Какая Россия нужна Богу?
- Главная
- священник Даниил Сысоев
- Проповеди отца Даниила Сысоева
- Какая Россия нужна Богу?
Всех с праздником Казанской иконы Божией Матери, сегодняшним празднованием в честь освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году. Эта история, которая сегодня вспоминается нами, для нас очень современна, очень похожа на нынешнюю ситуацию.
Как мы знаем, в начале 17-го века произошла страшная смута: пресеклась династия святого князя Владимира спустя полтысячелетия правления династии Рюриковичей, со смертью сына Ивана Грозного Федора Иоанновича. И после этого началась целая череда смут. Новый царь не удержался у власти. Пришел самозванец, представившийся сыном Ивана Грозного Дмитрием. Потом самозванец был сброшен, поставлен был один из самых слабых и неудачных царей — Василий Шуйский. Потом и он был низвержен. В Москве стала править семибоярщина — семь бояр, которые пригласили в Москву польского короля Сигизмунда. И Москва была захвачена.
Москва была захвачена поляками. В Кремле стояли поляки. В Тушино, под Москвой, стоял Лжедмитрий II, который был на самом деле иудеем. Когда его убили, у него нашлись каббалистические книги, по которым он занимался колдовством. В Новгороде стоял Лжедмитрий III. В Новгороде стояли шведы. В Пскове появился еще один самозванец. И таким образом, фактически от России вообще ничего не осталось. Фактически Россия была уничтожена.
Но это не самое страшное. Самое страшное — происходило то, что русские с ожесточением резали русских. Причем, как говорили очевидцы-иностранцы: «нет более злого врага для русского, чем русский». Сами поляки и шведы меньше причиняли вреда русскому народу, чем русские, которые грабили, убивали всех подряд. Казаки, которых сейчас считают оплотом нации, были самыми злейшими грабителями, ворами, которые громили все. Они были предателями и подводили русских людей. И эта смута нарастала, и конца края не было. Только Церковь смогла вывести Россию из этого состояния смуты.
Еще при Василии Шуйском состоялся акт всенародного покаяния за грехи смуты. Как сейчас многие призывают к всенародному покаянию, такой обряд был совершен в Успенском соборе Московского Кремля. Бывший патриарх Иов и патриарх Гермоген вдвоем принимали всенародное покаяние. Но буквально через несколько месяцев Москва была взята поляками. Таким образом русские люди убедились, что никакие внешние обряды не могут переменить Божиего гнева. Богу нужен не внешний обряд, а реальное изменение сердца. Лишь благодаря посланиям патриарха Гермогена, благодаря посланиям Дионисия из Троице-Сергиевой Лавры, благодаря их подвигу, наконец началось возрождение.
Началось оно с Кузьмы Минина, известного торговца и мясника из Нижнего Новгорода, и князя Дмитрия Пожарского, которых благословил патриарх Гермоген идти освобождать Москву. И они просто взяли и пошли. И делом показали, что такое истинное покаяние, которое заключается не в том, что человек что-то рассказывает, а в том, что он меняет свою жизнь. Под руководством Казанской иконы Божией Матери, которой сегодня совершаем память, которая находилась здесь, у нас, на Крутицах, здесь находился главный штаб российских войск, отсюда началось освобождение Московского Кремля от захватчиков. Отсюда началось освобождение Москвы. Сегодня, в этот день, 4-го ноября по новому стилю, наконец-то поляки сдались на милость победителей. Они были выдворены из России. И так начали восстанавливать русское государство просто из ничего.
Из-за чего же произошла такая смута? В чем была причина ее? Причина была в длительном царствовании одного из самых сильных царей России, первого царя России Ивана Васильевича Грозного.
Иван Грозный, вначале находившийся под благочестивым влиянием своей жены, под благочестивым влиянием своего духовника, он решил, что государство должно быть важнее, чем Церковь. Он решил, что царство важнее, чем Православие. Он сказал, что подвластен только Богу, и его никто не имеет власти судить. Он решил, что благо государства оправдывает все. Он ввел страшную опричнину, разделил, расколол Россию изнутри, отдал Россию опричникам фактически на разграбление. Историки сейчас показывают море деревень в Подмосковье, которые с тех пор не смогли восстановиться после резни, которую учинили опричники. Было убито 3000 знатных людей, которые вошли в синодики. И в каждом написано «вкупе с домочадцами их». Было казнено множество людей «во благо», якобы во благо Родины, для искоренения мнимой измены, которая везде мерещилась Ивану Грозному.
Сам Иван Грозный поступал, как ему хотелось. У него было семь жен, четыре из них были официальные, плюс еще были и другие неофициальные. И при этом он считал, что может каким-то образом откупиться от Бога, давая большие пожертвования. Это развращающее действие царя привело к страшной гибели, внутреннему разложению русского народа. Люди почувствовали вкус вседозволенности. Самый слабый царь России Василий Шуйский был одним из опричников. И потому он не смог удержать страну. Как и Борис Годунов, он тоже был опричником и потому тоже не смог удержать страну. Видите, с чего начинается? Начинается с того, что люди решили, что государство важнее Бога, решили, что Бог должен служить государству. А Бог сказал: «Я так не хочу, Я так не желаю».
И предложил то же самое, что произошло с Иудейским царством: за грех Манассии, царя Иудейского, Бог уничтожил Иерусалим, несмотря на благочестивого его внука и царя Иосию. Бог не помиловал Израиль, потому что тот не захотел раскаяться во всей своей полноте. Так же и у Ивана Грозного был очень благочестивый сын Федор Иоаннович, который даже является местночтимым святым в Москве. Но его благочестие не спасло Россию, потому что народ был развращен своим правителем. Он решил, что Бог является средством, а не целью. Вот это самое страшное, то, что произошло.
К сожалению, это явление было и до революции 1917 года в России, когда Церковь использовали как средство. И, к сожалению, эта идеология и сейчас начинает торжествовать. Люди говорят, что Церковь полезна, потому что укрепляет государство. Видите, все выворачивается наизнанку: делают из Бога средство для решения своих проблем.
Но это касается не только страны. Разве не случается такого, разве к нам не приходят люди, которые говорят, что Бог нам нужен для того, чтобы вылечить детей, чтобы решить свои семейные проблемы, чтобы решить свои личные проблемы? Бог Всемогущий, Творец Вселенной — становится той самой золотой рыбкой, которую старуха хотела сделать себе на побегушках. А Господу Богу это не угодно. Ему так не нравится. Он не согласен быть средством. И Он говорит: «Вы хотите Меня как средство использовать? Вы об этом сильно пожалеете. Я разобью все ваши желания, Я растопчу все то, ради чего вы хотели Меня использовать. Все то, чем бы вы хотели заменить Меня, будет уничтожено», — говорит Господь, — «чтобы вас спасти».
Потому что не может человек служить никому, кроме Господа. Первая заповедь говорит: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Самое первое требование — чтобы служить только Богу. В первую очередь — Богу Всемогущему. И когда люди от этого отходят, или страны, или семьи, или общество, или какие-то организации, — происходит всегда одно и то же. Бог восстает в ярости, чтобы сокрушить наглых мятежников, которые внаглую поднимают свои брови против Творца Всемогущего.
Как это было во времена Иудейского царства. Так произошло это и в России 16-18 веков. Бог восстал, чтобы сокрушить страну за нечестие, за то, что люди отказались от Него. И из-за этого первого греха, когда Бог стал восприниматься как средство, вытекли и другие грехи. Например, было множество проповедников, которые обличали русских людей времен Ивана Грозного в страшном грехе мужеложства, который стал распространенным в 16 веке. Никто до 16 века и слыхом не слыхивал об этом беззаконии. А вдруг в 16 веке люди падают в бездну содомскую. Произошло это именно потому, что Бог перестал быть мерой всех вещей. Бог стал средством. И человек стал использовать Его для оправдания своих поступков.
Кроме этого, началось грабительство, началось закрепление свободных людей, крестьян при Борисе Годунове. И это явление происходило из-за чего? Потому что опять та же самая логика: «главное — сильное государство». Оно — самоцель, а все остальное — вторично. То же самое, что мы повторяем сейчас, опять на те же грабли упорно наступаем. И сейчас вся официальная современная идеология на это направлена, что «главное – сильная страна, ей должны все служить».
А, между прочим, эта идеология была свойственна и фашистам тоже. Фашисты именно так и говорили, что главное — сильная страна, а все должно быть служить сильной нации. Привело это к гибели Германии, и то же самое привело к гибели Россию.
И причем, что интересно: почему Бог не принял всенародного покаяния 1607 года? Связано это было с тем, что каялись люди в грехах предков. Люди пришли, перед двумя патриархами стали раскаиваться в тех грехах, которые сделали их отцы. Знакомая картинка. Ну, точно так же, как сейчас говорят: «давайте сейчас покаемся за грехи предков». Я читал сам текст покаяния. Там говорилось: «Мы раскаялись за грехи, которые сделали отцы наши». Не мы сделали. Не наши лично грехи, а вот такая миссия за грехи отцов. Конечно, очень удобно – покаяться за грехи отцов, но совершенно бесполезно. Поэтому Бог не принял покаяние, хотя и два патриарха прочитали разрешительную молитву. Причем оба патриарха святые – святой Иов, святой Гермоген. Но Бог сказал: «а Я не разрешаю, Я не прощаю». И кончилось все действительно печально. Вся страна фактически превратилась в полные абсолютные развалины. И лишь деятельное покаяние, которое заключалось не просто в каких-то словах, а в делах: в прекращении воровства, прекращении грабежа, прекращении страшного эгоизма, именно это покаяние — оно привело к спасению.
Известно, как Кузьма Минин набрал деньги на спасение. Любая армия нуждается в деньгах. Известно, что люди того времени очень любили говорить красивые слова о спасении России. Ну, как сейчас. И очень не любили ничего делать для спасения страны. Ну, впрочем, тоже как сейчас. Кузьма Минин говорит: «давайте отдадим все свое имущество и спасем страну». Все говорят: «давайте отдадим». Он говорит: «ну, давайте, отдавайте». А купцы говорят: «вы понимаете, у нас деньги все ушли. Сейчас мы их вложили в бизнес, собрать их никак невозможно. Ну, там, через месяц, через два, через три, через четыре корабли приплывут – тогда соберем деньги на спасение России». Тоже знакомая картина. Но Кузьма Минин был очень умный человек. Он выдвинул новый лозунг: «продадим наших жен и детей, заложим их и спасем Россию». Они говорят: «да, конечно же». Тогда он берет самых богатых людей, жен и детей собирает и выставляет на торг. Жен и детей самых богатых купцов. И о чудо, у тех внезапно появляются деньги. Совершенно небывалым образом, но деньги вдруг появляются. И, таким образом, Кузьма Минин просто берет и заставляет людей, по-мудрому принуждает их к тому, чтобы люди действительно обратились, занялись нормальным делом. Понимаете? Вот как раз это пример того, как страсть сребролюбия побеждается. Он видит, что люди погрязли в самолюбии, за сребролюбием не видят ничего. Они готовы, чтобы деньги заработать, вообще все продать, рассчитывая, что «умри ты сейчас, а я завтра». Вот как идеология, которая была в 90-х годах. И против нее Кузьма Минин выдвинул такой трезвый, мудрый, православный житейский расчет. У нас часто люди думают, что надо России спасти какими-то мистическими средствами: что-то такое хитрое сделать, прочитать 185 акафистов, сделать 200 000 поклонов, и тогда она сразу спасется.
Но Кузьма Минин поступил проще. Он был простым человеком. Просто ходил в храм Божий, молился Богу каждый день. Жил нормальной, полноценной жизнью, исполнял обычные посты, ничего сверхъестественного не делал и просто поступал по обычному трезвому, православному смыслу. Он, не вдаваясь в мистику, взял и сделал то, что Бог ему повелел через священномученика патриарха Гермогена, через преподобного Дионисия. Он просто смиренно исполнил Его просьбу. Собрали войска, смиренно пошли и, несмотря на первые неудачи, стали просто заниматься обычным, совершенно нормальным делом: воров вешали, разбойников казнили, бандитов разгоняли, нормальных людей прощали. Просто ввели нормальные человеческие отношения, нормальную жизнь.
И молились Божией Матери, чтобы Она покрыла, — и Она покрыла. Она помогла людям спасти страну. Это и нам урок. Если мы хотим избавиться от какого-то греха, мы не должны сидеть на печке или класть сотни поклонов, думая, что за нас кто-то что-то сделает. Поклоны надо класть, если страсти блуда нападают или какие-то другие страсти, чревоугодие заедает — тогда нужно поклоны делать, чтобы обуздать тело. Но необходимо делать конкретные дела для того, чтобы исправить свой поступок. Бог и говорит так же через пророков: «Ваше покаяние в чем заключается? Если ты видишь голодного — накорми. Видишь раздетого – одень. Освобождай нищего, защищай слабого, беззащитного, сироту и вдову». Это дела, которые угодны Богу на высоте.
Бог требует реальных простых дел. А у нас часто вместо реально простых дел начинаются какие то сложные, какие-то изощрения. Почему? Потому что реальные простые дела — они слишком простые. Кажутся человеку какими-то недостойными Бога, с одной стороны. А с другой стороны, их делать не хочется, потому что ими не похвастаешься. А чего тут хвастаться то? Обычные дела делают все нормальные люди. Просто по-человечески жить, по-божески жить. Этим не похвалишься. А вот положил 2000 поклонов — можно сказать: «вот у меня какая шишка на лбу. Вот посмотрите на меня, пожалуйста, какой я хороший, замечательный человек, аж до шишек на лбу молился». И здесь есть возможность похвалиться, похвастаться,- единственное, что Богу не угодишь. Но люди ж об этом не думают.
А Богу нужна очень простая жизнь. Ему нужно простое исполнение своих обязанностей. Кому дана власть воевать — воюй, воюй хорошо. Кому дана власть судить — суди правильно. Кому дана власть убираться — убирайся чисто. Понимаете? А не так, как приходится православным сталкиваться. Нам, священникам, приходится сталкиваться. Даже при строительстве храмов лучше обращаться к маловоцерковленным людям. Почему? Не знаю. Но факт. Вот, например, известно, что православный отличается такими замечательными качествами (современный православный, про всех людей говорить не буду), кроме тех людей, которые новообращенные из каких-то бизнесменов, — а так на обычного православного нельзя положиться, с ним нельзя договариваться о чем-то, он обязательно подведет. Его нельзя ни о чем просить, потому что самому придется все делать, понимаете? Было сколько угодно случаев, когда человек пообещает, а потом говорит: «а меня батюшка не благословил доброе дело сделать». Вместо того, чтобы реально какими-то делами заниматься, человек начинает ерундой, простите, страдать. И прикрывая все это православием.
Божией Матери это не угодно. Вот если бы люди так поступали при Косьме Минином, мы бы сейчас жили бы в замечательном польском государстве с небольшими шведскими анклавами, ну и татарским Великим царством в районе Урала. Никакой России бы в природе не было. Русский язык бы просто забыли как класс. Ну, может быть, были бы отдельные гетто какие-то русскоязычные.
Потому, что люди простые поняли, что нужно просто исполнять волю Божию — вот потому они и победили. Нам урок: если мы хотим спасти и страну, и семью, и себя самих, мы должны жить просто, быть простыми, нормальными, хорошими православными людьми. Это урок Божией Матери.
Богородица и сама была очень простым человеком. Мы не читаем в Писании, что она отличалась какими-то сверхъестественными делами. Она жила, исполняла волю Божию. Бог говорил, она просто исполняла, говорила: «се раба Господня, да будет мне по слову твоему». Если мы читаем рассказ о Благовещении Пресвятой Богородицы, мы видим, что она очень по-деловому спрашивает. Ангел возвещает весть. Она спрашивает: «как будет, если я мужа не знаю»? Ангел отвечает. Тогда Богородица говорит: «се раба Господня, да будет мне по слову твоему». Это деловой разговор. Идет разговор простого человека, который просто исполняет волю Божью, любит Бога и просто ему служит. О себе совершенно не думает, понимаете? И потому Она стала выше всех.
И сам Господь наш, он очень простой, в нем нет сложностей, он просто управляет миром, понимаете? Вот солнышко поднимается — просто Бог говорит: «Солнце, вставай». Солнце просто встает. Он никаких особых дел не делает. Он просто повелевает без всяких сложностей. Все они от врага. Недаром Амвросий говорил: «Где просто — там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Говорил он не о простоте, что нужно ничего не знать, ничего не видать, как некоторые неправильно понимают эти слова. А то, что нужно не мудрить, а жить по-божески, или, что то же самое, по-человечески. Потому что настоящая человеческая жизнь — это и есть Божья жизнь. Потому что когда мы поступаем по человечески, по той природе, которую нам создал Творец, мы поступаем по-Божьи. Человеку свойственно поступать по-Божьи. Только лишь извращенная воля, извращенный разум, извращенные чувства портит и природу, и волю Божью. Человеку свойственно любить. По-Божьи это? По-Божьи. Человеку свойственно жалеть. По-Божьи это? По-Божьи. Человеку свойственно честно работать. По-Божьи это? По-Божьи. А извращение и грех мешает нам и жить, и любить, и творить по воле Бога. Так что давайте учиться у Божией Матери ее простоте, ее чистоте, ее Христовой практичности. И тогда Господь даст нам войти в Небесный Кремль, в Царство Небесное. Спаси Господь!
Аудио: