image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Православие и фэн-шуй

Православие и фэн-шуй

Фэн-Шуй появился в России относительно недавно. Последователи данного учения верят (иначе как верой это убеждение назвать нельзя), что цвет, форма, расположение предметов в помещении влияют на здоровье и благосостоя-ние находящихся в нем людей. Они аттестуют Фэн-Шуй как инструмент для выполнения людских желаний. Наш дом — это живой организм, который выполняет роль посредника между нами и Вселенной. Меняя энергетику дома, можно добиться невероятных результатов: добиться успеха и славы, богатства, улучшить отношения в семье и т.д.- сообщается в одном из пособий по Фэн-Шуй. Хотя фэншуевцы утверждают, что их учение — наука, не содержащая в себе религиозного элемента, это, увы, опровергается фактами. Человека опытного уже насторожит (если не сказать — возмутит) название одной из школ Фэн-Шуй: Школа черной секты неортодоксального тантрического буддизма.

Человеку неискушенному придется пояснить разницу между наукой, религией и магией. Наука оперирует объективными фактами, обязательно подтверждаемыми экспериментально. Религия и магия опираются на готовность людей поверить в существование нечеловеческого разума. Религия учит, что этот Разум выше человеческого, а значит, Его можно только просить о каких-либо наших нуждах и ждать Его реакции на просьбу как милости. Магия же, в отличие от религии, считает, что с помощью определенных действий (ритуалов) можно заставить этот разум выполнить человеческое желание, какой бы бесполезной прихотью оно ни было. Отличие магических культов от традиционных религий в том, что магия смотрит на культ механистично: результат зависит от правильности совершения ритуала (нажми на кнопку — получишь результат). Если в учении не присутствуют молитвы-просьбы, а есть заговор, ключ, мантра или другая форма приказа, то это — проявление магичности. Магическое мировоззрение представляет отношения человека и Бога не как органическое взаимодействие, а как механическое действо, которому не место между человеком и Богом. Вот и Фэн-Шуй пытается выполнением каких-то ритуалов заставить внешнюю силу служить себе. В стихотворении одной дамы, недавно увлекшейся Фэн-Шуй, есть строки, описывающие ее перерождение:

Изменяясь под влиянием силы извне, Я покланяюсь низко своей судьбе

Эти строки показательны: сначала человек думает, что заставляет внешнюю силу служить себе, а после не замечает, как сам оказывается под ее влиянием. Ведь не даром в христианской традиции сатана называется отцом лжи. Такая тактика позволяет ему подчинить себе человека.

Лидеры Фэн-Шуй утверждают, что дарят человеку счастье. Только счастье у них слишком уж странное: сплошь материальные блага. Невольно возникает вопрос: почему же китайцы, которым приписывается происхождение Фэн-Шуй, до сих пор не стали поголовно здоровыми и процветающими? Неужели современному человеку больше ничего не надо? Неужели мы живем одним днем, не задумываясь о смерти и дальнейшей участи? Кстати, фэншуевцы верят в популярную ныне теорию реинкарнации (между прочим, она религиозна по своей природе). Наверное, их счастье состоит в том, чтобы в каждом очередном воплощении жить богаче своих соседей. Но для богатства в следующем воплощении надо еще в нынешнем сделать некоторое пожертвование для Фэн-Шуй. Совсем немного — рублей семьсот за обучение первой ступени. После прохождения этого курса (оплата за каждую ступень отдельная — а вы что думали?) надо продвигаться выше и выше по лестнице совершенствования. Ну, а раз совершенствования больше, то и жертвовать надо пропорционально. Так что Фэн-Шуй — очередная форма вымогательства у легковерных людей, а по религиоведческой классификации — магический культ.

С точки зрения Церкви, человека, занимающегося Фэн-Шуй или разделяющего идеи этого учения, нельзя назвать православным: ведь он ищет поддержки от бесов, а не от Бога, прибегает к магии, неоднократно осужденной и запрещенной Церковью.