image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Книга о страстях и искушениях с точки зрения православных психологов представлена в Москве

Презентация книги Леонида Виноградова «О страстях и искушениях – ответы православных психологов» состоялась 4 декабря в Российском православном университете


Презентация книги Леонида Виноградова «О страстях и искушениях – ответы православных психологов» (М., «Никея», 2016) состоялась 4 декабря в Российском православном университете (РПУ), в рамках психологического семинара им. профессора и протоиерея Василия Зеньковского. Книга построена в форме бесед с ведущими православными психологами, представившими свой взгляд на вопросы, которые прежде было принято адресовать исключительно священникам.

И действительно – еще несколько лет назад в православной среде можно было встретить весьма настороженное отношение к психологии, отметил автор издания, журналист Л. Виноградов. Однако сейчас ситуация изменилась, и такая книга стала возможной и даже востребованной. По словам автора, о книге есть уже немало положительных отзывов священников, но она будет также полезна и мирянам, и нецерковным людям, и светским психологам.

Декан факультета психологии РПУ священник Петр Коломейцев пишет в предисловии к изданию: «Как священник я вижу, что люди часто идут на исповедь не с духовными, а с психологическими проблемами.  Действительно, психическая и духовная области тесно взаимосвязаны. Святоотеческое учение говорит нам о том, что страсть — это не преступление, а недуг, болезнь. Христианский психолог стоит на тех же позициях. Если у человека есть психологические проблемы, это значит, что он нуждается в помощи, в терапии. И в этом смысле психолог и аскет мыслят одинаково — каждый на своем уровне».

За основу автор книги взял учение о страстях, разработанное в IV св. Евагрием Понтийским. Он, как пишет о. Петр, обратил внимание на то, что «грех есть лишь следствие, симптом болезненного состояния души, и бороться надо с причиной, т.е. со страстью, овладевшей человеком, а не с отдельными ее проявлениями». Говоря о гордости, тщеславии, гневе, блуде, сребролюбии, чревоугодии, печали и унынии, Евагрий проявляет «утонченную психологическую сложность наблюдений», заметила Наталия Инина, преподаватель психологических факультетов МГУ и РПУ, психотерапевт-консультант, которая в новой книге отвечает на вопросы о четырех страстях.

Почему для современного христианина так важна психология? По словам Н. Ининой, раньше человеку для духовного возрастания, возможно, вполне хватало церкви, богослужения и святых отцов. Но в наше время, когда все чаще говорят об «антропологической катастрофе», человек испытывает такое давление агрессивного «античеловеческого мира», что это разрушает его психику. И надо сначала помочь человеку «промыть его внутреннюю оптику, чтобы увидеть реальность», добраться до того стартового уровня «психологического здоровья», с которого уже можно говорить о духовном росте.

Иначе, приступая сразу к покорению духовных вершин, пришедший в Церковь человек рискует получить вовсе не святость, а невротическую религиозность. В подходе, о котором говорила Н. Инина, парадоксальным образом заложена перспектива «преодоления психологии». Она пояснила, что речь идет об опасности «психологизации»: когда человек достигает определенного уровня устойчивости, справляется со своим неврозом, ему надо двигаться дальше, вырастать в полный масштаб своей личности и делать шаг «из психологии в духовность».

«Человек сложен, пока не излечен», — продолжила, напомнив слова митрополита Антония Сурожского, профессор Московского городского психолого-педагогического университета Татьяна Гаврилова, автор главы о гневе. И дополнила: «А когда человек излечен, он глубок и может подняться на большую высоту». «Излечение» от гнева она связывает с осознанием и исцелением от себялюбия, которое есть проявление неуверенности в себе, зависимости от чужого мнения, неадекватной самооценки. Гнев часто бывает психологической защитой человека, обуреваемого таким внутренним конфликтом, отметила Т. Гаврилова.

Борис Воскресенский, канд. мед. наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского государственного медицинского университета, в книге беседует об унынии. А на презентации он говорил о сложном соотношении телесной, душевной и духовных сфер с точки зрения психиатра. По его словам, страсть – это явление духовного порядка, но зачастую за тем, что принято считать проявлением страсти, стоят душевные болезни. В этом случае опасны упрощенные советы об «излечении» такой патологии лишь посещением храма, молитвами и проч., необходимо серьезное лечение. Однако даже тяжелый недуг больной может воспринять как крест, а отношения с близкими выстраивать «по-евангельски», утверждает Б. Воскресенский, ссылаясь на примеры конкретных людей и подчеркивая важность сотрудничества священника и психиатра в помощи душевнобольным людям.

На вечере психологи — авторы книги, а также завкафедрой психологического факультета МГУ, научный руководитель психологического факультета РПУ профессор Борис Братусь отвечали на многочисленные вопросы, в том числе – о месте православного психолога в Церкви. Готова ли Церковь ввести институт приходской психологической помощи? «Речь не идет о чем-то новом. Церковь готовится к возвращению психологии, которая сотрудничала с Церковью с давних пор», — сказал проф. Братусь. Он напомнил, что настороженность между верующими и психологией была внедрена советской властью. В настоящее время эта искусственная пропасть преодолевается: психология преподается во многих семинариях, готовятся учебники по психологии для будущих священников, московские клирики регулярно проходят интенсивный курс по психологии в рамках «повышения квалификации» и т.д. Можно надеяться, что новая книга внесет свой вклад в диалог и сотрудничество Церкви и психологии.

Юлия Зайцева

8 декабря 2015 г.
Источник: Благовест-инфо