы этого времени, сдержанно украшенные орнаментом и скульптурой, выглядят такими же незыблемыми и вечными, как окружающие их горы. Таковы, например, постройки монастыря в Гелати, заложенного объединителем Грузии Давидом Строителем в начале XII столетия. Монастыри в Грузии, так же как и в Армении, а отчасти и в Византии, выполняли очень важную культурную роль: в периоды иноземного и иноверного господства они служили очагами религии и искусства. В Гелати в XII в. существовала академия, устроенная по образцу константинопольского университета; на грузинский язык переводились сочинения греческих философов и даже древнегреческие мифы и поэмы Гомера. Неудивительно, что мозаика, украшающая апсиду собора в Гелати, также имеет немало общего со столичным византийским искусством. Историки предполагают, что эта мозаика — работа византийских живописцев. Фрески в западной части храма, значительно более скованные и как бы застывшие, принадлежат местным мастерам, а может, и монастырским художникам.

В 40-е гг. XIII в. Грузию завоевали монголы. Однако уровень художественной культуры, достигнутый к тому времени, позволил грузинскому искусству сохраниться и продолжить развитие по однажды избранному пути. В монументальной живописи XIV столетия заметны родство с константинопольской школой, воздействие «палеологовского ренессанса». В конце столетия мастер из Константинополя Кир Мануил Евгеник по заказу грузинского правителя Вамека Дадиани расписал храм в Цаленджихе, продемонстрировав виртуозное мастерство и дав образец для подражания будущим грузинским художникам. Некоторые местные живописцы тем не менее ориентировались не на изыски столичного мастера, а на грузинские росписи X—XI вв. и даже на более ранние образцы. Таким образом они старались сохранить собственную православную традицию.

PostHeaderIcon Шио-Мгвимский монастырь (Мцхета)

Шио-Мгвимский монастырь (Мцхета)

Действуйщий мужской монастырь был основан преподобным Шио - одним из тринадцати ассирийских святых отцов, которые прибыли в Грузию в VI веке и много постарались для проповеди христианства. Старая церковь была возведена в начале VI века и освящена в честь Иоанна Крестителя, это так называемый "свободно-крестовой" тип строений, очень простой и строгий. В комплексе монастыря было построено большое количество различных зданий, но старая его часть сохранила свои оригнальные формы. Монастырь богат фресками принадлежащими концу XVI века. К настоящему моменту в монастырь перенесены мощи 6000 преподобномучеников Гареджийских, регулярно проходят богослужения. Из архитектурных построек сохранились купольная церковь 60-х гг. VI в., трапезная эпохи зрелого средневековья большая церковь XII в.(1123 г.), восстановленная в XVII в.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Собор св. Георгия (Алаверди)

Собор св. Георгия (Алаверди)

Селение в Грузии, в Алазанской долине, в 20 км к северо-западу от г. Телави. В Алаверди находится выдающийся памятник грузинского средневекового зодчества, кафедральный собор Цминда Георги (начало XI века, частично перестроен XV и XVIII веках). В плане - удлиненный крест; в средокрестье - купол на высоком барабане; внутреннее пространство храма - самое грандиозное в во всей грузинской архитектуре (высота храма - 50 метров). В 1960-е годы раскрыты росписи XV-XVI и XVI-XVIII веков. В архитектурный ансамбль храма входят средневековая трапезная, колокольня и ограда ( XVII век), летний дворец и другие обьекты.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Церковь (Ананури)

Церковь (Ананури)

Селение в Грузии, на правом берегу реки Арагви, на Военно-Грузинской дороге, в 64 км от Тбилиси. В прошлом резиденция арагвских князей Эристави. В Ананури находился замок-крепость позднефеодального периода (XVI-XVII века), защищавший вход в ущелье Арагви. В окружении крепостных стен размещены гражданские, военные строения, а также монастырь. До нашего времени сохранились: каменные крепостные стены с главной четырехугольной башней и круглыми башнями; два купольных храма: большой - мидзинеба (1689 год; фасады облицованы тесаным камнем, богато орнаментированы, внутри сохранились фрагменты фресковой росписи) и малый - гвтаэба (1 половина XVII века; роспись, лапидарные надписи); башня с пирамидальной крышей, звонница и некоторые другие строения.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Церковь св. Марии (Анчисхати)

