Сон души и гибель грешников
- Главная
- Нетрадиционные религии
- Адвентисты седьмого дня
- Сон души и гибель грешников
Доктрина условного бессмертия, часто именуемая “сон души” вне адвентистских кругов, с ее необходимыми выводами и упразднением была одним из кардинальных учений адвентистской церкви с самого ее основания. Они установили, отталкиваясь от своей точки зрения на толкова-ния, свои основные богословские посылки, в которых нам предстоит разобраться. Данные поло-жения, тем не менее, сегодня поддерживаются как адвентистской христианской церковью и фи-лиалами Национальной ассоциации Евангелистов так и многими заметными богословами различ-ных конфессий.
Целью нашего исследования является тщательное рассмотрение исторической позиции христианской церкви с апостольских времен до нашего времени и исследование учения Священ-ного Писания по данному вопросу. Многие из известных христиан прошлого верили в условное бессмертие, среди таких были Мартин Лютер (Martin Luther), Уильям Тиндейл (William Tyndale) и Джон Уиклайф (John Wiclife), все из которых были знакомы с основами греческого богословия. Лютер даже заявил, что он не может поддерживать доктрину бессмертия души, которую он назвал одной из “бесконечной чудовищностью в римской навозной куче постановлений.
Тиндейл заявлял что, помещением их [душ разлученных с телом] на Небеса, в ад и в чистилище вы разрушаете аргументы, с помощью которых Христос и Павел доказывали воскресение… и опять, если души находятся на Небесах, скажите мне, почему они не пребывают в том же состоянии блаженства, что и ангелы? И тогда, что будет являться причиной их воскресения?
Однако в своих Комментариях к Книге Бытия Лютер позднее категорически заявлял: “В промежутке [между смертью и воскресением] душа не спит, но бодрствует и наслаждается лице-зрением ангелов и Бога и общением с ними”.
Тем не менее, преобладание мнения или мнений нескольких великих мыслителей не может утвердительно обосновать богословские теории и интерпретации. Христианская церковь не основывает свою веру в осознанное блаженство святых на мнении отдельных личностей, не зависимо от их заслуг и учености, но на историческом Библейском фундаменте Христианского вероучения.
I. Анализ Писания
Доктрину адвентистов седьмого дня о сне души можно кратко и полно сформулировать их собственными словами: “Мы, как адвентисты, верим, что в своей основе Писание учит, что душа человека представляет всего человека, а не независимую часть от других частей человеческой природы, и далее, что душа не может существовать вне тела для человека, как для единого объек-та… Мы, как адвентисты, пришли к определенному заключению о том, что человек покоится в могиле до утра своего воскресения. Тогда, в первое воскресение (Откр. 20, 4-5), воскресение мертвых (Деян. 24, 15) и праведники по призыву Христа — Жизнодавца восстанут из могил и тогда они войдут в бесконечную жизнь в свой вечный дом в Царство Славы. Таковым является наше представление по данному вопросу.
Ключевой в данных заявлениях является последняя фраза во второй цитате: “тогда они войдут в бесконечную жизнь в свой вечный дом в Царство Славы”. Сейчас большинство христиан на протяжении многих веков придерживались мнения, что подобное заявление противоречит учению Бога Слова, опираясь на следующие цитаты:
1. 1 Ин. 5, 11 — 13: “Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную”. По контексту и грамматически в данной цитате жизнь вечная (eionion zoes) является в настоящем достоянием каждого верующего в Господа Иисуса Христа и, если термин вечная жизнь не включает в себя сознательное братство, рушится весь смысл Нового Завета. Святой Дух использовал настоящее время, определяющее действительный залог слова эхо, выражая настоящее продолжающееся действие. С помощью этого мы видим, что верующий, буду-чи перерожденным Духом Святым, уже обладает бесконечной жизнью как непрерывное качество сознательного существования.
2. Ин. 11, 25 — 26: “Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если умрет, оживет и всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?” Данный отры-вок показывает, как Господь Иисус Христос утешал Марфу после смерти ее брата Лазаря. Здесь, слова “жизнь” и “смерть” должны быть отнесены к данному конкретному случаю. Поэтому по-пытка вырвать данные слова из их контекста в приведенной выше цитате и учить тому, что конец времени является чем то близким и обозреваемым является грубым насилием над грамматически-ми контекстным смыслом Писания.
Все серьезные исследователи Слова Божия, включая адвентистов, признают тот факт, что в любом изучении доктрин о бесконечной жизни и бессмертии определяющим является применение принципа сравнения всех текстов на данную тему для выработки каких либо интерпретаций, и использование данного принципа, мы полагаем, может привести к следующим выводам. Первоначальное значение слов “смерть” и “жизнь” в понимании Нового Завета (“смерть” thanatos от глагольной формы слова apothnesko и “жизнь” zoe от глагольной формы слова zac) является соответственно “разделением или разделить” от союза или объединения. Священное Писание определяет два вида смерти: физическую и духовную. Первая — разделение души и тела, я вторая — разделение души и Бога, как результат совершенного греха. Также, в Новом Завете говорится и о двух видах жизни: физическая жизнь (bios), которая является союзом тела и души; и духовная жизнь (zot), которая понимается как союз или братство души и Бога. Данные термины мы взяли из греческого перевода Нового Завета, и они являются определяющими в понимании смысла сказанных Христом слов Марфе.
