Масонские ритуалы и мормонские «таинства»: случайное сходство или плагиат?
- Главная
- Нетрадиционные религии
- Мормоны
- Масонские ритуалы и мормонские «таинства»: случайное сходство или плагиат?
Одна из наиболее известных и заметных черт «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» (мормонов) — их храмы. Архитектурно вычурные, массивные и бросающиеся в глаза, они, несомненно являются достопримечательностями градов и весей. Всего (на конец 2000 г.) в мире существовало 56 мормонских храмов. Еще 52 строились или были запланированы1.
Обычно мы представляем себе храм как помещение для богослужения. Внутри храмового здания находится единое архитектурное пространство, предназначенное для совместных обрядов верующих. Однако мормонские храмы совсем иные: внешне помпезные и массивные, по своему внутреннему устроению они скорее напоминают особняки или дворцы, состоящие из множества отдельных внутренних помещений, каждое из которых служит определенной цели (или целям). Единого внутреннего архитектурного пространства не существует. Есть комнаты, залы, коридоры, подсобки. Все они предназначены для проведения особых тайных ритуалов.
Джозеф Филдинг Смит — шестой президент «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» — провозгласил: «Никто не может быть возвышен в целестиальном (небесном. — А. Д.) царстве, если он не прошел храмовых ритуалов»2. Мормонские храмы остаются закрытыми не только для людей, не принадлежащих к секте, но и для самих мормонов, «не заслуживших» этой привилегии. Для того, чтобы попасть в храм, мормон должен вести образцовый (с точки зрения мормонизма) образ жизни и получить рекомендацию, заверенную его «епископом» (главой общины) и президентом кола (округа). Согласно оценке специалистов, храмовые церемонии проходят около 10% мормонов3. Таким образом, 90% от общей численности сектантов вообще не попадают внутрь главных ритуальных сооружений мормонизма, уготовляя себе лишь второстепенную роль в мормонском эсхатологическом плане. Тайные храмовые ритуалы остаются для них неведомыми.
«Счастливчики», удостоившиеся попадания в храм, проходят там обряды «наделения», «заместительного крещения для мертвых» и «запечатления». Изредка над высшими чинами мормонской секты совершается обряд «второго помазания». Мормоны, дающие клятву сохранять содержание обрядов в строгой тайне, разучивают различные знаки и пароли, при помощи которых они рассчитывают быть пропущенными в небесное царствие, где смогут начать свой путь к превращению в полноправных и суверенных богов, воцарящихся со своими гаремами на своих планетах или галактиках.
Содержательная сторона мормонских обрядов и ее гностико-языческое наполнение анализировались (в том числе и нами) неоднократно. Сейчас мы хотели бы обратить внимание на происхождение внешней обрядовой стороны мормонских ритуалов или, как они называют их, «священнодействий», «таинств» и на контекст, в котором они возникли.
* * *
Мормоны считают свои храмы непосредственным продолжением возрожденного иудейского храма в Иерусалиме. Что касается архитектурной формы и внутреннего устроения иудейского храма в сравнении с мормонскими храмами, отсутствие какой-либо преемственности очевидно даже весьма малосведущему человеку. Иерусалимский храм состоял из двора (притвора), собственно храма (святилища) и Святого Святых. Во дворе, то есть непосредственно перед храмом, находился алтарь, на котором приносились кровавые жертвы; в помещении храма (святилища), куда допускались только священники, был кадильный жертвенник, а в Святая Святых, где Соломон разместил Ковчег Завета и изображения херувимов, заходил лишь первосвященник и только раз в год для произнесения святого Имени Божия. Никаких тайных храмовых ритуалов у иудеев не было. Впрочем, начиная с эпох Возрождения и Просвещения, европейские оккультисты стали утверждать, что в храме совершались некие тайные магические обряды, которым, дескать, научил Соломона строитель храма Хирам Финикиец. Ритуалы эти якобы после разрушения храма не были забыты и передавались по цепи поколений особо посвященных, покуда некоторые из них не основали «Общество вольных каменщиков» (франкмасонов).
Таким образом, когда основатель мормонизма Джозеф Смит объявил о строительстве «истинного и восстановленного» храма, устройство которого, также как и совершаемые в нем обряды, были открыты ему непосредственно Богом, возвращающим к жизни Свой иерусалимский храм и назначающим мормонов стать Новым Израилем, он фактически не сказал ничего нового. Такие утверждения уже делались неоднократно. Резонно поставить вопрос: насколько Смит был самостоятелен в этом утверждении, либо насколько он почерпнул его у своих масонских предшественников. Целый ряд фактов указывает на то, что Смит не только вдохновлялся масонскими теориями, но и занимался плагиатом, позаимствовав как целый ряд идей, так и форму и тексты масонских ритуалов.
