Brexit: взгляд из Англии. Протоиерей Андрей Филлипс
- Главная
- Новости
- Православные новости
- Brexit: взгляд из Англии. Протоиерей Андрей Филлипс
23 июня 2016 года в Великобритании состоялся референдум по поводу выхода из Евросоюза. С небольшим перевесом (51,9% против 48,1% голосов) победили сторонники британского суверенитета. Это важнейшее событие в жизни страны получило название Brexit, что означает «Уход Британии»
23 июня 2016 года в Великобритании состоялся референдум по поводу выхода из Евросоюза. С небольшим перевесом (51,9% против 48,1% голосов) победили сторонники британского суверенитета. Это важнейшее событие в жизни страны получило название Brexit, что означает «Уход Британии» (от англ. «Britain’s exit»). Редакция Православие.Ru обратилась к постоянному автору нашего сайта протоиерею Андрею Филлипсу, настоятелю храма в честь святителя Иоанна Шанхайского в Колчестере (Англия), чтобы он поделился своим видением происходящих событий.
— Отец Андрей, что сейчас происходит в Великобритании? Почему правительство страны вообще пошло на этот референдум?
— Для того, чтобы победить на выборах 2015 года, непопулярный премьер-министр Кэмерон пообещал провести референдум о членстве Великобритании в непопулярном Евросоюзе. Когда Кэмерон неожиданно набрал большинство голосов, то не сильно волновался в отношении референдума, поскольку, будучи далеким от простого народа и уверенным в своих силах, он был убежден, что победит и здесь. Как мы знаем, он проиграл, переоценив свои способности и совершенно не поняв настроение народа, которого он попросту не знает.
Есть две основные причины, по которым большинство населения проголосовало за выход из ЕС:
Большинство народа захотело вернуть контроль над собственной страной, восстановить суверенитет, утраченный в 1973 году.
Остальные очень сильно боятся иммигрантов — не столько восточноевропейцев, сколько мусульман, приезжающих из того хаоса, который начался после западного вторжения в Афганистан и Ирак и до сих пор царит в Сирии, Афганистане, Северной Африке и Турции.
Население Британии, совершенно неудовлетворенное «минимальным пакетом» господина Кэмерона и столь же надменной и далекой от народа элиты, решило покинуть ЕС.
— Какие последствия Brexit может иметь для Евросоюза?
— В настоящее время западная элита пытается оспорить результат референдума, говоря, что он якобы не имеет юридической силы. Если Джон Керри, находящийся сейчас в Брюсселе, и элита Евросоюза (вообще говоря, никем не избранная) не смогут взять ситуацию под свой контроль дипломатическими методами, то пример англичан (именно англичан, поскольку жители Северной Ирландии и Шотландии в большинстве своем проголосовали за членство в ЕС) может «заразить» другие государства.
В большинстве европейских стран множество людей хотело бы выйти из Евросоюза. На днях мы уже слышали о Dexit (Дания), Nexit (Нидерланды), Frexit (Франция) и так далее. Правящие элиты этих стран пребывают сейчас в состоянии паники: «А что, если желание англичан обрести свободу заразит другие народы?» Элиты изо всех сил пытаются не допустить референдумы в своих странах, поскольку сильно боятся народного гласа. Все это показывает, что Евросоюз является настоящей диктатурой.
— Может ли это повлиять на отношения с Россией?
— США также находятся в панике. Именно поэтому Обама настойчиво посоветовал гражданам Великобритании проголосовать за то, чтобы остаться в Евросоюзе, и отправил в Брюссель Джона Керри. Ведь если Евросоюз распадется, а у европейцев появится право свободно выражать свои желания, то они смогут возразить против незаконных санкций в отношении России, введенных США якобы из-за Крыма. Не будем забывать, что эти санкции были введены после того, как жители Крыма демократично проголосовали за воссоединение с Россией путем референдума. Кажется, сейчас вообще главный «грех» — это демократия путем референдума.
— Могут ли последствия этого сказаться на состоянии Православия и других христианских конфессий в Европе?
— Тяжело прогнозировать, поможет ли это Православию или вообще христианским конфессиям. Но то, что Brexit действительно делает, — это, как признался сам Обама, тормозит евроинтеграцию. Для многих из нас это означает, что данный процесс замедляет приход к власти единого мирового правительства, иными словами — воцарение антихриста в Иерусалиме.
— Как вы сами относитесь к Brexit?
— Лично я за Brexit. Я голосовал за него в 1975 году (когда проводился аналогичный референдум — Прим. Ред.) и вообще всегда был против ЕС, какую бы форму он ни принимал. Считаю Евросоюз настоящей диктатурой, а его создание — антидемократическим шагом, направленным против свободы, против народов Европы в сторону единого мирового правительства. По моему мнению, нам нужна свободная Конфедерация суверенных наций Европы, поддерживающих между собой дружеские отношения, сотрудничающих, но свободных, — подобно тому, что Россия сейчас выстраивает совместно с Китаем, Индией, Пакистаном и другими странами.
Одной из величайших трагедий XX века было то, что идеи святого царя Николая II по разделению прусской Германии после грядущей российской победы в 1917 году так и не были претворены в жизнь из-за вмешательства в российскую историю интернационалистической революции. Если бы предложения царя-мученика были реализованы (вспомним, как царица Александра страдала из-за разрушения пруссами ее родного Гессена), то никогда не было бы ни Третьего рейха, ни нынешнего Евросоюза с доминирующей Германией. Между нациями должны быть выстроены дружественные отношения и сотрудничество — но без национализма с одной стороны и разрушения национальной идентичности с другой, что мы и видим сейчас. Наш идеал — это Святая Троица, единство в многообразии.
— А что говорят ваши прихожане?
— Конечно, есть разные точки зрения на этот счёт, но внутреннее ядро прихожан — причем, всех национальностей — поддерживает выход Великобритании из ЕС. Думаю, вопрос о Brexit в той или иной степени взволновал каждого. Мы должны понимать, что сейчас происходит огромное поколенческое изменение: в эти годы мы отмечаем и столетие Первой мировой войны с Российской революцией (1914-1918), и 75-летие Второй мировой войны (1939/41-1945), и 50-летие социальных преобразований 1960-х годов, и 25-летие распада Советского Союза (1991)…
Никто не любит перемены, поскольку они сопряжены с нестабильностью и заставляют нас адаптироваться к новым условиям или погибать. Но какими бы неудобными они не были, перемены неизбежны, и они могут быть положительными. Именно это происходит сейчас в Великобритании. Приветствуем ли мы перемены, поскольку долгих 43 года чувствовали себя ненужными и беспомощными пленниками и потому всегда смотрели вперед, или же отвергаем их, воспринимая их негативно и чувствуя страх, опасность и отчаяние, — нам всё равно надо их принять. Нравится нам это или нет, но сейчас Великобритания, Европа, Америка и вообще весь мир меняют свои очертания из-за того, что мы забыли Христа. Что же нам делать?
Подобно тому, как пассажиры самолета, попавшего в турбулентность, начинают молиться, так и нам следует молиться сейчас, чтобы неизбежные перемены оказались максимально положительными и безболезненными. Здесь, в Великобритании, мы должны особенно настойчиво просить молитв у наших древних и столь давно забытых святых. К сожалению, всё имеет цену, и потому приходится расплачиваться за прошлые ошибки. А покаяние за отступление от Христа и Его заповедей, заканчивающееся одиночеством и отчаянием, всегда сопряжено с болью. Настало время испытания нашей веры, так что «миром Господу помолимся!»
С протоиереем Андреем Филлипсом
беседовал Антон Поспелов
Перевел с английского Дмитрий Лапа
1 июля 2016 г.
Источник: Православие.RU