image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Полезны ли спортивные соревнования в жизни христианина? Солодков Андрей Иванович

Все чаще на страницах церковных газет и журналов встречаются публикации о футбольных матчах (и всяких других играх) между приходами, семинариями, духовенством между собой и различными административными структурами


«Все мне позволительно, но не все полезно» 1Кор.6.12

Все чаще на страницах церковных газет и журналов встречаются публикации о футбольных матчах (и всяких других играх) между приходами, семинариями, духовенством между собой и различными административными структурами. Все это подается под видом некоего сближения и открытости Церкви для человека и общества. Даже говорят что футбольные матчи с общественными организациями представителей Церкви – есть одна из форм миссионерства.

Представляю себе, команда ап. Павла сыграла в целях открытости и проповеди Евангелия с командой Ареопага. Звучит смешно. А вот из современных церковных СМИ «Команда воскресной школы храма «Успения Богородицы» со счетом 3:0 одержала победу над командой «Новомучеников и исповедников Российских», не смешно потому, что это реальность наших дней и уже сквозит кощунством. Кощунство не только в неудачной публикации возможно с пропущенным словом «храма», сам факт участия в подобных игрищах уводит человека от главного совершения в жизни временной – дело своего спасения.

Родиной футбола считается Англия, хотя в исторических эпосах и мифах упоминание о игре мяч встречается во многих языческих странах мира. В современном футболе 11-ть человек гоняют мяч по полю в течении 45-ти минут и кто кому больше забьет голов. Слово гол в русском языке от слова голова и действительно не мячи, а головы забивали на заре возникновения футбола. Первоначально вместо мяча была человеческая голова! Потом ее заменили надутым свиным мочевым пузырем. Игра эта была настолько свирепая, что во время ее ломали руки и ноги, били стекла в окнах, крушили лавки — играли-то просто на улицах городов Англии, толпа на толпу.

А когда король Эдуард II в 1314 году запретил такой футбол как социально опасный, заговорщики свергли короля с трона, заключили в замок и убили. Таковы истоки футбола. «Течет ли из одного источника сладкая и горькая вода»? (Иак. 3.11). Каков корень, таковы и плоды. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые». (Мф. 7.17).

Исторически корни и истоки футбола – азарт, погромы, насилие и убийство. Может ли православный христианин увлекаться и вовлекаться в этот поток безумия? Знаменитое изречение «О спорт, ты — мир!» в последнее время все меньше определяет реалии того, что творится на стадионах. Мы давно уже привыкли к побоищам фанатов, вырванным креслам и файерам. Но то, что произошло на футбольном матче в Бразилии вообще не поддается осмыслению. Судья прямо на поле зарезал недовольного решением арбитра игрока, а после уже болельщики растерзали несчастного судью на части. Родственники и друзья раненого футболиста выскочили на поле. Они принялись избивать судью, бросать в него камни. А когда де Силва перестал дышать, они расчленили его тело, отрубили голову и насадили ее на кол. (mk.ru›…article/2013/07/07…otorvali…na-kol-golovu) «Со страхом и трепетом совершайте дело своего спасения, дорожа временем, потому что дни лукавы». (Фил. 2.12)

По видимому у нас много времени, и мы уже не помним или не хотим помнить и знать что: «Прелюбодей и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром, вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становиться врагом Богу» (Иак. 4.4). Не только от участия, но и от хождения на подобные зрелища предостерегают отцы Церкви «Страстный любитель зрелищ… делается неистовым в плотской любви. Посему бегай первого, чтобы не произошло с тобою последнего. Лучше не давать укорениться болезни, нежели исторгать из себя укоренившуюся, что для иных кажется трудно, а для иных и невозможно (Исидор Пелусиот, 62.423.).

Из числа его слушателей бесед свт.Иоанна Златоуста после посещали зрелища, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, лучше же сказать: плач». Он сравнил подобное поведение с прелюбодеянием и недоумевал, почему слушатели приходили к нему за наставлениями, если затем предались подобным нечестивым делам: «…если кто после этого увещания и наставления пойдет на нечестивые и гибельные зрелища, того я не впущу внутрь этой ограды, не сделаю причастником таинств, не позволю ему прикоснуться к священной трапезе; но как пастыри отделяют шелудивых овец от здоровых, чтобы болезнь не распространилась и на прочих, так точно поступлю и я» – строго предупреждал святитель (Цитата с сайта Библиотека Благовещения).

Дух соперничества, желание победы не над страстями, а скорее наоборот страсти как кричат во время матчей комментаторы – накаляются. Присутствуя даже в качестве болельщика, можно заболеть и надолго, духом тщеславия и гордости, духом мести и расплаты. Футбол в Англии стали поощрять массоны, чтоб отвлечь толпу от социальных и политических проблем. Пусть одни играют, а другие смотрят. Вопрос? От чего в Церкви, устраивая такие матчи хотят отвлечь? Если не думали устроители турниров по футболу на эту тему, есть повод к размышлению.

Надвигается языческий ритуал поклонения богам Олимпа. Огонь, воженный после молитвы жрицы обращенной к богам Зевсу и Апполону. И вниз самого глубокого метро его спустили, и по всей стране Российской с ним носятся и в космос доставили, Слава Богу, при вносе через Спасские врата – потух. Снова разгорятся страсти вокруг этого зрелища и игрища в образ подражания языческим богам. Еще один повод обратится к истокам, и понять отношения христианина к сим действиях и вспомнить слова ап. Павла «Не сообразуйтесь с веком сим, а преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтоб вам познавать, что есть воля Божия, благая угодная и совершенная». (Рим.4.2).

 

16 ноября 2013 г.
Источник: БФ «Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева»