image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Астрологии нет без оккультизма

Астрологии нет без оккультизма

Ответ на суровые обвинения автора письма был дан еще в 1970 г. знаменитым и авторитетным астрологом Д. Редьяром:

«…я не хотел бы оставлять недомолвок по поводу моего отношения к «астрологии как науке». Я не сомневаюсь, что раньше или позже будет создана новая наука, занимающаяся космическими электромагнитными полями, космическими вибрациями и их воздействием на биосферу Земли. Возможно, молодые астрологи, которые так стараются быть «научными», приближают достижение этой цели, но я не думаю, что такая наука, когда она сформируется, будет иметь большее отношение к астрологии, чем современная химия к алхимии»*.

Астрология не занимается физическим воздействием космоса на природу и человека. Этим занимаются космобиология, биофизика, метеорология и другие науки. Астрологи делают свои заключения и прогнозы не на основании физических законов, а на основании законов астрологических (точнее, астрологических технологий).

Лишенная мистической, в данном случае оккультной, основы (на чем настаивает автор письма), астрология перестает быть астрологией и утрачивает свою главную, предсказательную функцию. И если бы все современные астрологи по призыву автора публично отреклись бы от оккультного происхождения астрологии, природа этого знания не изменилась бы. Не современные астрологи вызвали к жизни это знание, не им его природу и перетолковывать.

Впрочем, астрологи не только не отрекаются от оккультизма, а, напротив, всячески подчеркивают свою связь с ним:

«Астрология является оккультной (здесь и далее выделено нами. — Авт.) наукой**. В ее основе лежит представление о реальности как управляемой безликой волей Абсолюта — первопричины всего проявленного мира, и концепция перевоплощения, согласно которой у каждого человека имеется бессмертная душа, и она, последовательно воплощаясь, стремится… освободиться от сковывающих ее оболочек и раствориться в первоначально породившем ее Абсолюте»*.

* Редьяр Д. Астрология личности. М., 1991. С. 8.

** Оккультные «науки», по выражению архимандрита Рафаила (Карелина), связаны между собой общим источником и общей целью. В них ищут временных благ, получают вместо них разрушение личности и общение с темными злыми духами в этой жизни и мучения вместе с ними — в жизни будущей (см.: Рафаил (Карелин), архимандрит. Христианство и модернизм. М.: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Серги-евой Лавры, 1999. С. 432).

К сведению автора письма: Луна не только подгоняет кровь к пяткам для быстрого бега, но также «является фильтром и… проводником в иной, астральный мир. <…> Луна непосредственно связывает человека с его кармическим воздаянием… демонстрирует космическую задачу человека, указывает, над чем ему надо работать в ходе нравственного совершенствования»**.f

«Нельзя быть профессионалом-астрологом, занимаясь только астрологией. Для гармонического развития необходима проработка смежных оккультных дисциплин»***.

К этим смежным дисциплинам относится и такая зловещая «дисциплина», как магия, которую астрологи, не страшась, практикуют, нанося огромный вред и себе, и людям:

* Авессалом Подводный. Введение в астрологию. Воронеж, 1992. С. 4.
** Глеба П., Глоба Т. О чем молчит Луна. Л., 1991. С. 5.
*** Громов А. О возможности прогнозирования событий, угрожающих жизни, о судьбе и свободе // Астрология. Век XX. М., 1991. С. 96.

«Вопрос о коррекции судьбы, об изменении каких-то событий жизни, которые должны произойти, связан с вмешательством, с магией. Астролог и является магом, во всяком случае, таковым должен быть профессионал. <…> По определению Дона Хуана (из книг Карлоса Кастанеды), магия — это вмешательство. Маг ищет и находит ключевое звено в любом объекте и прилагает туда свою волю. Магия — не созерцание, а активное вмешательство в тонкую, определяющую плотный мир природу бытия»*.

«…Жизненный путь четко запрограммирован лишь у людей, которые сильно фатализированы по своему гороскопу. Да и такие люди не «безнадежны»: если в первые месяцы жизни их подвергнуть магическому воздействию, фатальную программу можно «снять»»**.

А вот еще чистосердечное признание:

«Наивно думать, что, работая с гороскопом человека, астролог остается безучастным, нейтральным. Чтение гороскопа будет успешным в том случае, если происходит сущностное, в тонкой природе взаимодействие-слияние с объектом (вернее субъектом) исследования. В результате взаимодействия изменяются оба: и исследователь и объект исследования. <…> Чем тоньше план энергетики взаимодействия с субъектом, тем меньше деструктивного воздействия на субъект»***.

А если «план энергетики» не тонкий, а грубый? До какой степени «деструктивнос-ти» может дойти дело?

Грамотный астролог при составлении карты рождения человека в центре нее ставит некий личный магический знак, чтобы защититься от воздействия на себя гороскопа «клиента». Этот грамотный астролог хорошо понимает, что он является проводником неких сил и вторгается в мир, соприкасаясь с которым необходимо соблюдать технику безопасности. И если он сам этого не понимает, то это хорошо понимали его учителя. (Другое дело, что от магического воздействия он защищается магическим же способом, оставаясь внутри этой ловушки.)

Если слово магия может кого-то оттолкнуть или напугать (из-за связанных с ней в народном сознании понятий «порча», «проклятие» и др.), то слово медитация (которую широко практикуют и астрологи, и их «клиенты») звучит благородно, модно и не пугает, хотя по сути является той же магией*.

* Там же. С. 95.

** Глоба П., Глоба Т. О чем молчит Луна. С. 61. *** Громов А. Указ. соч. С. 96.

«Желающему всерьез заняться самосовершенствованием для достижения реальных результатов требуется применение определенной медитативной техники. <…> Начинать тренировки лучше всего с токов планет, затем переходить к зодиакальным токам, потом — токам высших планет. <…> Если первоначальный импульс будет слишком силен, возможны непредсказуемые последствия — от обмороков и временного нарушения координации движений до обострения хронических заболеваний. Вообще усвоение организмом человека каждого нового тока часто сопровождается головными болями, эмоциональными срывами и простудными заболеваниями…»**

Вот он, бесовский кураж! Стоит настраиваться на планеты в целях самосовершенствования, чтобы стать простуженным невротиком с нарушенной координацией движений!

«…Экстрасенсы, которые в более простых случаях исцеляли недуги своих пациентов, для лечения нескольких сложных случаев попросили консультации астролога. При дальнейших попытках лечения были использованы специальные медитации с настройкой на ретроградные планеты, которые, по астрологическим выкладкам, вызывали заболевания. <…> При медитативной настройке у экстрасенсов возникали «воспоминания» о событиях (связанных с действием этой планеты) отдаленных исторических периодов… В контексте наших исследований события были, как правило, негативной окраски, трагического и фатального характера. Человек, на гороскоп которого шла медитативная настройка, воспринимался их активным участником и центральным персонажем. <…> Сам человек при воспоминаниях воспринимал происходящее с глубокими эмоциональными переживаниями. <…> При настройке на Нептун возникла информация о расправе — суде над старухой-знахаркой. Вероятно, причиной послужило обвинение в колдовстве. На казнь ее везли при большом скоплении разгневанных горожан средневекового европейского городка»*.

* Действительно, медитация представляет собой технику сосредоточения и созерцания, то есть работу с сознанием. Но магия, по определению самих оккультистов, также представляет собой, в частности, искусство изменения состояния сознания (см., напр.: Кинг Фрэнсис. Современная ритуальная магия. М., 1999. С. 79).
** Ульрих И. Нетрадиционная астрология. М., 1991. С. 100, 101.

Читателей не должно смущать название «Нетрадиционная астрология», поскольку большинство современных астрологических школ могут быть названы нетрадиционными по отношению к европейской астрологии XV-XIX вв.

