Патриарх Кирилл: «Бог отрицает всякую человеческую силу в деле спасения»
- Главная
- Новости
- Православные новости
- Патриарх Кирилл: «Бог отрицает всякую человеческую силу в деле спасения»
В праздник Воздвижения Предстоятель РПЦ совершил Божественную литургию в храме святителя Мартина Исповедника
27 сентября 2011 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе в Москве, сообщает Патриархия.Ru. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний; архиепископ Истринский Арсений; архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон; руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; епископ Дрогобычский Филарет; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков; благочинный Покровского округа г. Москвы протоиерей Геннадий Нефедов; настоятель храма протоиерей Александр Абрамов; настоятель Казанского собора на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев; заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов); настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно, руководитель референтуры Московской Патриархии протоиерей Олег Корытко; ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии игумен Исидор (Тупикин); духовенство г. Москвы. За Литургией Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского, викария Уфимской епархии. На богослужении присутствовали префект Центрального административного округа г. Москвы С.Л. Байдаков и заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии С.В. Чапнин.
По окончании богослужения Святейший Патриарх напутствовал епископа Николая на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал богомольцам первое архипастырское благословение. Предстоятель Русской Церкви и сослужившие Его Святейшеству иерархи и духовенство поклонились Кресту Господню. Затем Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал архиепископ Истринский Арсений, который преподнес Предстоятелю Патриарший куколь.
В заключении Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Патриарх Кирилл в частности сказал: «Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня. Мы вспоминаем страдания Спасителя, и поэтому неслучайно сегодня читается значительная часть 19-й главы Евангелия от Иоанна, повествующей о Распятии Спасителя (Ин. 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35). Но сегодня, также за Литургией, мы читали отрывок из 1-го Послания к Коринфянам, где апостол Павел учит о Кресте Христовом (1 Кор., 1:18-24). Он говорит о том, что слово крестное для погибающих юродство есть, а для спасаемых – сила Божия. Какие замечательные слова! К погибающим апостол относил тех иудеев и эллинов, которые не признавали и не принимали весть о Христе. И действительно, для одних крест есть соблазн, для других – безумие, но только для нас, спасаемых, – явление силы Божией. Именно этим «соблазном и безумием» не убоялся Бог спасти мир. А что такое безумие или по-славянски юродство? Это как бы лишение разума. Это полная человеческая немощь и слабость. Это отсутствие всякой силы. Почему же Бог избирает слабость, отсутствие всякой человеческой силы, чтобы спасти людей? Для того чтобы каждому стало ясно, что спасение проистекает не от силы человеческой, не от силы разума, не от власти одного человека над другим – будь то политическая власть, или власть денег, или просто власть человеческой мысли. Спасение не может проистекать от силы человеческой, потому что человек греховен; и именно поэтому спасение совершается силой Божией. Можно себе представить, как была бы извращена идея спасения, если бы не было Креста, если бы не было уничижения, если бы не было поношения. Наверное, писались бы тысячи книг о том, как великий вождь и учитель спас свой народ, а через него и все человечество. Но тогда благая весть превратилась бы в идолопоклонническое учение, в центре которого был бы человек с его силой.
Однако Бог отрицает всякую человеческую силу в деле спасения – Он приносит спасение через человеческую немощь, явленную на Кресте, и никто не может похвалиться, что оно пришло в мир нашими усилиями, нашим разумом, нашей человеческой властью. Спасение пришло в мир нашей слабостью, нашим юродством, нашей немощью, в которой открылась сила Божия. Церковь призвана продолжать дело Спасителя и Господа нашего. Она продолжает его, совершая Таинство святой Евхаристии, когда каждый человек становится соучастником и Тайной Вечери, и Креста, и Воскресения Спасителя. Она продолжает учение Спасителя словом своим, которое имеет силу не потому, что оно облечено в некую удачную с человеческой точки зрения форму (ибо формы бывают разные, а слово Божие не теряет своей остроты подобно мечу обоюдоострому, который разделяет человеческое естество (см. Евр. 4:12)), а именно потому, что слово Божие не зависит от силы человеческой. Все это мы должны хорошо помнить, в том числе и в нашей практической церковной жизни. Помнить, что человек спасается не своими силами, не потому, что делает добрые дела, – ведь одновременно с добрыми он делает и злые дела, а иногда добрые дела перечеркиваются горделивой мыслью, превозношением над другими, осуждением. Где же набраться добрым делам, что могли бы спасти человека? Человек спасается благодатью Божией, дарованной нам через Крест Христов. Но для того чтобы принять эту благодать, усвоить ее, мы должны творить добрые дела, мы должны открывать свое сердце навстречу Господу. Для того чтобы слово Божие, несущее в себе спасительную силу, достигло сознания человека, особенно современного человека, мы, проповедники слова Божия, должны работать над собой денно и нощно – над созиданием своего ума, воли, чувств, над укреплением веры и благочестия.
И тогда, соединяя свой личный опыт со словом Божиим, мы будем способны убеждать словами человеческими, несущими силу слова Божия, вверенные нам души. Замечательные слова мы находим у святого Иоанна Златоустого, память кончины которого мы сегодня отмечаем. Одна-единственная фраза, которая открывает величайший смысл Креста: «Крест – наша свобода». Сегодня эти слова должны быть начертаны на наших знаменах. В то время, когда человек устремляется к свободе, понимая под свободой раскрепощение своих инстинктов, возможность творить все, что он желает творить, – невзирая на закон Божий, разрушая тем самым свою собственную жизнь, свою личность, разрушая жизнь окружающего мира, нанося неповторимый ущерб Богом данной природе и человеческому обществу, – мы должны повторять слова «Крест – наша свобода», потому что через крест Христов мы освободились от рабства греху, мы стали свободными от тяготения над нами силы диавольской. Господь освободил нас – в том смысле, что дал возможность, сопрягая Его Божественную благодать со своими усилиями, освобождать душу от всякого греха. И только это есть подлинная свобода, которая ведет человека к счастью, благополучию, миру, радости, любви, к созиданию семей, укреплению общественных отношений, спасению государств, спасению всего человеческого рода. Но если мир в погоне за ложной свободой, высвобождающей грех, откажется принимать эти слова Златоустого Иоанна, то род человеческий ждет страшное время, ибо с грехом несовместима жизнь, с грехом несовместимо счастье. Счастье совместимо со свободой, о которой так горячо и сильно сказал Златоустый Иоанн. Его молитвами – великого угодника Божиего, учителя и отца Церкви, память которого ныне творим, – да поможет всем нам Господь уразуметь смысл Креста Христова для устроения нашей жизни, для определения нашего мировоззрения, для созидания основ спасительного отношения к окружающему нас миру, к окружающим нас людям. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Аминь.
28 сентября 2011 г.
Источник: Русская линия