image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Славянское неоязычество

Славянское неоязычество

Наибольшее развитие в России получило славянское или русское неоязычество. Однако это течение далеко не однородно. Из-за отсутствия исторически достоверных письменных источников подробно освещающих дохристианские верования восточных славян, представители славянского неоязычества обратились к Ригведе, Авесте, книгам Б. А. Рыбакова, Л. Н. Гумилева, Н. С. и Е. Рерихов, Е. П. Блаватской и др. Их доктрины строятся на различных религиозно-философских, историко-этнографических, филологических, археологических теориях и собственных изысканиях. Значительное влияние на формирование неоязычества оказали издания А. Асовым «Велесовой Книги», ставшей своеобразной «Библией славянского народа».

Общие принципы славянского неоязычества определяются формулой «Природа – Родина – Народ», разлагаемой на несколько положений:

Человек не раб Божий, а сын;
Человек не властелин природы, а ее составная часть наравне с богами, духами, животными и растениями, он может брать от природы не более, чем ему необходимо;
Человек обязан почитать предков (род), продолжать и завершать их дела, заботиться о своем потомстве и семье, защищать территорию, людей и веру своего рода;
Человек свободен в выборе соблюдения нравственных норм, зная, что за их невыполнение последует воздаяние;
Цель человека в неоязычестве – соответствие нравственным и природно-экологическим требованиям.

В неоязычестве можно выделить несколько аспектов: религиозно-философский, природно-экологический, этно-исторический и общественную деятельность.

1. Религиозно-философский аспект.

Объект поклонения. В отношении объекта поклонения неоязычество может выступать как политеизм, пантеизм или даже монотеизм. Почти во всех учениях неоязычества есть Бог-творец (Род, Всебог, Единый Неделимый, Сварог или др.), сотворивший мир (миры). Он рождает богов-творцов Земли, мужское и женское начало (Сварога и Ладу), дающих жизнь другим богам. Встречается концепция дуалистического противостояния Белбога и Чернобога – персонифицированных добра и зла («Вятичи», Москва). Функции богов обычно строго определены, но возможно их совмещение и дублирование. Боги могут выступать как ипостаси Единого Бога (проявления Всебога, стихии Природы), действовать самостоятельно, в виде Триглава или в виде триад: созидатель – разрушитель – гармонизатор. Часть богов может почитаться как конкретные великие предки, либо как весь род на определенном этапе развития. Количество богов может колебаться от 10 до сотни: так, в Московской славянской языческой общине прославляются 10 богов, а всего их 86.

Космология. Основными категориями мироустройства в неоязычестве считаются Явь – мир явный, проявленный или мир людей; Навь – непроявленный мир, где обитают души предков, мир духов, или Пекельное (Подземное) Царство, не всегда агрессивно настроенное к людям; и Правь как мир богов или Закон, данный богом (Сварогом) и управляющий Явью и Навью. Трехчастное деление мира по вертикали на Подземное, Земное и Небесное (Ирий, Рай) Царства напоминает христианское.

Происхождение человека. Происхождение человека в неоязычестве представлено несколькими направлениями:

Божественное сотворение человека Единым Неделимым Богом (Инглиизм, Омск);
Белбог вдохнул душу в созданное Чернобогом тело («Вятичи»);
Люди – прямые потомки богов: внуки Даждьбога (А.Асов, Москва);
Эволюционное развитие человека из мира природы «из зверича в людичи» («Схорон еж словен», СПб.);
Люди (русы) – потомки Ория, прилетевшего из созвездия Орион (В.М. Кандыба, СПб.).

Человек рождается от того, что боги вдохнули в него душу, которая после смерти может попасть в Ирий (рай), переродиться в новом теле (иногда – в животном), отправиться в мир Нави (мир мертвых). Конечная цель человеческой жизни обычно не определяется. Жизнь или вечна, или циклична подобно вечности и цикличности существования природы.

Культ. Коллективное поклонение богам и предкам может осуществляться в храмах (Инглиизм), на святилищах и капищах где установлены идолы («Коляда», Москва; «Община Трояна», Обнинск; «Род», Комсомольск-на-Амуре и др.), святых местах или местах силы («Крина», СПб. и др.), на кладбищах и полях захоронений («Схорон еж словен», СПб. и др.). Боги могут изображаться в виде кумиров, статуй, идолов, статуэток, икон, символов (рун), орнаментов, отдельных предметов быта, птиц и зверей, олицетворяющих какое-либо божество. В качестве символики часто используется право- и левосторонняя 3-, 4-, 6- и 8-лучевая свастика; «Коло» или «Перуница» – крест из шести (реже – восьми) лучей или лепестков, вписанный в круг; «Коловорот» 6-, 8- лучевая свастика, вписанная в круг; другие солярные и лунарные символы, «древнерусские руны» и др. При встрече могут использоваться специальные жесты и фразы. Для отправления культа существуют специальные жрецы, волхвы, ведуны и т. д., обладающие строгой и сложной иерархией (Инглиизм), либо борющиеся за звание «Волхва Всея Руси» в мелких общинах. Личные действия представителей неоязычества сопряжены с выполнением нравственного закона, соблюдением обетов, воздержанием от какой-либо пищи или соблюдением постов, предполагаются прославление предков и чтение молитв (ежедневное, либо по праздникам).

Магия. В обрядовой магии часто используются заговоры и собственные молитвы, приносятся жертвы: с.-х. продукты, квас, монеты. Принесение в жертву животных порицается. Часто отвергается черная и белая магия, отчужденная от Земли и природы («Вятичи», ).

Праздники. Наиболее часто практикуемая форма групповых действий в неоязычестве – праздники, иногда понимаемые как вхождение в измененное состояние («Крина», «Тропа Троянова»), и совместные обряды, проводимые во всех общинах в соответствии с днями солнцестояний, равноденствий, лунными фазами, и затмениями. Дни праздников, связанных с аграрным циклом вычисляются специально или назначаются на удобные выходные дни. Многие представители неоязычества разрабатывают собственные календарные системы (Инглиизм, «Крина» и др.), ведут летоисчисление в десятках тысячелетий («Калужская славянская община»; Инглиизм; Доброслав, Кировская обл. и др.).

2. Природно-экологический аспект

Природно-экологический аспект заключается в осознании себя составной частью природы, осуществлении своей деятельности в соответствии с «глубинной экологией», рассматривающей проблемы воспитания человека и охраны Природы.

3. Этно-исторический аспект.

Представители неоязычества занимаются изучением научных и паранаучных трудов по истории, этнографии, археологии, создавая свои исследовательские объединения («Союз Венедов», СПб.; «Тропа Троянова»), и публикуя свои работы. Ключевыми вопросами здесь являются:

История славян и соседних народов, роли того или иного народа в истории России;
Происхождение славян от ариев и связанная с ней «гиперборейская теория» (А. Дугин, Москва), определяющая прародину ариев, славян, русов (В. М. Кандыба и др.) в районе Северного полюса и описывающая дальнейшее их продвижение на юг;
Филологические изыскания относительно происхождения слов и понятий из любого языка на основе русского и наоборот;

Исходя из чувства национального самосознания в неоязычестве весьма остро стоит вопрос о националистических воззрениях. Несмотря на то, что некоторые представители неоязычества весьма лояльно относятся к инородцам («Крина», «Тропа Троянова», «Коляда» и др.), либо отрицают фашизм как идею господства человека над окружающей и собственной природой, т. е. полного отчуждения от Земли («Вятичи»), в большинстве общин в открытой или косвенной форме ощущается неприязнь к евреям, кавказцам, азиатам и американцам, вмешивающимся в жизнь и быт чужой страны с собственническими интересами. Имеются и крайне радикальные группы («Дети Сварога», «Церковь Нави», Москва).

Отношение неоязычества к христианству вообще – отрицательное. Христианскую Церковь обвиняют в проповеди иудаизма и связанного с ним ростовщичества, утверждения внеприродного Божества, власти над Природой, избранного народа, насильном крещении Руси, сговоре Церкви с татаро-монголами. По мнению некоторых, христианская мораль не только сделала человека рабом, но и способствовала отчуждению мужчин и женщин, рассматривая чувственную любовь как проявление язычества, наложив на тело, как и на все земное и животное отпечаток проклятия, порока и страдания. Несмотря на это общее отношение к русскому православию (но не к Церкви как организации) положительное, т. к., по мнению большинства неоязычников, оно на 90% впитало в себя языческую традицию. Отношение к другим религиям и конфессиям в неоязычестве в остальном весьма лояльное, отрицаются только насильственные культы, например сатанизм, понимаемый как христианство наоборот.

4. Общественная деятельность.

Представители неоязычества регулярно участвуют в экологических и историко-культурных мероприятиях, ведут работу с подростками, пропагандируя любовь к национальной (языческой) культуре и родной природе. Немаловажными являются реконструкция и возрождение традиционных лекарских секретов и методик, использование народной медицины и природных лекарств.

канд. филос. наук Гайдуков А. В.

Источник: http://www.militia-dei.spb.ru