Это будет посильнее «Фауста» Гете, здесь художества бесов достигают шекспировской силы. О дальнейшей судьбе пациента, подвергшегося сокрушительному бесовскому нападению, и его психическом состоянии ничего не сообщается. После описания еще пары случаев — о заколотом пикой в сердце военачальнике и о затонувшем судне — делается заключение:

«Такого рода исследования могут быть перспективны в будущем, учитывая современное распространение медитативных техник гипа «ребесинга», одной из задач которых может являться актуализация кармических переживаний»**.

Темная природа астрологии проявляется во всем и во всем выдает своего инфернального основоположника. Планеты не случайно носят названия языческих богов. Их рассматривают как некие воли, действующие начала, как духов, наделенных характеристиками этих богов. И современный астролог пользуется именно этими характеристиками, отчасти адаптировав их к потребностям времени. Кроме известных и существующих планет, астрология использует тайные, несуществующие в физическом мире планеты с красноречивыми названиями: Прозерпина, Вулкан, Фаэтон, Белая Луна (Селена), Черная Луна (Лилит), лунные узлы и проч. Разделы астрологии также носят красноречивые названия: кармическая астрология, эзотерическая, герметическая, тантрическая, ритуальная, каббалистическая и другие в том же духе.

И все-таки как быть с тем, что астрология «действует» и прогнозы время от времени сбываются? Похоже, что сбываются они так же, как «сбывалось» у Мавроди в «МММ». Принесенные простодушно-алчными людьми деньги в эту контору в кратчайшие сроки, как и обещал Мавроди, удваивались. Обещания исполнялись («сбывались»), люди верили, вовлекались в этот «бизнес», впадали в ажиотаж, а точнее, в безумие: продавали ‘свое имущество и несли деньги Мавроди, чтобы поскорее обогатиться. Внезапно все оборвалось. И потрясенные «лишенцы» поняли, что их обманули и что обман был заложен в «дело» в самом начале. Коротко схема этих трюков выглядит так: пообещать — исполнить — вовлечь — обмануть. И посмеяться. Эту схему придумал, конечно, не хитроумный Мавроди. Она действует на протяжении всей человеческой истории, и автор этой схемы обмана — сам отец лжи, дьявол.

* Палагина И. Заметки о кармической астрологии // Астрология. Век XX. С. 158-159.
** Там же. С. 159.

А для астрологии, как и для других оккультных занятий, эта схема дополняется еще одним пунктом: вслед за «обмануть» следует еще и «погубить». И уже тогда по- смеяться. Цена доверия жулику Мавроди — потеря денег, имущества, невроз; цена доверия тому, другому — погибель души.

Вот что говорят об этом святые отцы:

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Хотя демоны иногда и предсказывают будущее, хотя открывают тайны, — но вверяться им никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения»*.

Святитель Иоанн Златоуст: «Как же, скажешь ты, сбывается многое из того, что предсказывают? Так как ты сам себя лишил помощи Божией, пренебрег ею и поставил себя вне Промысла, то диавол, как хочет, управляет и располагает твоими делами»**.

Обман по-астрологически может быть и примитивным, и утонченным. Примитивный обман — это несбывшийся прогноз. Здесь действуют и шарлатаны, и газетные астрологи, пользующиеся плохими переводами из американских календарей и предлагающие гороскопы для знака зодиака, что всегда неточно, и, наконец, знаменитые астрологи, мало чем отличающиеся от шарлатанов.

Вот пример из прогноза П. Глобы, опубликованного в газете «Московский комсомолец» 29 декабря 1999 г., за день до отставки Б. Ельцина: болезни Ельцина — маска, которой он пользуется в стиле Ивана Грозного. На самом деле Ельцин не болен и еще не раз всех удивит. Путин может стать президентом, если в марте избежит гнева Ельцина. К марту война в Чечне закончится и России придется подписать позорный мир.

* Игнатий (Брянчанинов), сет., епископ Ставропольский. Творения. Т. 3. Слово о смерти. М.: Сретенский монастырь, 1997. С. 9.
** Цит. по: Максим Грек, прп. Сочинения в русском переводе: Догматико-полемические сочинения. Тверь, 1993. С. 248.

Здесь уместно напомнить уважаемому астрологу древнее правило: «Брамин, который ошибся в своих предсказаниях, обязан хранить молчание всю жизнь».

Несбывшийся прогноз — это, так сказать, технический обман. Главный же обман, обман идеологический, заключается в той ловушке, в которую попадают и астролог, и его клиент при сбывшемся прогнозе.

Итак, астролог сообщает клиенту прогноз, и он сбывается. Клиент, под впечатлением сбывшегося прогноза, который непременно включает и рекомендации как себя вести, вовлекается в эту опасную практику, попадает в зависимость, в конце концов утрачивает свою волю, принимает руководство над собой и начинает жить «по расписанию». Здесь обман — в утрате своей воли и подчинении ее темным силам.

Классический пример такой жизни «по расписанию» — случай, когда со всей астрологической неизбежностью Марс ударил по голове знаменитого астролога Д. Редьяра, тонкого знатока учений К.-Г. Юнга, Е. Блаватской, А. Бейли, прошедшего посвящение. Обнаружив в гороскопе исходящую от Марса травмирующую угрозу своей голове, Редьяр решил в этот день не выходить из дома и счел самым безопасным для себя сидеть на диване. Сел. И тут же на его голову упала картина, нанеся ту самую предписанную травму. А еще говорят (в соответствии с астрологической доктриной), что «звезды не принуждают», что в момент выбора человек свободен! Очевидно, что тот, кто строит свою жизнь по рекомендациям «оттуда», не очень-то и выбирает. Вернее, он однажды выбрал — а дальше выбор делают за него.

Преподобный Иоанн Дамаскин: «В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то то, что мы делаем, мы делаем по необходимости, то же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни Промышления Божия о творениях. Сверх того, и разум

будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем разум нам несомненно дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное»*.

Сами астрологи (честные астрологи) свидетельствуют, что у людей, обретших веру и начавших ходить в церковь, гороскоп начинает «ломаться», прогнозы перестают сбываться. Что понятно: человек выходит из добровольного подчинения темным силам, и бесовские программы перестают действовать.

Преподобный Максим Грек: «…Услышь боговдохновенного отца Василия Великого, который… говорит: «Видишь ли, какое для тебя зло — волхвовать: последующие обману волшебства оставляются вне Промысла Божия. <…> Это дело и изобретение сатанинское»»**. «Кто имеет руки свои чистыми от всякого убийства и обиды, от лихоимания и похищения чужого… а сердце соблюдает чистым от ярости, зависти и злопамятства, тот и сохраняется Богом свыше: душа его не бывает гонима врагами, жизнь его не попирается в землю и слава его не будет обращена в прах, Таковому все бывает благопоспешно и он не нуждается… в гадании звезд…»***

Что происходит с .самим астрологом? Причастность к тайному знанию делает его горделивым, надменным и ироничным. К нему обращаются за помощью и руководством, его почтительно и внимательно слушают, а он поучает и властвует. «А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями» (Дсян. 8, 11).

Обман, уготованный астрологу: кажущееся знание тайн, кажущаяся власть над людьми, гордость и тщеславие от своего избранничества. На самом же деле астролог всего лишь проводник и пешка в руках темной и губительной силы и через него приходит соблазн. Вот слова апостола Павла, обращенные к волхву: «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» (Деян. 13, 10). То, что современный астролог работает на компьютере и выглядит цивилизованно (колпака не носит и расписок кровью не подписывает), не должно вводить в заблуждение. Его работа по своему существу ничем не отличается от работы древнего волхва, гадалки и колдуньи. Это одна корпорация.

К профессиональным астрологам обращается не так много людей. Однако для тех, кто не охвачен их услугами, существует обильный книжный рынок литературы по астрологии. И уже немало тех, кто, пользуясь этими руководствами, составляет гороскопы для себя, своих близких и детей. И даже если человек занимается этим для развлечения, из праздного любопытства, то это не избавляет его от соединения с темными силами. К этому миру лучше не приближаться даже в шутку.

Для особо увлеченных существуют курсы астрологии, называемые, конечно, академиями. Для ленивых газеты предлагают готовый продукт. Этот товар, хоть и низкого качества, — не для тонких ценителей индивидуальных судеб, — но иногда тоже работает, а главное, поддерживает «правильную» духовную идеологию.

Вот так, на потеху бесам, ширятся ряды активистов и энтузиастов астрологического движения.

Вернемся к письму, к обвинению автора в адрес «церковных деятелей», невежественных ханжей, подрывающих авторитет Церкви неправильным отношением к астрологии и тем погрешающих против Истины.

Сам Бог, сама Истина в Священном Писании и через Священное Предание неизменно осуждает все виды гаданий, включая астрологию****. Церковь знает, кто стоит за этими древними ворожеями и современными астрологами, знает, кто их вдохновляет, знает, что результат их деятельности — погибель души.

Нежелание видеть в астрологии очевидные «демонические свойства» (выражение автора письма) происходит от успешной работы этих самых демонов:

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «…Духи падшие, увлекшие нас в свое падение, смесились с нами, и чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя и свои цели для нас незаметными»*****.

Авва Дорофей: «И ничего он <лукавый> так не ненавидит и не боится, как быть узнанным,
* Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 39.
** Максим Грек, прп. Указ. соч. С. 231. *** Там же. С. 220.
**** См. ниже материал «Священное Писание и Православная Церковь об астрологии». — Ред.
***** Игнатий (Брянчанинов), сет. Указ. соч. С. 9.

— «Кто открыл вам, заблуждающимся относительно силы звезд, их действия, — ангелы ли, или архангелы? Или, может быть, пророк какой-нибудь, озаренный всячески Духом Святым? Покажите нам, кто это, — и тогда мы замолчим»*. «…Ибо не Богом они установлены, а душепагубными демонами. И не пророки Бога Живого Духом Святым изрекли их и засвидетельствовали их… спасительность, но служители лукавого духа — люди, проводившие жизнь нечистую и преданные всяким порокам…»**

Пророк же Исаия говорит, что в скорбных обстоятельствах астрологи и маги не могут спасти от бедствий, не могут повлиять на суд Божий: они блестяще выступали, продавая свое искусство, оправдывали грех и беззаконие, а когда пришло время воздаяния тем, кто прибегал к их помощи, — исчезли кто куда (см.: Ис. 47, 12-15). История дает нам иллюстрацию исполнения этого пророчества. Известно, что Гитлер и большинство идеологов и вождей Третьего рейха верили в астрологию и на гороскопах основывали многие политические и военные предприятия. Например, Рудольф Гесс, руководствуясь составленным для него гороскопом, в 1941 г. один полетел в Шотландию с целью сделать Великобританию союзницей нацистской Германии, но попал в плен и после войны был осужден на пожизненное заключение. В конце войны Гиммлер, надеясь на расчеты одного из ведущих нацистских астрологов, генерала СС, вступил в закулисные переговоры с Америкой и Великобританией. Кроме того, гороскоп предвещал сверхъестественный поворот в ходе военных действий, который избавил бы Германию от разгрома, а его самого поставил бы на место Гитлера. Однако переговоры провалились, а сам Гиммлер, как известно, покончил с собой, раскусив ампулу с цианидом во время ареста англичанами. «Вот какие хорошие воздаяния приготовлены от Бога внимающим гаданию по звездам»***.

— «Нам кажется, что держащиеся такого безумия нбдугуют одним из двух: или они не веруют, что Создатель промышляет о Своих тварях, и в таком случае они безбожники; или веруют, что Он промышляет, но не о всех, а только о небесных созданиях своих, земные же предоставил в управление зодиакам и планетам… Но и в этом случае они не избежат осуждения в безбожии, ибо безбожие одинаково содержится в том и другом»*.

* Максим Грек, прп. Указ. соч. С. 244.
** Там же. С. 251. *** Там же. С. 250-251.

В глазах самих безбожников, однако, это красноречие преподобного Максима вряд ли много значит. Но ведь слова святого относятся и к тем, кто называет себя христианами, а среди них немало и таких, кто ходит в церковь. Христиане, увлекающиеся астрологией! Кто в таинстве Крещения трижды вольно отрекался от сатаны, «от всех дел его и от всего служения его и всей гордыни его»?

Посмотрите, до какого безумия доводит он своих работников:

«Наиболее удачной попыткой воплощения было рождение Иисуса Христа… В 30 лет Он начал построение канала для приема высоких энергий Сириуса и проведения их сначала через Себя, а затем через учеников на Землю. Полную силу этих энергий Ему удалось показать на «горе высокой» — то, что называется Преображение. Сознательное направление этой энергии дало возможность пройти нижний слой астрала Земли… и дать окружающим почувствовать величие Тока Любви. Но Иисусу Его задача удалась не до конца. <…> Тело Иисуса не могло достаточно долго выдержать полный поток высоких энергий и начало гореть изнутри. Понимая невозможность завершения задачи и близкую смерть, Иисус был вынужден пойти на некоторую запоминающуюся мистерию, чтобы оставить память и учение, которое сможет помочь более быстрому расширению сознания людей, следующих за Ним»**.

«В зодиаке и посредством него земная субстанция превращается в Человека. По пути же полярной оси — по пути древа «Я есмь» — человек поляризуется последовательно в семь великих Лучей Лотоса, Бога. При этом он отождествляется с Семью Аватарами Космического Христа (или Вишну) и становится Восьмым — Кришной, человеком-Христом, Живым Богом, Ишварой-в-теле»*.

* Максим Грек, прп. Указ. соч. С. 284.
** Анопова Е. Стучащему, да откроется. М., 1991. С. 83-84.

Прп. Максим Грек уже в свое время, более четырехсот лет назад, описал этот случай безумия: «Мне кажется, что те, которые так говорят, тайно про себя думают, хотя и не смеют еще явно проповедовать свою ложь, что и Спаситель наш Иисус Христос произведен движением планет, по необходимости принял плоть и предан Кресту, и по той же необходимости совершил все те дивные и чрезъестествепные чудеса» (Указ, соч. С.240). Впоследствии многие астрологи составляли гороскопы Христа.

«Мы забыли что такое общность, забыли, что когда-то обладали единым сознанием, что мы — «Боги»; мы выдумываем себе «богов»… посадив их на небе, а себя на земле. Между тем, до нас дошли слова Гермеса Трисмегиста: «Бог — это бессмертный человек, а человек — это смертный бог»»**.

Преподобный Максим Грек: «О какая хула! Увы, какое сатанинское злоумышление! На какую высоту злочестия взошел этот скверный! Какой христианский слух… потерпит это?»***

Увы, и это тоже терпит. Живя в атмосфере духовного плюрализма, немалое число людей, считающих себя христианами, удивительным, фантастическим образом сочетают в своем сознании и учение Церкви, и многочисленные оккультные учения, в том числе и астрологию, не слыша предупреждения апостола: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1 Кор. 10, 21).

* Редьяр. Д. Астрология личности. М., 1991. С. 140.
** Анопова. Е. Указ соч. С. 3. *** Максим Грек, прп. Указ. соч. С. 240.

Астрология, по-видимому, является одним из лжеответов, появившихся на свет благодаря падшести нашего мира. Те, для кого она «сбывается», добровольно помещают себя в плен лжезаконов мира сего (не естественных, Богом установленных законов природы!), сами готовя свою погибель. Спастись из плена можно только вернувшись ко Христу в Его Церковь, начав строить жизнь не по звездам, а по заповедям. Ибо, по словам преподобного Антония Великого, «никто из нас не призывается к суду за незнание будущего; никто из получивших это знание не признается блаженным, каждый даст ответ на суде в том, сохранил ли он веру, исполнял ли в точности заповеди»*.

Н. В.

* Цит. по: Игнатий (Брянчапинов), сет. Указ соч. С. 37.

Источник: http://apologiya.orthodoxy.ru