image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Эксперт о положении христиан в Южном Судане

Рассказать о положении христиан в условиях войны в Южном Судане редакция попросила Сарабьева Алексея Викторовича, кандидата исторических наук, научного сотрудника Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН, выпускника Свято-Тихоновского университета


Церкви Южного Судана не раз призывали власти прекратить насилие. С середины декабря 2013 г. жертвами вооруженного конфликта в Южном Судане стали тысячи мирных жителей, ок. 400 000 остались без крова, и более 80 000 суданцев стали беженцами в соседних странах.

Рассказать о положении христиан в условиях войны в Южном Судане редакция Правмир попросила Сарабьева Алексея Викторовича, кандидата исторических наук, научного сотрудника Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН, выпускника Свято-Тихоновского университета.

«Положение южносуданских христиан только ухудшается. После объявления независимости страны летом 2011 г. она не стала, как полагали «убежищем христиан». Ситуация в Южном Судане накалилась до предела в середине декабря минувшего года, когда вспыхнул межэтнический конфликт на почве борьбы за власть вооруженной группировки отправленного в отставку вице-премьера Риека Машара (представляет основную народность нуэр) и сил президента Сильвы Киира (народность динка). Христиане оказались в положении разделенной общины, когда основным дестабилизирующим фактором в стране стала межнациональная рознь.

Численность христиан Судана до отделения Южного Судана оценивалась в 3 млн чел, а после провозглашения независимости последнего в стране, по разным оценкам, от 2 до 3 млн христиан (католики — 1,7 млн чел., протестанты и «харизматики» разных толков). Следует учитывать не только высокий процент населения, исповедующего местные религиозные культы (по сути языческие), но и большую долю двоеверия (сочетания христианства и языческих традиций) в религиозном сознании.  

Христианские лидеры вынуждены даже высказываться в пользу скорейшего введения международных сил сдерживания, очевидно, не видя иных путей решения проблемы. Активно идет эмиграция в соседние страны, в том числе (парадоксальным образом) в соседний Судан — около 10 тыс. беженцев, а также в Уганду (около 70 тыс.), Кению и Эфиопию (в основном христиане). Несколько десятков тысяч южносуданцев укрываются от расправы на базах миротворцев внутри страны, многие тысячи вынуждены были переселиться в другие районы.

Это при том, что еще недавно наилучшим выходом для суданских христиан была «репатриация», а по сути эмиграция из Судана в Южный Судан при помощи общественных фондов, в первую очередь Фонда Варнавы. Так в течение 2013 г. была оказана помощь в переселении из прихартумских палаточных лагерей и адаптации в Южном Судане 8,4 тыс. суданцев-христиан, в основном детей-сирот и вдов.

В высшей степени актуальной остается напряженные межрелигиозные отношения, но они далеко вышли за рамки Южного Судана и не могут не рассматриваться исключительно в региональном масштабе. Речь идет о накалении ситуации в Центрально-Африканской республике, где большинство населения составляли христиане-католики, но в марте 2013 г. власть захватил президент-мусульманин Мишель Джотодиа, который вместе с премьером Николя Тиангэй 13 января 2104 г. подал в отставку (как полагают, не без вмешательства Чада). В последние месяцы там действовали боевики-исламисты из движения «Селека», отпор которым пытались давать вооруженные ополчения христиан-земледельцев «Антибалака».

На территории ЦАР также размещались беженцы-христиане из Южного Судана. В условиях нынешнего положения в соседней ЦАР положение южносуданских христин может еще более ухудшиться. Ведь на территории Южного Судана проживают и мусульмане, которые вполне могут стать оплотом распространения в стране радикальных форм ислама под воздействием исламистов из Чада, ЦАР и Судана».

 

8 февраля 2014 г.
Источник: Православие и мир