image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Почему так, а не иначе? Беседа со старшеклассниками. Николай Колчуринский

Существуют две точки зрения на все, что вокруг нас. Одни люди считают, что все в мире происходит силу «железных» законов природы, при этом все (или почти все) в мире происходит по принципу работы часового механизма. Исключение составляют лишь явления, описываемые квантовой механикой, где наоборот — многое, как они считают, происходит в силу чисто случайных причин


Во многих современных школьных учебниках (физики, химии, биологии)говорится о случайности, как факторе , определяющем важнейшие явления природы.(Случайности, как детерминирующему фактору, в материалистическом мировоззрении отводится на самом деле гораздо бoльшая роль, поскольку многие важнейшие природные феномены объясняются в рамках этого мировоззрения случайностью «по умолчанию»).

В отличие от этого традиционном русское Православное сознание, основанное на святоотеческой традиции, рассматривает все явления мира, как проявления действия Божественного Промысла. При этом все явления мира (будь-то осуществление феноменов, детерминированных законами природы, или скачки электронов с уровня на уровень, или свободные действия человека) — суть результат реализации Божественного плана. («Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй (Господь)».

Рассматривая мир с этой точки зрения (как непосредственно, так и опосредованно — используя фактические данные современной науки), Православное сознание в явлениях окружающего мира усматривает свойства Божии: Его премудрость, всеблагость, совершенство, правосудие. «В рассуждении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть; которое (помышление) мы снискиваем через сотворенные вещи. Прилежно рассматривая творение мира, познаем, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаем также и все невидимые Его свойства. Таким образом Его яко Верховнаго Правителя приемлем. Поелику всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира: следственно, Бог есть Творец и наш. За сим познанием следует вера, и за сею верою поклонение». (Св.Василий Великий, Послание 232).

Существуют две точки зрения на все, что вокруг нас. Одни люди считают, что все в мире происходит силу «железных» законов природы, при этом все (или почти все) в мире происходит по принципу работы часового механизма. Исключение составляют лишь явления, описываемые квантовой механикой, где наоборот — многое, как они считают, происходит в силу чисто случайных причин. (Сторонники подобного взгляда на мир — не исключают однако случайности, как фактора, определяющего того, что нас окружает. Но случайность для них есть не более, как выражение скрытых от нас «железных» причин.) Сторонники этой точки зрения ( а среди них — большинство современных ученых, хотя и не все) считают, что мир есть результат эволюционных процессов.

Другая точка зрения — утверждает, что в мире нет ничего случайного, но все есть результат божественного Промысла. При этом без санкции всемогущего и всеведущего Существа в мире не происходит ни единое малейшее событие, и мир, согласно этой точке зрения, есть результат божественного творения.

Посмотрим на мир и попробуем определить кто прав — сторонники первой или второй точки зрения.

Рассматривая явления окружающего мира видим сложность его устроения. Об этом очень много и подробно рассказывает нам в частности современная биология. Математики в настоящее время обладают точными методами позволяющими сравнивать сложность разных объектов и могут сказать, к примеру, во сколько раз Боинг 707 устроен более сложно, чем табурет. В конце XX века один исследователь решил сравнить простейшее живое существо — комара и самый современный суперкомпьютер — по степени сложности. Оказалось, что комар (при том что о устроении комара, как сложнейшей живой системы известно еще далеко не все) устроен на много сложнее и хитроумнее, чем современные компьютеры. Естественно может возникнуть вопрос — откуда взялись комары, при том, что нам известен только один способ появления систем такого уровня сложности, как Боинги 707, компьютеры, комары и т.п. — разумное конструирование. Очевидно, что любой другой ответ на этот вопрос будет означать не более, как веру в чудеса, поскольку чудо — не более как то, что обычно никогда не происходит. (Заметим, что появления новых видов живых существ посредством эволюции никто никогда воочию не наблюдал — и эволюционное происхождение видов живых существ есть не более как гипотеза, предположение некоторых ученых.) Итак, единственно рациональный ответ на вопрос о том, откуда взялись комары — прост : сконструированы. (Мы не говорим здесь о «системах и приборах», которые несоизмеримо более сложны, по сравнению с комарами — как то кошки, собаки или мозг человека. И ответ на вопрос — откуда они взялись — тот же — сконструированы).

Глядя на конструкции естественно делаем вывод о способностях конструктора, глядя на мир — естественно делаем вывод о премудрости Творца, разум которого несоизмеримо превосходит разум человека. Почему в мире существуют такие сложнейшие системы, как комары, собаки, кошки, люди, почему так, а не иначе? Нам говорят, что комары возникли в результате случайного стечения обстоятельств…

Премудрость устроения мира раскрывается еще в одном простом явлении хорошо, известном каждому школьнику. Физические законы имеют математическое выражение, причем иногда очень простое. Вспомним закон всемирного тяготения — вам хорошо известно, какой сложностью могут обладать математические формулы, и формула, выражающая этот закон, могла бы быть несоизмеримо более сложной. Так почему мир описывается математическими формулами (и иногда очень простыми) и математика оказывается таким образом царицей всех наук? Почему не иначе? Опять «случайное стечение обстоятельств»? Ответ на этот вопрос прост- его находим в строках, написанных пророком Божиим Соломоном еще за 1000 лет до новой эры. Ты все расположил мерою, числом и весом (Премудр.11,21). (Откуда мог знать пророк и царь Соломон об этом в то время, когда научные знания о мире были лишь в зачаточном состоянии? — Опять «случайное стечение обстоятельств»? Это знание было открыто ему Всевышним).

Мир, окружающий нас обладает свойством красоты. Это не надо никому доказывать — восприятие не тронутой человеком природы возбуждает в нас чувства радости, света, успокоения. Иногда красота природы приводит нас в неописуемый восторг… А почему природа красива, а не иначе? Ведь мир мог бы быть и не красивым или даже и безобразным. Ответ на это у ученых материалистов — тот же самый, «дежурный» — «случайное стечение обстоятельств». Рассматривая красоту творения человеческого искусства, мы естественно должны делать вывод и о красоте души художника. Рассматривая мир — видим красоту несоизмеримо более высокую, чем красота, создаваемая человеком. Эта красота — свидетельница Художника, управляющего миром, и ее совершенство говорит о совершенстве ее Создателя.

Мир, окружающий нас, изучается современными науками, в частности физикой. К концу ХХ века физиками было получено огромное количество разнообразных физических констант, описывающих окружающий нас мир природы, о которых вы конечно хорошо помните. И тогда физики решили посмотреть, а что было бы, если бы эти константы были бы несколько иными. Оказалось, что при том, что множество значений, которые могут принимать разнообразные константы с точки зрения математики — безконечно; множество допустимых значений констант, при котором могла бы существовать такая Вселенная, в которой мог бы жить человек, чрезвычайно мало. По выражению одного исследователя — «мы живем на острие ножа». Достаточно лишь немного изменить значения одного из многих параметров — и наше бытие станет не возможным. Почему Вселенная устроена так, а не иначе — опять слышим от материалистов ответы про случайные совпадения обстоятельств. При этом, если посчитать вероятности таких совпадений — то они оказываются микроскопически малыми, ничтожными. Математики утверждают — совпадений событий с такими ничтожными вероятностями в мире не происходит. Итак, мы живем в несуществующем мире — к такому интересному выводу приводит нас логика случайных совпадений!

С солнечной системой и нашей планетой — та же картина. Достаточно изменить лишь немного многие параметры — и наша жизнь станет не возможной. Вспомним, что на Земле у нас есть все условия — и подходящая температура, и подходящая атмосфера, и защита от радиации в виде азонового слоя и магнитного поля земли, и множество пригодных в пищу растений и животных и множество полезных ископаемых и прочее. А что в окружающем космосе? — наше появление в любой точке солнечной системы без средств жизнеобеспечения (например, без скафандра) — тут же закончится смертью. Почему на земле есть все для человека? Почему на одном лишь земном шаре собрано все необходимое и достаточное для нашей жизни? Почему так, а не иначе? Опять слышим навязчивый припев: «случайное стечение обстоятельств». Подлинный ответ на этот вопрос дан очень точно, еще за долго до того, как начались исследования солнечной системы при помощи телескопов и космических полетов. За несколько столетий до Рождества Христова — пророк Божий Исаия писал: Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства (Ис.45,18).

Св. Православная Церковь говорит нам о том, что мир (Вселенная, Солнечная система, Земля) созданы для человека — высшего творения Бога. И многочисленные вещественные блага, которые почему-то окружают нас, говорят нам о заботе Создателя о своей твари, о Его человеколюбии.

Человек — цель и венец Божия творения, homo sapiens. И в настоящее время — ясно установленный наукой факт — мы единственные разумные существа на земле и в окружающем нас космосе. Почему так, а не иначе? Почему эволюция привела к появлению только одного разумного существа? Опять, опять слышим, все тот же припев: «в силу случайного стечения обстоятельств». Еще за долго до того, как были открыта Америка и Австралия, обследованы глубины мирового океана, исследованы безжизненные глубины космоса и полетел Гагарин (который «летал и никого не видал») — в первые века нашей эры Православная Церковь уже содержала знание о том, что человек — единственное существо в вещественном мире, обладающее разумом и свободой. Откуда взялось это знание — знание о человеческой природе и о мире в целом, абсолютно не доступное в силу ограниченности научных познаний, имевшей место в начале новой эры? Опять слышим про случайность…

Случайностью же пытаются объяснять материалисты и факт нашего бытия. В самом деле почему мы существуем, почему существует в данном месте и в данное время каждая отдельная личность? (Почему я не родился сто лет назад и т.п.?) Иногда приходится слышать ответ о том, что это де обусловлено тем, что так случайно сложилось то сочетание генов, которое и определяет бытие моего «я» .

Подводя итог, можем задать вопрос, а не слишком ли много фундаментальных фактов и явлений окружающего мира списывается на «случайные стечения обстоятельств»? Не слишком ли универсальным оказывается этот ответ, при помощи которого можно «ответить» практически на любой вопрос? Если слесарь-сантехник, пришедший к нам домой, на наш вопрос о том, почему течет кран — даст ответ: «По причине случайного стечения обстоятельств». И если врач на наш вопрос о том, почему у нас появляются боли в сердце — ответит так же, то нас, конечно же врят ли удовлетворят подобные ответы. Но почему-то, когда нам пытаются объяснять фундаментальные феномены и факты нашего бытия — то подобные объяснения нас вполне устраивают, почему же происходит так, а не иначе?

Православная мировоззренческая позиция, при которой мир предстает перед нами, как результат осуществления Божественного Промысла, через которое мы познаем свойства Божии, позволяет нам гораздо более осмысленно относиться к явлениям окружающего мира, дает нам понимание многих явлений природы, осмысление которых недоступно материализму.

Источник: http://www.creatio.orthodoxy.ru