image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Русская Церковь: Страсбургский суд должен защитить права христиан

Представитель Московского патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) готов предоставить Страсбургскому суду аргументы в защиту верующих Великобритании, которым запретили открыто носить нательные кресты на работе


Представитель Московского патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) готов предоставить Страсбургскому суду аргументы в защиту верующих Великобритании, которым запретили открыто носить нательные кресты на работе, и надеется, что суд защитит права христиан в Европе. Жалобы сотрудницы British Airways Найди Эвейды и медсестры Ширли Чаплин, уволенных за открытое ношение нательных крестиков, были поданы в Страсбургский суд и находятся на рассмотрении с апреля 2011 года.

Женщины требуют признать, что их свобода открыто исповедовать свою веру была нарушена, что они были подвержены дискриминации на основе религиозных взглядов (9 и 14 статьи Европейской конвенции о правах человека), а национальные суды Великобритании не защитили их права. По прошествии почти года эта история вновь оказалась предметом широких дискуссий в прессе и социальных сетях от Лондона до Москвы. «Я очень надеюсь, что суд примет справедливое решение и защитит право христиан в Великобритании и во всей Европе открыто исповедовать свою веру. Как это уже было в случае с делом Лаутси против Италии, когда одна гражданка этой страны требовала выноса распятий из итальянских школ. Правда, сначала суд встал на ее сторону, но потом под влиянием действий нескольких стран, в том числе и России, пересмотрел это дело и вынес противоположный приговор», – сказал игумен Филипп в интервью РИА Новости.

Он заверил, что представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге будет «внимательно наблюдать за рассмотрением дела» и с помощью доступных средств «искать способы предоставлять аргументы в защиту верующих гражданок Великобритании». Представитель Московского патриархата, ссылаясь на свои источники информации, сообщил также некоторые подробности дела. По его словам, Страсбургский суд, согласно обычной процедуре, затребовал позицию британского правительства, так как именно оно является главным ответчиком по двум жалобам, ее сформулировало министерство иностранных дел Великобритании. «Как стало известно представительству, в позиции Великобритании ношение креста не рассматривается как проявление религиозной деятельности, а снятие креста как условие работодателя не является вмешательством в религиозную деятельность. Также Лондон считает, что ношение креста – это религиозная практика, которая необычна и редко ассоциируется с христианской религиозной практикой», – отметил игумен Филипп.

По его словам, «в правительственной позиции присутствует и другое утверждение: если ношение креста все-таки воспринимать как обоснованную форму исповедания, то никакого вмешательства в это исповедание не было, так как женщины имели свободу уволиться». Собеседник агентства подчеркнул, что в ответе правительства «игнорируется разнообразие позиций среди христиан в отношении ношения креста». «Для православных христиан это обязательно», – добавил он. И в сталинские годы верующие носили кресты, несмотря на то, что за это человека могли расстрелять или сослать в лагеря. «Такие же строгие правила действуют у христиан Восточных нехалкидонских церквей. В Католической церкви также есть устойчивая традиция ношения нательного креста.

В поддержку позиции госпожи Эвейды выступил епископ Рочистера из Англиканской церкви. Сурожская епархия Московского патриархата (объединяющая приходы РПЦ на территории Великобритании и Ирландии) выразила солидарность с ее позицией, а прихожане собирали подписи в ее поддержку. Так с кем же консультировались британские дипломаты, разрабатывая свой ответ Страсбургскому суду?» – отметил собеседник агентства. Он призвал обратить внимание на «духовную сторону происходящего», напомнив, что 18 марта началась Крестопоклонная неделя Великого поста. «Церковь напоминает, что именно через крестную смерть Спаситель победил зло, смерть и диавола.

А правительство Великобритании утверждает, что ношение нательного креста не является обязательным для исповедания христианской веры», – добавил игумен. По его словам, несмотря на всю «спокойность» заявления британских властей, «поражает его безапелляционность и, можно даже сказать, агрессивность». «Люди не только сами не верят в силу Креста, но и свое неверие силой государственной власти хотят навязать верующим. Руководство авиакомпании и больницы, откуда были уволены женщины, а теперь еще и британское правительство, считают, что крест – разновидность украшений», – сказал отец Филипп. Уважая свободу других, он допускает, что «неверующие имеют право так считать лично».

«Но, когда на основании этой причины люди, облеченные властью, заставляют верующих спрятать крест или его снять, то они вынуждают принимать верующих граждан их собственное обмирщенное представление о кресте. Более того, они свое частное мнение делают обязательным для других членов общества. В данном случае не только христиане оказываются жертвами. К символу любой другой религии может быть применено такое же отношение», – предостерег игумен Филипп.

По его словам, бывший архиепископ Кентерберийский лорд Кэри, комментируя происходящее в Великобритании, назвал это дискриминацией и подчеркнул, что если не защищать свои права, то дискриминация может оказаться прелюдией к чему-то более серьезному, не исключая гонений. «Например, одновременно с заявлениями по поводу открытого ношения крестов, он (лорд Кэрри), а также другие христианские и общественные деятели Великобритании, обращают внимание на навязывание сексуального воспитания в школах детям с 5 лет, требование атеистов закрыть религиозные школы, увольнения сотрудников компаний за их традиционные взгляды на семью», – сказал представитель РПЦ при Совете Европы. Он убежден, что «это может приводить только к нарушению мира в обществе и его дестабилизации».

21 марта 2012 г.
Источник: Седмица.RU