Учение Адвентистов седьмого дня о субботе
- Главная
- Нетрадиционные религии
- Адвентисты седьмого дня
- Учение Адвентистов седьмого дня о субботе
(краткое учебно-полемическое пособие по данному вопросу для миссионерской школы храма ап.Фомы на Кантимировской). Подготовил преподаватель А.И. Солодков.
(краткое учебно-полемическое пособие по данному вопросу для миссионерской школы храма ап.Фомы на Кантимировской).
Подготовил преподаватель А.И. Солодков.
Содержание
Введение
1. История возникновения адвентизма
2. Вероучение христиан – Адвентистов седьмого дня
3. Суббота в библейском понимании
4. Воскресение в библейском понимании
5. Православное понимание субботы
6. Полемика с АСД к оправданию празднования воскресного дня
Заключение
Список использованной литературы.
«Секта» — слово латинское, в переводе на русский язык значит «правило» или «метод». Этим словом древнеримские писатели обозначали философскую школу или политическую партию, взгляды которой были отличны от господствовавших в то время взглядов. Несколько позже слово «секта» стали применять к религиозным обществам, учение которых отличалось от верований большинства и признавалось большинством верующих ложным или вредным.
Характерным для религиозных сект является:
— противопоставление себя другим, традиционным религиям,
— претензия на исключительность своей роли, идейных принципов и установок.
— настроение избранничества и тенденция к активному миссионерству,
— стремление к строгому соблюдению определенного нравственного кодекса и обрядовых предписаний.
— на первое место выдвигается равенство всех членов и добровольность их объединения, при этом акцент делается на возрождении (или обращении), которое предшествует членству.
— институт священства, как правило, отрицается; пастырство внутри общины считается харизматическим[1]. Делая ссылку на Священное Писание (Деян. 1: 26 и Откр. 1: 6; 5: 10), утверждается, что избранный лидер получил, как милость Божию, особую способность и мудрость к руководству общиной.
С распространением сектантства слово «секта» стало применяться к тем христианским общинам, которые хотели жить сами по себе, отделившись от единой Церкви Христовой, обособляясь от нее в учении или порядке управления и дисциплине. Уже в Новом Завете есть упоминания об имевших место тогда и будущих отступлениях от истины. В книге «Откровения» апостол Иоанн Богослов упоминает николаитов, сторонников Иезавели. В (1 Кор. 1: 11-12) апостол Павел убеждает верующих отступиться от разделения и не говорить: «я Павлов», и «я Кифин…».
В настоящее время под сектой разумеется такое отделившееся от единства Православной Церкви религиозное общество, которое имеет особое, отличное от нее учение, богослужение, устройство и живет отдельной самостоятельной жизнью, стремясь осуществить в своей замкнутой среде религиозные идеалы.
В наше время расцвели различные секты и ложные религии. Одной из таких сект являются Адвентисты Седьмого дня. В нашей работе мы рассмотрим учение АСД о почитании субботы.
1. История возникновения адвентизма
Адвентизм появился в США в начале XIX века. Основателем адвентизма считается баптистский проповедник Уильям Миллер (1772-1849), принадлежавший к баптистской общине в Нью-Йорке. Он был американцем из бедной семьи, человеком малообразованным, но очень любил читать и самоучкой многого достиг. До 35 лет Миллер был скептиком-агностиком, а потом обратился, начал активно изучать Писание и стал баптистским проповедником. Системы у него не было, он увлекся книгой пророка Даниила, стал плодить доморощенные теории.
Тщательное изучение Библии и математические выкладки по пророчествам книги Даниила привели его в 1818 году к убеждению в близости кончины мира, второго Пришествия Иисуса Христа и тысячелетнего Его Царства. Наступление Страшного суда было точно вычислено — 1843 год. Когда Миллеру напоминали слова Спасителя о том, что никто не может знать ни дня, ни часа Его Второго пришествия, Миллер отвечал, что предсказывает не день и не час, а год[2].
Миллер начал проповедовать, издал брошюру о втором Пришествии, где развил свои эсхатологические взгляды. У Миллера появлялось все больше сторонников. Приверженцы его учения получили название «адвентистов».
И вот пришел 1843 год, народ в истерике ждал Второго пришествия, но ничего не случилось. Миллер стал снова считать в надежде найти ошибку, и отложил дату Второго пришествия до 21 марта 1844 года. Но и тогда ничего не случилось — Миллер впал в депрессию. Тогда Чарльз Сноу — последователь Миллера — вычислил и указал более точное время Пришествия Иисуса Христа — 21 октября 1844 года. (он приплюсовал притчу о десяти девах, где Жених запоздал до полуночи (Мф. 25: 6), а, следовательно, целую половину дня, т.е. полгода, заставил Себя ждать.). Миллер поверил, что именно эта дата уже точно безошибочна. Его уверенность передалась людям, все перестали сеять и пахать и собрались в белых одеждах у горы в штате Нью-Йорк в ожидании восхищения на небо. Но назначенный день прошел, и опять ничего не случилось. «Этот день стал днем Великого разочарования (официальный термин, который используется в религиоведческих учебниках)»[3].
Надежды опять были обмануты. После этого многие оставили адвентизм. Оставшиеся стали именовать себя «Церковь верного остатка» и лихорадочно пытались найти причину, доказывающую, что все на самом деле было правильно (трудно отказаться от того, во что так много вложено: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21)). Верный последователь Миллера, Хайрам Эдсон, гуляя на следующий день после Великого разочарования по пшеничному полю, получил «откровение от Бога»: пришествие Господне произошло, но это было небесное пришествие — Христос вошел в Святая Святых Небесного храма, куда ранее вход Ему был закрыт. Там он начал «суд исследования», то есть рассматривает жизнь каждого христианина и судит, кто достоин воскресения, а кто не достоин. Этот суд займет от 80 до 100 лет, а потом наступит Второе пришествие.
Только теперь адвентисты отказались от каких-либо «вычислений», по слову Господа: «Не ваше дело знать времена или сроки…» (Деян. 1: 7).
В 1844-1845гг. у адвентистов появилось учение, которое отрицало бессмертие души. Адвентисты утверждали, что мертвые до всеобщего воскресения находятся в бессознательном состоянии и вечные муки грешников могут состоять в лишении их бытия после Страшного Суда (т.е. они считают, что души грешников просто будут уничтожены).
В 1845-1846гг. часть адвентистов стала придерживаться учения о праздновании субботы вместо воскресения. Это положение стало одним из важнейших догматических положений.
Все движение адвентистов после 1846г. распалось на шесть основных ветвей[4]:
1. Евангельские адвентисты являются родоначальниками адвентизма, но придерживаются обще-христианских взглядов на вечные муки.
2. «Церковь адвентистских христиан» возникла в 1855 г. Учит, что душа по смерти находится в состоянии небытия. Спасение обретается по личной вере. Во время тысячелетнего Царства Христа на земле грешники и богоборцы будут воскрешены для свидетельства истины адвентизма, а потом будут истреблены Богом окончательно и безвозвратно.
3. «Общество жизни» отличается тем, что, по их мнению, умершие во зле и неправде даже не воскреснут, и умирают они с тем, чтобы никогда больше не проснуться из праха.
4. «Адвентистская Церковь Бога» ожидает век «исполнения пророчеств и восстановления всех вещей». На земле восстановится тысячелетнее Царство Христа, где святые будут управлять миром. Центром всемирного господства будет Иерусалим. Души по смерти тела нет, а поэтому свое новое бытие связывают только с Пришествием Христа.
5. «ЦерковьБожия» образовалась в 1864 г. Поводом к отделению послужил отказ признать Е. Уайт благословенной пророчицей, а также их выступления за отмену санитарной реформы и за употребление в пищу свинины, чая, кофе, рыбы без чешуи и т.д.
6. «Адвентисты седьмого дня» — так стали называться с 1860 года последователи учения о субботе. Эта ветвь адвентизма самая крупная, и в ней в 1858г. была введена обязательная десятина, позволившая поставить это религиозное движение на твердую материальную основу. Многие исследователи отмечают 1860 год – год создания единой организационной структуры АСД и считают, что сила адвентистов в превосходной организации и общинном устройстве.
На формирование самой крупной современной адвентистской секты — «Адвентистов седьмого дня» — решающее влияние оказала «пророчица» Элен (Елена) Уайт (1827-1915). Она была обычной девушкой, но когда ей было 15 лет, кто-то кинул ей в лицо громадный камень. Элен была изуродована и долго находилась между жизнью и смертью, но ее выходили, после чего у нее начались странные припадки, которые она называла «небесными откровениями». Эти откровения изданы, очень почитаются, а адвентисты считают их вероучительными источниками наряду с Библией. Правда, еще современники указывали на то, что многие из этих «откровений» были откровенным плагиатом, в том числе из опубликованных источников — как правило, популярных журналов о «здоровом образе жизни». Но адвентистов это не смущало. Большая часть иудаизирующих черт адвентизма седьмого дня (таких, как соблюдение субботы, диетарные правила и т. д.), а также их отказ от употребления спиртного восходят именно к наследию г-жи Уайт и ее «откровениям».
В настоящее время АСД обладают стройной организацией, их последователи рассеяны по всему земному шару. Вместе с Библией изучаются труды и Елены Уайт. Ее труды насчитывают несколько тысяч страниц.
АСД имеют печатные органы, богословские колледжи, разбросанные по всему миру миссионерские организации, занимающиеся благотворительностью. Особенное тяготение у АСД наблюдается к медицинским учреждениям, домам престарелых, хоспилсам, детским домам, где вместе с активной благотворительностью и уходом за людьми осуществляется параллельная миссионерская работа. Руководящим международным органом адвентистов является Генеральная Конференция адвентистов седьмого дня; это всемирное объединение находится в Бэйтль-Крике (США).
В Россию адвентистское учение было завезено немцами-колонистами. В ноябре 1883 года первый проповедник Иоганн Перн приехал в Россию, в Таврическую губернию. В 1886 году в этой губернии уже было 300 последователей этого учения. Местные власти называли адвентистские доктрины «ересью иудействующих», но в целом были к ним снисходительны. Проповедники же с Западной Европы не оставляли своим вниманием Россию: ввозилась соответствующая литература, много внимания уделялось устным проповедям и беседам с крестьянами и ремесленниками, а также и с баптистами в разных регионах империи. В 1901 году в России уже было 37 общин АСД.
В настоящее время в Генеральную Конференцию АСД входят все унионы (территориальное деление по географическому принципу), в том числе и СНГ. Генеральный съезд АСД собирается каждые четыре года, где его участники открывают новые унионы, принимая их в состав конфедерации, и назначают президента. Адвентисты также располагают печатными органами: издают газеты, журналы, а в Тульской области с 1989г. действует духовная семинария АСД, где будущие проповедники и пресвитеры получают целевое богословское образование.
2. Вероучение христиан – Адвентистов седьмого дня
Догматическое учение адвентистов во многом тождественно учению баптистов. Но отличие заключается в трех основных пунктах:
1. Учение о скором Пришествии Спасителя.
2. Учение о душе, которая умирает вместе с телом.
3. Обязательное празднование субботы, согласно 4-й заповеди Закона.
Богослужение адвентистов седьмого дня отличается простотой. Молитвенные собрания их состоят из чтения Священного Писания, проповедей, молитв и пения гимнов. Каких-либо обязательных молитв у них нет. Из внешних молитвенных действий допускается лишь коленопреклонение под звон колокольчика с кафедры. Сами себя они именуют «Церковь верного остатка».
Из богослужебных обрядов АСД совершается водное крещение в открытых водоемах через единое погружение крещаемого в воду с головой; хлебопреломление, состоящее из разламывания хлеба после торжественной благодарственной молитвы с вкушением его с виноградным соком (вина адвентисты не употребляют совсем), предшествует хлебопреломлению омовение ног. Праздников адвентисты не признают никаких, кроме субботы. Каждый член общины обязан отдавать с любых своих доходов десятину в общую кассу. Поэтому организация материально независима, приобретает частные жилые дома на средства общины для своих последователей и занимается другой благотворительной деятельностью.
Учение о праздновании субботы является одним из основных догматов в вероучении АСД.
АСД ревностно исполняют ветхозаветную заповедь о почитании седьмого дня недели, проводя это утверждение от Быт. 2: 3 до Ис. 66: 23. Празднование воскресения, в их представлении, — это человеческая фантазия, не основанная на библейском тексте; введена в 331г. императором Константином, чтобы поглотить, растворить языческий день солнца.
АСД променяли Господина Субботы на саму субботу. Почитание субботы в Ветхом Завете выражалось через обрядовые постановления. Эти ритуалы (“бремена неудобоносимые”) неразрывно связаны были с субботой и не имели под собой основания нравственных постановлений. Это отмечал и Сам Христос в чудесах, творимых в субботу (исцеление сухорукого, слепорожденного у Овечьей купели).
Адвентисты сводят вопрос о субботе к вопросу о Законе. На горе Синай были даны два закона: обрядовый и нравственный. Обрядовый закон был объявлен народу Моисеем (Лев. 1, 1; 7, 28, 38). Нравственный закон был объявлен Самим Богом (Втор. 4, 12, 13).
Закон регламентирует все без исключения стороны жизни как индивидума, так и всего еврейского общества. Помимо порядка молитвы, изучения Торы, соблюдения субботы и праздников, воспитания детей, имущественных и трудовых отношений, закон этот определяет образ поведения еврея в таких сферах, как питание, гигиена, одежда, супружеские отношения, отношения правовые и многое другое.
Галаха (от евр. Галахат — закон) свидетельствует об этом: «Соблюдение субботы — основа нашей религии. Суббота — знак союза, заключенного Всевышним с народом Израиля, напоминающий нам о том, что Всевышний сотворил мир за шесть дней и прекратил эту работу в день седьмой, навеки освятив его и сделав благословенным. Мудрецы утверждают (что делают и адвентисты), что соблюдение субботы приравнивается к исполнению всех заповедей Торы: тот, кто выполнил заповедь о субботе — словно исполнил всю Тору, но нарушивший субботу — словно отрекся от всей Торы.
И еще говорят мудрецы, что тому, кто соблюдет заповедь о субботе во всех деталях, Всевышний прощает все грехи»[5].
Для объяснения ревностного соблюдения четвертой ветхозаветной заповеди АСД умело компонуют нужные места Писания, создают иллюзию правильности толкования текста, выстраивают довольно стройную систему:
Иисус Спаситель говорит на основании чего Он примет людей в Свое Царство: “Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного…”, “…И тогда объявлю им: … отойдите от Меня, делающие беззаконие” (Мф. 7: 23). Апостол Павел спрашивает: “Итак, мы уничтожаем Закон верою? Никак, но Закон утверждаем” (Рим. 3: 31);
И если вера, говорят АСД, утверждает Закон, то она не может отменить или уничтожить его. Поэтому Иисус Христос сказал: “Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или черта не прейдет из закона” (Мф. 5: 18). “Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь… тогда из месяца в месяц и, из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь” (Ис. 66: 23). При этом следует ссылка на то, что, нарушая одну любую заповедь, мы становимся виновными перед всем Законом (Иак. 2, 10), поэтому, не храня субботы (т.е. 4-й заповеди), нет смысла исполнять остальные девять, ибо мы уже беззаконники.
3. Суббота в библейском понимании
«Еврейский глагол шават означает «прекращать какие-либо действия», «отдыхать от чего-либо», «соблюдать субботу»; существительное шаббат означает день отдыха или праздничный день, суббота. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, например на День очищения (Лев 16:31; 23:32). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной субботой.»[6]
Суббота как день отдыха в конце каждой семидневной недели первоначально была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны (Исх 16:5,22-30), впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе (Исх 20:8-11; 31:12-17).
Но основополагающий смысл субботы заключался в том, что это был день отрады (Ис 58:13), в который израильтяне собирались вместе (Лев 23:3; Цар 4:23) для вознесения хвалы Господу и богослужения (Пс 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис 28:9,10), а в святилище возлагали новые хлебы предложения (Лев 24:8).
Субботний отдых означал для израильтян причастность к Божьему покою. Поскольку на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал от дел, Он освятил и благословил каждый седьмой день (Быт 2:2) и заповедал Израилю соблюдать его святость (Исх 20:11; 31:17), то есть выделять его в череде прочих дней как особый день, посвященный Господу. Для израильтян, которых Бог избавил от беспрерывной подневольной работы (Исх 5:4-9) в египетском рабстве (Втор 3:20; Нав 1:13-15), суббота стала знамением того, что Господь освятил их (Исх 31:13; Иез 20:12), выделив среди других народов, и что народ завета Божьего жив только благословением Господа. Это становится особенно ясно из того, что субботняя заповедь (Исх 23:10-13) была распространена на субботний год (год отпущения). Соблюдение или нарушение субботы приравнивается к соблюдению или нарушению завета с Богом (Ис 56:2-7).
У Иисуса было собственное понимание субботы, отличное от раввинского, и это не могло не вызывать конфликтов (Мф 12:1-14; Мк 2:23 — 3:6; Лк 13:10-17; Ин 5:1-18).
