image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Игумен Трифон (Парсонс): слово о кремации

Кремацию всегда практиковали только неверующие, христиане же видели в ней языческие корни. В древности язычники всегда сжигали тела своих покойников или оставляли их на съедение птицам, в то время как иудеи и христиане помещали тела мертвых в гробницы


Настоятель монастыря Всемилостивого Спаса на острове Вашон, штат Вашингтон, игумен Трифон (Парсонс) обратился к своей пастве со словом о кремации.

«Впервые я побывал на отпевании человека после его кремации много лет тому назад в городе Портленд американского штата Оригон. Это был мой друг, священник Епископальной церкви, который завещал себя кремировать. Для меня было шоком, когда я вошел в храм и увидел маленькую урну напротив алтаря. До сих пор ясно помню то чувство, когда не мог при прощании в последний раз увидеть своего друга.

Кремацию всегда практиковали только неверующие, христиане же видели в ней языческие корни. В древности язычники всегда сжигали тела своих покойников или оставляли их на съедение птицам, в то время как иудеи и христиане помещали тела мертвых в гробницы или закапывали их в землю, ожидая будущего воскресения. Для христиан, считающих тела людей храмами Святого Духа (согласно Евангелию) и, следовательно, святыми, сжигание тел стало недопустимым.

К телам наших усопших всегда принято относиться с большим уважением. С самых первых веков христианства тела мучеников и других святых хоронили в катакомбах, их гробницы использовались в качестве престолов, на которых совершали Евхаристию. Зачастую катакомбы были единственным безопасным местом, где верующие могли собираться на молитву, не боясь быть арестованными.

Одно из моих самых ранних воспоминаний связано с городом Спокан американского штата Вашингтон, где у нас был семейный участок на кладбище. Там моя бабушка по материнской линии часто возлагала цветы к могилам своих близких и родных, умерших еще задолго до моего рождения. Хотя многие члены нашей семьи ушли из земной жизни за несколько поколений до этого, для бабушки все они были живы.

Она могла сидеть на одной из надгробных плит с цветами в руке и рассказывать мне о своих сестрах, родителях и других родственниках. Ее воспоминания становились еще более живыми при виде имен усопших родных, высеченных на камне. Обычай посещать могилы был весьма распространенным в то время: семьи хранили живые воспоминания о своих родных, ушедших в вечность, ухаживали за их могилами, приносили к ним цветы и тем самым показывали свою любовь и почтение.

Кладбища занимают в нашей духовной жизни важное место еще и потому, что напоминают нам о том, что мы смертны. Я уже выбрал себе участок на нашем монастырском кладбище, где будут покоиться мои останки после смерти. Видя место своего будущего упокоения, мы будем иметь память смертную – будем помнить, что умрем, будем напоминать себе, что мы смертны, и будем мудро использовать остаток своей жизни.

Православная Церковь запрещает приносить в храм кремированные останки покойных на любые богослужения. Совершать отпевание перед кремированными останками покойного строго запрещено. Церковь видит в этой практике символический отказ от веры в воскресение тел – не потому что Бог не может воскресить мертвых из праха, а потому что эта практика не отражает учение Церкви о том, что тело верующего человека есть вместилище Святого Духа. Люди, соглашающиеся на кремацию, игнорируют тот факт, что верующий человек при жизни вкушал истинные Тело и Кровь Спасителя в таинстве Причащения. Таким образом, тело человека становится тоже святым — в ожидании того дня, когда оно воссоединится с душой и будет вечно пребывать с Богом.

Мои родители приняли Православие, когда им было за семьдесят лет. Они захоронены на церковном кладбище, рядом с храмом святого Иоанна Крестителя в городе Пост-Фолс, штат Айдахо. Для меня много значит, что они покоятся на православном кладбище, друг рядом с другом, и я посещаю их могилы каждый раз, когда приезжаю на север штата Айдахо повидаться с родственниками. Так продолжается моя взаимосвязь с родителями: я кладу цветы на их могилы в знак своей любви и возношу молитвы о спасении их душ.

Мне очень жаль, что многие люди лишили себя таких моментов, рассеяв прах своих любимых над полями для игры в гольф или пляжами. Утрата семейных кладбищ, я уверен, сыграла свою роль и в исчезновении больших семей (здесь употреблен термин «расширенная семья/extended family» — семья, состоящая из двух и более поколений, достигших самостоятельности, члены которой живут вместе или в непосредственной близости и формируют единое домохозяйство: родители, взрослые дети и их семьи – прим. переводчика), которые в свое время были крайне важны для сохранения семейных ценностей».

Перевел с английского Дмитрий Лапа

27 марта 2015 г.
Источник: Православие.RU