* * *
В убранстве мормонских храмов присутствуют и постоянно обыгрываются такие масонские символы, как квадрат, компас, пчелиный улей, астрологические знаки, циркуль, угольник, «всевидящее око» оккультизма (человеческий глаз в треугольнике) и перевернутая пентаграмма (пятиконечная звезда), использующаяся также и в сатанизме.
Известно, что 15 марта 1842 г. Джозеф Смит стал членом масонской ложи в Наву. В 1840 г. многие масонские ложи штата Иллинойс объединились в так называемую «великую ложу» с штаб-квартирой в Спрингфилде. Несколько руководящих мормонов, которые еще ранее стали «вольным каменщиками», обратились к тогдашнему ее гроссмейстеру Абрахаму Джонасу с просьбой санкционировать учреждение в Наву местной ложи. В октябре 1841 г. последовало разрешение устраивать местные собрания, а 15 марта 1842 г. гроссмейстер лично явился в Наву, чтобы торжественно открыть новую ложу в служебных помещениях Джозефа Смита. Тогда же Смит и Сидней Ригдон были приняты в масоны и возведены в первую степень, но уже в ближайшие дни возвысились до второй и третьей степеней. Шесть недель спустя, 4 мая 1842 г., Джозеф Смит посвятил группу ведущих мормонов (почти все они были масонами) в свой храмовый ритуал. Таковым было начало того, что сегодня известно как мормонский ритуал «наделения». Повторим, что в первую очередь в него были посвящены те мормоны, которые уже состояли в масонских ложах. Более того, для посвящения использовалось то же самое помещение, что и для масонских ритуалов. Мормонский историк Б. Х. Робертс пояснил, что комната, «в которой проходили эти священные церемонии», не только служила первым мормонским храмом (это было еще до сооружения мормонского храма в Наву), но также «была местом собраний франкмасонской ложи в Наву»4.
После посвящения Смита и Ригдона в масонскую ложу масонство стало настолько популярным среди мормонов, что мормонские масонские ложи вскоре сделались несравненно более многочисленными, чем немормонские. Через весьма небольшое время численность масонской ложи в Наву превысила численность всех масонских лож в Иллинойсе, вместе взятых5. Если бы этот процесс продолжился, мормоны могли бы захватить все масонские ложи штата. Более того, под руководством своего «пророка» мормоны начали вносить поначалу еще небольшие изменения в масонские ритуалы: Джозеф Смит решил, что он должен «восстановить» подлинное масонство, точно так же, как он «восстанавливал» подлинное христианство. Масонское начальство, испугавшись, что последователи Смита, задавив ложи своей численностью, возведут своего «пророка» на пост Великого магистра, исключило мормонов из организации. Поясняя это решение, один из масонских историков написал: «Если бы ложе в Наву позволили просуществовать еще два года, каждый мормон в графстве Хенкок получил бы [масонское] посвящение»6.
* * *
Многочисленные авторы — как масоны, так и немасоны утверждают и доказывают, что многие мормонские ритуалы, жесты и одеяния разрабатывались Смитом с постоянной оглядкой на ритуал и символику «вольных каменщиков» — вплоть до прямого заимствования телодвижений, поз и т. п. Констатация такого частичного плагиата привела, среди прочего, к тому, что «Великая ложа» штата Юта уже более столетия настаивает на недопустимости одновременного членства в «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» и в местных ложах. Об этом недвусмысленно говорят и «Уставы» ложи 1958 г. 7
Как утверждает в своей книге «Мормонство и масонство»8 один из наиболее авторитетных мормонских исследователей — Е. Сесиль МакГевин, краткий шестинедельный промежуток между вступлением «Пророка» в ложу в Наву и посвящения им своего окружения в новый ритуал доказывает, что Смит не успел бы разработать собственных обрядов, и, следовательно, они были готовы у него еще до вступления в ложу. К тому же, утверждает МакГевин, в противном случае «вольные каменщики» из числа мормонов сразу заметили бы плагиат.
Однако высосанные МакГевином из пальца попытки оправданий не выдерживают никакой критики. Во-первых, Джозеф Смит еще до начала своей активной деятельности в ложе был хорошо знаком с теорией и практикой масонства: один из его лучших друзей — Хибер Кимбал — был масоном с 1823 г., а родной брат Джозефа Хайрем — с 1827 г. К тому же, в 20-е годы в местности, где располагался городок Пальмира (родина Смита), возникло сильное антимасонское движение, а местная пресса поддерживала его и зачастую публиковала открытые исповеди бывших членов лож, которые при всем честном народе рассказывали об обрядах «вольных каменщиков». А во-вторых, нельзя допустить, что мормоны, получившие новое посвящение от Смита, могли позволить себе какие-нибудь критические замечания по адресу «Пророка» и его ритуала: ведь Смит, опираясь на «Божественное откровение», утверждал, что восстанавливает подлинное масонство, и совершенно по-новому перетолковывал масонские элементы в контексте собственного вероучения.
Чтобы окончательно опровергнуть доводы МакГевина, процитируем другого мормонского историка — доктора Рида С. Дархема Младшего9:
«Начнем с того, что масонство в Церкви началось еще до того, как Джозеф Смит стал масоном. Наву не было его колыбелью. Все началось в доме Джозефа, когда его старший брат… Хайрем был посвящен в первые три степени масонства в ложе № 112 «Гора Мария» в Пальмире, Нью-Йорк. В то же самое время Джозефу явились Бог и ангелы, и он был посвящен в тайны священных золотых таблиц.
К концу 1832 г. Джозеф Смит принял в Церковь новых братьев. Естественно, они принесли с собой свои связи и знакомства. Такие люди, как В. В. Фелпс, Бригам Янг, Хибер С. Кимбалл и Невил К. Уитни, уже были глубоко вовлечены в масонство…
По совету Джона С. Беннетта, Джорджа В. Харриса, Джона Паркера, Люциуса Сковила, также, как и других мормонских масонов, проживающих в Наву, и, несомненно, по одобрению церковной иерархии, была основана масонская ложа в Наву.
Джозеф и Сидней были официально посвящены в масонство в местечке Сайт в тот же самый день, когда Великий магистр Иллинойса Абрахам Джонас официально основал ложу в Наву. Это было 15 марта 1842 г. На следующий день и Сидней, и Джозеф были повышены до степени магистров.
Через несколько лет было основано пять мормонских лож плюс готовилось открытие еще нескольких. Был построен масонский храм, и общее число мормономасонов превысило 1366 человек.
…Масонские влияния на Джозефа в истории ранней Церкви… весьма значительны. Однако те же самые масонские влияния играют еще более важную роль в дальнейшем распространении Церкви, начавшемся после принятия Пророка в ложу.
Более того, я считаю, что трудно найти какую-либо важную характерную черту Церкви, сложившуюся после 15 марта 1842 г., которая так или иначе не несла бы на себе следы масонского влияния… Я не сомневаюсь, что мормонская церемония, в дальнейшем получившая название «наделение», в которую Джозеф Смит вначале посвятил лишь масонских мормонов (это было немногим более месяца спустя после того, как он сам сделался масоном), была непосредственно вдохновлена масонством.
Столь же очевидно, что архитектура храма в Наву была, по меньшей мере частично, вдохновлена масонством. Более того, похоже, что подспудно тут присутствовала вполне сознательная попытка использовать масонские символы и мотивы»10.
* * *
Рассмотрим лишь некоторые, произвольно взятые масонские символы, присутствующие в мормонских храмовых обрядах. По словам самих мормонов, смысловое содержание их ритуала, осталось неизменным, хотя отдельные части его и подверглись со времен Смита модернизации.
1. Разрабатывая собственный храмовый ритуал, Джозеф Смит позаимствовал у «вольных каменщиков» и идею особого одеяния. Это особое одеяние приобрело форму нижнего белья в виде комбинезона (типа рубахи-кальсон; сегодня оно более распространено в виде майки с короткими рукавами, сшитой вместе с трусами до колен). Этот исподний комбинезон имеет название «одеяние священства», и все прошедшие храмовое посвящение мормоны обязаны носить его на голом теле, не снимая, за исключением разве что занятия спортом и водных процедур. Все одеяния священства с самого начала имели четыре метки, две из которых — угольник на правой стороне груди и циркуль на левой, — несомненно, заимствованы у масонов. Однако Смит отказался от масонского толкования этих знаков и придал им собственное в духе изобретенной им религии. Угольник означал теперь не право и справедливость, а «добросовестность и честность, которые должны сопутствовать жизни, согласной с обетами единства, принятыми нами в Храме». Циркуль, являющийся для масонов символом взаимной любви и братства, у Смита стал означать удерживание «желаний, стремлений и пристрастий в пределах, установленных Господом». Остальные метки представляют собой небольшие горизонтальные разрезы — на пупе («указание на то, что тело и душа постоянно нуждаются в пище») и на правом колене (означает, что «всякое колено должно преклониться и всякий язык исповедовать, что Иисус есть Христос»)11.
2. «Хватка первой степени» (ученической) у масонов и «первого отличительного знака Ааронова священства» у мормонов:
У масонов: «Правые руки соединены, как при рукопожатии, и каждый участник прижимает ноготь своего большого пальца к верхнему сгибу указательного пальца [руки] партнера»12.
У мормонов: «Правые руки соединить и сустав большого пальца [одной руки] прижать к первому перстному сочленению другой».
3. Диалог, сопровождающий выполнение «хватки».
(а)У масонов:
Смотритель: Имеете ли вы нечто сообщить?
Кандидат: Я имею нечто сообщить (выполняет хватку первой степени).
Смотритель: Что это?
Кандидат: Хватка, или знак принятого ученика свободных каменщиков.
Смотритель: Чего недостает этой хватке?
Кандидат: Слова.
Смотритель: Произнеси мне это слово ясно и внятно.
Кандидат: Иахим.
(б) У мормонов:
Адам берет за правую руку Петра.
Адам: Что это?
Петр: Первый отличительный знак Ааронова священства.
Адам: Есть ли у него имя?
Петр: Да.
Адам: Ты назовешь его мне?
Петр: Нет, ибо это — новое имя, а то — жест.
(3) Обет блюсти тайну «третьей степени» (у масонов — «мастера», у мормонов — первого отличительного знака священства Мелхиседекова).
а) У масонов: «Я <…> обещаю и торжественно клянусь, в дополнение к прежним моим обетам, не открывать степень мастера ни тем, кто ниже степенью, ни какому-либо иному существу в известном [мне] мире <…> Я делаю это под угрозой кары, при которой тело мое рассечено будет пополам <…> а внутренности мои — сожжены дотла <…>»13.
б) У мормонов: «Обязуюсь во имя Сына не открывать никому первый отличительный знак священства Мелхиседекова, или знак Гвоздя вкупе с именем, жестом и карой. Прежде чем я допущу [это], пусть отнимется моя жизнь».
4. «Пять пунктов совершенства», или «Пять пунктов братства», на основании которых происходит возведение в «третью степень» мастера — у масонов и (до 1999 г.) присвоение «второго отличительного знака священства Мелхиседекова» у мормонов.
У масонов: «Итак, мастер Стула повелевает составить живую цепь <…> В глубоком молчании берет он руку «мертвеца», которого «блюстители» держат за плечи и поднимают. Поставленный на ноги, приемлет он «Пять пунктов совершенства»: лицо [«мертвеца»] к лицу [мастера], правая нога к правой ноге, колено к колену, грудь к груди, левая рука — на плече. В таком положении он [мастер] cообщает ему [«мертвецу»] шепотом тайное слово мастера: «Моабон» («сын тления»). И тотчас же святыня изливается на храм. Хирам восклицает: «Он заново ожил в посвящении!»»14.
У мормонов:
Петр: «Эти «Пять пунктов братства» суть следующие: внутренняя сторона правой ноги к внутренней стороне правой ноги, колено к колену, грудь к груди, левая рука на плече, уста к уху, и сие есть имя знака <…>»15.
* * *
Приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в зависимости мормонского ритуала от масонского. Однако мормонские апологеты пытаются объяснить столь очевидное сходство иными причинами. Наиболее последовательно эта линия обороны выражена в уже упоминавшейся книге МакГевина «Мормонство и масонство». Главный смысл его аргумента в том, что как масонские, так и мормонские обряды почерпнуты из одного источника — тайных обрядов иерусалимского храма, которые, впрочем, были известны пророкам и патриархам Израиля еще в дохрамовый период и восходят к самому Адаму, получившему их непосредственно от Бога. Однако масонский ритуал дошел до «вольных каменщиков» с сильными искажениями, в то время как «восстановленный» ритуал мормонов был получен Джозефом Смитом от Самого Бога точно так же, как когда-то получил его Адам:
«Вольные каменщики много рассуждают об утраченном ключевом слове, но они утратили куда больше, чем одно лишь слово. Надо сказать, что хотя масонство и восходит к соломонову храму, оно все же не подлинно. В их храмовый обряд вкрались многочисленные изменения и искажения. Кое-что от первообраза можно разглядеть и у них. Так что и их обряды слегка напоминают истинное наделение, но с годами масонский ритуал утратил свое духовное и религиозное значение»16.
Здесь МакГевин применяет типичный мормонский прием: позаимствовать откуда-либо понятие или представление, дать им новое определение, то есть насытить новым (собственно мормонским) содержанием, а затем уж клеймить их первоначальный смысл как ложный или искаженный.
Чтобы еще решительнее отклонить упреки в плагиате, МакГевин указывает, что масонскую символику использовали, кроме мормонов, еще и другие культы, и поэтому «вольные каменщики» не имеют на нее никакой монополии: «Мормоны, американские индейцы, древние ессеи и друиды — не единственные, кто употреблял в своих обрядах и практике «масонские» символы. «Пять пунктов братства» например, известны не только у вольных каменщиков. <…> Этот ритуал и поныне практикуется среди розенкрейцеров, равно как и среди масонов»17.
С доводами МакГевина согласиться невозможно. Утверждение о масонских ритуалах, практикуемых ессеями, друидами и американскими индейцами, не выдерживают никакой научной критики и являются такой же не подкрепленной никакими фактами фантазией мормонов, как, скажем, утверждение о мощной библейской цивилизации в доколумбовской Америке. Заявление о схожести ритуалов у масонов и розенкрейцеров справедливо, но ровно ничего не доказывает, так как оба этих тайных общества были изначально взаимосвязаны и возникли в тех же самых оккультных кругах. Главный мормонский тезис, что их знаки ведут свое происхождение от соломонова храма, также остается лишь их голословным утверждением, не основанном ни на одной научном факте.
Но в главном мы можем согласиться с МакГевином, ибо он, ставя мормонизм и его храмовый ритуал в один ряд с нехристианскими культами, языческими религиями и тайными обществами и практикуемыми в них мистериями, убедительно выносит его за рамки христианства и библейского миропонимания.
* * *
Теперь хотелось бы обратить внимание на еще один характерный аспект: масонскую легенду об Енохе и переработку ее Джозефом Смитом. Параллели между масонской легендой об Енохе и историей Джозефа Смита, а также историей раннего мормонства столь очевидны и многочисленны, что объяснить их простым совпадением абсолютно невозможно.
Согласно легенде Еноху было 25 лет, когда у него было видение и он получил свое призвание. Столько же было Джозефу Смиту, когда он якобы извлек из холма золотые таблицы. Видение Еноха было о холме, внутри которого была обложенная камнями полость, предназначенная для священных сокровищ. Место холма, под которым скрывался тайник, было обозначено буквой «М». Джозефа Смита ангел Мороний (имя начинается на «М») привел к холму, внутри которого в специальном обложенном камнями тайнике содержались священные сокровища — «Книга Мормона» (опять «М»). Часть сокровищ, которую было позволено видеть Еноху, состояла из золотых и медных таблиц, испещренных египетскими иероглифами, повествовавших об истории мира и древних таинствах Бога. Енох сохранил сокровища и тайные знания, поместив их в указанный ему тайник. Точно так же Джозеф Смит достал из тайника в холме золотые и медные таблицы, испещренные египетскими иероглифами, которые повествовали о древней истории и тайнах Божиих. Сокровище Еноха также включало в себя металлический шар, священнический панцирь и пресловутые «Урим» и «Туммим» — те же самые предметы, которые Джозеф Смит обнаружил вместе с золотыми таблицами.
Енох закопал золотые таблицы, чтобы сохранить их непосредственно перед великой катастрофой (Потоп) в предвидении того, что после спада воды израильтяне найдут спрятанные священные сокровища. Енох запечатал тайник плоским камнем, точно так же, как, согласно рассказанной Смитом истории, сделал ЭТО с «Книгой Мормона» Мороний — единственный человек, переживший великую катастрофу (кровопролитное сражение), которая уничтожила весь его народ. Джозеф Смит, откопавший это сокровище, утверждал, что является израильтянином, то есть персонажем, подходящим под пророчество Еноха.
Конечно, согласно масонской легенде, сокровище было обнаружено Соломоном и его строителями (масонами), которые, копая фундамент под храм на горе Мория, открыли тайник и священное сокровище. Согласно легенде, они, точно так же, как Джозеф Смит, смогли достать сокровище после трех неудачных попыток. Три злодея, однако, попытались заставить одного из верных масонов, откопавших сокровище, — Хирама Абифа, или Хирама сына вдовы — раскрыть место, где лежало сокровище, и смысл тайных иероглифов. Он не раскрыл тайны, и когда они убивали его, Хирам, воздев руки вверх, громко закричал: «О, Господь мой Бог! Неужели никто не поможет сыну вдовы?» С тех пор эти слова стали масонским призывом о помощи, который можно произносить в самые отчаянные моменты. Три верных масона погнались за злодеями и отсекли голову одному из них его собственным мечом.
Вот что отмечает доктор Дархем в своей скандальной (для мормонов) речи:
«Джозеф Смит собрал трех свидетелей, которые подтверждали подлинность Книги Мормона. В самой Книге приводится рассказ о главном злодее Лобане, попытавшемся сокрыть священные записи, и которому в конце концов отсекли голову его собственным мечом…
Однако эти параллели, насколько очевидными они не выглядели бы, ничто по сравнению с самой странной частью этой истории. Все эти аспекты масонской легенды, похоже, трансформировались в историю Джозефа Смита настолько, что его действия воплощали в себя иллюстрацию масонской традиции.
Но в этой драме наступил момент, когда метафора трансформировалась в реальность и символ перешел в трагическую действительность. Я имею в виду, конечно, смерть Хирама Обифа в легенде и убийство Джозефа Смита…
Джозеф Смит был заключен под стражу, и 27 июня 1844 года толпа попыталась ворваться в маленькую тюрьму города Картадж. Хайрум Смит был убит на месте, а Джон Тейлор серьезно ранен18.
Джозеф Смит — магистр масонской ложи и сын вдовы — подошел к окну и с поднятыми вверх руками начал произносить масонский призыв к помощи, обращаясь к своим братьям-масонам, присутствовавшим в толпе: «О, Господь мой Бог!..» Он не смог закончить свои слова и упал из окна, сраженный насмерть. <…> Может ли кто-нибудь отрицать масонское влияние на Джозефа Смита и Церковь как до, так и после его вступления в ложу?.. Я утверждаю, что история, происшедшая в Наву, не может быть рассказана и осмыслена без расследования масонства19. <…> Я убежден, что, только изучая масонство, можно по-настоящему понять Джозефа Смита и Церковь…
Множество параллелей между ранним мормонством и масонством того времени бросается в глаза: конференции, соборы, священство, храмы, помазания маслом, выдача лицензий и сертификатов для опознания легитимных собратьев (у мормонов они называются «храмовые рекомендательства». — А. Д.), старейшины, первосвященники и даже Книга Закона… египетские мотивы, новые откровения солнц и лун, управление планетами и неподвижными звездами, которые считаются уникальной чертой мормонизма, на самом деле давно присутствовали в масонских построениях.
…Большинство обрядов, разработанных Церковью в Наву, были неразрывно связаны с масонством, и это помимо обряда наделения, храма и общества взаимопомощи… Я подозреваю, что развитие молитвенных кружков и даже многоженство не являются исключением.
Но что еще более важно, я думаю, что на сегодняшний день существует достаточно свидетельств, чтобы признать: что весь институт политического Царствия Божия, в том числе и Совет пятидесяти, Живая конституция, предлагаемый Флаг царства, помазание и коронование царя, происходят из масонского круга идей и масонских церемоний. Не может быть совпадением, что все эти концепции во время Пророка Джозефа Смита имели параллели в масонстве»20.
Захваченный масонской легендой об Енохе Джозеф Смит, похоже, решил подогнать ее под себя. Вся придуманная им история о найденных золотых и медных таблицах с иероглифами, Уримом и Туммимом и прочее, несомненно, происходит из масонской легенды. Пропихивая все новые и новые масонские идеи в свою растущую «Церковь», мормонский «пророк» не мог идти намного дальше того, что и так уже было всеобщим знанием. Хотя все большее число практикующих масонов делались «святыми последних дней», эти люди поклялись хранить масонские ритуалы под страхом смерти и поэтому не могли раскрыть многого даже своему «пророку». Несмотря на то, что Смит ранее осудил все тайные общества21, его все больше привлекала масонская завеса секретности.
Вскоре Смит превратил мормонскую «церковь» в тайное общество с теми же символами, знаками и с обещаниями страшной кары (разрезанное горло, вырванное сердце и внутренности) за раскрытие храмовых тайн (также, как и в масонстве). Когда «пророк» Смит получил масонское посвящение, он понял во всей полноте то, что раньше знал лишь отчасти: что масонство, как и основанный им мормонизм, является тайной антихристианской мистериальной религией. Это открыто признают те, кто знают масонство изнутри:
«[Масонство является] хранителем и хранилищем (начиная с Еноха) великих философских и религиозных истин, неизвестных целому миру…
Каждая масонская ложа — храм религии и ее учение — является наставлением в универсальной вечной и неизменяемой религии…» 22
«Без этой религиозной составляющей масонство не стоило бы того, чтобы в него вступали мудрые и добрые люди…
Масонство — это не христианство, и оно раскрывает свое гостеприимное лоно для людей, исповедующих любую веру…»23
«Первым масонским законодателем, память о котором была сохранена историей для нас, был Будда…
Масонство видит в Моисее, в Конфуции, Зороастре, в Иисусе из Назарета и Мухаммеде великих учителей нравственности и выдающихся реформаторов…
Все истинные догматические религии вытекли из Каббалы и возвращаются к ней. Все, что есть научного и великого в религиозных мечтах иллюминатов, Якоба Бёме, Сведенборга, Сан Мартена и других, заимствованно из Каббалы, и все масонские ассоциации черпают из нее свои тайны и символы»24.
Можно предположить, почему Джозеф Смит был настолько увлечен масонством и счел его столь полезным для себя. Как и мормонизм, масонство противопоставляет себя историческому христианству. Как утверждал Смит, в самом первом его видении небесные пришельцы со звезды Колоб (в его версии Бог-Отец и Бог-Сын) заявили ему, что все христианские деноминации омерзительны в их глазах, что все, принадлежащие к ним, извратились25 и что он должен восстановить истинное христианство. Точно так же и масонство называет себя единственной истинной религией. Несомненно, Смит верил, что масонство ближе к истине, чем христианство, ибо, хотя небесные посетители запретили ему присоединяться к какой-либо из христианских церквей, он все же вступил в масонскую ложу — тайное религиозное общество.
* * *
Масоны утверждают, что «истинная религия», когда-то сохранявшаяся в мистериальных религиях, но все больше искажавшаяся во внешнем мире, была восстановлена масонами царя Соломона и с тех пор якобы сохранялась по цепи ученической преемственности. Вряд ли можно считать совпадением те же самые утверждения Смита о «восстановлении» им христианского Евангелия. Однако Смит был слишком самоуверен, чтобы признать, что мог заимствовать что-либо от кого-либо, и поэтому ни он, ни следующее поколение мормонов не признали масонское происхождение тайных обрядов и учений своей «церкви». Смит объявил себя пророком, что означало для него божественное происхождение и божественную санкцию каждого из его утверждений. Вступив в масонскую ложу, «пророк» обработал заимствованные там идеи ровно настолько, чтобы можно было бы выдать их за собственные «откровения». Ранее он, ссылаясь на то же самое «откровение», переписывал христианское Евангелие. Теперь он сделал то же самое с масонскими тайнами.
Джозеф Смит называл мормонизм «истинным христианством». Точно также основанная им секта должна была стать «истинным масонством». Так он ее и называл. Известно, что Джозеф Смит обладал незаурядным даром убеждения, и в числе прочего он навязал и эту идею своим последователям, в том числе и тем, которые в течение долгих лет уже состояли в масонских ложах. Вот что один из первых масонов — Хибер С. Кимбал — написал своему «брату» Парли П. Пратту: «Мы здесь организовали масонскую ложу… и приняли туда почти двести новых членов. Брат Джозеф и Сидни Ригдон были первыми, кого мы приняли в ложу. Все из двенадцати сделались членами, кроме Орсона П. Пратта… Брат Джозеф говорит, что масонство происходит от священства, но со временем было сильно искажено… У нас истинное масонство»26.
Приведем еще одну цитату из речи доктора Дархема, в которой он ссылается на письмо, написанное Джозефом Смитом Джону Каллу, пастору-конгрегационалисту — активному члену масонских лож более сорока лет, доросшему до степени благоговейнейшего магистра ложи. Вот что Дархем говорит об этом письме:
«Все содержание двухстраничного письма неопровержимо демонстрирует, что мормонство и масонство находятся в тесной связи и что Джозеф использовал масонство без каких либо угрызений совести.
Также очевидно, что в его мысли царство Божие являлось истинным масонством, которое после своего воцарения на земле во главе с царем и президентом уничтожит все земные недоразумения, разделения и зло и станет началом нового Тысячелетнего Царства.
Джозеф Смит символически сравнивал всю землю с великой масонской ложей, которой соответствовала Великая Ложа в вечных областях Славы: эта идея имела место в масонстве.
Похоже, что Пророк вначале принял масонство и затем модифицировал, расширил, доработал и прославил его»27.
Известно, что Джозеф Смит незадолго перед смертью объявил себя царем и собирался принять участие в президентских выборах в США. Господь рассудил иначе. Но в любом случае идеи мормонского лжепророка о новом всемирном едином мормоно-масонском царстве несут в себе зловещее сходство с политическими планами того, кто придет в конце времен и поставит себя на место Христа. И он, несомненно, будет рассматривать Джозефа Смита как одного из своих предтеч.
ПРИМЕЧАНИЯ :
1 http://www.mormons.org
2 Doctrines of Salvation. 3 vols. Salt Lake City 1954-56. Vol. 2. 1960 ed. P. 45.
3 Decker Ed., Hunt Dave. The God Makers. Oregon, 1984. P. 198.
4 Roberts B. H. Comprehensive History of the Church of Jesus Christ of the Latter-day Saints. 6 vols. Salt Lake City, 1930. Op. cit. Vol. 2. P. 135-136.
5 Apostle John A. Widtsoe. Evidences and Reconciliations (first edition). Salt Lake City, 1963. Vol. 3. P. 358.
6 History of Freemasonry in Illinois. P. 184. Цит. по: S.H. Goodwin. Mormonism and Masonry. n/p, n/d. P. 34.
7 Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte oder noue Kirche Jesu Cristi? Freiburg, Basel, Wien, 1995. (Пер. Ю. С. Терентьева.) Z. 129.
8 McGavin E. Cecil. Mormonism and Masonry. 1956.
9 Цитируемая ниже речь Дархема была произнесена на торжественном ежегодном заседании Мормонской исторической ассоциации 20 апреля 1974 г. Речь никогда не была опубликована в мормонских источниках, а Дархем был вынужден публично оправдываться и под угрозой исключения из «Церкви» должен был опубликовать публичное исповедание, подтверждающее его веру в «Пророка» Смита и основанную им «Церковь».
10 Цитата взята из подпольной машинописной копии речи доктора Дархема, внимательно сверенной с аудиозаписью, точность которой была заверена Мервином Б. Хоганом, секретарем масонской исследовательской ложи в Юте, Солт-Лейк-Сити. Цит. по: Decker Ed., Hunt Dave. The God Makers. P. 122-123.
11 Здесь и выше цит. по: Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte oder noue Kirche Jesu Cristi? Z. 98-99.
12 (см. Тэннер. Указ. соч. С. 486)
13 (Тэннер, Указ. соч. С. 487)
14 (Mellor, Alek. Logen. Rituale — Hochgrade. Handbuch der Freimaurerei, 1967. S. 360f)
15 Текст ритуалов цитировался по Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte oder noue Kirche Jesu Cristi? Z. 132-133, пер. Ю. С. Терентьева.
16 McGavin E. Cecil. Mormonism and Masonry. 1956. P. 199. Цит. по: Hauth Ruediger. Z. 129.
17 McGavin E. Cecil. P. 196. Цит. по: Hauth Ruediger. Z. 131.
18 Дархем не говорит о том, что у заключенных лидеров мормонизма откуда-то было огнестрельное оружие, и они отстреливались, серьезно ранив нескольких нападавших. — А. Д.
19 Поясним мысль Дархема: подходить к окну и подставлять себя под выстрелы озлобленной сопротивлением и желающей отомстить за своих товарищей толпы было абсолютно бессмысленно, если, конечно, Смит не желал сказать что-либо, что могло бы остановить выстрелы.
20 Цит. по: Decker Ed., Hunt Dave. P. 120-122.
21 Teachings of Prophet Joseph Smith. Salt Lake City, 1949. P. 146.
22 Pike Albert. Morals and Dogma of the Ancient and Accepted Scottish Rite of Freemasonry. Washington, D.C., 1958. P. 210, 213, 219.
23 Mackey Albert G. An Encyclopedia of Freemasonry. 1921. P. 618-619.
24 Pike Albert. P. 277, 525, 744.
25 См.: Джозеф Смит — История. Пар. 19. Драгоценная жемчужина. Солт-Лейк-Сити, 1995.
26 Цит. по: Decker Ed., Hunt Dave. P. 125.
27 Цит. по: Decker Ed., Hunt Dave. P. 126.
Источник: http://iriney.ru