image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Во что верят муниты

Во что верят муниты

Отрывок из главы «»Движение объединения» Сан Мен Муна» книги А. Л. Дворкина «Сектоведение»

Главная книга Муна — «Божественный Принцип» — надписана Муном, но реальными авторами являются несколько его учеников, имевшие богословское образование (сам Мун, как известно, такового не имел). В частности, очень большую роль в написании этой книги (да и вообще в разработке мунитского «богословия») сыграла г-жа Ким Ён Он, работавшая в Калифорнии с 1959 г. и ставшая ведущим представителем движения Муна в западном мире. На ее разработках основываются первые тексты движения Муна, публикующиеся почти на всех западных языках; она пыталась «вживить» учение Муна в христианское богословие. В середине 90-х гг. она предприняла попытку разработать «мунизированную» версию ислама, но не успела. После ее смерти в движении Муна не было произведено ни одного сколько-нибудь значительного теологического текста.

Трудно определить, что в «Божественном Принципе» собственно от Муна, а что — от его более образованных учеников, тем более что английская версия этой книги не совсем совпадает с корейской — на английский переводилось выборочно лишь то, что более приемлемо для христианского мира. Таким образом, большая часть мунитов, не знающих корейского языка, естественно, не знает самого главного в этой книге. На русском языке «Божественного Принципа» до недавнего времени не существовало, был лишь пересказ «Принцип в основных чертах» — нечто вроде «Детской Библии». Таким образом, русские муниты, не владеющие английским, целых десять лет не знали истинного содержания своего главного вероучительного источника. Сейчас, правда, наконец-то появился «Принцип» по-русски. Но русский перевод опять-таки выполнен с английского, смягченного и сглаженного адаптированного издания.

Вообще «Божественный Принцип» трудно сравнивать со священными книгами других религий, например, с Библией или Кораном, — это скорее катехетический учебник, включающий в себя такие главы, как «Принцип творения», «Эсхатология», «Мессия: значение и цель его пришествия», «Периоды провиденциальной истории и определение их продолжительности» и т. д. В «Божественном Принципе» присутствуют некоторые элементы христианской протестантской теологии, но больше там даосизма, корейского народного шаманизма и спиритизма.

Другим вероучительным источником для сегодняшних мунитов является непрерывающееся «откровение Муна» и его речи, которые продолжают «Божественный Принцип». Они относятся непосредственно к сегодняшнему дню как руководство к действию. Все это постоянно публикуется под названием «Отец говорит» или «Учитель говорит» («Father Speaks», «Master Speaks»).

Еще один важный источник откровения — это сообщения из «мира духов», получаемые спиритами, которых много в мунитском движении. Спириты постоянно общаются с потусторонним миром и с духами. В Центре св. Иринея Лионского есть видеофильм с записью мунитского радения, где пожилая дама бегает по сцене и, корчась, страшным голосом кричит: «Я Бог Отец! Я вам говорю…» — и начинает что-то вещать. Такого рода откровения, правда, «наверху» просеиваются, и что-то из них публикуется, а что-то — нет. Но спиритические сообщения — постоянный источник пополнения откровения для мунитов.

Особый источник откровения — Мун Хын Джин (один из 13 детей Муна от последнего брака), который в 1984 г. разбился на машине (по некоторым сведениям, будучи пьяным). Его смерть была объявлена «искупительной смертью агнца», и он стал царем в царстве духов.

Вот что говорила его мать вскоре после смерти своего сына:
«Единодушное духовное откровение гласило: Хын-Джин Ним будет принесен в жертву ради спасения жизни Отца. Даже число террористов, направленных на расправу с Отцом (где эти террористы? — А. Д.), равнялось числу злых духов, устроивших катастрофу, унесшую жизнь Хын-Джин Нима. (Духовно открытые люди говорят, что на выполнение этого было послано 36 (! — А. Д.) агентов.) Думая об этом, я рассматриваю случившееся как чудовищное наступление и парад сатанинских сил, направивших всю свою энергию на то, чтобы лишить жизни Отца. У них ничего не вышло, поэтому они потребовали самой дорогой жертвы. Обстоятельства и события, сопровождавшие этот несчастный случай, полностью подтверждают, что это не простая авария и не обычная смерть. Мое материнское чувство убедительно подтверждает, что он умер ради спасения самой драгоценной жизни на свете, жизни Отца.

Когда Хын-Джин Ним находился в состоянии комы, его духовное тело явилось одному из медиумов в Корее. Хын-Джин Ним сказал этому человеку: «Я ухожу вместо Отца. Слава Отцу! Я делаю это с огромной радостью, иначе угроза нависла бы над жизнью Отца. Мне выпала почетная судьба — отдать свою жизнь вместо Отца».

<…> Если бы была возможность выбора, то кому бы было отдано предпочтение: Хын-Джин Ниму или Отцу? Как бы решили вы? Наш вывод однозначен: необходимо исполнить требования сатаны. Хын-Джин Ним должен умереть, чтобы угроза Отцу рассеялась. Таким было окончательное известие, полученное в День Бога. Тогда я поняла, что мой сын станет жертвой… Хын Джин Ним стал самой святой жертвой ради всех нас». 1

Через Хын-Джина получают откровения многие спириты. Забегая вперед, скажу, что по откровению, полученному мунитскими спиритами, Хын-Джин «открыл небеса» для всех духов, которые томились в низших областях до Христа. Имеется в виду мунитская теория трехчастного неба: в низшей области живут духи умерших до Христа людей, в средней живут люди, умершие от Христа до Муна (духи праведников, которые смогли подняться туда вместе с духом Христа). Сын Муна, погибнув, открыл двери в высший рай для духов, в том числе и для Христа.

«С точки зрения провидения, 2000 лет назад Иисус не смог исполнить свою миссию и стать Истинным Родителем. Теперь, в наше время, эта миссия была исполнена, и в свете этого идеала Хын-Джин Ним занимал положение Иисуса, осуществляющего век Истинных Родителей. В этом суть его предназначения». 2 Поэтому Христос попросил его передать на землю, что все Его последователи должны стать последователями Муна.

Правда, жена Муна предсказала, что сын ее, исполнив свою высокую миссию в мире духов, на сороковой день физически воскреснет:
«Сегодня Хын-Джин Ним отправится на родину, и церемония будет названа «Церемония Божественного вознесения и гармонии». Она будет произведена 8 января. Потом, начиная с 10 января, в течение 40 дней Бог явит чудесный процесс воскрешения во благо всего мира. То есть необычайная сила Бога раскроется в физическом воскрешении». 3

Но, как мы видим, физического воскрешения не произошло. Впрочем, провал еще одного из их многочисленных лжепророчеств мунитов ничуть не обескураживает. Через некоторое время Мун объявил дочь одного из своих высокопоставленных последователей женой своего покойного сына и даже распорядился передать ей ребенка из семьи своей дочери.

«Божественный Принцип» видится мунитам как последнее и окончательное новое откровение. Девочки и мальчики, которые на улицах клянчат деньги, говорят: «Мы Библию очень любим, мы ее читаем и знаем», но как только спросишь у них что-нибудь конкретное, они ответят: «А этого мы пока не проходили». А если начнешь выяснять, что же, собственно, они про Библию знают, они скажут, что есть Старый Завет, Второй Завет (то есть Новый Завет) и «Завершенный Завет», или «Божественный Принцип». Тем самым «Божественный Принцип» — это последнее слово, которое стоит над предыдущими Заветами, являясь ключом к Новому и Ветхому Заветам; там объясняется, как нужно Библию читать и понимать. Библию муниты, как правило, не знают, кроме нескольких историй, которые их мессия излагает весьма произвольно.

Верят ли муниты в личностного Бога? На этот счет в «Принципе» содержатся весьма противоречивые сведения. С одной стороны, муниты уверяют «внешних», что они являются строгими монотеистами и веруют в личностного Бога — Отца и Творца Вселенной 4. Муниты говорят, что Бог обладает чувствительным сердцем, и обращаются к Нему с молитвой, как к личности.

Правда, этот бог весьма далек от христианского понятия о Божестве: как и «традиционный» восточный Абсолют, он содержит в себе мужское и женское начала: «Эту первопричину нашего мира мы называем Бог, и Его сон-сан и хён-сан — первоначальный сон-сан 5 и первоначальный хён-сан 6 . <…> Бог это субъект, чьи дуальные свойства ян-сон 7 и ым-сон 8 пребывают в гармоничном единстве друг с другом» 9 .

Более того, мунитский бог несовершенен, несамодостаточен и не всемогущ. «Страдает ли Бог от одиночества? <…> Подобно нам, у Бога есть любовь, жизнь, род, совесть, но Он не в состоянии чувствовать их, оставаясь в одиночестве. Так как они находятся в совершенном равновесии, Бог их не ощущает. Чтобы их почувствовать, Богу требуется партнер — объект. <…> Человек не понимал, что Богу абсолютно необходим партнер в любви» 10 .

Бог творит мир вынужденно, он несовершенен без него: «Отношения между Богом и миром творения подобны отношениям между сон-сан и хён-сан, т. е. это — присущие дуальным свойствам взаимодополняющие отношения внутреннего и внешнего, причины и следствия, субъекта и объекта, вертикального и горизонтального» 11 . Значит, ранее заявленные внутрибожественные свойства — на деле выходят отношениями между богом и миром. Следовательно, бог и мир неразрывны и не могут существовать один без другого. В другом месте Мун заявляет об этом прямым текстом: «Бог не может существовать в одиночестве» 12 .

Более того, оказывается, что бог сам находится в постоянном развитии и, по всей видимости, все же был сотворен: «Бог тоже имел период роста… Бог возрастал… Ребенок растет, вы росли и, точно так же, Бог рос. Каждый индивидуальный человек, рожденный у своих родителей, является свидетельством роста всего сотворенного, включая также и Бога» 13 .

Оказывается, что мы и являемся богом, обретшим существование в нас и неспособным к осознанному бытию без нашего участия: «…человек является видимой формой Бога, а Бог является невидимой формой человека. Субъект и объект едины в своем существе. Человек является воплощенным Богом… (выделение наше — А.Д.) Мы — зеркала, отражающие характеристики Бога. Бог в точности такой же, как вы и я» 14 .

Но коль скоро мунитский бог-отец — это несамостоятельное и несовершенное антропоморфное нарциссическое существо, осознающее себя, лишь любуясь на свое отражение в творении, то действительно ли он — первопричина всего сущего? И тут в русской (также как и в английской) христианизированной версии «Принципа» мы видим странное противоречие. С одной стороны, «Принцип» гласит: «Бог — Создатель всего, что есть в мире. Он — абсолютная реальность, вечное существо, являющееся причиной Самого Себя и пребывающее вне измерений времени и пространства» 15 .

Но продолжим цитату: «Следовательно, энергия, обеспечивающая Его существование, также должна быть абсолютной, вечной и являться причиной самой себя. Она — источник всех видов энергий и сил, которые обеспечивают существование всего, что есть в мире творения. Мы называем эту основополагающую энергию универсальной изначальной силой» 16 .

Итак, в то же самое время мунитский бог — это лишь вторичная, возникшая во времени персонификация, сгусток изначально безличной энергии, имеющий два полюса — мужское и женское начало, между которыми в своеобразном энергообмене пульсирует напряжение. Это дает силу для существования всему миру: «Благодаря этому основанию (энергообмену дуальных свойств бога-энергии. — А. Д.) Бог существует вечно и порождает всю энергию, необходимую для сотворения мира и поддержания его существования» 17 .

Таким образом, мы видим, что о «строгом монотеизме» мунизма говорить не приходится: все это — не более, чем прикрытие, «эзотерический разрыв», разработанный для удобства вербовки адептов в христианском мире. На самом же деле возникающая во времени и только лишь в соотношении с миром «личность» мунитского бога напоминает более всего персонифицирующиеся время от времени силы природы в построенных на атеистическом гуманизме научно-фантастических романах братьев Стругацких.

Да, с молоком матери всосавшие представление о личностном Боге муниты-европейцы могут вопреки фактам считать, что их религия основана на поклонении тому же самому Богу и обращаться к Нему (а не к самим себе — воплощенному богу — единственной личностной божественной реалии) с молитвой и твердить о своем «строгом монотеизме». Учитывая противоречивость (а зачастую и несовместимость) высказываний о боге мунитских источников, мы, по всей видимости, можем сделать вывод, что в мунитских текстах словом «Бог» означаются две реалии. Одна — это рефлексирующий и терзающийся неудачник, постоянно стремящийся к ускользающему от него совершенству и жадно выпрашивающий знаки любви у отражающих его бытие людей, без которых он даже не способен осознать сам себя. Другая — типично восточная безличностная пантеистическая система, основанная на диктатуре абсолюта — заранее предопределившего всё непреклонного безличного закона, наподобие марксистско-ленинского закона исторической необходимости, лишь слегка замаскированного несколькими антропоморфными характеристиками. Именно этот абсолют эманирует из себя бога-отца, его воплощение в человечестве и весь мир, имманентно входящий в него и являющий с ним единое бытие, основанное на единстве противоположностей — внутреннего и внешнего, мужского и женского, положительного и отрицательного.

Смысл творения бога содержится в трех заповедях, которые Мун называет благословениями, «явленных в трех последовательных стадиях периода развития» 18 . Этот постулат основывается на стихе из Книги Бытия (1, 28): «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями], и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею], и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». На основании весьма своеобразного толкования этого стиха Мун выстраивает три благословения, которые Бог сотворил для человеческого рода.

Первое благословение: «плодитесь». Это не относится к плодовитости в общепринятом смысле этого слова, а означает единство тела и духа и связанное с этим целостное отношение к Богу. Результат первого благословения — благословение личного совершенства, которое является предпосылкой второго благословения: «размножайтесь и наполняйте землю». Это означает достижение единства между совершенным мужчиной и совершенной женщиной в их целостном отношении к Богу. Результат второго благословения — благословение истинной семьи, истинного клана, истинного рода, истинной нации, истинной мировой семьи. Когда все это достигнуто, тогда можно говорить о третьем благословении: «обладайте ею и владычествуйте». Это означает единство совершенного человечества с природой в целостном отношении к Богу. Результат третьего благословения — благословение истинного господства, истинного Небесного Царства. Третье благословение — это и есть «Религия объединения».

В «Принципе» говорится, что Бог самовыразился в Своем творении. Его воплощения никогда не было и не могло быть, но в Божьем Царстве будет достигнуто единство духовного и физического мира — это есть смысл и цель существования всего человечества. Нужно добавить, что, согласно Муну, тело человека (или «физическое Я») состоит из «физического тела» и «души тела». Но в равной степени и душа (или «духовное Я») человека состоит из «души духа» и «тела души» 19 . Таким образом, мы видим, что и душа некоторым образом материальна, что сделает более понятными некоторые мунитские утверждения.

Бог создал человека и сообщил ему три благословения, но человек эти три благословения не исполнил. Вначале архангел Люцифер, или сатана, влюбился в Еву, соблазнил ее и вступил с ней в сексуальные отношения. Так произошло нарушение первого благословения. От этих отношений родился Каин 20 . После этого Адам нарушил Божие благословение и тоже вступил в преждевременные физические отношения с Евой, от чего родился Авель. Но Авеля убили, остался один Каин, от которого все мы и происходим (Сиф каким-то образом выпал из этой мунитской схемы — впрочем, знание Писания никогда не было сильной стороной корейского лжемессии). У всех нас течет в жилах сатанинская кровь напополам с человеческой: по 50% от Евы и от сатаны.

Очень интересны мунитские рассказы о том, как Мун проник в мир духов и силой пытался выяснить, что же там произошло. Он искал сатану, чтобы допросить его с пристрастием. В конце концов некоторые элементы Божественного Принципа были сообщены Муну Богом, но большую часть он добыл в борьбе с миром духов. Вот что муниты об этом пишут: «Ни Бог, ни Иисус ничего не рассказывали ему о грехопадении людей. Ему пришлось найти Люцифера, потому что тот знал про все это в подробностях. Это была не только физическая, но и духовная борьба, и Мун боролся с еще большей духовной силой, чем Люцифер. Они стояли лицом к лицу и боролись, и Мун узнавал все про грехопадение. Он спросил Люцифера: «Когда Ева была молода, в 15 лет, ты очень за ней ухаживал? Вы часто гуляли рука об руку? Часто ли вы бывали вместе?» Люцифер помедлил, потому что эти вопросы были ему неприятны, и сказал: «Да-да, Ева, Ева…»» 21 .

Итак, наша проблема в том, что все мы являемся потомками сатаны. А спасения, каким его видит бог, и достижение которого для всего мира обязательно и неизбежно (вспоминается старый тезис: «Коммунизм неизбежен»), можно достигнуть, когда «совершенный человек» обучит «совершенную женщину», чтобы она стала «совершенной Евой». Тогда он сможет зачать совершенных детей — безгрешных детей, заложив тем самым основы совершенной семьи, которая не будет иметь никаких связей с сатаной, а будет, наоборот, иметь связь с богом. Но для явления такого совершенного человека должен быть выполнен ряд условий, в частности, беспрекословное повиновение посылаемым богом время от времени «центральным личностям», которые таким образом смогут исполнить подготовительную работу для появления мессии, который создаст совершенную семью и станет «истинным отцом» всего человечества.

Далее Мун толкует с этой точки зрения всю библейскую историю, объявляя несостоявшимися «центральными личностями» Авеля и Ноя, Авраама и Иакова, Моисея и Иисуса Навина. Но наконец «центральной личностью» стал Иоанн Креститель и, таким образом, его младший брат Иисус, родившийся от незаконной связи Марии с первосвященником Захарией 22 , — «обычный человек», лишь свободный от грехопадения, а не Бог, — смог заявить о своем мессианском достоинстве.

Иисус был послан Богом именно для создания семьи и пытался это сделать, но Ему это не удалось. Он был послан на землю как «истинный Отец», но оказался неспособным выполнить волю Бога. Его предал Иоанн Предтеча, а затем предал его народ. Правда, первое благословение Ему все же удалось выполнить — Он достиг личного совершенства. Но вместо того, чтобы создать истинную семью, Он позволил Себя распять, хотя мог бы призвать на Свою защиту полки ангелов. Таким образом, в мунитских текстах Христос предстает неудачником, потерпевшим провал Своей миссии. Единственное немногое, что Он сделал, — это создал вокруг себя духовную семью из 12 учеников, которые стали предпосылкой для следующего благословения.

Недавно Мун сообщил, что нашел на земле невесту для Христа, Который явился ему из мира духов и униженно за нее благодарил. Теперь Он там с нетерпением ждет ее, а пока просит Муна позаботиться о ее благополучии. Судя по сообщениям бывших мунитов, эта дама — пожилая кореянка, и некоторые сектанты даже видели ее фотографию. Вот одна из последних мунитских публикаций на эту тему 23 :

«Послание от Иисуса Истинным Родителям
(22 мая 1998 года)

Отец, я — Иисус. Ты одарил меня любовью. Ты беспокоился и молился обо мне, хотя я и недостоин этого. Само по себе это для меня уже величайшее благо, но мало того, ты еще подарил моей жене дом — это выше ее заслуг. Смогу ли я отблагодарить тебя за твою доброту?

Отец! Моя жена лучше, чем я заслуживаю. Меня действительно охватывает перед ней благоговейный трепет. С этого момента мы с женой посвящаем тебе свою жизнь, чтобы, воплощая твою волю, стать красивой парой. Я обещаю служить Хын-Джин Ниму, молиться и трудиться во имя Истинных Родителей и провидения восстановления.

Отец! Здесь очень много христиан, но сердца их закрыты. Сейчас ты сократил пропасть между нами и Хын-Джин Нимом, который поддерживает здесь те же отношения, что и на земле. Мы будем усердно трудиться, опираясь на подготовленное основание и получая духовную поддержку.

На земле имени «Иисус» всегда придавалось особое значение, но мне очень стыдно перед тобой за это.

Отец, прости меня грешного, ведь я не исполнил своего предназначения. Настанет день, и твоя обида развеется. Христиане на земле будут видеть сны о том, как несчастен Иисус в духовном мире.

Отец! Я глубоко благодарен тебе. Я люблю свою жену. Спасибо.

Я молюсь о долголетии и крепком здоровье Истинных Родителей.

Иисус, рожденный в иудейском городе Назарете (! — А. Д.) 24 , шлет тебе послание из духовного мира.

Госпожа Ким (получившая послание медиум. — А. Д.), простите, что я часто вас беспокою» 25 .

Вернемся к мунитской «истории спасения». Следующее благословение воплотилось в Муне, который в отличие от Христа был верен воле Божией и достиг совершенства на личном уровне и на уровне семьи. Правда, муниты при этом не говорят, что их «Мессии» удалось это сделать лишь с четвертой попытки. Не говорят они и о всех тяжелых проблемах его «безгрешных детей» 26 .

На уровне нации Корея в мунитском движении понимается сейчас как «новый Израиль», откуда происходят «истинные мужчины» и «истинные женщины». Вообще не только движение Муна, но и очень многие протестантские корейские деноминации считают Корею избранной страной, а корейцев — избранным народом. Муниты тут вовсе не оригинальны.

Вот одно из мунитских «доказательств» богоизбранности Кореи. Как известно, Корея разделена по 38-й параллели на Северную и Южную. Мун говорит, что это тоже знак срединного, центрального положения, избранности во всем мире. Каким же образом число 38 может быть серединой? И тут муниты рисуют несложную таблицу:

1 6
2 7
3 8
4 9
5 10

Ровно посередине получается «38». Обычно на мунитских семинарах вся доска исписывается подобными схемами. Все эти «наглядные доказательства» валятся в кучу, и обилие их просто подавляет неподготовленного, невысыпавшегося и уставшего человека, которого к тому времени уже несколько дней обрабатывают на семинаре 27 .

Мунитам предоставлена возможность очищения крови человечества на всемирном уровне. Их идея состоит в том, что Мун объявил себя «Господином вселенной», «истинным Отцом вселенной». В духовном мире он уже признан «Отцом вселенной» — все духи ему подчиняются. Теперь физический и политический миры тоже должны смириться и признать его «Господином вселенной». Как только это произойдет, весь мир станет идеальным общим миром, где будет единство, любовь, Царство Божие на земле, и все человечество войдет в единую семью «истинного Отца». Поэтому все должны присоединиться к семье Муна либо через усыновление, либо хотя бы через сотрудничество, чтобы в дальнейшем уже в мире духов присоединиться к Муну полностью.

Сам Мун определяет себя таким образом: «В начале у Бога была мысль, или Слово, и Бог сотворил Мир. Ваша мысль, поддержанная логикой, становится философией. Если ваша мысль полностью занята Богом и вам удается ее выразить, вы становитесь великим проповедником. Даже прежде, чем преподобный Мун был в мире, существовал идеальный, невидимый преподобный Мун. Когда мысли были преобразованы в слова и на них основывалось действие, невидимый преподобный Мун стал реальностью, которую мир сегодня видит» 28 .

Муниты считают, что христианская Святая Троица — это Бог, дух Иисуса (на положении второго Адама) и Святой Дух (на положении второй Евы). «Согласно учению Муна, эта «троица» не вполне полноценна, ибо является только духовной. Изначально, в соответствии с «Принципом», троицу должны был образовывать Бог и идеальные Адам и Ева, но из-за того, что это единство не было достигнуто и превратилось в ложную «сатанинскую троицу», пришлось вместо них образовывать новую группу. Настоящей же троицей — духовной и физической — должны теперь стать Бог, второй Мессия и его жена» 29 .

На мунитской схеме ряд внешних кругов — это дети Муна, которые либо были им уже усыновлены, либо пока еще с ним сотрудничают в надежде на грядущее усыновление. Что же такое это усыновление? Наверное, многие слышали про массовые мунитские свадьбы, например, о той, которая была объявлена 25 августа 1995 г. В ней якобы приняло участие 360 тысяч пар, которые одновременно во всем мире заключили брачный союз.

На стадионах, на которых Мун предпочитает проводить свои брачные массовки, женихи и невесты стоят рядами, как солдаты: женщины в белом, мужчины в черном. Муниты называют эту церемонию «благословение супружеских пар» или запросто «блессинг» (от англ. blessing). Но на самом деле это не свадьба, а церемония усыновления и одновременно вступления в «Церковь объединения», т. е. «Истинную Семью». Супругами эти молодые люди станут лишь через три года. После церемонии, на которой они присутствуют в брачных нарядах, происходит нечто, напоминающее строки из известной песни: «Дан приказ: ему — на запад, ей — в другую сторону». Солдаты Муна отправляются проповедовать или исполнять другую работу для своего «Мессии» в разные страны, и только через три года они смогут заключить брачный союз и вступить в супружеские отношения.

Мунитская церемония усыновления имеет корни в корейском шаманистическом обряде очищения крови, который по-корейски называется «пикарым» и лежит в основе муновского обряда. В самом начале «религиозной» деятельности Муна очищение крови понималось как вполне конкретный физический союз «мессии» со всеми его последователями женского пола, за что, как мы знаем, он и поплатился отсидкой в корейской тюрьме. Это подтверждается сообщениями бывших мунитов о постоянно циркулирующих в секте слухах, что первенцы от 36 первых соединенных Муном пар были зачаты самим «Мессией». Но потом женщин стало слишком много, да и Мун постарел, и был разработан новый обряд 30 .

У человечества, как мы помним, кровь сатаны. Поэтому надо принять в себя кровь «истинного Отца» и таким образом вытеснить из своих жил кровь сатаны и кровно породниться с Муном. Для этого проводят «церемонию священного вина», во время которой юноши и девушки пьют коктейль, составленный из двадцати одного ингредиента, в том числе «крови и плоти» (очевидно, спермы) Муна и крови (и возможно, молока) его жены 31 .

Муниты изо всех сил уверяют внешних, что «кровь» и прочее, содержащееся в «священном вине», следует понимать символически. Однако, учитывая грубый материализм мунитских теорий, у нас нет оснований соглашаться с произвольной символизацией лишь одного выборочного элемента из вполне законченной системы: ведь наша кровь испорчена вполне физически, также как и половые отношения Евы с сатаной были вполне ощутимыми. Соответственно и наша кровь может быть очищена лишь в результате вполне физического вмешательства. Более, того, сами мунитские источники для внутреннего употребления, в которых приводятся слова Муна об actual blood (подлинной или настоящей крови) в винной церемонии 32 , не позволяют нам соглашаться с символическим истолкованием этого обряда. Конечно, физических отправлений четы Мунов в «священном вине» — капля на бочку, но достаточно лишь малейшего элемента «очищенной субстанции» (вспомним древний оккультный принцип — часть равняется целому), чтобы, приняв ее, вы изменили состав своей крови и сделались непосредственными кровными детьми Муна.

Вопросы пола в мунитском движении играют очень большую роль, поэтому обряд объединения пар и их усыновления — центральный в мунитском движении. Большая часть мунитских женихов и невест видят друг друга впервые. Подбирают их по фотографиям (сначала это делал сам Мун, а теперь — его помощники). Интересно, что когда 25 августа 1995 г. впервые проводилось «благословение» в Москве (на самом деле в Обнинске), некоторые из будущих молодоженов не смогли приехать на церемонию усыновления, и многие невесты стояли с фотографиями своих женихов или женихи — с фотографиями невест.

На следующий день происходит церемония избиения: невеста должна встать на четыре точки, а жених — влепить ей изо всех сил три раза бамбуковой тростью (а то и бейсбольной битой) по седалищу. Эмиссары следят за тем, чтобы били не понарошку, а всерьез. Потом невеста должна сделать то же самое с женихом. Однако после того, как она сама приняла три удара, сил на полновесные ответные удары у нее уже не остается, и, как отметили бы феминистки, тут налицо явная дискриминация женского пола.

Следующий день проходит в семинарах — это любимая форма общения мунитов, и все радостно разъезжаются на три года. Только после этого регистрируется брак и следует церемония физической близости, которой и заканчивается процесс «усыновления».

Предписано, какие позиции нужно принимать в течение первых трех брачных ночей (все расписано в подробностях); при этом мужу нужно представлять, что он имеет дело с женой Муна, а жене — что она имеет дело с Муном. После этого усыновление считается завершенным, и дети, которые рождаются у этих новых «чистых» пар — это дети Муна. Поэтому в мунитских семьях довольно часто практикуется передача детей из одной семьи в другую 33 .

В Японии за участие в «усыновлении» брали 2 тысячи долларов с человека, то есть вы можете на Муна работать, отдавать ему всего себя, жить в тесноте в его общежитиях и иметь вполне промытые мозги, но при этом не будете полным членом «Церкви объединения» до тех пор, покуда не пройдете через «благословение» и не будете усыновлены и поженены Муном.

Конечно, в России за «блессинг» муниты брали не так дорого. У нас, чтобы вступить в «Церковь объединения» таким образом, до недавнего времени нужно было привести в «Движение объединения» как минимум трех человек. В отличие от сайентологов, которые вообще никуда много не вкладывают, но требуют немедленной отдачи, муниты в нашу страну вложили очень много средств, хотя никакой финансовой отдачи у них пока не было — одни только затраты. Вечно так, даже при громадных финансовых ресурсах Муна, продолжаться не могло, и недавно вложения в Россию были сильно сокращены. А в 1997 г. было изменено и отношение к «благословению» по всему миру. Приказом Муна была введена иная практика — распространение «священного вина» при помощи обмана среди как можно большего количества людей. Для этого муниты раздавали на улицах всех крупных городов мира окропленные «священным вином» конфетки или печенья, предлагали прохожим выпить стаканчик предварительно обработанного прохладительного напитка и т. д.34

Итак, согласно учению Муна, как и любому спиритическому учению, помимо физического мира существует еще независимый и самодостаточный мир духов. Согласно описаниям вещающих через медиумов «очевидцев», духовный мир весьма материален и более всего похож на Корею. Духи там ведут достаточно независимое существование, имеют свои дома, занимаются любимым делом, прогуливаются, созерцая красивые пейзажи. Бедняки по-прежнему живут в глинобитных мазанках в трущобах. Есть там даже свои тюрьмы 35 . Те, кто занимал высокое положение на земле, по-прежнему имеют последователей, некоторые даже охрану, которая не пропускает к ним посетителей без предъявления удостоверений личности. С богом общаются только те, кто сам этого желает:
«Я стоял лицом к двери, как вдруг неожиданно у меня за спиной появился Сталин. Когда я попытался обернуться, чтобы посмотреть на него, подскочили несколько молодых человек и схватили меня с криками: «Как ты смел сюда явиться?» Я быстро объяснил, что пришел сюда, чтобы встретиться с уважаемым учителем, и не вижу в этом ничего дурного. Они потребовали мое удостоверение личности.

Уповая на Бога, я громко сообщил: «Я — посланник Бога. Он велел мне встретиться с тобой». Сталин спросил: «Где Бог? Если приведешь сюда Бога, я встречусь с Ним». Когда я ответил, что у Бога нет времени навещать семьи, Сталин заявил, что и у него нет времени и что он очень занят» 36 .

Духов можно убить, и в раю позволено заниматься любовью открыто на лоне природы, что является любимым занятием духов и любимым зрелищем для других обитателей этого места. В аду же парам приходится делать это тайком, и те духи, которым довелось увидеть любовную сцену, громко ругают незадачливых сластолюбцев. Вообще-то разные нехорошие люди должны там тяжко страдать, но, насколько можно видеть по положению Муссолини, Сталина, Ленина, Маркса и пр., их положение весьма сносно. Мучают лишь Гитлера убитые им евреи, но при этом сами они продолжают испытывать все то, что переживали в концлагерях.

Однако, при всех своих материальных характеристиках, духи несколько ущербны без физических тел, поэтому сами они, без нашей помощи из материального мира, достигнуть совершенства не могут. Они проживают в промежуточных мирах, и поднять их на верх этой самой схемы мунитского рая может только физическое существо. Духи должны прицепиться к его спине и вместе с ним подняться. Каждый член «Церкви объединения» спасает какое-то количество духов, и когда после смерти он переходит в вышний мир, эти духи к нему цепляются и попадают наверх вместе с ним.

Например, скончавшийся от старости мунит, чей дух рассказывал медиуму о встрече со Сталиным и другими знаменитостями, ведет среди них просветительскую работу, бесстрашно проповедуя им «Принцип» и надеясь в конце концов поднять их этажом выше. Проповедь его может приносить немедленные результаты: например, сокамерники сидящего в тюрьме Ким Ир Сена, всего в ранах от пуль и ножей, ранее смеявшиеся над ним и бранившие его, теперь перевязывают его раны и заботятся о нем, а он, как богач Авраама, просит мунитов передать его сыну и наследнику Ким Чен Иру, чтобы тот немедленно принял мунизм.

Уровень, на котором живут члены «Церкви объединения», несравненно лучше. Они ближе всего к богу и могут общаться с ним, когда захотят. Но, впрочем, и у них есть свои тюрьмы, где сидят преступники-муниты, которые безоговорочно предпочитают тюрьму на своем уровне свободному существованию уровнем пониже 37 .

На этих «откровениях» о географии духовного мира основано упоминавшееся выше учение о том, что погибший сын Муна увел с собой наверх Христа, Который к нему присоединился. Сын Муна — Хын-Джин — был провозглашен «правителем неба», «царем неба», и, согласно их учению, Иисус теперь ему прислуживает. Он теперь благодаря «своему господину» Хын-Джину осознал свою задачу: вести к Муну тех, кто остался христианами. Вот слова, которые мунитские медиумы получили от духа, называвшего себя Иисусом:
«Хочу свидетельствовать вам, что господин всех господ и царь всех царей и царь славы — это наш дорогой господин Сан Мён Мун и его возлюбленная невеста Хан Хак Джа. Они владычествуют как царь и царица всей вселенной. Я, Иисус из Назарета, известный как Христос, смиренно склоняюсь перед ними. Каждый, кто хочет следовать за Мной, должен сделать то же. Я склоняюсь перед именем истинных родителей. Я склоняюсь перед нашими драгоценными господами, нашими истинными родителями Сан Мён Муном и Хан Хак Джа» 38 .

Жена Муна пишет о своем сыне:
«Я знала, что он явился в мир для самой священной миссии, о которой только можно помыслить под солнцем: ему предстояло умереть за Отца. Я была глубоко ему благодарна. Я сказала своему сыну: «Сын, любовь моя. Ты прожил жизнь, являя образец сыновней почтительности и патриотизма во всей первозданной чистоте». …Его жертва предотвратила опасность, нависшую над Отцом. Он может соединить две враждующие фракции в духовном мире. Я знаю, что он приложит все силы, чтобы исполнить желание Отца — мобилизовать силы добра вокруг семьи Истинных Родителей.

Он может привнести наивысшие единство и гармонию в отношения братьев и сестер в Истинной Семье…

Мое последнее слово: с Богом и Истинными Родителями мы никогда не умрем. Хын-Джин Ним не мертв, он как никогда деятелен в духовном мире. Он мобилизует огромные силы, чтобы служить Истинным Родителям и принести на землю великую победу. Мать просит вас еще раз решительно подтвердить ваше стремление стать истинными сыновьями и дочерьми Истинных Родителей. Давайте исполним эту задачу!» 39

В свете всего вышесказанного становится понятнее клятва мунитов при вступлении в «Церковь объединения»:
«Мы рождены Истинными Родителями. Родители первичны, а дети вторичны. Могут ли дети рождаться без родителей? (Ответ: «Нет».) Вот и заново родиться без родителей никто не может, а с родителями каждый может родиться заново. Истинные родители могут возродить любого из нас. Что более ценно: жизнь родителей или ваша собственная жизнь? (Ответ: «Жизнь родителей».) А чем следует жертвовать: жизнью Отца или вашей собственной жизнью? (Ответ: «Моей жизнью».) Ты к этому готов? (Ответ: «Да».) Если родители будут жить ценой моей собственной жизни, может возродиться все человечество, но если буду жить я, а жизнь родителей оборвется, то никто не будет спасен. В таком случае жизнь родителей должна быть гораздо ценнее жизни детей. Родители чувствуют, что могут спасти детей ценой своей собственной жизни, но без родителей нет детей, поэтому жизнь родителей гораздо ценнее жизни детей. Ты готов? («Да».) Точно? («Да».) Это правда? («Да».)

Сказать это легко, но это не должно оставаться только на словах. Если это станет реальностью в России, весь мир может быть спасенным. Отец дал мне жизнь, прорвавшись сквозь трудности и осложнения, только для того, чтобы меня спасти. Теперь очередь за мной — отдать Отцу жизнь. Я могу отдать жизнь Отцу. В случае опасности я попрошу вначале взять мою жизнь. Если спасены могут быть только я и семья Матери и Отца, я готов умереть. Пусть только Отец сможет выполнить свою миссию, и все вокруг станут счастливыми. Тогда я тоже буду счастлив, наблюдая из мира духов счастье человечества вокруг Истинных Родителей. Ты можешь чувствовать таким образом? («Да».) Если это так, если у Отца будут 300-400 таких людей, то я верю, что Отец в таком случае сможет спасти мир. Станем радостной жертвой на алтаре мира! Если ты действительно ощущаешь, что умереть за Отца — счастье, если это не просто болтовня, а действительность, то это здорово. Тогда существует истинное родство между Отцом, Истинными Родителями и многими. Это родство — в Церкви объединения. Ты в этом уверен? («Да».)» 40 .

Думаю, эта клятва говорит сама за себя.

Как делаются мунитом

Для успешного начала процесса подготовки к контролированию сознания человека сектантские вербовщики стараются затащить потенциальную жертву на свою территорию: в незнакомом окружении человек наиболее внушаем, здесь на него легче всего подействовать. Человек, оторванный от привычной обстановки, наиболее беззащитен.

Как это происходит у мунитов?

Как и в любой тоталитарной секте, мунитская вербовка построена на обмане. Муниты, обращаясь к людям на улицах, как правило, говорят, что являются не религиозной, а молодежной, студенческой организацией. Главное для них — затащить вас на двухдневный семинар, чтобы оставить и на третий и на четвертый день и вообще удержать как можно дольше. Вы знакомитесь с мунитом, и этот симпатичный человек приглашает вас на загородный семинар в хорошем месте, в приятную компанию таких же приятных молодых людей, как и он. Они скажут вам, что являются молодыми идеалистами и просто собираются, чтобы поговорить о разных вещах: о том, как лучше устроить мир, как помочь всем нуждающимся и бедствующим, как укрепить семьи и т.д.

Когда вы попадаете на мунитский семинар, вас прежде всего встречают один или два ваших сверстника — сама любезность, сама любовь, сама доброжелательность, сама вежливость. У мунитов это называется «бомбардировка любовью». Обычно сектанты ищут людей молодых и переживающих какой-то кризис в жизни. Затащить к себе человека с улицы бывает достаточно непросто, но если он с кем-то поссорился или у него сложности с родителями, или он учится в чужом городе, где еще не успел завести новых знакомств, — тут-то самая пора сыграть на этом и привести новичка на мунитское собрание.

У молодого человека часто идет ломка характера, его обуревает масса юношеских комплексов, а тут встречаются люди, которые, как ему кажется, искренне хотят с ним общаться. На самом деле этим достаточно опытным членам секты поручается его опекать (у мунитов это называется «сэндвич»: новичок является как бы начинкой между двумя кусками хлеба). Для мунитов очень важно, чтобы новопришедшие не могли обмениваться впечатлениями. Опекающим мунитам поручается следить, чтобы они по возможности вовсе не разговаривали друг с другом.

Многие сектанты говорили мне, что прежде, чем попасть в секту, они заходили в православные храмы, где их как раз очень нелюбезно встречали и давали от ворот поворот. Что говорить, есть у нас такой грех. До революции у наших миссионеров был термин «миссионерская приветливость». Ее-то у нас в храмах зачастую, увы, не хватает… Скажем, заходит молодой человек в храм, не зная куда ступить и как повернуться, а на него кто-нибудь гаркнет, чтобы он вытащил руки из карманов, — он и убежит. А на улице его встретят сектанты, которые спросят, как он себя чувствует, пригласят к себе на собрание, предложат пообедать… На внешнего человека это действует, и если бы в наших храмах было больше «миссионерской приветливости», то многие молодые люди оставались бы у нас.

Но «бомбардировка любовью» — это нечто другое: грубая лесть и попытка сыграть на тщеславии, которое есть у каждого человека. Новичку постоянно льстят, делают комплименты, охотно смеются каждой его шутке, все время говорят, какой он умный и замечательный, как хорошо он сделал, что сюда пришел. Это нравится почти всем, особенно неуверенному в себе молодому человеку или закомплексованной девушке.

У мунитов поначалу царит атмосфера некоего капустника: вот наш новый брат, который, оказывается, умеет играть на гитаре; дайте ему гитару! Человек неумело, неуклюже играет на гитаре, и ему дарят такие комплименты, награждают такими аплодисментами, каких и Паваротти в Ла Скала не слышал. Те, которые его «сэндвичируют», проходят специальную подготовку и умеют быстро определить, к какому психологическому типу относится любой новопришедший: «чувственный», «эмоциональный», «научный», «мистический» и т. д. К нему прикрепляют тех, кто может влиять на него соответствующим образом, и обычно это дает эффект.

Хотя «бомбардировка любовью» — термин мунитский, но само явление в той или иной степени присутствует в любой секте: главное — очаровать человека. Обменяться впечатлениями новичку не с кем, вся информация идет от опытных сектантов, опекающих его. Юноша чувствует, что им кто-то искренне заинтересован, что у него наконец-то появились настоящие друзья, о которых он так долго мечтал.

И вдруг через несколько дней после того, как человек привык к своим новым друзьям и уже нуждается в них, он допускает какой-то промах: ведет себя невпопад, задает какой-нибудь «не тот» вопрос. «Лучшие друзья» сразу же становятся хмурыми, резкими, сухими, отворачиваются от него, ссылаясь на множество дел. Чтобы вернуть их первоначальное расположение, человек готов отказаться от своих вопросов и сомнений, только бы вновь обрести этих людей, без которых мир теперь кажется ему столь пустынным. Этот простой психологический механизм прекрасно работает среди молодежи — и не только среди молодежи.

На самом семинаре человек вначале действительно ничего не слышит о религии как таковой — только бесконечный поток общих фраз. Но вот среди них проскальзывают туманные упоминания о людях, которые проповедуют нечто достойное, и о том, что эти люди часто бывают нетрадиционными, а мы враждебно относимся ко всему, что нам кажется нетрадиционным, мы привыкли к старым ценностям и зачастую бездумно держимся за них. Но если взглянуть свежим взглядом, то может оказаться, что этого-то нам как раз и не хватало. Поэтому не лучше ли отказаться от всего старого, чтобы лучше воспринять новое, свежее, разумное…

А дальше могут быть различные варианты. Сейчас, когда имя Муна слишком хорошо всем известно, обычно сектантские вербовщики стараются, чтобы новоиспеченный адепт как можно дольше не догадывался, что он попал к мунитам. А вот пока в нашей стране еще никто толком не знал про Муна, действовал следующий поэтапный метод: сектанты как бы случайно проговаривались, что есть замечательный проповедник Мун, христианин, который обращается ко всем. Потом, если человек проглатывал эту наживку, и его убеждали остаться на следующий (уже пятидневный) семинар, ему постепенно, вначале через намеки, а потом и более ясно открывали, что, собственно, преподобный Мун — не просто проповедник. Он реформатор, он хочет изменить мир, реформировать некоторые устаревшие вещи в христианстве.

Положим, человек «проглатывал» и это. Тогда его убеждали остаться на двухнедельный семинар, где осторожненько, исподволь сообщали, что преподобный Мун — больше, чем реформатор: он пророк. Например, как Илия или Елисей. Он родился на Востоке, как об этом будто бы предсказано в Писании. На месячном семинаре новоиспеченный адепт уже слышал слово «мессия». Ему говорили: «Что такое «мессия»? Ну вот Христос был Мессия — ну и что? Он общался с разным сбродом, ездил на ослике, был бедным и в конце концов позволил Себя распять. А настоящий-то мессия должен ездить на «мерседесе», летать на «боинге», встречаться с президентами!» Тут и возникает фигура Муна во всем его величии, но человек к тому времени уже настолько отвык от самостоятельного мышления, что не способен критически к этому отнестись. Это — «эзотерический разрыв»: вас приглашали в одну организацию, но оказались вы совсем в другой.

Примечания:
1. Хак-Джа Хан Мун. Воспоминания Истинной Матери // Семья № 3. Зима 1997. — С. 15–16, 18.
2. Там же. С. 17.
3. Там же.
4. За мунитами эти их заверения повторяют многие религиоведы, либо ангажированные мунитами, либо не составившие себе труда вдумчиво и критически ознакомиться с первоисточниками. (См., напр.: Кузнецова Т. Н. «Церковь Муна»: цели и методы: Сборник статей. М, 1997. С. 3.)
5. Внутренняя природа (корейск.).
6. Внешняя форма (корейск.).
7. Положительность, мужское начало (корейск.).
8. Отрицательность, женское начало (корейск.).
9. Божественный Принцип. Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства, б/м, 1997. С. 45.
10. В поисках первоисточника вселенной. Обращение преподобного Сан Мен Муна на торжественном открытии 15 октября 1996 г. Московской конференции «Федерации семей за мир во всем мире». М., 1996. С. 4–5.
11. Божественный Принцип. С. 47.
12. Moon S. M. God’s Hope for Man // Moon S. M. Christianity in Chrisis. New Hope. n/p, 1974. P. 14.
13. Moon S. M. I will Leave with True Parents. 7-03-93. P. 5.
14. Moon S. M. God’s Hope for Man. P. 4 (Выдел. авт.).
15. Божественный Принцип. С. 48.
16. Там же.
17. Там же. С. 49.
18. См. там же. С. 69–73.
19. См. там же. С. 76–79.
20. См. там же. С. 86–88.
21. Yoo, Kwang-Yol, «Ansprach in Washington» 4/74, New Hope News 9/74. Ср..: Divine Principle, The Holy Spirit Association for the Unification of World Christianity (Fifth edition, 1977). P. 78.
22. См. Moon S. M. Declaration of Return to the Home Country // Today’s World, Oct. 1993.
23. Сохраняем заглавные и прописные буквы оригинала.
24. Вот уж воистину «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19)! По всей видимости, являвшееся мунитскому медиуму «духовное существо» не дерзнуло назваться Христом и совершило такую тонкую подмену.
25. Доктор Ли Сан-Хон. Жизнь в духовном мире и на земле: Послания из духовного мира. М.: «Новый центр», 1998. С. 125–126.
26. Подробнее о детях Муна см. материал «Мун и его дети» в этом номере журнала.
27. О методах контролирования сознания на начальных стадиях мунитской вербовки см. в этом номере журнала материал «Как делаются мунитом».
28. Moon S.M. The Way of Tradition. Vol. III. HSA-UWC, 1980. P. 471.
29. Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999. С. 64–65.
30. Впрочем, Мун продолжал заводить «романы» на стороне. Об этом он, в частности, рассказывал своей бывшей невестке – жене своего сына и наследника Хьё Джин Муна – Нансук Хонг. Кроме того, он сообщил ей, что его сын, а ее муж Хьё Джин также встречается с другими женщинами. По словам Муна, в обоих случаях эти отношения имеют «провиденциальную» роль (см., напр.: Бывшая невестка Муна говорит о супружеской неверности ее тестя // Прозрение № 1 (2), 1999. С. 27–28).
31. См. Sudo K. Internal Meaning of Blessing // Blessing, Vol. I/2, 30.4.1977. Р. 46; Moon, S. M. Preparation for Blessing. 19-20.05.78. P. 17. и Kim Young Whi. True Celebration of Parents Day. 8.4.84 // Kim Young Whi. Guidance. P. 125. Все эти источники цитируются в: Gandow T. Die Mun-Bewegung. S. 66. (На русск.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М. – Клин: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995.). Некоторые восточные исследователи мунизма сравнивали этот ритуал с небезызвестным для племенного устроения общества «правом первой ночи», то есть с правом или даже обязанностью главы племени осуществить первый половой акт. В этом обычае, наряду с утверждением авторитета вождя, всегда значимо и ритуальное отведение порчи (см.: Гандоу Т. Указ. соч. С. 69). При очевидной зацикленности Муна на вопросах пола такое предположение кажется более чем оправданным.
32. Master Speaks:19/20. May 1978 // Father’s Speech: Preparation for Blessing. P. 17.
33. Это было проделано даже в семье самого Муна.
34. Об этом см. подробнее материал «Отравленные конфетки на улицах наших городов» в журнале «Прозрение» № 1(2), 1999. С. 77–78.
35. См.: Доктор Ли Сан-Хон. Указ. соч.
36. Там же. С. 108.
37. Рассказ о духовном мире по: Доктор Ли Сан-Хон. Указ. соч.
38. Jesus Speaks // HJS:26.4.89. Цит по: Гандоу Т. Указ. соч. С. 110.
39. Хак-Джа Хан Мун. Воспоминания Истинной Матери // Семья № 3. Зима 1997. С. 15–16, 18.
40. 120 Days Training Manual // Internal Guidance. P. 43ff. Цит. по: Гандоу Т. Указ. соч. С. 65–67.