image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

«Лекарство от праздности — это труд» — митрополит Варсонофий

В Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, 3 мая, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище


В Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, 3 мая, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Приморского округа протоиерей Ипполит Ковальский, настоятель протоиерей Николай Коньков с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков.

За богослужением диакон храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади Сергий Потемкин рукоположен во пресвитера к тому же храму, чтец Воскресенского (Смольного) собора Дионисий Павлов рукоположен во диакона к тому же собору.

После богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.

«Мы продолжаем прославлять Воскресшего Господа и неустанно говорить эти два слова: «Христос воскресе!» В период до Троицы, Пятидесятницы мы говорим о нашем Господе Иисусе Христе, после сошествия Святого Духа на апостолов будем говорить о Духе Святом, благодати Святого Духа, о том, чем будет жить Церковь и чем живет до сего дня. А сегодняшнее Евангелие рассказывает о Его Божественном достоинстве, о том, что Он является Мессией и Спасителем мира, а чудеса, которые Он совершил, никто в мире совершить не может», — сказал владыка.

Каждый человек, по его словам, может стать расслабленным если не телесно, то духовно: «Сегодняшнее Евангелие рассказало нам об одном расслабленном, но Святая Церковь предупреждает, чтобы мы сами не стали расслабленными. А это часто с нами случается — наша верность бывает непостоянна, как погода: сегодня утром мы одни, завтра другие, потом третьи. Отчего происходит расслабление? Оттого, что мы потихонечку теряем из виду Спасителя, живем сами по себе».

«Утром не хочется идти в храм, проснулись — все болит, колет, да и погода не позволяет. Человек остается, не идет — вот первое утреннее расслабление, когда не хочется поднять себя с постели. Прошел день, настал вечер — кто-то может сходить на вечернее богослужение, а мы сядем у телевизора, просидим весь вечер и не вспомним о Боге ни разу — так увлечемся новостями, политическими событиями, фильмами, переживаниями, что Бога совсем забудем. И вот так мы постепенно теряем молитвенный дух, молитвенное правило. А когда теряем молитвенное правило, это место занимают наши суетные дела или просто суетные мысли, какие-то развлечения».

«Мы знаем, что если утром не укрепим свой дух, то не всегда день для нас будет благоприятным, — продолжил владыка. — Он может быть и неблагоприятным, возникнут какие-то проблемы — и где мы тогда возьмем силы, чтобы пронести эти проблемы, если потеряли связь с Богом, расслабились? Нам потом бывает трудно сосредоточиться, понять, что происходит с нами. Поэтому надо постоянно бодрствовать, не расслабляться. Мне приходилось в жизни сталкиваться со многими старыми людьми, и я поражался их трудолюбию, да и сейчас поражаюсь. Лекарство от праздности — это труд».

Архипастырь поделился воспоминаниями от встреч со схиархимандритом Иеремией (Алехиным), игуменом афонского Пантелеимонова монастыря: «Иногда я приезжаю на Афон. Там бывают долгие службы, мы сидим в стасидии, и есть там такой игумен, отец Иеремия, которому в этом году исполняется сто лет. Вот он подходит, спрашивает — владыка, Вы митру какую носите? Я говорю — 60-й размер. Он куда-то уходит, минут через десять приносит митру, надевает — не подходит, мала. Снова идет в ризницу — а там надо спускаться, идти вверх, вниз — длинная дорога. Приходит — велика, слишком большую принесли. Говорю — батюшка, давайте я с Вами схожу и подберу».

«Отказывается — нет, это моя работа. Как Ваша? Вы же игумен! Идет… И вот так час таскает митру, пока служба идет, а когда принесет — начинает облачение носить. Игумен трудится, носит всю службу — а ему сто лет! Потом мы уезжаем с Афона в Салоники, смотрим — он садится в машину, едет в Салоники — 150 километров. Там ходит по рынкам, покупает рыбу для братии, овощи, фрукты. Ну, неужели нет в монастыре молодого человека? Нет, все сам… И вот так он живет сто лет — читает без очков, никаких лекарств не принимает».