Укрепляя ее в вере, Иисус Христос, воплощенный Бог — Слово, произвел воскресение умершего, показывая тем самым, что Он есть Источник жизни, и смерть физическая находится также в Его власти. Таким образом, Он может даровать жизнь даже, если физическая смерть уже случилась. Попробуем понять Его слова буквально.
В случае с Марфой прежде всего Христос хотел утешить ее. И какое большее утешение мог бы Он дать, как не знание того, что узкое понимание жизни в ее семье, как зависимости от всеоб-щего воскресения, лишало ее радостного знания о том, что Князь Жизни дает верующему вечную жизнь, не отнимаемую физической смертью.
Теперь рассмотрим внимательно эту ситуацию в ее контексте, и великая истина, заключен-ная здесь станет более осязаемой. Евангелие от Иоанна 11, 20 говорит нам, что Марфа, услышав, что Иисус идет в Вифанию, пошла навстречу Ему. В 21м стихе она приветствует его следующими словами: “Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой”. В ответ на ее очевидное несча-стье и скорбь Иисус с божественным состраданием отвечал: “Воскреснет брат твой”. Стих 24, од-нако, показывает, что Марта думала, что Он говорит о воскресении мертвых, которое произойдет в “последний день”.
Для того, чтобы рассеять ее ошибочную и внушающую печаль концепцию о жизни (духов-ной жизни) Иисус дает безграничное утешение: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек”.
Теперь становится ясным, что в контексте 25-го стиха Иисус имеет ввиду брата Марфы Ла-заря, одного из верующих в Него и умершего физически. Христос обещает: “верующий в Меня, если и умрет, оживет”. Но далее Христос приоткрывает завесу и показывает, что в царстве живу-щих физической жизнью те, кто верит в Него не испытают самую страшную из смертей — смерть духовную.
Греческий язык раскрывается во всей своей полноте в стихе 26, когда Господь отчетливо использует двойное отрицание, языковую конструкцию, которая усиливает, придавая больший акцент тому, о чем Он говорит. Иисус грамматически не мог быть более выразительным говоря, что всякий живущий и верующий в Меня, никогда не испытает потерю этого союза или соединения как духовной сущности, даже если и его тело “умрет”.
Мы видим далее, что адвентисты седьмого дня не имеют оправдания на свою идею, что смерть является бессознательным состоянием. Новый Завет часто указывает на то, что не рожден-ный свыше человек уже является “мертвым”, и не только адвентисты могут сказать, что это такой человек пребывает угасшим и бессознательным! Можно привести некоторые примеры по данному вопросу. Евангелие от Матфея 8, 22: “… предоставь мертвым погребать своих мертвецов”. Евангелие от Иоанна 5, 25: “… наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав оживут”. Послание Ефесянам: “И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим”.
Допустимо то, что в Новом Завете смерть сравнивается со сном, но большинством исследо-вателей Библии это понимается как метафора. Никто не может разработать доктрину только от-талкиваясь буквально от слов библейских изречений, как это сделали сторонники идеи условного спасения, однако на основе анализа контекста эти высказываний и лингвистических исследований. Применение данных принципов приводит к одному принципиальному выводу, к которому безусловно учит Священное Писание, что “вечная жизнь” коренным образом отличается от “бессмертия”. Хотя бессмертие будет даровано верующим при их воскресении, но уже в этой жизни они уже имеют вечную жизнь — духовную сущность бытия, которая затем будет соединена с физической стороной нетления, о которой в Библии говорится как о бессмертии и “мы… будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть” (1 Кор. 12; 1 Ин 3, 2). Изучение данных слов по любому словарю Греческого языка в том виде, как они используются в Новом Завете покажет, что бессмертие и вечная жизнь никогда не употребляются как синонимы. Для некоторых адвентистских авторов характерно использовать данные понятия как взаимозаменяемые, что является абсолютно неоправданным лингвистически.
3. 2е Послание Тимофею 1,10. Апостол Павел пишет, что не приходящей целью Бога явля-ется “открывшееся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие”. В данном стихе понятия “жизнь” (zoen) и “нетле-ние” (aphtharsian) являются определенно различными. Жизнь даруется верующему в момент рож-дения свыше в вере в Иисуса Христа (1 Ин. 5, 11-12); нетление тела — есть дар, получаемый ве-рующим во Втором Пришествии Господа или по словам апостола Павла “Тленное должно обра-титься в нетленное (aphtharsian) и смертное должно обратиться в бессмертное” (athanasian).
