Патриарх Кирилл: Не может быть свободы Церкви без исповедничества
- Главная
- Новости
- Православные новости
- Патриарх Кирилл: Не может быть свободы Церкви без исповедничества
Тело Христово не может быть частью любого другого человеческого тела, включая тело государственное. Тело Христово вне истории, вне мира. Тело Христово принадлежит Самому Христу Спасителю. Именно эта природа Церкви и обусловливает предназначение Церкви быть голосом совести для народа
22 января 2014 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником для города Москвы и для всей нашей Церкви — с днем памяти святителя Филиппа, митрополита Московского.
Всем хорошо известна жизнь святителя Филиппа, но особенно его подвиг — подвиг, который запечатлен на страницах истории как нечто образцовое, то, чему следует подражать. Святитель Филипп никогда не противостоял власти. Напротив, он был человеком близким к царю и принимал участие в решении государственных дел. Он понимал значение многих преобразований, которые осуществлял царь Иоанн IV в Руси и в граде Москве.
Но одновременно святитель Филипп ясно понимал и особое предназначение Церкви, которая, с одной стороны, в мире, а с другой — вне мира. Она вне мира той самой стороной, которая не имеет ничего общего с материальным. Именно об этой природе Церкви и сказал апостол Павел, когда назвал ее «Телом Христовым» (см. 1 Кор. 12:27).
Тело Христово не может быть частью любого другого человеческого тела, включая тело государственное. Тело Христово вне истории, вне мира. Тело Христово принадлежит Самому Христу Спасителю. Именно эта природа Церкви и обусловливает предназначение Церкви быть голосом совести для народа, быть проводником слова Божия и в этом смысле сохранять свою автономию от всякого рода внешних влияний, в том числе от влияний власти.
Не всякие влияния плохи. Есть влияния положительные, есть влияния полезные. И Церковь не должна замыкаться в собственной скорлупе, ради какого-то искусственного принципа отвергая любое влияние на саму себя. Да так никогда не было, так никогда и быть не может, ведь Церковь состоит из людей, которые принадлежат миру, живут в мире. И разве может Церковь игнорировать воздыхания людей, их скорби, так же как их радости, их надежды, их разочарования, их страхи и их уверенность?
В чем же тогда должна состоять эта автономия Церкви? А в том, что для Церкви высший авторитет — это Христос. Она может и должна взаимодействовать с окружающим миром. Она может и должна сотрудничать с окружающим миром. Но она не может, ни при каких условиях, в вопросах, которые касаются спасения людей, преклонить свою главу пред какой бы то ни было властью. Потому что только власть Христа, Который есть Глава Церкви, и управляет Церковью, и определяет пути ее исторического бытия.
Поэтому святитель Филипп, никогда не находившийся в оппозиции к власти, а наоборот, как уже было сказано, бывший духовником царя, близким ему человеком, взаимодействовавший с государственной властью, в какой-то момент сказал «нет» царю — в тот момент, когда сказать «да» означало согрешить против Господа и Спасителя, против Главы Церкви, переподчинить Церковь, главенство Христово главенству кесаря.
И с того самого амвона, на котором я сейчас стою, святитель Филипп не дал благословения грозному царю, который, вернувшись из одного из своих походов, связанных с репрессиями в отношении невинных людей, испросил у него благословения.
Святитель Филипп не осуждал царя — он не дал ему благословения, тем самым ясно сказав о том, Кто есть Глава Церкви, и перед Кем Церковь склоняет свою главу, и Кому она служит, и Кого она слушает. Этот замечательный пример святителя Филиппа дает и всем нам ясное указание на то, что Церковь, будучи небесной и земной, видимой и невидимой, принадлежа миру небесному и миру земному, служа спасению рода человеческого и призванная находиться в постоянном взаимодействии с миром, одновременно призвана сохранять свою духовную автономию, на которой и зиждется ее пророческое служение.
На протяжении всей человеческой истории были попытки подчинить Церковь светским интересам — будь то интересам кесарей, царей, сильных мира сего. И сегодня во всем мире идет глобальная борьба за то, чтобы подчинить Церковь центрам власти, центрам идеологическим, которые берут на себя право идеологически управлять миром. И мы знаем, как во многих странах, где провозглашается некая свобода вероисповедания, одновременно происходит закабаление Церкви, потеря ее свободы. А чем иным можно объяснить заявления некоторых христианских деятелей, которые пытаются богословски оправдать самые страшные, губительные и опасные заблуждения сего времени, касающиеся человеческой личности и человеческой нравственности, — как не полным отказом от внутренней автономии и свободы?
Эта автономия и свобода предполагают исповедничество, и пример святителя Филиппа нас в этом убеждает. Не может быть свободы Церкви без исповедничества. И когда мы говорим о ее свободе, мы должны понять, что речь идет не только о каких-то властных структурах — в сегодняшнем мире это чаще всего совсем не так. Речь идет о центрах влияния, о тех центрах, из которых исходят опасные и губительные для рода человеческого заблуждения. И сохранение свободы перед лицом общего потока, в который погружается человечество под воздействием этих греховных влияний, является, с одной стороны, нашим долгом, долгом Церкви, а с другой стороны, всегда предполагает путь исповедничества.
Явление, которое мы можем назвать феноменом святителя Филиппа, всегда пребывает в Церкви, в большом и в малом, начиная от позиции Священноначалия, епископата, священников и кончая позицией каждого верующего христианина, который говорит «нет» искушениям, соблазнам, пропаганде, общему мнению, общей моде. Мы знаем, как ярко это проявилось во времена организованного идеологического безбожия, когда у людей хватало сил не только сказать «нет», но и устраниться от греховных деяний.
Пусть Господь — а мы верим, что так и будет, — по молитвам Церкви, по молитвам мучеников и исповедников, по молитвам святителя Филиппа, митрополита Московского, будет управлять Церковью Русской, помогая ей сохранять внутреннюю свободу и способность провозглашать Божию правду вне зависимости от того, что говорит о Церкви внешний мир, вне зависимости от того, как он громко, крикливо требует от Церкви подчинения. Святителю Филиппу было не легче, чем нам. Он для нас учитель и наставник. И верим, что и сегодня Церковь будет служить своему Главе, Господу и Спасителю, провозглашая великую Евангельскую весть, помогая людям в тяжелейших перипетиях современной жизни сохранять внутреннюю свободу и автономию от всякого притяжения зла. Аминь.
23 января 2014 г.
Источник: Православие и мир