Владыка также привел в пример жития двух подвижников прошлого: «Сколько мы из истории знаем таких людей! Я читал много раз в житиях святых, удивлялся… Один старец ослеп совсем, но всегда сам себя обеспечивал, ходил за водой на источник в 500 метрах от келии. Чтобы никого не обременять, протянул веревку на 500 метров, и по ней к источнику ходил — 22 года так носил себе воду».

«Казалось бы — что, нет послушника? Он бы пошел, быстренько принес старцу воды. Нет, все сам трудился. Читаю другое житие — один подвижник жил в Иерихоне. Кто был в Святой земле, знает — Иерихон находится в 30 километрах от Иерусалима. И вот, он выходил на дорогу, там паломники — кому-то тяжело нести груз, рюкзаки. И брал у них рюкзаки себе на плечи, и вел их в Иерусалим. Обратно так же спускался, если по пути попадались умершие паломники, хоронил их. И вот так старые люди ходили, трудились, бодрствовали, никогда не расслаблялись, и Господь давал им многие годы жизни».

Правящий архиерей пожелал всем не расслабляться, а укреплять себя в молитве, никогда не опускать правило: «Когда бы ни было, нужно встать, проснуться, прочитать, укрепить себя молитвой, общением с Богом и потом приниматься за труды. В пост обязательно не расслабляться, а то можем чуть-чуть и среду нарушить, и пятницу… Труд, пост и молитва делают нас бодрыми людьми. Желаю всем нам, даже пройдя пасхальный период, сохранять усердие к Богу и чтобы Господь, видя, как мы стараемся и в праздники все соблюдать, усугубил нам благодать и силу».

«Когда придут трудные дни — болезни, скорби, потери — чтобы у нас были силы преодолеть все это. А если расслабимся, будем унывать, отчаиваться — не справимся с ситуацией. Желаю вам помощи Божией в жизни, хорошего пасхального настроения — Пасха продолжается, мы еще только проходим половину. Желаю, чтобы Господь укреплял вашу веру, давал страх Божий — ну, а если согрешаем, то покаянные чувства, чтобы мы каялись. И, конечно, смиренный дух, ведь благодать дается только за смирение, будет смирение — будет много благодати. Не будет смирения — ничего не будет».

Владыка поблагодарил настоятеля за совместную молитву, пожелал всем как можно дольше сохранять в сердцах пасхальную радость.

В ответном слове протоиерей Николай Коньков поблагодарил митрополита Варсонофия за то, что он нашел время посетить этот храм, и преподнес икону его небесного покровителя — святителя Варсонофия Тверского.

Храм преподобного Серафима Саровского был заложен летом 1906 года, спустя год после открытия Серафимовского кладбища, и освящен весной 1907 года. В память о воинах Орловского полка, павших в 1914 году на реке Сан, у левого клироса установлена икона святителя Николая, укрепленная на латунной доске. В первой половне XX века храм некоторое время принадлежал обновленцам и был возвращен Церкви в 1942 году. Он закрывался лишь однажды — в блокадную зиму 1942 года, когда использовался как морг. В 1981-2007 годах его настоятелем был протоиерей Василий Ермаков, один из наиболее известных петербургских пастырей последних десятилетий.

В Неделю о расслабленном Церковь вспоминает чудесное исцеление Иисусом Христом человека, 38 лет изнемогавшего от тяжелого недуга. Согласно Евангелию от Иоанна, Господь совершил это чудо возле купели Вифезда, в которую иногда сходил ангел, и «кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5:4).

Расслабленный свидетельствовал Иисусу, что желает быть исцеленным таким образом, но некому опустить его в купальню: «Когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7). После этого Господь повелел расслабленному взять его постель и идти, что он и смог чудесным образом сделать. Смысл чуда раскрывается в богослужебных текстах, звучащих в этот день — стихирах, каноне, Синаксаре: душа человека сравнивается с расслабленным, а причиной болезни называются грехи, которые силен исцелить один лишь Бог.

4 мая 2015 г.
Источник: Жива вода