НЗ-Толкование на первое послания апостола Павла к Коринфянам
- Главная
- Толкование Писания Отцами Церкви
- прп. Ефрем Сирин
- НЗ-Толкование на первое послания апостола Павла к Коринфянам
1.бл. Феофилакт Болгарский
2.прп. Исидор Пелусиот
3.прп. Максим Исповедник
4.прп. Симеон Новый Богослов
5.св. Григорий Нисский
6.св. Иоанн Златоуст (части: 1, 2, 3)
Когда Евангелие чрез Павла достигло до Коринфян, и они получили Духа, ими овладело надменное тщеславие из-за благодатных даров Духа. И начал каждый из них стараться о том, чтобы привлечь к себе ближнего своего; и как только учитель приобретал какого-либо ученика, он тотчас же спешил крестить его, дабы кто другой не предупредил крещением его и не назвал его своим именем. Хотя и новое учение проповедывали эти люди, но предпочитали прежний образ поведения. Правда, по обетам секты различались, так что школы Платона и Аристотеля не имели таких обетов, однако же остался и у них тот же нрав разномыслия, как и у тех. Так между начальниками их и учителями один был еврей, и он, величаясь над товарищами своими, предавался гордости; другой отличался мудростью; иной был богат и раздавал щедрые милостыни. Один был одарен пророчеством, другой родом языков, третий толкованием языков, а иной превосходил другого тем, что терпел за Евангелие преследование и мучение.
И между тем, как каждый из этих учителей высокомерно величался тем, что имел, — ученики их еще более, чем они, превозносились тою же похвальбою учителей.
Посему Апостол со смирением написал им, говоря так:
Глава I
1. Павел, Апостол Иисуса Христа, волею Божиею, которая совершена ради обращения вашего, и Сосфен брат. Участником своим в послании соделал брата, дабы научить их, что если брат, ради смирения Павла, так превознесен, что вместе с Апостолом его имя написано в послании, то насколько более подобало им быть равными и единомысленными между собою, когда они находятся почти в одинаковом положении.
2-3. Церкви Коринфян, которая нетверда, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа во всяком месте, которые, то есть, не утвердились доселе.
4. Благодарю Бога моего всегда за то, что вы ни мало не уступаете во всякой благодати, данной другим Церквам. Но вот одного нет у вас — ожидания откровения Господа нашего, чтобы чистыми и непорочными оказаться вам в день тот.
10. Умоляю вас, братья, чтобы одно и тоже говорили (слово имели) вы все и не было у вас разделений, но будьте все в одном и том же разуме и в одном и том же мнении, — вместо того, чтобы, как теперь, иметь разные мысли.
11. Ибо известно стало мне о вас, братья, от Хлоиных, которые известили меня не для того, чтобы обвинить вас, но потому, что сокрушались о вас. Итак, известно мне, что споры есть между вами.
12. Вот о чем говорю: некоторые из вас говорят — мы Павловы, а некоторые — мы Аполлосовы. Здесь Апостол также уничижает себя более, чем Аполлоса, дабы устыдить тех, кои высокомерно превозносились друг над другом; ибо назывались именами — Павла, Аполлоса, и не именами — Петра и Христа, но назывались именами учителей своих. Итак, не желая смущать их и объявлять всему миру имена их, опустив их имена, написал свое имя и своих сотоварищей и Самого Господа всех, дабы, после такого обличения и порицания, они обратились к смирению и кротости.
13. Неужели, говорит, Павел распялся за вас, или во имя Павла вы крестились, — если уже так тщеславно хвалитесь именем Павла?
14-17. Благодарю Бога, что никого из вас я не крестил, — ибо двоих из вас я крестил, дабы вы знали, что я совершил крещение именем Христа.
17. Ибо не послал меня Христос крестить, немедленно и с поспешностью, как делаете вы, но благовествовать; не в мудрости слова, как тоже некоторые из вас высокомерно величаются ею, — ибо если вошла премудрость, то упразднится сила Креста, та сила, которая без премудрости возобладала между всеми язычниками.
18. И (ибо) хотя для греков, вослед премудрости блуждающих, слово о Кресте глупость есть, но для нас спасаемых, которые чрез него одарены жизнью, Божия сила есть.
19. Но дабы не подумать вам, что я отверг премудрость потому, что совсем не понял ее, послушайте нечто из Писания о том, что прежде чем я презрел ее, отринута была она по пророчеству Духа, ибо написано: погублю хитрость хитрецов и мудрость ученых отвергну (Ис.29:14).
20. Итак, где мудрость, которая гордится? Или книжник, который хвалится? Или изыскатель, который исследует хитростью и остроумием изыскания сего века? Ибо вот глупою сделал Бог, то есть отверг и презрел Бог, мудрость сего мира (Ис.33:18).
21. Поелику в Божьей мудрости (Божиею мудростью) не познал мир мудрость Божию, то посему ныне благоволил Бог лучше уже не чрез мудрость, а чрез глупость, то есть — чрез простоту сей проповеди спасти верующих.
22. Поелику и Иудеи знамений требуют, а не мудрости школы Платона; а язычники мудрости ищут более, чем чудес.
Мы же проповедуем Христа распятаго, — Иудеям, требующим чудес, это соблазн, т.е. Его страдание, а язычникам, ищущим мудрости, это глупость.
24. Самим же призванным, из Иудеев или из язычников, Христос есть Божия сила и Его (Божия) мудрость. Сила Бога есть Он, потому что ниспроверг всех идолов; также и мудрость Его есть Он, ибо посредством мира привлек и укротил свирепость язычников.
26. В самом деле, возьмите себя в пример, (именно) призвание ваше: ведь (ибо) не многие мудрецы есть среди вас по плоти, — потому что, если бы в мудрости была какая-либо нужда, то избрал бы софистов (разумников), а не рыбарей; также сильные и знатные многие ли суть из вас?
27. Но избрал неученых, дабы посредством их посрамить мудрецов, преисполненных заблуждениями, — и безсильных избрал, чтобы чрез них посрамить сильных, попранных похотями.
28. И незнатных избрал, и уничиженных и тех, кои не были (ничего не значущих), чтобы похвальбу гордыни того, что есть (значущее), упразднить.
29. Дабы не хвалилась никакая плоть тем, что отвержено в очах Бога (пред Богом).
30. От Него и вы есте во Христе Иисусе, Который соделался для нас мудростию, если, конечно, по дару благодати Его мы говорим, — и правдою нашею, поелику оправдываемся при Его помощи, — и искуплением нашим, так как мы получили спасение чрез смерть Его, — и освящение наше, ибо крещением Его мы очищены (от грехов).
31. Дабы Им Одним только хвалиться нам, как написано: хвалящийся, Господом да хвалится (Иер.9:24).
Глава II
1. И я, когда приходил к вам, братья, не в превосходстве речи, то есть не с мудростью риторов и не с искусством поэтов, возвестил я вам тайну Божию.
2. И не разсудил я в уме своем, чтобы мне знать что-либо более, кроме Иисуса Христа, и Сего (притом) распятаго.
3. И я в немощи и страхе и трепете многом, а совсем не в гордости и похвальбе, был у вас.
4. И речь моя и проповедь моя не в обольстительных мудрости словах, но в делах духа и силы, то есть в делах (доказательствах) из Писаний Духа и в силе чудес.
5. А это я делал для того, чтобы вера ваша не была (состояла) в мудрости человеческой, но в самой силе Божией.
6. О мудрости мы говорим не с детьми, но с совершенными, — и о мудрости не сего века и не начальников сих времен, кои должны быть упразднены.
7. Но говорим о Божией мудрости в тайнах сокровенных, то есть чрез тайны, кои прикровенно указаны были у пророков, — коих истина (исполнение) сокрыта была в Боге, и коих предъизбрал (предопределил) Бог во славу Свою прежде веков: то, что прежде мира решено было в Совете Божием, имевшее исполниться в конце времен.
8. Которую никто из начальников, никто, то есть, из священников, не познал, — ибо если бы познали, никак Господа славы не распяли бы. Это то же, что говорили Апостолы: знаем, что по обману и обольщению вы это сделали, — обратитесь же и покайтесь, и никто не вменит вам это во грех (Деян.3:17,19).
9. Но, как написано: чего глаз не видел и ухо не слышало. Где же это написано? Нигде, кроме самого Евангелия Господа нашего, когда Он сказал, что цари и праведники желали видеть, что вы видите — и не видели, и слышать от Меня, что вы слышите — и не слышали (Мф.13:17; Лк.10:23).
10. Нам же открыл Бог чрез Духа Своего: или чрез чудеса, кои совершал чрез них, или же это есть то, что сказал (Господь): Духа Утешителя пошлет к вам Отец Мой во имя Мое, Он научит вас всему (Ин.14:26). Ибо, говорит, Дух все изследует, то есть — открывает.
11. Ибо, кто из людей знает, что в человеке, кроме духа человеческаго, сущаго в нем? Так и Божие (открывает) чрез Духа Божия, чрез Коего мы становимся способными понимать Его тайны.
12. Мы же не иного (мира сего) духа приняли, но Духа (сущего) от Бога, дабы чрез Него знать дарованное нам от Бога.
13. Не только дела наши духовны, но также и то, что проповедуем, не есть ученая мудрость человеческая, но учение Духа; поелику чрез духовные дела проповедуем вам и с духовными наш дух сравниваем, то есть — говорим вам, кои говорите на языке Духа.
14. Люди животные, не восприяв Духа, считают это глупостью. Это то же, что сказал: не бросайте жемчуг пред свиньями (Мф.7:6). И не могут разуметь, поелику духовно изследуется (это), то есть чрез духовного человека осуждается.
15. Духовный же человек, в коем совершаются дела Духа, между тем как все изследует, сам же ни от кого не изследуется.
16. Ибо, кто познал ум Господень, кроме того, кто будет причастником его? Подобно тому как говорят: прежние праведники, кои были участниками богопочтения, волю Божию познали, — тоже и мы, своим участием в страданиях Христа, приняли ум Христов.
Глава III
1-2. Но хотя вы имеете в себе дела Духа, — однако, я не мог вам говорить, как духовным людям: и как младенцам, кои начинают слушать Евангелие, во Христе молоко вам дал в питье, а не твердую пищу, потому что вы плотяны.
3-4. Ибо когда между вами зависть и спор из-за умножения и увеличения слушателей и из-за названия их именем каждого из вас, — то не плотяные ли вы?
5. Даже мы, ваши учители, что мы такое? Не служители ли, то есть посредники, чрез коих вы уверовали?
6. Ибо, хотя я насадил, Аполлос полил, но Бог возращение дал.
7. Итак, не от учителей ваших и не от ваших наставников, но от Бога возращающего.
9. Божии, ведь, (ибо) мы сотрудники и все мы к одному стремимся — угодить чрез вас Богу.
10. По благодати Божией, данной мне, как мудрый строитель, основание положил я, то есть — строитель Дух.
11. Основание же есть сама вера: кроме того, которое я проповедал вам, нет другого.
12-13. Если же кто надстроивает на этом (основании) добрые дела, как бы золото, или (наоборот) учение превратное и постыдные дела, как бы солому, то огонь, испытатель великого дня, испытает дело то.
14. Ибо чье здание останется, тот награду за здание свое в Царстве получит.
15. А чье здание сгорит, тот потерпит вред, то есть мучение; ибо хотя воскресение воздвигнет его и оживит, так, однако, жалко он оживет, как бы чрез огонь (в огне).
16. Не знаете ли, что храм Божий (есте) вы, и Дух Бога посредством дел живет в вас?
17. А если кто храм Божий повредит ненавистью, блудом и другим подобным сему, — погубит того Бог, ибо храм Божий свят, что (каковые) есте вы.
18. Итак, никто себя да не обманывает, пусть не думает, что не получит никакого наказания тот, кто вносит порок в тело свое, которое посредством даров благодати, удостоено быть жилищем Духа. Итак, если кто из вас подумает, что я (он) мудр в сем веке, то не только таковой ни мало да не похваляется этим, но даже еще глупым да будет, то есть простым и невинным, дабы быть мудрым в Господе.
19. Ибо мудрость сего мира глупость есть, то есть отвержена, у Бога; ибо так написано: уловляет мудрецов в хитрости их (Иов.5:14), то есть Тот, Кто судит их по помышлениям ихним.
20. И Господь знает умствования мудрецов; ибо, хотя они и считают эти мудрования остроумными и глубокими, но они суетны (Пс.93:11).
21-22. Итак, никто да не хвалится людьми, ибо только это одно (суетность) принадлежит им. Ибо все — ваше, не люди только, но также невидимое и видимое, приготовленное вам.
23. Итак, поелику все наше, да будем мы Христовыми, как Христос — Божий.
Глава IV
1. Так нас да считают люди, как служителей Христа и домостроителей тайн Божиих; посему не называйтесь именем кого-либо из нас, или из других.
2. А от домостроителей впрочем требуется (именно то), чтобы верным каждый оказался.
3. Для меня же это даже за поношение служит, чтобы я вами судим был, или когда-либо сыном человеческим.
4. Но хотя я знаю, что нисколько не обвиняюсь вами, и моя совесть (дух) ни в чем не упрекает меня, — однако не этим, то есть не тем, что моя совесть (ум) нисколько не обличает меня, уже оправдан я, ибо не совесть (ум) моя есть мой судья, так как судящий меня Господь есть.
5. Поелику же Он оправдывает меня в сознании или совести, то посему прежде времени не судите меня, пока приидет Господь, Который и осветит сокрытое, в тайне соделанное, и откроет намерения сердечныя, и тогда похвала будет каждому объявлена от Бога Судии.
6. Это я переложил на себя и Аполлоса ради вас, чтобы от нас вы научились, как мы, так и вы, не мудрствовать более, нежели написано, то есть — не хвалитесь мудростью, ибо написано о ней, что она есть глупость пред Богом, — и, как ею, так и всем прочим, да не надмевается один пред другим.
7. Ведь, кто же (как) отличит то, что ты имеешь, если ты получил даром и по благодати? А если чрез дар получил, то что хвалишься, как будто бы это было твое?
8. И что значит полученное вами — в сравнении с тем, что получили Апостолы? Уже при малых дарах, полученных вами, вы насытились и обогатились и без нас, то есть при нас (в виду нас, при нашей жизни), царствуете. Хорошо бы вам царствовать с ними (Апостолами), дабы и нам, имеющим эти дары, с вами царствовать.
9. Снова Апостол уничижает себя и своих товарищей, чтобы смирением своим рассеять гордость, которою обуревались Коринфяне. Ибо думаю, говорит, что Бог нам Апостолам в последнее время показал истину, как бы осужденным на смерть, потому что вот зрелищем стали мы миру и Ангелам и людям, то есть для язычников, священников и евреев.
10. Мы глупы ради Христа, а вы разумны во Христе, то есть, вы в славе, а мы в безчестии.
11. Даже до нынешняго времени (до последнего часа) терпим и голод и жажду.
12. И работаем руками своими. И не этим только одним сделались мы примером для них, но также и другими делами нашими.
13. Хулили нас, а мы благословляли их. Поистине, как бы посмешище какое выставлены мы пред миром этим, и мы попираемся всеми.
14. Но это я вам пишу не для того, чтобы устыдить вас, когда противоположное уже совершается у вас, но чтобы вы подражали нам — как дети.
15. Знаете, ведь, что чрез Евангелие я вас родил.
17. Для сего я послал к вам Тимофея, который вам напомнит пути мои, то есть: чтобы сообщил вам о делах моих, кои во Христе суть, — дабы знать вам, что как поступаю, так во всякой церкви и учу.
18. Некоторые из вас возгордились друг над другом, и думают, что я не приду и не смирю их.
19. Но приду скоро и узнаю не слово возгордившихся, но силу их.
20. Ибо не в слове имеем царство Божие, но в силе терпения.
21. Итак, чего желаете? с жезлом придти мне к вам, со строгостью то есть, или с кротостию?
Глава V
1. Вот, у вас появился блуд, и такой, какого нет у язычников, хотя вы и превозноситесь друг над другом, так что именитейший сын жену отца своего имеет.
2. А вы возгордились и превозноситесь духовными дарами своими, которые имеете. Почему же не предались плачу и не опечалились, с бичеваниями и постами, чтобы изъят был из среды вас, или этот грех, или виновник этого греха?
4. Итак, соберитесь, и я с вами в духе, с силою Господа нашего, Который среди вас есть.
5. Предать таковаго сатане во измождение плоти, чтобы дух спасен был в день Господа нашего Иисуса Христа, то есть: чтобы был отлучен от них и да предастся во власть дел своих, дабы прочие спаслись от погибели его. А если обратится он и совершит покаяние, то пусть опять примут его. Иначе, (т.е. если не покается), по отлучении его, да увещаваются другие, чтобы не подражали ему.
6. Не хороша похвальба ваша, ибо вот до чего довела вас.
7. Очистите в себе закваску зла, чтобы быть вам новым тестом во Христе, так как вы безквасны, ибо Пасха наша не агнец убитый, но заклан Христос.
8. Итак, да празднуем не в квасе ветхом, то есть не в делах закона, и не в делах лукавства, — но в опресноках правды, то есть в делах правды и истины.
9. Написал я вам в послании: не сообщайтесь с блудниками.
10. Не вообще с блудниками сего мира, или лихоимцами, иначе надо бы было из мира выйти.
11. Но если кто братом назовется, и будет блудником или лихоимцем и тому подобное, — то с таковым не сообщайтесь.
12. Ибо что нам о мирских людях судить? Кои внутри суть, сих судите.
13. Тех же, кои вне, Бог в день Свой будет судить и изымет зло из среды вашей в лице совершителя зол, который отлучается от среды вашей.
Глава VI
1. Как смеет кто из вас, дело имея к другому, оставлять святых и судиться у отличающихся лихоимством сынов мира?
2. Или не знаете, что святые мир будут судить, — то есть, что чрез них сей мир будет судим? И если вами будет судим мир весь, то неужели вы недостойны судить маловажныя тяжбы?
3. Или не знаете, что ангелов судим? О товарищах своих — Апостолах, говорит, которые судят священников, названных ангелами. Если великие судища будущие переданы нам, то не тем ли более земные тяжбы сего мира?
4. Итак, если житейския тяжбы будете иметь между собою, то ничтожных из народа поставляйте для суда.
5-6. К стыду вашему сказал я это, призывая вас к суду ничтожных людей. Почему тот, кто мудр между вами не творит суда между братом и ближним его? Посему пусть бы воздержались они ходить судиться у неверных.
7. Уже и то весьма как бы унизительно и постыдно есть в вас, что тяжбы имеете друг с другом. Ведь, если обиду получите, поступайте так, как повелено вам: если когда оскорбят вас, прощайте, как заповедано вам, и не вступайте в судбище друг с другом (Мф.5:38-41).
9-10. Или не знаете, что лихоимцы и блудники и все, кои совершают подобные этим деяния, царства Божия не получат во владение (не наследуют)?
11. И из вас такими когда-то некоторые были, но омылись, освятились и оправдались. Итак, да не возобновляется это снова в вас.
12. Все мне можно употреблять в пищу, но никто из-за яств да не властвует надо мною.
13. Пища для чрева установлена, и чрево требует питания. Бог же пищу и потребности чрева уничтожит. Также и тело назначено не для блуда, но для Господа, чтобы Он обитал в нем; и Господь для тела, чтобы освятить его и обитать в нем.
14. Бог же, Который Господа из мертвых воскресил, также и нас с ним воскресит силою Своею, то есть чрез Христа Своего.
15. Не знаете, что тела ваши члены суть Христовы, кои Он искупил и в кои вселился? Итак, взяв члены, в кои Христос вселился, соделаем ли телом блуда?
16. Или не знаете, что (совокупляющиеся) одним телом названы в законе: будут одним телом (Быт.2:24).
17. Но когда соединяемся с Господом нашим, один дух бываем.
18. Будем бегать блуда. Всякий грех, какой совершит человек, хотя бы и подвергал его второй смерти (Апок.2:11; 20:6.14), однако же вне тела его есть. Так, кто убивает и ворует, тот нимало, конечно, не соединяется чрез убийство, или воровство (с тем или другим человеком). Но кто блудит, у того не только ум (душа) прилепляется к встретившейся ему женщине, но соединяется также и тело его, почему и сказано было: будут двое плотью одной. Итак, блудящий против тела своего грешит, ибо тот, кто не задолго пред тем был членом Христа, чрез блуд делается членом блуда.
19. Или не знаете того, что тела ваши храм суть Духа Святаго, Который обитает в вас? Сначала сказал: не знаете ли, что тела ваши члены суть Христовы, — а потом присоединил еще сюда: не знаете ли, что тела ваши храм суть Духа Святого, Который обитает в вас, — дабы показать именно то, что люди соделаны жилищем и обиталищем Троицы. Это то же, что говорил Господь наш: кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет, и Отец Мой возлюбит его; и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:23).
20. Когда, говорит, сохраните ваши тела от всякой нечистоты, — то прославьте Бога, Который обитает в телах ваших.
Глава VII
После сего говорит он о девстве, которое возвышается над всем, — поелику законы не господствуют над ним. Зная, что о нем учил Господь Его (Мф.19:11-12), боялся проповедать о нем сам. Но когда увидал, что сами люди ищут его, то сделался советником их, а не наставником, — увещателем, а не законодателем.
1. А о чем вы написали мне, то хорошо человеку женщины не касаться, как и вы сказали:
2. Ради же блуда каждый свою жену пусть имеет.
5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве только с согласия на время, для исполнения религиозных обязанностей, во время постов и молитв. Итак, по дням торжественным воздерживайтесь, да не искушает вас сатана.
6. Но это говорю по снисхождению, а не приказывая.
7. Ибо желаю, чтобы всякий человек был — как я сам. Без повеления Господня он избирал это. Но благодать каждому дана от Бога. И это также назвал повелением Господа своего, (потому) что не всякий человек имеет силы для этого. Сказал далее: один так, а другой так, поелику один — таков, и этим может оправдаться, а другой — иным образом, когда дано ему царствовать.
8. Безбрачным же, или жены не имеющим, тем именно, кои вдовцы, или которые вдовы суть, хорошо (есть) им, если так останутся, как и я.
9. А если не воздерживаются, то пусть и они вступают в брак (брачатся); ибо лучше (есть) вторично вступать в брак (брачиться), нежели разжигаться похотью.
10. Вступившим же в брак (тем, кои соединены браком) повелевает Господь Сам: жене от мужа не отделяться.
11. Если же отделится — оставаться безбрачною, если изберет себе чистоту, или с мужем своим примириться, а не отдаваться другому.
12. Если кто жену имеет идолопоклонницу (неверующую), и жене угодно жить с мужем своим, — пусть живет.
13. И если какая жена имеет мужа неверующаго, и ему угодно жить с женою, то пусть живет.
14. Если же верующий муж подумает, что незаконен будет брак его ради неверующей супруги, то да знает, что свято семя мужа неверующего в утробе верующей матери; подобным же образом и плод жены неверующей свят ради мужа верующего. А если бы то, что я сказал, было не так, то следовательно дети их, если следовать мнению их, были бы нечисты; но теперь они чисты, если пребудут в вере, которую я предал им.
15. Если же неверующий хочет отделиться от самого верующего, пусть отделяется, ибо нет в этом никакой необходимости и опасности для верующего.
16. Почему знает муж верующий, — не спасет ли жену неверующую? Или почему знает жена, — не поможет ли она мужу идолопоклоннику сделать первые шаги веры?
17. Но каждый, как призвал Бог, то есть, как обретен он, когда призван к Его Евангелию, так уже и да остается: и что вам говорю, всем также Церквам повелеваю.
18. Если обрезанным кто призван, нимало пусть не жалеет о том, что он не с крайнею плотью. Подобным же образом, если в необрезании кто призван, пусть не обрезывается.
19. Ибо обрезание то и необрезание ничто суть, но соблюдение заповедей Божиих.
21. Также, если рабом призван ты, пусть это тебя не заботит. Если можешь еще также сделаться свободным, и выйти, и проповедывать Евангелие, и претерпеть преследование за него, — это тебе полезно будет, — будь свободен.
22. Ибо в Господе призванный раб свободен есть, вследствие самого крещения Господа нашего: а кто свободным призван, тот чрез смирение раб есть Христов.
24. Поелику же это равнозначительно, то и сказал поэтому, что каждый в каком звании призван, в том пусть остается.
25. О девах же повеления какого-либо от Бога не имею, а совет некий даю, как человек получивший милость от Бога и удостоенный того, чтобы быть мне верным сему Евангелию.
26. Я так думаю лучше быть, то есть легко и удобно, ради опасности мира.
28. Если ты жену взял, не согрешил. Однако ж, назвал это скорбью, потому что предстоит им необходимость опасности по плоти. А я, братья, вас жалею.
29. Ибо время, то есть, или конец, или день кончины нашей, сокращено есть и приспело. Поэтому и имеющие жен, — да будут как не имеющие.
30-31. И плачущие, то есть те, кои печальны, — да будут как не плачущие, а пользующиеся благами мира, пусть не впадают в роскошь.
36. Если кто имеет девицу и, после того как в течение известного времени сохранит обет свой, узнает, что он не в состоянии (соблюдать обет), то ради проведенного времени не должно ему стыдиться.
37. А кто постановил в духе своем, и ему не предстоит никакой опасности пожелания к перемене решения, и это решил в сердце своем — соблюдать свою деву, — тот хорошо делает.
38. Итак, и выдающий замуж девицу свою хорошо делает, и не выдающий, кто то есть удерживается, лучше делает.
Глава VIII
1. А об идольских жертвах знаем, поелику все мы знание имеем. И хотя это знание надмевает тех, кои ходят туда для еды, но любовь, которая щадит ближних своих, туда не позволяешь ходить, и она созидает.
2. Если же кто возомнит, что он что-либо знает, тот еще не познал, как подобало бы ему знать, ибо весьма много есть такого, что он не познал.
3. Но кто любит помогать (ближним), тот познал.
4. О ядении же идольских жертв знаем, что ничто есть идол в мире и, между всеми называемыми богами, нет иного Бога, кроме Единаго только.
5-6. Ибо хотя и есть предметы, коим воздается богопочтение, на небе или на земле, как уже сказал я, так как на небе солнце и луна называются богами, и другие также предметы на земле, — но для нас один Бог Отец, из Коего все создано, и один Господь Иисус Христос, чрез Коего все создано.
7. Но не у всех есть знание о том предмете, о котором я сказал. Есть некоторые простецы между верующими, которые ходят для ядения в дом идола; поелику верующие видят, что священники и учители ходят туда, и по нетвердости своего ума считаются нечистыми, как скоро думают, что то, что мы вкушаем здесь, есть как бы идольская жертва.
9. Смотрите же, говорит, и берегитесь, чтобы эта власть, которую вы имеете, или ядением всего, или невоздержанием себя от вхождения в те места, как-либо не послужила соблазном для немощных.
10-11. Ибо если кто из братьев будет нетверд умом своим и увидит тебя, имеющаго знание, там возлежащим, — то он, при ложном взгляде на жертву, увлеченный желанием к ядению идоложертвеннаго, — вот, погиб невинный, ради коего Христос умер.
12. Итак, не вводите в грех братьев своих и не соблазняйте их, то есть не заставляйте их колебаться, ради совести их немощной. Не считайте же это за нечто легкое, так как против Христа согрешаете, если не будете оберегать братьев своих.
13. Подлинно, если из-за пищи, которая извергается в отхожие места, соблазняется брат мой, то не только воздерживаться буду от мяса, которое в несколько дней съедается в доме идола, но совсем не стану есть мяса вовек, дабы брата моего не соблазнить.
Глава IX
1. Не свободен ли я, так как я не рабствую служению чрева? Или не Апостол я, если освящу и вкушать стану, как и вы, все? Разве Христа Иисуса я не видел? Поелику — ради сего Он укрепляет меня. Разве не дело мое и страдание вы есте в Господе моем, если повелю вам это?
2. И хотя для других, кои не видели сил моих, я не Апостол, но для вас-то, кои чрез меня получили дары Духа, Апостол я (есмь). И печать апостольства моего вы есте чрез говорение языками, которые вы получили чрез Духа.
4. И если мы соделаны достойными больших даров апостольских, то разве не имеем мы власти есть и пить, как и Апостолы, кои едят и пьют.
7-8. Защиту начал он вести за себя и товарищей своих, говоря: Кто служит в войске на своем содержании когда-либо? и прочее.
9. И в законе, говорит, написано: не завязывай рот вола молотящаго (Втор.25:4). Неужели о волах одних есть забота у Бога, а о нас нет?
10. Но, очевидно, посредством волов символическое сделал предуказание на нас, когда предварительно позаботился о волах.
11. И неужели великое что-либо есть то, что мы от вас плотское пожнем, если сами мы вам духовное посеяли?
13. Ведь, и те, кои служат в капище, питаются от этого дома, — и те, кои служат при жертвеннике в Иерусалиме, с жертвенником делятся.
14. И Господь наш установил, говоря, что кто Евангелие Его проповедуют в народе (Израильском) и у язычников, от самого Евангелия да живут; Он сказал именно так: от дома того ешьте, — достоин работник пищи своея (Мф.10:10; Лк.10:7).
15. Я же, хотя и имею во всем этом пример для себя, однако ничем таким не утрудил вас; ибо благо мне лучше умереть от голода, нежели чтобы похвалу мою эту, что я благовествую даром, кто-либо упразднял.
16. Притом, если благовествую я, то за это не должно быть мне никакой благодарности и нет мне похвалы, то есть не в моей воле это, но необходимость лежит на мне от Того, Кто послал меня: увы, (горе) мне (есть) от суда Его, если не буду благовестить.
17-18. Ибо если добровольно это я сделал бы, награду получил бы за добрую волю, живущую во мне. Если я был верен домостроительству, то какая награда мне, если ради награды совершаю вверенное домостроительство?
19. Ибо, будучи свободен от этих всех, я всем себя поработил, дабы для наследства приобрести наследников.
20. С Иудеями, посвященный, я вошел в храм, дабы Иудеев приобрести (Деян.21:26).
21. С подзаконными я остригся (Деян.18:18), дабы их приобрести. И для неподзаконных, для Афинян, в то время, когда я, войдя (в Афины), ходил среди капищ ихних, я сделался как неподзаконный, дабы приобрести их (Деян.17:16).
22. С немощными, кои падают и погрешают, я был немощен, дабы их приобрести. Подобное же говорит: кто изнемогал бы, и я бы не воспламенялся? или кто соблазнялся бы, и я бы не изнемогал (2Кор.11:29)?
23. Сие же делаю, дабы чрез это все причастником быть Евангелия Христа, Который желает жизни всех людей.
24. Не знаете ли, что на ристалище, то есть Олимпийском, бегущие, хотя многие бегут, но один остается после другого, пока одному только не достанется награда.
25. И каждый из состязающихся там в беге от всего вредного воздерживается, дабы тленный и преходящий венец получить. Сколь более надлежит нам, с увеличением и расширением подвига нашего, предохранять себя от всех дурных дел? Поелику подвизаемся из-за венца нетленнаго и непреходящего.
26. Посему я не так бегу, как на неверное, как тот, кто не знает, зачем он состязается, так что может получить поражение вместо ожидаемой победы; не так бьюсь, чтобы напрасно ударять по воздуху.
27. Но укрощаю тело мое постами и порабощаю бдениями, дабы, проповедав другим царство небесное, сам я не остался недостойным этого царства.
Глава X
Приступает к доказательству того, что в переходе Евреев чрез море и событиях в пустыне предуказывались таинства Господа нашего.
1. Отцы наши, говорит, все под облаком были (Исх.13:21-22).
2. И все в Моисее крещены были, в облаке и в море (Исх.14:19.22).
3. И манну — пищу духовную ели (Исх.16:15).
4. И питие духовное, истекавшее из скалы от жезла, пили (Исх.17:6). А скала, по своему символу, была Христос Сам. Итак, море поставил он (Апостол) за символ крещения, — а облако, распростиравшееся над ними и осенявшее их, было образом руки священника. Как после крещения приступает человек к Телу и Крови (Христа), так и Иудеи в то время крещены были в прообразе, и манну духовную потом вкусили, и пили воду духовную. Духовными названы по причине манны, сходившей свыше (с неба). Тоже и воды, кои снова и чудесно истекали из той скалы. Так и Христа назвал тою Скалою, ибо, подобно скале, пронзен был ударом копья бок Господа нашего и из него искапали кровь и вода (Ин.19:34), — кровь — в очищение и в питие всех народов.
5-6. Но все это совершено было с ними не потому, что на множестве их почило благоволение Божие, ибо в то время, когда происходили эти прообразовательные события, они (Иудеи) поражены были, очевидно, смертью, в самой пустыне (Числ.14:29; 26:64-65). Но (сделано это Богом) для того, чтобы, чрез самое это поражение их, они послужили бы нам образом и примером: чтобы не быть нам похотниками зла, как и они (Числ.11:4; Исх.32:6).
8. И да не блудим (Числ.25:1.9).
9. И да не искушаем Христа, подобно Иудеям (Числ.21:5 сл.).
11. Это же все образно происходило с ними, а написано было для вразумления нас.
12. Итак, кто мечтательно думает, что он твердо стоит, тот да остерегается греха, да не падет и сам.
13. Но верен Бог, Который не пошлет на вас искушения выше того, что можете, то есть не прострет искушения выше немощи нашей: но совершит тут же вместе с искушением вашим исход, так что можете перенести.
14. После того, как дал эти повеления, переходит к благоразумному порицанию и обвинению тех, кои с отцами и братьями своими ходили на празднества в дома язычников. Бегайте, говорит, от идолослужения, обозначая место, где чтились бесы, — дабы вы, приходя туда, не сделались как-либо сообщниками бесов, там почитаемых.
15. Судите вы сами о том, что говорю.
16-17. Ведь, как чрез одно Тело, которое получаем, одним телом делаемся мы все, так и вы чрез одну пищу, которую там едите, станете одно.
18. Вместе с приведенным мною для вас примером духовным, даю вам другой пример — телесный. Посмотрите на Израиля плотского (по плоти): ведь те, что едят жертвы, они общники суть жертвенника.
19-21. Не то говорим, что идол есть что-либо, ибо я знаю, что то, что приносят в жертву язычники, они бесам приносят. Ради сего увещеваю вас избегать их, так как общение ваше с бесами устраняет вас от общения с Господом нашим: ибо не можете чашу Господню пить и чашу бесовскую, ни есть за столом Господним и за столом бесовским.
22. Или ревность хотите вызвать у Него этим? Разве сильнее Его мы (есмы), так что не взыщет этого с нас?
23. И хотя все можно ради свободы, но не все, что можно, бывает полезно ближним нашим.
24. Не своей только пользы должны искать мы, но и ближних.
25. Все, что продается на торгу, ешьте, только к жертвеннику бесовскому не приступайте. Ради совести не распрашивайте о том, что находите на рынке, — совесть разумею не распрашиваемых, а распрашивающих.
27. Если кто из неверующих зовет вас на обед, и вы желаете пойти, — то все, предлагаемое вам ешьте, по причине голода, никого не распрашивая ради совести, дабы не ослабеть ей.
28. Если же кто скажет: это священная жертва, — то не ешьте ради того, кто объявил.
Ибо Господня земля с полнотою ея (и что наполняет ее). И хотя здесь вам не даст есть, но в другом месте не воспрещает вам.
Ради совести, будет ли слаб, или окажется твердым.
29. О совести же говорю не моей, но другаго. Для чего свободе моей подвергаться суду чужой совести? то есть: если они соблазняются, то стану ли и я подобен им?
30. Если же я с благодарением принимаю пищу, то для чего подвергаюсь хуле за то, что я благодарю? Быть может, лжеапостолы хулили его за то, что проповедывал и ни от кого (за это) ничего не брал, — и, таким образом, преградил вход для лжеапостолов, которые устремляли свои глаза только на получение (вознаграждения за проповедь).
Глава XI
1. Итак, подражателями мне будьте, как и я Христу. Поелику вы не видали Христа, так чтобы Он был для вас примером, то нам подражайте, — так как и мы подвизаемся в подражание Христу.
2. Превознес их даже до гордости, говоря: хвалю вас, братья, что всегда меня помните, — и как я предал заповедь, так держите.
3. Глава, говорит, мужа Христос есть, глава же жены муж ее есть, а глава Христа есть Бог Его. Этими двумя примерами хотел показать, что как то тело, которое названо Христом, поскольку оно одной природы с человеком, есть глава мужа, и как муж, имеющий одинаковую с женою природу, есть глава жены: так и глава Сына не есть какой-либо другой, от Него отличной природы, так как Бог имеет ту же природу и есть глава Его.
4. Итак, всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает голову свою.
5. А всякая жена, молящаяся или пророчествующая с непокрытою головою, постыжает голову свою. Речь эту он ведет о женщинах Рима, Коринфа и других городов, в которых они, входя в Церковь для молитвы и иногда для пророчествования, пророчествовали с открытою головою, — что, однако ж, не по какому-либо бесстыдству делали они, — следуя древнему обычаю. Словами, которые Апостол сказал о главе мужа и жены, он хотел ввести обычай носить покрывала на голове женщинам, которые с давних времен ходили без покрывала, с открытою головою.
9. Не создан, говорит, муж для жены, но, как все для Адама создано, так и Ева для Адама сотворена.
10. Посему должна жена честь иметь на голове ради ангелов, то есть священников, ибо хотя инде понуждает ее к повиновение, везде, однако, ради священства в повиновении его есть.
12. После же того, как умалил и унизил жену, опять превознес ее и восхвалил, говоря: как жена от мужа, так и муж чрез жену. Вот, говорит, с своей стороны она скорбью (дето)рождения воздает мужу то, что должна бы (воздать) ему за время, в которое она взята была от него время сна без мук рождения.
16. Если же из Греков какой-либо любитель споров возразит против этого, говоря: древний обычай это, и потому не должно оставлять его, — то (ответим) мы, — именно в странах Сирии живущие, такого обычая не имеем, ни церкви Божии, кои основаны в других странах.
17. Ибо не к лучшему ушли вы (вперед), но чрез это к худшему низойдя, склонились; ибо ради этого вы низошли до таких изветов.
18-19. Кроме того, когда вы сходитесь на собрание ваше в церковь, слышу, что разделения бывают между вами и распри происходят, дабы и искусные и терпеливые известны стали у вас.
Собирались они для (празднования) Пасхи в пятый день (недели), в вечернее время, в которое Господь наш роздал Тело Свое на вечери; и уже после того, как наедались и напивались, преломляли потом Тело и принимали. Поелику же некоторые из них постились и терпеливо дожидались товарищей своих, а иные, не первыми приходившие, наевшись и напившись, спешили взять Тело и уйти, — то позднее приступавшие, которые не наедались, вследствие этого удручались стыдом и большою скорбью. Вот в этом-то и обвиняет и укоряет их, говоря:
20-21. Когда сходитесь вы в одно место в день Господа нашего, то каждый предвосхищает свой ужин для ядения: одни из вас бывают голодны, а другие пьяны.
22. Зачем же Церковь Божию презираете, обращая ее как бы в кормчу, — и стыдите не имущих, кои по нужде и бедности своей не приготовились?
23. Я ведь предал вам это: как принял я от Господа моего, то предал вам.
24-25. Ведь, хотя Он после вечери преломил и дал им (Апостолам) Тело и Кровь Свою, однако ж, не между голодными и упившимися роздано было Тело то, как это у вас делается ныне.
26. Но всякий раз, когда будете есть хлеб сей и чашу пить, смерть Господа нашего будете вспоминать. Но смерть Господа нашего, поистине, непристойно вспоминать при таком смятении и беспорядке; и не должны, если Он дан нам по благодати, вкушать Его с нерадением и пренебрежением.
27. И как тот, кто не приобщается и не участвует в сем таинстве, не имеет жизни, — так и всякий, кто станет есть сей хлеб и пить чашу недостойно, повинен будет (в преступлении в отношении к) Телу и Крови Господа. Распространяется это также и на все народы и века.
29. Ибо ядущий и пиющий недостойно, суд себе ест и пьет.
30. Посему у вас многие немощны и больны, — те, что поражены в телах своих, поелику дерзко приступили к Телу Христову, — и многие умерли, поелику без страха и трепета приступили к врачевству жизни.
31. Но если бы мы разсуждали себя самих и (потом) приступали бы к Нему, то без сомнения не были бы судимы, не осуждались бы Им.
32. Если же подвергаемся суду, то от Господа получаем наставление чрез это, дабы вместе с этим миром не подвергнуться осуждению в конце.
33. Итак, братья, когда сходитесь, друг друга дожидайтесь.
34. А кто голоден и не имеет терпения дожидаться товарищей своих, тот дома пусть ест, дабы не к осуждению собираться вам.
Глава XII
1-2. О духовных же, — они были удостоены даров Духа и вдохновлены, — знайте прежнее унижение ваше, поелику были вы язычниками и безгласных идолов почитали.
3. Как никто, в Духе Божием говорящий, и во имя Иисуса совершающий чудеса Духа, не скажет анафемы Христу, — так никто не может сказать: Господь Иисус, если не Духом Святым. Человек, в котором совершается действие даров Духа, — он может провозглашать и говорить: Господь есть Иисус.
4-7. Хотя, говорит, разделения даров (благодатных), служений и сил есть между вами, и разделение существует между благодатью и благодатью, — один и тот же однако есть Дух.
8. Так одному дана речь мудрости, то есть слово знания.
9. Другому дана вера, так что умирает за нее; иному благодать исцелений.
10. Иному дана способность укрепления ближних во время испытания; иному пророчество, дабы открывать и указывать, что имеет быть в последующие времена; иному различение духов, то есть хорошее управление в церкви; иному роды языков различные; иным же истолкование тех же языков.
11. Сие же все от Одного и Того же Духа, Который дает и разделяет по воле Своей.
12. Сверх того, обращается к доказательству этого посредством примеров, взятых от тела. Хотя действие всех этих даров не требуется в одно и то же время, однако — каждый из них бывает весьма необходим в свое время. И хотя бы один из даров был больше другого тем, что он для известного лица и времени более необходим, однако — при том же самом условии оказывается необходимым и каждый дар.
13. Итак, хотя благодатные дары Духа излиты на Иудеев и язычников, на рабов и свободных, — однако, Единым Духом мы напоены, и Им и ради Него сделаны все мы членами Духа.
14-25. Посему высшие у нас дары не могут отправлять своего служения, если не воспримут откровения от наименьшего у нас дарования. Поелику, как не может сказать голова ногам: вы мне не нужны, ибо есть у нас члены, кажущиеся слабейшими, однако оказывающиеся необходимыми для нас, — и другие, которые хотя и считаются менее благородными, однако тем большее попечение мы должны оказывать им, — так, и велик ли дар, или мал, знатен ли человек, в коем он действует, или незнатен, — но Бог соразмерил Церковь, как и тело, и дал большую честь меньшему, дабы не было разделения в самом теле Церкви, как не бывает какого-либо раздора в членах тела.
Но как в этом соревновали они, стараясь превзойти один другого, то оказывается вынужденным ограничить их надменную похвальбу этими дарами, и возвеличивает выше всех даров любовь, которая оставалась в небрежении у весьма многих. Если хотите, говорит, соревновать друг другу, то не в тех меньших дарах, кои не суть ваши и на коих вы сосредоточены, но в больших (добродетелях), коих вы еще не достигли. Итак, я путь покажу, ведущий к жизни и лучший того, каким блуждаете вы.
Глава XIII
1. Какая похвала будет тому, кто чрез Духа получил дар говорить одним, или другим языком? Ибо, если бы я языками людей говорил или Ангелов, любви же не имел бы, то я сделался (бы) потом как бы медь звенящая, или кимвал звучащий. Как медь или кимвал суть бездушные предметы и издают звуки с чужого голоса и тона, так и всякий, говорящий языком, поелику не знает того, что говорит, — подобен меди, так как не понимает значения голоса.
2. Против же тех, кои надмевались пророчеством, знанием и верою, говорит: и если буду иметь пророчество, не так — как вы, но если бы узнал тайны все, вам открытые, — пусть, кроме того, дастся мне все знание, вместо малой доли сообщенного вам знания, — и пусть, сверх того, будет во мне не та малая вера, какую имеете вы, — но если буду иметь всю веру, так чтобы горы переставлять, а любви иметь не буду, — ничто я.
3. Так как некоторые превозносились над ближними своими, одни — щедростью своих подаяний, другие — страданиями за Евангелие, то и против них сказал: и если раздам в пищу бедным все имения мои, и если предам тело мое, чтобы прославляли меня, а любви иметь не буду, — нет мне никакой пользы. Это то же, что сказал Господь наш: не творите подаяний ваших как бы для виду людей, иначе никакой награды не имеете у Отца вашего, сущаго на небесах (Мф.6:1).
4. Любовь долготерпелива, милосерда, вопреки чему вы поступаете в отношении друг друга. Любовь не завидует, как вы.
5-7. Любовь не ищет того, что полезно себе, но того, что полезно многим для спасения их. Итак, если перечисленные мною качества не проявляются у вас по недостатку любви, то какую пользу принесет вам похвальба дарами, которыми вы гордитесь?
8. Сверх того скажу: любовь никогда не отпадает, то есть не уничтожается, как уничтожаются ваши дары, кои имеете; также и пророчество, которое имеете, упразднится, и языки прекратятся.
9. Ибо, хотя отчасти знаем, все-таки знаем столько, сколько должно нам знать.
10. Когда же придет совершенство, тогда упразднится, что отчасти.
11. Как детские помышления твои упразднились пред тем знанием, какое теперь имеешь ты, — так должно уничтожиться наше теперешнее знание пред тем знанием, которое мы стяжаем в будущем.
12. Видим ныне, как чрез зеркало в загадке, в совершенном же состоянии будет истина, — что и означает: лицем к лицу. Ныне познаю отчасти, но в совершенном состоянии познаю не так, как познал я, но как познал меня Бог по делам моим.
13. Итак, пред всеми дарами, коими вы превозноситесь, остаются: вера, надежда, любовь; ибо великое значение имеет — верить, что существует Бог, — и надеяться на то, во что кто верит, а также и любить заповеди Того, от Кого надеемся получить дары.
Глава XIV
1. Достигайте любви, потом благодатных даров Духа, особенно же того, чтобы пророчествовать.
2. Ибо кто говорит языками, говорит Богу, знающему, что говорит, ибо никто другой и даже сам он не знает, что говорит.
3. А кто пророчествует, людям говорит, которые слышат и знают, что говорит он назидание, увещание и утешение.
4. Кто говорит языком, себя только самого назидает тем, что узнает, что он удостоен даров Духа, — а кто пророчествует, тот всю Церковь Божию назидает.
5. Желаю же всем вам говорить языками, но лучше пророчествовать; ибо пророчествующий, по доставляемой им пользе, больше (есть), чем говорящий языками.
6. Ибо если я приду к вам, языками говоря отличными от всех ваших, то чем вам буду полезен?
7. Разве я не буду — как свирель и гусли без души; ибо если не дадут некотораго различия звуков, как узнать то, что играют на свирели или на гуслях?
9. Так и вы, если скажете какое-либо слово на языке, чуждом вашему эллинскому наречию, будете вследствие этого как бы на воздух говорящими, а не с людьми.
13. Посему говорящий языком, пусть молится, чтобы на греческом языке эллинов могло быть истолковано то, что говорит на чужом языке. Дары Духа были такого рода, что одному давались роды языков, а другому — толкование языков, так что один имел нужду в другом, то есть — кто говорил в том, кто толковал; Церковь же — в том и другом.
14. Если я молюсь, говорит, языком, то дух мой молится, а ум мой безплоден (есть), то есть: Дух Святый, говорящий, знает, что говорит Он во мне, — но ум мой, поелику не знает, что говорит языком, остается без плода в оной молитве.
15. Посему не прошу в молитве, чтобы знать мне значение языка, но если буду молиться духом, то буду молиться и умом.
16. Кроме того: если посредством языка, который получил ты, благословишь духом твоим, то простец, чуждый языка твоего, как может сказать аминь в конце благословения?
17. Хотя бы хорошо ты сказал, но ближний твой не понимает, что ты скажешь; посему — не назидается.
18. Ведь, вы знаете, что я более вас языком говорю, но я нисколько не хвалюсь этим.
19. Но в народе желаю пять слов правильно и с толком сказать и другим быть полезным, нежели тьму слов на языке наговорить; так как не достохвально это, и я не принесу пользы ближним моим.
20. Не будьте дети мыслями вашими, чтобы гоняться за такими (мыслями), которые возмущают простецов и совершенно бесполезны для совершенных.
21-22. В законе написано, что на ином языке и устами иными буду говорить народу сему, и ни так станут выслушивать Меня, говорит Господь (Ис.28:11-12). Итак, если ради народа того даны языки, дабы посредством языков познавали бы время нового Евангелия, то теперь языки в знамение суть не верным, каковы есте вы, но неверным, то есть рассеянным Евреям, — тем, о коих сказано: и так не будут выслушивать Меня, говорит Господь. Пророчество же — не неверным, но верным: ибо если не веруют тому, что говоришь, — то как будут слушать то, что станешь говорить?
23. Итак, если сойдется весь народ вместе, и все языками заговорят сразу, то простецы, которые войдут туда, не скажут ли, как сказали об Апостолах, что они напились сладкаго вина (Деян.2:13), — и о нас, что мы подлинно безумны?
24. Если же все пророки были бы и назидали бы, войдет же кто неверный или простец, то он обличается от заблуждения своего и судится дурными делами своими.
25. Итак, тайны сердца его явными делаются чрез пророчество, которое открывает тайны его, — таким образом, падая на лице поклоняется и говорит: истинно Бог есть в них, ибо Он открыл то, что было сокрыто внутри, в сердце.
26. Итак, когда сходитесь для совершения служения или единосубботия (воскресного богослужения), то кто знает псалом, пусть поет, — кто учение имеет, пусть учит, — и, таким образом, по одиночке друг за другом пусть говорят все к созиданию Церкви.
27-28. Если же языком кто говорит и не будет могущего истолковать, то пусть молчит в народе; себе же да говорит молитвами, к Богу изливаемыми.
29. Пророки так же — двое или трое пусть говорят, а другие — да разсуждают, то есть пусть делают понятным народу то, о чем пророки пророчествовали.
32. Ибо дух пророчества пророкам подчиняется, то есть: что говорил один пророк, это изъяснялось другим пророком.
33. Ибо не есть раздора Бог, но мира, то есть не смятения и беспорядка, но благоустроенности и порядка.
34. Как во всех церквах у святых, жены ваши в церквах да молчат. Говорят, что какая-то женщина у них — пророчица говорила в собрании (Церкви) Коринфян.
37. Посему сказал: если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть знает прежде, что я написал вам, потому что это Господни суть заповеди.
38. В противном случае и сам он пред Господом нашим не познается.
39. Итак, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать и не препятствуйте тем, кои говорят языками.
40. Все же благопристойно, благоразумно и по чину совершайте, как и подобает.
Глава XV
1-10. Опять сказал о восстании воскресшего Господа нашего, Который явился Петру (Лк.24:34.36) и Двенадцати (Ин.20:19 сл. Мф.28:17; Мк.16:14); явился и свыше пятисот братиям зараз, из коих многие пребывают доселе, когда сказаны эти слова. И после того как явился Иакову и Апостолам всем, то есть семидесяти двум, — после всех явился и мне, как худшему между Апостолами (Деян.9:4 сл.).
11-12. Итак, я ли, Апостолы ли, все мы так проповедуем о Христе… что воскрес из мертвых. Как же, поэтому, некоторые из вас говорят, что воскресения мертвых нет?
13. Если же воскресения мертвых нет, между тем как и распятие ради этого было, то следовательно и Христос доселе еще не воскрес.
17. И тщетна (есть) вера ваша в Господа, и вы еще в тех же грехах есте, ибо не получили очищения от неверности вашей, когда вы погребены в крещении с Тем, Кто умер и воскрес в третий день.
18. И, стало быть, по вашему слову (учению), почившие во Христе мученическою кончиною погибли, так как нет для них воскресения.
19. Если же в сей только жизни, подверженной преследованиями, на Христа надеемся, то ведь жизнь наша несчастнее всех людей, какие когда-либо были в мире. И если здесь мы мучаемся постами и преследованиями, а там не получим воздаяния, — если это так будет, — то станем есть и пить (ниже ст.33), воспользовавшись, по крайней мере, настоящим, — если именно, по вашим словам, кроме того, что есть здесь, мы не имеем получить ничего другого.
20. Но истинно Христос воскрес из мертвых и начатком стал воскресения всех мертвых.
21-22. Ибо, как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых.
23. И хотя живут они чрез оживотворение (воскресение), но каждый каким оказывается, так и живет. Первый Христос, то есть прежде воскрес Христос; потом в пришествие Его воскресают те, кои суть Христовы.
24. Потом настанет конец, когда предаст царство Богу Отцу, — не потому, чтобы Сын не был Царем, ибо если Отец Царь, то и Сын, как сын Царя, есть Царь; поелику Отец будет Главою нового царства, и потом, по порядку — правильно поставил Сына после Отца: когда упразднит, продолжает, все начальства, и власти, и силы, — и начальников — гонителей Евангелия, и злые силы отца ненависти (диавола).
25. Должно же Ему царствовать дотоле, когда положит всех врагов, разумей телесных и духовных, под ноги Его.
26. Последний же, то есть после того и смерть истребится — враг жизни людей; ибо все подчинил под ноги Его в конце.
27. Когда же говорится: все подчинено; также сказал в одном месте: все Мне предано Отцем Моим (Мф.11:27). Когда говорит: Мне предано, то не думай, что не дано; иначе ложно передашь изречете: все, что есть у Отца, то Мое есть (Ин.16:15) — и другое: все, что Мое есть, то Твое есть, — и что Твое есть, то Мое есть (Ин.17:10). Итак, сказал это к нам, ради плоти, а не потому, чтобы так было по божескому естеству Сына.
А когда говорит (далее в 28-м стихе): подчинится Ему все, то очевидно, что подчинено ему все, кроме Того, Кто подчинил Ему все.
А если очевидно, что подчинил Ему все, как сказал ты, господине мой, Апостол, — то как же говоришь: когда подчинится Ему все? Но если не подчинено Ему все, то как же говоришь: подчинено Ему все.
28. Итак, если подчинено Ему все, то как же говоришь: когда подчинено будет Ему все, тогда и Сам Сын подчинится Подчинившему Ему все? Кто же решится сказать: когда подчинится Сыну все, тогда возвратится и подчинится Сын Отцу? Ведь вот, подобным почти образом, и диаволом сказано Ему было на горе: эти все царства и славу их Тебе дам, если повергшись униженно поклонишься мне (Мф.4:8-9). Ведь, если после того как подчинится Ему все, тогда Сам подчинится Ему, — если, говорю, это так: то теперь Он не подчинен, — и когда подчинится Ему все, то за это возвратится и подчинится Тому, Кто подчинил Ему все. Притом, когда подчинял Отец все Сыну, разве Сам Сын не мог все подчинить Себе Самому?
Диавол был в состоянии подчинить все твари суетною надеждою, — а Сын ужели не мог подчинить Себе всего? Правда, хотя причиною всего этого было уничижение, однако не такое, чтобы, когда подчинится Ему все, тогда подчинился и Сын Отцу, — Тот, Кто от начала веков без изменения пребывает с Отцом Своим чрез рождение. Не говорим, что ему не подчинено было все, но подчинено Ему все и не подчинено Ему. Подчинено, конечно, Божеству Его, почему сказал: все Твое Мое есть; подчинится же — плоти, которая по природе своей, конечно, была в подчинении, а по милосердию благодати Его сделал ее покорительницею высших и низших (Флп.2:10).
Итак, когда и Отцом подчиняется Сыну эта мятежная свобода, тогда чрез Него и с Ним подчиняется и Отцу, да будет Бог все во всем, то есть: чтобы Бог был между всем, как Сам Он есть, и место всего, поелику ведь и теперь пребывает Он скрытно и в тех, кои не желают, но в конце будет во всех уже и явно: в Нем воссияют праведники как солнце (Мф.13:43), или даже сильнее солнца, насколько в состоянии будет воспринять природа человеческая.
29. Затем, возвращается к прежней речи своей, говоря: что будут делать крестящиеся за мертвецов, если мертвецы не воскресают? Ведь, если не воскресают, то какую пользу получает тот, кто крестит его? Для чего бы стал креститься с ним в крещении?
30. Для чего и мы претерпеваем гонения, если не будет воскресения?
32. Кроме того, в Ефесе меня бросили даже зверям: что мне за польза была бы сделаться пищею зверей, если бы я не имел получить воскресения, как это утверждаете вы? В таком случае, станем есть и пить, пока мы живы, если нет обещанной жизни после тления.
33. Не заблуждайтесь по следам тех, кои так говорят вам; ибо портят чистые ваши души худыя беседы Греков.
35. Ибо они говорили: как это воскресают (могут воскресать) мертвецы? В каком же теле придут, ибо вот тело их лежит уже (в земле), истлело и уничтожено?
36. Приводит им сравнение с семенем, которое получает жизнь чрез смерть свою.
37. Но семя нисколько не подобно ростку из него, поелику сеешь одно только голое зерно.
38. Бог же облекает семя твое телом, как хочет.
39. И хотя все семена заставляет давать ростки, ибо каждому семени дает собственное тело, однако — не всякая плоть птиц, зверей и людей одна и та же есть, так чтобы все безразлично достигали этого самого воскресения; но иная плоть людей, которая была создана рукою Бога, и ей обещано воскресение, — и иная плоть скотов, и птиц, и рыб, кои лишены такового же (воскресения).
40-41. Иное тело есть у небесных, то есть совершающих дела небесные, — и иное тело есть у земных, кои совершают зло на земле: так и звезда звезду превосходит светом своим.
42. Так небесные превосходят земных в воскресении мертвых.
Итак, сеются тела в тлении, а воскресают в нетлении.
43. Сеются в безчестии наготы, а воскресают в славе; сеются в немощи смерти, а возстают в силе воскресения.
44. Сеется тело душевное, а воскресает тело духовное, то есть: сеется по подобию первого Адама, а воскреснет наподобие Адама Духовного.
48. Каков человек земной, то есть тот, кто в дела земли погружен, — таковы и земные; и каков небесный был, таковы делами своими и небесные.
49. Как носили мы в рождении образ земнаго, так приуготованы мы носить в том воскресении образ небеснаго.
А как не согласны были между собою греческие секты: были такие, которые отрицали воскресение, и такие, которые говорили, что нет души, — то посему против них также говорит: если нет души, как утверждаете вы, а между тем есть правда в законе, — то ведь и в праве вашем свидетельствуется, что есть воскресение. Посему, когда вы объявляете тление вечное этому видимому телу, — и, как тленное, оно не может-де обладать неуничтожаемостью, — то где же получат воздаяние себе те, кои распинали себя здесь ради Бога? Ведь, душа, которая могла бы получить воздаяние (по вашему), не существует; напротив, существует только тело, которое вы сделали добычею вечного уничтожения.
51-52. Итак, говорит, вот тайна, которая открыта своим, а не для внешних, то есть верующим, кои исповедуют воскресение, а не философам, кои отрицают воскресение мертвых. Все почием, — говорит же это тем, кои дождутся пришествия (Христа). Все обновимся: хотя только праведники воскресают в обновление славы, но и тела грешников обновляются, так как восстают не с тою же скорбью и радостью своею. Это и означают слова: воскреснут мертвецы нетленными, и мы изменимся.
53. Ибо должно смертному сему телу облечься в жизнь безсмертия, и сему телу тленному облечься в славу нетления.
54. Когда же смертное сие и тленное облечется в безсмертие и нетление, тогда сбудется в этом слово, написанное о сем: поглощена смерть в победе воскресения (Ис.25:8).
55. Где (есть) смерть победа твоя, которая была от Адама до днесь? И где (есть) смерть жало твое, которое получило свое начало от плода древа (Ос.13:14)?
56. Жало же греха закон, который возложен был на Адама и его потомство в самом раю (Быт.2:16-17).
57. Но Божии дары благодатные дали нам победу, не смотря на всю нашу виновность, не чрез нас и не чрез пророков, как наших спасителей, но чрез Господа нашего Иисуса Христа.
Глава XVI
1. О сборе же, который бывает на святых, как распорядился я в церквах Галатии, так и вы делайте.
2. В первый день недели, что собиралось со всей страны, пусть отсылали бы бедным, которые были в Иерусалиме; такое повеление дали ему Апостолы.
9. Дверь же великая и неминуемая отверста ему в Ефесе: или людьми, которые сделались его учениками, — или гонением, которое совершено врагами, поелику восстали на него, чтобы бросить его там к зверям.
15. О доме же Стефана вы сами знаете, что начатки это были мне в странах Ахаии: или ученичеством, или дарами своими, которые давали относить бедным в Иерусалим.
Пусть все для вас будет, дела мои и душа моя, и жизнь моя, во Христе. Какая любовь у Апостола к народу своему! Какова сердечность его к чужим язычникам! За жизнь Евреев сам просил отлучения от Христа, а за жизнь язычников готов отдать дела свои, душу свою и жизнь свою.