Церковь св. Марии (Анчисхати)

Так называется церковь святой Марии, построенная при наследнике Вахтанга Горгасала — Дачи Уджармийском в VI в. Базиликальное здание выходит на современную улицу Шавтели, что в старой части Тбилиси. Нынешнее название церковь получила в XVII в., в честь перенесенной из Анчийского кафедрального собора иконы (Анчи находится в Кларджети — южной провинции Грузии того времени). «Анчис хати» в переводе — «Анчийская икона». Её алтарная апсида устроена внутри общего прямоугольного плана храма. Позже, такая планировка стала более характерной для алтарных апсид. На западной стене, фасаде храма из камня высечен медальон с крестом, который сохранился от самой ранней части строения.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Собор Богоматери Баграти (Кутаиси)

Собор Богоматери Баграти (Кутаиси)

Сооружение собора Баграти, названного в честь Баграта III, первого короля объединенной Грузии, началось в конце X века и завершилось в первых годах XI-ого. Он был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Собор не дожил до наших дней, но его руины до сих пор сохранились в центре Кутаиси. Они находятся на холме Укимериони и являются культурным памятником города. Храм царя Баграта был особым местом, где оказалась сосредоточена вся интеллектуальная жизнь наших предков, а кроме того, в нём отмечались все великие события того времени, и там же можно было найти защиту от врага. Вообще собор имел не только духовное предназначение, но рассматривается также как символ объединённого грузинского народа. Согласно записи сделанной на северной стене храма "Когда этот пол был положен, был "хроникон" 223" (1003 г.) Один из лучших образцов поздней средневековой архитектуры, Баграти, отличается изысканными, гармоничными пропорциями, изящными разновидностями декора и обширным внутренним пространством. Собор Баграти, это крестоообразное здание с куполом, опирающееся на четыре мощных столба, и его восточная, южная и северная ветви, заканчиваются полукруглыми апсидами. Его западный трансепт использовался для размещения хора. Вазы и капители были покрыты лепными украшениями, стены и пол - украшены мозаиками, фрагменты которых ещё видны. В южном вестибюле можно также проследить случайные фрагменты фрески Пресвятой Богородицы. С 1952 года проводится восстановление Собора и его научное исследование.
В 1994 году в Кутаиси был основан фонд возрождения Багратского Собора. К настоящему моменту фонд всё ещё активно функционирует в заданном направлении. В наше время как и в прошлые времена прихожане собирались в Багратском Соборе на все большие религиозные праздники. Когда мы говорим о исторических и художественных ценностях этого памятника, невозможно не сослаться на событие связанное с Баграти. 16-летний Давид Строитель был там коронован 900 лет назад. Кто бы мог тогда подумать, что этот молодой человек способен объединить Грузию. Это причина, по которой Багратский Собор стал привлекательным и дорогим молитвенным местом для всей Грузии. Описание памятника: Багратский Собор датирован XI веком. Обязанный своей архитектурной специфике и исторической значимости, он расценивается как один из самых заметных памятников средневековой грузинской архитектуры. Это трёхапсидный тип здания который обычно строят купольным. В раннем XI-м веке была построена богато украшення паперть с восточной и южной стороны церкви. Стены не защищены от дождевой воды, которая стала причиной повреждений верхних рядов каменной кладки которая теперь подвергает опасности посетителей. Вода скапливающаяся во внутренней части Собора, делает невозможными посещение собора в дождливую погоду. Фрагментам стен тоже нанесены поврежедния.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Собор Богоматери (Бичвинта)

Собор Богоматери (Бичвинта)

Пицундский храм. Пицунда известна своей славной историей. Много веков назад здесь обосновался крупнейший порт Колхиды, торговавший с Грецией, Римом и Визатией. Тысячи туристов приезжают сюда на экскурсии, чтобы увидеть каменные стены, храмы, башни античного и средневекового города Питиус, в коюром археологи обнаружили даже водопровод и канализацию. С позднеантичного периода Пицунда являлась резиденцией епископов, и теперь, в современной Пицунде в великолепном храме X века н. э. можно полюбоваться фресками и услышать божественные звуки органа, выступления оперных певцов и хоровых капелл. С историей Пицунды Вы можете ознакомиться в музее расположенном на территории храма.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Болнисский Сион (Болниси)

Болнисский Сион (Болниси)

Храм (478-493) близ г. Болниси. Величественная 3-нефная базилика, 2 ряда столбов соединены арками, на капителях резные геометрические узоры. В конце пятого века, в эпоху усиления политической и культурной мощи страны, в течении правления царя Вахтанга Горгасали Грузинская Церковь достигла независимости. Наиболее важное строение этого периода это трёхнефная базилика Болнисского Сиона (478-493). Она расположена в Квемо Картли - исторической провинции Грузии. Снаружи нефы покрыты общей, дважды просмоленной кровлей. С востока позади апсидной стены находится маленькая часовня построенная в VIII-м веке. Внешний вид церкви прростой и лаконичный. Стены облицованы гладко обтёсанными плитами из туфа глубокого и насыщенного бирюзового цвета. В этот ранний период развития грузинской архитектуры проектировщики не ставили перед собой цели сделать фасады художественно качественными. Они уделяли внимание в основном интерьерным решениям. Внутреннее убранство Болниси Сиони производит внушительное и монументальное впечатление. Болниси интересен своими надписями - это старейшие образцы грузинского письма на территории Грузии, которые сохранились весьма хорошо. Восьмистрочная надпись на восточном фасаде над алтарным окном вокруг изображения так называемого Болнисского Креста. Главная надпись упоминающая точную дату, когда была построена базилика, была над правым северным входом в храм.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Храм св. Георгия (Бочорма)

Храм св. Георгия (Бочорма)

Шестиапсидная церковь с центральным куполом X-XI в.в. возведена в центре стены огромной крепости. Она построена из обтёсанных блоков песчанника и туфа. На фасадах апсид и нишах между ними сделаны соединительные арки. Кровля имеет форму зонта. Купольный барабан с шестью окнами поддерживается арками и пендантифами. В XII веке храм был украшен живописью. Последняя, как и архитектура, являлась лучшими примерами монументального искусства Грузии в течении царствования Давида Агмашенебели. Возможно, благотворителем этих росписей Давид IV. Храм был взорван в 1920-м году, в результате чего купол обвалился и бывшие уже повреждения памятника начали быстро усугубляться.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Церковь (Бугеули)

Церковь (Бугеули)

Храм имеет планировку зального типа (9,7 x 6,2 м) с пристройкой на южной стороне. Она датируется XIV-XV в.в. Церковь знаменита своими настенными росписями (XV-XVI в.в.) которые были в почти прекрасном состоянии до землятрясения 1991 года. Эти росписи являются прекрасным образцом так называемого народного направления в грузинской монументальной живописи средених веков. Историческое значение в значительной степени определено портретами четырнадцати светских членов семейства Лашхишвили.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Троицкая церковь (Гергети)

Троицкая церковь (Гергети)

Один из самых высокогорных храмов - Троицкая Церков в Гергети возведена на горе высотой 2170 м - регион Казбеги, что на 150 км севернее Тбилиси. Судя по проекту, церковь и колокольня предположительно были построены в XIV-м столетии. Живописная гора Мкинварцвери, шестая по высоте во всем кавказском хребте (5,047 м.), создаёт грандиозный фон позади Церкви св. Троицы.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Архангельская Церковь (Грэми)

Архангельская Церковь (Грэми)

 

Архитектурный ансамбль Греми был возведён в 1565 году. Он состоит из храма и крепости. Внутри храм декорирован настенными росписями, работы над которыми были завершены в 1577-м году.


Источник: georgia.orthodoxy.ru

 

PostHeaderIcon Церковь св. Давида (Тбилиси)

Церковь св. Давида (Тбилиси)

 

Храм св. Давида, возвышающийся над старой частью Тбилиси построен в XIX веке. По соседству с церковью расположен пантеон выдающихся писателей и государственных деятелей.


Источник: georgia.orthodoxy.ru

 

PostHeaderIcon Церковь Святой Марии (Старое Гавази)

Церковь Святой Марии (Старое Гавази)

Эта маленькая четырёхапсидная церковь VI века была построена в честь Пресвятой Богородицы. Он построен из булыжника и его оригинальные размеры 13 на 13 м. В аркаде южной и западной сторон храма, в планировке всех апсид может быть прослежена подковообразная форма, довольно типичная для раннего периода. Церковь была сильно повреждена после ремонта в XIX-XX столетиях.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Дзвели Шуамта (Кахетия)

Дзвели Шуамта (Кахетия)

Дзвели Шуамта в Кахетии (Восточная Грузия) находится в 7 км от города Телави, и представляет собой ансамбль из древних церквей. Маленькая базилика на переднем плане датируется V веком, двухкупольные церкви (большая из них выполнена в стиле храма Джвари в Мцхете) принадлежат к VII веку. Здесь останавливалось русское посольство, направленное царем Борисом Годуновым с миссией к кахетинскому царю Александру II.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Архангельская церковь (Икорта)

Архангельская церковь (Икорта)

Икортская Архангельская церковь была построена в деревне Земо Арцеви в 1172 году, и являлась одним из самых красиво декорированных религиозных сооружений во всём регионе. Согласно мемориальной записи на стене, храм был построен по поручению царя Георгия III. Это строение одно из самых ранних купольных храмов Грузии построенных в XII-XIII в.в. Купол поддерживается шестиугольными столбами, восточная пара которых является частью каменной стены алтаря. С обеих сторон последнего устроена двухэтажная пастофория завершающаяся апсидами. Входа в храм два - с южной и западной стороны, но первоначальное (оригинальное) крыльцо храма было разрушено, а ныне существующее крыльцо принадлежит к более позднему периоду. Крыша здания покрыта черепицей.
На западной стене храма имеются солнечные часы с надписью сделанной древнегрузинским шрифтом (Асомтаврули). Декор икортской церкви типичен для XI века, но в то же самое время раскрывает новые художественные тенденции свойственные архитектуре уже XII-XIII веков. Высокие узкие окна обрамлены резным камнем, лепные украшения присутствуют на всех возвышениях наружной части храма. На стенах церкви сохранились выгравированные тексты, а внутри - фрагменты выразительно исполненных настенных росписей. В позднем средневековье, в Икорте был основан монастырь, который оставался действующим вплоть до начала XIX-го века. В связи с тем, что храм перенёс серьёзное землятрясение в 1991 году, большая часть купола провалилась, облицовочная каменная кладка осыпалась, своды, пендантивы, простенки находятся в угрожающем состоянии. По иронии судьбы, все эти проблемы усугубились после установки строительных лесов для проведения реставрационных работ. Доступ внутрь храма сейчас сильно затруднён.


Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Храм Кашвети (Тбилиси)

Кашвети (Тбилиси)

Кашвети — современное здание церкви возведено в 1910 г. До этого здесь стояла церковь св. Георгия, построенная князем Гиви Амилахвари в 1742 г. и также называвшаяся «Кашвети». Однако название и этой церкви было перенесено с более древней (VI в.). Таким образом, название перешло к выстроенной на этой местности третьей церкви. Этимология названия объясняется двумя словами: «ква» — камень, «шва» — родил. Платон Иоселиани приводит такую легенду: еще при жизни Давида Гареджийского одна из монахинь находившегося в этой местности монастыря оказалась в положении и по наущению огнепоклонников соблазнителем назвала отца Давида, из-за чего Давид был вынужден предстать перед духовным судом и доказывать свою непричастность. Монахиня же вместо ребенка родила камень. В честь этого «чуда» якобы и был назван монастырь «Квашвети»

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Собор Богоматери Квелацминда (Гурджаани)

Собор Богоматери Квелацминда (Гурджаани)

 

Особый памятник грузинской архитектуры храм Квелацминда в Гурджаани. Эта двухкупольная церковь построена в XVII-IX в.в., престол освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы.


Источник: georgia.orthodoxy.ru

 

PostHeaderIcon Храм (Кветера)

Храм (Кветера)

Храм в Кветере воздвигнут на вершине холма. Это главное строение кветерского комплекса. Четырёхапсидная по своей планировке она построена из тщательно обтёманного туфа. Храм покрыт глазированной голубой плиткой. Кветерская церковь выдающаяся своими архитектурными формами является видным памятником грузинской архитектуры.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Епископальная Церковь (Кумурдо)

Епископальная Церковь (Кумурдо)

Епископальная церковь в Кумурдо находится в нескольких километрах от Вардзии. Расположена в 12 км от регионального центра на склоне горы. Она знаменита тем, что является первым историческим памятником I-го века. На её стенах множество детальных записей. Одна из них гласит, что фундамент храма был создан "с Божьей помощью", епископ Иоанэ "руками грешника Закоцари" (строитель) в течении правления царя Леона "Хроникон 184, Май, Суббота". 184 по хроникону эквивалентно 964-му году. Леон был царём Абхазии и очевидно, что провинция Джавахети была под её управлением в середине X века. Другие записи на стенах представляют собой молитвы о строителях, а также рассказывают о сооружении южной галереи в период Баграта IV (1027-1072), и также о реконструкции храма в XVI веке. Размеры церкви 29 x 20 м, диаметр купола около 9 м, высота порядка 15,3 м.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Успенский собор (Манглиси)

Успенский собор (Манглиси)

 

Ныне действующий сельский храм, расположенный в 60 км к юго-западу от Тбилиси. История плана этого храма прослеживается от тетраконха (V в.) к удлиненному многограннику с двумя портиками. Купол, восточный фасад и портики богато орнаментированы сюжетами с вознесением Креста, восседающим на льве юношей с рогом в руках. В XIX в. храм ремонтировался.


Источник: georgia.orthodoxy.ru

 

PostHeaderIcon Церковь Метехи (Тбилиси)

Церковь Метехи (Тбилиси)

Храм Метехи находится в Тбилиси. Он был построен в XII веке. В 1235 году его сожгли монголы, но в 1278-1289 грузинский царь Деметре восстановил храм. В течении XV-го века он был снова разрушен, на этот раз персами. В XVI-XVII в.в. грузинские цари перестраивали Метехи и к настоящему времени он имеет кирпичные стены. Эта прекрасная церковь расположена на холме рядом с рекой Мтквари и придаёт Тбилиси очень живописный вид. В дьяконнике храма захоронена первая мученица грузинская - царица Ранская Шушаника (V в.).

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 

PostHeaderIcon Церковь св. Николая (Никорцминде)

Церковь св. Николая (Никорцминде)

Купольная церковь св. Николая построена в 1010-1014 г.н. Шестиапсидная, расходящаяся лучами из центрального пролёта в наружную сторону не сразу обнаруживают в себе форму распятия. Южная и западная паперть были пристроены позже, в XI-м веке. Южная пристройка изменялась несколько раз.
Общий вид тимпанума над западными дверьми содержит изображение Христа и вмонтированную фигуру св. Георгия низвергающего императора Диоклетиана. Обрамляющая сцену надпись шрифтом Асомтаврули посвящена царю Баграту III и его сыну Георгию I. Рельеф на южной фронтальной стене изображает вознесение Христа. Орнамент на дуге тимпанума представляет собой превосходство декоративных элементов. Рельеф тимпанума на южных воротах храма изображает воздвижение Креста. Настенная живопись датируется XVI-XVII в.в.

Источник: georgia.orthodoxy.ru
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>

Страница 2 из 3

 

03
Архив наших новинок
Авторизация



Гонения христиан на Украине

Гонения христиан на Украине

Подробнее...