Астрология — одно из оккультных учений
- Главная
- Нетрадиционные религии
- Астрология и оккультизм
- Астрология — одно из оккультных учений
«Когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное», — сказал английский писатель-христианин Г. К. Честертон. Мы имели возможность убедиться в справедливости этого изречения, когда насильственно лишенное веры в Бога большинство населения Советского Союза веровало во все: в светлое коммунистическое будущее, в преимущество социалистической системы, в непогрешимость отцов-основателей коммунизма, в правдивость печатного слова и т. п. Ну и, конечно, во всесилие науки, которая могла объяснить все тайны мироздания и творчески преобразовать дикую природу, да и все человечество, приведя его к коммунизму. В течение долгих лет гонений на Церковь и Православную веру, исходивших от советской власти, наука использовалась для сокрушения религиозного представления о жизни как «научно недоказанного», «отсталого» и «средневекового». Провозглашалось, что вера происходит от невежества и мракобесия и что «свет науки» рассеивает любые «религиозные предрассудки».
Однако сколько-нибудь внимательный и думающий человек не мог не заметить, что множество окружающих его феноменов выходит за рамки научного знания. Да и жажда духовного, естественная для человеческой души, не могла удовлетвориться плоско-материалистическими объяснениями. Но коль скоро наука провозглашалась всесильной, она должна была дать ответы на все. И поэтому чем дальше, тем больше получали распространение различные около- и псевдонаучные убеждения и верования: в темные пророчества Нострадамуса; в контакты с маленькими зелеными человечками из летающих тарелок, которые, дескать, и являются творцами нашей цивилизации; в сверхъестественные способности таинственных индийских йогов; в волшебные деяния различных контактеров, гипнотизеров и «экстрасенсов»; в чудодейственную силу раздельного питания, ежедневных клизм и уринотерапии; ну и конечно, в первую очередь, в возможность узнать свою судьбу по непогрешимым указаниям неподкупных звезд — то есть в астрологию.
Еще в советское время астрологическая тематика и терминология приобрела завидную популярность: редко в каком городе не было молодежного кафе «Знаки зодиака», местные художники украшали мозаичные панно в дворцах пионеров, домах культуры и санаториях для ветеранов девами, весами, скорпионами, львами и козерогами. Они же, исполненные в золоте, серебре или других, менее благородных, металлах, стали одним из самых популярных нашейных украшений, а в самом начале перестройки астрологические прогнозы первыми пробили себе дорогу на страницы печатных изданий и электронных средств массовой информации.
Мы настолько привыкли к наукопоклонничеству, что любая, даже самая поверхностная наукообразность, вызывает у нас чувство доверия. Однако настоящая, не идеологизированная наука имеет дело с объективными истинами. Это роднит ее с настоящей верой и делает непримиримым врагом суеверий. И поэтому, когда обрушился советский идеологический диктат, а на его обломках расцвела ядовитая поросль оккультизма, пытаясь подменить собой истинную веру, — стали предприниматься попытки задушить и подлинную науку. Таким образом, вера и наука сегодня являются союзниками в борьбе против суеверия.
К сожалению, некоторые православные не понимают этого и либо вообще отрицают науку и все, что с ней связано, либо, наоборот, пытаются обосновать духовные реалии некоторыми научными выкладками и теориями. Однако духовный мир есть область свободы, а не детерменизма и не может быть предметом научного исследования. Подлинная наука не противоречит, конечно, положениям веры, но и не претендует на измерение неизмеримого. А вот псевдонаука пытается подменить собою религию. Одной из таких псевдонаук и псевдорелигий является астрология, имеющая, увы, определенную популярность даже и среди православных, считающих себя церковными.
Астрология — это одно из оккультных учений. Она не является сектой, однако есть секты, в доктрины которых астрология входит составной частью, существуют и секты, сложившиеся вокруг астрологических гуру и учителей. Но главное — астрология является одной из неотъемлемых характеристик современного оккультного неоязыческого движения «Нью эйдж», к сожалению, уже глубоко вошедшего в общественное сознание.
Если тоталитарные секты отдают свои жертвы в рабство лидерам, то обращающийся к астрологическим построениям суевер сам отдает себя в рабство бессловесным творениям Божиим — планетам и звездам, и даже не столько им, сколько химерическим и беспочвенным прогнозам и советам астрологов.
«Так как Творец одарил нас свободой воли,
мы властны над своими делами…
А все звезды подчинены тебе, потому что
все они созданы ради тебя, чтобы
служить тебе, а не владеть тобой».
Преподобный Максим Грек1
Астрология — один из древнейших известных культов; современная астрология все еще напоминает астрологию древности, хотя за прошедшие века эта религиозная система подверглась существенным изменениям.
В долине Междуречья во времена расцвета халдейско-вавилонской цивилизации были выстроены огромные ступенчатые башни — зиккураты (самый высокий из них вполне мог быть прообразом библейской вавилонской башни); халдейские жрецы наблюдали с этих башен звездное небо и вычерчивали карты расположения небесных светил. Они верили, что Солнце, Луна, планеты и звезды — божества, способные магически повлиять на судьбу мира и каждого человека в отдельности, и считали, что если им удастся понять и предсказать движение небесных светил, они смогут предсказывать будущее. Астрологию такого рода называют вульгарной или примитивной астрологией. Главный принцип вульгарной астрологии в том, что положение вещей на земле и тенденции развития событий соответствуют конфигурации небесных тел. Астрологические воззрения религии Ханаана, представлявшей собой ответвление религии Междуречья, были тесно связаны с поклонением таким божествам как Ваал (Бел, Молох), Астарта (Иштар) и Ремфан, отождествлявшимися соответственно с Солнцем, Луной и Сатурном.
На этой стадии развития астрологов интересовала скорее судьба народов и предвидение различного рода крупных катастроф, нежели судьба отдельных личностей. Но с тех пор, как Вавилон был завоеван персами, астрологи сосредоточили свои усилия на составлении гороскопов, призванных определить будущее каждой отдельной личности, — судьба человека, по их мнению, была непосредственно связана с расположением светил в момент рождения. Астрологию этого типа называют натальной, генетической или юридической. Эта форма предсказания будущего была не единственной отраслью мантики (гадания), но постепенно астрология стала играть главную роль.
Персы-зороастрийцы, даже если они и первыми применили астрологию для предсказания индивидуальной судьбы, позаимствовали знания о расположении светил у вавилонских жрецов. Вавилоняне раньше других установили связь времен года с фазами луны и вычислили линию эклиптики (годовой путь Солнца на фоне неподвижных звезд). Кроме того, им были известны траектории планет (но не их действительные орбиты).
В период персидского владычества сформировалось понятие о 12 знаках зодиака. Пояс зодиака, средняя линия которого образована эклиптикой, охватывает видимые траектории движения Солнца и планет и составляет полосу шириной от 16 до 18 градусов, на всем протяжении небесной сферы. Пояс зодиака разделен на 12 секций, или «знаков», по 30 градусов каждый. Этим секциям были даны названия, соответствующие названиям находившихся в них созвездий.
12 знаков зодиака обычно перечисляют по направлению с запада на восток, начиная с линии весеннего равноденствия (21 марта): Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Незадолго до Рождества Христова каждый из «знаков» в 30 градусов был разделен на три «декады» по 10 градусов. Это добавление внесли египетские астрологи.
В IV веке до Р.Х. Персия была завоевана греками (македонянами), которые переняли астрологические знания у халдейских жрецов. Особенным авторитетом пользовался вавилонский астролог Берос, живший в III веке до Р.Х. Астрология прекрасно соответствовала пантеистическому материализму древнегреческих стоиков. 12 знаков были разделены на четыре группы по три знака каждая; эти группы соотнесли с четырьмя стихиями природы — огнем, воздухом, землей и водой. Кроме того, каждому знаку зодиака были поставлены в соответствие определенные планеты, цвета, растения, металлы и драгоценные камни.
Астрология в том виде, в каком она существовала ко II веку до Р.Х., описана в дошедшем до нас труде Клавдия Птолемея, астронома и астролога времен эпигонов (наследников Александра Македонского). Центром системы Птолемея является Земля, а Солнце, Луна и планеты движутся вокруг нее.
В средние века астрологи обладали значительным влиянием при дворах монархов европейских стран, Руси и арабского халифата. В эпоху Возрождения увлечение астрологией еще более возросло и не спадало во времена Реформации. Даже Меланхтон, соратник Мартина Лютера, отдал дань астрологии. Затем, с началом эпохи Просвещения, начался упадок астрологии, возродившейся лишь в конце XIX в. в среде европейских оккультистов. В XX в. астрология пережила настоящий расцвет вместе со всевозможными оккультными и мистических течениями. Основу современной астрологии стран Запада составляет астрология и, следовательно, многобожие древних вавилонян, греков и римлян, хотя астрологи не верят больше, что звезды и планеты суть божества.
Помимо астрологии западного типа, в других частях света возникли и развились свои астрологические системы. Китайцы составили свои астрологические сборники еще до вавилонских жрецов. Индийская астрология также уходит корнями в глубокую древность, тесно связана с индуизмом и продолжает играть важную роль в жизни индийского общества.
Астрология является составляющей учений и практик многих сект и групп неоязыческого движения «Нью эйдж»; ее используют всевозможные колдуны, маги, оккультисты, предсказатели, каббалисты и теософы.
В современной Европе, так же как и в Америке, астрология пользуется небывалой популярностью: она стала самым распространенным методом предсказания судьбы в наше время. В странах, большинство населения которых формально составляют христиане, значительная часть людей в то же время верит в астрологию. В США таковых 40%, во Франции — 53%, в Германии — 63%, в Великобритании — 66%. В США более 200 тыс. астрологов, из них по меньшей мере 12 тыс. профессиональных; ежегодные обороты индустрии гадания по звездам — сотни миллионов долларов. Примерно такое же положение в Канаде, Англии, Франции, Германии, да и во многих других странах.
В России в астрологию верят более 40% населения2, действуют несколько десятков астрологических центров и школ, часто враждебно настроенных по отношению друг к другу (претензией на эксклюзивность особенно известна школа Павла Глобы, представляющая из себя синкретическую псевдозороастрийскую секту).
В мире существует несколько астрологических обществ и ассоциаций, в том числе «Американская федерация астрологов» и «Международное общество научных астрологических исследований». Большими тиражами выходят разнообразные астрологические журналы. Большинство газет публикуют гороскопы. Миллионы людей покупают книги по астрологии и даже сборники гороскопов для кошек и собак.
Мы видим, что основная деятельность астрологов сводится к составлению гороскопов и их толкованию, включая предсказания личной судьбы. Важными элементами гороскопа являются знаки зодиака, планеты (к ним относят также Солнце и Луну), их «аспекты» и «дома». Координаты планет в знаках зодиака определяются с помощью таблиц, называемых эфемеридами. Особое значение имеет положение Солнца в знаке («солярный знак»). Когда говорят, что человек по гороскопу Овен, Козерог и т. д., имеется в виду, что в момент его рождения Солнце находилось в знаке Овна, Козерога и т. д. Взаиморасположение планет в гороскопе называется «аспектом» и измеряется в градусах дуги. «Хорошим предзнаменованием» считается такое расположение планет, при котором угол между ними составляет 60 или 120 градусов. «Плохое предзнаменование» — это противостояние планет (180) или прямой угол между ними. «Соединение» (очень небольшой угол между планетами) может быть и плохим, и хорошим предзнаменованием — в зависимости от того, какие планеты образуют комбинацию.
Если круг зодиака основан на годовом цикле вращения Земли вокруг Солнца, то круг так называемых «домов» основан на суточном цикле вращения Земли вокруг своей оси. За сутки небесная сфера (то есть весь зодиак) видимым образом совершает полный оборот вокруг Земли. Знак зодиака, который восходит над горизонтом в момент рождения, называется «восходящим» и имеет большое значение для характеристики гороскопа, наряду с солярным знаком. От точки восхождения (градуса восхождения) начинается отсчет двенадцати «домов», которые, как правило, имеют различную протяженность и могут включать в себя несколько знаков зодиака. Графически гороскоп представляет собой наложение круга «домов» на круг зодиака, в котором расположены планеты, соединенные аспектами.
Считается, что положение планет в знаках указывает на потенциальные возможности человека, а в «домах» — на сферы их реализации (семья, профессия, дружеские отношения и др.). Для предсказательной астрологии самым важным методом является анализ так называемых «транзитов», то есть аспектов между движущимися планетами в любое интересующее время и планетами в гороскопе рождения.
Астрология используется для определения и истолкования судеб стран и народов, а также наилучшего времени для поездок, финансовых операций, свадеб и т. д. Натальными астрологическими вычислениями пользуются, чтобы определить развитие личности и характера человека, узнать возможные события его дальнейшей жизни и даже момент смерти.
Кроме упомянутых циклов вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси (порождающих круги зодиака и «домов»), существует еще цикл прецессии земной оси. Точка весеннего равноденствия перемещается по созвездиям назад в круге эклиптики (отсюда термин «прецессия» — предварение равноденствий). 12 знаков зодиака первоначально соответствовали 12 созвездиям с теми же названиями, но в результате прецессии за прошедшие 2000 лет созвездия сместились на 30 градусов небесной сферы. Это значит, что созвездие Девы сейчас соответствует знаку Весов, а созвездие Весов — знаку Скорпиона, и т. д. Таким образом, если человек родился, например, 1 сентября, астрологи говорят, что он родился «под знаком Девы» (положение Солнца в этот день соответствует знаку Девы), но на самом деле Солнце в этот день находится в созвездии Льва.
В последние десятилетия все более увеличивается интерес к историческим спекуляциям, основанным на этом явлении. В результате кругового смещения земной оси Солнце в первый день астрономической весны (21 марта) каждые 2160 лет появляется на фоне нового созвездия. Цикл смены созвездий начинается заново каждые 26 тысяч лет. Астрологи пытаются связать исторические процессы с моментами вхождения Солнца в область новых созвездий. Во времена зарождения астрологии Солнце в первый день весны находилось в созвездии Овна, но незадолго до Рождества Христова оно пересекло границу созвездия Рыб.
Трудно сказать в точности, когда начнется новая «звездная эра» — «эра Водолея» (следующего созвездия, в котором появится Солнце в день весеннего равноденствия). Разные астрологи называли различные даты: 1904, 1910, 1917, 1936, 1962, 2000, 2012 годы и др. Так или иначе, но астрологи уверены, что от смены созвездий, служащих фоном для Солнца в первый день астрономической весны, зависят циклы исторического развития человечества. Для каждой такой «эры» якобы характерны своя форма религии, общественного устройства, этики и философии.
«Эра Рыб» была эпохой христианства (астрологи обычно прилагают для ее характеристики отрицательные эпитеты). Так как предполагается, что Водолей (Аквариус) — существо мужского пола, новая «эра Водолея», по мнению астрологов, должна стать эпохой гуманизма и братства людей. Астрологи заявляют, что наступает эпоха всеобщей гармонии, мира и оккультизма. Некоторые оккультистки, вопреки «мужскому» значению Водолея, полагают, что «Новая эра» станет эпохой феминизма или даже матриархата. Этическая система этого «золотого века» должна основываться на человеческой свободе. Тем не менее, взгляд на историю как на бесконечную замкнутую смену одних эпох другими — пессимистичен и безнадежен. С этой точки зрения история не имеет никакого определенного смысла, так как один и тот же цикл начинается каждые 26 тысяч лет, и каждый следующий цикл ничем не отличается от предыдущего.
В XX веке появилось много оккультно-мистических сочинений, посвященных грядущей «эре Водолея». Одна из этих книг, опубликованная в 1970 г. Евой Даулинг, называется «Евангелие Иисуса эры Водолея». Ее автор — якобы некто Леви, которому в 1911 г. надиктовал все это «ангел». Книга эта составлена из «откровений» о «тайной жизни» Иисуса Христа. Существует множество других смехотворных «откровений» «Христа эры Водолея». Доктор Эдгар Джю Гудспид из Чикагского университета исследовал «Неизвестную жизнь Христа», «Евангелие Водолея» и другие подобные опусы в своей работе «Современные апокрифы» (Бостон, 1956). Он продемонстрировал, что все они несостоятельны. Эти книги содержат исторически недостоверную информацию и ложные утверждения. Заявления Нотовича о том, что он получил «Неизвестную жизнь Христа» от старшего ламы монастыря в Гималаях, были проверены группой исследователей, посетившей монастырь. Лама поклялся, что Нотович никогда не встречался с ним. Прочитав книгу Нотовича, он воскликнул: «Ложь, ложь, ничего, кроме лжи!»
В большинстве астрологических доктрин Личность Создателя заменена безличным космосом. Главное положение мировоззрения астрологов состоит в оккультном принципе точного соответствия между космосом и земной жизнью. Кратко это положение формулируется так: «Что на небе, то и на земле», или «Земля отражает небо».
Астрологам близка идея перевоплощения. Многие астрологи утверждают, что гороскоп отдельной личности определяется «долгом кармы», накопленным во время предыдущего существования. Это фаталистическое представление о бесконечной повторяемости событий распространяется равным образом и на судьбу целых наций, и на судьбу всей вселенной. Вселенная, по представлению астрологов, медленно, но неизбежно движется по пути исполнения космического предначертания судьбы. Для описания таких процессов астрологи иногда прибегают к религиозной терминологии.
Индивидуумы, народы и цивилизации появляются на свет, растут и терпят крах якобы в зависимости от движений и взаимного расположения светил. В этой фаталистической, безличной системе сил и влияний нет места для принципа свободы воли. Свобода человека, по мнению астрологов, — лишь иллюзия. Многие «звездочеты» видят и понимают эту проблему и пытаются справиться с ней, заявляя, что человек, узнавший свою «космическую судьбу» с помощью астрологических наблюдений, может использовать полученные знания и изменить свое будущее.
Астрологи хватаются за этот аргумент, пытаясь сохранить в себе чувство «властелина своей судьбы», но, строго говоря, такая точка зрения вступает в противоречие с основными положениями астрологии. С другой стороны, астрологи часто используют принцип космической предопределенности, чтобы снять с себя ответственность за свое, часто аморальное, поведение.
На фатализм астрологии, косвенное оправдание ею зла и богословские следствия этих положений указывали святые отцы Церкви.
«[Астрологи] приписывают небесным телам причину и того, в чем властно произволение каждого из нас, то есть причину расположений к добродетели или к пророку. С одной стороны, смешно оспаривать их, а с другой, поелику многие заражены сим заблуждением, может быть, необходимость требует не оставлять сего и в молчании. <…>
Но в словах сих конечно много неразумного, а гораздо больше нечестивого. Ибо злотворные звезды причину своей злотворности переносят на Творца своего. Если зло им естественно, то Создатель — творец зла. А если они делаются злыми по произволению, то, во-первых, они суть живые существа, одаренные произволом, предающиеся непринужденным и свободным стремлениям. Утверждать же сие о вещах неодушевленных есть верх безумия. Потом, сколько несообразно с разумом, чтобы зло и добро уделялось каждому не по достоинству, но чтобы звезда была благотворною, потому что находится в таком-то месте, и чтобы она же делалась злотворною, потому что усматривается под такою-то звездою, и опять тотчас забывала свою злокачественность, если несколько уклонилась от известной фигуры! И о сем довольно. <…>
Сверх того, если начала поступков порочных и добродетельных не от нас зависят, но необходимы вследствие рождения; то напрасно есть законодатели, определяющие, что нам делать и чего убегать, напрасно есть и судьи, награждающие добродетель и наказывающие порок. Ни вор, ни убийца не виновен в преступлении; ему, если бы и хотел, невозможно было удержать руки, потому что к сим поступкам неизбежно побуждала его необходимость. А всех более обманываются трудящиеся над искусствами. Напротив того, земледелец соберет обильные плоды и семян не бросая в землю, и не точа косы; а купец обогатится, хочет ли того, или нет, потому что судьба соберет ему кучи денег. Великие же надежды христиан обратятся у нас в ничто, потому что ни праведность не будет почтена, ни грех осужден, так как люди ничего не делают по собственному произволу. Ибо где господствуют необходимость и судьба, там не имеет никакого места воздаяние по достоинству, что и составляет преимущество правосудия»3.
Преподобный Максим Грек обращается к Богу: «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности — неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»4
А вот что пишет блаженный Августин, епископ Иппонский: «Царства человеческие устраиваются вообще божественным провидением. Если же кто-либо приписывает это судьбе на том основании, что именем судьбы называет самую волю или силу божественную, такой пусть мысль удержит, но выражение ее исправит. Ибо зачем ему не сказать сразу же того, что он скажет после, когда его спросит кто-нибудь, что он разумеет под судьбою? Ведь когда люди слышат это слово, они, согласно обычному употреблению его, разумеют под ним не иное что, как влияние известного положения звезд в тот момент, когда кто-либо рождается или зачинается. Это влияние некоторые представляют независящим от воли Божией, а некоторые утверждают, что оно именно на ней и основывается. Те, которые полагают, что звезды помимо воли Божией определяют, что мы будем делать, какие будем иметь блага или какие потерпим бедствия, должны быть предметом отвращения для всех, не только для исповедающих истинную религию, но и для тех, которые желают быть поклонниками каких бы то ни было, хотя бы и ложных, богов. Ибо подобное мнение к какому иному приводит следствию, как не к тому, что не нужно почитать или молить решительно никакого Бога? <…> Те же другие, которые ставят в зависимость от воли Божией положение звезд, определяющих известным образом, каким кто будет и что с ним случится доброго или дурного, те, если думают, что высшей божественной властью предоставлена звездам такая власть <…> наносят великое оскорбление небу: ибо по их представлениям выходит, что в своего рода светлейшем сенате небесном и блистательнейшей небесной курии определяется, что должны быть совершаемы злодейства. <…> Затем, какое место оставляется суду Божию о делах человеческих, которым придается небесная необходимость, когда Господь есть Господь и звезд и людей? Если же скажут, что звезды, хотя и получают власть от верховного Бога, определяют упомянутое не по своему произволу, а при известном сочетании неизбежных условий выполняют только Его повеления: в таком случае не приходится ли о самом Боге думать то, что оказалось в высшей степени недостойным приписывать воле звезд? Скажут, что звезды скорее обозначают упомянутое, чем производят его, так что известное положение их есть как бы своего рода известная фраза, предсказывающая будущее, но не решающая его. Действительно, такого мнения держались некоторые довольно ученые люди. <…> Но в таком случае как это выходит, что они никогда не могли объяснить, откуда в большинстве случаев такая разность между близнецами в жизни, в деятельности, в приключениях, в занятиях, в искусствах, в общественном положении, и в других условиях жизни человеческой; так что многие люди посторонние в этом отношении бывают на них более похожи, чем сами близнецы друг на друга, хотя они в рождении бывают отделены самым незначительным промежутком времени, а зачинаются в одно совокупление, в один даже момент?»5
Действительно, астрология не в силах справиться с проблемой близнецов. Близнецы имеют один и тот же гороскоп (разница между временем их рождения может быть меньше четырех минут), но судьбы близнецов часто оказываются весьма непохожими и даже противоположными. Известно, что однояйцевые близнецы помимо поразительного внешнего сходства обычно имеют похожие характеры и склонности, подвержены одинаковым болезням и часто даже умирают вскоре друг за другом (речь, конечно же, идет о естественной смерти). Уже в античности естественнонаучное объяснение этому явлению дал Гиппократ: на близнецов одинаково влияет здоровье и состав питания матери во время беременности и кормления и они воспитываются в одинаковых условиях. Кроме того, как мы теперь знаем, однояйцевые близнецы имеют идентичную генетическую программу. Одинаковый психотип близнецов бывает причиной того, что часто они избирают одну и ту же профессию. Однако известны примеры, когда жизненные пути даже и однояйцевых близнецов, разлученных в детстве, складывались по-разному. И уже вовсе никакого сходства не найти между «астральными близнецами», то есть людьми, появившимися на свет от разных родителей, но в одно и то же время в одном и том же месте.
В системе представлений астрологов есть много и других существенных изъянов; перечислим основные из них.
1. Фундаментальной проблемой астрологии является система авторитетов. Вся история астрологии представляет собой невообразимую смесь многобожия, мистицизма, гадания и псевдонауки. Где же авторитет, где надежный источник истины? На каком основании астрологи полагают, что их истолкование событий верно? Почему одно сочетание светил является добрым предзнаменованием, а другое — дурным? Похоже, что Марс был назван своим именем в честь древнеримского бога войны из-за своего красно-кровавого цвета. Соответственно «качества», которыми Марс (или вавилонский бог войны Нергал) наделяет того, кто родился, когда эта планета была в определенном положении, отражают представление о характере бога войны (агрессивная мужественность и т. п.). Интересно, что в китайской астрологии планетой войны считается Венера. Точно так же произвольно были установлены соответствия между другими планетами и персонажами мифологии. Похожим образом различные конфигурации звезд (созвездия), по внешнему виду напоминавшие различные предметы, людей и животных, наделили своими «магическими» качествами тех, кто родился «под ними» (Рыбы стали «водным» знаком с соответствующими этой стихии атрибутами, рожденному под знаком Тельца полагалось проявлять терпение и силу и т. п.).
Существует несколько противоречащих одна другой астрологических систем. Китайские и индийские астрологи интерпретируют картины звездного неба не так, как это делают их западные коллеги, да и в среде западных «звездочетов» есть определенные разногласия по поводу числа знаков зодиака. В своей книге «Астрология 14» Стивен Шмидт утверждает, что к знакам зодиака следует добавить созвездия Кита и Змееносца. Одни говорят, что знаков зодиака 8, другие считают, что их 10, а некоторые говорят, что их 24. Астрологи расходятся по поводу многих важнейших положений своего культа: по-разному рассчитывают и истолковывают «восхождения», «дома» (некоторые астрологи предпочитают иметь дело с равными «домами») и «аспекты» светил.
Впрочем, для современной астрологии, особенно вульгарной, характерна высокая степень эклектизма, сочетающего, казалось бы, несовместимые астрологические системы. Также надо заметить, что хотя в рамках одной астрологической школы существуют более или менее стандартные правила интерпретации личного гороскопа, разные астрологи по-разному истолковывают расположение светил в зависимости от своего субъективного мнения.
2. В своих предсказаниях астрологи всегда пользовались названиями и траекториями пяти планет, Солнца и Луны (которые они называют «семью планетами»). Однако с тех пор, как были открыты еще три планеты Солнечной системы, не видимые невооруженным глазом (Уран в 1781 г., Нептун в 1846 г. и Плутон в 1930 г.), большинство астрологов пытается ввести их в свои системы, перераспределя часть функций от «старых» планет к «новым» (например, от Венеры к Нептуну), что изменяет их символические значения.
Пытаясь объяснить тот факт, что транссатурновые планеты не учитывались в гороскопах прошлого, астрологи прибегают к своему излюбленному приему толкования задним числом. Они говорят, что транссатурновые планеты имеют очень большой период обращения вокруг Солнца и вступили в такие взаимодействия с другими планетами, которые определенно влияли бы на земные дела (причем не на отдельных людей, а на народы), только тогда, когда они были открыты. Другими словами, начинавшееся влияние транссатурновых планет и предопределило их открытие.
3. Астрология возникла на широтах Средиземноморья, но многие люди рождаются в таких точках земной поверхности, для которых составление «полноценного» гороскопа в принципе невозможно. Например, все системы расчета «домов» полностью рушатся в крайних северных и южных широтах, тогда как за Полярным кругом рождается немало людей.
4. Астрологи утверждают, что они способны предсказывать судьбу и даже характер будущей смерти, но их предсказания опровергаются фактами, и, в первую очередь, такими массовыми социальными и природными катастрофами, как, например, атомная бомбардировка Японии и массовая гибель населения во время землетрясений. Индивидуальные гороскопы, составленные для некоторых из погибших в таких катастрофах, даже не упоминали о возможности подобных событий. Заметим, что одинаковым образом погибло множество людей, родившихся в разное время в разных местах.
Астрологи для объяснения этого противоречия говорят, что в случаях массовой гибели индивидуумы подчинялись гороскопам народов, городов, судов и т. п. Однако в случае, скажем, землетрясений катаклизмом бывают охвачены не отдельные населенные пункты или страны, но обширные территории, не отграниченные от прочей поверхности Земли, за исключением разве что некоторых геологических различий. Земля, как справедливо замечает святитель Григорий Нисский в трактате «Против учения о судьбе»6, создана не по частям, появившимся в разное время, которым могли бы соответствовать различные гороскопы.
5. Гороскопы, составленные для известных, выдающихся ученых и артистов, ничем не отличались от гороскопов обычных людей.
6. Даже если бы астрологические предсказания имели какой-нибудь смысл, с биологической точки зрения правильнее было бы составлять гороскопы, основываясь на времени зачатия, а не на времени рождения: все наследственные факторы ведут свое начало с момента зачатия. Возражение, что тело матери некоторым образом экранирует плод от мифических «астральных влияний», не может считаться состоятельным: вряд ли тело представляет из себя лучший экран, чем крыша и стены родильного дома. Кроме того, процесс рождения может занимать длительное время — до нескольких часов. Почему следует вести отсчет от момента первого вздоха, как делают большинство астрологов? Не только время, но и дата рождения в современных условиях может быть искусственно предопределена врачами: беременность в наше время может быть ускорена или задержана, в зависимости от состояния здоровья матери. К тому же многие люди не имеют точных записей о времени своего рождения.
7. Слишком часто то, что было предсказано астрологами, не сбывалось. Например, астролог Джин Диксон ошиблась в самых известных своих предсказаниях (Третья мировая война не началась в 1959 году, Линдон Джонсон не был переизбран в президенты в 1968 и пр.).
В 1524 г. наблюдался парад планет. Это явление периодически повторяется и вновь имело место в 1982 г. Астрологи предсказывали, что на мир обрушатся всевозможные катастрофы (наводнения, землетрясения, пожары и т. д.). Некоторые даже бежали в горы накануне этой даты. Однако ничего экстраординарного не произошло (Unger M., Demons in the World Today, Tyndale House Pub., Ill., 1971, p. 9.).
Бонатто, знаменитый астролог XIII в., не смог точно предсказать дату своей собственной смерти (Russel E., Astrology and Prediction, Drake Pub., Inc., N. Y., 1973, p. 60). Астролог Галилео в 1609 г. составил гороскоп для герцога Тосканского, в котором предсказывал ему долгую жизнь. Герцог же умер две недели спустя (Ibid., p. 77).
Почти во всех книгах, защищающих астрологию, можно найти упоминание о Нострадамусе как о выдающемся примере способности астрологов предсказывать будущее. Но даже сам Нострадамус признавал, что его предсказания достаточно неопределенны. Единственным его оправданием было утверждение, что он может указать точные даты событий, но не хочет делать этого! И это понятно, поскольку в тех случаях, когда Нострадамусом были названы конкретные даты, его предсказания не сбылись:
— Нострадамус предсказал, что в 1792 г. Венеция обретет небывалое могущество и влияние в мире (The Complete Prophecies of Nostradamus, pp. 11, 236 )(венецианцы, наверное, до сих пор ожидают этого);
— Нострадамус предсказал, что в 1607 г. будут гонения на астрологов, однако эти ожидания не оправдались (Ibid., p. 265);
— Ниспровержение католического духовенства, которое, как он предсказывал, должно было произойти в 1609 г., так и не состоялось (Ibid., p.342);
— Китай, предсказывал Нострадамус, в 1700 г. покорит всю северную часть мира (Ibid., p. 24).
Астрологи не смогли предсказать начало второй мировой войны. Затем, когда война началась, они говорили, что Англия не примет в ней участия7. Астрологи не смогли предсказать убийства Джона Кеннеди, вместо этого они предрекли его переизбрание на пост президента8. Согласно расчетам астрологов, коммунистическое правительство Китая должно было пасть в 1970 г.(Russel E., Astrology and Prediction, p. 119) Астролог Дэниел Логан предсказывал, что вьетнамская война продлится с 1965 по 1985 г., а также то, что США и Россия объединятся против Китая в 1980 г.(Logan D., The Reluctant Prophet, Doubleday & Company, N. Y., 1968, p. 207) Наконец, астрологи предсказывали, что Калифорния сползет в море в 1969 г.(Noorberger R., The Soul Hustlers, Zondervan Pub. Co., Mich., p. 18).
Можно было бы привести еще немало примеров несбывшихся пророчеств9, однако и этих вполне достаточно, чтобы оспорить способность астрологии к предсказанию будущего. Некоторые астрологи, однако, говорят: «Когда предсказание сбывается, это доказывает истинность астрологии. Если же нет, то причиной этого является то, что звезды не принуждают, а лишь побуждают. Люди могут отказываться сотрудничать со звездами. Таким образом, неисполнившиеся предсказания к делу не относятся». В таком случае астрологи гарантированы от ошибок! Вообще, астрологи придумали столько различных отговорок и софизмов, что трудно доказать несостоятельность астрологических предсказаний даже тогда, когда она видна с первого взгляда.
8. Чтобы продемонстрировать ложность астрологии, можно воспользоваться также весьма показательным «денежным тестом». Поскольку астрологи Запада занимаются своей «наукой» в течение тысячелетий, они должны были бы уже приобрести все богатства мира, если бы их предсказания были верными. С помощью астрологии они должны были бы навести порядок на фондовом и товарном рынках. Они должны бы всегда выигрывать на скачках и т. п. Очевидно, что если бы астрология и в самом деле «работала», астрологи давно бы уже выбросили на улицу проницательных бизнесменов с Уолл-стрит. Но как заметил один брокер: «Если хочешь потерять свои деньги, пользуйся астрологическими прогнозами при покупке акций»(Роберт А. Морей. Астрология и христианство. Новосибирск, 1997. С. 10).
9. Были проведены исчерпывающие научные исследования астрологии солнечных знаков. Р. Б. Калвер и П. А. Янна изучали разные человеческие черты, от агрессии и амбициозности до чуткости и мудрости, и не обнаружили никакой видимой связи между данными рождения и знаками зодиака( R.B. Culver and P.A. lanna, The Gemini Syndrome: A Scientific Evaluation of Astrology (Buffalo: Prometheus Books, 1984), p. 130.)
Одним из способов оценки точности астрологии является метод соотнесения профессии и карьеры с солнечными знаками. Были рассмотрены спортсмены-чемпионы, актеры, военачальники, люди науки, политики, художники и т. д. при помощи обращения к разнообразным справочным изданиям. Так, Джон Макгерви исследовал дни рождения 16 634 ученых из сборника «Американские ученые» и 6475 персоналий из книги «Кто есть кто в американской политике» и не нашел никакого основания для суждений о том, что профессии имеют тенденцию тяготеть к определенным знакам10. Астроном Дж. Аллен Хайнек изучил даты рождения ученых, вошедших в каталог «Американские люди науки». Распределение дат их рождения по знакам зодиака оказалось случайным(Gauqelin M., The Cosmic Clocks, N.Y., 1967, p. 81–82). Доктор Бок проделал аналогичное исследование каталога «Кто есть кто в науке» и пришел к такому же выводу(Scientific Monthly, March 1941.). Другие основательные статистические исследования проведены Ван Дойзеном(E. Van Deusen, Astrogenetics (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1976)) и Калвером и Янной, которые также не обнаруживают никаких корреляций. Однако иногда ссылаются на редкие совпадения, как, например, в работе, напечатанной в «Манчестер Гардиан», которые могут быть отнесены к статистической неустойчивости11. То же самое относится и к утверждаемой совместимости или несовместимости людей, рожденных под определенными знаками. Например, женитьба мужчины под знаком Девы и женщины-Скорпиона, по мнению астрологов, «имеет гораздо больше отрицательных моментов, чем положительных, тогда, как бракосочетание женщины-Скорпиона и мужчины-Рака является великолепным браком»(Teri King, Love, Sex, and Astrology (New York: Harper and Row, 1973)). Развод представляется непременным знаком несовместимости, хотя профессор Берни Сильверман наблюдал в Мичигане за 2978 женатыми парами и за 478 парами, которые были разведены, сопоставляя их знаки и семейный статус с предсказаниями астрологов, и не обнаружил никакой связи(Bernie Silverman, Contemporary Astronomy (Philadelphia: W.B. Saunders, 1977), p. 437).
Два психолога, доктор Сильверман из Рузвельтского университета и доктор Витнер из Стокгольмского государственного колледжа, разработали тест на соответствие личностных черт астрологическому прогнозу. Сильверман и Витнер попросили 130 студентов и преподавателей оценить свои качества, такие как агрессивность, творческие способности, честолюбие и приспособляемость. Каждого из них попросили пригласить близкого друга, которому также предложили ответить на указанные вопросы относительно характера этого студента или преподавателя. Кроме того, каждый из участвовавших в опросе заполнил стандартную анкету и указал точное время своего рождения, свои солнечный и лунный знаки. Астрологи ознакомились с этими определяющими личностными характеристиками. Анализ результатов показал отсутствие какой-либо связи между самоописанием участников опроса, описанием их друзей или их рейтингом по результатам психологических тестов и характеристиками, приписывавшимися им гороскопами(Human Behavior, April 1975, p. 31).
Некоторые исследователи проводили своего рода эксперименты для проверки истинности гороскопов, учитывающих не только солнечный знак, но и расположение планет в момент рождения человека. Так, французский астроном Поль Коудерк опубликовал в газете рекламу бесплатных гороскопов для всех желающих. Всем респондентам он посылал один и тот же фальсифицированный гороскоп, включающий, как это принято в астрологии, общие фразы типа: «в Вашей жизни много проблем», «у Вас есть внутренние конфликты», «Вы иногда огорчаете окружающих» и т. п. Абсолютное большинство респондентов сочло гороскоп точным своим описанием( M. Gauquelin, Astrology and Science (London: Peter Davies, 1969), p. 149.)
Следующий случай касается человека, родившегося 17 января 1889 года в 3 часа ночи в Оксерре, Франция. В частности, в гороскопе говорится:
«У этого человека инстинктивная запальчивость и сила сочетаются с глубоким интеллектом, понятливостью, умом. Он подчиняется социальным нормам, имеет склонностью к собственничеству и наделен моральным чувством, которое согласуется с моральным чувством обеспеченного, законопослушного гражданина среднего класса. Этот человек имеет предрасположенность к принадлежности всей душой к Венере. Его эмоциональная жизнь занимает важнейшее место — на первый план выходят его переживания, семейные связи, его дом, его внутренний, личный мир, чувства, которые обычно находят свое выражение во всецелой преданности другим, в спасительной любви, альтруистических жертвах, в тенденции быть домоседом».
Мишелем Гокленом во французской газете была помещена реклама, приглашающая людей прислать их имена, адреса, даты и места рождения. Ответило около 150 человек; каждому из них послали полный, 10-страничный гороскоп, из которого была взята вышеприведенная цитата, также конверт с обратным адресом и анкета. Из тех, кто ответил на вопросы анкеты, 94% заявило о том, что они были точно изображены в гороскопе, а 90% заявило, что это мнение разделили их друзья и родственники. Это был гороскоп доктора Марселя Петойта, серийного убийцы. Доктор Петойт изображал из себя подпольного агента, который должен был помогать беженцам укрыться от нацистов. Вместо этого он завлекал их в свой дом, грабил их и растворял их тела в негашеной извести. Обвиненный в двадцати семи убийствах, он цинично хвастался шестьюдесятью тремя. Вот насколько «точным» может быть гороскоп!
Гоклен изучил также более 50 000 гороскопов, многие из которых были составлены для астроблизнецов, чтобы найти доказательства «параллельности» их жизней. Он не обнаружил никаких подтверждений этому, но выявил факты, свидетельствующие против астрологии. Гоклен пишет:
«Ни один из астрологов, с которыми мы работали, не прошел классического теста, известного как “тест противопоставленных судеб”. В нем используются даты рождения сорока человек, двадцать из которых — известные преступники, а остальные — люди, которые прожили долгую мирную жизнь. Астрологам предлагалось разделить две эти группы с помощью гороскопов, составленных по датам рождения. В результате всегда происходила большая путаница; астрологи неизменно выбирали преступников и законопослушных граждан примерно в той же пропорции, что и машина, смешивавшая их случайным образом. Необходимо добавить, что, во-первых, только искренне убежденные астрологи соглашались на тестирование; огромное большинство шарлатанов всегда находило повод, чтобы избежать “очной ставки”, которая могла подорвать доверие публики» ( Gauqelin M., The Cosmic Clocks, p. 85).
Астрологи утверждают, что Марс связан с насилием и смертью ( Benjamine E., Beginner’s Horoscope, The Church of Light, Ca., 1943). Следовательно, он должен преобладать в гороскопах преступников. Гоклен изучил гороскопы убийц для того, чтобы выяснить, действительно ли существует такое преобладание. Были отобраны дела 623 французских убийц, которые, по мнению экспертов, наиболее выделялись в анналах правосудия жестокостью своих преступлений. Большинство из них были гильотинированы. Когда были составлены гороскопы этих преступников, оказалось, что Марс не имел на них никакого влияния. Результаты распределения дат рождения по знакам зодиака незначительно отличались от случайного распределения (Gauqelin M., The Cosmic Clocks, p. 85). Барт и Беннет пытались обнаружить преобладание Марса в гороскопах военных, но также не нашли никаких доказательств наличия «эффекта Марса» (J.I.R., June 20, 1973).
Джофри Дин и Артур Мадер провели обширное исследование, результаты которого были опубликованы ими в книге «Современные достижения натальной астрологии: критический обзор 1900–1976». Авторы пришли к следующему негативному заключению:
«Сегодня астрология базируется на неизвестных основаниях, которые боготворятся как “традиция”. Большинство из бесчисленного множества астрологических систем противоположны друг другу в фундаментальных посылках, и все они поддерживаются анекдотической очевидностью абсолютно недостоверных вещей. В результате астрология представляется поразительной, технически твердо обоснованной суперструктурой, поддерживаемой недоказанными верованиями… нет даже малейшего доказательства ее эмпирического обоснования…»12
В равной степени отрицательными были и оценки Калвера и Янны, Айзенка и Наиса13. Последние в предисловии к своей книге утверждали: «Нам приходится заключить, что большинство из этих верований (астрологии) не выдерживает строгой проверки» (Ibid., p. ix-x).
Из общего потока критической литературы выделяется работа Мишеля Гоклена «Астрология и наука». Вначале он верил в астрологию, провел годы за изучением гороскопов и астрологических диаграмм и нашел, что нет никаких оснований для того, чтобы придерживаться их. Работа Мишеля Гоклена готовилась как наиболее важный сборник статистических данных, опровергающих популярную версию классической астрологии.
Но в ходе своего исследования Гоклен решил, что обнаружил корреляцию между расположением планет по времени и месту рождения человека с его личностными характеристиками и профессией. Он назвал это космобиологией или астролобиологией. Он полагал, что Марс, например, связан с судьбой спортсменов-чемпионов, Юпитер — с актерами и политиками, а Сатурн — с учеными и врачами.
Однако исследования, проведенные профессором Марвином Зеленом из Гарвардского университета и другими членами Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах (США), не подтвердили результатов Гоклена. Было показано, что Гоклен собрал данные не точно и руководствуясь субъективным критерием «наибольшей знаменитости» спортивных чемпионов.
Астрологи, не склонные принимать во внимание статистические исследования, подобные указанным выше, пытаются проводить собственные. Однако огромное большинство исследований, проделанных астрологами, не имеет никакой научной ценности и не вызывает доверия.
Комиссией американской ассоциации научных обществ были изучены результаты исследований, проводившихся астрологами. Ее члены пришли к выводу, что «наличие какого-либо воздействия, о котором говорили астрологи, не подтвердилось» (Gauqelin M., The Cosmic Clocks, p. 85). Даже Гоклен вынужден был признать: «Как выяснилось, методы астрологов были весьма несовершенны: не учитывались законы вероятности, делались ничем не подкрепленные выводы» (Ibid., p. 82).
Швейцарский астролог Робур утверждал, что проделанный им обзор гороскопов 2817 музыкантов показал: положение Солнца при их рождении свидетельствовало о том, что они будут иметь способности к музыке. Поль Коудерк решил проверить эти выводы. Его заключение таково: «Положение Солнца не имеет абсолютно никакого влияния на музыкальную одаренность. Даты рождения музыкантов распределены случайным образом в течение года. Никакой из знаков зодиака или отрезок внутри него не благоприятствует формированию музыкальных способностей и не оказывает отрицательного воздействий на них».
А вот что пишет один из участников интернет-форума астрологов:
«Долгое время я думал, что такова только лишь наша постсоветская астрология, за рубежом, мол, и точное время рождения учитывают с начала ХХ века, и программы исследовательские имеются, и, наверное, результаты определенные достигнуты… Но в последнее время я получил возможность вести переписку по Интернету с известными астрологами многих стран. И что же? В ответ на мою просьбу прислать какое-либо статистическое исследование (исключая работы Мишеля Гоклена), которое было бы выполнено безупречно и подтверждало законы астрологии, Рей МеПриман, Президент ISAR (Международного Сообщества Астрологических Исследований), стыдливо промолчал. Другой же известный исследователь, Джофри Дин, написал мне следующее: “До сих пор еще никто не подтвердил какое-либо астрологическое правило с помощью методики, заслуживающей доверия”».
Итак, не существует никаких научных доказательств истинности астрологии. Наоборот, здравый смысл, опыт и объективные исследования опровергают утверждения астрологов.
Mатериал подготовлен на основе книг Кеннета Боа «Лабиринты веры» (М., 1992, с. 143–151), Пола Куртца «Искушение потусторонним» (М., 1999, с. 517–523) и Роберта А. Морея «Астрология и христианство» (Новосибирск, 1997), а также с использованием материалов дискуссии на Интернет-форуме диакона Андрея Кураева (темы 509, 527).
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Цит. по: Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. С. 127.
2. См.: Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.; М., 2000.
3. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Беседы на Шестоднев. Часть первая. М., 1845. С. 107–110.
4. Цит. по: Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. С. 123–124.
5. Блаженный Августин. О граде Божием. Т. 1. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 234–235, 236.
6. См.: Восточные Отцы и учители Церкви IV века: В 3 т. Т. 2. М.,1999. С. 341.
7. Russel E., Astrology and Prediction, p. 13. Noorberger R., The Soul Hustlers, Zondervan Pub. Co., Mich., p. 175.
8. Goodavadge J., Astrology: The Space Age Science, Parker Pub. Co., N.Y., 1966, p. 211. Gouquelin M. The Scientific Basis of Astrology, Stein & Day, N. Y., 1969, p. 133.
9. См.: West J. & Tooner J., The Case For Astrology, Coward-McCann, Inc., N.Y., 1970, p. 190. Extraordinary Popular Delusions, L.C. Page & Co., Boston, 1932, pp. 265–267. Примеры ошибочных предсказаний отечественных астрологов можно найти ниже, в статье «Астрологии нет без оккультизма».
10. John D. McGervey, «A Statistical Test of Sun Sign Astrology», The Zetetic (Skeptical Inquirer) 1, no.2 (Spring/Summer 1977): 49–54.
11. G. A. Dean, I.W. KelIy, et al., «The Guardian Astrology Study: A Critique and Rcanalysis», Skeptical Inquirer 9, no. 4: 327–38.
12. Geoffrey Dean and Arthur Mather, Recent Advantages in Natal Astronomy: A Critical Review 1900–1976 (Southampton, England: The Astrological Association and Camelot Press, 1977), p. 1, 23.
13. H.J. Eysenck and D.K. Nias, Astrology: Science or Superstition? (New York: St. Martin’s Press, 1978).
© Центр священномученика Иринея Лионского, 2000