Митрополит Волоколамский Иларион: «Нынешняя ситуация всё больше и больше напоминает ситуацию, сложившуюся перед началом Первой мировой»
- Главная
- Новости
- Православные новости
- Митрополит Волоколамский Иларион: «Нынешняя ситуация всё больше и больше напоминает ситуацию, сложившуюся перед началом Первой мировой»
Ожесточённое гражданское противостояние на Украине, в котором опосредованное участие принимают практически все ведущие мировые державы, может привести к началу Третьей мировой войны, в которой точно не будет победителей, а будут только проигравшие
Председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион считает, что ожесточённое гражданское противостояние на Украине, в котором опосредованное участие принимают практически все ведущие мировые державы, может привести к началу Третьей мировой войны, в которой точно не будет победителей, а будут только проигравшие. Об этом владыка Иларион пишет в своей статье «Смерть — главный победитель всех войн. Чему нас учит история Первой мировой?», опубликованной сегодня в «Российской газете-Неделя».
«Столетие начала Первой мировой войны вряд ли вызовет в мире горячий отклик. Где-то откроют монументы героям, где-то подчистят мемориальные кладбища, где-то пройдут торжественные мероприятия. Но станет ли юбилей войны поводом для осмысления ее итогов в мировом масштабе? Станут ли итоги двух мировых войн уроком для мировых лидеров, от которых зависит, начнётся ли Третья мировая?», — задаётся вопросом архипастырь, констатируя, что «сегодня, сто лет спустя, новые мировые империи заняты новым переделом мира, для которого используются локальны войны».
«Более десяти лет полыхает Ближний Восток: начавшись в Ираке, события „арабской весны“ перекинулись на Ливию, Египет, Сирию, вовлекая в эту пока не мировую войну новые страны. Ближневосточный конфликт лишь отчасти был мотивирован внутренними противоречиями: в значительной степени конфликт развивается благодаря внешнему вмешательству. Войну в Сирии трудно назвать „гражданской“: на её территории воюют третьи страны, каждая из которых преследует свои интересы. И нынешние события в Ираке, захват крупных городов радикальными исламистами не являются следствием лишь гражданского противостояния: это стало возможным после того, как десять лет назад внешние силы решили вмешаться и навести порядок».
Они же, считает митрополит Иларион, пытаются разыграть ближневосточный сценарий на постсоветском пространстве. «Нынешняя ситуация всё больше и больше напоминает ситуацию, сложившуюся перед началом Первой мировой. Программы новостей превратились в сводки с фронта, каждый день мы слышим о новых и новых жертвах. Да, пока речь идет о конфликтах локального масштаба, но в милитаристскую риторику втягиваются целые государства, целые военно-политические блоки. Поляризация достигла критической отметки. В разных странах создается и поддерживается средствами массовой информации образ врага. А отсюда — один шаг до объявления войны мирового масштаба».
В связи с этим председатель ОВЦС МП посетовал, что уроки Первой мировой забыты, как забыты и уроки Второй мировой, потери в которой в несколько раз превысили ужасающие цифры столетней давности. При этом цинизм, с которым лидеры ведущих стран мира, ведут сегодня свои страны к конфликту, просто ужасает.
«О „случайностях“ войны, о том, что военные действия неизбежно имеют побочный эффект в виде гибели мирного населения, и сегодня предпочитают не думать, — посетовал архипастырь. — Сброшенная на военный объект бомба может поразить жилые дома, унести жизни стариков, женщин и детей, как это было при бомбардировках Белграда авиацией НАТО.
Ракета, нацеленная на военный самолет, может по ошибке попасть в гражданское воздушное судно, как это, по-видимому, случилось с малайзийским „Боингом“, упавшим в зоне украинского военного конфликта. Никто не взял на себя ответственность за гибель 298 людей, и вряд ли когда-нибудь истинные виновники преступления в нём сознаются. Но стороны противостояния уже использовали этот террористический акт для обвинений в адрес друг друга, громких политических заявлений, призывов к расправе и возмездию».
«Так это было и сто лет назад, когда поводом к войне стал выстрел сербского террориста в австро-венгерского наследника престола. Казалось, ведущие мировые державы только и ждали этого выстрела, чтобы начать всемирную бойню. Каждая из стран, вступавших в войну, надеялась на быструю победу, на блицкриг с минимумом жертв и максимумом дивидендов. И никто не мог просчитать последствий безответственных решений властителей, в итоге потопивших в крови собственное население», — заявил владыка Иларион, с прискорбием заключая, что сегодняшняя ситуация развивается по тому же сценарию.
При этом единственной силой, которая всё ещё призывает к миру и прилагает к этим призывам конкретные миротворческие шаги — это Русская Православная Церковь.
«В гражданской войне Церковь не становится на ту или иную сторону, — заявил глава ОВЦС МП. — Святейший Патриарх Тихон публично осуждал преступления большевистского режима, репрессии против мирного населения, гонения на духовенство и Церковь. Но когда представители белого движения пришли к нему за благословением на борьбу против большевиков, он такого благословения не дал. Верующие православные люди были и среди белых, и среди красных, и Церковь оставалась Матерью для всех, вне зависимости от политической ориентации».
«Когда зимой этого года гражданское противостояние началось на Украине, раскольники и униаты тут же ассоциировали себя с одной из сторон. Каноническая же Украинская Православная Церковь, к которой принадлежит большинство населения страны, не поддержала ни ту, ни другую сторону, так как её чада оказались по обе стороны баррикад. Церковь призывала к мирному решению всех накопившихся проблем и выступала посредником между враждующими сторонами», — напомнил митрополит Иларион.
Сегодня, когда, по словам владыки, братоубийственная война охватила восточные области Украины, «вся многомиллионная и многонациональная Русская Православная Церковь возносит горячую молитву о скорейшем прекращении междоусобной брани, о том, чтобы мир возвратился на благословенную украинскую землю», и «устами Патриарха и Священного Синода неустанно обращает свой голос к власть имущим, призывая остановить военные действия, сесть за стол переговоров».
«Голос Церкви — это голос Божий. Те, кто не хочет прислушаться к нему, идут не только против общечеловеческих ценностей, не только против здравого смысла: они идут против Самого Бога. Но „Бог поругаем не бывает: что человек посеет, то и пожнет“ (Гал. 6:7). Посеяв ненависть и вражду, лидеры ведущих мировых держав, вступивших в Первую мировую войну, пожали смерть и разрушение. Пусть события столетней давности отрезвят тех, кто сегодня призывает к очередному переделу мира, пытаясь решать проблемы военным путем», — заключил митрополит Иларион.
1 августа 2014 г.
Источник: Русская линия