Вся жизнь Иисуса была исполнением Божьей воли (Ин. 4:34) и Он был «больше храма» (Мф. 12:6), а вместе с тем и «господином субботы» (Мк. 2:28). Он знал, что суббота была создана для человека, поэтому и в субботу творил добро (Мф 12:12; Мк 3:4) и действовал так же, как Его Отец (Ин. 5:17), освобождая людей от порабощения сатаной (Лк 13:16) и исцеляя их (Ин. 7:23; 9:14). Тем самым Иисус показал, что Он есть Тот, Кто приносит людям истинный покой Божий (Мф. 11:29).
Христиане в НЗ, подобно своему Господу, сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей субботы, поскольку подчиняли исполнению Божьей воли не только один день в неделю, но и всю свою жизнь. Это позволяло одним верующим придавать особое значение определенным дням, а другим считать все дни равноценными (Рим 14:5-9). Однако ап. Павел рассматривал требование соблюдать субботу как возвращение к Закону и, следовательно, отпадение от благодати (Гал 4:9-11; 5:1-4). Такие же взгляды выказывали и христианские писатели первых веков (Игнатий, Иустин, Тертуллиан);
Днем христианского богослужения вместо субботы стал первый день недели, день воскресения и явления воскресшего Господа (Ин 20:1,19,26). Он упоминается в НЗ как день преломления хлеба, проповеди (Деян 20:7,11) и откладывания пожертвований (1Кор 16:2). В первые столетия существовало обозначение первого дня недели как «дня Господня».
Но день Господень у христиан отличается от субботы у иудеев не только перенесением с последнего дня недели на первый. Очень важно, что у христианского праздника отсутствует самый заметный признак иудейского праздничного дня — отдых от работы. За исключением времени для богослужения, которое предоставлялось и рабам, христиане, как и их языческое окружение, в день Господень занимались повседневным трудом. Во времена зарождения монашества это относилось даже к самым строгим монастырям. Только в 321г. император Константин объявил государственным праздником день, который у христиан считался Господним, а у язычников — священным днем солнца. В этот день, как и в другие государственные праздничные дни, от работы освобождались ведомства и учреждения. Впоследствии императоры Феодосий и Юстиниан значительно ограничили в воскресный день и частные виды деятельности.
4. Воскресение в библейском понимании
Воскресение — основное понятие Библии. Если древние греки имели лишь некоторые представления о бессмертии души, то Писание говорит о посмертном возобновлении человеческой жизни в триединстве духа, души и тела. В ВЗ надежды на Воскресение постепенно появляются лишь в его поздних книгах. Библейское свидетельство о Воскресении находит свое наивысшее выражение в словах Иисуса Христа: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). Поэтому, говоря в библейском понимании о Воскресении следует подразумевать преимущественно Христа.
В ветхозаветном представлении о Боге уже содержится зародыш надежды на Воскресение. Истоки веры в Воскресение лежат в осознании той истины, что Господь властен над жизнью и смертью. «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар 2:6), «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс 15:10). Эти и подобные им слова говорят о надежде на возвращение утраченной жизни и о том, что связь с Богом не может оборваться после смерти (Пс 72:23,26). В ряду библейских свидетельств стоят также Втор 32:39; Иов 19:25-27; Ис 26:19; Иез 37:1-14 и как самый яркий пример веры в Воскресение во всем ВЗ — Дан 12:2,3. Здесь, как и в Ин 5:29, речь идет уже о двойном Воскресении (для жизни и для Суда), хотя еще не сказано о всеобщем Воскресении, а говорится лишь о Воскресении многих. Идея Воскресения мертвых усиленно распространяется в период позднего иудаизма. В книгах Маккавейских мученики находят утешение в надежде на Воскресение (2 Мак 7:9,11,14).
В ВЗ упоминается о воскрешении мертвых: 3 Цар 17:17-24 (Илия), 4 Цар 4:31-37 (Елисей) и 4 Цар 13:21 (некий человек). Такие воскрешения способствовали укреплению веры в будущее Воскресение. Таким образом, серьезное отношение к смерти и искренняя вера во всемогущество Бога, Который силен над смертью, делали израильтян достаточно подготовленными к явлению Того, Кто назвал Себя Воскресение.
Главное в библейской надежде на Воскресение состоит в том, что она связывается со Христом. Основой для понимания этого служит сказанное в Ин. 11:23-26. Исполненное веры упование Марфы «знаю, что (брат мой) воскреснет в воскресение, в последний день» справедливо, но относится к отдаленному будущему. Как таковое оно недостаточно утешает в настоящий момент. В Иисусе же это упование из будущего переносится в настоящее: «Я есмь воскресение и жизнь». Будучи Словом, Которое «стало плотию» (Ин 1:14), Иисус Христос Своим бытием осуществляет в настоящем то, что люди надеялись достичь в отдаленном будущем. «В Нем была жизнь» (Ин 1:4). Там, где находится Иисус, действуют преобразующие и оживляющие силы будущего мира: Мф 9:18-26 (дочь Иаира), Лк 7:11-17 (юноша из Наина) и Ин 11:17-45 (Лазарь). Так воскрес и Он Сам, когда выполнил Свое назначение, Своею смертью отняв власть у того, кто властвует через смерть, — у дьявола (Евр 2:14)[7].
Христианская вера в Воскресение — это не только надежда на отдаленное будущее. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет 1:3).
Воскресение Иисуса положило начало Его возвышению и вместе с тем открыло новую эпоху мировой истории. Воскресение Христа означает нечто принципиально новое во всем миропорядке, оно имело грандиозные последствия для будущего всего мира.
5. Православное понимание субботы
Вопрос о субботе упирается в вопрос о Законе. После грехопадения человек уже не мог иметь общение с Богом и стремился это болезненное состояние излечить сам. В преддверии греха дается заповедь: “се, грех лежит у порога дома твоего, он влечет тебя, но ты властвуй над ним”, (Быт. 4). Заповедь была нарушена; тогда из любви к человеку Богом был дан Закон. “Закон же пришел после”, а когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5: 20). Не грешить ли нам сильнее, спрашивает апостол Павел, чтобы преизобиловала милость Божия? Как только Бог дал Закон, люди стали видеть, как они его постоянно нарушают. Стали видеть, насколько они грешны. Это была основная цель Господа: показать людям через Закон как в зеркале их состояние, чтобы помочь им через благодать спастись от вечной гибели.
Православные христиане признают и подтверждают, что требования закона абсолютно правильны, и осознают также, что через Господа Иисуса Христа, Который исполнил этот закон, они причастны этому исполнению, по вере в Него.
По Исх. 12: 16 первый день был выделен как священный день отдыха до еврейской субботы, и эти указания были даны Моисею и Израилю до того, как какой-либо закон был открыт на горе Синай.
Христиане Нового Завета не собираются во время еврейской субботы. Они собираются в первый день недели (Деян. 20), и делают сборы в первый день недели (1 Кор. 16: 1-4), и проповедуют в первый день недели (Деян. 20: 7), потому что их Спаситель воскрес в первый день недели (Лк. 24; Мф. 28) и Святой Дух сошел в первый день недели (Деян. 2: 1-6).
Чернышов В.М. указывает[8], что адвентисты рассматривают еврейскую субботу как «нравственный закон», а не как «обрядовый» (или «церемониальный»), т.к. суббота упоминается в десяти заповедях на Синае.
Суббота в православной памяти, в православном Богослужении и богословии до сих пор праздничный день. В православном богослужении до сих пор сутки идут от вечера к утру. В православном календаре суббота до сих пор — седьмой день недели. В субботу кончается седмица, а с воскресенья она начинается. На воскресной службе (то есть именно в субботу вечером — при начале воскресных суток) происходит смена недельного «гласа»[9].
6. Полемика с АСД к оправданию празднования воскресного дня
Если перед вами представитель христиан АСД и разговор заходит о субботе, то Чернышов В.М.[10] советует задать ему вопрос: “Скажите пожалуйста, почему вы, адвентисты Седьмого дня, нарушаете субботу?” Это вызовет некоторое недоумение и замешательство:
— Позвольте, что значит нарушаем? Мы едва ли не единственная христианская деноминация, которая как раз и сохраняет субботний покой.
— Я об этом и говорю…
Выждав небольшую паузу, объясняете:
— Скажите, вы согласны, что Христос не только исполнял весь Закон, но и возвеличил его?
Получаете ответ:
— Несомненно возвеличил.
— И не только возвеличил, но и прославил?
— Именно так.
— Значит Он возвеличил и прославил также и 4-ю заповедь в законе?
-Конечно же прославил!
— Православные христиане принимают через Закон субботство, т.е. постоянный покой во Христе. Так как для них Христос сделался Сам субботой, т.е. покоем (Рим. 10: 4, Лк. 6: 5), то пребывая во Христе и Его учении, Православные христиане пребывают в постоянном покое или в Субботе. Вы же, адвентисты СД, принимая и храня не прославленную Христом субботу, лишаете четвертую заповедь той славы, которую ей даровал Господин субботы.
Поэтому и сказано в Новом Завете: “… никто да не осуждает вас ни за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу…” (Кол. 2, 16).
Апостол, наставляя язычников, принявших учение и уверовавших в Господа, говорит: “А написать им, чтоб они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не желают себе” (Деян. 15: 20). При этом ни слова о непрославленной субботе. Поэтому: “Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает…” (Рим. 14: 6).
“Итак, можно в субботы делать добро” (Мф. 12: 12). Но ведь и зло, согласно Писанию, не позволительно делать никогда. Значит добрые дела поглотили четвертую заповедь, а любовь — двигатель этих добрых дел — поглощает и все остальные, о чем свидетельствует Спаситель:
“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22: 37, 38). Поэтому, любовь, которая есть “совокупность всех совершенств”, и которая “… не завидует… не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается…” (1 Кор. 13: 4) поглощает собою заповедь. Это возможно, потому что Сам “Бог есть любовь” (1 Ин. 4: 8) и “Любовь есть исполнение закона” (Рим. 13:10).
Продолжая полемику с АСД необходимо им пояснить, что:
Мы, верующие из язычников, никогда не были под законом, а поэтому у нас не должно и возникать вопроса: имеет ли закон еще силу в нас, т.к. он никогда не имел силу по отношению к нам, если даже путь духовного опыта для нас гласит: от закона к свободе детей Божий (Рим. 3: 30; 4: 9-12). Поэтому ап. Павел свидетельствует: “Не отвергаю благодати Божией. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер” (Гал. 2: 20).
В месте к Галатам (4: 21-31) показано, что становится с теми, которые становятся под закон, и с теми, кто стал под благодать. Путь закона — это путь плоти, самопомощи. Он лишь путеводитель ко Христу. Далее можно противопоставить, согласно апостолу: Исаака — Измаилу; Небесный Иерусалим — земному; бесплодной (малому стаду, Лк. 12) — плодовитую (мир); сыну свободной — сына служанки; сыну обетования — сына плоти (собственных дел); Новый Завет — Ветхому и так далее. Видим: сын служанки рожден путем плотских расчетов против воли Божией. Исаак же рожден сверхъестественным путем на основании Божьего обетования (Рим. 4: 18-25). Здесь выступает разница между Ветхим и Новым Заветами. Земной Иерусалим с законом, жертвами и храмом привел евреев, как представителей Ветхого Завета к отвержению Иисуса (1 Кор. 2: 8). Небесный Иерусалим (Евр. 9: 11-17) есть матерь всех новозаветных детей Божиих, поэтому так дивен и вожделен город, жителями которого они могут стать (Откр. 21: 9-27). Дети Божии свободны и находятся не под законом Синая, а под законом духа жизни (Рим. 8: 2).[11].
Кто становится на почву законности, становится на почву проклятия законом. Адвентист вам откроет в этом случае сразу Рим. 7: 1 и зачитает: “… закон имеет власть над человеком, пока он жив”.
Можно задать ему вопрос: не умерли ли мы со Христом? Мы во что крестились: ты как адвентист, а я как православный? В смерть Его! Значит мы с тобой должны умереть для греха со Христом. Вот к Галатам 2: 19-20 и говорит: “Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу по плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего себя за меня”. Что же ты опять, зная Христа, становишься “законником”? Что еще ты хочешь заработать у Господа этими делами?
Смешивая закон и благодать, мы уничтожаем и то, и другое. Мы крадем у закона страх перед ним и его осуждение, и крадем у благодати свободу, радость и жизнь.
Когда мы верою принимаем Иисуса, то принимаем тот факт, что Он полностью заплатил за грех, и принимаем Его жизнь, и тогда наша личность — это уже не личность грязного, нечестивого грешника, но новой твари.
Заключение
Адвентисты отличаются от остальных протестантов тем, что, по их учению, праздничным днем является не воскресный день, а день субботний. «Заповедь «чти день субботний», по их утверждению, не отменена и должна соблюдаться и в новозаветную эпоху. Празднование субботы установил Господь. Празднование воскресного дня установил римский папа. Авторитет этих лиц явно несоизмерим. Человек ни единолично, ни соборно не может отменить Божию заповедь, а значит, надо осознать исторический грех христианства и вернуться к празднованию субботы».[12] Адвентисты сводят вопрос о субботе к вопросу о Законе, ревностно исполняют ветхозаветную заповедь о почитании седьмого дня недели, проводя это утверждение от Быт. 2: 3 до Ис. 66: 23.
Закон показывает нам нашу греховность в свете праведных требований Святого Бога. Когда закон совершил свой труд, привел нас ко Христу, то тогда это значит, что он выполнил свои функции, достиг своей цели, и нам уже нет нужды «смотреться в зеркало». Теперь мы ведомы пребывающим в нас Духом Божиим.
Христос стал нашей субботой; пребывая в Нем, мы продолжаем пребывать в 4-й заповеди. АСД нарушают 4-ю заповедь (и в цепной зависимости от нее множество предписаний не исполняются). Таким образом АСД виноваты перед всем нравственным Законом и ставят сами себя под проклятие. Формально держась за субботу, адвентист думает получить дополнительное благословение от Господа, обещанное евреям в Ветхом Завете. Но, «зная, что весь закон, обрядовая сторона которого предопределяет исполнение 4-й заповеди нравственного Закона, не может соблюдаться, адвентист верит в Иисуса Христа и пытается использовать Его как подставку там, где полнота исполнения закона не достигается или нарушается. Отсюда, вольно или невольно, происходит и нарушение Закона, и обесценка дела искупления Христа на Голгофе»[13].
А то, чем дорожат адвентисты, есть во всей полноте и в Православии. Суббота и теперь в богослужебном календаре считается последним днем недели. Неделя же начинает отсчет с воскресения как первого дня недели. Субботы не включены в число дней Великого поста — телесно пост в этот день послабляется. В субботу не читается сугубо покаянная молитва преп. Ефрема Сирина и служится праздничная литургия, совершение которой не допускается Уставом в будние дни Великого поста.
А в отношении «санитарной реформы» ( у адвентистов запрещено курение табака, вкушение мяса, птицы, яиц, чая, кофе, категорически — алкоголя, в том числе при проведении хлебопреломления, ибо считается, что «оскверненное» этими продуктами тело оскверняет и тонкое сознание, человек теряет духовность) Новый Завет говорит: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник…» (Кол. 2: 16); «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8: 8). «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием…» (Кол. 2: 18); «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»… Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2: 20, 21, 23).
При встрече с членами секты АСД «мы должны помнить, что им не свойственен богословский гений и талант систематизатора. Многое в их учении существует или для того, чтобы оправдать несбывшиеся пророчества (например, представления о небесном святилище у адвентистов существуют для оправдания Великого Разочарования в 1844г.), или в целях полемики с учением римо-католиков (часто совпадающего в этом
[1] От греч. — непосредственное водительство Духом Святым.
[2] По пророчеству Даниила (Дан. 8: 14), святилище Божие будет осквернено в течение 2300 дней (он считал: лет), и т.к. эти 2300 лет начались с 457 года до н.э., с момента указа царя Артаксеркса о восстановлении Иерусалима, то, вычитая цифру 457 из 2300, получим 1843.
[3] Дворкин А., Сектоведение. Тоталитарные секты. «Христианская библиотека», Нижний Новгород. 2006. с.167.
[4] Чернышев В.М., Сектоведение. – изд-во им. свт. Льва, папы Римского. — Киев, 2006г., с.263.
[5] Кицур Шулхан Арух. Изд. «Шамир», Иерусалим, 1994, с. 395
[6] Ринекер Ф., Майер Г., Библейская Энциклопедия Брокгауза, с. 300.
[7] Ринекер Ф., Майер Г., Библейская Энциклопедия Брокгауза, с. 166.
[8] Чернышев В.М., Сектоведение. – изд-во им. свт. Льва, папы Римского. — Киев, 2006г., с.233.
[9] Древний Патерик, с. 336.
[10] Чернышев В.М., Сектоведение. – изд-во им. свт. Льва, папы Римского. — Киев, 2006г., с.228.
[11] Чернышев В.М., Сектоведение. – изд-во им. свт. Льва, папы Римского. — Киев, 2006г., с.250.
[12] Кураев Андрей диак., Протестантам о Православии. М. 1999,с.196.
[13] Чернышев В.М., Сектоведение. – изд-во им. свт. Льва, папы Римского. — Киев, 2006г.,с.257.