image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Институт герметической философии Дарио Саласа

Институт герметической философии Дарио Саласа

В начале несколько цитат самого «Мастера» Саласа

«Герметическая наука говорит, что до появления Адама и Евы человек был гермафродитом, то есть двуполым, и в паре то один, то другой могли исполнять мужскую роль, и оба могли рожать. Половое различие появилось, когда более сильные, боящиеся боли родов, насиловали слабых, чтобы избежать беременности. Таким образом, один из органов атрофировался…» [2, c.13]
(Дарио Салас о происхождении полов)

Мы утверждаем, что любовь — особый вид магнитной энергии, которая находится в спинном мозге. Таким образом, вместо слов «я люблю тебя всем сердцем» следовало бы говорить «я люблю тебя всем спинным мозгом» [2, c.138]
(Дарио Салас о любви)

«Бога чаще всего представляют себе в виде старика с седой бородой, живущего на небесах, куда попадают все те, кто не совершил греха, и где они воздают ему вечную хвалу. Эта идея подходит лишь тем, …кто предпочитает довольствоваться различными религиозными догмами».[1, c.43] (Дарио Салас о христианстве)

«Лучшее средство от демонов — это …альпинизм» [2,c.182]
(из научных представлений института)

Они любят всем спинным мозгом

Есть в Москве такой институт. Основан он, кем бы вы думали? “Орденом Розенкрейцеров”, который существует уже тридцать тысяч лет (!), основан Гермесом Трисмегистом и членами его были Пифагор, Сократ, Платон, Иисус Христос, Будда, Ганди, Кеннеди (!) и, почему-то попавший в этот звездный ряд Якоб Моле (последний магистр ордена тамплиеров, сожженный при Филиппе Красивом). Все представители Ордена являются потомками необычайно развитых пришельцев из космоса, в отличие от прочих людей, являющихся, по их учению, “человекообразными животными”. Такой потомок пришельцев и преемник Христа и Будды есть и в наши дни. Это г-н Дарио Салас, “Мастер” и руководитель института, постоянно проживающий в Чили. Вся информация об его биографии и личной жизни является засекреченной и неизвестна никому из российских адептов. Мотивируется это тем, что личность такого уровня и ее жизнь можно понять, только достигнув высокого духовного состояния, а плотским и неразвитым умом ее можно только замарать (что для адепта смертельно опасно духовно). Поскольку никто из российских адептов “высокой духовности” пока не обрел (и, в обозримом будущем, вряд ли обретет), то им приходится довольствоваться устными рассказами приезжающих из Чили учителей о легендарной личности и великих чудесах г-на Саласа. Этот подход, кстати, характерен для многих сект, например, “Детей Бога”, “Искусства жизни”. Чаще всего, правда, наличие покрытой мраком биографии свидетельствует о том, что лидеру есть, что скрывать. Вот такое вот учреждение. Правда, дипломов институт не выдает, так как зарегистрирован, как общественная организация, но зато, в отличие от всех религий, “пытающихся внести успокоение при помощи различных догм, которым приписывается божественное происхождение”[1, c.2], учит своих абитуриентов “величайшей из наук — Оккультизму”. Причем делает это уже восемь лет. Рекламирует институт себя в основном при помощи различных книг г-на Саласа (под псевдонимом Джон Бейнс), где, после обещаний обретения полной гармонии, материального и духовного преуспевания, в конце дается ненавязчивая сноска с указанием абонентского ящика. Работает этот метод неплохо, последователей у института хватает. Возможно и заочное обучение для проживающих не в Москве. Обучение платное, примерно пятьдесят долларов в месяц, плюс доходы от продажи литературы, пожертвования и прочее. В общем, дела идут неплохо, сейчас институт переезжает в большое помещение на Кропоткинской. Деятельность этого заведения как-то проходила мимо внимания соответствующих специалистов и ей не дано никакой оценки. Данная работа — это попытка проанализировать учение и практику института (далее ИГФ) с позиций религиоведения и психологии.

Первое, на что я хотел бы обратить внимание — это тот факт, что ИГФ всячески отрицает религиозную природу своего учения и пытается выглядеть научно. Как же, однако, выглядит человеческое знание и человеческая вера с точки зрения г-н Саласа? Про науку тут речи вообще нет: “наука просто пересказывает оккультизм, сообщая о “открытиях”, которые были известны египтянам и розенкрейцерам” [1, c.56]. Религии же в действительности “заимствовали для своих обрядов различные символы из оккультизма…так, например, в католической религии Исида превратилась в Деву Марию, египетский крест жизни Анк в католический крест, оккультные ритуальные церемонии — в мессу…” [1, c.9]. Однако, все религии человечества “обладают лишь малой частью знаний об оккультизме и используют их исключительно для своей выгоды” [1, c.9]. Особенно, ну, конечно же, христианство. Оно вообще “относится к своим приверженцам как к овцам, не раскрывая им настоящего смысла символов и обрядов. Священники утверждают лишь, что это “таинства”…” [1, c.10]. На гораздо более высоком уровне находится масонство, которое, однако, “тоже утратило ключи герметической науки” [1, c.10]. Единственной настоящей истиной является учение ИГФ, которое представляет собой “величайшую науку преобразования человекообразного животного (это все не члены группы — прим. авт.) в человека” [1, c.11]. Как заявляет сам г-н Салас: “наряду с людьми, которые довольствуются верой в религиозные догмы, есть люди, идущие путем рассуждения, знания и изучения причин” [1, c.56]. Для них и предназначается учение ИГФ. Те же, кто изучает это учение из любопытства — “рискуют сжечь баланс своей жизни” [1, c.9], как запугивают потенциальных критиков. Несмотря на это, я “довольствуясь верой в религиозные догмы”, попытался “пойти путем рассуждения и изучения” и вот, что из этого получилось:

Разбор полетов

1.Критический анализ учения ИГФ

Во-первых, что бы ни утверждал г-н Салас, перед нами, безусловно, религия. Это доказывает наличие в учении ИГФ понятия о Боге, о нефизических составляющих человека (душе и духе), представление о загробной жизни, учение о спасении, как соединении с божеством, наличие идей реинкарнации, кармы, бессмертия души и многое другое. Отсутствие разработанных ритуалов еще ничего не доказывает (существуют религии, у которых практически нет ритуалов). Религия ИГФ представляет собой настоящий винегрет из идей, надерганных в неоплатонизме, буддизме, адвайта-веданте, христианстве, европейском оккультизме и других религиозных и философских системах. Естественно, эти идеи, вырванные из целостного мировоззрения каждого направления и смешанные в одно, не могут не вступать между собой в непримиримые противоречия. Вот, что просто бросается в глаза:

1.Учение о Боге – парадокс №1

Может показаться, что суждения о Боге, рассматриваемые с позиций логики, не являются убедительными. Я также считаю, что логика в данном случае не совсем подходит. Однако, ввиду отсутствия общих позиций, критика учения ИГФ с точки зрения богословия неэффективна. Поэтому придется воспользоваться инструментарием логики. Итак:

Представление о Боге у ИГФ является пантеистическим. “Бог есть все… все, что существует и не существует, заключено в Боге. С точки зрения герметизма мы будем называть Бога…сущностью, от которой все произошло и к которой все возвратится. Это жизненный принцип, присущий минералам, растениям и человеку. Все… образовано…умом, единственной, бесконечной и вечной энергией, проявляющейся в бесконечно малом и бесконечно большом” [1, c.41]. То есть, проще говоря, Бог не личность, а безликая сила, энергия и так далее (например, как сила тяжести). В Боге можно выделить созидательную и разрушительную составляющие, “энергия, которую мы называем Богом, проявляется в форме двойственной силы, с одной стороны, созидательной, а с другой — разрушительной…” [1, c.43]. То есть Бог, как безликая энергия стоит вне нравственных определений, в нем заключено и добро и зло. Это “единственное понятие о Боге, которое допускает рассудок, логика и наука” [1, c.43], как уверяет нас “Великий Мастер и Посвященный” Дарио Салас. Что же, попробуем проанализировать учение г-н Саласа. С одной стороны утверждается, что Бог “бесконечен, вечен, абсолютен и неизменен” [1, c.42]. С другой стороны “Бог сотворил жизнь для роста своего сознания и разума, чего он достигает, усваивая многообразный опыт человека,…главная энергия (Бог) постоянно растет и расширяется в бесконечность…”[1, c.41-42]. Однако если Бог нуждается в росте своего сознания (для чего и творит человека) и постоянно растет в своем сознании (задача человека — способствовать этому росту божественного сознания в своей жизни, по учению ИГФ), то, как можно утверждать, что Он неизменен и абсолютен? Ведь Он не абсолют, потому что ему необходимо расти в сознании, и не неизменен, потому, что изменяется по мере этого роста. Если Бог — бесконечен, то, как понять утверждение о том, что Он постоянно “расширяется в бесконечность”? Бесконечности ведь расширяться некуда. Относительно вечности Бога есть такое утверждение: “это великий отец-мать, сотворивший сам себя, который всегда существовал…” [1, c.41]. Однако если Он сотворил сам себя (не понятно, как и из чего, ведь, по учению ИГФ, до этого ничего не существовало), значит, некогда Его не было и Он не вечен. Раз Бог содержит в себе и созидательную и разрушительную часть, например, “все положительное исходит от созидательной части Бога,…любовь, радость, оптимизм…Зависть, ненависть, уныние… это проявление разрушительной части Бога…”[1, c.44], то, как можно утверждать, что “Он сам и есть любовь и доброта”? [1, c.121]. В другой своей книге Салас, забыв, о чем писал в предыдущей, заявляет: “Как люди ответственные и зрелые, мы верим, что во Вселенной существуют две основные силы: Божественная и…сатанинская. Бог и Сатана находятся в состоянии вечной борьбы, исход которой нам неизвестен” [2, c.9]. Поскольку “Бог есть все” и разрушение, злоба и тому подобное — это тоже Его проявления, то откуда берется Сатана? И такой Бог выглядит шизофреником, раздираемым противоречиями и проводящем жизнь в неустанной (и бесплодной) борьбе с самим собой. К тому же, последовательно рассматривая учение г-н Саласа, можно сделать вывод, что к Нему вообще нельзя приложить категории добра и зла (попробуйте сказать, вот электрическая энергия, она добрая или злая?). Да и вообще, как можно совместить любимые высказывания Саласа типа “Бог сотворил”, “Бог любит”, “Бог созидает”, “Бог желает” и т.д., с пантеистическим о Нем представлением? Желает ли электричество? Созидает ли сила тяжести? Все эти глаголы имеют смысл только, если мы говорим о некой личности. В заключение приведу наиболее интересную мысль Саласа о Боге, оставив ее без комментариев (в них она, по-моему, не нуждается). “В сексе скрыта тайна Бога…если Бог наш Отец, то естественно следует, что Он проявляется через секс” [1, c.31].

2.Взаимоотношения Бога, мира и человека — парадокс № 2

Прежде всего, что такое мир, вселенная, с точки зрения учения ИГФ? “Мир существует только в уме Бога”. Воззрения на мир, как результат мыслительной деятельности Бога, который в уме создает миры и проживает тысячи жизней в созданных им существах, свойственно (и взято) из адвайта-веданте. Но в адвайте из этого делается вполне логичный вывод: существует только Абсолют, все остальное иллюзия. Нечто подобное и у Саласа: “Герметизм утверждает, что все есть иллюзия [1, c.42]. И энергия, и материя — есть “ментальное творение”. Материя — это просто энергия более низкой вибрации (вообще, вибрация — это просто любимое слово Саласа, с ее помощью он объясняет буквально все). Однако в дальнейшем его рассуждения становятся, мягко говоря, непоследовательными и противоречивыми (хотя, можно и простить старика — 70 с лишним лет все-таки). Сравним следующие высказывания: “Мир существует только в уме Бога”, “Бог сотворил вселенную и человека… и т.д.” [ссылка выше], “Человек — это дух, обитающий в теле…Бога можно сравнить с огромной массой воды, распадающейся…на миллионы капель. Каждая такая капля эквивалентна духу человеческого существа [1, с 18] (человеческое Я — это и есть этот дух). И, наконец, “утверждение герметической традиции — Бог не существует вне человека” [2, c.155]. Если Бог не существует вне человека, то, следовательно, Бог представляет собой совокупность человеческих Я, совокупность духа всех людей, живущих и умерших. И раз весь мир, вся вселенная, включая человека, существует только в уме Бога, то непонятно, как это все выстроить в одну логическую цепь. Совокупности человеческих Я (даже скорее просто каждому человеческому Я — интересно, как Салас умудряется разделить Бога на части) снится весь мир, включая само это Я. И как тогда понять выражение “сотворил”? Совокупность человеческих Я сотворила весь мир, и самих себя. Впрочем, выход есть. Можно заявить, что Бог сотворил весь мир, а потом распался в человеческие существа. Но тогда необходимо заявить, что Бога сейчас не существует. Кроме того, если Бог — совокупность человеческих Я, тогда либо не существует никакого Я у Бога, либо не существует никаких человеческих Я. Отдельный вопрос — если человеческое Я — часть божества (безличного или личного), то тогда откуда возможна свобода человеческого Я? Ну что же, рассмотрим этот вопрос:

3.Представления о человеке — парадокс № 3

В учении Саласа имеет большое значение идея о двояком происхождении человека. Во-первых, большинство людей имеют земное происхождение, а небольшая, элитная их часть – космическое. К ней относятся все настоящие Розенкрейцеры (к которым Салас относит всех более или менее заметных людей в истории человечества, включая и себя). Люди земного происхождения – практически животные, человек полностью детерминирован и представляет собой человекообразную машину. В общем, человек состоит из тела (материи), души (личности) и духа (божественной искры, которая и есть его Я). Материя представляет собой слепой, неорганизованный материал. Душа – совокупность воздействий на человека, таких, как обучение, воздействие общества и т.д. У большинства людей истинное Я (дух) находится в порабощении телом и душой и вынужден обслуживать их запросы. То есть они не имеют никакого Я и их жизнь протекает в сумерках сопорозного состояния. Как андроиды, они осуществляют какую-то деятельность по неким программам и не более того. Для учения ИГФ характерно презрительное отношение к материи, как “темнице духа”, свойственное неоплатонизму (по слухам, Плотин не мылся и не ухаживал за своим телом, стыдясь его). Более того, даже наличие индивидуальной души свойственно не всем. Сторонницам женской эмансипации будет небезынтересно узнать, что до момента лишения девственности никакой души у женщины нет. Подтвердить? Пожалуйста: “у девушки нет души, она приобретает ее от первого мужчины, с которым имеет сексуальный контакт, когда разрывается ее девственная плева” [2, c.155]. Вообще, для Саласа свойственна исключительная зацикленность на половых вопросах, к которой мы еще вернемся. Итак, человек – автомат, и в то же время – потенциальный бог вследствие наличия этой божественной искры в себе. Герметизм обещает обеспечить развитие этой искры в адепте и, тем самым дать ему истинную свободу, бессмертие и, в конце концов, всемогущество. Но откуда берется свобода у герметиста? Судите сами: человек – автомат, душа его не более, чем результат влияния окружения, а его Я (дух), как уже показано выше – просто часть некой безличной энергии. Часть безличного, например, силы земного притяжения, никоем образом не может обеспечить наличия Я. В споре представители ИГФ, понимая абсурд подобного предположения, пытаются доказать наличие личности у Бога, противореча собственному учению, которое, впрочем, само себе постоянно противоречит. Даже если согласится с подобным утверждением, проблема остается. Есть одно великое Я, которое состоит из множества маленьких Я (как океан из капель воды – любимый образ герметистов). Очевидно, что или не существует свободы и независимости этих маленьких Я (людей), как капля воды не может принимать решения, отличные от решений океана. Или никакого большого Я (Бога) не существует. Примирить эти утверждения просто невозможно. Ведь решение Бога одновременно есть решение всех его частей (Он един) и ни одна часть Бога не может иметь самостоятельное решение (кроме случаев шизофрении). В конце концов, герметисты соглашаются с этим, мотивируя таким образом: “Все люди являются детерминированными низкими материальными страстями. А мы – детерминированы высшим, то есть Богом”. Но, простите, тогда о какой свободе, обретаемой при помощи герметизма, может идти речь? Это просто свобода раба выбрать себе более доброго и “хорошего” хозяина. Да и почему, собственно, хорошего? Ведь, по их мнению, в Боге есть и добро и зло, и любовь и ненависть, как показано выше. Книги Саласа переполнены моралистикой и глубокомысленными рассуждениями о необходимости любви, добра и т.д. для духовного развития, ориентированные на поддержание положительного имиджа учения. Но, по его же мнению, какое значение имеют нравственные ценности и какое место занимают? Увы, относительное. “Обычно люди связывают сознание с понятиями добра и зла. Но сознание находится вне добра и зла, поскольку эти понятия относительны” [1, c.100]. Любой поступок оценивается с точки зрения его мотивации, а не фактического содержания. Герметик находится вне добра и зла и его поступки не могут оцениваться с точки зрения обычного человека. “О мире, в котором живет истинный адепт… мы не можем судить по человеческим канонам. Этот мир подчиняется другим законам, в нем другие истины и другая шкала ценностей…” [1, c.165]. Отсюда, например, становится возможной ситуация, когда “Учитель” Салас приводит в книгах откровенно лживые цитаты из Евангелия, а ученики ИГФ, когда им на это указываешь, утверждает примерно следующее: “Мы не можем судить об Учителе и о его побуждениях”. По сути, получается, что оправданы безнравственные поступки, если они совершаются ради великой цели. Примерно так рассуждал и Раскольников, убивая старуху-процентщицу (что из этого вышло дальше, всем хорошо известно).

4. Люди, ангелы и демоны

Картина жизни обыкновенного человека, не вступившего еще на путь герметизма (и не платящего пока за обучение деньги) просто чудовищна. Человек – это не только человекообразная машина, не имеющая ни свободы, ни самостоятельных суждений, но и жертва многочисленных “ментальных демонов”, окружающих его и высасывающих из него жизнь. Проще говоря, каждая мысль и каждое желание осуществляется на другом, не физическом, а “ментальном” уровне, порождая различных существ, которые впоследствии существуют в связи с человеком и за счет его энергии. А в акте совокупления уже прямо порождаются ангелы или демоны (ангелы – герметистами, а демоны – всеми остальными). “Энергетическое пространство Земли наполнено магнетическими монстрами – детьми миллионов пар” [2, c.205]. Обычный человек этими существами полностью порабощен, именно они вызывают болезни, пороки, пагубные пристрастия и прочее. Вот образчик подобной картины мира: “если бы нам пришлось увидеть энергетический уровень, то мы пришли бы в ужас…мы бы увидели настоящий зоопарк, людей с паразитами ментальной энергии, впившимися в разные части тела…каждый из этих паразитов принимает форму гротескных животных, настоящих демонов…” [1, c.68]. Плюс ко всему, обычный человек еще и раб кармы, да и возможность реинкарнации для него сомнительна (по учению Саласа, реинкарнация только для достойных, а остальные просто растворяются в океане безличной божественной сущности – явное заимствование из гностицизма с его “гиликами”). Как же человек дошел до жизни такой? Здесь начинается учение ИГФ о грехопадении

5. Грехопадение – последствия неудачного секса — парадокс № 4

Начало человеческого рода довольно противоречиво и сомнительно. В одном месте утверждается, что Бог сотворил Адама и Еву, в другом – что человек первоначально был гермафродитом [вынесено в эпиграф]. Пойдем пока по первому варианту. Итак, Адам и Ева жили в “оккультном раю” и все было хорошо. Затем “поддаваясь своим страстям, бездумно и бесконтрольно занимаясь сексом, люди постепенно утратили способность воспринимать реальность, поскольку их чувственные ощущения были такими многочисленными,… что привели к нарушению их ментальной функции” [1, c.33]. Однако о чем конкретно идет речь? В чем “греховность” взаимоотношений Адама и Евы? Оказывается “только при одновременном слиянии тел и душ возникает настоящее глубокое и духовное божественное наслаждение от истинного сексуального союза. В этом заключается разница между греховным и безгрешным. Грешат только те, кто совокупляется подобно животным” [1, c.34]. Итак, грехопадение заключалось в том, что Адам и Ева не получали “божественного наслаждения” от своих отношений. Отсюда и пошли все беды (сексоцентризм, свойственный учению ИГФ мы рассмотрим ниже). Таков первый вариант развития событий. Интересно, как примирить его с вариантом первоначального гермафродитизма человека? Признавая сотворение в начале истории Адама и Евы (и прикрывая свое, мягко говоря, неортодоксальное учение авторитетом Библии, которую Салас нещадно перевирает, толкуя все так, как ему нравится), Салас в то же самое время говорит о гермафродите. В данном случае он просто приносит в жертву принципам оккультизма свои предыдущие высказывания. Ведь “человек создан по образу Божию”, а Бог у Саласа имеет и мужские и женские черты, то необходимо, чтобы человек был устроен подобным же образом. Но посмотрим на все несколько проще. Если первый человек был гермафродитом, включающим в себя Адама и Еву, то о каких сексуальных отношениях здесь можно говорить? С самим собой? Если присовокупить сюда и деторождение, необходимое для дальнейшего роста числа людей, то картина получается довольно странная. Кроме того, если все от Адама-Евы, то откуда взялись инопланетяне, которые прилетели к нам на заре истории? Чтобы стать инопланетянами, они должны были бы сначала улететь с нашей планеты, где был создан первый человек. И если в то время человек был уже способен к полетам в космос, то почему инопланетяне, вернувшись через некоторое время, обнаружили на Земле только человекообразных животных, неспособных к дальнейшему развитию (они их пожалели и остались, с чего все дело развития человечества и началось). Да еще, видимо, забыв, откуда взялись они сами, очень удивились, обнаружив на земле похожих на них внешне существ. Да и как отдельна взятая “группа товарищей” могла достичь столь высокого технического развития при общей плачевной картине человекоживотных, да еще “в рекордно короткие сроки”? Или Бог творил мир по кусочкам, сначала в одной области пространства (вместе с инопланетянами), потом в другой (с людьми)? Эти вопросы остаются без ответа. Вообще, когда что-то подобное спрашиваешь у адептов ИГФ (которые учатся уже по 8-9 лет), то получаешь примерно такой ответ: “Это мы не проходили, это нам не задавали” или “Это тайна, которая нам пока не открыта”. Вот такая содержательная дискуссия. Кстати, нежелание воспринимать критику и стремление отметать с порога неудобные аргументы свидетельствует о существующем контроле сознания среди адептов ИГФ.

6. Как стать настоящим человеком или учение о спасении

Попробуем для начала дать определение настоящего человека. Любой человек – маленький космос, полностью соответствующий большому. По учению ИГФ, настоящий человек – это человек, реализовавший в себе божественную природу, развившийся до соединения с Богом (который находится внутри него) и фактически, ставшим богом. Ему подвластно абсолютно все. Достичь этого состояния можно, преодолев свои страсти и все, что мешает духу и достигнув слияния с ним. Для этого, кроме использования специальных техник необходимо посвящение и ключевую роль играют сексуальные отношения.

Секс – двигатель духовности?

Картина выглядит примерно так. Возникновение и развитие мира является следствием “Божественного Эроса”, определенных взаимоотношений между мужской (творящей) и женской (Природа) частями Бога. В нашем мире мужчина олицетворяет собой творящую силу Бога, а женщина – Его женскую часть. Первая проблема в том, как ностальгически вздыхает г-н Салас, что мало, мало осталось настоящих мужчин и женщин. Любая женщина (не герметик) состоит из 3/4 женского и 1/4 мужского начала. Мужчина, соответственно, наоборот. И первой задачей является в соответствующих отношениях передать часть противоположного пола партнеру, соделав его (ее) 100% мужчиной (женщиной). Поодиночке достичь совершенства не удастся, необходимо как бы создать андрогина. “Женщине необходим мужчина для возвышения до небес духа… Для мужчины без женщины не достижимы ни мудрость, ни рай” [2, c.261]. Основным средством для достижения “высшего сознания” в полном соответствии с духом тантризма является секс. “В индуизме слово samhadi означает состояние божественного экстаза. Это состояние достигается при помощи ментального коитуса, состоящего во взаимодействии магнетических полов при участии развитого ума партнеров…Ментальный коитус – состояние глубокого удовольствия…Духовное удовольствие (синоним коитуса – прим. автора) намного более интенсивное и утонченное, чем чувственное, но его могут переживать только те, кто смог стать истинно духовным…” [2, c.263-264]. Оставим на совести г-н Саласа подобную оценку индуистских идей и практик. “Развитию магнетической сексуальности способствует длительный половой акт,…может длиться от 30 минут до часа” [2, c.210]. Кроме того, в подобном акте человек творит настоящих богов. “Тайна теургии утверждает, что человек способен создавать богов…они вместе с родителями образуют “божественную семью”. Они также защищают своих родителей и помогают им достичь полной эволюции” [2, c.263]. Также эти отношения восстанавливают “оккультный рай” (который потеряли Адам и Ева) и в котором партнеры “приобретают силу к зарождению всего”. Сексоцентризм учения ИГФ доходит просто до абсурда. Приведу несколько цитат, оставив их без комментариев. “Слышать, видеть, трогать, есть, жевать, сосать, нюхать, ощущать вкус – все это сексуальные стимулы. Люди ходят в кино, ведут светскую жизнь, едят, слушают музыку, грустят и радуются потому, что все это содержит сексуальные стимулы. Человек, получающий удовольствие от жвачки…его расслабление происходит от секса. Курильщик имеет глубокие сексуальные комплексы,…получает удовлетворение…Удовлетворения можно достичь только благодаря магнетической сексуальности…Состояние религиозного экстаза святых – не что иное, как сексуальная нирвана. Все, чего ищет так страстно человек, есть стремление к сексуальной реализации, даже если им движут другие мотивы” [2, c.195-200]. А как вам понравиться, например идея о зависти женщины к пенису? Об этом можно прочитать в [2, c.116].

Посвящение

К сожалению, пока неизвестно, каким образом осуществляется посвящение. Из абитуриентов института пока еще никого не посвящали. Происходит это, по-видимому, по месту проживания “Учителя”, в Чили.

На этом я заканчиваю обзор некоторых аспектов учения ИГФ. Я не стал писать о многих характерных для современного оккультизма идеях, таких как, реинкарнация, карма, энергетический вампиризм, представления о загробной жизни и бессмертии и прочее, хотя там абсурда ничуть не меньше (а может и больше), чтобы не перегружать работу. Сказанного, на мой взгляд, вполне достаточно для общей картины. И, теперь, в связи с настойчивым подчеркиванием г-ном Саласом научной природы учения ИГФ и противопоставлением его вере, например: “истинное духовное развитие – вне веры, поскольку вера есть антитезис духовности, и является скорее основанием для различных суеверий” [2, c.44] имеет смысл поинтересоваться, а что, собственно, научного в подобных представлениях? Разве не являются и они, в свою очередь, предметом веры? Чем и как можно научно подтвердить весь этот абсурд? Вот тут вам без запинки ответят: “Можно подтвердить практикой”. Однако если какие-то практические методики, взятые Саласом из психологии, работают, то, как сей факт подтверждает столь неортодоксальное учение? В некоторых первобытных племенах узнают дальнейшую судьбу тяжело заболевшего соплеменника, приводя к нему животное, являющееся тотемом племени (в изученном случае, собаку). И этот метод действительно работает с определенной степенью точности, ведь животное нередко способно по запаху и другим признакам определить состояние больного. Но, имеем ли мы право утверждать, что факт эффективности этого метода научно подтверждает веру племени в связь человека и его тотема? И не пора ли нам идеи тотемизма объявить научно подтвержденным знанием? Закончив этим риторическим вопросом, займемся рассмотрением практической стороны деятельности ИГФ.

2.Практическая деятельность ИГФ и ее оценка с точки зрения сектоведения

Я бы хотел отметить, что не буду сопровождать примерами каждое утверждение, чтобы не перегружать работу бесконечными цитатами. Однако каждое слово при необходимости я готов подтвердить соответствующими ссылками.

В практике ИГФ можно выделить следующие тревожные признаки

Европейский вариант гуруизма (исключительного, божественного авторитета лидера и его представителей)

Каков статус и роль “Учителя” в ИГФ? Можно без преувеличения сказать, что это сверхъестественное существо. Он “истинный наставник человечества”, “внутренне излучение всех учителей одинаково, ибо это излучение Христа” [1, c.162]. “Он находится в единстве с Богом, вне жизни и смерти, он остается вечной загадкой,… и мы можем лишь постараться понять его, насколько нам позволит наше сознание” [1, c.165]. Он обладает практически всемогуществом и тому подобное. Отношения ученика и учителя строятся на принципах абсолютного подчинения. Приведу в доказательство несколько цитат “Учителя” (г-н Саласа). “Достичь истинного посвящения и загореться духовным огнем можно лишь одним способом – вступить в контакт с подлинным духовным Проводником…ученик должен иметь полную и абсолютную веру в Учителя…ученик должен слепо повиноваться своему физическому учителю. Повиновение Учителю – это первое препятствие, с которым сталкивается искатель истины, так как очень трудно отказаться от собственной воли,…однако в действительности ученик не жертвует своей волей…по той простой причине, что у него ее никогда не было” [1, c.153-155]. Учитель берет на себя всю карму ученика и очищает ее своей энергией, он выступает его спасителем. Психологически происходит регрессия адептов на детский уровень мышления, с понятиями “всемогущих взрослых”, способных решить любые проблемы.
Культивирование элитарности адептов

По уровню развития сознания Салас разделяет обычных людей на три части. Но все они – “люди-машины или автоматы” [1, c.61], “человекообразные животные” [1, с.11]. “Для обычного человека эволюции, сознания, воли, свободы выбора и человечности не существует” [1, c.99]. Напротив, адепт ИГФ даже в начале своего пути уже наголову выше всех остальных. Он уже принадлежит к “неизвестной категории человеческих существ, от которых до остальных доходят только искры их гения” [1, c.61]. Он находится среди “избранных” [1, c.61]. “Духовное состояние ученика…так возвышенно и так отличается от состояния обычных людей…” [1, c.164]. Только адептов и можно назвать людьми в полном смысле этого слова. “Мы обращаемся к элите, не социальной или экономической, а к духовной…” [2, с.109].
Формирование образа врага

В группе настойчиво культивируется мысль о том, что любое противодействие деятельности адепта среди родных, знакомых и прочих людей есть проявление деятельности “великого зверя” и служит подтверждением истинности выбранного пути. Адепта предупреждают: “ученик встретит противодействие тех, кто, так или иначе, служит зверю. Это могут быть друзья, родственники, муж или жена, братья, сестры…” [1, c.153] . Возможна и агрессия внешнего мира на группу в целом. “Любое действие рождает противодействие,…зверь бешено атакует того, кто начинает трудиться во имя спасения человечества. Они помнят мученичество Иисуса…пытки инквизиции” [1, c.150].
Ничем не обоснованная монополия на истину

“В мире существует бесчисленное множество школ, которые…обучают оккультизму, однако они…не дают истинного Посвящения, способного зажечь духовное пламя человека. В ком не горит духовный огонь – не более чем говорящая машина…” [1, с.151]. “Тысячи дверей манят к себе, и на каждой вывеска “Начало пути мудрости и истины”. И только одна из них ведет к истинному Посвящению и подлинному знанию тайн Природы” [1, c.151]. Надо ли говорить, что вывеска на этой двери гласит “Институт герметической философии Дарио Саласа”?
Исключительные сакральные полномочия ИГФ

Институт является представителем “великой вселенской цепи Посвященных, начало которой уходит в древность и которая никогда не оборвется, потому что божественная сила вечна и бесконечна” [1, c.166]. Только “собственный дух ученика может привести его к истинному Учителю” [1, c.167]. “Того, кто заслуживает войти в эту дверь (с соответствующей надписью, см. выше), будет вести его бессмертный дух…нужно осторожно искать истинную школу, обращаясь к собственному духу с просьбой вести и направлять к истине [1, c.151]. “Человек, стремящийся к духовному совершенству,…притягивается к Учителю,…а тот, кто полон сомнений,…встречается с сильным невидимым сопротивлением. Учитель…доступен только тем, кто этого достоин” [1, с.166]. Таким образом, приход в группу является результатом водительства ученика божественным духом.
Запрет на критику

Ученику внушают: “Зверь хорошо знает слабости человека, поэтому он атакует наиболее уязвимые стороны…внушает, что человек, обладающий разумом и силой воли, не должен повиноваться другому, потому что это считается рабством. Он внушает сомнения, страх и недоверие к учению и учителю. Он создает препятствия на пути, которые могут оказаться непреодолимыми для тех, кому недостает решимости достичь своей цели, во что бы то ни стало…” [1, c.157]. “Препятствием”, создаваемым “зверем”, может стать и, например, семья. “Еще одна ошибка, которую… допускает ученик, состоит в том, что он пытается судить о действиях учителя в соответствии со своими представлениями, что абсолютно невозможно, так как уровень сознания учителя намного выше…ученик не может увидеть то, что очевидно для учителя [1, c.158]. Все это впоследствии приводит к активизации психологических механизмов репрессии, возникновению “внутреннего цензора”, отметающего неудобные факты с порога, не допуская их на осознаваемый уровень. На практике это означает, что любые возражения со стороны “внешних” воспринимаются, как искушение, исходящее от “зверя”, слепым орудием которого является собеседник. При этом понятно, что все это не способствует установлению разумного диалога с адептом.
Утверждение о возникновении очень серьезных проблем у людей, покидающих группу

Во-первых, покидающий группу человек вновь попадает в лапы “зверя” и утрачивает всякую надежду на духовное развитие. Он вновь постепенно становится автоматом, утрачивая полностью сознание и находясь в плену автоматизмов. Он теряет защиту эгрегора группы и оказывается игрушкой в руках враждебных космических сил, тех, “которые преследуют свою собственную цель ущерб самоопределению людей, могут подвергнуть гипнозу одновременно все человечество” [1, c.15]. Всякие извинительные причины выхода из группы отсутствуют. Это всегда проявление слабости, бездуховности человека и тому подобное. “Если ученик по какой-то причине уйдет из группы сразу после разрушения ментальных автоматизмов, он ощутит внутреннюю пустоту и отсутствие опоры, что может привести ко многим отрицательным последствиям. Поэтому, как только ученик прекращает следовать указаниям учителя, тот снимает с себя ответственность за ученика” [1, c.154] “Если ученик из-за гордости, неверия или подозрительности не следует советам учителя, то он отказывается от себя самого, поскольку подчиняется диктату внутреннего зверя” [1, c.155]. Для ученика существует только два варианта: остаться в группе или уйти, оказавшись в плену зверя. Выбор, понятно, очень непрост (при условии веры во все это). Кроме того, Учитель осуществляет и нравственное давление на учеников, “…принимая нового ученика, учитель берет на себя всю его карму и становится ответственным за все его действия. Если ученик впоследствии прекращает обучение…учителю придется нести бесполезное бремя кармы…”[1, с.158].
Патологическая откровенность

От учеников настоятельно требуют полной откровенности в отношениях с учителем. У ученика нет, и не может быть никаких тайн, никакой интимной, внутренней жизни, независимой от учителя. Он не может выбирать, когда поделиться с учителем своими тайнами, а когда нет. В конце концов, эта чрезмерная внутренняя обнаженность ученика может привести (и, по-видимому, приводит) к размыванию границ личности. “Ученик должен полностью доверять учителю и быть абсолютно искренним, он не должен говорить полуправду…” [1, c.154].
Закрытость учения для посторонних и наличие уровней истины

“Каждый вступающий в группу посвящения должен дать строгую клятву хранить тайну…если он нарушит эту клятву, уйдя из группы, то подвергнется наказанию Природы за нарушения обещания, данного своему духу” [1, c.164]. Наличие уровней посвящения совершенно очевидно, например, из невозможности судить о действиях учителя. В России, похоже, всего два уровня – ученик и инструктор, существует и третий (сам Учитель).
Отрицание всякой ценности, значимости жизни адепта до вступления в группу

Жизнь адепта начинается с нуля, вступление в группу – это новое рождение. До этого ученик вел жизнь зверя, животного, служил “Сатане”, творил демонов и тому подобное. Он был роботом, автоматом. Теперь он встал на путь освобождения, истины, служения людям и всему человечеству.
Нравственная и социальная мимикрия

Выражаются в том, что группа объявляет себя единственным монополистом всего доброго и светлого, которое было в истории человечества. Так все светлые личности в истории, включая Христа, объявляются представителями и учениками розенкрейцеров. Заверяется, что служение людям, добру возможно только в рамках группы. Группа также единственный хранитель утраченного другими знания, способного спасти все человечество. “Какой путь выбираешь ты? Путь эгоиста, использующего душу земли, как свалку…или путь того, кто отдает ей самое лучшее…” [1, c.152]. “Посвященный клянется применять полученное знание и силу ради всеобщего блага. Тайный труд посвященного направлен на достижение мира во всем мире…”[1, с.149-150]. Мимикрией является и использование авторитета Библии. Салас постоянно использует цитаты из Нового Завета, вырывая их из смыслового контекста и толкуя, как ему вздумается, а порой просто придумывая. Приведу конкретный пример: “Давайте вспомним историю о том, как Иисус проходил с учениками мимо разлагающегося зловонного трупа собаки. Все отвернулись, кроме Иисуса, который сказал: “Какие прекрасные зубы у этого зверя. Они сияют, как жемчужины”…” [1, c.126]. Так вот, ни в одном Евангелии (даже апокрифическом) вы ничего подобного не найдете. Перед нами просто наглая ложь, рассчитанная на неосведомленность слушателей.
Дискредитация внегрупповых ценностей

Оккультный путь объявляется единственной, имеющей исключительное значение ценностью, в жертву которой возможно принести все остальное. Это способ стать богом, достичь невероятного совершенства, власти над материей, добиться буквально всего, что только можно пожелать. Общечеловеческие ценности либо монополизируются группой, которая объявляет, что за ее пределами их реализация невозможна (вы не сможете передать детям “хорошую карму”, вы родите либо робота, либо ребенка с демоническим началом и прочее). Либо они объявляются не истинными, ложными.
Наличие специфического языка

Ну, например, понятие “личности”. На языке группы оно означает психические автоматизмы, привитые средой и прочими детерминирующими фактами.
Формирование оккультного мышления

Прежде всего, осуществляется дискредитация научной картины мира, отрицается всякая истинность и ценность научного знания. Другими словами, дисциплинированное мышление, логика, реалистическая ориентация отбрасывается, как несостоятельные. Оккультное мышление, которое на самом деле представляет собой регресс сознания на уровень архаики, объявляется “высшим приобретением человека” и тем, что делает адепта человеком в отличие от окружающих его человекообразных роботов. Подтверждения гипотез базируются исключительно на индивидуальных психических переживаниях, которые являются единственным критерием истины. Надо ли говорить, что психические переживания, которые сами возникают по определенным психическим механизмам, не объективны и не могут подтвердить или опровергнуть что-либо. Восприятие их, как непреложной истины, в ущерб логике, свойственно в психиатрии бредовым или бредоподобным состояниям. Особенно, если учесть, что эти механизмы плавно направляются в нужную сторону практикой группы. Сомнения рассматриваются, как сопротивление “зверя” и подавляются. Надо отметить и наличие характерного для любой секты и удивительно простого метода, противостоящего научной и прочим картинам мира, и объясняющего буквально все. В данном случае это ментальность, вибрации и магнетизм.
Дискредитация нравственных принципов

В литературе группы буквально на каждом шагу встречаются рассуждения о любви, о служении и прочие красивые слова. Чтобы покончить с этим словесным туманом, приведу несколько примеров об истинном отношении Саласа к некоторым общечеловеческим ценностям. “…Хотелось бы раз и навсегда покончить с мифом о том, что дети любят родителей.…Все эти милые проявления чувств…являются ничем иным, как попыткой манипулировать своими родителями” [2, c.168-169]. “Нежность родителей к детям…является ничем иным, как любовью к самим себе…” [2, c.169]. Что является единственным критерием любви? Ни проявления высших человеческих чувств, как вы могли бы подумать, а “если пара образует супружескую ауру…в форме овоида” [1, c.34]. А кто может определить, возникает ли она в каждом конкретном случае? Естественно, только Учитель или, на худой конец, инструктор. “Что же касается детей из плоти и крови…все обстоит примерно так:…биологически они – люди, а психологически – животные,…и иногда имеют демонические души” [2, c.201]. Да и что ожидать от людей, не занимающихся в ИГФ? Мы с вами просто грязные животные и любовь мы считаем “спонтанным актом, как у животных, насекомых и растений” [2, с.105]. Наша любовь всего лишь “инстинктивные и болезненные отношения психологически неразвитых людей, которые хватаются за любовь, как за спасительную соломинку, надеясь, что она приведет их к идеалу” [2, c.88]. Мы рожаем детей просто благодаря программе выживания вида homo sapiens. Ну и дальше в том же духе.
Психологические методики манипуляции

Используемые психологические методики не отличаются жестким деструктивным характером и не направлены, по-видимому, на установление тотального контроля за психической деятельностью адепта. Скорее перед нами мягкие, “кошачьи” методики практической психологии, которые, однако, при настойчивом применении достаточно эффективно подавляют возможные сомнения и укрепляют преданность и верность группе. К сожалению, на занятиях побывать не удалось и полной психологической оценки используемых методик дать нельзя. Вся информация почерпнута из разговоров с практикующими. Причем я убежден, что о многом просто не было сказано. Скорее всего, используемые средства манипуляции и обширней и эффективней.
Групповые практические занятия

Происходят под руководством инструктора, строятся на принципе полной, “исповедальной” откровенности перед инструктором и группой. Чувство эмоциональной принадлежности к группе приводит к неосознанной самоидентификации с групповыми ценностями (учением ИГФ). Используется также “принцип социального доказательства”, когда всякие сомнения отметаются, как ошибочные, поскольку не разделяются другими членами группы (право всегда большинство). Более того, сомнения рассматриваются, как измена общему делу, показатель слабости и т.д. Учтите также давление авторитета инструктора, который рассматривается, как сверхчеловеческое существо. Вообще, на занятиях практикуется практически военная дисциплина, скажем, опоздавший хоть на минуту уже не допускается на занятия. По моему мнению, все это, вкупе с авторитетом инструктора, приводит к регрессии отношений в группе на уровень отношений Взрослого и детей
Индивидуальные техники

Включают в себя обязательные дыхательные упражнения, во время которых на фоне глубокого дыхания необходимо представлять, как в тебя вливается космическая энергия. Также ежедневное упражнение на “остановку мыслей”. Оно представляет собой медитацию на определенный цвет или звук, либо “визуализацию” образа бездонной ямы. Наиболее часто встречается медитация на выбранный цвет. Задача – добиться остановки мыслей (которые рассматриваются, как нечто чуждое Я) и приобрести практический опыт “бодрствования”. Сходным является настойчиво рекомендуемое постоянное самонаблюдение, отторжение “Я” от ситуации, взгляд на себя со стороны, с постоянными сомнениями типа: “Я – тот, кто этого хочет”, “Я – тот, кто это делает”. “Чтобы быть сознательным, необходимо помнить себя, потому что когда человек себя забывает, он впадает в состояние сна” [1, c.97]. “Необходимо добиться…разделения, при котором на первом месте будет Я, на втором – объект внимания” [1, c.97]. Регулярно практикуемые техники остановки мыслей, отчуждения от собственной психической активности, которая рассматривается как результат действия психических автоматизмов, либо враждебных космических сил, подвергающих гипнозу все человечество, похоже, порождают явление, известное в психиатрической практике, как деперсонализация. Также для достижения каких-то материальных целей рекомендуется следующее. Если вы, например, хотите приобрести сапоги, то каждый день необходимо “визуализировать” эти сапоги в определенном месте комнаты, ни в коем случае не допуская сомнений. И, будьте уверены, вскоре они у вас появятся. Подобные нехитрые психологические трюки, используемые шарлатанами всех времен и народов с незапамятных времен (вспомним хотя бы гадания), а также достигнутое чувство отчуждения “Я” от сознательной активности индивидуума, выдается за неоспоримое доказательство истинности всех построений Учителя.
Создание исключительных трудностей на пути адепта и обесценивание промежуточных результатов

Ученикам постоянно говорится о крайней сложности выбранного пути, о необходимости полного самоотречения, о практической невозможности для большинства достичь значимых результатов. В психологическом плане формирования культовой личности трудности и лишения имеют весьма важную роль. Здесь действует “правило возрастания ценностей”, то, что достается с большим трудом, ценится несравненно дороже. Кроме того, значение имеет только конечный результат, соединение с божественным духом, которого в обозримом будущем адепту не достичь. Если же он уйдет на каком-то этапе, то потеряет все, что “обрел” за годы тяжелого труда. Человек уподобляется ослу, вечно бегущему за подвешенной морковкой.

Какой же вывод из данного исследования можно сделать? ИГФ представляет собой религиозную оккультную секту, с определенным уровнем контролирования сознания адептов, руководствующуюся аморальными и асоциальными установками. И если Вам, читатель, когда-нибудь попадется в руки книга, в красивой обложке, наполненная обещаниями о достижении всего, что только можно пожелать и высокопарными фразами о любви и гармонии, в конце которой Вы увидите следующее: “Читателю, духовное искание которого требует углубленного знания герметической науки, мы предлагаем возможность занятий на…курсах…” с адресом “Институт герметической науки Дарио Саласа” и абонентским ящиком, то будьте очень ОСТОРОЖНЫ, вы рискуете многим (если не всем).

Мастер Ден

Источники:
Бейнс Джон, “Говорят Маги”, издательство М-ОКО, Москва, 1999 г.
Бейнс Джон, “Наука любви”, Москва, 2000 г.
Устная информация из бесед с абитуриентами (фамилии по понятным причинам не называю)

Источник: http://iriney.ru