image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

ВЗ-Толкование на книгу Числ

Святоотеческие толкования на книгу Чисел:

1. Прп. Исидор Пелусиот

Толкование на книгу Числ

В четвертой книге, именуемой Числа, Моисей исчисляет колена израильские, желая показать, как оные по благословению Божию размножились и в продолжение двухсот двадцати лет от семидесяти душ возросли до шестисот тысяч владеющих оружием.

Глава 1
(1) И глагола Господь Моисею в пустыне Синайской, в первый день месяца втораго: возьми сочтение всего сонма. Во второй месяц второго года по исшествии Евреев из Египта сыны Израилевы сочтены Моисеем. Сие изображает сочтение Еммануилом новой твари сынов человеческих окрест мысленной Его скинии. Месяц есть образ Еммануила, а год есть образ новой твари; тем же, что в сочтение входят только мужи, показывается, что в число небесных вчиняются только совершенные, крепостью подобные мужам, а не те, которые по нерадению и недеятельности сделались женоподобными. И тем, что все имена собраны и вписаны по двенадцати родоначальникам колен, изображается, что дольние двенадцатью Апостолами вписаны в Церковь земную; а вероятно, и горние также вписаны по главам сонмов своих. Колено же Левиино, которое, происходя от того же родоначальника Израиля, не вошло в счисление вместе с Израилем, служит образом того, что святые, хотя от мира, но не принадлежат к миру. И князи Ангелов выше сонмов своих, как глава выше членов.

(53) И да стрегут левити стражу скинии. Сим означается наблюдение над облаком, чтобы как скоро воздвигается облако, днем ли то или ночью, воздвигались с оным вместе и Евреи.

Глава 2
На восточной стороне от скинии располагались станом колена: Иудино, Иссахарово и Завулоново; в их станах было (9) сто восемьдесят тысящь и четыреста. Они воздвигались первые. Рувим, Симеон и Гад располагались станом к югу от скинии, в их станах было (16) сто пятдесят одна тысяща и четыреста пятьдесят, и они воздвигались втории. Когда воздвигались сии колена, тогда (17) воздвигалась и скиния с полком левитским посреди полков, упомянутых выше и следующих за нею. Ефрем, Манассия, Вениамин располагались станом на запад от скинии, — в их станах было (24) сто осмь тысящь и сто; они воздвигались третии. Дан, Асир и Неффалим располагались станом к северу от скинии; в их станах было (31) сто пятьдесят седмь тысящь и шесть сот. Они воздвигались последнии.

Глава 3
(16) И сочте Моисей сынов Левииных, которым заповедано было наблюдать над облаком: (17) и сии сынове Левиины от имен их, (18) сыны Гирсони: Ловени и Семей. (22) Число мужеского пола их от месяца и вышше седмь тысящь и пятьсот. (23) Они располагались станом к западу от скинии и должны были носить (25) скинию и покровы ее, и покров дверей скинии свидения, (26) и опоны двора, и завесу дверей двора, иже есть у скинии, и верви скинии, со всеми ее принадлежностями. (27) Сынове Каафовы: Амрам, и Иесаар и Озиил; (28) число мужеского их пола от месяца и вышше осмь тысящь и шесть сот. (29) Они располагались станом на юг от скинии, и должны были носить (31) кивот, трапезу, светильник, алтарь и сосуды алтаря или святая, в нихже служат. (20) Сынове Мерарины: Мооли и Муси. (34) Число мужеского их пола от месяца и вышше шесть тысящь и двести. (35) Они располагались станом на север от скинии, и должны были носить (36) главицы скинии, и вереи ея, и столпы ея, и стояла ея. Моисей и Аарон занимали (37) место сопреди к востоку от скинии. Все число левитов (39) от месяца и вышше было двадцать две тысячи. Сыны Гирсоновы изображают раба, которому дан один талант; сыны Мерарины — раба, которому даны два таланта; а сыны Каафовы — раба, приявшего пять талантов. В ином смысле сыны Гирсоновы суть образ кающихся, Мерарины — праведников, Каафовы — совершенных. И еще: сыны Гирсоновы изображают Пророков, Мерарины — Апостолов, Каафовы — служебных духов. И наконец, сыны Гирсоновы представляют земных, Мерарины — небесных, Каафовы — Престолы.

(47) Да возмеши по пяти сикль на главу, двадесять пенязей сикль, (48) и даси сребро Аарону и сынам его. Такой сикль сделан был, вероятно, самим Аароном, и запечатан его печатью: число всех служащих левитов было семь тысяч восемьдесят пять.

Глава 5
(1) Повели сыном Израилевым, да изгонят из полка всякаго прокаженнаго, и всякаго проливающаго семя. Сие заповедано с намерением возбудить Евреев к размышлению, что, если нечистыми делают и невольные осквернения, то кольми паче мерзки грехи произвольные. А также побуждало сие отлучаемых и принужденных жить вне жилищ своих озаботиться о том, чтобы скорее очиститься, войти снова в жилище свое и присоединиться к сонму.

(6) Муж или жена, иже аще согрешит, (7) да отдаст преступление истое, и пятую часть да приложит к тому, емуже согреши. Сей закон распространяется и на согрешивших в том, что, по какой-либо причине, не вносили десятин в назначенное время. (12) Мужа, мужа аще преступит жена его, (13) и утаится сие от очию мужа ея, и укрыется, (24) жрец напоит жену водою обличения; (28) и аще не будет осквернена жена, останется невредима, и плодствавати будет, то есть, если прежде была неплодна, то за обиду вознаграждена будет разрешением утробы ее. Поелику же она нестрогою и вольною жизнью возбудила в муже ревность, то должна подвергнуться очищению, а муж как страж ее, должен очистить ее от греха. (18) В руце же жреца да будет горькая вода обличения. Это была вода, над которою жрец произносил проклятия, и которая потому называлась водою укоризны.

Глава 6
(2) Муж или жена, иже аще отлучит себя, и даст обет назорейства, чтобы быть назореем Господу, (3) елика делаются от грозд винных, да не пиет, (5) и бритва да не взыдет на главу. Назорей, которому повелено не пить вина и сикера во все время назорейства, изображает еврейский народ, которому законодатель дал заповедь, также отринуть нравы египетские, подобные опьяняющему вину, как отрекся он от употребления вина, и не вкушать сикера, то есть не входить в общение с Хананеями. Ибо вино есть образ учения египетского, а сикера — образ учения Хананеев, опьяняющая же сила того и другого — нечестия жителей Египта. Грозды свежие и сухие изображают дела Египтян и Хананеев, кость и скорлупа суть останки их нечестия. В другом смысле: вина и сикера да не пиет, то есть, да не позволяет плоти своей упиваться страстями, и духу своему возмущаться помыслами. Сверх того, закон, запрещая есть грозды, повелевает отсекать всякий отпрыск страстей; а запрещая есть кости и скорлупу, учит заботиться и о маловажном. Назорею повелевается растить волосы на голове в ознаменование того, что должен он быть совершен в добродетелях; бритва да не взыдет на главу его, то есть да не позволяет он мирскому возобладать над лепотою души его. (9) Аще кто умрет у него, абие осквернится; то есть, если возобладает над ним, и приведен будет в исполнение, мертвенный помысл, то все добродетели его отъемлются у него.

Глава 7
(2) Приведоша князи Израильтестии (3) дары своя пред Господа, шесть колесниц покрытых и дванадесять волов. Двенадцать князей изображают служебных духов, а волы — Апостолов. Двенадцать колен, от которых произошли Пророки и Апостолы, были также образом их. Шесть колесниц изображаюсь шесть стран, в которые пронеслось Евангелие Христово. (18) Блюдо сребряно едино изображает нравы Апостолов, а сребряныя чаши изображают нравы Пророков. (14) Фимиамник, исполненный благовоний, изображает душу Еммануила, которую не возмущали греховные страсти. В другом смысле, серебряные блюда служат образом праведных, чаши — образом кающихся, фимиамник — образом совершенных. И еще: фимиамник представляет собою избранную Церковь, восходящую в скинию мысленную; а ароматы в фимиамнике изображают племена и народы, которые верою соединены в воню благоухания. И еще фимиамник, исполненный благовоний, изображает душу исполненную добродетелей, представленных под образом различных благовоний.

Глава 10
Облако над скиниею, иногда пребывало многие дни, а иногда оставалось не надолго. Нисхождением облака на скинию и воздвижением его указывалось время продолжительного, или краткого пребывания Евреев на месте. (11) Во второе лето, в десятый день второго месяца вознесеся облак от скинии. Так в первый раз вознеслось облако над скиниею, и перешло от Синая в Фаран.

(29) И рече Моисей Иоваву, сыну Рагуилеву: воздвизаемся мы на место, о немже Господь рече, сие дам вам: и что доброе сотворит нам Бог, сотворим тебе; (31) не остави нас: и будеши нам око; потому что он был муж способный управлять. Иовав сей называется тестем Моисеевым, но он был отец Иофора, тестя Моисеева; называется же тестем, как старец, притом старейший в семействе и глава дома. А тем, что Иовава просил Моисей идти, и он не пошел, изображается, как Еммануил призывал народ иудейский следовать учению Его, но Иудеи не последовали.

Глава 9
(2) Да сотворят сынове Израильтестии пасху. Пасха первая, совершенная в Египте, изображает радость праведных в настоящей скорбной жизни, радость неполную. Пасха вторая, совершенная по исшествии в пустыне, изображает веселье совершенное, и радость полную по скончании сей временной жизни. В ином смысле пасха первая, совершенная во время рабства, изображает состояние подзаконное, а пасха вторая, совершенная по избавлении от рабства, указывает на пасху новую, в Церкви Христовой; пасха же третья, какую совершили сыны Израилевы по возвращении в землю обетования и по разделении наследия их, знаменует воскресение мертвых и общую пасху всех разумных существ — человеков и Ангелов, также вселение каждого в его обители. Три чина приходивших на пасху законную изображают три чина тех, которые придут на праздник небесных и земных; первые будут выше суда, другие судимые, третьи неприходящие на суд. Выше суда те, которых дела совершенны; судимые те, которых дела искушаются здесь огнем покаяния, и которые улучат жизнь; неприходящие на суд те, которые не сделали ничего доброго, и сии идут в муку вечную, по сказанному: не воскреснут нечестивии на суд (Пс.1:5).

Глава 11
(1) Огнь потреби часть от полка за то, что у Египтян научились хулам, и у пришельцев, бывших среди них, похотению.

(33) Мяса бяху им еще в зубех их, и не были еще съедены, и Господь разгневася зело на люди; потому что они не удержались от похотений, и, как говорит Давид, с лукавством говорили: понеже порази камень, и потекоша воды: еда и хлеб может дати (Пс.77:20)? Искусиша Мя се десятое (Числ.14:22): как говорит Давид, во-первых, преогорчиша восходяще в чермное море (Пс.105:7); во-вторых, искусиша Бога в безводней (14); в-третьих, прогневаша Моисеа в стану (16); в-четвертых, сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному (19); в-пятых, уничижиша землю желанную (24); в-шестых, причастишася Веелфегору (28); в-седьмых, прогневаша Бога на воде пререкания (32); в-восьмых, смесишася во языцех, и бысть им в соблазн (35.36); в-девятых, пожроша сыны своя и дщери бесовом (37); в-десятых, раздражиша Бога в начинаниих своих (29). Пришельцы, бывшие среди Евреев, похотением похотев, пришли и с плачем говорили сынам израильским: (5) помянухом рыбы, яже ядохом в Египте. Пришельцы сии, похотевшие рыб, дынь и прочего, изображают лукавые помыслы, которые, овладев душою, влекут ее во след плотских вожделений и внушают ей пренебрежение к вожделению и деланию добродетелей, сей мысленной манны.

(7) Манна же бяше аки семя кориандрово. Сказанное о манне, что она была подобна семени кориандра, показывает, что всякая пища из нее могла быть приготовляема, что она имела и вкус, и сочность, и приятность всякой пищи. Вид ея, яко вид кристалла; то есть видом была подобна льду. (8) И меляху в жерновах, и толцаху в ступах, и варяху в горшках, и творяху из нея потребники; и при этом манна принимала различный вкус. Вкушающие манну, измолотую в жерновах, изображают совершенных; толкущие в ступах представляют праведников; вкушающие манну, сваренную в горшках, представляют кающихся, потому что хлеб их растворен слезами; а делающие из манны потребники изображают грешных, которые питают помыслы свои прахом и пеплом, и едят недозволенное им.

(16) Собери семдесят старцев, и да приведеши я ко скинии, (17) и уйму от духа, иже в тебе, и возложу на ня. Собери семьдесят старцев, чтобы помогали Тебе в делах народных; и уйму от духа, иже в тебе, и возложу на ня, чтобы не превозносились пред тобою, зная, что они причастники той силы, которая в тебе.

Говорят: (18) кто ны напитает мясы? И даст Господь вам мяса ясти, (20) и будете ясти, дондеже изыдет из ноздрий ваших: и будет в мерзость, то есть сделается для вас так отвратительно, как и пища, переваренная в желудке. В таинственном смысле означается сим в народе еврейском то похотение, остающееся доныне, с каким вожделевают совершать свою пасху после того, как видели они истинную Жертву, принесенную на Голгофе, и отринули ее, как отцы их отринули манну с небеси. Но уразумевай, что мерзость есть двоякая: плотская и духовная: одна вредит чреву, другая душе. Убоимся той и другой; ибо когда Евреи ели крастелей без вожделения, сие было в пользу им; а когда стали есть с жадностью, тогда, поелику ели по вожделению и не по мере потребности, прежде бывшее для них полезным сделалось вредным. Поэтому, весьма много и безмерно безумны те, которые преступают пределы, назначенные природою, и в пище следуют своему вожделению. Если бы уловить для них всех рыб, какие есть в море, то и сие не удовлетворило бы их похотливости.

(11) И рече Моисей ко Господу: (13) откуду мне мяса, дати всем людем сим? В сих словах видно не сомнение Моисея, а только желание наперед знать, как сие будет, и откуда даны будут мяса. (25) И уя от духа, иже на нем, и возложи на семдесят мужей. Как древесные плоды получают жизненный сок из древесных ветвей; так семьдесят старцев ощутили, что дух, источаясь из Моисея, вошел в их внутренность. Сказанное же, что взято от духа в Моисее и дано семидесяти старцам, не означает, что отъят дух у Моисея, но дает разуметь, что все разумные существа приемлют Духа от Христа. Двое из семидесяти Элдад и Модад (26) пророчествоваша в полце. Иисус говорит Моисею: (28) запрети им. Почему же сказал он это? Говорят, будто бы пророчествовали они: Моисей извел нас из Египта, введет же в землю обетования Иисус. Потому и сказал Моисей: я не ревную о сем, и желал бы, чтобы весь народ соделался причастником дара пророчества, и Господь вместо духа лукавого, который теперь ими движет, отгнав его, дал им Духа Своего Святого.

Глава 12
(1) Возглаголаша Мариам и Аарон на Моисея, и обратившись (10) воззре Аарон на Мариам, и се прокажена. Мариам, как повествует Писание, укоряла жену Моисееву и самого Моисея. Говорили Аарон и Мариам: (2) еда Моисею единому глагола Господь? еда и нам не глаголаше? Если бы одного Моисея избрал Бог истолкователем таин, то не глаголал бы к нам.

(11) И рече Аарон к Моисею: (12) да не будет сия, яко изверг извержен из ложесн матерних, и се уже пояде пол плоти ея. Ибо проказа повреждает и умерщвляет кожу на теле, останавливается в ней обращение крови, почему и не растут на ней волосы.

(14) И рече Господь к Моисею: аще бы отец ея плюя заплевал в лице ея, не посрамится ли седмь дней? Да отлучится седмь дней вне полка. Сие сделано для того, чтобы весь сонм, слыша о поступке Мариамы, и видя, как она наказана, устрашился. Ибо, если пророчица за продерзость языка понесла такое наказание на главе своей; то где обрящемся мы, когда согрешим? Если же Аарон не подвергся наказанию вместе с Мариамою, то сие даровано ему ради преимущественной чести, какую Бог дал священству. И если Бог так почтил и уважил в Аароне священство; то кольми паче должны мы чествовать священников и воздавать им должное уважение.

Глава 13
(4) И посла Моисей соглядатаев, (3) да соглядают землю ханаанску, мужа единаго от племене. Послал Моисей и Иисуса, сына Навина, из колена Ефремова, и он пошел с ними. Сделал сие Моисей, чтобы испытать и соглядатаев данным им поручением, и народ — тем, что скажут соглядатаи. Но вместо того, чтобы ободрить народ рассказами о жителях и возбудить сердца известиями о плодах земли хананейской, соглядатаи, по возвращении своем, стали устрашать Евреев. Только Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из колена Иудина, ободряли народ, и хвалили землю и плоды ее. Соглядатаи, посланные Моисеем соглядать землю, служат образом Пророков и учителей, которые посылаемы были Богом на путь закона, чтобы привести народ к служению евангельскому.

(24) И урезаша оттуду ветвь, и грозд винограда един, и несли ее на жерди. Грозд, который несли двое на жерди, и который висел на ветви, где он и вырос, изображает то, что Пророки и Апостолы как бы пронесли на себе Еммануила. В другом же смысле представляет нам сие образ креста, а несшие грозд представляют образ двоих разбойников.

Глава 14
(13) И рече Моисей ко Господу: услышат Египтяне, и скажут: (16) не возможе Господь людей Своих ввести в землю, о ней же клятся им, и потому погуби их в пустыни. Сие было сказано, чтобы обнаружилась любовь Моисеева: не из опасения лишиться своего начальства, но по любви ходатайствует Моисей за народ. Ибо ему обещано было, что, если и истреблены будут Евреи, то он будет начальником еще большего народа (Исх.22:10).

И сказал Господь: (28) якоже глаголасте, (29) в пустыне сей падут телеса ваша. Смерть поразила соглядатаев прежде других за то, что они заградили народу дверь в обладание землею, столь для них желанною; соглядатаи отверзли дверь шеола для шестисот тысяч, которые сошли туда после них.

Глава 15
(19) Отложите участие во отделение Господу: начаток теста вашего, хлеб отлучите. Бог повелевает из замешанного теста отделять часть, и прежде, нежели сами вкусят хлеба, отделенное отдавать жрецу, или бедным.

(23) Обретоша мужа собирающа дрова в день субботный. Собиравший дрова побит камнями; ибо он сделал нечто подобное тому, что сделано Замврием, сыном Салмоним. Замврий, в глазах Моисея и старцев, вошел к Хазви; а этот пред глазами всего покоящегося сонма вышел собирать дрова, и оскорбил святость дня, чтимого всем сонмом; а когда обвиняли его, говорил, что он сделал сие по забвению.

(38) Да сотворят себе рясны на воскрилиях риз своих в роды своя. Повелевается сделать рясны на воскрилиях риз в пособие памяти, чтобы не забывать им закона Божия.

Глава 16
Возмутились (1) Корей сын Иссаара, сына Каафа сына Левиина, и Дафан и Авирон сынове Елиавли, и Авнан сын Фалефа сына Рувимля. Возмутились против Аарона, с намерением или отнять у него священство, или с ним вместе священнодействовать в скинии. Но, когда в Египте делали кирпичи, не желали сего; когда Египтяне били их, не вожделевали этого; когда разделено было море, не просили о том; когда Египтяне погрязли, не домогались этого; когда Евреи переходили море, не приходило им сие на мысль; потому что боялись суда и наказания. Корей и прочие, возмутившиеся против Аарона и желавшие получить его священство, представляют образ первосвященников, возмутившихся против Господа нашего, и по сказанному в притче о винограднике, восхотевших получить Его наследие.

(31) И разседеся земля под ногами их. Так Бог низвел в землю тех, которые, лишась египетских удовольствий, возмутились, и вместо оных пожелали себе священства, и исполненный злочестия Египет сравнили с святым священством.

(37) Собери кадильники от среды изгоревших, яко освятишася кадильницы грешных сил в душах их, (38) и сотвори я дщицы кованы, обложение у олтаря. Если кадильницы прогневавших Бога освятишася в душах их и употреблены на украшения алтаря; то кольми паче освящаются тела исповедников в душах их.

Глава 17
(1) И рече Господь к Моисею глаголя: (2) глаголи сыном израилевым, и возми от них по единому жезлу по домом отечества их. (5) И будет человек, егоже аще изберу, жезл его прозябнет. Хотя ропот произошел в доме Рувимовом и между левитами; но собраны и положены в ковчег жезлы всех колен, чтобы роптавшие не могли сказать: почему не избрал жезла дома Рувимова, когда избрал жезлы дома Иудина, дома Гадова? Поэтому, Моисей полагает жезлы всех колен, чтобы отвергнуть всех, и дом Ааронов избавить от общего всех против него возмущения. Жезл Ааронов, который один из всех жезлов прозяб, служит образом достопокланяемой плоти Еммануиловой; ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл во гробе нетленным, и понесши неповинное страдание, в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия. И еще, жезл Ааронов, который прозяб один из всех жезлов, показывает, что плоть Христа, сына тленных, одна не видела истления, и не осталась во гробе.

Глава 18
(12) Всяк тук пшеницы и вина, и начаток их, елика аще отдадят Господу, тебе дах я. Первородная вся в земли их, елика аще принесут, тебе да будут. Сынам Аароновым отдал Бог всех первенцев людей, и скотов, овец, тельцов, коз. (15) Вся первенцы человечестии, и первенцы скотов нечистых да искупятся: (17) обаче первородная телцев, коз и овец да не искупятся; мяса их да будут священникам, кроме тука, который должно было приносить на алтарь. (26) Аще отделите тук участия, (27) вменится вам, яко плод гумна и яко плод точила. Бог дал левитам десятину всех достояний и плодов. Народ приносил десятину левитам, левиты — Аарону, а Аарон — Богу.

Глава 19
(1) И рече Господь к Моисею, глаголя: (2) да приведут к тебе юницу рыжу непорочну, яже не имать на себе порока, (3) и дадут Елеазару, и да заколют пред ним. Юница рыжая, заколаемая жрецом, назначалась не для жертвы, как показываешь пепел юнчий, который был употребляем для очищения имеющих нужду в очищении. И как юница вся предавалась всесожжению, то из сего видно, что жрец и не для своей потребности заколал ее.

(18) И да возмет иссоп и омочит в воду муж чист, и да воскропит на дом и на сосуды. Иссоп и (6) соскание червленое употребляемы были, по их многоценности, как вещи, которые надлежало покупать, что в глазах народа придавало более важности делу, и он не мог пренебрегать сим, как чем-либо нестоющим никаких издержек.

Глава 20
(10) Созва Моисей и Аарон сонм пред камень, и рече к ним: послушайте непокоривии, еда из камене сего изведем вам воду? (12) понеже не веровасте Мне освятити Мя пред сынми израильтескими. Поелику Моисей не прославил Господа и не явил силы Его на камне, укорял народ; то и сам укорен за то, что, вопреки прежним примерам, ударил в камень два раза, когда вода была уже дана.

Глава 21
(6) И посла Господь на люди змиев ядовитых, и угрызаху людей. Потом (7) помолися Моисей о тысячах угрызенных, и был услышан. Но если он и сам согрешил: то почему не молился о душе своей? Хотя молился он, чтобы войти ему в землю обетованную, но не молился о прощении ему греха. А если он согрешил, то надлежало ему заботиться об отпущении греха, а не о земле ханаанской. Лучше было ему очистившись умереть в пустыне, нежели виновному в грехе войти в землю и увидеть ее. Значит, не молился он о грехе, потому что не было греха; молился же о земле, потому что желал войти в нее. Но чего желал он, того не дал ему Бог, а даровал, что было больше просимого. Ибо овладение землею было отложено на долгое время, а ему предварительно дано увидеть ее.

(9) Сотвори змию медяну, и бысть егда угрызаше змия человека, и взираше на змию медяну, и оживаше. Евреев за то, что роптали на манну — хлеб ангельский, угрызали змеи, которые питаются прахом, и не ропщут на то. Пред дверьми скинии воздвиг Моисей сие изображение, чтобы туда обращали взор свой отвратившиеся мыслью от Бога, и чтобы досточтимым для них соделалось место, из которого исходило им врачевание. Представлен же в сем образ Того, Кто сказал: якоже Моисей вознесе змия в пустыни для исцеления сынов народа своего, тако подобает вознестися Сыну человеческому (Ин.3:14) на крест для спасения вех народов.

(17) Тогда воспе Израиль песнь сию: восходи кладезь, пойте ему. (18) Кладязь сей ископаша князи, изсекоша его вожди народа, жезлами своими указали от пустыни в Манфанаил. Сказано: ископали кладезь князи, то есть, ископали принадлежавшие к дому Моисееву, иссекли вожди народа, то есть, начальники колен, указали его жезлами своими, то есть, властью своею. Говорят, что за Евреями шел и камень, и когда стояли они на одном месте, истекали двенадцать источников, а когда переходили с одного места на другое, источников не было, но не лишались однако же и воды; когда же приходили на место, тогда бывшие из дома Моисеева и начальники колен выходили с жезлами своими, воспевали хвалебную песнь, и источники наполнялись обильно водою. От пустыни в Манфанаил; (19) от Манфанаила в Наадиил, от Наадиила в Вамоф, долину на верх холма. Верх холма изображает естество Божие; Вамоф — Престолы; Наадиил — Ангелов; Манфанаил — Пророков; пустыня — явление Апостолов и призвание народов.

(27) Сего ради говорят приточницы: приидите во Есевон, то есть, придите Евреи в наследие свое. Да соградится и созиждется град Сион; хотя город сей был разрушен, когда овладели им сыны Израилевы, однако же после возобновили и воссоздали оный сыны Рувимовы, когда получили в наследие себе.

Глава 22
(13) И Валаам рече князем Валаковым: не попущает ми Бог ити с вами. Сказанное, что Бог не попустил Валааму проклясть народ, не означает, что, если бы Валаам проклял, то народ и был бы проклят, показывает же, что сатана не может вредить святым. (25) И узрев осел Ангела Божия, приложися ко ограде. (27) И бияте осля Валаам. Валаам три раза бьет осла жезлом, но не может заставить его идти. Осел Валаамов есть образ человеческого рода, который стал как бы колесницею диавола. Ослица, увидев Ангела, свергла с себя Валаама; так душа, сподобившись видеть Жениха в явление Его, свергла с выи своей чуждое иго, и соделалась колесницею Еммануиловою, быв прежде колесницею полчищ супостата.

Глава 23
(10) И рече Валаам: кто изочтет песок Иакова и число четвертой части его? Песок Иакова означает семя его, умножившееся как песок морской, так что невозможно исчислить и четвертой части Израиля. (11) И рече Валак: на проклятие враг моих призвах тя. Бог не попустил Валааму проклясть народ, который вскоре впал в блуд с дщерями моавитскими, и за сие наказан язвою, не попустил, чтобы, когда постигнет Евреев суд правды за нечестие их, не подумали они, что наказание постигло их вследствие проклятия Валаамова, и не обратились во след волхвователей, подумав, что действительно имеют они силу, которой нет у них. Сверх того, чтобы сам Валаам не подумал и не утвердился в той мысли, что его проклятия навлекли на Евреев язву, Бог соделал, что Валаам благословил народ в присутствии Валака, самого же Валака, стоявшего при требищах его и всех врагов народа Божия, предал проклятию. Ибо Валаам говорит: благословящии тя, благословени, и проклинающии тя, прокляти (Числ.24:9). Но хотя Валаам и не проклял Евреев, что было из сего пользы народу, который после его благословения подвергся проклятию? Бог попускает Валааму благословить народ еврейский и себя самого благословить тем же благословением. (10) Да будет кончина моя, как их. Но народ и Валаам вместе погибли, и благословение обратилось в проклятие; ибо Евреи истреблены заразою; Валаам пал вместе с Мадианитянами, которые были им прокляты, и которых поразили Евреи.

Глава 24
(17) Возсияет звезда от Иакова. Это — Зоровавель, спаситель Иудеев и образ Иисуса, Спасителя всех народов. И востанет князь от Израиля, это — Зоровавель. И погубит исполины моавитския по возвращении из плена и пленит вся сыны Сифовы, то есть, царства, сопредельные Иудее. (20) Начало языков Амалик, потому что он первый вступил в брань с Израилем. И конец его погибнет в век. Это — Антиох, один из преемников Александровых, утеснявший Евреев во времена маккавейские.

Глава 25
(8) Вниде в след человека израильтянина в ложницу, и прободе обоих, (11) и возревновал ревностью Моею в них. И тем что (10) возревнова по Бозе своем, умилостиви о сынех израилевых. (14) Имя человеку Замврий, сын Салмонь. Сей Замврий, сын Салмонь, который в глазах братий своих дерзнул войти к Мадианитянке, и которого князи народные не убили за сие, есть образ сатаны, который бесстыдно вводит в грех сынов человеческих. А что Замврия не убили князи народные, сие служит образом, что и сатану не могли одолеть и небесные силы, и праотцы, и Пророки; одолел же его Еммануил, Которого изображает Финеес, и Который крестом Своим низложил и сокрушил сатану и всю силу его. (8) И преста вред от сынов израилевых. Так, приведена в бездействие сила смерти, как скоро отъят грех.

(15) И имя жене Мадианитыне, Хазви, дщи Сура, начальника племени из поколения мадиамского. Когда умерщвлена была Хазви в куще ее; тогда все Мадианитянки убоялись подобной смерти, сняли шатры свои и убежали. Для сынов Израилевых прекратилась возможность грешить, потому что сети бежали от добычи, чтобы не впадала она в сети. Сулица, вонзенная в Замврия и Хазви, положила предел гневу, излитому правосудием на народ, навела страх и ужас на весь сонм, и возбудила вопль в семействе убитых. А Моисей обратился к молитве, чтобы успокоиться от скорби, какую производил в нем вид мертвых тел.

Глава 27
(1) И сии имена дщерей Салпаада: Маала и Нуа, и Егла, и Мелха, и Ферса. Дочери Салпаада говорили, что отец их не был в числе тех пяти, которые восстали на Господа и преогорчили Его своими курениями, но в пустыни (3) греха своего ради умре, как и все шестьсот тысяч Евреев, и не был пожжен огнем, и не сошел во ад живой. Посему, дано повеление, чтобы каждый имел наследие в своем колене, и наследие одного колена не смешивалось с наследием других колен и не переходило в другое колено. В ином смысле, дочери Салпаадовы, получающие наследия вместе с другими собратиями, изображают святых жен, которые вместе с мужами приемлют наследие во царствии Божием.

Глава 31
(1) Рече Господь к Моисею: отмсти месть сынов израилевых от мадианитов. Под образом (8) пяти царей мадиамских разумеем пять орудий греха. Ибо все грехи входят в человека пятью дверями, то есть зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием. В том, что Финеесом убиты сии пять царей, видим образ Еммануила, Который привел в изнеможение силу греха. О сих пяти дверях написано: смерть взыде сквозе окна, и вниде в землю нашу (Иер.9:21). Пророк именует здесь окнами чувства.

(6) Сосуды святые, и трубы знаменныя в руках Финееса. Трубы знаменные, предшествовавшие кивоту, означают трубы Пророков, которые взывали: идет Еммануил; а трубы знаменные, сопровождавшие кивот, изображают Евангелистов, которые проповедали: пришел Еммануил.

(22) Золото, серебро, медь, железо, свинец и олово, (23) всяка вещь, яже пройдет сквозе огнь, очистится. Золотые сосуды, очищаемые огнем, изображают Апостолов, серебряные — Пророков; под образом же сосудов медных, железных, свинцовых и оловянных разумеем учителей Церкви, потому что они, хотя приемлют Духа, но не как Апостолы и Пророки, а в меньшей мере. Сосуды, очищаемые водою, изображают средних и низших, крещенных и оглашенных.

(48) И приидоша к Моисею поставленнии над тысящами силы, и стоначальники. (49) И рекоша: (50) принесохом, муж еже обрете, сосуды златы, гривны и перстни, и прочая. Это суть избранные сосуды, какие Апостолами принесены Христу от языческих народов. А также и сами Апостолы, Пророки и учители именуются златыми сосудами. Как Моисей и Елеазар сосуды сии (54) внесоша в скинию свидения; так Еммануил, научив Апостолов и святых, ввел их в сокровенную славу небесной скинии.

(30) Да возмеши едино от пятидесяти человек, и от волов, и от овец, и от ослят, и от всех скотов, и даси я левитом, как отделенное Господу. Овец, взятых в добычу у неприятелей, было самое большее число; потому что в Церкви больше людей простых, требующих научения, нежели премудрых по плоти, сильных и благородных (1Кор.1:26), Под образом волов представлены Пророки, Апостолы и учители; под образом осла представляется делание правды; под образом жен представлены труды и сокрушение кающихся и стоящих на низшей степени.

Глава 33
(1) И сии станове сынов Израилевых. Написанное Моисеем о станах шествия сынов Израилевых, откуда и куда они переходили, пока не вошли в землю упокоения, изображает, как Господь пред Ангелами явит святых. Станы суть образ их трудов и подвигов, и восхождения от добродетели к добродетелям.

(38) И взыде Аарон жрец на гору Ор повелением Господним, и умре тамо. И дан закон, чтобы все, заключенные в городах убежища, как в темнице, по умертии жреца великаго (Числ.35:28) выходили и получали свободу. Возвращение сие в свое наследие, дозволяемое при смерти первосвященника убийцам, которые укрывались в городах убежища, и спасались от мести за убийство, представляет нам образ того небесного Архиерея, Который смертью Своею освободил из ада весь род человеческий, бывший в рабстве под державою смерти.