Самаритяне Ближнего Востока надеются объединить евреев и арабов
- Главная
- Новости
- Православные новости
- Самаритяне Ближнего Востока надеются объединить евреев и арабов
Когда-то численность самаритян достигала 1 миллиона человек, а сегодня в мире их насчитывается лишь 802 человека. Обряды самаритян во многом напоминают иудейские
Самаритяне Ближнего Востока надеются объединить евреев и арабов, несмотря на малочисленность своей этно-религиозной общности, сообщает religionnews.
Во время последнего праздника праздника Суккот (праздник кущей, один из основных праздников еврейского народа, продолжающийся семь дней, когда евреи по традиции трапезничают и даже ночуют вне дома, в сукке, то есть шатре, куще или шалаше, в память о блуждании евреев по Синайской пустыне), самаритянский священник Иосиф Садака Га-Коген (Yousef Sadaka HaCohen) с радостью встречает многочисленных гостей, желающих приобщиться к самаритянскому праздничному церемониалу.
Среди этих гостей в этот раз опять было несколько высших чиновников Израиля и Палестины – это один из тех редчайших случаев, когда они встречаются и мирно собеседуют, согласовывая вопросы безопасности или делясь взаимными обидами и претензиями.
«В дни праздников наши приглашения охотно принимают чиновники Палестинской автономии и израильские военные и административные лица. Они вместе трапезничают у нас, дружески беседуют и даже смеются. Вам и в голову не придет, что это заклятые враги, – говорит Га-Коген. – Мы не иудеи и не мусульмане, но во многих смыслах объединяем их, служим мостом между теми и другими».
Когда-то самаритян жило здесь до 1 миллиона человек. Их обряды во многом напоминают иудейские, а их широко известное гостеприимство и готовность помочь страннику прославлены в Библейской притче о добром самаритянине. Но на сегодня они, видимо, одна из самых малочисленных этно-религиозных групп в мире.
После многих войн, насильственных обращений в иную веру, а в последний век в результате наследственных болезней в результате близкородственных браков, численность самаритян катастрофически уменьшилась. В мире на сегодня насчитывается лишь 802 представителя этой древней веры. Несмотря на угрозу исчезновения, самаритяне смотрят в будущее с оптимизмом и надеждой. В наши дни, благодаря успехам генетического тестирования, а также знакомствам по переписке и межнациональным бракам, численность самаритян понемногу возрастает.
Сегодня самаритяне живут в этих местах двумя группами, разобщенными не только в географическом, но и в культурном плане. Около 350 самаритян живет в Палестинской автономии в районе Гаризим – это название горы в центре Самарии на южной окраине города Наблус. Вместе с горою Гевал, Гризим была назначена Моисеем для ежегодного чтения Закона при всенародном собрании, и здесь шесть колен Израиля славили и благословляли исполнителей Закона, а на горе Гевал другие шесть колен проклинали его нарушителей.
Самаритяне выстроили на горе Гаризим храм после своего спасения из Вавилонского плена. Он был разрушен около 110 года до н.э., но и после этого гора Гаризим оставалась для них главным местом молитвы, о чём упоминала самаритянка в беседе с Иисусом (Евангелие от Иоанна, 4:23). В конце XX века самаритяне выстроили на горе Гаризим поселение Кирьят-Луза. Гаризимская община самаритян уверена, что именно на этой священной горе Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака.
Другая группа самаритян живет многие годы близ Тель-Авива, после того как в результате войны они утратили возможность вернуться в свои дома на западном берегу. Несмотря на то, что обе группы имеют официальный статус по законам Палестины и Израиля, израильские самаритяне постепенно интегрируются в иудейскую среду и призываются в армию Израиля, в то время как палестинские самаритяне интегрируются в арабскую среду, но при этом учатся в самаритянской школе, финансируемой Ватиканом. Тем не менее, представители обеих общин встречаются несколько раз в год, особенно на праздники.
Каждый самаритянин имеет два имени – еврейское и арабское, и свободно говорит на обоих языках, а самаритянская письменность строится на основе древнееврейского алфавита, близкого к финикийскому, но при этом ни мусульмане, ни евреи не считают их полностью своими. «Мусульмане считают нас евреями, а евреи считают нас фанатиками, – говорит Раджай Аль Тариф (Rajai Al-Tarif), член гаризимской общины и работник палестинской телефонной компании. – Те и другие относятся к нам с подозрением, и это трудная ситуация для нас».
Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства – точнее, колена Иосифа, разделившегося на колена Эфраима и Манассии (Менаше). Их самоназвание и обозначение всей территории Самария происходит от названия последней столицы Израильского царства, основанной царём Омри (Амврием) и разрушенной ассирийцами. В иудейской традиции самаритяне считаются потомками кутиев (хуфейцев по Иосифу Флавию), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, которые вскоре восприняли здесь иудаизм.
Религия самаритян – своеобразная версия допрофетического иудаизма. Священным Писанием считается только Самаритянское Пятикнижие (вариант Торы) и собственные священные тексты – в отличие от иудеев, почитающих священными как закон Торы, так и устное (раввинское) вероучение. Га-Коген говорит, что религиозные обряды самаритян практически неизменны с античных времен. Так, самаритяне буквально толкуют запрет Пятикнижия на работу во время шаббата (субботы), и потому с солнечного заката пятницы до заката субботы не пользуются ни электричеством, ни огнем, ни даже холодильниками.
При этом они способны проявлять разумный прагматизм. К примеру, когда в 1990-е годы их численность упала до 150 человек, и обе общины были на грани исчезновения, священники сначала разрешили процедуры генетического тестирования (во избежание близкородственных браков), а потом разрешили мужчинам жениться на прошедших процедуру обращения еврейках и мусульманках. На тот момент мужчин в общине было втрое больше, чем женщин. Затем разрешение распространили и на христианок украинского происхождения, некоторые из которых нашлись в Израиле, но большинство приехало прямо с Украины.
«Когда наши мужчины брали в жены евреек или мусульманок, это часто вызывало недовольство и обиды в их общинах, – пояснил Га-Кохен. – А женщины со стороны такого недовольства не вызывают». С тех пор, когда была разрешена женитьба на христианках, 23 украинки стали самаритянками и родили общине более 60 детей. «Они привнесли новую кровь, – говорит Аль Тариф. – Они возродили нас самих и нашу веру, дали нам надежду».
20 октября 2017 г.
Источник: Седмица.RU