«ГРЕНАДА МОЯ» ‒ ЧАСТЬ ІІ ‒ ИЗ ДНЕВНИКА ИЕРОМОНАХА АМВРОСИЯ (СИТАЛО)
- Главная
- Православная миссия
- - о. Амвросий Ситало
- «ГРЕНАДА МОЯ» ‒ ЧАСТЬ ІІ ‒ ИЗ ДНЕВНИКА ИЕРОМОНАХА АМВРОСИЯ (СИТАЛО)
12-13 августа, 2019 г. – ежегодный карнавал.
Исторически в католических странах перед Великим постом устраивается карнавал (в переводе с латыни «прощай мясо». Он давно потерял свое религиозное значение, но приобрел развлекательный смысл. Чтобы не конкурировать с Тринидадом, где
он отмечается в обычное время в феврале или, реже, в марте, по Григорианскому календарю, гренадцы перенесли его на середину августа. В это время многие рядятся в дьявола и обливаются маслом. Как объяснил мой знакомый ‒ это, по их мнению, символ бунта против рабства. Дьяволами по-французски (Jab—jab) работорговцы называли беглых рабов, которые ускользали из их рук.
На это время я решил остаться на ферме и никуда не выходить.
16 августа.
Месяцем ранее я заходил в Карибскую Академию программирования, чтобы встретиться со знакомыми. Они разрекламировали свои курсы 25 католическим священникам. Зачем? «Чтобы они имели более целостный подход к членам своих общин, занимаясь не только душепопечением, но и осознавая их нужды по трудоустройству и пр.». После трехмесячных курсов они предлагают трудоустройство. Пять священников высказали желание учиться, но ни один из них не появился.
Прохождение курсов, помимо перспективы трудоустройства и финансовой независимости нашей общины, могло бы послужить и способом борьбы с праздностью. Развившись внутри, праздность способна перекинуться на церковные дела. С другой стороны, это могло оказаться и ненужным развлечением. Взвесив все, я решил записаться, и получил на это благословение Владыки.
20 августа.
За время своего пребывания на Гренаде я также познакомился с католическим епископом Гренады Харвеем и несколькими его священниками, которые меня с энтузиазмом принимали. Епископ Харвей попросил меня к нему зайти: оказалось, что к нему по ошибке пришло письмо на мое имя из министерства Гренады касательно наличия земли. В конце он попросил моих молитв.
22 августа.
Сегодня выпекли первые 24 просфоры на Гренаде в пекарне Ideal Bakery на Mt. Pandy Beach. Мне предложили по знакомству с владельцем пекарни прийти и самому участвовать в процессе, надев фартук.
Для меня это самый оптимальный вариант – я чувствовал себя так же, как и на практике в просфорне в Джорданвилле. Они, правда, были удивлены, что я не хочу положить ни сахара, ни жира. Для меня обстановка тоже значительно отличалась – весы с гирьками, взвешивание «на глаз» (не как в монастыре с аптекарскими электронными весами). Мы почистили огромную колбу для замеса от предыдущего теста. Карл, мой помощник и руководитель, долил воду тоже «на глаз». Затем я прокатал часть теста 50 раз. Один раз, правда, вывел машину из строя, так как подал слишком толстый слой теста. Машина опасная, и тесто в нее обычно просто закидывают. Карл предложил сразу лепить вершки на низы, вырезая вершки стаканом меньшего диаметра, а я смазывал низы святой водой. В монастыре было по-другому – их оставляли подходить раздельно, а затем соединяли, до того вырезая примерно одного диаметра из теста разной толщины. Но когда я ставил печать, то тесто расплющивалось и получалось тоньше. Я отлучился часа на два. Когда вернулся – почти все ушли, и просфорки были уже в печи. Я попросил их достать, чтобы проткнуть в нескольких местах, для того, чтоб при выпечке не образовывались воздушные карманы. Через минут двадцать получились довольно милые и на вкус замечательные просфоры, но вершки и низы у некоторых слишком срослись, у других печать исчезла, а на разрез они казались слишком мягкие, у некоторых были небольшие воздушные полости внутри, поэтому лишь немногие из них, мне кажется, годны. Я думаю начинать использовать их вместе с монастырскими из морозилки.
26 августа.
Недавно на богослужение приходила женщина, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации в поисках духовной помощи. Анна давно не была в церкви и хотела исповедоваться. Я спросил, крещена ли она. Как я и ожидал, Анна ответила, что она уже крещена. Она была во взрослом сознательном возрасте крещена полным погружением, конфирмирована у католиков и даже прошла у них подготовку как катехизатор. Я объяснил, что в практике РПЦЗ это крещением не считается, и всех приходящих в Православную Церковь надо крестить. Так как для нее римо-католическая церковь и наша очень похожи, я сказал, что за несколько встреч должен рассказать о разнице, а также пригласил на Успение на службу в Гренвилль (у Саеда) и на воскресную службу в С.-Джордж.
У Анны двое детей, и она всегда может покрестить их у католиков на Тринидаде, которые выдадут все необходимые документы для школы, в то время как у меня пока нет лицензии и документы о крещении я выдать не могу.
На мой вопрос, зачем она хочет присоединиться, она ответила, что таково ее внутреннее призвание. Она слышала о Православии ранее и ей понравилась та служба в воскресенье, на которую я ее приглашал. За эту нашу встречу мы вопросы вероучительных различий так и не затронули, но мы поговорили о том, что к Православной Церкви могут присоединиться только те, кто хочет стать святым.
Это не только неповрежденное учение, но и нравственность. Поскольку ей по работе приходилось иметь дело с извращенцами, мы обсудили и эту тему. Я сказал, что не могу судить тех, кто ненавидит извращенцев, их мерзость перед Богом. Ведь содомиты стали причиной уничтожения собственной страны, Содома. Недаром в Библии говорится о дожде из раскаленных углей с горящей серой, кое-кому уготованных (Пс. 10:6). По словам свят. Иоанна Златоуста, таковые «побуждают геенну явиться преждевременно». Когда подобные люди встречаются среди священников ‒ это особенное проявление сатанизма. Я рассказал Анне, как с таковыми поступали во время правления святого императора Иустиниана.
Она хотела бы присоединиться через Таинство Исповеди, но я убедил ее в этом вопросе положиться на волю священноначалия и прислал ей образец прошения моему митрополиту на присоединение к Православной Церкви. Я напомнил, что в прошении митрополиту стоит указать обязательство воспитывать детей в Православной вере, поэтому предположил присоединить вместе с детьми, когда я прилечу в октябре на Тринидад, где они живут. Анна написала прошение митр. Илариону о присоединении и согласилась на присоединение через чин Крещения прямо сейчас. Я подумал, что ей нужно время, чтобы лучше узнать о Православии и предложил подождать и торжественно креститься с детьми, всем вместе. После этого на закате мы отслужили вечерню, и я провел ее домой.
29 августа, г. Гуав.
За время пребывания радиостанции в Гуав удалось выпустить несколько радиопередач о Православии, во время которых желающие могли задать вопросы, и я регулярно ездил на передачи в течение прошлого полугода.
В этот раз Анна поехала со мной. На передачу мы не попали, но я взял с собой облачения и совершил над ней чин оглашения. Сегодня празднуется преподобномученица Анна (Ежова; +1937), и я предложил эту святую в качестве ее покровительницы, рассказал ее краткое житие и обстоятельства гонений на христиан в прошлом веке.
Анна снова просила креститься завтра же, но я опять попросил ее подождать, пока она убедится на практике, что та духовность, к которой она прибегает, в действительности обладает силой помочь решить возникающие проблемы.
Мы встретили продавца тростникового сока, который как-то раньше приходил на радиопередачу. Оказалось, что бывший ведущий радиопередачи заказал себе т.н. «воду плача» от нигерийского языческого жреца из Англии, окропляет ей друзей (и в частности на него) и хвалится, что наслал на них демонов. Мы закончили этот вечер продолжительной беседой с ним. Он рассказывал, как его советские солдаты научили пользоваться оружием во время революции 1983 г., и он бежал от американцев с Гренады на Тринидад.
30 августа, встреча на ферме.
Я пригласил Анну на очередную встречу на ферму. Так как ее некому было подвезти, она приехала с соседом ‒ сыном сирийца, который (сын) изучал магию в разных местах и назвался практикующим культ «обея» по привлечению якобы природных сил («obeah man«).
Он был в тюрбане, вегетарианец, с масонским символом и еще чем-то на шее. Мы сидели в кругу знакомых, и, когда начался дождь, за столом остались только я и сириец (по моему наблюдению, чернокожие почему-то особенно не любят находится под дождем), и я стал у него расспрашивать, как он определяет, с какой духовной силой он имеет дело: доброй или злой. Он говорит, что силы, с которыми он работает, нейтральны, но он осознает, что некоторые привлекают демонскую помощь или мертвых, и осуждает подобную практику. Тогда я спросил, кого же он предпочитает призывать. Он ответил, что Архангела Михаила. Я рассказал, что мы в Православии в молитвах призываем помощь праведных духов, чтобы они помогли нам через покаяние быть со Всевышним. Самое большое чудо – это покаяние. И, на примере из Нагорной проповеди, я объяснял, какой высокой моральной планки человек призван через него достичь. Джонатан (Ионафан, так звали мага) с интересом слушал и соглашался.
Я отвлекся к другим гостям. В это время Джонатана попросили показать какую-то магию для высоких правительственных гостей, и он начал показывать им разные фокусы: то снимет часы с хозяина без его ведома, то воду из одной руки в другую перельет, то хлопнет в ладоши и дунет на какую-то женщину. Все это наблюдали присутствующие и кто-то снимал на видеокамеру. Мне это показалось возмутительным, и я удалился. Анна мне написала сообщение, что она устала от общения с людьми и ждет меня. Когда я вернулся, Джонатан выходил освежиться, и знакомые католики объяснили мне, что это была не магия, а ловкость рук, это подтвердил и вернувшийся Джонатан. Затем стали с интересом разглядывать мой наперсный крест и надписи. Рассматривал и Джонатан, не обращая внимание на соседский столик, где его просили показать еще «магию». Я объяснил, что у демонов плохие воспоминания, связанные со Крестом, поэтому они его боятся, потому что были однажды поражены. Я пожелал всем, в том числе и Джонатану, быть вместе с Победителем, а не с побежденными.
Источник: