image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Сайентологическая организация

Сайентологическая организация

Перевод. Семинар ОБСЕ о свободе вероисповедания.
Варшава. 16 по 19 апреля 1996
Немецкая делегация

I. Становление и организационная структура.

Сайентологическая организация была основана американским писате-лем-фантастом Л.Рон Хаббардом (1911-1986). Его кнага «Дианетика: современная наука душевного здоровья», опубликованная в 1950, положила начало развития Сайентологической организации.

В 1950 в Америке был открыт первый Дианетический центр для пропаганды методов самоулучшения, описанных в его книге. В настоящее время Сайентология, возглавляемая Дэвидом Мискавиджом, является четко иерархированной организацией, разветвленной по всему миру, и проявляющей активность во всех сферах жизни, включая бизнес, политику, культуру и образование. Она имеет международную сеть индивидуальных организаций, каждая из которых руководится из центра менеджмента в США и направлена на единую цель — пропаганда и маркетинг технологий Хаббарда. По собственным данным Организации имеется 3100, так называемых, церквей, миссий и филиалов в 107 странах и около 8 миллионов членов. Центр менеджмента находится в Лос-Анджелесе, а мозговой центр в Клируотере (Флорида). Ее европейская штаб квартира находится в Копенгагене.

В Федеретивной Республике Германии Сайентологическая организация имеет 7 «церквей» в Берлине, Дюссельдорфе, Франкфурте, Гановере, Гамбурге, Мюнхене и Штутгарте, а также 10 «миссий» и 3 Центра знаменитостей. Нет надежных цифр по численности. Сама Сайентологическая организация заявляет, что имеет 30,000 членов в Германии.

Дополнительно имеется целый ряд организаций, не включающих термин «Сайентология» в свое название, но тем не менее являющихся частью Сайентологической организации, такие как НАРКОНОН (Лечебная служба для наркоманов), или Комиссия по психиатрическому злоупотреблению правами человека (KVPM), или Центр индивидуального и эффективного обучения (ZIEL).

II. Учение и цели Сайентологической организации.

Основной догмат Сайентологии состоит в том, что мир обречен на уничтожение. Считается, что Рон Хаббард разработал единственный возможный путь к спасению. В Дианетике он дал способ «раскрытия неиспользуемых интеллектуальных способностей и гениальных возможностей». Он понимает человеческое здравомыслие, как банк данных, который единственный может решить все проблемы, если обеспечен полной и правильной информацией.

Работу сознания Хаббард рассматривает через функционирование двух частей, «аналитического» ума, который ответственен за решение жизненных проблем, и «реактивного» ума. «Реактивный» ум хранит чувственные записи болезненных событий, так называемые «инграммы», которые рассматриваются как помеха решению жизненных проблем и причина психологических проблем.

Целью дианетики, таким образом, является удаление таких инграмм. В результате такого процесса очищения предполагается появление индивидума со сверхчеловеческими способностями, свободного от каких-либо физических и умственных расстройств, так называемый «клир».

Так как Дианетика вначале возникла как форма самопомощи, ориентированная на тело и ум, и не содержащая каких-либо элементов религии, Хаббард приступил к созданию Сайентологии, как науки о знании в полном смысле, в котором Дианетика была только частью.

Сайентология учит, что за пределами тела и ума существует так называемый основной элемент личности, называемый «тетан», представляющий человеческий дух или жизненную энергию, и который обладает сверхестественными возможностями. С точки зрения Хаббарда тетаны могут покидать тело, которое они заселяют, и существовать вне какого-либо физического тела за пределами физической вселенной. Этот дух или жизненная энергия должны пониматься так, что мы можем продвинуться до более высокого уровня существования, где на нас не будут влиять всякие жизненные неурядицы и неприятности. Это и есть путь достижения состояния полной душевной свободы или состояния «Оперирующий тетан». Это состояние достигается после того, как человек прошел состояние «клир».

Согласно сайентологической доктрине достижение состояния Оперирующего тетана является ключом к бессмертию.

Оперирующий тетан способен контролировать физическое вещество, энергию, пространство и время. В идеале, Оперирующий тетан не вселен в тело, но находится поблизости от него. Постулируется, что любой, кто использует сайентологическую технологию, может стать самоопределенным, действительно богоподобным сверхсуществом, не ограниченным размерами пространства и времени.

Целью Сайентологической организации является создание нового по сайентологической модели человека и нового мироустройства, существующего исключительно по принципам сайентологии.

Необходимость полной трансформации общества по сайентологическому образу вытекает из аргумента, что мир в его настоящей форме обречен на уничтожение. Спасение возможно только через применение Хаббардовской технологии. Сайентология, таким образом, претендует на роль окончательного арбитра и единственного пути спасения. Она эксплуатирует человеческий страх, чтобы продать людям свои курсы и тренировочные программы.

Хаббардовские заявления достаточно просты: только Клиры и ОТ переживут разрушение планеты; что мы и только мы знаем, как делать Клиров и ОТ; это фатально не быть сайентологом; более того, те кто не являются сайентологами не имеют шанса достичь персонального бессмертия.

Заявляя, что только сайентологи могут стать бессмертными, Сайентология предлагает широкий набор курсов и тренировочных программ, которые она называет мостом к полной свободе. Эти заявления демонстрируют элитарность подхода, который разделяет человечество на сайентологов и несайентологов.

Заявление Сайентологии, что только она является единственным путем к спасению, идет рука об руку с требованием беспрекословного послушания от своих последователей и бесколебательным приятием сайентологических доктрин; курсы общения и так называемый одитинг являются методиками, разработанными для систематического внедрения некритического приятия и подавления всякого независимого мышления. Более того, хранятся письменные записи сессий одитинга, которые затем пропускаются через аналитика [case monitor], который систематически оценивает записи. Таким образом, информация о людях, ищущих помощи, также как об их родственниках и друзьях, через записи становится полностью доступной для Сайенологической организации.

Заявление, что организация обладает единственным ключом к спасению, ведет к поляризации между замкнутым миром Сайентологии, который по определению хороший, и остальным миром, который олицетворяет зло или неправду. Это типичное мышление по принципу свой — чужой, являющееся чертой всех тоталитарных групп, также характеризует сайентологический подход к ее критикам. Отсутствует поле для диалога и объективных дебатов; наоборот, критики должны быть запуганы и задавлены. Так как с точки зрения Хаббарда все критики имеют криминальное прошлое, эти детали должны быть вскрыты и использованы для подавления. Сайентологическая доктрина так называемой «честной игры» доходит до полного отрицания права на критику. В отличие от других сайентологических заявлений, эта технология работы с критиками всегда имела под собой почву.

Чтобы достичь цели в «клировании» планеты, члены Сайентологической организации призваны занимать ключевые позиции в обществе, бизнесе и политике. В 1979 правящая верхушка Мирового Института Сайентологического Предпринимательства (WISE) отметила начало плановой инфильтрации в область бизнеса. Задачей WISE является внедрение в область бизнеса стандартизованной Хаббардовской технологии управления. Целью является внедрить в каждую компанию Хаббардовскую концепцию этики и разработанную им систему контроля. В своей публикации «Что такое Сайентология?» WISE описывает свою деятельность. Деятельность WISE связана не только с чисто экономическим ростом и увеличением прибыли, но идет далеко за пределы этого: сайентологи видят WISE как важный инструмент расширения своей социальной и политической области. Организация критикует правительства за недостаток административной технологии, в то время, как каждый член WISE рассматривается как гарант причинности, порядка и стабильности. Таким образом, с Сайентологией, как заявляется, бизнес может расти, а правительства править мудро («What is Scientology?», New Era Publications International, 1993, p. 449).

III. Опасности для личности и для общества.

Для людей, вступающих в эту организацию, опасности являются многосторонними. Сайентологическая претензия быть единственным источником правды порождает у своих членов вполне выраженное сознание по принципу свой-чужой, которое иногда приводит к разрыву со своими семьями и друзьями.

С целью сохранить эту монополию не допускается малейшей внутренней критики. Бесхитростная система контроля и мониторинга гарантирует обнаружение и разборку с диссидентами. Постоянно муссируемая идея, что члены Сайентологии представляют лучшую часть человечества, которая также означает, что они изолированы от внешнего мира.

Использование специфических сайентологических терминов показывает, каким путем члены организации отделяются от несайентологов. Таким образом, язык используется как движущая сила для внушения системы ценностей организации.

Хаббардовская многократно цитируемая технология обычно приводит к психологической и финансовой зависимости от системы. Члены, работающие в штате организации, обязаны работать до полного изнеможения за мизерную плату. Внедрение Хаббардовской технологии в бизнес вместе с ее системой контроля и претензией на абсолютную истину может нанести серьезный урон компаниям. Для общества опасность заключается в Сайентологической цели переделать общество по своему образу. В таком обществе, действующем на основании принципов Сайентологии, не будет места для прав и свобод лежащих в Основном Законе.

IV. Легальный статус Сайентологической организации в Федеративной Республике Германии.

Свобода вероисповедания и совести также, как и свобода убеждений, религиозных или идеологических, полностью защищены Основным Законом Федеративной Республики Германии. Германские власти осведомлены о высоком приоритете прав человека на свободу религий и они действуют в соответствии с этим. Они нацелены на надежное распознание законных гражданских интересов, также находящихся под защитой закона, и защиту граждан от нарушений закона. Федеральное правительство также поддерживает неустанные усилия международного сообщества на развитие и улучшение защиты свободы вероисповедания и убеждений.

Сайентологическая организация заявляет, что является религиозным обществом, и рассматривает себя как «церковь». Тем не менее, имеются многочисленные примеры инструкций, написанных Хаббардом, которые убедительно показывают, что в основе организации лежат отнюдь не религиозные соображения, но прямой коммерческий интерес. Неослабевающая погоня за прибылью выражена в собственных словах Хаббарда: «Делайте деньги — делайте больше денег — заставляйте других людей работать так, чтобы делать деньги.»

Федеральное правительство всегда придерживалось точки зрения, что Сайентологическая организация не является ни религиозным вероисповеданием, ни обществом, исповедующим определенное мировозрение, так как ее цели ясно ориентированы на экономическую деятельность, а ее претензия на подобное вероисповедание или общество, является простой уловкой.

Сайентологическая организация поэтому не может претендовать на защиту религиозной свободы на основании содержания Статьи 4 Основного Закона. Эта точка зрения была подтверждена на самом высоком уровне Федеральным Судом по Трудовым Спорам, который установил, что Сайентологическая организация представляет себя церковью просто с целью замаскировать свои коммерческие интересы. Суд также критиковал Сайентологическую практику, задокументированную внутренними директивами, понуждения своих сподвижников к прохождению более высоких уровней, как разрушительную и опасную для здоровья. Суд также привлек внимание к тоталитарному характеру, отраженному, как в письменных инструкциях Хаббарда, так и в практических действиях организации.

Согласно Постоянно действующей конференции Министров Внутренних Дел Федеральных земель, Сайентологическая организация в настоящее время характеризуется органами безопасности и правопорядка, как образование, которое под прикрытием религиозного вероисповедания соединяет в себе элементы экономической преступности и психологического насилия над своими членами, с коммерческой активностью и сектантскими наклонностями.

Сейчас, на протяжении некоторого времени, Сайентологическая организация выдвигает ответное обвинение против Федеративной Республики Германии в якобы дискриминации, в частности в международных кругах и в прессе. Это только часть широко разрекламированной Сайентологической организацией компании против Федеративной Республики Германии, которая, однако, показала тщетность любого такого голословного обвинения. Обвинения на международном уровне, начатые Сайентологической организацией, были отвергнуты, как раньше, так и теперь.

Рекламная компания Сайентологической организации в американских ежедневных газетах, которая была воспринята как оскорбление жертв нацистских репрессий, вызвала международное осуждение.

Источник: http://iriney.ru