Скачать бесплатно
Вы помогли!
Слово Патриарха

Проповеди Патриарха Кирилла

Подробнее...

Пожертвовать
для России и Европы:

Случайное изображение
Donation
For all countries with PayPal or credit card:
 
Реквизиты фонда

Благотворительный фонд "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева"
ИНН/КПП 7725256926 / 772401001
ПАО "Промсвязьбанк"
р/с 40703810140390553501
к/с 30101810400000000555 в ОПЕРУ Московского ГТУ Банка России г.Москва,
БИК 044525555

kvit

Наш фонд в соц. сетях

fbvkyoutube

 inst

PostHeaderIcon Православная миссия

PostHeaderIcon За апостолом Фомой по Шелковому Пути

18 июля из противосектанстской поездки по Киргизии вернулся иерей Даниил СЫСОЕВ со своей командой уличных миссионеров, о которых мы уже писали. Вместе с ними в Киргизии побывала наш корреспондент Екатерина СТЕПАНОВА. Подробный рассказ о поездке -- читайте в будущем номере, а пока предлагаем вам посмотреть ее фоторепортаж.

По преданию в конце первого века св.ап.Фома прошел по великому шелковому пути из Палестины в Индию, который проходил и по территории сегодняшней Киргизии. В Бишкеке до сих пор одна из улиц называется Жибек-Жолу -- что в переводе с киргизского -- шелковый путь. Сейчас на этой улице стоит кафедральный Воскресенский собор -- один из двух православных храмов на всю миллионную столицу.
Вместе с о.Даниилом в Бишкек приехали 6 миссионеров из Москвы, окончивших курсы «Уличных миссионеров» при храме св.ап.Фомы на Кантемировской.

Поездка была благословлена митрополитом Владимиром, правящим архиереем Ташкентской и Среднеазиатской епархии, но с одним условием -- владыка просил о.Даниила не вступать в диспуты с мусульманами. Поэтому миссионеры направили все свои усилия на диалог с сектантами, которых в Средней Азии расплодилось очень много.

На сегодняшний день в Киргизии зарегистрированно 2400 религиозных организаций 43 из которых -- это православные храмы, примерно 800 мечетей, а все остальное -- секты.

Первые несколько дней миссионеры провели в Бишкеке, потом разделились на группы и разъехались по регионам: Ош, Джалал-Абад, Каракол, Чолпон-Ата.
За десять дней поездки миссионеры побывали более чем на 30 собраниях протестантов разных толков, проповедовали на областном конгрессе Свидетелей Иеговы, провели в епархиальном конференц-зале две трехчасовые лекции о Боге и о Церкви, дискутировали с бахаями и с представителями Церкви Иисуса Христа под предводительством «помазанника и апостола» Василия Кузина (очень распространенная в Средней Азии секта -- около 30 тыс. последователей), так же встречались с людьми уже покинувшими секты.

 


Кафедральный Воскресенский собор г. Бишкек

Иерей Даниил Сысоев и его миссионеры на улице Жибек-Жолу -- что в переводе с киргизского -- шелковый путь




На территории Воскрсенского собора. О.Даниил беседует с членами местной православной молодежной организации "Грани"




О.Даниил показывает и объясняет киргизскому духовенству "Основы миссионерской концепции РПЦ"

Уличные миссионеры" занялись своим любимым делом - вышли на улицы Бишкека, чтобы раздать приглашения на лекции иерея Даниила Сысоева. Улицы с вырытыми арыками показались нам несколько непривычными



В центре Бишкека


Раздавать приглашения удобнее всего было в самом людном месте - на базаре. Вход на базар Бишкека














На лекцию о.Даниила пришло около 250 человек


Православным Киргизии иерей Даниил Сысоев рассказывает о Боге и Церкви


Православный катехизис митр. Филарета. Напечатан на деньги миссионеров в газетном формате, после того как миссионеры обнаружили, что необходимой для изучения Православия литературы в Киргизии практически нет. Эти материалы должны помочь местному духовенству в просвещении верующих


Поездка была антисектанская, поэтому миссионеры общались не только со своими единоверцами. Миссионеры попали на областной конгресс Свидетелей Иеговы в Бишкеке. На конгрессе присутствовало около 2000 русскоговорящих жителей Киргизии


Выступают старейшины Свидетелей Иеговы


О.Даниил в рясе прошел на конгресс и объясняет участникам, в чем состоят заблуждения Свидетелей


Участники расходятся после окончания конгресса. Женщины в киргизских национальных костюмах


Миссионеры разговаривали с людьми, выходящими с конгресса. Взамипонимание осложняется тем, что у собеседников разные переводы Библии: у православных -- синодальный, у сектанов -- свой, так называемый, перевод нового мира


Каждый день были встречи по домам: миссионеры ходили к сектантам или сектанты приходили к миссионерам





Первые несколько дней миссионеры провели в Бишкеке, потом разделились на группы и разъехались по регионам. Отцы с картой определяют дальнейший маршрут


Даже в пути миссионеры проповедовали


Город Ош, мечеть


Иерей Виктор Реймган, миссионеры и киргиз


Речка в г. Ош, местный Иордан - место, куда ходят местные православные на Крещенье


Миссионеры посещают местные протестантские общины


Православные и лютеране сравнивают свои Символы Веры


Диспут с лютеранином. Идет уже 3 часа


Мирно побеседовали с толкователями Корана


Киргизы на лошадях


Юрты в горах. Тянь-Шань, 3000 м над уровнем моря


В юрте


А в это время вторая группа проповедовала на озере Иссык-Куль

 

PostHeaderIcon Как мы строили миссионерский приход

Как мы строили миссионерский приход

Священник Даниил Сысоев


Представьте такую картину. Красивый весенний вечер пятницы. И у стен деревянного храма апостола Фомы на Кантемировской тихо стоит восточной внешности охранник. Он потихоньку слушает огласительную беседу, которая транслируется на улицу из динамика. Спустя несколько недель он будет крещен с именем Александр. Так храм являет свою миссионерскую природу даже на улицу.

Сейчас можно слышать много разных рассуждений на тему того, можно или нет создать тот миссионерский приход, о котором говорит «Миссионерская концепция Русской Православной Церкви». Я хотел бы поделиться уже наработанным опытом по организации такого прихода.

Господь наш сказал, что «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), и потому конечно, главное в любом храме, а уж тем более в миссионерском – это молитва. И с самого начала в основу нашей деятельности мы положили молитву. Еще тогда, когда не был построен наш временный храм, мы служили молебны в импровизированной часовне. До сих пор мы вспоминаем, как наши прихожане пробивались сквозь почти двухметровые сугробы, чтобы при сорокоградусном морозе пропеть молебен пророку Даниилу, в честь которого будет возведен главный храм. Думаю, что именно эти труды и легли в основу нашего прихода.

С первых же дней нашего служения в новопостроенном временном храме мы организовали постоянную молитвенную вахту, без которой нельзя ничего сделать. Любой входящий в храм может видеть дежурных, которые и читают часы, и псалтирь, и при этом заботятся о том, чтобы новопришедший мог сориентироваться в храме. Дежурные у нас набраны из уже подготовленных христиан, обязательно сдавших Катехизис. Они должны сами подходить к входящим и объяснить им азы веры. При этом на столике у дежурных лежат листовки об исповеди и причастии, и о том, что необходимо для Крещения.

Но вот начинается богослужение (а мы служим каждый день утром и вечером). Дежурные подходят к молящимся и раздают им тексты Литургии для клироса, или всенощного бдения (его мы издали специально). Если у человека возникает вопрос, то он может узнать о его решении у дежурного. В субботу, воскресенье и праздники в храме можно увидеть нашу добрейшую Татьяну – катехизатора. Она отвечает у нас за подготовку ко Крещению детей и взрослых. Она следит за посещением оглашенными огласительных бесед, и поздравляет по телефону с наступающими праздниками Пасхи и Рождества уже крещеных. Ну и конечно, она также ведет приходское консультирование со всеми приходящими.

Чтобы наши прихожане были живыми участниками богослужения, мы не только даем им богослужебные тексты, но и, выполняя благословение покойного Патриарха, приучаем их к общенародному пению. Мы положили за правило пасти нашу паству на основании слова Божия. Поэтому в обычный воскресный день у нас происходит три проповеди. Одна на всенощном бдении после Евангелия. Тут речь идет и о страстях, и добродетелях, и о памяти святых наступающего дня.

На воскресной Литургии первая проповедь произноситься сразу после Евангелия, чтобы истолковать этот священный текст, а вторая – после отпуста, на которой мы разбираем апостольское чтение. Сейчас внедряется программа интернет-вещания, когда желающие смогут прослушать проповедь в аудиоформате (http://mission-center.com).
Еще одной находкой стало использование времени причащения священников. Как известно обычно в это время читают или молитвы ко Причастию, или жития святых. Но учитывая то, что многие православные плохо знают Писание, мы в это время читаем Библию. Так даже наши бабушки оказываются хорошо подготовленными в священном Писании.

После службы мы завели одну крайне практичную традицию. Сразу после окончания Литургии все прихожане вместе пьют чай или кофе. Это с одной стороны крайне удобно для мам с детьми, а с другой помогает всем перезнакомиться друг с другом.

Но больше всего народу к нам собирается не только в воскресенье, но и в четверг. Сразу после вечерни у нас начинается библейская школа. Мы изучаем Священное Писание на основании учения святых Отцов. Занятия эти длятся два часа – час Ветхого Завет, и час Нового. Сразу же после занятия все слушатели отправляются пить чай. Чтобы не затруднять храма и приучить людей к апостольской любви, все продукты к чаю приносят сами слушатели, которые при этом и знакомятся между собой. Я уже и не помню, сколько за все эти тринадцать лет проведения бесед (а они начались задолго до возникновения храма) супружеских пар возникло в результате этих чаепитий. 

На этих беседах можно встретить не только постоянных прихожан, но и невоцерковленных верующих, чье воцерковление как раз и начинается с чтения священного Писания, и протестантских пасторов, да и рядовых сектантов, и даже имамов провинциальных мечетей. Я убежден, что после Чина Присоединения бывший сектант обязательно должен пройти программу воцерковления. А что может быть лучше изучения Священного Писания с точки зрения святоотеческого богословия?

Каждую пятницу у нас в храме проходит огласительная школа. Любой желающий принять святое Крещение или присоединиться к Церкви из сект (а таких у нас благодаря работе приходских миссионеров много) должен пройти пять бесед о вере. Так что подготовка длится почти сорок дней, предусмотренных Синодальным Постановлением (от 20.02.1840).
Наши беседы длятся по два часа каждую пятницу. Первая беседа посвящена тому, Кто такой Бог. Какова Его природа. Здесь же я рассказываю о том, почему Библия – это слово Божие, что особенно важно знать сейчас, после «Кода да Винчи».

Вторая беседа посвящена тому, как появился мир. В ней мы говорим и об ангельском мире, и о бунте Денницы, и о Шестодневе, и о взаимоотношении Откровения и науки, и о природе человека. В этой же беседе мы обсуждаем первородный грех. Все слушатели замечали, насколько современно звучат диалоги в раю.

Третья беседа – о спасении, совершенном Господом Иисусом Христом, начиная с Воплощения и оканчивая Страшным Судом. Я рассказываю о тайне Искупления на основании трактата св. Николая Кавасилы «Семь слов о жизни во Христе».

Четвертая беседа посвящена устройству Православной Церкви и таинствам. Подробно я рассказываю только о чине Крещения, а о других таинствах я только говорю, для чего они нужны, но чинопоследования их не объясняю. При этом я всегда говорю: «вот примете Крещение, тогда я и расскажу порядок и символы святой Литургии. А сейчас слушать об этом вы не достойны». Этот совет блаженного Августина оказался очень кстати. Возбуждая естественное любопытство, он понуждает новокрещенного и после таинства интересоваться Церковью. Тем более, что два раза в год. – После Рождества и Пасхи мы проводим тайноводственные беседы, на которые по телефону приглашаются и новокрещенные, и вообще все прихожане. На этих беседах мы подробно разбираем и объясняем всю красоту Таинства Евхаристии.

И наконец, пятая огласительная беседа посвящена заповедям. Мы рассказываем не только о том, что такое хорошо и что такое плохо, но и даем азы аскетики. Мы рассказываем, как зло развивается в сердце, что такое страсть и что такое добродетель. Даем основы сопротивления нарождающемуся греху и указываем на цель всех добродетелей – обожение через Божественную Любовь. Всех крестящихся я спрашиваю, готовы ли они стремиться к Божественной Святости при помощи Господа или нет. Ведь если мы не будем требовать от людей выполнения норм абсолютного совершенства, то в результате мы не достигнем ничего.

Я настоял, чтобы все прихожане прослушали эти беседы. Ведь опыт исповеди показал, что огромное количество постоянных прихожан наших храмов плохо знает самые основы христианства. Так около 70% прихожан сомневались (или вовсе не верили) в воскресение тел умерших. Слова Символа веры «чаю воскресения мертвых» они воспринимали как указание на бессмертие души. Были православные, которые уже более 10 лет ходили в московские храмы, но были уверены, что Дух Святой – это безликая сила. Мне было радостно видеть, как это невежество исчезает.

Помню, как однажды я тихо зашел в храм, когда меня там не ждали, и услышал бабушек, которые яростно спорили. Я уже собирался их вразумить, что нехорошо в храме выяснять отношения, но подойдя ближе, я удивился. Они не спорили о том, у какого подсвечника им стоять, а обсуждали, кому была принесена Голгофская Жертва.

Действительно, мы не призываем наших бабушек к миссии, а потому они и превращаются в «православных ведьм» (по выражению митр. Антония). Воистину, праздность есть мать всех грехов. Так что одной из новых программ нашего храма должно стать создание «бабушкиных миссионерских дружин». Это должно помочь самим наших престарелым прихожанам и прихожанкам почувствовать свою необходимость для Церкви и для людей. Но это пока еще у нас впереди.

Оглашенные в нашем храме по мере возможности (и, главное, ленивости) ходят на воскресные службы. Крещение мы всегда совершаем торжественно. – Или на Крещальной Литургии, благословленной покойным Святейшим Патриархом Алексеем, или перед поздней воскресной Литургии. Все наши прихожане с радостью встречают новорожденных детей Божиих, и само Крещение становиться новым центром объединения христиан. Но особенно красиво происходит Крещение на большие праздники – в Великую Субботу и на Рождество. До сих пор весь наш приход вспоминает, как на прошлое Рождество мы крестили двух индейцев из племени майя, ныне живущих в Боливии. Это было поистине вселенское торжество. Представьте себе маму и дочку, с красной кожей, с индейскими косичками, на испанском языке читающих Символ веры, а затем в белых одеждах идущих к алтарю! 

В результате работы этой огласительной школы большинство крещенных становятся нашими прихожанами, а некоторые даже и миссионерами Христа.
Еще одну проблему мы начали решать в нашей общине. В тех храмах, где существует даже налаженная система катехизации, возникает следующая сложность. Человек обращается ко Христу, обучается основам веры, принимает святое Крещение, узнает о Таинстве Евхаристии, и все… Что ему делать дальше? Да. Существует духовничество (хотя та форма, которая часто бывает на наших приходах, в связи с полной недоступностью священника делает его трудноисполнимым). Существует определенный ритм христианской жизни: «Молитесь, поститесь и т.п.». Но при этом сам духовный рост часто предоставляется на волю прихожанина. Это с одной стороны хорошо, ибо развивает в нем чувство ответственности. Но с другой, многие прихожане не знают, как им бороться с той или иной страстью, как учиться той или иной добродетели. Из-за этого возникает проблема с таинством Исповеди. – Человек не знает в чем ему каяться, что ему делать, и в результате вся духовная жизнь православного может превратиться в бесконечное выискивание грехов, а на само исполнение заповедей времени и не остается.

Чтобы хотя бы в чем-то исправить эту ситуацию, мы пришли к такому, пусть еще не совершенному способу решения проблемы. Каждый Великий Пост, после чтения покаянного канона преп. Андрея Критского, мы стали устраивать «мастер-классы по заповедям». Я заранее узнаю о том, какая страсть волнует тех или иных прихожан, какие добродетели им были бы интересны именно сейчас, а затем мы разбираем вместе то, что пишет об этой страсти или добродетели Священное Писание и святые Отцы. Основным автором для нас является, конечно, преп. Иоанн Лествичник, но еще мы опираемся на творения свят. Феофана Затворника, аввы Дорофея, свят. Василия Великого и Иоанна Златоуста. В результате мы столкнулись с очень важным изменением круга чтения наших прихожан. Они практически не читают современные церковно-политические трактаты, «церковные романы», зато любые новые творения святых отцов исчезают мгновенно.

Конечно, это очень мало, но в наших замыслах есть еще несколько идей по постоянному воспитанию ума наших прихожан. Не случайно ведь святитель Феофан советовал постоянно держать ум загруженным размышлениями о священных догматах, и заповедях священного Писания для того, чтобы из-за праздности он не уклонился в грех. Одной из таких разрабатываемых ныне программ должно быть создание системы чтения Библии за год в святоотеческом понимании.

Теперь хотелось сказать несколько слов и о действующей при нашем храме школе подготовки миссионеров. Создали мы ее полтора года назад, но за это время она уже принесла много плода. Принимаются в эту школу по результатам экзамена по Катехизису свят. Филарета Московского. На занятиях мы проходим Догматическое богословие в миссионерском преломлении (т.е. объясняем как рассказать о том или ином догмате современным языком с опорой на священное Писание), практическое сектоведение, исламоведение, полемику с оккультизмом. Преподают у нас такие известные богословы как о. Олег Стеняев, Ю. Максимов, А. Солодков, А. Люлька, а также автор этих строк.

Но, главное, обучив основам миссии, мы сразу отправляем миссионеров на дело Божие. Начинаем мы с простого. - С уличной миссии. Наши миссионеры, с бейджиками храма ап. Фомы на груди отправляются в парки, на остановки, во дворы и предлагают прохожим пойти в храм. При этом мы раздаем листовки (об исповеди и крещении), а тем, кто заинтересуется, дарим и Евангелие от Марка выпущенное Сретенским монастырем. Интересно, что в большинстве случаев, убедившись, что перед ними не сектанты, а православные, прохожие с большим удовольствием разговаривают, мусульмане и язычники спорят (но, что самое интересное, очень доброжелательно), и все выдвигают одну претензию: «почему сектанты ходят, а наши православные – нет?» Одно из наших главных правил, - если рядом есть другой храм, мы стараемся отправить людей именно туда.

Эта миссия приносит ощутимые плоды. На эту Пасху я посмотрел на лица наших прихожан и удивился. – Большинство из них узнали о храме, а многие и о вере именно благодаря уличной миссии.

После того, как миссионеры научать работать вместе, мы отправляем их на более трудное задание. Это может быть и проповедь гасторбайтерам, и главное, разговор на сектантских собраниях. Мы приходим в собрание к харизматам или баптистам на их открытые встречи, и начинаем на основании Библии показывать, что истинной Апостольской Церковью является только Православная Церковь. При этом наша главная мысль такая. – «Мы вестники христианского единства, мы не обзываем вас, а зовем к исполнению прямой Христовой заповеди «да будут все едино» (Ин. 17, 21). Но единство это возможно только в Истине, в той апостольской вере, которую передал нам Господь. Давайте абсолютно честно посмотрим, где эта истина, и в ней объединимся». К счастью этот голос не звучит зря, и многие сектанты возвращаются к Богу в Его Церковь. Для всего нашего прихода огромной радостью являются те чины присоединения, которые проходят покаявшиеся протестанты и пятидесятники, сатанисты и маги. Все они обретают себе покой в лоне Церкви у святого алтаря.

Особые труды ожидают наших миссионеров во время родительских суббот, когда они проповедуют около храма, объясняя необходимость не только ставить свечки, но и участвовать в святых таинствах. Но самый сложный способ проповеди в этот день – на кладбищах, куда приезжает наш «миссионерский патруль». Но и здесь практика показала очень хорошие результаты таких трудов.

Но есть еще два дня, когда все наши сотрудники – и миссионеры, и дежурные на ногах. Это дни «великого нашествия маловеров» - Богоявление и Великая Суббота. Мы стараемся, чтобы все приходящие за святой водой или на освящение куличей были поздравлены с праздником. Миссионеры рассказывают и о священной истории, и об Исповеди, и о необходимости Крещения и Венчания. Они раздают наши листовки и приглашают на встречу со священником. Так поход за куличами для многих становиться началом похода в Царство небесное.
Кстати, хотелось бы поделиться еще одним миссионерским открытием. Как известно огромное количество маловоцерковленного люда собирается вокруг храмов ко времени пасхального крестного хода. Обычно они стоят и смотрят на прихожан как на некую диковинку, но при этом есть же некая внутренняя сила, которая повлекла их из теплых домов на темную улицу, чтобы хоть отчасти поучаствовать в пасхальном торжестве. И мы решили воспользоваться этим моментом. В промежутке между пасхальной полунощницей и собственно полночью (а если начинать служить полунощницу в 23 часа – это минут двадцать) я зачитываю на русском языке Евангельское чтение о том, как жены мироносицы пришли ко Гробу глубокой ночью (обычно я беру 20 главу Евангелия от Иоанна) и на основании этого рассказываю всех прихожанам и тем кто слушает на улице о самой нашей главной надежде – надежде на воскресение плоти, прощение грехов и вечную жизнь. Как уже говорилось выше, в нашем храме динамики выведены на улицу и потому все прихожане могут услышать эти слова. При этом еще до проповеди наши миссионеры стараются подойти ко всем прохожим, поздравить их с праздником и раздать приглашение на службу и листовки об Исповеди и Причастии.
Особое дело в миссионерском приходе занимает наше издательство, которое издает специальную миссионерскую литературу. Причем это не только книги на русском языке. Мы выпустили миссионерский молитвослов (он включает не только основные молитвы, но и азы веры, и призыв к принятию Православия) на татарском, киргизском и китайском языках. Сейчас готовится перевод на чеченский, турецкий и азербайджанские языки. Этот текст с большим удовольствием берут читать и молиться не только православные христиане этих национальностей, но и гасторбайтеры.

Есть еще много других идей, которые нуждаются в реализации. Например, будь у нас в храме больше священников, можно было бы ввести практику исповедального дежурства во время особого скопления людей – в день Богоявления, в Великую Субботу и в сами дни Пасхи и Рождества. Действительно, как было бы замечательно, чтобы любой зашедший в храм и поговоривший с миссионером мог сразу приступить к первой Исповеди и очиститься хотя бы от самых грубых грехов.
Другим нашим планом является расширение миссионерских возможностей паломнических поездок, которые слишком мало используются сегодня. Те миссионерские поездки, в которые уже ездят наши миссионеры, также должны приводить к созданию миссионерских приходов. 

Мы планируем проводить совместные миссионерские программы с другими молодежными и миссионерскими организациями.
Но у всего этого есть одна проблема: в результате трудов наших миссионеров и катехизаторов наш временный храм настолько забит людьми, что элементарно не хватает места. Наша главная забота сейчас – построить главный храм в честь пророка Даниила с большим миссионерским центром, в котором в будущем будет располагаться и миссионерский институт. Если Всемилостивый Господь поможет нам в этом деле, то думаю, что и другие миссионерские приходы наполнят Русскую землю.

 

PostHeaderIcon Программа Народная Катехизация

Программа Народная Катехизация

Священник Даниил Сысоев



-gol1Постановка проблемы
В результате гонений XX  века сложилась такая ситуация, что христиане Русской Православной Церкви, принадлежащие Ей по Крещению, оказались в большинстве своем совершенно невежественными в вопросах веры. По данным опросов за 2008 год крещено в России около 80% населения, а верят в личного Бога – 51%. Еще хуже обстоит дело со знанием самых основ Православия.

Миссионерами Русской Православной Церкви в 1990-2000 годах была проведена большая работа среди «традиционно православных». Сотни тысяч их были крещены, но, к сожалению, далеко не все были просвещены. По данным МВД на Пасху 2009 года на богослужение в пасхальную ночь пришло в Москве 137000 человек, а по России порядка 2 млн. человек. (Для сравнения столько же человек пришло на пасхальное богослужение в Грузии). Надо понимать, что перед нами реальные, а может быть даже завышенные цифры воцерковленных христиан. Все остальные 110 млн. человек оказались за пределами евхаристических границ Церкви.

Причин данной трагедии, на наш взгляд, несколько. Во-первых это проблема крайней нехватки храмов в многих регионах РФ. На всю Россию приходиться чуть больше 12 000 православных приходов. На один приход приходится около 10 000 крещеных христиан. Причем хуже всего дела обстоят с обеспечением храмами мегаполисов, и районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Там есть даже города, в которых вовсе нет православных храмов. Еще хуже обстоят дела с труднодоступными поселениями Сибири, таежными поселками и становищами палеоазиатских народов тундры. Миссионерские поездки приезжают туда раз в несколько лет, а в остальное время христиане оказываются не только без пастырского окормления, но и вообще без всякой богослужебной церковной жизни. В результате христианская жизнь в этих местах едва теплится, и это создает плодородную почву для распространения самых диких суеверий, роста сектантства и даже отпадения в язычество или ислам.

Второй проблемой является кадровый голод, наблюдаемый во многих епархиях. В ряде епархий священник должен опекать несколько приходов сразу, причем в том случае, если он не может приехать в храм, то там вовсе не совершается богослужение, и такая ситуация может продолжаться неделями, и даже месяцами. Причем с сожалением надо констатировать, что в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться. В большинстве провинциальных семинарий почти нет конкурса при поступлении, нет возможности выбрать достойнейших кандидатов в священство, и поэтому образовательный и нравственный уровень священства часто падает. Более того, кризис призвания приводит к тому, что блокируются возможности развития церковной миссии. Как можно открыть еще 100 000 храмов (а именно столько необходимо для нормального окормления всех крещеных христиан в нашей Церкви), если для существующих уже приходов не хватает клириков?

Третьей проблемой уже воцерковленных христиан является отсутствие систематических знаний о православной вере, и разрыв с библейской основой Православия. Священное Писание и Священное Предание вытеснено из поля сознания многих даже активных христиан, а взамен они опираются на «предание старцев», зачастую грубо противоречащие учению Господа Иисуса Христа. Именно здесь корень и диомидовщины, и «оккультизма в Православии». Церковь воспринимается многими прихожанами не как место спасения от греха, не как учительница благочестия, не как единственный путь к Богу, а как некий институт раздачи духовных услуг, или, в лучшем случае, как источник моральных ценностей. Поэтому авторитет Ее падает, и вместо ориентации на церковную иерархию, прихожане часто предпочитают искать неких сомнительных харизматических лидеров.

Все эти три проблемы взаимосвязаны. Если нет знания о Христе и о Его учении, то и значение Церкви будет ничтожным. А если так, то мало кто захочет в Ней служить Богу. Поэтому возник и кадровый голод. Я не верю, что из 150 000 000 потенциальных прихожан РПЦ нельзя будет найти еще 100 000 кандидатов в священство. Тут проблема в поиске новых людей, готовых беззаветно служить Богу в Его Церкви.

Если храм воспринимается как некий «комбинат духовных услуг», тогда нормальным будет зайти в него, свечки поставить, и дальше жить своей жизнью. Поэтому и роль Церкви в жизни общества ограничена некой нишей, дальше которой Ее не пускает именно эта мифологема. А возникла она потому, что приходы очень редко дают прихожанам (а тем более захожанам) знания о Христе. Если в прошлые века образовательные функции несло богослужение, то сейчас, из-за языкового барьера, для захожан (и большинства прихожан) оно  потеряло эту способность. Если раньше богослужение объясняло тайну веры, то сейчас оно само нуждается в объяснении, причем не только в обрядовой своей стороне, но и в содержании самих богослужебных текстов.

Проповедь остается почти единственным средством образования христиан. Но она также крайне редко раскрывает суть православного учения, часто ограничиваясь или нравственными проблемами, или пересказом жития святого.

Воскресная школа может отчасти решить эту проблему, но тут возникает вопрос и грамотных преподавателей, и, главное, восприятия слушателей. Лекционная система преподавания работает или в том случае, если преподаватель обладает риторскими способностями, или если речь идет о получении некоего значимого для слушателя диплома. Оптимальным является система вовлечения человека в образовательный процесс, но эта система мало внедряется в наших воскресных школах.

Еще одной проблемой системы воскресных школ является их замкнутый циклический характер. Человек отучился год или два, а затем он или должен идти в высшее учебное заведение, или просто ограничиваться посещением богослужения. Большинство наших прихожан работают на светских работах и поэтому не могут продолжать систематическое обучение, связанное с отрывом от работы и семьи.

Предлагаемая программа предлагает новое решение всех вышеуказанных проблем. При ее разработке был учтен опыт и дореволюционной Русской Православной Церкви, и других Поместных Церквей, а также Римо-католической Церкви и протестантских общин.

Цели программы.

1. Сообщение систематических знаний основ православного вероучения и священного Писания максимально широкому слою паствы Русской Православной Церкви. В результате Церковь должна восприниматься народом как источник точного знания о Боге и Его слове, а не просто система требоисполнения.
2. Организация нормальной христианской жизни в тех местах, где пока отсутствует приходская система, с целью создания православных общин, которые затем превратятся в приходы.
3. Оживление тех приходов, которые не имеют регулярного пастырского окормления.
4. Создание общин при уже существующих приходах, основанных на верности слову Божию.
5. Выявление новых лидеров, заинтересованных в изучении слова Божия, которые могут стать новым кадровым резервом для пополнения клира и миссионерской деятельности.
6. Воцерковление молодежи на основании разума, что должно привести в Церковь больше мужчин.

Состав программы.

Программа народная катехизация имеет несколько уровней:
1. Базовая программа, предназначенная для использования в тех общинах, где нет священника и постоянно действующего храма.
2. Программа при действующих приходах и в городах, где количество населения превышает возможности существующих храмов.
3. Система евангельских кружков, продолжающее воцерковление тех, кто прошел базовую систему.

Базовая программа.

Цель программы заключается в создании общин по изучению православной веры и общей молитвы. Она может быть внедрена и на миссионерских территориях, и в тех храмах, где отсутствует регулярная литургическая жизнь.

Программа предполагает одновременное использование трех компонентов:
1. Воскресные всенощная, часы и обедница мирянским чином. Таким образом, богослужения в новых общинах должны происходить дважды в неделю – в субботу вечером, и в воскресенье утром.  Использование именно общецерковных богослужебных тестов поможет членам общины вжиться в реальную церковную жизнь.
2. Изучение учебного Катехизиса за 50 уроков, которое можно проводить в воскресенье утром, после обедницы. Наличие проверочных вопросов позволяет производить самопроверку, а в случае возникновения недоумений катехизатор должен рассмотреть данные вопросы с миссионером или священником. Предполагается возможность создания единой интернет-системы получения ответов на интересующие прихожан вопросы.
3. Изучение священной истории за 50 уроков. Таким образом за год группа сможет узнать основы православного христианства.

Внедрение программы происходит следующим образом. Приехавшая миссионерская группа не только обучает жителей основам веры, проводит предкрещальную катехизацию, и совершает Таинства Крещения, Миропомазания и Евхаристии, но и создает общину из новообращенных. Руководитель миссионерской группы назначает из числа новообращенных катехизатора и его помощника, которым поручается в дальнейшем руководить новой общиной. Миссионеры проводят вместе с катехизаторами первое занятие по катехизису, обучают, как пользоваться богослужебными книгами и налаживают постоянный контакт с руководством общины (при помощи мобильной связи, писем и т.д.). Каждая сформированная община должна быть на контроле у правящего архиерея и закреплена за тем или иным священником.

Важно, чтобы катехизатор не пытался подменить собой священство. Об этом новообращенных должны быть предупреждены сразу, и приезжающий священник должен также следить за этим.

Катехизатор, кроме того, что должен возглавлять мирянские богослужения и организовывать изучение веры, имеет право в случае, если священник не доступен, совершать Крещение, и по мирянскому чину отпевать умерших. Но он должен стараться обеспечить приезд священника в общину при любой удобной возможности.

Богослужение может быть совершаемо как в специально освященных местах (храмах, часовнях, у поклонных крестов, воздвигнутых миссионерами), так и на дому у членов общины. При богослужении допустимо, по благословению священника, катехизатору облачаться в стихарь, а также, в согласии с догматом 7 Вселенского Собора, ручной кадильницей совершать каждение. При совершении богослужения обязательно должен поминаться Патриарх Московский и правящий архиерей. Утреннее богослужение завершается вкушением святой воды и просфоры (если они есть).

Для богослужения необходимо иметь службы на каждый глас Октоиха (включающие в себя все необходимые песнопения), Свящ. Писание и богослужебный календарь, по которому будут читаться надлежащие священные тексты.

После окончания богослужение катехизатор начинает вместе с членами общины изучать православное учение. После молитвы он открывает Катехизис и сначала задает вопрос из текста. Все слушатели предлагают свои варианты ответа, они обсуждаются, а затем катехизатор называет правильный ответ. В конце занятия катехизатор вновь проверяет, насколько был усвоен материал при помощи проверочных вопросов.

Уроки по священной истории проходят по похожей схеме. Единственно, что катехизатор должен давать домашнее задание – прочитать тот отрывок из Библии, который будет изучаться в следующий раз.

Каждая такая беседа должна сопровождаться чаем или чем-то подобным, но только без алкогольных напитков. В том случае, если в общину приедет с визитом священник или миссионер, то он не должен сразу заменять собой катехизатора, а должен посмотреть на то, кто в общине активно изучает веру, и таких можно выдвигать на должность катехизатора и в дальнейшей в состав клира.

Крайне важным является сохранение общиной миссионерского, открытого характера. Совершенно недопустимо, чтобы община вырождалась в маленькую замкнутую на себе группу избранных. Курирующий общину миссионер или священник должны интересоваться у катехизатора тем, скольких еще людей он позвал на богослужение, насколько увеличилось количество прихожан.   И у катехизатора, и у курирующего его миссионера должен быть список членов общины с контактными данными, и если человек долго не ходит на собрание (более двух недель), то необходимо катехизатору связаться с ним и узнать, в чем у них проблема.

Для лучшей связи членной общины между собой миссионер или священник должны сорганизовать среди них систему взаимопомощи. После окончания годичного курса обучения необходимо устроить самопроверку (лучше взаимную), и после этого уже открывать евангельский кружок, где будет изучаться и священное Писание, и святоотеческое предание. Но богослужебная жизнь должна продолжаться в общине постоянно.

В перспективе любая такая община должна перерасти в полноценный приход, причем при возможности будущим пастырем в этом приходе может стать катехизатор или его помощник, а храмом может стать любое удобное для этой цели помещение.

Эта базовая программа может быть использована не только на миссионерских территориях и в храмах без священников, но и в летних дачных поселках, где зачастую нет возможности добраться до храма.

Что требуется для базовой программы.

1. Издание воскресного богослужения на 8 гласов по образцу книг 1 седмицы Великого Поста (все печатается наряду). Для облегчения понимания богослужения кроме основного церковно-славянского текста, параллельно меньшим кеглем печатается перевод богослужения на русский язык.
2. Учебный Катехизис. В основу его положен канонический текст свят. Филарета митр. Московского, но в нем переведены на русский язык все библейские цитаты (по Синодальному переводу), выправлены некоторые устаревшие слова, и меньшим кеглем добавлены цитаты из святых отцов, помогающие глубже понять учение Церкви.
3. Священная история Ветхого и Нового Завета. Текст взят из готовящегося к изданию «Закона Божия для взрослых» священника Даниила Сысоева.
4. Библия (полное издание)
5. Официальный календарь Московской Патриархии.

Программа катехизации для больших городов.

Как уже писалось выше, мегаполисы оказались самыми плохо обеспеченными храмами территориями. Так максимальная вместимость московских храмов – это 250 000 человек на более чем 12 миллионный город. В результате в Москве прихожанином является каждый 73. Одним решения данного вопроса является создание системы мирянских общин. Инициатором создания этих общин могут выступать миссионерский отдел епархии, активные клирики и миряне по благословению архиерея.

В отличие от миссионерских территорий такая община не должна сначала создавать богослужение (кроме каких-то кратких молитв или чтения акафиста), а должна ориентироваться на организацию кружка самообразования и системы взаимовыручки. Во всем остальном принцип ее существования должен быть тот же, что и у общин, созданных по базовой программе. Годичное изучение Катехизиса, священной истории, с тем, чтобы после этого приступить к систематическому изучению Свящ. Писания и Предания Церкви на евангельских кружках. Оптимальная численность данной общины должна для начала составлять 10-20 человек, с тем, чтобы на начальном этапе не возникал вопрос с местом встреч. Но так как эта община должна иметь миссионерский характер, то в дальнейшем должно позаботиться о временном помещении.

Все члены общины должны регулярно участвовать в святых Таинствах и посещать богослужения. В том случае, если временное помещение может быть переоборудовано под храм, члены общины могут ходатайствовать об открытии домового храма.

Курировать данные общины должен миссионерский отдел епархии и те священники, которым это поручено.  Принцип кураторства тот же, что и в общинах, созданных по базовой программе. Из членов этих общин также можно набирать кандидатов для миссионерской работы и для вступления в клир.

В перспективе каждая такая община должна перерасти в полноценный миссионерски ориентированный приход. Храмовые помещения для такого прихода должны или строится по быстровозводимой системе, или освящаться в переоборудованных для этой цели помещениях.

Евангельские кружки

Как уже говорилось выше, проблема многих образовательных заведений в том, что они имеют ограниченное время обучения. Человек изучил Катехизис и все. А между тем священное Писание говорит, что праведник о Законе Господнем размышляет день и ночь (Пс.1,2). Именно в постоянном погружении ума в слово Божие корень успеха духовной жизни христианина, источник преображения всех и внутренней и внешней его жизни.

К сожалению, в наше время в Русской Православной Церкви систематическому изучению Священного Писания уделяет незаслуженно мало места.  Чтобы преодолеть эту проблему необходимо и развивать сеть библейских православных школ (по моим сведениям в Москве их только четыре), и вводить систему евангельского самообразования.

Принцип формирования евангельского кружка может быть следующий. Подготовленный мирянин собирает группу заинтересованных людей (10-30 человек). Опыт показывает, что оптимальным будет обращение сразу к двум аудиториям. – К молодежи и к пожилым людям. Можно разделить их на отдельные группы, чтобы избежать культурного шока среди как тех, так и других.

Согласно древней Церковной традиции, до изучения Писания допускаются только те, кто наставлен основам веры. И это вполне справедливо, иначе человек лишенный правила веры не будет способен понять тайну Писания.

Исходя из этого, предлагается следующая схема изучения свящ. Писания:

1.  Вводная программа – основы Православного христианства по Библии (учебный Катехизис). Эта программа является базовой, и без нее сложно объяснить человеку что-то. При изучении догматов Церкви важно показать их библейский характер и показать, что Православная Церковь является единственной законной наследницей Писания, а все наша вера полностью библейская.
2. Священная История (в сокращении). Эта та же программа, что и в базовом курсе, но только короче (можно уложиться в 20 занятий), и вместо текстов из «Закона Божия для взрослых» слушатели читают уже само священное Писание.
3. Последовательное изучение Писания. – Это та часть программы, которая длиться постоянно.
4. Систематическая аскетика по Писанию и Отцам Церкви. За основу тут можно взять труды преп. Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, преп. Никодима Святогорца, Феофана Затворника и Игнатия Кавказского.
Занятия кружка должны проходить  следующим образом. После молитвы «Царя небесный» и «Воссияй Владыко» (после 11 кафизмы) кратко повторяется содержание прошлого урока, причем повторяет это не руководитель, а один из членов кружка или все присутствующие. Обязательно отмечаются все, кто пришел на занятия, и те, кто имена тех, кто был, поминаются на ближайшей Литургии. После занятий руководитель или другие члены кружка отзваниваются отсутствующим, чтобы узнать, что с ними.

После повторения прошлого занятия ведущий, поцеловав Библию, объявляет тот отрывок, который будут изучать в этот раз. Читает отрывок или сам ведущий, или тот, кому он поручит. После того, как отрывок будет прочитан катехизатор спрашивает собравшихся, как они понимают эти слова священного Писания. Такой порядок оправдан тем, что современный человек не понимает даже синодальный перевод священного Писания, и важно, чтобы каждый попробовал сам  передать смысл священного текста. Ответить должны все, чтобы не было такого, что кто-то не понял буквального смысла слова Божия. Причем в случае ошибочного понимания Библии, ведущий должен тотчас поправить ответившего. Важно при этом не допускать кощунства над словами Писания, и поддерживать благоговейное отношение к слову Божию.

После того, как все высказали свое понимание слова Божия, ведущий говорит: «а теперь давайте посмотрим, что на самом деле означает этот отрывок». И затем катехизатор зачитывает святоотеческое толковние на это место. Тут крайне важно предотвратить сползание евангельских кружков в протестантизм с его «правом» на свободное понимание Писания. В согласии с 19 правилом Трулльского Собора мы не имеем права толковать священное Писание иначе, чем толковали святые. Главная задача ведущего подготовить и донести до слушателей здравое учение выраженное святыми.

Святоотеческое толкование на Писание можно взять в электронной библиотеке Юрия Максимова.

После того, как ясное понимание священного Писания донесено до собравшихся, ведущий спрашивает их, как можно применить эти слова Библии к нашей жизни. И все присутствующие также предлагают свое решение этого вопроса, а ведущий помогает оценить эти высказывания. Тут можно собрать нерешенные вопросы и отравить их по Интернету в миссионерский центр, чтобы на следующем занятии получить надлежащие ответы.
В это же время обсуждаются библейские и духовные вопросы, накопившиеся с прошлого занятия.

После этого ведущий задает задание на следующее занятие.- Прочитать какой-то отрывок из священного Писания и выучить какой-то из текстов наизусть. После того, как задание дано, все присутствующие друг у друга проверяют знание отрывков Писания. Их можно записывать на листочке и передавать друг другу в произвольном порядке.

После же этого, поблагодарив Бога, все изучающие Писание идут пить чай. Важно, чтобы этот опыт не оставался только в рамках одной группы. С одной стороны необходимо, чтобы все эти евангельские кружки дружили один с другим. Так, например, можно провести совместную библейскую встречу нескольких кружков, можно пригласить на занятие каких-то ярких выступающих из другого кружка, можно вместе решать сложные вопросы. Но, главное, чтобы знания, полученные на занятиях, проводились в жизнь. Это должна быть и система взаимопомощи, и миссионерство, и поддержка старых и больных. Евангельские кружки должны дать православное образование  и пожилым, и больным людям, которых сейчас только свидетели Иеговы обучают своему лжеучению. И, конечно, евангельские кружки должны призывать народ Божий к святости и к служению Богу и Его Церкви. Так что евангельские кружки должны стать «кузнецей кадров» для нашей Церкви.

 

PostHeaderIcon Устав православного миссионерского движения св. пророка Даниила

Во славу Святой Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы.

1. Православное миссионерское движение св. пророка Даниила объединяет клириков и мирян канонических Православных Церквей, стремящихся к исполнению заповеди Спасителя: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).

2. Задача движения – в создании в течение ближайших десятилетий приходов и содействие созданию епархий канонических Церквей во всех странах мира и достижение через это святости всех участников движения. Как и сказал Господь: «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24,14). Движение служит к усилению существующих епархий и приходов силой Христова благовестия, укоренению христиан в неповрежденной апостольской вере и Откровении Божием.

3. Все участники движения обязуются хранить и распространять святую Православную веру неповрежденной, чистой, в том виде, как она содержится в Священном Писании, и в Священном Предании, выраженном в учении Семи Вселенских Соборов и согласии святых Отцов. За чистотой учения следит Совет Движения вместе со всеми миссионерами под каноническим руководством епископата.

4. Движение является строго церковным и потому принципиально отказывается от участия в политической борьбе, отвергает все формы национализма и расизма. Все члены Движения должны быть гражданами небесного Иерусалима, помнящими, что мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13,14). Каждый христианин, входящий в Движение должен быть патриотом Небесного Отечества.

5. В Движении могут участвовать как отдельные христиане, так и приходы и епархии. Причем каноническое подчинение христианина правящему епископу должно исполняться неукоснительно.

6. Клирики, входящие в Движение, обязуются по благословению епископа создавать миссионерские приходы и общины (миссионерские станы) в зоне своей ответственности. Они также обязаны оказывать все возможное содействие членам Движения, обращающимся к ним за помощью.

7. Движение предполагает три формы сотрудничества с ним православных христиан: миссионеры, попечители и помощники.

8. Миссионеры несут слово Господне на том месте, где Бог поставил их. Они создают новые миссионерские приходы, миссионерские станы, учебные заведения, библейские школы, кружки по изучению Православия и т.п. Миссионерами могут быть как мужчины, так и женщины, как состоящие в браке, так и безбрачные (как монахи, так и не давшие обетов). Миссионеры обладают правом решающего голоса на собраниях Движения.

9. Во исполнение слов Спасителя «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5) миссионеры добровольно берут на себя особый молитвенный подвиг. По примеру покровителя Движения св. пророка Даниила (Дан.6,10) каждый миссионер кроме утренних и вечерних молитв прилагает старание, чтобы трижды в день возносит молитвы Богу в 9, 12 и 15 часов. По возможности миссионер еженедельно прибегает ко святому Причастию, помня слова Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6,56). Также миссионер должен прилагать все старания, чтобы ежегодно прочитывать Священное Писание.

10. Попечители помогают движению, служа Господу имением своим (Лк.8,3). Они обладают правом совещательного голоса на собраниях Движения.

11. Помощники помогают движению и молитвами, и иными способами.

12. Движение имеет отделения в тех или иных местах. В том случае, если отделение образуется при приходе или епархии, то оно действует во взаимодействии с приходским священником или правящим епископом.

13. В каждое отделение Движения входят миссионеры, попечители и помощники. Возглавляет каждое отделение председатель, который выбирается голосованием большинства миссионеров данного отделения или назначается миссионером – основателем общины.

14. Председатель может быть как клириком, так и мирянином. В случае отсутствия в общине священника (на миссионерских территориях) он организует богослужебную жизнь общины. Председатель обеспечивает контакт отделения со всеми остальными отделениями Движения и обеспечивает вступление общины в каноническую структуру Церкви.

15. При председателе должен быть казначей, отвечающий за финансовую деятельность отделения.

16. Каждое отделение финансово независимо и само отвечает перед государством по своим счетам.

17. Участники движения по заповеди Господней (Лев.27,30-32; Втор.12,17; Мал.3,8-10; Мф.23,23; Лк.11,42) вносят на дело Божие десятину или иную часть своих доходов. Эта жертва Господу приносится по заповеди апостола Павла каждый воскресный день (1 Кор.16,1-2). Также принимаются иные формы жертвы Господу, но все они должны приносится от чистого сердца и свободно, ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор.9,7).

18. Десятины должны тратиться только на дело Божие: распространение святого Евангелия, благотворительность, содержание проповедников, издание православной литературы, миссионерские поездки.

19. Возглавляет Движение Совет, включающий председателя Движения, и всех председателей региональных отделений. Председатель Движения выбирается общим голосованием председателей отделений.

20. Совет обеспечивает все региональные отделения миссионерской информацией, организует совместные миссионерские проекты, распределяет сферу ответственности между различными отделениями, обеспечивает проведение съездов Движения и разрешает споры внутри Движения.

21. В случае необходимости проведения совместной деятельности нескольких отделений, их председатели обращаются в Совет, и тот объявляет сбор необходимых пожертвований для данного дела или ищет необходимых для этого дела людей.

22. При Совете действуют информационно-аналитический, научно-методический и издательский центры.

23. Работа Движения предполагает три ступени воцерковления человека: миссионерство, катехизация, введение в церковную жизнь.

24. Миссионерство обращено к тем, кто находится вне Православной Церкви. Целью его является введение человека в Тело Христово. Движение признает недопустимым миссию при помощи подкупа или насилия. Всякий обман при проповеди Православия также является недопустимым.

25. Миссия должна приводить новообращенного к оглашению. Катехизация в нормальном виде должна длиться сорок дней (Постановление Синода от 20.02.1840) и завершаться присоединением к Церкви. Обращенный должен знать учение Церкви, понимать Символ веры и изъявить готовность жить по заповедям. Перед Таинством Крещения (или перед Чином Присоединения) должно в обязательном порядке исповедать новообращенного.

26. Введение в церковную жизнь включает как объяснение Таинства Божественной Литургии после Крещения, так и постоянное обучение слову Божию и святоотеческой мудрости. Во всех общинах Движения должны действовать постоянные библейские школы, кружки по изучению священных догматов и духовной жизни Православия.

27. Монастыри, участвующие в Движении, должны обеспечивать всем желающим обучение православной аскетической практике.

28. Каждому участнику Движение обязуется предоставить возможность получения богословского образования, а также возможность духовного окормления у священников Движения.

29. Все участники Движения приезжая в другой город должны иметь при себе рекомендательные письма от председателя их отделения. При этом условии местное отделение Движения должно предоставить им всю возможную поддержку.

30. Сами участники Движения также имеют обязанность перед Богом помогать своим собратьям.

31. Движение имеет два праздника, в которые проводятся общие собрания. Это день памяти покровителя Движения св. пророка Даниила (30 декабря н.с.) и день миссионера – день Святого Духа.

32. В рамках праздников происходит переаттестация миссионеров. Переаттестация включает в себя как проверку знания вероучения, так и эффективность деятельности миссионера. При этом переаттестация сопровождается анализом проделанной работе (как теоретической, и практической ее части).

 
<< Первая < Предыдущая 51 52 53 54 55 56 57 Следующая > Последняя >>
Страница 57 из 57

 

03
Архив наших новинок
Авторизация



Гонения христиан на Украине

Гонения христиан на Украине

Подробнее...

Подписка на новости: