Игумен Дамаскин Орловский: Закрытие архивов в нашей стране произошло не без промысла Божия
- Главная
- Новости
- Православные новости
- Игумен Дамаскин Орловский: Закрытие архивов в нашей стране произошло не без промысла Божия
Cотрудники синодальной и епархиальных комиссий по канонизации святых свидетельствуют: на сегодняшний день процесс канонизации новомучеников в Русской Православной Церкви практически приостановлен. Связано это, в первую очередь с ограничением доступа граждан к судебно-следственным делам
Cотрудники синодальной и епархиальных комиссий по канонизации святых свидетельствуют: на сегодняшний день процесс канонизации новомучеников в Русской Православной Церкви практически приостановлен. Связано это, в первую очередь, с изменением действующего законодательства, а именно с ограничением доступа граждан к судебно-следственным делам.
«Тщательная проверка материалов о репрессированных священнослужителях и мирянах по судебно-следственным делам стала в принципе невозможна», — подчеркнул секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский).
По словам отца Дамаскина, в первой половине 2000-х годов основными препятствиями для канонизации того или иного лица являлись объективно доказанные факты — в частности, принадлежность человека к раскольничьим юрисдикциям (обновленцам, григорианцам), лжесвидетельство и оговор себя и других на следствии, сотрудничество с НКВД, аморальный образ жизни. Основным источником таких сведений служили архивные данные. Благодаря им комиссии удалось избежать многих ошибок при канонизации.
Однако с 2006 года доступ исследователей к судебно-следственным делам советского периода был перекрыт, и теперь основная причина, по которой невозможна канонизация того или иного человека в качестве новомученика, — это недостаток сведений о нем.
На вопрос о том, может ли ситуация с архивами быть разрешена в ближайшие годы, игумен Дамаскин ответил с сожалением. По его словам, Церковь уже пыталась опротестовать такое решение властей, но безуспешно:
«Когда было принято это постановление, наша комиссия обращалась в органы государственной власти с просьбой предоставить нам необходимую для нашей работы часть засекреченных материалов, однако ответ получили отрицательный».
По мнению отца Дамаскина, в подобной позиции властей есть свой резон: «Церковь сегодня — лишь часть общества, и Она не может требовать от государства каких-то преференций для себя. Законодательство не может применяться избирательно к одним гражданам и не применяться к другим. А вернуться к прежней законодательной норме и сделать снова всю информацию общедоступной, сегодня, по-видимому, невозможно. Потому что этого не хочет не столько наше государство, сколько наше общество.
Дело в том, что за годы, прошедшие с момента открытия архивов и до выхода этого постановления, многие люди в нашей стране успели ознакомиться с архивной информацией о своих репрессированных родственниках. И многие, увы, были шокированы тем, что они узнали. В результате, и я знаю много таких случаев, — ознакомившись на правах родственников с архивными делами, они затем писали заявления в режимные ведомства с просьбой закрыть доступ к этим делам. Особенно часто такое происходило в отношении дел известных, знаменитых людей».
Разрешить проблему отношения к «персональной информации», по мнению отца Дамаскина, не так-то просто:«Для обоснования закрытия архивов и общество, и государство используют сегодня такое расплывчатое, на мой взгляд, понятие, как „персональная информация“. На самом же деле люди сегодня не хотят разбираться в своей истории. Они хотят видеть в истории не реальных людей, а только каких-то былинных героев… В этом смысле народ наш ориентирован по-прежнему на советские идеалы.
Сегодня наше общество отворачивается от правды, потому что правда предполагает внутреннее страдание. Правду нужно пережить, а для этого нужно быть способным к покаянию. Поэтому закрытие архивов в нашей стране, конечно же, произошло не без промысла Божия. Ведь чтобы разбираться в истории, нужно для начала разбираться в себе. Иначе мы просто погибнем под грузом страстей, заблуждений и внешних обманов». По данным игумена Дамаскина, единственная епархия, в которой за первые постсоветские годы церковные историки успели полностью изучить следственные дела новомучеников, это Московская.
Так, членами Московской епархиальной комиссии по канонизации святых были выявлены все судебно-следственные дела священнослужителей и мирян, арестованных и осужденных в Москве и Московской области за советский период. Это документы самого крупного архивного фонда 10035 «Управление Комитета Государственной безопасности СССР (УКГБ) по г. Москве и Московской области» за 1918–98 годы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), всего 2261 дело. Материалы о 507 людях были переданы на рассмотрение Синодальной комиссии по канонизации.
29 января 2013 г.
Источник: Православие и мир