image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Церковь преподобного Сергия Радонежского (Рига)

Церковь преподобного Сергия Радонежского (Рига)

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Риге расположена в Рижском Св.Троице-Сергиевом женском монастыре по ул. Кр. Барона, 126. Эта обитель начиналась с частного детского приюта для девочек и нескольких смиренных стариц. Основательницами этого богоугодного дела были М.Н. Мансурова (урожденная княжна Долгорукова) и ее дочери, фрейлины Ее Императорского величества, Екатерина и Наталия. Поначалу приют размещался в наемной квартире хозяина Дульцова, на перекрестке Гертрудинской и Авоту. В небольших комнатках проживали пять девочек, знакомых по Воскресной школе, и две доброй души пожилые женщины. В мае 1891 года здесь был отслужен первый молебен с водосвятием. Вскоре сюда стали приходить люди с просьбой помолиться о здравии близких.

Старицы стали читать Псалтирь, записывать имена благотворителей. В конце декабря приют и богадельню посетил Преосвященнейший Арсений, епископ Рижский и Митавский. Он благословил живущих здесь иконой Живоначальной Троицы, определив этим название общины. Свято-Троицкая община успешно развивалась. Однако она продолжала ютиться в наемном помещении, а главное, не имела своего храма и участка земли, где бы можно было его построить. 16 апреля 1892 года в доме Мансуровых собрались Преосвященнейший Владыка Арсений, лифляндский губернатор М.А. Зиновьев, купец первой гильдии Н.П. Камарин, другие влиятельные лица. Разговор шел о дальнейшем развитии общины, ее последующем местоположении и средствах для приобретения недвижимости. Н.П. Камарин сообщил, что есть подходящий участок, который, по его мнению, мог бы подойти. Осмотр состоялся на следующий день. Оказалось, что это была большая усадьба в четырнадцать десятин земли. Было три каменных здания, несколько деревянных домов, другие постройки. В них можно было бы разместить и приют, и школу, и сестер. Однако покупка из-за нехватки средств не состоялась.

Поиски продолжались. Возникла идея о размещении общины на территории строящейся Троице-Задвинской церкви. Но место, по общему мнению было неподходящим. По благословению Владыки Екатерина Мансурова, ходатайствуя перед Св.Синодом об официальном признании общины, одновременно направляет прошение об оказании помощи в выделении участка земли под строительство помещений для сестер и храма. Вопросы, о земле решались трудно. Переговоры велись и в Св.Синоде, и в Правительствующем сенате, и в различных ведомствах Совета Министров. Однако вскоре появилось предположение, что, скорее всего, это будет участок так называемых «военных огородов», принадлежащих духовному ведомству, расположенных на окраине Риге по Суворовской улице (Кр. Барона, 126). Не дожидаясь указа о выделении земли, Екатерина Мансурова, по благословению епископа Арсения, направила в Св.Синод просьбу о разрешении закладки храма. Примерно через две недели (18 сентября 1892 года), ко всеобщему удовлетворению, на имя Преосвященнейшего Арсения, епископа Рижского и Митавского, была получена телеграмма. В.К.Саблер сообщал: «Место, о котором писали, уступается общине; закладку можно совершить 25-го сентября». Торжества по этому историческому событию были приурочены к 500-летию памяти Преподобного Сергия Радонежского. В этот день в Рижском кафедральном Христорождественском соборе состоялось торжественное богослужение. Перед молебном Владыка обратил внимание на присутствие двух икон: одна — святыня Псково-Печорского монастыря; вторая — Явление Божией Матери Преподобному Сергию, дар Троице-Сергиевой лавры Рижской общине.

Крестный ход от кафедрального собора до места будущего храма был освящен именем Сергия Радонежского. «Мы, — говорил Владыка, — идем положить основание храма во имя чтимого святого, а также дома для устрояемой в Риге женской Свято-Троицкой общины». В основание будущей церкви была положена специальная доска с надписью: «В царствование Благочестивейшего Государя, Императора Александра III, Преосвященным Арсением, епископом Рижским и Митавским, в присутствии лифляндского губернатора М.А. Зиновьева, здесь положено основание церкви во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, устрояемой на благотворительные пожертвования 25 сентября 1892 года». Домовая церковь была рассчитана примерно на триста человек. Она строилась из дерева в предельно короткие сроки.

В архитектурном плане церковь составляла единый ансамбль с пристроенным к ней жилым домом. В сущности, это было одно строение, разделенное брандмауэром на две половины — домашнюю церковь и общежитие сестер. При этом рижский архитектор Ю.К. Пфейфер сумел в своем проекте соединить максимальные общежительные удобства, и определенную обособленность жилья со столь необходимой открытостью для прихожан церкви. Обеспечивалось это, в частности, наличием двух самостоятельных, несоприкасающихся входов — один в храм, другой в жилое помещение, разделенное в свою очередь на две половины. В нижнем этаже размещалась столовая, небольшая приемная, комнаты настоятельницы, а также кухня. Второй этаж предназначался для монахинь и послушниц. По этажам шли сквозные коридоры с выходами в церковь на обоих этажах. Этот архитектурный ансамбль сохранился без изменений и сегодня, спустя сто лет. Примечательно, что все три первых здания, включая и ансамбль домового храма, были построены специально на таком фундаменте, который позволял впоследствии возводить на нем многоэтажную кирпичную постройку. Этой предусмотрительностью последующим поколениям обители воспользоваться не довелось. Для выполнения всего комплекса работ был образован специальный Строительный комитет. В его состав согласились войти действительный статский советник И.И. Васильев, рижский купец первой гильдии И.В. Гусев, гласные Рижской городской думы Н.Д. Меркульев, купец первой гильдии Е.А. Камкин, а также архитектор Ю.К. Пфей-фер, по проекту которого и под его наблюдением началось строительство. Сметная стоимость всего комплекса зданий, включая каменную ограду, требовала значительных средств. Поэтому М.Н. Мансурова и монахиня Миропия взяли на себя труд по сбору пожертвований. С аналогичной просьбой выступил и Строительный комитет, приглашая оказать вспомоществование не только средствами, но и строительными материалами, предметами церковного и домашнего обихода.

Вскоре было собрано более четырех тысяч рублей, кроме тех пожертвований, которые уже имелись. Щедрый дар был сделан Его Императорским Величеством Александром III. Из его канцелярии в общину поступило 29 000 рублей на основании всеподданнейшего доклада министра государственных имуществ М.П. Островского по ходатайству отца учредительниц, действительного тайного советника Б.П.Мансурова. Пожертвования поступили от К.П. Победоносцева — 3 000 руб., от рижских благотворителей — 3 800 руб. Кроме того, на стройку безвозмездно доставлялся кирпич, известь, доски, бревна, другие материалы. Один из подрядчиков пожелал бесплатно выполнить кладку фундамента первого строящегося дома. Работы велись безостановочно. Строительство шло весьма успешно. Предстояло построить церковь с примыкающим к ней домом для сестер, здание для приюта и школы, заложить основание колокольни. Планировалось также строительство хозяйственных построек, в том числе погреба, деревянного сарая, прачечной. 13 апреля 1893 года в общине состоялось торжественное освящение большого надкупольного креста. После молебна он был поднят и установлен, как бы завершая возведение будущей церкви. При этом, как писала пресса, присутствовала устроительница общины ее сиятельство Е.Б. Мансурова. В середине мая общину посетил владыка Арсений. Он внимательно ознакомился с ходом работ, побывал в приюте и школе, ознакомился С условиями жизни сестер и всей общины в целом. Это рассматривалось как подготовка к освящению общежительного дома. И действительно, к немалой радости всех, вскоре насельницы общины переселились в свое собственное помещение. В честь этого долгожданного события учредительницы, отслужили благодарственный молебен в Александро-Невской церкви, прихожанами которой они являлись.

Теперь все внимание общины было направлено на завершение строительства и подготовку к освящению первого общинного храма. Этим были озабочены многие, стремясь заранее своими пожертвованиями помочь этому святому делу. Среди благотворителей был и св.Иоанн Кронштадтский. На свои средства он заказал резной дубовый иконостас рижскому архитектору И.Д. Фельско (1813-1902 гг.). Этот талантливый зодчий в конце XIX в. имел достаточно широкую известность. Он учился в Художественной академии Копенгагена. В Петербургской Императорской академии художеств получил степень свободного художника. С 1843 по 1879 год он являлся главным архитектором Риги, был одним из авторов парковой зоны центральной части города. По его проектам строились многие общественные и частные здания. Иконостас, который был выполнен И.Д. Фельско для храма во имя Преподобного Сергия Радонежского сохранился без изменений до наших дней, являя собой благословение и напутствие святого праведника Иоанна Кронштадтского Рижской Свято-Троицкой общине. Среди бесценных даров, пожалованных общине, особое место занимали древние реликвии святого града Иерусалима. Они были присланы Его Блаженством, бывшим Патриархом Иерусалимским Никодимом, который в то время находился на покое и проживал в Греции на о. Халки. Ранее он на протяжении многих лет лично знал по палестинской деятельности Б.П. Мансурова и его семью. Свой дар Блаженнейший Никодим сопроводил дарственной грамотой, в которой писал: «Посылаем… через посредство любезного сына нашего во Христе г. Павла Борисовича Мансурова часть святаго камня от Пресвятаго Гроба Спаса нашего Иисуса Христа и другую часть святаго камня от горы Голгофской, где был распят Господь наш спасения нашего ради, и часть Честного Древа от святаго и Животворящего Креста Господа Бога нашего, и часть святых мощей святаго и славного апостола Андрея Первозванного в серебряном ковчежце с изображением на нем лика Святаго, и каждая из частей этих имеет на себе надпись и запечатана нашею печатью для верности». 14 июня 1893 года в Свято-Троицкой общине епископ Арсений в сослужении рижского духовенства совершил чин переложения святых мощей, присланных бывшим Иерусалимским патриархом, в специально для этого изготовленный киот.

С благословения Владыки, ключарь Рижского кафедрального собора протоиерей Н.Лейсман зачитал дарственную грамоту. Затем Крестным ходом киот был торжественно перенесен в домовую церковь Рижского Духовного училища (Кр.Барона, 99), где ему надлежало находиться до дня освящения общинного храма. Для домовой церкви была пожертвована точная копия Псково-Печорской святыни — икона Владимирской Божией Матери «Умиление». Иконы для иконостаса были написаны по золотому фону художником А.П. Бабушкиным на средства Е.А. Камкина. В просторном светлом алтаре помещалась икона Казанской Божией Матери, пожертвованная рижским купцом Н.Воостом. Преосвященнейший епископ Арсений пожертвовал напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе с украшениями на малиновом бархатном обложении. С.И. Тавлович передал напрестольный крест, серебряный, вызолоченный, с финифтным изображением и украшенный стразами. Два паникадила были пожертвованы графом и графиней Строгановыми. Облачение на престол и жертвенник из серебряной парчи с вышивкой были преподнесены А.Я. Камариной, а плащаница и хоругвь — Н.П. Камариным. Лабутина и Велицкая передали пелены на два аналоя. Пожертвованы были священные сосуды, канделябры, другие предметы церковного обихода. Руками рижанок был вышит ковер, а сестры общины изготовили полное облачение для священника и диакона. В дар от Св.Синода были получены семисвечники, выносной крест, икона Пресвятой Богородицы, три полных облачения для священника и диакона, полный круг богослужебных книг. В храме находился также живописный образ Преподобного Сергия Радонежского, освященный на его раке. В числе особых духовно-церковных высокохудожественных ценностей была старинной работы, шитая серебром и наклеенная на доску икона Божией Матери в полный рост и крест вызолоченный московской работы XVIII века с клеймом «Георгий Победоносец» и вкраплением частиц Древа Креста Господня, мощей Преподобного Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Татьяны мученицы.

Для участия в торжествах по случаю освящения первой монастырской церкви в Ригу прибыл товарищ обер-прокурора Св.Синода В.К. Саблер. Во время всенощного бдения, совершенного архимандритом Иннокентием, архиепископ Рижский и Митавский Арсений благословил начальницу общины мать Миропию иконой Иерусалимской Божией Матери, присланной бывшей настоятельницей Кресто-Воздвиженского Иерусалимского девичьего монастыря игуменьей Евгенией, а Екатерину и Наталью Мансуровых — иконой преподобного Сергия, преподнесенной в дар Преосвященным Александром, управляющим Московской епархией. 20 июня 1893 года Преосвященный Арсений соборне с архимандритом Иннокентием и пятью протоиереями и иереями совершили освящение нового храма. После освящения престола и храма молящиеся совершили Крестный ход в домовую церковь Духовного училища за дарами Блаженнейшего Никодима. Торжественное шествие возглавлял Владыка. За ним шли губернатор, другие официальные лица, благотворители и почитатели общины. В. К. Саблер и Екатерина Мансурова несли иконы. По возвращении Крестного хода дары (бывшего) Иерусалимского патриарха были помещены в престоле новоосвящаемого храма. Затем началась первая Божественная Литургия. По ее окончании Преосвященный Арсений, епископ Рижский и Митавский, обратился к сестрам общины и молящимся с назидательным словом. Он говорил о том, что Рижская община получила свое основание по примеру Троице-Сергиевой лавры, которая первой благословила ее на путь трудничества и молитвы. И что отныне освященный храм, удостоенный имени Преподобного Сергия Радонежского, находится под покровительством святого. Владыка выразил признательность всем людям, сочувствовавшим устройству храма. Напомнил о тех, кто даровал общине землю для ее обустройства, жертвовал средства, оказывал содействие словом и делом, трудами и щедрой благотворительностью. Не забыл он и тех, кто каждодневно без суеты, тихо и скромно помогал и заботился о приюте, школе, бесплатной столовой для бедных.

Владыка Арсений говорил, что для процветания общины необходимы: благословение Божие, благочестивая жизнь в ней и любовь к ней общества. Он выразил уверенность, что эти условия станут всегдашним уделом Свято-Троицкой Рижской общины. Через две недели после освящения храма состоялся первый Престольный праздник. Божественная Литургия была совершена владыкой Арсением в сослужении архимандритов Иоакима и Иннокентия, двух иереев из архиерейского штата. На кануне всенощное бдение совершил архимандрит Иннокентий. Во время этих служб пел общинный хор, исполнительское мастерство которого уже не раз доводилось оценивать присутствовавшим. Было множество молящихся из Риги и окрестностей. Обращаясь со словом к молящимся, Владыка напомнил, что отмечаемый церковный праздник посвящен 500-летию памяти Преподобного Сергия Радонежского. Отныне, говорил он, такие торжества будут совершаться в обители два раза в год: в день храмового праздника 5 июля, когда воспоминается обретение мощей преподобного Сергия, и 25 сентября, в день его памяти. В заключение епископ пожелал, чтобы юная Свято-Троицкая община, имеющая все задатки и залоги к своему дальнейшему преуспеянию, разрасталась в обширное древо. Пресса от 5 июля 1893 года сообщала, что на богослужении в храме Преподобного Сергия Радонежского присутствовали Б.П. и М.Н. Мансуровы, губернатор и множество народа. Начало богослужений явилось определенным итогом нелегкого пути, пройденного общиной, и стало своеобразным общественным признанием заслуг ее основательниц. Примечательно, что Государь Александр III, знакомясь с посланной из Риги телеграммой по поводу освящения общинного храма, ответил: «Сердечно радуюсь этому». А Св.Синод направил свое благословение фрейлинам Ея Величества девицам Екатерине Борисовне и Наталии Борисовне Мансуровым по случаю присуждения им специальных грамот за благотворную деятельность и особые труды по устройству Рижской Свято-Троицкой женской общины. С тех пор первая монастырская церковь во имя прп.Сергия Радонежского теперь уже более ста лет ни на один день не прерывала своего служения Богу и людям.

Источник: http://www.pareizticiba.lv