Печать PDF
Симео́н Сто́лпник (греч. Συμεών τοῦ Στυλίτου; около 390 — 2 сентября 459) — христианский святой, сирийский основоположник новой формы аскезы — столпничества. Знаменит тем что провел на столпе 37 лет в посте и молитве а также другими беспримерными аскетическими подвигами. Был проповедником, согласно житию, получил от Бога дар исцелять душевные и телесные болезни, предвидеть будущее. Почитается в лике преподобных в Православной (память 1 сентября по юлианскому календарю) и Католической (память 5 января) церквях.

Жизнеописание
Родился в селении Сисан на границе Кирестики и Киликии в христианской семье и в детстве принял крещение. Услышав в храме чтение евангельских блаженств Симеон попросил стоявшего рядом старца разъяснить их смысл и после его проповеди ушёл в пустынное место и начал свои аскетические подвиги. Житие сообщает, что, молясь Богу с просьбой указать ему путь ко спасению, Симеон получил видение, что он роет некий ров для здания, а голос призывает его копать всё глубже и глубже. После троекратного призыва копать голос сказал ему — «если хочешь строить здание, созидай, но трудись усердно, ибо без труда ни в чем не успеешь». После этого Симеон пришёл в один из монастырей где семь дней лежал перед воротами и на восьмой был принят игуменом в число братии и в 18 лет принял монашеский постриг. В монастыре Симеон начал изнурять своё тело, что вызвало недоумение братии. Игумен расспросил Симеона и узнал, что тот носит власяницу и сказал, что ему не следует в столь молодом возрасте так изнурять себя. С Симеона сняли власяницу и его раны постепенно зажили, но братия продолжала замечать что молодой монах изнуряет своё тело и игумен велел Симеону уйти из монастыря. Некоторое время он провел в полном одиночестве, поселившись в безводном колодце.
Однажды игумен увидел сон, что множество народа окружило его монастырь и стали требовать привести им Симеона, угрожая сжечь обитель. После этого он направил монахов на поиски Симеона, которые извлекли его из колодца и привели в монастырь. Однако вскоре он вновь покинул монастырь и поселился близ селения Таланиссы. Там он решил испытать себя сорокадневным постом, что сделал во время посещения селения епископом Вассом. В 423 году избирает прославившую его форму подвижничества — уединяется на небольшой каменной площадке на вершине столба (башни) и проводит все свои дни в молитве и проповедях, которые произносит для многочисленных паломников. Житие приписывает преподобному Симеону многочисленные чудотворения и предсказания будущего (например, предсказание Феодосию, основателю палестинского общежительного монашества, пастырского служения). Во время стояния на столпе, по словам жития, Симеон был искушаем дьяволом, который явился ему в образе ангела на огненной колеснице и сказал, что за свои подвиги Симеон подобно пророку Илии будет живым вознесён на небо. Симеон одной ногой уже собирался встать на колесницу, но осенил себя крестным знамением и видение исчезло. Раскаявшись, Симеон год простоял на той ноге которой хотел встать на колесницу.
Житие сообщает, что дьявол поразил ту ногу язвой и «загнило на ноге тело, появилось множество червей, и по столпу на землю сочился из раны гной с червями. Один юноша по имени Антоний, собирал червей, падающих на землю, и, по повелению святого страдальца, опять носил их к нему на столп. Святой же, перенося болезнь с великим терпением, как второй Иов, прикладывал червей к ране, говоря: „ешьте, что вам Бог послал“». Император Феодосий II Младший (408—450 гг.) очень уважал преподобного Симеона и часто следовал его советам. Когда император скончался, его вдова царица Евдокия была совращена в монофизитскую ересь. Монофизиты не признавали во Христе две природы — Божескую и человеческую, а лишь одну Божескую. Преподобный Симеон направил Евдокию к проживавшему в Палестинской пустыне Евфимию Великому, известному подвижнику своего времени. Он «утешил Евдокию, убедил её в её заблуждениях и возвратил к православию». Новый император Маркиан (450—457 гг.) в одежде простолюдина тайно посещал преподобного и советовался с ним. По совету преподобного Симеона Маркиан созвал в Халкидоне IV Вселенский собор в 451 году, который осудил монофизитское учение. Первое житие Симеона Столпника составлено его учеником Антонием.

Источник: Энциклопедия Википедия