Протоиерей Всеволод Чаплин: Да, Церкви нужно очищаться…
- Главная
- Новости
- Православные новости
- Протоиерей Всеволод Чаплин: Да, Церкви нужно очищаться…
Да, Церкви нужно очищаться от всего того греховного, что привносится в её жизнь людьми, которые следуют наущению врага человеческого рода – диавола. Но в то же время было бы наивно и не правильно считать, что в Церкви Божией не может быть человеческих слабостей…
Мы уже говорили о тех информационных кампаниях, которые ведутся против Русской Церкви. Эти кампании велись и в 90-е годы, велись они и в атеистические советские годы, велись они и в течение последних нескольких десятилетий. В них нет ничего нового.
Ещё в апостольские времена христиан пытались представить лжецами, развратниками, людьми, которые непочтительно относятся к власти. Именно в неповиновении власти, и в чем-то оскорбляющем общественные порядки, обвиняли и самого Христа.
Христиан обвиняли в том, что они не уважают народные установления, обвиняли в том, что они якобы совершают какие-то мистические опасные манипуляции. И, тем не менее, Церковь Божия стоит. Несмотря на все немощные дерзости века сего, люди прилагаются к Церкви, люди начинают понимать, что она права, даже не смотря на все огромные усилия, которые предпринимаются для того, чтобы убедить окружающих в том, что Церковь вредна, отстала, опасна, нечиста.
Точно также мы сегодня видим, как люди чувствуют правоту Церкви Христовой, и не идут за теми, кто пытается изобразить её чем-то ужасным, недостойным, чтобы войти в якобы светлое будущее, которое будет построено без Бога.
Мне уже приходилось говорить, что наиболее жесткие за последнее время кампании, направленные на информационное уничтожение Церкви, будут продолжены, и, наверное, получат наиболее жесткое развитие как раз в этом 2014 году. И не стоит верить в то, что организаторы этих кампаний, те, кто помогают раскрутить их до общенационального и мирового масштаба, искренне заботятся о том, чтобы в Церкви стало лучше, чтобы жизнь изменилась таким образом, чтобы люди себя чувствовали в ней максимально хорошо и приходили ко спасению в Церкви.
Да, многие люди, которые участвуют в этих кампаниях, искренне заботятся о том, чтобы Церковь очищалась от греха, чтобы в ней было меньше того, что отражает искаженную грехом человеческую природу. Но на самом деле, опыт наблюдения за этими кампаниями и понимание того, в какую сторону они пытаются подталкивать Церковь, наталкивает на мысль о том, что реальные инициаторы этих кампаний вовсе не хотят Церкви добра.
Да, Церкви нужно очищаться от всего того греховного, что привносится в её жизнь людьми, которые следуют наущению врага человеческого рода – диавола. Но в то же время было бы наивно и не правильно считать, что в Церкви Божией не может быть человеческих слабостей и даже человеческих грехов. Церковь это не общество уже спасённых святых – это общество кающихся грешников. Не правильно идти на поводу у тех, кто пытается сказать: если в Церкви кто-то грешит, значит, Церковь не свята. Мы знаем, что в Церкви люди постоянно борются с грехом, преодолевая и греховные помышления, и те или иные побуждения, которые извне Церкви подталкивают человека ко греху, и дьявольские козни.
Церковь прекрасно даёт пример того, как можно справляться с грехами. В Церковь приходят люди, может быть, самые грешные. Те, кто с особой остротой почувствовал, – без Бога им не справиться со своими внутренними проблемами, без Бога им не достичь гармоничной, святой, спокойной, нравственно наполненной жизни.
Церковь таких самых сложных людей претворяет в святых. Не стоит думать, что любое проявление человеческой греховности, которое есть в любом сообществе (в Церкви в меньшей степени, чем в других), говорит о неправильности самого церковного установления. Потому что Церковь и создана для того, чтобы греховного человека исправлять. Потому что свято учение, которое выражено в Священном Писании и Предании, и потому что в Церкви присутствует Божья благодать, которая исправляет жизнь человека. Именно потому, что в Церкви присутствует Божья Благодать и действует христианская нравственность, в ней значительно меньше человеческих грехов.
Не правильно, что в сообществе православных христиан никогда не будет совершаться никакого греха. И в то же время неправильно утверждать, что в Церкви ничего не должно меняться, что в Церкви нельзя предпринимать усилий для того, чтобы какой-то грех более-менее серьезный не должен исправляться через совместное действие православных христиан, через соборную волю Церкви.
Но нам часто в ходе информационных кампаний подбрасывают другую мысль. Нам пытаются сказать, что греховны те вещи, которые является нормальными для нашей традиции. Нам пытаются сказать, что священник не может иметь достойного дома, достойной машины, не может обеспечивать свою семью – в этом нет совершенно никакого греха. Нам пытаются внушить мысль о том, что вещи нормальные и естественные почему-то являются греховными с точки зрения отношения к одному из человеческих сообществ в Церкви. В то время как сами, обличающие этот якобы грех люди, вовсе не применяют его к себе.
Нам пытаются сказать, что неправедным и даже греховным является взаимодействие Церкви и государства. Церковь не должна становиться частью государственной машины, органом власти. Она не должна пытаться управлять государственными делами, применяя методы, которые более свойственны государству, чем Церкви. Но она не должна быть и вечной оппозицией, врагом государства, не должна идти на то, чтобы полностью отказаться от призыва к государству применять силу, власть и закон, когда речь идет о поддержке добра и об ограничении зла. В этом, согласно словам св. апостола Павла и основам социальной концепции Православной Церкви, и содержится нравственный смысл существования государства.
Когда нам пытаются сказать, что любая попытка призвать власти применить закон для поддержки нравственности и ограничения пороков — это якобы грех, — нам нужно ясно сказать: информационная кампания пытается поместить нас в ситуацию, в которой мы бы отказались от сути нашего учения, признали бы не правильным и греховным то, что на самом деле должно осуществляться православными согласно их мироощущению, основанному на Евангелии и на православном Придании.
Более того, нам часто пытаются посредством информационных кампаний, через кнут или через пряник, сказать, что нам нужно менять суть нашего учения. В том числе и учение об отношении Церкви и государства. Нам пытаются сказать, что нужно изменить отношение ко грешнику и к совершаемому им греху, сказать, что грешника нужно в его грехе одобрить, не тревожить его совесть, сказать, что Бог его якобы никак не накажет, одобрит его.
Нам пытаются сказать, что Церкви нужно приспособиться к настроениям и принципам общества потребления, отказавшись от того непреодолимого различия между христианским идеалом и обывательским образом жизни, о котором мы знаем из Евангелия. Нам пытаются сказать, что нужно поставить на полку, то есть забыть и игнорировать, каноны Церкви, творения святых отцов, наше аскетическое наследие. Нам пытаются сказать, что нам нужно измениться, иначе нас якобы оставят люди, иначе они отвернутся от Церкви, пойдут в какие-то новые формы религии.
Многие на Западе, некоторые христианские и уже постхристианские сообщества пошли по этому пути и потеряли себя. Именно на этом пути многие из них перестали быть христианскими. Нам дает Господь до сих пор жить и действовать иначе, мы пережили многие атаки, многие попытки изменить нас. Мы пережили попытку отчуждения Церкви от образованной части общества в XIX в., в начале XX в., мы пережили попытку сделать Церковь частью революционного движения в начале XXв., особенно в ходе событий, окружавших 1905 г. Нас пытались уничтожить, прогнуть и перевоспитать, в течение многих десятилетий советского периода и после распада Советского Союза.
Несмотря на все это, в отличие от тех западных общин, которые прогнулись под волю организаторов публичных кампаний, наша Церковь не только выстояла и сохранилась, — она смогла приобрести настоящее народное доверие. Люди идут за своей Церковью именно потому, что она старается хранить верность Евангелию Христову.
Уже более миллиона людей пришли к священным Дарам волхвов, как до этого приходили к другим почитаемым святыням, приносившимся на нашу землю. Люди выражают поддержку своему Святейшему Патриарху в период, когда он собирается праздновать пятилетний юбилей своего первосвятительского служения. И я очень буду благодарен всем, кто придёт к храму Христа Спасителя или в сам храм в день интронизации Святейшего Патриарха 1 февраля во время богослужения, или во время молитвенного стояния людей, которые хотят помолиться вместе со Святейшим Патриархом около храма в 10:30 утра.
Люди верят своей Церкви, потому что надеются, она никогда не изменит пути Христову, она никогда не пойдёт на поводу у тех, кто не хотел бы превратить православных христиан в теплохладных постхристиан некоторых стран современного мира. И Святейший Патриарх очень твердо говорит о том, что Церковь имеет силу не дать изменить себя помимо воли Божией и помимо соборного тела Церкви.
Вот, что было сказано Святейшим Патриархом 22 января в день памяти свт. Филиппа, – Святейший Патриарх Кирилл говорит об автономии Церквии, о том, что она не должна руководиться внешними влияниями:
«В чём должна состоять автономия Церкви? – В том, что для Церкви высший авторитет это Христос. Она может и должна взаимодействовать с окружающим миром, она может и должна сотрудничать с окружающим миром. Но она не может в вопросах, которые касаются спасения людей, преклонить свою главу пред какой-бы то ни было властью. Не может быть свободы Церкви без исповедничества. И когда мы говорим о её свободе, мы должны понять, что речь идёт не только о каких-то властных структурах (в сегодняшнем мире это чаще всего совсем не так), — речь идет о центрах влияния и о тех центрах, из которых исходит опасные для рода человеческого заблуждения.
И сохранение свободы пред лицом общего потока, в который погружается человечество под воздействием этих греховных влияний, является нашим долгом, долгом Церкви, а с другой стороны всегда предполагает путь исповедничества. Пусть Господь, а мы верим, что так и будет, по молитвам Церкви, по молитвам мучеников и исповедников, святителя Филиппа, будет управлять Церковью Русской, помогая ей сохранять внутреннюю свободу, способность провозглашать Божию правду, вне зависимости от того, что говорит о Церкви внешний мир, от того, как он громко, крикливо требует от Церкви подчинения.
Будем стоять в истине Христовой, не боясь никого, не уступая никому, и на этом пути не только стяжем Божие благоволение, но и многих людей увлечем на путь спасения, на путь Христов.
28 января 2014 г.
Источник: Православие и мир