image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Патриарх Кирилл: Разве Господу нужны наши деньги или наши богатства?

15 марта 2015 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в соборе Христа Спасителя г. Калининграда


15 марта 2015 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в соборе Христа Спасителя г. Калининграда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Уважаемый Николай Николаевич, губернатор Калининградской области! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, именуемым Крестопоклонным. Это особый день, когда мы вспоминаем распятие Спасителя. И в этот день читается Евангелие от Марка (Мк. 8:34-9:1). Слова из этого Евангелия хорошо всем известны. Я приведу эти слова: «Кто хочет душу свою сберечь, тот погубит ее. А кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».

Слова хорошо известные, но очень непонятные. Что означает погубить душу ради Христа? Понять это невозможно, если не вдуматься в первую часть фразы: кто хочет сберечь душу свою, тот погубит ее. А для кого или для чего? Не сказано. И только из контекста можно понять, что если не сказано, для кого и во имя чего человек может погубить свою душу, то становится ясным, что речь идет о самом человеке и фразу эту нужно понимать так: кто сбережет ради себя душу свою, тот погубит ее.

В русском тексте, так же как и в славянском, используется слово «сбережение». А может быть стоило использовать иное слово — «сохранение»? Нет. И древние славянские переводчики, Кирилл и Мефодий, а за ними и другие используют это слово «сбережение» неслучайно, потому что оно имеет иной смысл, чем «сохранение».

Станет понятно, о чем идет речь, если мы в качестве примера приведем желание людей сохранить свои деньги. Они их сберегают, есть даже такое понятие — сберегательная касса. Сбережение средств означает их защита, создание условий, при которых они не подвергаются инфляции, когда они не обесцениваются, когда никто не может эти деньги похитить, и когда человек их просто не теряет, а, может быть, даже более того, сберегает деньги, или средства, или вкладывает деньги в что-то, что приносит бОльший доход, становится еще более богатым человеком. Сбережение — это не застывшее понятие, оно подразумевает некую динамику.

Так вот, эту первую часть текста следует понимать так, что если кто сберегает душу свою ради себя, он ее губит. Мы всю свою жизнь работаем над своей душой, вне зависимости от того, правильно или неправильно, умножая душевные силы или расточая их. Но с самого детства мы работаем над своей душой, обретая знания, расширяя свой кругозор, обогащаясь опытом. И так происходит в течение всей жизни: человек не только напопляет свой разум новыми знаниями, но обогащает себя опытом, воспитывает так или иначе свои чувства, свою волю. Это и есть сберегание души. И если все то, что человек создал, в том числе и благодаря наследственности от родителей, и внешнему влиянию, благодаря своей собственной внутренней работе, — если все то, что он обрел и сберег, он обращает исключительно на пользу самому себе, то, по слову Божиему, он губит свою душу, он ее теряет.

Мне приходилось иногда беседовать откровенно с людьми очень богатыми, которые сумели создать капитал и удачно его сберегают, становясь все более богатыми и богатыми. Мне приходилось общаться с этими людьми в трудные минуты их жизни, и я не единожды слышал одну и ту же фразу: да все бы отдал, только бы…. А дальше следовало то, что являлось предметом страданий человека.

Иногда, говоря так, вспоминают детство, родителей, свою не очень богатую жизнь, но такую мирную и спокойную жизнь. И говорят: все бы отдал, чтобы вернулись эти дни. А иногда вспоминают свою настоящую любовь, которая не уходит из сердца, а сопровождает человека всю его жизнь, и тогда говорит вне зависимости от того, как устроилась его жизнь: да все бы отдал, если бы…
И очень часто в конце жизни человек, живший только ради себя, понимает, что внутри ничего нет, пустота. И возникают мысли: о, если бы все начать сначала! Так вот, Господь нам всем говорит: чтобы избежать этих скорбных мыслей, этого фиаско жизни, чтобы не потерять душу, сберегая ее для самого себя, нужно потерять ее ради Христа и Евангелия.

А что это означает? А это значит поставить Господа в центр своей жизни и все это сбережение духовных сил направить в ту сторону, которую Он нам предлагает выбрать в качестве единственно правильной и спасительной — жить не для себя. Господь не предлагает каждому из нас становиться аскетом, одиноким человеком, подвижником, монахом. Он не предлагает нам идти на страдания. Он просто предлагает посвятить жизнь свою исполнению Его закона, Его заповедей, Евангелия. И тогда сохраним все, что имеем, все то, что нажили, в том числе и материальное. Если все это поставлено в правильную систему координат, если все это работает в соответствии с нами определяемыми правильными целями, то жизнь человека становится радостной. Потому что с ним Господь, с ним точно и правильно определены цели жизни. И тогда все работает и все приносит духовное, а нередко и материальное благополучие.

Удивительны и другие слова: «Но что, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит?» из того же самого отрывка из Евангелия от Марка, которое мы сегодня слышали. В самом деле, какой смысл в приобретении всего мира, если ты самого главного не приобретаешь? Если твоя душа не приобретает мира, покоя, радости, внутренней тишины, счастья, для чего все остальное? И поэтому в другом месте Священного Писания находим слова: нужно не для себя, а в Бога богатеть (см. Лк. 12:21).

Разве Господу нужны наши деньги или наши богатства? Он не требует, чтобы мы их отдали Ему, но эти удивительные слова «в Бога богатеть» перекликаются с сегодняшними евангельскими словами «душу свою потерять ряди Христа и Евангелия», то есть наступить на самого себя, поменять все местами, Бога поставить в центр жизни, а не самого себя.

А с чего же начать? Кто-то услышал эти слова сегодня, вышел из храма, задумался, и решил: да постараюсь я исполнить все то, что Патриарх сегодня сказал, ведь и я хочу быть счастливым. Но для того чтобы правильно начать, нужно другие евангельские слова вспомнить: кто хочет последовать за Мной — отвергнись от себя, возьми крест свой и иди за Мной (см. Мф. 16:24). Крест — это то страдание, которое проистекает не от нашей глупости и не от наших страстей и ошибок, а которое приходит извне.

Допустим, мы не заслуживали человеческого порицания, мы ничего плохого не делали, а на нас начинают клеветать. Или вроде никому ничего плохого ты не делал, а вокруг тебя вдруг появляются враги. Или вдруг посещает нас Промысл Божий болезнью, скорбью, изменой, когда самые близкие люди становятся предателями — вот это крест. Это не то, что мы сами продуцируем, не то, что мы сами глупостью своей или греховностью создаем для самих себя, поставляя в тяжелое жизненное положение, а это то, что вдруг объективно, со стороны, вне зависимости от нашей воли вдруг входит в нашу жизнь.

Но как же мы часто бываем подавлены этими обстоятельствами! Как негодуем, как иногда с ропотом к Богу обращаемся: чего же я плохого сделал, почему вдруг такая беда? Если такая мысль в голову приходит, то уж точно Господь крест на нас возлагает. И для того, чтобы душу свою спасти, а вместе с этим спасением — обрести здесь полноту жизни, внутренний покой, уравновешенность всех своих внутренних сил, даже определенный, проистекающий из наших усилий жизненный успех, вот для этого нужно в первую очередь научиться нести крест, который Бог нам вручает.

Если мы начинаем этот крест с себя сбрасывать, если начинаем винить весь мир и близких своих, иногда родственников, которые ни при чем, но на которых можно сорваться — на начальнике срываться не будешь — так вот, если не будем ни на ком срываться, не будем гневаться, раздражаться, на Бога роптать, а спокойно предадим себя в руки Божии и примем на себя этот крест и понесем его, то это и будет первый шаг на нашем пути к тому, чтобы «в Бога богатеть», чтобы не губить душу свою, но, принимая Христа и Его заповеди, обретать спасение.

Сегодняшний день учит нас очень многому, может быть, самому главному в жизни — как справляться с трудностями, как преодолевать жизненные испытания, что означает накапливать душевные силы и ради чего это следует делать. Помогает нам понять и то, что работа только для самого себя завершается поражением — душа, личность человека, гибнет, а иногда и внешняя жизнь разламывается на кусочки. Бог призывает нас к такому образу жизни и к такому целеполаганию, действуя во имя достижения которого мы становимся счастливыми.

Это главная тема сегодняшнего дня. Казалось бы, что общего имеют Крест Христов, которому мы покланяемся, и человеческое счастье? А оказывается, эти два понятия теснейшим образом связаны. И без принятия Креста Господня, своего собственного креста, без подчинения своих мыслей Божественным мыслям невозможно обрести человеческого счастья.

Да поможет всем нам Господь следовать именно тем путем, который Он нам сегодня предлагает. Сердечно вас поздравляю с Крестопоклонным воскресеньем. Хотел бы в память о пребывании в Калининграде для калининградского кафедрального собора передать драгоценный ларец с мощами поволжских угодников Божиих. Пусть эта святыня пребывает здесь. Прикладываясь к святым мощам, просите у святых угодников помощи и заступления в вашей жизни. И да хранит всех вас Господь. Аминь.

 

16 марта 2015 г.
Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси