Современные ереси и секты в России. Кришнаизм
- Главная
- Нетрадиционные религии
- Кришнаизм
- Современные ереси и секты в России. Кришнаизм
Восточные, ярко-красочные одежды, звуки бубна, приплясывание с возгласами: «Харе Кришна!» — сценка, ставшая уже привычной для улиц многих российских городов. Отчего же в стране с вековыми христианскими традициями закрепилось и распространяется мистическое восточное учение — кришнаизм? Конечно, сыграл свою роль тот духовный вакуум, который образовался на протяжении семи десятков лет, но основная причина в применении кришнаитами испытанной тактики: если они находят народ, который поклоняется какому-либо божеству, то говорят, что это божество — аватара (одно из воплощений) Вишну (Кришны) и, таким образом, внедряют свое учение еще в один народ.
Вот и у нас в России провозвестники «новой» религии учат, что все народы поклоняются одному богу, а Христос никто иной, как сам Кришна в своем очередном воплощении (по другому толкованию — сын Кришны). Что, мол, и имена-то их очень схожи по звучанию. Но утверждать такое можно только по невежеству. Слово «Христос» — греческий перевод с еврейского «машиах», что означает «помазанник» И если о Христе в Евангелии говорится, что Он «был Свет истинный» (Ин. 1, 9), то слово «кришна» на санскрите означает «черный», указывая на цвет своего обладателя, который был подобен «грозовой туче» (БхГ, с. 419).
Какое впечатление производит на человека истинный облик Кришны, подробно описано в Бхагавад-Гите: «Многие лики, глаза, руки, бедра, ноги, чрева и многие устрашающие зубы . Я не могу сохранить равновесие при виде гвоих пламенеющих зубов.. все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем… вижу, как ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами.» (БхГ, гл. II, 21—33). Довершает это ужасное зрелище ложе из змей, на котором восседает Кришна (БхГ, гл. II, 15). Неудивительно, что воин Арджуна, которому явился Кришна в своем подлинном обличье, потрясенный и духовно сломленный, соглашается выполнить его требование и уничтожает весь свой знаменитый род. Одного этого было достаточно, чтобы убедиться в дьявольской сущности мнимого «бога»
И разве можно сравнить приведенные отрывки из Бхагават-Гиты с текстом Святого Евангелия, описывающимпотрясение святых апостолов во время Преображения Господа нашего Иисуса Христа? Естественный благоговейный страх при виде Христа в окружении давно отошедших в мир иной ветхозаветных пророков смешался с чувством восторга: «Равви! Хорошо нам здесь быть» (Мк. 9, 5). Священное Предание донесло до нас описание удивительного случая, когда посланец Эдесского царя Авгаря не мог написать портрет Иисуса Христа, настолько сиял Его Божественный образ. Так что же может быть общего между светом и тьмой?
В подтверждение истинности своего учения, кришнаиты указывают на древность учения, которому, согласно преданию, пять тысяч лет. Но действительно ли все то истинно, что древнее? В глубокой древности почти все человечество было погружено во мрак идолопоклонства. Истинные понятия о Боге сохранились среди немногих праведников, пока, наконец, Богом через пророка Моисея иудейскому народу не был дан Закон, который подготовил пришествие в мир Сына Божия, открывшего полноту Божественной истины. Если Закон клеймит идолопоклонство как служение бесам (7 Кор. 10, 20), то Кришна совсем не возражает против поклонения другим божествам. Наоборот, он говорит: «Тот кто служит другим богам и поклоняется им с верою, в действительности поклоняется мне» (БхГ, гл. 10, 23), но если кто-то вкушает пищу, не предложенную идолам в жертву, то такую пищу он считает греховной. Вкушение же идоложертвенной пищи, по его мнению, «очищает и спасает людей», приводя их к спасению от «материального» плена (там же, с. 176).
В обществе «сознания (Кришны» учению о вкушении пищи вообще отводится большое место в деле спасения. Человек «оскверняется», когда вкушает пищу животного происхождения. Сознание такого человека никогда не сможет стать «чистым». Кришнаиты утверждают, что и Библия учит тому же, только вот христиане еще не созрели для правильного ее понимания. Что заповедь «не убий», была дана не только по отношению к людям, но и к животным. Но эти ссылки на Библию рассчитаны на людей, не знакомых со Священным Писанием, в котором сказано: «Все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется по земле и все рыбы морские… все движущееся, что живет, будет вам в пищу» (Быт. 9, 2—3). Этими словами Бог благословил Ноя, а вместе с ним и все человечество. Христос учит, что отнюдь не пища оскверняет человека:
«Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, приходит в чрево… А исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы» (Мф. 15, 17—19).
Самое парадоксальное в учении кришнаитов то, что считая грехом вкушение животной пищи (как нарушение заповеди «не убий»), они вполне допускают любое убийство, в том числе и убийство человека, если это велит «бог» Кришна. Об этом достаточно подробно пишет один из основателей движения кришнаитов Свами Прабхупада: «Находясь в сознании Кришны, «преданный» непосредственно общается с ним и может понять все его указания» (БхГ, с. 146), если Кришна захочет—«преданный» может совершить любое действие, даже нежелательное с обычной точки зрения (там же, с. 158), а если возникает нежелание выполнить строгий приказ, то это нежелание следует подавить (там же, с. 196), так как естественное и изначальное состояние живого существа заключается в том, что оно выполняет приказы, идущие сверху (там же, с. 303)».
«Сознание Кришны», как видно, рассчитывает на то, чтобы превратить человека в орудие чьей-то воли и, очевидно, воли злой. Не случайно в качестве назидательного примера Свами приводит воина Арджуну: тот «не хочет убивать членов своей семьи, но он последовал его указаниям (БхГ, с. 616), поскольку преданный Кришне уже не ответственен за свои действия (там же, с. 588)»; кришнаит может сделать все, что ему угодно. Даже, лишив кого-нибудь жизни, он не несет за это никакой моральной ответственности, потому что следовал указаниям Кришны. «Да! — учит Прабхупада — все мы предназначены для того, чтобы удовлетворять Кришну, которого не беспокоят ни праведные, ни греховные действия, ему нужно только любовное служение и ничего больше, потому что вступление в высшие обители обеспечивается преданным служением в обмен на преданность Кришны». Кришнаиты в некоторых странах запрещены как опасная секта.
Иисус Христос о лукавых учителях говорит: «по плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Каковы же плоды жизни в кришнаизме? Каким должен стать человек, исполнивший все предписания Бхагават-Гиты? «Только тот, кто одинаково взирает на счастье и несчастье (БхГ, гл. 2, 15), кто не радуется, не ненавидит, покинувший все хорошее и нехорошее (там же, гл. 12, 17), кто не испытывает удовольствия от общества людей (там же, гл. 13, 8—10), кто остается безучастным в стороне и не шевелится; кто покинул все понимания (там же, гл. 14, 21—25), кого мало волнуют такие происшествия, как болезнь, нужда и даже смерть близких родственников (БхГ, с. 330), только тот достоин бессмертия (БхГ, гл. 2, 15), только тот входит в мое бытие (там же, гл. 4, 10).» Таким образом, человек должен стать совершенно безразличным к ближним и к самому себе.
Иногда, как контраргумент, кришнаиты приводят евангельский текст: «И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 36—37). Чтобы правильно понимать эти слова, нужно знать Священное Писание, которое в предыдущих и последующих текстах, а также в параллельных местах Евангелия от Луки, раскрывает их смысл. Слова Христа обращены к восторженным от творимых Им чудес людям, окружающим Его в то время. Это — слова предупреждения о трудностях подвига христианской веры, которые могут привести даже к разделению семьи, родных и близких. Близкие, не желающие воспринимать убеждения родственников-христиан, могут даже стать их врагами.
Что советует в таких случаях учение Кришны, очень показательно видно на примере воина Арджуны, который по приказу Кришны уничтожил всю свою родню. Христос же не только учит: «Любите врагов ваших, …молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44), но и показал пример истинной любви, обращаясь к Богу-Отцу с просьбой о прощении распявших Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 24). Христианское учение буквально пронизано любовью к ближним. Апостолы Христовы наставляют: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3, 17). «Возлюбленные! будем любить друг друга…, потому что Бог есть любовь» (там же, 4, 7—8). В этих словах очевидна противоположность отношения христиан, в отличие от кришнаитов, к близким и домашним, пусть даже и не принявшим христианскую веру.
Евангелие учит, что человек достигает духовного совершенства в соединении с Богом и ближними. Кришнаитство — это путь самоуверенности и холодного бессердечия, превращающий человека в бесчувственный мыслящий аппарат, путь духовного и нравственного самоубийства: «Лишь стань орудием», — говорит Кришна Арджуне (БхГ, гл. 2, 33). Не случайно сам Кришна признает, что его учение производит на человека действие яда (ВхГ, гл. 18, 37), поэтому советует не открывать сразу всю правду учения человеку, «еще привыкшему ставить перед собой земные цели» и постелено приводить его к «сознанию». Любовь к ближнему, как неспасительный элемент, должна быть исключена из практики совершенных, но в то же время о сострадании можно говорить новичкам, еще не знающим всего. Вот почему для кришнаитов один и тот же факт на разных уровнях «сознания» может быть и святой обязанностью и тяжким грехом.
Молодые люди, распространяющие кришнаитскую литературу, как правило, новички, поэтому так искренни они в своем стремлении к всеобщему единству и любви, наивно полагая, что, тем самым, выполняют волю «бога» Кришны, которому ничего не стоит перед новичками прикрыть свой истинный облик, так как, по словам Свами Прабху-пада, Кришна, когда надо, может быть более вероломным, чем любой простой человек, и если он захочет обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве (БхГ, гл. 10, 36). Истинное же свое дьявольское обличие Кришна откроет своим последователям в тот момент, когда под действием яда, постепенно наполняющего их сердца, сопротивляться у них не будет ни желания, ни сил.
Интересна метаморфоза кришнаитского учения в вопросе взаимоотношения полов. Если прежние последователи учения во время своих оргий воспроизводили между собой развратные сцены любовных игр Кришны с пастушками, которые описаны в Бхават-Гите, то современные кришнаиты, понимая, что трудно связать общепринятую человеческую нравственность с поклонением развратному и сладострастному божеству, разработали новую концепцию. Современные толкователи трактуют многократные совокупления Кришны с пастушками, как иносказательное описание духовной близости, а на самом деле связь между мужчиной и женщиной, как одна из земных привязанностей— греховна.
Священное Писание, осуждая прелюбодейство, всякую нечистую связь и разврат, в то же время поощряет супружескую любовь. Сам Господь Бог сказал: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18). Любовь к законной супруге воспевается во многих местах Библии: «Любовью ее услаждайся постоянно» (Притч. 5, 19). Апостол Павел рекомендует супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5). Кришнаиты, считая брак в общепринятом понятии грехом, допускают связь между мужчиной и женщиной лишь в исключительных случаях с целью продолжения рода. Если присовокупить к этому запрет есть животную пищу, то воистину пророческими воспринимаются слова апостола Павла: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил… Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением; потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4, 1—5).
Нравственность кришнаитов, как впрочем и многих других антихристианских учений, таких как теософия, антропософия, рериховское учение «Живой этики» (Агни-Йоги), основывается на учении и перевоплощении душ. Часто ссылаются при этом на слова Иисуса Христа по отношению к Иоанну Крестителю: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11, 14). «Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его» (там же, 17, 12). Это единственный случай во всей Библии, который по незнанию можно принять как намек на переселение душ. Именно по незнанию, так как об Иоанне Крестителе в Евангелии от Луки говорится, что придет он «в духе и силе Илии» (1, 17), а не как его новое воплощение. И действительно, чтобы перевоплотиться святому Илии, душа его должна покинуть свое тело, но каждый, кто хотя бы раз читал Библию, знает, что пророк Илия не покидал своего тела, будучи прямо с ним вознесен на небо (4 Цар. 2—11, 17). Где же пребывало тело Илии, когда дух его воплотился в Иоанна Крестителя? И почему во время Преображения Господня (Мф. 17; Мк. 9) Илия явился не в последней своей ипостаси, что по теории перевоплощения было бы логичнее? Но самый короткий и ясный ответ на вопрос, был ли Иоанн Илией, дает сам Иоанн Креститель: «Что же ты? Ты Илия?» Он сказал: «Нет» (Ин. 1, 21).
Сторонники теории перевоплощения утверждают, что тайну эту Христос завещал «посвященным» ученикам, чтобы те в свою очередь передавали ее через других «посвященных», не открывая человечеству тайну до тех пор, пока оно для этого не созреет. И что якобы во времена средневековых религиозных войн большинство «посвященных» погибло и преемственность прервалась. Но теперь человечество достигло такого духовного развития, что дух открывает эту тайну через своих новых «учителей». На самом деле попытка внедрить в христианство учение о переселении душ была сделана в III веке от Рождества Христова, когда философ Ориген под влиянием платоновского учения о предсуществовании души до ее соединения с телом создал собственное учение. Последователи Оригена трансформировали его учение о переселении душ, которое как ересь было осуждено на Константинопольском Поместном Соборе в 543 году от Р. X. Впоследствии V-й (553 г.) и VI-й (680 г.) Вселенские Соборы подтвердили это осуждение, предав анафеме (отлучению от Церкви) тех, кто следует учению о переселении душ.
В Священном Писании ничего не сказано о перевоплощении. Наоборот, ясно говорится, что по смерти не будет никаких перевоплощений: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). Каждый получит воздаяние «соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10). И воздаяние это будет вечным (Мат. 3, 12 сл. и др.). Идея бессмертия души, как постоянное перевоплощение из одного тела в другое и даже не обязательно в тело человека, противоречит христианской идее личности как образа и подобия Божия. Эта идея оправдывает зло как кармическую неотвратимость (карма — совокупность последствий, совершенных в предыдущих жизнях, определяющих судьбу в новом перевоплощении), полностью отрицает христианское учение о дарованной Богом человеку свободной воле, об искуплении грехов человечества кровью Христовой и Божественной благодати — благодаря чему человек сам определяет свою судьбу. Как это может происходить, ясно видно на евангельском примере распятого разбойника, который в одно мгновение своего обращения к Христу наследовал Царство небесное.
Бессмертие души по теории перевоплощения есть отрицание самой смерти. Смерть, по образному выражению одного из кришнаитских проповедников, «лишь смена старой износившейся фуфайки». Мало того, при обнаружении признаков «демонизма» в ближайших родственниках не грех, и даже благо, досрочно ликвидировать их внешнюю телесную оболочку, что и сделал в свое время воин Арджуна, взаимоотношения которого с Кришной берутся кришнаитами за образец. Таким образом, и здесь приходится признать, что между христианством и кришнаизмом нет ничего общего.
Для Бога христианского мерзок всякий кланяющийся Ему с нечистым сердцем и руками. Примирить с Богом такого человека может только одно всецелое покаяние, раскаяние в соделанном зле. Но слова «покаяние» нет в Бхагават-Гите. Удивительно, что при таком различии в учении кришнаиты утверждают, что Библия и Бхагават-Гита учат одному и тому же. Сам Кришна говорит, что он — бог коварный и вероломный, однако с христианской точки зрения такое заявление есть хула на Бога, потому что «праведен Господь… и нет неправды в Нем» (Пс. 91, 16). Не обманывает ли Кришна, не требуя от людей праведности, но обещая блаженство и знания в обмен на преданность? Как тут не вспомнить, что то же самое обещал когда-то прародителям дьявол в раю.
Когда весь мир давно уже просветился светом Евангелия, последователи «сознания Кришны» еще находятся на уровне «сознания» древних идолопоклонников. Но на то и «явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (7 Ин. 3, 8) и основать Свою Святую Церковь, в которой содержатся спасительные истины о Боге. Свет Христовой веры разогнал глубокую тьму идолопоклонства, однако не все народы пожелали откликнуться на Божеский призыв. Ныне слуги «князей мира сего» финансируют различные расплодившиеся по всему миру и у нас в России языческие школы и секты. Нам, христианам, надо быть осторожными и бдительными в это сложное и смутное время, чтобы не попасть в сети гибельной для души доктрины, так как предчувствуя приближения конца времени, духи злобы поднебесной напрягают все силы, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24).
А. Павлов
Источник: http://www.klikovo.ru