В Послании к Римлянам (2, 7), апостол ясно различает “вечную жизнь”, как осознанное ка-чество духовного существования дарованное верующим, и “нетление”, которое в соответствии с Новым Заветом указывается как воскресение тел святых или Самого Бога. Таким образом Слово Божие ясно указывает различие между “жизнью” как духовным существованием и “нетлением” относящемуся к физическому телу, как это было явлено в Воскресении Господа.
В послании к Филлипийцам 1;21-23 говорится: “Ибо для меня жизнь-Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Вле-чет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.”
Адвентисты седьмого дня говорят по данному поводу:
“Конечно, несравненно лучше быть с Христом, но почему, спрашивается, мы должны обя-зательно заключить, что апостол ожидал немедленного предстояния перед Христом после своей смерти? Библия этого не утверждает. Просто указывается желание по кончине быть с Христом. Возможно предположение, что пребывание со Христом начнется сразу после конца земной жизни. Однако, необходимо заметить, что подобное допущение не является обязательным и, безусловно, не следует из приведенной цитаты. Это определенный литературный оборот, при котором ап. Павел не говорит нам, когда он будет с Господом. В других местах он также употребляет подобные обороты. Например, он говорит: “… время моего отшествия настало”. Греческое слово, используемое в данных двух отрывках, “analuo”, используется довольно редко в греческом переводе Нового Завета и значит “быть ослабленным как швартовый канат”. Эта метафора была заимствована у мореплавателей при их отходе в плавание”.
Сейчас из всех текстов Нового Завета, посвященных состоянию верующего после смерти его тела, данный текст дает представление об отношении ап. Павла к данному вопросу, и поэтому мы обратим особое внимание на то, что он говорит. В своей основе адвентисты седьмого дня про-должают оспаривать некоторые моменты Ветхого Завета, многие из которых, рассматриваются вне контекста. Понимать буквально слова “сон”, “смерть” и “разрушение”, без определенного контекста, по моему мнению, неоправданно. Однако, в Новом Завете, когда встречается заявление, подобное заявлению ап. Петра, то кажется, что они отказываются трактовать его буквально и настаивают на использовании метафор, логических выводов и предположений. Они не хотят принять слова апостола в их прямом значении. Известный адвентистский автор Ф. Д. Николь в своей книге “Ответы на возражения” (Answers on Objections) пишет, что если упомянутая в послании к Филиппийцам 1;21-23 цитата является только литературным пассажем о состоянии человека после смерти, то он будет вынужден согласиться с канонической позицией по данному вопросу. Николь делает попытку усилить свои аргументы путем приведения текстов без всякой их привязки к соответствующему контексту для того, чтобы “доказать”, что ап. Павел не имеет в виду то, что наиболее определенное утверждает. Давайте исследуем контекст и грамматическую сторону заявления апостола для того, чтобы привести свои аргументы в полемике с адвентистами.
В стихе 21 ап. Павел говорит, что для него продолжение жизни — Христос и смерть “приоб-ретение”. После того, как Павел был призван проповедовать Слово Божие язычникам и наслаж-дался радостью духовного общения с живым Христом, какое было бы для него приобретение по-грузиться в бессознательное состояние после смерти? По адвентистской теории общение с Хри-стом тогда должно было прекратиться и ап. Павел просто погрузился бы в бессознательный сон до всеобщего воскресения. Эта предположение нарушает и грамматический и контекстный порядок Священного Писания.
Стих 23 является не сложным с точки зрения грамматики. Это просто серия фрагментов, связанных в оригинале союзами kai и de. Фраза: “…имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше” (eis to analusai kai sun christo einai) является противоречащей позиции адвентистов с грамматической точки зрения. Предлог eis в сочетании с определенным артиклем to показывают “истинную цель” данного отрывка — сильное желание, которое стало дилеммой для ап. Павла. Оба инфинитива (analusai и einai) имеют одну и ту же конструкцию — они используются с одним определенным артиклем так, что один является мыслью, а другой — грамматическим выражением. Буквально эту фразу можно трактовать следующим образом: “моим желанием является именно “разрешиться и быть с Христом”. То есть желание ап. Павла показано как двойное намерение: разрешиться и быть с Христом! Если сам факт телесной смерти не значил бы мгновенного вступления в общение с Господом, то была бы использована другая грамматическая конструкция. Таким образом не представляется возможным сделать вывод со слов апостола о том, что он имел ввиду сон души, когда говорил об освобождении от телесных уз и духовном наслаждении присутствием Господа. Позиция адвентистов седьмого дня не умещается в рамки данного отрывка, контекст которого показывает, что Павел ожидал смерти, как возможности мгновенного вступления в общение с Христом, а не после всеобщего воскресения из мертвых. И тогда не было бы никакой необходимости оставаться и наставлять филлипийцев (стих 24), если бы он говорил о Втором Пришествии, когда все они были бы вместе прославлены и не нуждались бы в Его присутствии для своего духовного окормления. Большинство переводчиков и признанных Греческих авторов пришли к выводу, что в послании к Филлипийцам 1;21-23 приводится историческая позиция всей Христианской Церкви, другими словами — осознанное присутствие верующего перед Христом после телесной смерти.
Как было указано выше адвентисты, вместе со всеми приверженцами условных трактовок Писания, считают однако: “Почему… мы должны обязательно из этого отрывка сделать вывод, что апостол ожидает мгновенной встречи души, вышедшей из тела, со своим Творцом? Библия не говорит об этом. Там просто выражается желание оставить земную жизнь и быть со Христом”. Мы отвечаем, что контекст данной главы, грамматическая конструкция стиха и любой грамматический справочник по древнегреческому языку учат нас, что в грамматической конструкции, использованной апостолом подразумевается именно незамедлительная встреча с Господом по окончании земного пути. Тем не менее адвентисты настаивают: “Библия не утверждает этого. Она просто говорит нам о желании апостола оставить земную жизнь и быть с Христом”. Данное заявление не может претендовать на попытку дать точное истолкование ни на постановку проблемы контекстного понимания. Это является всего лишь, по моему мнению, усилием оправдать доктрину, которая не находит своей поддержки в Слове Божием.
Отвечая на заявление адвентистов, что “в данном определенном отрывке апостол Петр не говорит нам, когда он будет с Господом”, мы отмечаем, что апостол категорически заявляем, что его желанием является “оставить земную жизнь”. Если это оставление не означало бы немедлен-ной встречи с Христом, мы использовали бы другую грамматическую конструкцию, как об этом отмечалось ранее; но то, как это написано в Библии устанавливает однозначное понимание слов апостола. Адвентисты седьмого дня не обращают внимание на преобладание исторического бого-словия над доктриной о “сне души”.
5. 1 Послание к Фессалоникийцам 4,13-18: “Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами”.
Эта последняя фраза, по моему мнению, опровергающая учение АСД о промежуточном состоянии умерших, характеризуется четко поставленным ударением в конструкции греческого языка и не может быть оставлена без внимания любым более менее сведущим студентом-лингвистом.
Ключом к пониманию данной языковой конструкции является предлог sun, который несет смысловую нагрузку и значит “вместе с”. В 14 стихе Святой Дух говорит нам, что Бог намеревается привести с ним (sun auto), то есть с Христом при Его Втором Пришествии, верующих христиан, которые прошли через физическую смерть. Физическое состояние их тел характеризуется как “сон” — общая метафора, используемая в Новом Завете. В каждом примере, когда слово “сон” используется для описания смерти, всегда уточняется, что состояние “сна” относится только к телу, и никогда не применяется по отношению к душе. Видимо, данный факт адвентисты просмотрели.
Второе место, где используется предлог sun, находится в 17 стихе, который говорит нам о том, что верующие, которые останутся в живых к моменту Пришествия Господа будут восхищены вместе с ними (sun autois), т. е умершими во Христе, на облаках в сретение к Господу. Здесь снова sun не имеет иного значения, кроме “вместе с”, что является камнем преткновения для адвентистов седьмого дня.
Последнее применение предлога sun также имеет место в 17 стихе “и так всегда с Господом будем” (sun kurio). Вполне очевидно, поэтому, что во Второе Пришествие Христа те, которые после окончания своей земной жизни вошли в духовное общение с Господом (Флп. 1;23-24) возвратятся с Ними или “вместе с” Ним к воскресению своих бессмертных тел. Одновременно, их разлагающиеся в могилах тела, о которых говориться как о “спящих” будут мгновенно изменены и соединяться со своими душами. Этот факт подчеркивается и в использовании форме использования предлога sun, в значении “вместе с”. Потому смысл данного предлога в стихе 14 грамматически не может иметь иного значения, отличающего от употребленного в 17 стихе, которых имеет тот же самый контекст. Поэтому, если в Пришествие Христово наши тела воскреснут, чтобы физически предстоять Ему (стих 16), очевидным является и то, что святые, которые занимают более высокое положение перед нами, после своей смерти непрестанно пребывают с Господом и будут сопровождать Его во Его Втором Пришествии (стих 14).
Последним моментом в данном грамматическом исследовании является смысл использова-ния слова nekroi, которое на протяжении всего Нового Завета означало физическое тело человека и только метафорически — его душу. Мы видим, что тела (nekroi) физически умерших святых вос-станут и соединятся с их душами (стих 14). Ни разу в контексте или в грамматической структуре Священного Писания не говориться о том, что души умерших физически верующих находятся в состоянии “сна”. Наоборот, Библия категорически заявляет, что они находятся “с Иисусом” или “возвращаются вместе с” Иисусом.
Великая надежда верующих — это радость личного соединения с Господом и об этом соеди-нении, которое имеет место по смерти тела, и говорит нам апостол Павел. Это является той пози-цией большинства христианских церквей еще с апостольских времен, которую адвентисты нико-гда не отрицали. В Первом послании к Фессалоникийцам в 4 главе апостол Павел дает утешение людям, скорбящим о своих умерших, и его слова приводят к несомненному заключению, что умершие не являются “мертвыми”, в обычном языческом смысле. Хотя умершие физически, одна-ко они являются духовно живыми, предстоящими Христу и ожидающими дня, когда они возвра-тятся “вместе с Ним” (стих 14) для унаследования физического бессмертия и нетления.
I. “Душа” и “Дух”
Для более полного анализа учения адвентистов о сне души мы должны кратко рассмотреть библейское использование терминов “душа” и “дух”. В Ветхом Завете слова “душа” и “дух” на древне еврейском языке показаны как nephesh и ruach. В Новом Завете в греческом варианте эти понятия переданы словами psuche и pneuma. Хотя в ветхозаветных текстах слова nephesh и ruach часто имеют ввиду только само понятие жизни, как людей так и животных, однако, во многих других местах они означают умственную и духовную природу человека. Такие места Священного Писания, как Книга Пророка Исаии 57, 16 и 55, 3, Книга Пророка Захарии 12, 1 и Книга Бытия 35, 18 изобличают адвентистский критерий определения духовной природы человека. На странице 522 “Вопросов о Доктрине” (Questions on Doctrine) адвентисты приводят восемь отрывков из Священного Писания о смерти, для того чтобы показать, что после смерти тела ум, воля и дух человека (nephesh и ruach) впадают в бессознательное состояние до момента воскресения. Однако, семь из приведенных отрывков относятся к Ветхому Завету и каждый из них обращен к телу человека. Адвентисты во многом опираются на Книгу Екклесиаста, особенно на стихи 9, 5 и 6, в качестве подтверждения своей доктрины. Но Екклизиаст в стихе 12, 7 говорит нам только о смерти тела, “а дух (ruach) возвратился к Богу”. В отличие от примитивного принципа жизни в животном мире человек обладает познающей бессмертной природой, созданной по образу Бога.
Основополагающим христианским принципом, который в частности поддерживают и ад-вентисты, является принцип того, что тексты Ветхого Завета могут истолковываться в Новом За-вете, но не наоборот. Однако, когда речь заходит об условном бессмертии, адвентисты нарушают данный принцип. Новый Завет учит о том, что бессмертная природа человека (душа и дух) рас-сматривается отдельно от тела (Мф. 10,28; Лк. 8,55; 1 Фес. 5,23; Евр. 4,12; Откр. 16,3) “Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа” (1 Фес. 5,23); это показывает независи-мость материальной сущности человека и оставление этой сущности в момент смерти для того, чтобы либо вознестись для встречи с Богом, (Фил. 1,23) либо низвергнуться в место осуждения (Лк. 16). В Деяниях Апостолов (7,59) описывается момент, когда Стефан, побиваемый камнями, предавал свой дух (pneuma) в руки Господа Иисуса Христа. Этим устанавливается тот, факт, что бессмертная природа человека независима от его тела. В то же самое время, Священное Писание говорит нам о кончине Стефана: “И, сказав сие, почил” (уснул в смерть), то есть его физическое тело впало в состояние “сна”. Однако он, как личность, не умер, а просто претерпел отделение души от тела и вознесся к Господу, в руки которого он предал свою духовную природу.
В Евангелии от Луки Господь Иисус Христос сказал: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”. Этот стих был бы бессмысленным, если бы говорил только о “дыхании Иисуса”. Классический пример с благоразумным разбойником, который в последние моменты своей жизни уверовал в Господа Иисуса Христа, является доказательством, что вечная жизнь — это качество, включающее в себя осознанное существование. Это осознанное существование не прекращается в момент физической смерти, а продолжается в бесконечном общении с нашим Господом.”..ныне же будешь со Мной в раю” — это является гарантией Сына Божия того, что те, кто верит в Него никогда не лишаться Его присутствия и общения. Адвентисты седьмого дня, вмести с другими ?кондиционалистами?, пытаются истолковать данный текст ссылаясь на цитату: “Истинно, истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю”. Причиной является то, что это заявление Христа ставит под серьезное сомнение их доктрину о сне души. Более того, адвентисты видимо просмотрели тот немаловажный факт, что где бы Христос не произносил слова “истинно, истинно говорю тебе”, он никогда не давал определения Своим словам, поскольку это определение было не нужно. Для Иисуса было бы лишним и неуместным говорить: “Истинно, истинно говорю тебе, то есть, сегодня я говорю именно тебе …”. Подобной интерпретацией адвентисты нарушают смысл одного из наиболее часто используемых Христом выражений, акцентирующих внимание слушающих на последующих словах Господа.
В Евангелии от Матфея (стих 17, 3) мы видим Моисея, Илию и Христа на Фаворе во время Преображения. Мы знаем, что Моисей умер (Второзаконие 34, 5) и Илия был восхищен на небо. Однако, это был именно Моисей, кто общался с Господом. В Священном Писании не говориться, что Моисей восстал из мертвых для того, чтобы иметь возможность беседовать с Господом на Фа-воре (адвентисты пытаются учить об этом опираясь на Книгу Судей, где ничего подобного не го-вориться), и это убедительно свидетельствует о том, что перед Господом предстояла душа Моисея. Следовательно, данное осознанное существование является необходимым атрибутом промежуточ-ного состояния.
Моим глубоким убеждением, основанном на текстах Священного Писания, является то, что доктрина о сне души не имеет никаких доказательств в свете Божественного откровения. Возможно, читатель подумает, что было уделено достаточно много внимания и места рассмотрению значений отдельных слов и грамматики греческого языка. Однако, это является наиболее существенным из-за отрицания адвентистами контекстной зависимости в определении значений отдельных понятий. Они, например, утверждают: “В слове psuche (душа) нет ничего, что бы отдаленно говорило бы о сознательной сущности, которая в состоянии перенести смерть тела. Также Библия ничего не упоминает о том, что сами авторы Священного Писания имели подобную веру… В слове pneuma (дух) нет ничего, что могло бы значить некую предполагаемую сознательную часть человека, которая способна существовать вне тела, как в Ветхом так и в Новом Завете при использовании данного слова, обращенного к природе человека… Тщательное изучение всех прилагательных, используемых в Писании, определяющих слово “дух”, как составную часть природы человека, показывает, что ни одно из них не говорит о том, что бессмертие является неотъемлемым качеством человеческого “духа”.
В Евангелии от Матфея 10, 28 Иисус Христос явным образом учит тому, что душа является несравненно большим чем просто “тело и дыхание”, как это преподноситься адвентистами. Гос-подь говорит: “И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить!”
Адвентисты седьмого дня выдвинули обвинение в сторону Православных богословов о чрезмерном догматизме последних в учении о природе человека, в то время, как адвентисты хра-нят неприкосновенный запас. Но адвентисты сами являются догматиками в равной степени в осу-ждении ортодоксальной позиции. Для того, чтобы быть догматиком прежде всего необходимо достаточную богословскую основу для данного догмата, а подобная основа очевидным образом отсутствует у приверженцев идеи условного бессмертия. Как уже упоминалось выше адвентисты часто путают понятия “бессмертие” и “вечная жизнь”. Мы вполне согласны с тем, что “тщательное изучение всех прилагательных, используемых в Писании, определяющих слово “дух”, как составную часть природы человека, показывает, что ни одно из них даже отдаленно не приближается к идее бессмертия”, как заявили наши братья-адвентисты. Однако, как мы уже показали, “бессмертие” относится только к преобразованным воскресшим телам святых и к природе Самого Бога. Поэтому, с того момента, когда святые воссоединятся со своими воскресшими телами во Второе Пришествие они будут обладать “бессмертием”, которым сейчас не обладают. Для адвентистов смешение терминов “бессмертие” и “вечная жизнь” с последующим спором о том, что “бессмертие” и означает “вечную жизнь”, и упущение понятия “духа” в данном вопросе является логической и богословской ошибкой.
Вопрос о сне души, однако, вызывает не слишком большое разделение среди христиан, так как он не затрагивает основополагающих принципов христианской веры и спасения души. Данная проблема просто является ареной богословских дебатов и не несет принципиального значения в свете основных доктрин Священного Писания. Почвой для содружества является не вопрос о состоянии человека после смерти, а вера в Господа Иисуса Христа и в ту любовь, которую Он заповедал нам иметь между собой (Ин. 13, 34-35). Адвентистам седьмого дня не возбраняется придерживаться данной доктрины, но когда кто-либо будет исследовать конкретный пример из Ветхого Завета, когда Самуил беседовал с Саулом (1 Цар. 28, 18-19) и текст из послания апостола Павла (2 Кор. 5, 8): “… мы …желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа” или (Флп. 1, 23): “..имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше”, то становится довольно грустно видеть, что наши братья-адвентисты продолжают проповедовать о идее “сна души”.
II. Концепция Ада и Наказания в греческом варианте
Нового Завета
Грамматическое построение греческого варианта Нового Завета несомненно учит о доктрине ада и вечного наказания. Нигде так четко не излагается данное учение, как в следующих отрывках5
1. Мф. 5, 22 и 10, 28 “а кто скажет: “безумный” подлежит геенне огненной”. “Бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне”.
В этих двух отрывках греческое слово геенна (gehenna) означает место наказания для по-гибших. Геенна первоначально ассоциировалась с долиной Химмон- свалкой отходов неподалеку от Иерусалима, которая находилась в беспрерывном тлении. Иудейские священники верили, что наказание после смерти может быть связано с этим местом и часто таким образом пугали народ будущим наказанием после смерти. Господь Иисус Христос, однако, говорил неверующим в Него иудеям, что те, кто отвергает Его могут унаследовать вечную геенну. В Евангелии от Матфея 10, 28 Господь связывает слова gehenna и apolesai, которое словарь греческого языка определяет как “быть отправленным в вечную муку”. Геенна, таким образом, символизирует вечное разделение и осознанное наказание духовной сущности непреобразованного человека. Об этом вечном наказа-нии также учит и Ветхий Завет в Книге пророка Исаии 66, 24: “ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет”.
2. 2 Фес. 1, 8-9: “в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказа-нию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его”.
Из контекста данного отрывка, особенно в 8 стихе о “вечной погибели”, видно, что “пламенеющий огонь” уготован всем, “не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа”. Ключевым моментом в рассмотрении данной проблемы является проблема понимания словосочетания “вечная погибель”, которое, по мнению адвентистов, значит понижение состояния небытия (“Вопросы доктрины” Questions on Doctrine, стр. 14). Известно, что греческое слово olethros используется в данном случае в значении “разрушение”. (В качестве более детального изучения этого и последующих отрывков из Священного Писания, можно взять любой из словарей или грамматических справочников по греческому варианту Нового Завета и убедиться, что в нем указаны именно те значения слов, которые приводим мы в данной работе). Таким образом мы видим, что “вечная погибель” или “разрушение” является участью тех, кто не познал Бога. Многие из тех, кто не совсем хорошо знакомы с греческим языком, пытаются предполагать синонимичность словосочетания “вечная погибель” со словом “уничтожение”. Это нарушает порядок греческого варианта Нового Завета, который не поддерживает подобной концепции. Многостороннее рассмотрение Священного Писания покажет несостоятельность данного предположения.
Предположим, что домохозяйка решила заменить лампочки в квартире и в ходе это работы одна из лампочек упала на пол и разбилась. Конечно лампочка была “разрушена”, однако никто не может сказать, что она была “уничтожена”. Это может служить наглядным примером различия между функцией объекта и его природой. Функциональным назначением лампочки является обеспечение света. В случае, когда лампочка разбита- ее функция нарушена, однако остается стекло, хотя и в виде осколков, и металлические части. Поэтому несмотря на то, что лампочка была “разрушена” она безусловно не была “уничтожена до состояния абсолютного небытия”.
Библия учит, что невозрожденные люди будут переживать вечный гнев Бога и будут под-вержены “вечной погибели” и “разрушению” основной и естественной своей функции “прослав-ления Бога и вечного наслаждения Его присутствия”. Однако человеческий дух, созданный по образу Божию (Быт. 1, 26-27), остается нетронутой, духовной сущностью вечного бытия, способного терпеть вечное и праведное осуждение.
3. Откровение 20, 10: “А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков” (буквальный перевод).
Основным значением греческого слова basanizo является “мучиться, находиться под пыт-ками, испытывать нестерпимую боль” и употребляется на протяжении всего текста Нового Завета для определения великой и осознанной боли и несчастья, никогда не проходящего или оставляю-щего сознание. Читатель, который пожелает подробнее исследовать значения данного слова может обратиться к следующим отрывкам из Священного Писания: Мтф. 8, 6; Мрк. 5, 7; Лк. 8, 26; Откр. 14, 10-11. В каждом из этих отрывков слово “dasanizo” означает осознанную пытку. В Откровении 14, 10, говоря о поклонившихся зверю, определенно указывается о муках или наказании, которые никогда не утихают и не проходят.
В Откровении 20, 10, дьявол, зверь и лжепророк описываются как подвергающиеся муке (basanis thesontai) “день и ночь во веки веков”. Таким образом, если язык вообще чего-либо значит, в данных контекстах теория адвентистов об уничтожении уничтожает сама себя.
4. Ин. 3, 36: “Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем”.
Нашим четвертым и заключительным пунктом грамматического исследования “доктрины уничтожения” будет соединение отрывков из Послания к Римлянам 2, 8 и Откровения 14, 10 с Евангелием от Иоанна 3, 36. Иисус говорит нам, что верующий в Господа Иисуса Христа уже имеет вечную жизнь (граммат. present tense), а тот, кто является “не верующим в Сына”, говорит Он, “не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем”. Греческое слово menei, переводимое здесь как abide, встречается несколько раз в Новом Завете. Оно определяет действие, продолжающееся во времени (см. Ин. 1, 33; 2, 12; 8, 31; 15,9). Таким образом в Евангелии от Иоанна 3, 36 Святой Дух говорит, что гнев Божий будет вечным уделом “неверующих в Сына”. Сравнивая с Посланием к Римлянам 2, 8-9, мы можем увидеть, что те, кто не внимает Истине и творит зло являются объектами гнева Божия, который определяется в Откровении 14, 10-11 как вечный. “Тот будет пить вино ярости Божией… и дым мучений их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем ни ночью”.
Слово orges, переводимое как “ярость (гнев)”, появляется в каждом из приведенных стихов, и это не оставляет никакого сомнения о том, что обсуждается один и тот же предмет. Является очевидным то, что подобное состояние восприятия гнева Божия не входит ни в какое сравнение с относительно “блаженной” перспективой полного уничтожения тех, кто “не имеет Сына Божия и не имеет жизни”. и “гнев Божий пребывает на нем” . Гнев Божий висит как домоклов меч над теми, кто отрицает Иисуса Христа. Этот меч вступит в действие, когда душа отойдет в вечность и предстанет перед реальностью Вечного Суда Божия.
Адвентисты седьмого дня не должны быть изгнаны из общества, только потому что они придерживаются своей точки зрения по данному вопросу, поскольку они верят, что в неопреде-ленный по продолжительности период наказания истечет до окончательного уничтожения греш-ников вместе с сатаной и его духами.
Доктор Фрэнсис Пайпер (Dr. Francis Pieper)- знаменитый лютеранский богослов и автор монументального труда “Христианские догматики” (Christian Dogmatics) высказал мою точку зре-ния, когда писал: “Священное Писание учит истинности вечного проклятия так ясно и впечат-ляюще, что никто не может отрицать этого догмата без отрицания авторитета самого Писания. Библия проводит параллель между вечным спасением верующих и вечным проклятием неверую-щих. Кто-либо отрицающий одно, обязан, для того, чтобы быть последовательным, отрицать и другое (Мф. 25, 46). Мы обнаружили то же самое сопоставление и антитезис и в других местах Священного Писания. Этот параллелизм доказывает, что термин “вечность” в значении ограни-ченной продолжительности в данном контексте неприемлем. Мы должны принять понятие вечно-сти в его прямом и истинном значении- значении, прослеживаемом на протяжении всего Священ-ного Писания, которое используется для описания продолжительности наказания грешников в будущей жизни (см. 2 Фес. 1, 9; Мф. 18, 8; Мк. 3, 29)… Возражения против данного догмата, имеющие место во все времена, достаточно понятны. Мысль о бесконечной агонии разумных существ, осознающих свое бедственное положение, является настолько ужасной, что превышает возможности человеческого воображения. Однако все эти возражения базируются на ошибочном принципе представления Бога и Его промысла аналогичным нашим человеческим сантиментам и суждениям.
В данном случае это ошибочное представление относится к тем, кто поддерживает точку зрения, что вечное наказание части человечества не согласуется с единством Божественного плана мироздания или, что это не совместимо ни с божественной любовью ни с божественной справедливостью; кто, соответственно, заменяет вечное проклятие возможным спасение посредством постепенного улучшения в следующей жизни или мгновенным уничтожением грешников. В ответ на данные гипотезы мы должны придерживаться основного принципа Божественной сущности, Его свойств и промысла, который превосходит человеческое представление и который мы, следовательно, не можем знать кроме как только посредством божественных откровений, данных нам в Его Слове и показывающих что согласуется, а что противоречит с Божественной сущностью и свойствами. Природа вечного проклятия состоит в вечном изгнании от Лица Божия и, другими словами, в состоянии постоянной отверженности от соединения с Богом… Для того, чтобы проиллюстрировать ужасную агонию, которая сопровождается вечным изгнанием от Лица Божия, богословы указывают на муки рыб, вытащенных из привычной среды обитания. Но здесь есть одно существенное различие: рыба без воды вскоре умрет, тогда как человек, изгнанный от соединения с Богом должен по Божественному приговору продолжать осознанное существование (“но подлежит он вечному осуждению” Мк. 3:29)”
Адвентисты седьмого дня сделали бы большой шаг вперед в своей догматике, если бы вни-мательно изучили обзоры Dr. Francis Pieper также как и учение христианской церкви за последние две тысячи лет. Но, что наиболее важно, адвентисты должны внимательно ознакомиться с учением Бога Слова о том, что душа человека, возрожденного или невозрожденного, продолжает существование после физической смерти. Божественный приговор, устанавливающий вечное наказание для не рожденных свыше и вечную жизнь для спасенных, является двумя сторонами одной монеты — Божественное правосудие и Божественная любовь. Мы верим, что Библия ясно учит тому, что нет оснований полагать о последовательности доктрины об условном бессмертии и уничтожении. Господь даровал в полноте Своей Мудрости знание о том, что никто из Его чад не будет упорствовать в установлении своих критериев и стандартов для определения Его совершенной праведности. Я считаю, что адвентисты седьмого дня поступили именно так, поскольку, во-первых, предсказывая, что Бог Любви не будет бесконечно мучить сознательные существа и, во-вторых, пытаясь вместить Писание в узкие рамки своего учения, игнорируя принцип контекстного толкования. Их братья христиане могут только молиться о том, что рано или поздно адвентисты придут к осознанию большого своего заблуждения и противоречию исторической позиции церкви в проповедовании доктрины о сне души и уничтожении грешников.
Источник: http://anti-adventism.ru