image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Патриарх Кирилл: Опыт святителя Гермогена и события Смутного времени являются уроками на все времена

2 марта 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен у закладного камня памятника святителю Ермогену, патриарху Московскому, в Александровском саду у стен Московского Кремля. По окончании молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом


2 марта 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен у закладного камня памятника святителю Ермогену, патриарху Московскому, в Александровском саду у стен Московского Кремля. По окончании молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Всех вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с большим праздником.

Ныне мы празднуем 100-летие канонизации святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси, человека, который сыграл решающую роль в спасении России в Смутное время XVII века. С особым чувством мы празднуем его память у камня, заложенного в основание памятника этому святому, — памятника, решение об установке которого было принято 100 лет назад и по историческим обстоятельствам не претворено в жизнь доныне.

Многие, особенно те, кто плохо знает историю, задают вопрос: что же такого совершил Патриарх Гермоген? Многие знают, что он был замучен в подвалах Чудова монастыря — прямо за моей спиной, на территории Кремля. Монастырь этот не сохранился — он был разрушен в лютые годы гонений ХХ века, но именно там от голода и холода умер священномученик Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси.

Почему же он умер? Кто заморил его до голода, кто погубил его? В то время иноземный враг вошел в пределы русского государства, с легкостью достиг Москвы и вступил в Кремль. Речь шла о посаждении на московский государев престол Владислава, польского королевича, сына Сигизмунда III. Неслучайно с такой легкостью противник достиг столицы — потому что очень многие, руководимые московскими боярами, московской элитой, восприняли оккупацию России как доброе дело, как один из способов повысить уровень материальной жизни, уровень культуры, приобщиться к европейским ценностям.

Подобными мыслями жила тогдашняя московская элита, бояре. Конечно, огромную роль играл и фактор междоусобной конкуренции, борьбы за престол, борьбы за влияние. Но главная причина была в смуте духовной, в потере национального самосознания, в неспособности отличить добро от зла, и были открыты двери Руси, двери Москвы и врата Кремля: «приходите, господствуйте и царствуйте над нами». Но понимали те смутьяны, как и оккупанты, что ничего на Руси не произойдет, если Патриарх Московский не обратится с соответствующим призывом ко всему народу — поверить в идею спасения извне. Вот почему на Патриарха стало оказываться огромное давление — и представителями боярской знати, и оккупантами: «подпиши воззвание, обратись к народу русскому, чтобы приняли иноземное господство как великое и необходимое деяние, направленное на спасение страны».

Можно представить, в каком тяжелейшем положении находился Патриарх. Его просили, его уговаривали, его соблазняли разными привилегиями и богатством, затем стали принуждать, а когда почувствовали, что стоит Патриарх твердо и не имеет намерения изменить Отечеству своему, бросили в холодные подвалы Чудова монастыря. Но этот пожилой человек, один на один со своими соблазнителями и врагами, сохранил силу духа в укор своему Отечеству, не помрачил своего сознания, не соблазнился ни на посулы, ни на уговоры. А почему, собственно говоря, требовалась врагам помощь Патриарха? Да потому, что народ, тот самый простой народ, который всегда решал и решает судьбу России, не согласен с элитами, не принимает соблазнов — он живет своей внутренней жизнью. Только один голос мог повлиять на народ — голос Патриарха.

И как же ясно осознавал великую историческую ответственность святитель Гермоген! Но он жил одной жизнью со своим народом, а эта могущественная элитарная прослойка, которая пыталась разрушить единство страны, была по сути чужда и Церкви, и народу. Святитель Гермоген погиб, но до смерти своей он успел направить грамоты, рукою своей написанные в этом страшном холодном подземелье Чудова монастыря, по всей Руси. И одна из этих грамот, обращенная к нижегородцам, воспламенила ревность Минина и Пожарского, ревность нижегородцев и многих других, кто образовал ополчение, выдвинувшееся в сторону Москвы и по милости Божией изгнавшее противника из столицы, а вместе с противниками разрушившее и соблазны, исходившие от московской боярской элиты.

То, что произошло с нами в XVII веке, великий урок на все времена и урок для всех — для властей, для элит, для Церкви и для народа. Вот в чем великий смысл того события, которое мы торжественно вспоминали в минувшем году, — 400-летия освобождения Москвы и прекращения Смутного времени. Вот в чем причина нашей благоговейной памяти о священномученике Гермогене. В Русской Церкви есть только три святых Патриарха — Иов, Гермоген и Тихон, и все они стали святыми по одной и той же причине. Иов не поддался на искушения Лжедмитрия, оставшись верным пониманию того, что есть для России государственная власть, и стал жертвой власть имущих. Гермоген, сохранивший верность своему народу, своей стране, пал жертвой власть имущих. И Тихон, Патриарх Московский, который в тяжелейшие годы смуты XX века возвысил свой голос и говорил правду, пал жертвой сильных мира сего.

Это ли не пример пророческого служения Русской Православной Церкви, которая на протяжении веков, сохраняя верность Христу, своему призванию, пастырской ответственности за весь народ, совершала свое служение во благо веры, Церкви и Отечества! Мы наследники наших великих пращуров, мы наследники святителей Иова, Гермогена и Тихона. И в наше непростое время, опираясь на эти великие примеры истории, мы взываем ко Господу, чтобы Он и Церкви Русской XXI века дал силу и разумение хранить верность Богу, любовь к народу, национальное самосознание, воспитывая в этом наш народ.

Мы чувствуем — как в то время, так и сейчас — глубинную связь именно с народом нашим, тем самым народом, которого не стесняются оскорблять, которого считают неспособным к принятию решений, легко управляемым, слабым, подверженным порокам. В глубине народной жизни хранится вера православная, а вместе с ней — и верность Отечеству. И потому Церковь, находясь в единстве со своим народом, молясь за него, продолжает то служение, которое осуществляли великие московские Патриархи. Пусть память о священномученике Гермогене укрепляет нас в любви к Богу, к Церкви и к народу нашему. Аминь.

4 марта 2013 г.
Источник: Православие и мир