image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

О «церкви» Муна, ее организации и учении

О «церкви» Муна, ее организации и учении

Bзгляд религиоведа

У истоков «Движения объединения», представляющего ныне чрезвычайно разветвленную структуру, обосновавшуюся во многих странах мира, стоит Сан-Мён Мун, родившийся в корейской крестьянской семье в 1920 г. Его детство прошло в семье последователей корейского шаманизма на основе конфуцианства, и только в подростковом возрасте Мун столкнулся с христианством, когда его семья перешла в одно из протестантских направлений.

Официальная мунитская легенда говорит об «откровении», полученном шестнадцатилетним Муном во время молитвы в горах. Ему якобы явился Иисус Христос и призвал продолжить его миссию на земле. Известно лишь то, что после этого религиозная активность Муна проявилась не ранее, чем через десять лет. К тому времени он успел получить электротехническое образование в Японии (что наложило заметный отпечаток на стиль его «теологического» мышления и манеру излагать свое учение в серии многочисленных схем, где немалое место занимает жесткий дуализм, выражаемый знаками «+» и «-«). Начало жизненного пути повзрослевшего Муна было отмечено также тюремными заключениями, — по версии мунитов, причинами уголовных репрессий начинающего проповедника послужили его борьба против японской оккупации Кореи, а затем религиозная пропаганда на территории Северной Кореи, неугодная ее коммунистическим властям. Однако на самом деле Муну очень долго приходилось оправдываться от обвинений в сексуальной невоздержанности с женщинами, пришедшими в основанную им секту.

Самым туманным периодом развития мунитского движения являются пятидесятые годы. Проповедники мунизма часто с умилением демонстрируют в качестве начальной точки движения фотокарточку жалкой хижины из больших листов упаковочного картона, оставшихся от американского оборудования после корейской войны. Они рассказывают, что именно в этой хижине жил тогда Мун с двумя своими последователями, один из которых умел рисовать, и доходы от проданных бесхитростных картинок были единственным источником существования для всех троих. Кто не находит загадочным покрытый тайной этих лет переход от полуголодного бродяжничества к созданию огромной «империи Муна», включающей ныне заводы и верфи, издательские концерны и телевизионные студии, может попробовать сам сколотить хотя бы небольшой начальный капитал, продавая на улицах свои рисунки.

Отметим лишь, что за эти годы выросло и окружение дотоле безвестного проповедника. В нем ко времени посылки первых миссионеров в соседнюю с Кореей Японию, а затем и в США появился, например, известный ныне мунит доктор Бо Хи Пак, впрочем известный и как полковник Пак — чей послужной список, когда он был еще в звании майора и начал сотрудничать с Муном, отмечен должностью военного атташе Южной Кореи в США.

Мунизм как явление религиозной и общественной жизни многолик и склонен к мимикрии, пытаясь в пропагандистско-миссионерских целях предстать в разных странах и культурно-религиозных средах в иных обличьях. На родине своего основателя, в Республике Корея, он делает акцент на задаче объединения Южной и Северной Кореи, в США — во время Уотергейта — представал защитником президента Р. Никсона и пытался склонить общественное мнение на его сторону, в СССР перестроечных времен стремился снискать поддержку М. Горбачева, предлагая свои финансовые услуги в организации широкого студенческого обмена между СССР и США. И все это на фоне рассуждений о великой «мессианской» миссии самого Сан-Мён Муна, чье религиозное значение объявляется его последователями превосходящим значение Будды, Христа и Мухаммеда вместе взятых. Впрочем, элементы мимикрии обнаруживают себя и здесь: в странах традиционного распространения христианства муниты подчеркивают задачи «объединения мирового христианства», а на арабском востоке обещают сделать последователей ислама «еще более хорошими мусульманами».

«Движение объединения» включает в себя огромное количество так называемых проектов. Сами муниты предпочитают говорить о двухстах с лишним проектах, учрежденных Муном. Точная их статистика представляется затруднительной, так как стратегию и тактику мунизма отличает стремление гибко и динамично создавать многочисленные программы, откликаясь на потребу дня. Многие из них остаются «однодневками» или же актуализируются раз в несколько лет, являя грандиозные шоу, когда для их проведения снимаются олимпийские стадионы, а для гостей — пятизвездочные отели. Предназначение подобных мероприятий — продемонстрировать миру «мощь» и «жизнеспособность» мунизма. Разнообразные проекты мунитов тематически объединены в различные группы — религиозные, образовательные, научные, культурные, политические, а также посвященные средствам массовой информации, искусству, промышленности.

Центральным идеологическим и организационным стержнем всего муновского движения является «Церковь объединения» — основанная в 1954 г. под официальным названием «Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства». И хотя в сороковую годовщину своей «церкви» Мун впервые заявил о перерождении ее в «Федерацию семей» и еще более категорично объявил это в 1997 г., независимо от смены названия, религиозная, культовая суть его секты не меняется, равно как и то, что во главе всех проектов (даже таких, казалось бы, светских, как, например, «Академия профессоров за мир во всем мире», «Женская федерация за мир во всем мире», «Международный фонд культуры», «Международный фонд образования», «Федерация семей», «Межуниверситетская Ассоциация по изучению Принципа», «Всемирная ассоциация работников средств массовой информации», «Ассоциация за единство Латинской Америки» или «Международная конференция по единству науки»), как правило, ставятся высшие чины мунитской организации.1

По своему характеру «церковь» Муна предстает типичной тоталитарной сектой с жестко выстроенной иерархической структурой. Фактическим единовластным лидером религиозных и всех прочих проектов в каждой стране выступает личный представитель Муна из числа его ближайших корейских соратников (в России это доктор Джун Хо Сук, специалист в области восточных единоборств). Все прочие структуры и должности, предусмотренные уставами регистрировавшихся в российских органах юстиции общественных и религиозных организаций, являются лишь формальной ширмой, призванной скрыть от внимания общественности полную зависимость всех этих организаций и их официальных «руководителей» из числа российских граждан от воли этого лидера. Сами же лидеры в каждой стране в свою очередь целиком зависят от Муна, а в последнее время и от его четвертой жены Хак Джа Хан Мун, матери их тринадцати детей.

Мун открыто (с 1993 г.) провозгласил себя и свою жену «истинными родителями» всего человечества. Супруги Мун с детьми образуют «истинную семью», готовую спасти всех людей через обряд «благословения» («блессинга»), который некогда проводился среди десятков и сотен последователей Муна, представляя своего рода «обручение» пар, подобранных по выбору самого Муна. Право получить «благословение» зарабатывалось годами напряженного самоотверженного труда — «фандрейзинга» и «уитнессинга» (зарабатывания денег для Муна мелкой уличной торговлей с рук и свидетельствованием о его учении) или почти бесплатной работой на его многочисленных предприятиях. В последние годы стареющий вождь сектантов торопится облагодетельствовать как можно большее число людей: определяемое им число пар, которые должны получить в том или ином году благословение, достигает фантастических цифр (например, 360 000 пар, т.е. 720 000 человек, в 1996 г.), что неминуемо толкает его миссионеров на очковтирательство в победных рапортах и прямое введение ими в заблуждение тех, над кем они пытаются совершить обряд, — например, в России стремились зазвать как можно большее число людей, в том числе давно женатых, предлагая им «просто освятить» их уже существующий брак.

Проповедники религиозного учения Муна стремятся представить его как новатора христианской мысли, развивающего традиционное христианское учение на основе полученного им в юности «откровения» и последующего изучения Библии. Однако в действительности теология мунизма не имеет ничего общего с христианством. Более того, многие ее положения поистине кощунственны и способны оскорбить религиозные чувства христиан, будь то православные верующие, католики или протестанты (трактовка личности Господа нашего Иисуса Христа или интерпретация непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии). 2

В целом схема доктринальных построений мунизма, изложенных в так называемом «Божественном Принципе», такова. Свойства Бога мы можем познать по тварному миру. Мир творения возник из непреодолимого желания Бога иметь объект любви. С этой целью он создает первых людей, которые по достижении ими совершенства должны были объединиться в «истинной любви» со своим Небесным Отцом. Первая идеальная семья должна была стать последовательно основой идеального общества, нации и единой мировой семьи. Однако этот замысел мировой гармонии был нарушен грехопадением наших прародителей, которое Мун причудливо понимает как прямую сексуальную связь Евы с сатаной в облике змея-искусителя (на духовном уровне), а затем такую же ее связь с Адамом (на физическом уровне).

Результатом грехопадения Адама и Евы стало то, что человечество отделилось от Бога и стало наследовать линию сатаны. Желая восстановить свой идеальный замысел, Бог долгое время готовит появление на земле первого совершенного человека, которым стал Иисус (так предпочитают называть его муниты). Христология мунитов показывает, что они видят в Нем лишь человеческую природу, отказывая Ему в природе Божественной. Выражение «Сын Божий» приобретает в их изложении лишь образный характер, свидетельствуя о Его нравственном совершенстве.

При этом Мун утверждает, что, по замыслу Бога, Мессия должен был найти совершенную женщину, жениться и в качестве Нового Адама выступить с ней в роли «истинных родителей». Однако Мессия был отвергнут людьми, в результате миссия Его провалилась и счастливый брак оказался заменен казнью на кресте. Две тысячи лет спустя в роли нового «мессии» («Господа Второго Пришествия») является Мун, которому удалось более преуспеть в своей миссии. Учение Муна предлагается рассматривать в качестве третьего «завершенного» Завета, вслед за Ветхим и Новым. Задача современного человечества, по учению мунизма, — «объединиться вокруг Истинных Родителей», тогда «мир вступит в новую эру истинной любви и всеобщего процветания».

Разительный контраст положений мунизма с христианской теологией всегда бросался в глаза. Весьма показательна в этом плане попытка мунитов хоть как-то объяснить христианской общественности основные положения учения Муна, предпринятая несколько лет назад, когда в США был издан объемистый том ответов на 500 наиболее тревожных вопросов христианских священников о мунизме, сгруппированных в 30 разделов — о творении мира, о грехопадении, о христологии, о непорочном зачатии, о втором пришествии, о Царстве Божием и др.

Каждый из заданных вопросов вскрывает очередной пункт коренной несовместимости мунизма и христианства. Пытаясь замаскировать это, создатели книги, отвечая на вопрос, «чем отличается «Божественный Принцип» от Библии», заявляют: «Божественный Принцип — это откровение о Библии. Бог послал Божественный Принцип не в качестве иной доктрины, но для преодоления бесчисленных доктринальных расколов, которые разделяют христианство» (Q&A: Volume One. 500 questions asked by Christian ministers about the Divine Principle and the Unification Movement / By Kevin McCarthy. — Richmond: Future World Publishing, 1991. — P. 219).

Вызывает недоумение, как можно объединить христиан всего мира, выдвигая положения, противоречащие самой основе христианства — вере в Господа Нашего Иисуса Христа как истинного Бога, воспринявшего человеческую природу. Похоже, что мунитам остается рассчитывать лишь на то, что все доктринальные основы христианства будут радикально пересмотрены с позиций Муна, Библию заменит «Божественный Принцип», а в качестве «Господа второго пришествия» повсеместно будет почитаться сам Мун. Для попыток осуществления этого страшного сна они не жалеют ни сил, ни долларов.

К сожалению, в условиях нашей тяжелой действительности миссионерам Муна порой удается заманить к себе искренне тянущихся к свету добра и истины, но зачастую не имеющих элементарного религиозного образования людей. Это хорошо известно тем семьям, которые потеряли своих сыновей и дочерей, покинувших под влиянием агрессивного прозелитизма мунитов своих «физических родителей», поселившихся в специальных «центрах», где они живут под надзором «старших братьев» в условиях строгой информационной блокады, бросивших учебу и отдающих все силы попрошайничеству во имя «истинных родителей». Последствия психологической обработки таких новообращенных опытными мунитскими лидерами надолго оставляют след в ранимой юной душе, делая молодых людей полностью зависимыми от своих новоявленных «духовных вождей».

Лев СЕМЕНОВ,
кандидат исторических наук, доцент,
сотрудник Информационно-аналитического
центра святителя Марка, епископа Ефесского (Тверь)

1. Ведущие посты во всевозможных мунитских организациях по всеми миру, по неписаному правилу, занимают муниты – выходцы из Южной Кореи, за ними в негласной табели о рангах следуют японцы, а затем американцы. При всей широковещательности заявлений о равенстве наций и религий, муниты находят «духовное» объяснение подобной «кадровой политики» в том, что именно на приближенных к Муну корейцах лежит ответственная миссия нести на все континенты «традицию» и следить за ее чистотой.

2. См. материал «Во что верят муниты».

Источник: http://iriney.ru